LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Наряду с региональным исследованием рабочей группой были проведены выборочные замеры в ряде школ ЮАО г. Москвы. В Приложении в Таблице № 6 приводится сравнительный анализ полученных данных.
Рабочая группа, проанализировав фактическое распределение рабочего времени учителей по школам г. Москвы, пришла к выводу, что цифра 62 часа недельной нагрузки, полученная в результате регионального обследования, является в среднем завышенной. Причем наиболее значимое превышение связано с оценкой времени, затрачиваемого на подготовку к урокам (строка 4 Таблицы № 6 - 5.8 час/нед.) и проверку тетрадей (строка 2 Таблицы № 6 - 4.3 час/нед.). Кроме того, из расчетов по московским школам исключены часы классного руководства (оформленные, как правило, в рамках внутреннего совместительства) и повышение квалификации вне школы. С учетом этого результаты, полученные в ходе регионального исследования и в ходе выборочного обследования московских школ, могут быть признаны хорошо сопоставимыми и достаточными для обоснования новой схемы нормирования рабочего времени учителя.

Исходя из анализа фактического рабочего времени учителя, структуру его деятельности можно разложить по следующим четырем укрупненным группам:
* учебная (урочная) работа в соответствии с учебным планом;
* внеурочная педагогическая работа с учащимися (в т.ч. индивидуальная работа);
* работа по подготовке и обеспечению учебного процесса, включая повышение квалификации;
* организационно-педагогическая деятельность.

Первые две позиции могут быть объединены термином "педагогическая работа".
Итак, в среднем
* урочная деятельность занимает 18 часов в неделю, или 45 % всего рабочего времени;
* внеурочная педагогическая деятельность - 7 часов, или 17,5 %;
* работа по подготовке и обеспечению учебного процесса - 10 часов, или 25 %;
* организационно-педагогическая деятельность - 5 часов, или 12,5 % рабочего времени учителя.


b) Новая схема нормирования рабочего времени учителя

1) Экспертные разработки нормирования структуры рабочего времени учителей и проведенные обследования позволяют представить эту структуру в нижеследующем виде (см. табл. 7).
Схема иллюстрирует общую идею - включение е всех педагогических (воспитательных, развивающих, внеурочных, внешкольных и др.) видов работы учителя в число его служебных обязанностей и, соответственно, оплату из штатного оклада. Эта работа относительно нормируема, хотя в менее жесткой форме, чем урочная деятельность. Тем самым совершается последовательный отход от сегодняшней деформированной ситуации, когда внеурочная деятельность (в т.ч.воспитание) "не тарифицируется". Попутно устраняется отмеченная выше диспропорция в отношении учителей начальных классов.
2) Следует обратить внимание на то, что администрации школы предложенной схемой предоставляется право, с учетом конкретной ситуации в школе, менять цифры фактической годовой нагрузки учителя (и, соответственно, для урочной нагрузки - привычные недельные цифры объема уроков) в большую или меньшую сторону до 20%. Урочная нагрузка учителя на штатном окладе ("ставке") может варьироваться от 14 до 22 часов - без изменения зарплаты, ибо во всяком случае учитель оплачивается из расчета штатного оклада.
При этом администрация обязана обеспечить учителя, имеющего меньший объем уроков, примерно пропорциональной занятостью во внеурочных сферах деятельности школы (кружки, занятия с отстающими, выезды на экскурсии, работа с родителями и т.д.). У учителя, имеющего в данной четверти (году, полугодии, триместре) относительно бо?льшую урочную нагрузку, администрация пропорционально снимает внеурочные виды работы. Тем самым реализуется важнейшая идея балансирования общей нагрузки учителя между урочными и внеурочными видами деятельности при стремлении привести суммарную педагогическую (урочную и внеурочную) учебную нагрузку к объему 900-950 часов в год (при пересчете на учебные недели - 25 часов в неделю) В ряде случаев администрации школы дается право мотивированно снижать суммарную учебную нагрузку (пример: молодые учителя, руководители методических объединений и др. - см. ниже).
Учет внеурочной нагрузки учителя ведется не по недельному графику, а нарастающим итогом суммарно за год.
При этом становятся вполне возможны и иные необходимые нововведения. Например, школа может (а) дать возможность молодым учителям иметь меньшую нагрузку (у них реально больше подготовки); (б) дать возможность опытным учителям уменьшать нагрузку за счет методической работы (и, скажем, курировать молодых педагогов), как части их функционала; учитывать в балансировании объемов рабочего времени учителей разных предметов разное время на проверку тетрадей (напр., для учителя русского языка и физкультуры) и т.д.
3) В фонде заработной платы должна быть предусмотрена некоторая доля (напр., 10% от общего фонда), которую школа может расходовать на привлечение сторонних совместителей (напр., на 4 часа в неделю, на 9 часов в неделю и т.д.). Тем самым обеспечивается возможность закрытия прогнозируемых "дыр" в штатном составе, что, безусловно, в ряде школ будет иметь место всегда, также и при переходе на штатно-окладную систему.
Иначе говоря, учитель либо берется в школу на оклад (как бухгалтер в школу, доцент в вуз или научный сотрудник в НИИ), либо на условиях почасовой оплаты или по совместительству. При этом оплата работы за час может быть порой и выше, чем пропорциональная оплата учителя, но при этом совместитель не имеет положенных учителю социальных льгот (удлиненный отпуск, пенсия по выслуге лет и проч.).
4) Предложенный подход предполагает сохранение фиксированных надбавок для классных руководителей, установление отдельных штатных единиц и окладов для воспитателей ГПД.
5) Концепция предусматривает планирование и оплату определенного объема организационно-педагогической деятельности (из условия расчетной величины 5 часов в течение 42 рабочих недель). Допускаются мотивированные незначительные отклонения от этой цифры, связанные с особенностями организации работы конкретного учителя. В целом же предлагается считать, что собранные в данном разделе виды деятельности являются в одинаковой мере неотъемлемой частью работы всех педагогов.
6) Концепция предлагает значительную вариативность при планировании временных затрат на подготовку и обеспечение учебного процесса. Она обусловлена как различным объемом работ по проверке письменных заданий и подготовке к урокам учителей различных специальностей, так и различной степенью включенности конкретных педагогов в методическую работу внутри школы. В ряде случае Концепция даже предусматривает увеличение доли рабочего времени, планируемого на подготовку и обеспечение учебного процесса, за счет уменьшения внеурочной учебной нагрузки (например, в случае опытных учителей - руководителей метод. объединений или молодых учителей, только начинающих работать в школе).



c) Схема-таблица рабочего времени учителя (при переходе на штатно-окладную систему)
Таблица 7


Позиция
Объем (в год)
Объем (в год)
Пояснение
Примечания
2
3
4
5
6
1.
Общее рабочее время
1500 час7.
1500 час.
36 час./нед. х 42 рабочих недели8
Конкретизируется в годовом плане работы (учитель обязан выработать)
2.
Расчетный объем урочной работы по учебному плану
630 час.
18 час./нед. х 35 учебных недель9
Расчетная величина

При максимальной урочной нагрузке
При минимальной урочной нагрузке




3.
Объем урочной работы по учебному плану
770 час.
490 час.
22 час./нед. х 35 учебных недель (при максимальной нагрузке); 14 час./нед. х 35 учебных недель (при минимальной нагрузке)
Регламентируется нормативно (на год)
4.
Расчетный объем учебной нагрузки (педагогической работы) (одновременно - верхний предел), включая:
- урочную работу;
- индивидуальные и групповые занятия, консультации, собеседования;
- занятия по ликвидации пробелов в знаниях;
- занятия с детьми с повышенной мотивацией;
- экскурсии и др. внешкольная работа с детьми;
- внеурочная работа по предмету (пред. недели, олимпиады, марафоны, научно-исследовательская работа с уч-ся и т.д.)
- замены уроков;
- тестирование, зачеты, экзамены, аттестация, экзаменационные консультации.
900 час.
950 час.
3 час./нед10. х 42 рабочих недели + строка 3 (при максимальной нагрузке)
11 час./нед11. х 42 рабочих недели + строка 3 (при минимальной нагрузке)
Т.о. расчетный объем суммарной учебной нагрузки (объем педагогической работы) в течение учебных недель не превышает 25 часов. Данная цифра получена на основе экспертных оценок директоров школ и анализа результатов регионального исследования. Регламентируется законодательно, как верхний предел (требуется изменение в Типовое положение об общеобразовательном учреждении). В ряде случаев, прежде всего для организации работы по подготовке и обеспечению учебного процесса, строка 4 м.б. уменьшена для конкретных педагогов (например, председателей метод. объединений) и "освободившиеся" часы переброшены в строку 6.

Нижний предел внеурочной педагогической работы (все подпункты п. 4 помимо урочной работы)
От 126 час.
3 час. нед. х 42 уч. недели
Обязательная педагогическая работа для должности учителя, помимо урочной по учебному плану (предлагается ввести изменением в Типовое положение)
5.
Расчетный объем организационно-педагогической деятельности, включая:
- педагогические советы;
- семинары, совещания, планерки;
- дежурства;
- работу с родителями;
- посещение уроков других учителей;
- самообразование и повышение квалификации.
210 час.
В среднем, 5 час./нед. х 42 уч. недели
Допускаются незначительные отклонения от данной цифры, т.к. перечисленные виды деятельности входят в число должностных обязанностей всякого учителя.
6.
Расчетный объем работы по подготовке и обеспечению учебного процесса, включая:
- проверку письменных работ;
- подготовку к урокам;
- методическую работу;
- работу по учебным кабинетам.
От 385 час.
От 385 час.
В среднем, ˜ от 11 час./нед. (при планировании для учебных недель), или ˜ 9,3 час./нед. (при планировании для рабочих недель)12
При условии полной выработки объема времени по п. 3.

Необходимые комментарии к таблице 7

Максимальная/минимальная урочная нагрузка
Если при определении расчетного объема урочной нагрузки предлагалось исходить в целом из существующих нормативов (ставка учителя-предметника), то цифры максимального и минимального объема необходимо было, с одной стороны, вывести из логики новой СОТ, с другой стороны, из проблематики перехода от старой системы оплаты к новой. В этой связи результаты регионального исследования и выборочное обследование, проведенное в ряде школ ЮАО г. Москвы показали, что предложенная "вилка" 14-22 часа в неделю в основном позволяет перейти на новую штатно-окладную систему при существующем распределении учебной нагрузки.

Строка 4а. Нижний предел внеурочной педагогической работы
Материалы регионального исследования, затрагивавшие различные аспекты внеурочной педагогической работы (индивидуальные и групповые консультации, занятия с неуспевающими и одаренными детьми, экскурсии и другая внешкольная работа, прием экзаменов и т.д. и собранные в строках 5-7, 14, 15, 19, 21, показывают, что внеурочная работа в среднем занимает прибл. 16 % в общем объеме затрат рабочего времени. При этом ясно, что все оценки являются лишь приблизительными, поскольку данный вид деятельности относится к категории относительного нормируемых. - В Концепции предлагается установить нижний предел (объем внеурочной педагогической деятельности, вменяемой в обязанность всем педагогам) в размере 7% (3 часа в неделю) и предоставить администрации школы возможность догрузки данным видом деятельности до верхнего предела (строка 4) учителей, имеющих относительно невысокий объем урочной работы.

Строка 5 (Расчетный объем организационно-педагогической деятельности)
Предложенная в Концепции величина в 210 часов в год (приблизительно 12 %) является вполне обоснованной и довольно точно согласуется с результатами регионального исследования. Это связано с особенностями планирования и распределения данного вида деятельности в течение учебного года. Представляется принципиально важным предоставить администрации школы возможность распределения выделенных по этой позиции часов неравномерно, планируя нерегулярную часть организационно-педагогической деятельности на неучебные (каникулярные) недели.

Строка 6 (Расчетный объем работы по подготовке и обеспечению учебного процесса)
Результаты регионального исследования выявили довольно высокую долю данного вида деятельности (около трети общего объема) в совокупном рабочем времени учителя. В Концепции предлагается следующий гибкий механизм решения возникающей проблемы:
- Установление относительно невысокой расчетной цифры (от 385 часов в год = приблизительно 25%).
- Закрепление за администрацией школы права значительно варьировать (в.т.ч. увеличивать) в рамках годового плана затраты конкретного учителя по данному виду деятельности, связанные с подготовкой и обеспечением учебного процесса (подготовка к урокам, работа с тетрадями) в зависимости от специальности (учителя филологии, математики и т.д.) за счет других аспектов его деятельности.
- Увеличение планируемых затрат в зависимости от конкретного перераспределения должностных обязанностей в рамках педагогического коллектива и возложения на определенных учителей особых задач по обеспечению учебного процесса (организация методической работы, заведование учебным кабинетом, обязанности по курированию молодых специалистов и т.д.)

d) Годовой рабочий план учителя
Новая штатно-окладная система оплаты труда учителей предполагает реализацию новых подходов в учете их рабочего времени (аналогично тому, как это делается в вузах), из расчета на год. Главным здесь является, во-первых, балансирование между урочной и неурочной деятельность в составе педагогической работы учителя, а также балансирование между непосредственно педагогической и иными видами деятельности педагога (работа по подготовке и обеспечению учебного процесса, организационно-педагогическая деятельность). Непосредственное регулирование и взаимное балансирование всех этих видов работы учителя осуществляет администрация школы. В качестве примера приведем варианты годовых рабочих планов учителей, составленных исходя из реальной ситуации конкретной московской школы.

Таблица 8

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

№ п/п
Позиция
Объем часов в год
Пояснения
1
ОБЩЕЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ В ГОД
1500 часов
36ч/н х 42р/н
2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

- Урочная деятельность;
- школьный компонент, факультатив;
- аттестация, экзамены;
- неуспевающие, условно переведенные;
- замены уроков;
- экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися
952 часов

490 часов
252 часов

210 часов

25ч/н х 35у/н

14ч/н х 35 у/н
6 ч/н х 42 р/н

5 ч/н х 42 р/н
3


3.1. Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса:
- подготовка к урокам;
- проверка письменных работ

3.2. Организационно-педагогическая деятельность:
- методическая работа, в т.ч. посещение уроков;
- педагогические советы;
- семинары;
- совещания, планерки;
- составление отчетов;
- работа с родителями


335 часов

245 часов
90 часов

210 часов
35 часов
35 часов
35 часов
35 часов
35 часов
35 часов




7 ч/н


210=5ч/н х 42 нед.




Итого:
1497 часов

Примечание. Данный учитель, имеющий относительно невысокую урочную нагрузку, может в среднем 11 часов в неделю привлекаться на такие часы педагогической работы, как работа с неуспевающими, замены, внешкольная работа.





Таблица 9

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ, МХК

№ п/п
Позиция
Объем часов в год
Пояснения
1
ОБЩЕЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ В ГОД
1500 часов
36ч/н х 42р/н
2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

- урочная деятельность;
- школьный компонент;
- аттестация, экзамены;
- неуспевающие, условно переведенные;
- замены уроков;
- экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися
728

560 часов

168 часов



16ч/н х 35 у/н


4 ч/нх42р/н
3
3.1. Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса:
- подготовка к урокам;
- проверка письменных работ;
- заведование учебным кабинетом;
- методическая работа
3.2. Организационно-педагогическая деятельность:
- педагогические советы;
- методические советы;
- семинары;
- совещания;
- планерки;
- составление отчетов
- дежурство;
- работа с родителями;
- посещение уроков

560 часов
150 часов
200 часов
70 часов
140 часов
210 часов






5 ч/н х 42 нед
Итого
1498 часов

Примечание: В данном случае урочная нагрузка учителя невысока (16 часов в неделю). К ней прибавляется работа по ликвидации пробелов в знаниях (4 часа в неделю) , а также значительное время (140 часов) запланировано на руководство и организацию работы методического объединения.


Таблица 10

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

№ п/п
Позиция
Объем часов в год
Пояснения
1
ОБЩЕЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ В ГОД
1500 часов
36ч/н х 42р/н
2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

- урочная деятельность;
- школьный компонент;
- аттестация, экзамены;
- неуспевающие, условно переведенные;
- замены уроков;
- экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися
1050 часов

770 часов
126 часов


25ч/н х 42р/н

22ч/н х 35у/н
3 ч/н х 42 р/н


3
3.1. Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса:
- подготовка к урокам;
- проверка письменных работ;
- заведование учебным кабинетом;
- методическая работа

3.2. Организационно-педагогическая деятельность:
- педагогические советы;
- методические советы;
- семинары;
- совещания;
- планерки;
- составление отчетов
- дежурство;
- работа с родителями;
- посещение уроков

390 часов





210 часов







5 ч/н

Примечание: В данной таблице приведена структура рабочего времени учителя с максимальной возможной урочной нагрузкой.







2.5. Штатно-окладная система в контексте общего перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования

В настоящее время разрабатываются предложения по реформированию организации оплаты труда в бюджетной сфере, предусматривающие отказ от Единой тарифной сетки и переход на отраслевые системы оплаты труда. Основными общими задачами новой отраслевой системы организации заработной платы в сфере образования являются:
1. Определение обоснованных соотношений в уровнях оплаты труда различных категорий работников.
2. Разработка способов учета в организации оплаты труда качественных показателей работы.
3. Установление меры труда путем его нормирования.
Первая и вторая задачи решаются путем разработки тарифной системы оплаты труда, прежде всего, по должностям педагогических работников и поощрительных систем оплаты труда за счет надтарифного фонда.
Третья задача решается путем пересмотра (при необходимости) продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.
В настоящее время в рамках отраслевой системы оплаты труда работников образования разработана тарифная система оплаты труда педагогических работников, а также принципы формирования надтарифной части. В сфере общего образования ставки заработной платы (оклады) педагогических работников дифференцируются в зависимости от уровня образования, стажа педагогической работы и занимаемой должности. При этом предусматривается, в целом, увеличение средней заработной платы примерно в 2 раза.
Предложения по отраслевой системе оплаты труда работников образования первоначально были подготовлены в соответствии с традиционно принятыми нормами труда педагогических работников.
Пересмотр структуры норм часов педагогической работы за ставку заработной платы (оклад) и перевод учителей на штатно-окладную систему не затрагивает принципиальных позиций сформированной отраслевой системы оплаты труда в образовании и может быть осуществлен в ее рамках, как одна из ключевых составных частей. Отдельные уточнения могут касаться вопросов формирования надтарифного фонда. Так, при включении в структуру рабочего времени учителя за оклад таких функций, как проверка тетрадей, заведование кабинетами, эти позиции должны быть исключены из надтарифного фонда. При этом представляется необходимым размер надтарифа (доплат к основному окладу) сохранить не в меньших размерах, чем в настоящее время.


2.6. Изменение норм труда иных педагогических работников (в связи с введением штатно-окладной системы оплаты труда учителей)
Необходимой составляющей перехода к штатно-окладной системе оплаты труда в сфере общего образования является изменение норм труда не только учителей (являющихся основной, системообразующей категорией работников в этой сфере), но и по должностям иных педагогических работников.
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 установлено 18 часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) не только учителям, но и следующим категориям педагогических работников:

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign