LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Приложение
к решению городской Думы
от 26.10.2005 №509-III ГД












КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
И ПРЕСТУПНОСТИ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ
НА 2006-2010 ГОДЫ





















СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы
3
Преамбула
7
1. Анализ криминогенной ситуации и существующая система профилактической работы по предотвращению преступлений и правонарушений


9
1.1. Общая оценка криминогенной ситуации в городе Сургуте
9
1.1.1. Динамика правонарушений и преступности
9
1.1.2. Динамика групповой преступности
12
1.1.3. Причины сохранения относительно высокого уровня правонарушений и преступности

19
1.1.4. Характеристика основных групп риска
21
1.2. Система и ресурсы профилактической работы в городе
23
2. Цели и приоритеты Программы
33
3. Основные направления профилактики правонарушений
и преступности на 2006-2010 годы
35
3.1. Обеспечение безопасности личности
35
3.2. Занятость подростков и молодежи города
37
4. Организационное обеспечение осуществления Программы
40
4.1. Кадровое обеспечение реализации проектов Программы
40
4.2. Мониторинг эффективности результатов Программы и ее критерии

41
4.3. Информационно-рекламное сопровождение Программы
42
4.4. Управление Программой и функции координационного совета
45
5. Основные программные мероприятия
47


Паспорт Программы

Наименование
Программы

* комплексная программа по профилактике правонарушений и преступности в городе Сургуте на 2006-2010 годы
Заказчик
Программы

* Администрация города Сургута
Основания для разработки Программы


* Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение городской Думы от 30.09.2004 №368-III ГД
Авторы
Программы

* эксперты Сургутского государственного университета, руководители и специалисты учреждений и организаций социальной сферы города, культуры, молодежной политики и спорта, образования, специалисты управления внутренних дел, структурных подразделений Администрации города
Исполнители
Программы

* муниципальные учреждения, общественные организации, предприятия города, правоохранительные органы
Цели
Программы





Задачи Программы

* мобилизация резервов правоохранительных органов и органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений, организаций, населения города и стимулирование эффективной системы действий, направленной на снижение уровня правонарушений и преступности в городе

* консолидация образовательных, воспитательных, культурных, информационных ресурсов местного сообщества в систему профилактических мер, направленных на обеспечение безопасности личности, охрану прав детей и подростков и повышение уровня правосознания населения;
* контроль над криминальной ситуацией, повышение эффективности борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом оружия, наркотиков, поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений, контроля за миграционными процессами;
* более полное использование имеющихся ресурсов и возможностей, сохранение и закрепление профессионального кадрового ядра правоохранительных органов, обеспечение правовых, социальных, материальных, морально-психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников и членов их семей, повышение социального статуса сотрудников и престижности работы в правоохранительных органах в рамках законодательно установленных полномочий;
* совершенствование материально-технической базы правоохранительных органов;
* обеспечение экономической безопасности города путем противодействия различным формам посягательств на собственность, независимо от ее формы, усиление контроля в финансово-кредитной и банковской сферах, за производством и реализацией продукции;
* улучшение межведомственного взаимодействия, снижение темпов прироста и доли тяжких преступлений, повышение их раскрываемости, мобилизация всех сил и средств правоохранительных органов, других ведомств, дислоцированных на территории города, в борьбе с преступностью;
* создание системы социальной адаптации групп риска, склонных к совершению правонарушений или выступающих объектами преступных действий;
* сокращение количества несовершеннолетних и молодежи, необучающихся и неработающих, за счет развития системы занятости, в том числе трудовой и досуговой деятельности;
* обеспечение общественной и личной безопасности, повышение ответственности органов власти за организацию и результаты борьбы с преступностью, охраны правопорядка, борьба с детской преступностью и безнадзорностью;
* повышение доверия населения города к работе правоохранительных и контролирующих органов, формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной деятельности и результатах борьбы с преступностью, укрепление учетно-регистрационной, служебной дисциплины и законности в правоохранительных органах;
* создание единой системы подготовки кадров для работы с молодежью, а также социальных молодежных работников, волонтеров для осуществления воспитательного сопровождения, патронажа и контроля за поведением несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
* совершенствование системы летнего организованного досуга и отдыха для несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
* создание системы информационно-рекламного сопровождения борьбы с правонарушениями и преступностью
Сроки реализации Программы


* 2006-2010 годы

Объемы и источники
финансирования Программы



* объем финансирования Программы составляет 1191690,6 тыс. рублей за счет бюджета города, в том числе:
- 2006 год - 247968,5 тыс.рублей,
- 2007 год - 235705,5 тыс.рублей,
- 2008 год - 228453,03 тыс.рублей,
- 2009 год - 233971,8 тыс.рублей,
- 2010 год - 245591,8 тыс.рублей.
Указанные объемы финансирования ежегодно подлежат уточнению, исходя из утверждаемых бюджетов в рамках законодательно установленных полномочий
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
* снижение уровня преступности и правонарушений, общего числа зарегистрированных на территории города преступлений;
* повышение степени безопасности населения, уровня правосознания горожан, оздоровление обстановки в общественных местах и на улицах;
* снижение численности групп риска;
* качественные изменения в понимании различными слоями общественности города факторов, угрожающих социальной и индивидуальной безопасности;
* повышение правосознания населения города;
- повышение доверия населения к правоохранительным органам, максимальное обеспечение прав и законных интересов граждан
Система контроля за исполнением Программы



* отчеты координационного совета по выполнению Программы;
* мониторинг эффективности результатов Программы


Преамбула

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 12.02.1993 №209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации", Устав города Сургута относят профилактику правонарушений, правовое воспитание граждан и охрану общественного порядка к числу полномочий местного самоуправления. Таким образом, местное сообщество отнесено к субъектам, способным наряду с органами внутренних дел осуществлять на муниципальном уровне эффективную политику противодействия правонарушениям и преступности.
К числу предпосылок эффективности данной политики следует отнести:
* объективную заинтересованность населения местного сообщества в поддержании правопорядка и обеспечении безопасности личности на территории муниципального образования;
* наличие ресурсов, необходимых для профилактики и предотвращения правонарушений и преступлений;
* координацию деятельности муниципальных учреждений, общественных организаций, населения по профилактике преступности и правонарушений, охране общественного порядка.
Предлагаемая программа профилактики правонарушений и преступности, выполняя координирующую функцию, выступает важной частью последнего из указанных условий эффективности.
Актуальность данной Программы объясняется определенными специфическими проблемами, дополнительно способствующими ее криминализации в силу некоторых экономических, географических и исторических особенностей формирования городской среды Сургута.
Во-первых, это привлекательность территории для организованной преступности в силу обращения больших объемов денежной массы. Борьба с организованной преступностью является прерогативой специализированных органов, а не местного сообщества, но местное самоуправление должно разработать профилактические меры, способные обезопасить население, особенно молодежь, от негативных влияний и вовлечения в преступную среду.
Во-вторых, Сургут выступает городом, привлекательным для мигрантов. Это вызывает неоднозначные, в том числе и негативные последствия. Среди мигрантов определенную долю составляют преступные элементы. Другая часть мигрантов, в силу социально-экономического неблагополучия и отсутствия психологической самоидентификации с местным сообществом, обладает значительным криминальным потенциалом. Наконец, значительную долю из числа незаконных мигрантов составляют люди без определенного места жительства, являющиеся как источником преступности, так и наиболее уязвимым для нее объектом. Дополнительной проблемой выступает наличие среди мигрантов значительной доли детей и подростков, не включенных в систему образования.
В-третьих, дают о себе знать негативные тенденции в общественном сознании горожан как следствие пресловутого стиля жизни "временщиков". Такой стиль жизни, ориентированный на потребительское отношение к ценностям культуры, и отсутствие установок на собственное творческое саморазвитие, самореализацию хотя и не осознается людьми, но вызывает внутреннюю неудовлетворенность и личностные кризисы, что выступает одной из существенных причин кризисных явлений местного социума, связанных с наркоманией, суицидами, алкоголизмом, насилием в семье. Это создает питательную среду для правонарушений и преступлений. Однако в последнее десятилетие в сознании и поведении населения произошли существенные позитивные изменения. Формируется психологическая установка на самоидентификацию с местным сообществом, повысилась общая культура горожан, усилилось чувство ответственности за себя и свою семью. Тем не менее, рецидивы отрицательных явлений в сфере сознания по-прежнему дают о себе знать. Это выражается, в первую очередь, в двух негативных факторах. Первый связан с недостаточно развитым правовым сознанием населения. Второй выражается в недостаточном внимании и времени, уделяемом родителями воспитанию и проблемам детей.
Для решения указанных проблем возникла необходимость разработки программы, координирующей деятельность по профилактике правонарушений и преступности. Структура предлагаемой программы включает два раздела:
* анализ ситуации с преступностью и правонарушениями и их профилактикой;
* основные программные мероприятия.

1. Анализ криминогенной ситуации и существующая система профилактической работы по предотвращению преступлений и правонарушений

1.1. Общая оценка криминогенной ситуации в городе Сургуте

1.1.1. Динамика правонарушений и преступности
Динамика преступности в городе имеет тенденцию к возрастанию. По данным управления внутренних дел (УВД) города Сургута с 2001 по 2004 год прирост уровня преступности составил 54,9%. За этот же период уровень преступности на 10 тысяч населения вырос с 285,5 до 428,9 преступлений. Доля тяжких преступлений в общей структуре преступности увеличилась и составила 84,3%.

Соотношение уровня преступности и численности населения
Таблица 1

2001
год
+/-абс.
+/-%
2002 год
+/-абс.
+/-%
2003 год
+/-абс.
+/-%
2004 год
+/-абс.
+/-%
Население
287968
3575
1,3
292741
4773
1,7
294919
2178
0,7
296914
1995
0,6
Уровень преступ-ности на 10 тыс. населения
285,5
27,6
10,7
332,3
46,8
16,4
397,5
65,2
19,9
428,9
31,4
7,9

Принятые в 2004 году меры позволили в целом сохранить контроль за состоянием оперативной обстановки в городе, снизились темпы прироста числа зарегистрированных преступлений. Если за 1 полугодие 2004 года зарегистрированный рост числа преступлений составлял 14,3%, то по итогам года - 8,6% (с 11723 до 12736). По-прежнему доля Сургута по зарегистрированным преступлениям в округе остается наиболее высокой - 29,8 % (2003 год - 29,6%). Уровень преступности на 10 тысяч населения по городу составил 428,9 (2003год - 397,6).
Диаграмма 1. Динамика преступности по Сургуту

Наиболее актуальной проблемой борьбы с преступностью на территории города остается обеспечение надежной защиты граждан от преступных посягательств на их имущество. Рост имущественных преступлений составил 13,7% (с 7399 до 8413). При этом удельный вес расследованных имущественных преступлений составил 21,2% (2003 год -20,2). Из числа имущественных преступлений 63,6% составляют кражи (2003 год - 66,7%).

В 2004 году количество краж выросло на 8,5% (с 4933 до 5351), прогнозируется их дальнейший рост. В 2004 году продолжился рост таких опасных преступных посягательств корыстной направленности, как грабежи на 21,5% (с 1066 до 1295).
Наибольшая часть грабежей от числа законченных производством уголовных дел была совершена ранее судимыми (42,9%), в группе совершено (19,8%), в числе организованной (0%), в состоянии опьянения (19,4%), с участием несовершеннолетних (8,6%).
Несмотря на количественное снижение доли преступлений против личности в общей структуре преступлений с 17,4% до 14,7%, отмечается усиление агрессивности и жестокости совершаемых деяний.
Диаграмма 2. Структура преступлений против личности (в процентах)
Преобладающую роль в структуре преступлений против личности составляют такие преступления, как угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (15%) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (13%).

Преступность в общественных местах и на улицах города за 2004 год по сравнению с аналогичным периодом 2003 года выросла на 45% (с 3901 до 5656) и на 35,9% (с 3524 до 4788) соответственно, что составляет 44,4% и 37,6% от всех зарегистрированных преступлений. Возросло количество грабежей на 61% (с 608 до 979), разбоев на 60,2% (с 257 до 298), краж на 30,2% (с 1918 до 2497). В то же время уменьшилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с неправомерным завладением транспортом на 8,8 % (с 399 до 364), сократилось число фактов уличного хулиганства на 23,6% (с 267 до 204).


Диаграмма 3. Динамика преступлений, совершенных в общественных местах
и на улицах города

















Диаграмма 4. Структура уличной преступности (в процентах)

Сохраняется проблема бытовой преступности. Несмотря на то, что преступления на бытовой почве раскрываются, как правило, по "горячим следам". В 2004 году удельный вес расследованных преступлений, связанных с убийствами в быту, составил 100% (2003 год - 100%), с причинением тяжкого вреда здоровью на бытовой почве - 95 % против 92,3 % в 2003 году.
Количество установленных лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, составило 656 человек (2003 год - 765), в состоянии наркотического и токсического возбуждения - 28 человек (2003 год - 33).
Неэффективность системы социальной реабилитации, трудового и бытового устройства лиц, несмотря на численное снижение количества преступлений ранее совершавшими, повлекла рост их удельного веса от числа раскрытых с 38,2% до 38,7%. Данная категория населения более других ориентирована на совершение тяжких и особо тяжких преступлений, где их доля составляет 33,1% от общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Число женщин, совершивших преступления, существенно сократилось (с 906 до 424), что составляет 13,4 % от всех лиц, выявленных за совершение преступлений (78 - кражи чужого имущества, 85 - преступления, связанные с наркотиками).

1.1.2.Динамика групповой преступности

В целом групповая преступность по городу возросла на 5,9% (с 538 до 572).
Диаграмма 5. Динамика групповой преступности

Количество преступлений, совершенных организованными группами, в течение пяти лет колебалось от 15 до 65.
Особенное беспокойство вызывают преступления, совершенные несовершеннолетними в группах.








Диаграмма 6. Динамика групповой преступности среди несовершеннолетних

По России показатель групповой подростковой преступности на протяжении ряда лет в 2-3 раза превышает по значению этот показатель среди взрослых. Динамика групповых преступлений в Сургуте остается стабильной.
Характерно наличие криминальных групп с участием подростков, лидерами которых являются взрослые. В среднем число таких групп преобладает над числом криминогенных групп, состоящих из одних несовершеннолетних.
Диаграмма 7. Профилактическая работа отделения по делам несовершеннолетних УВД города Сургута по разобщению преступных группировок

Сведения о работе инспекторов по делам несовершеннолетних городского отделения милиции по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних на территории города Сургута

Таблица 2

2000
год
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
Поставлено на учет несовершеннолетних
499
503
466
384
436
Состоящих на учете несовершеннолетних
483
477
427
457
449
Доставлено несовершеннолетних
2561
2120
2112
1956
1939

Наблюдается недостаток информации о неформальных уличных сообществах молодежи, в частности, сведений об экстремистски настроенных молодежных группах, запрещенных религиозных объединениях (сектах), их агрессивности и криминальной активности. Общий рост национализма и экстремизма среди молодежи на фоне социальных проблем (образование, занятость, досуг и др.) позволяет сделать прогноз о том, что в ближайшие годы число экстремистско-криминальных молодежных организаций может значительно возрасти и пробелы в профилактической работе в отношении этих группировок недопустимы.
Таким образом, несмотря на принимаемые меры по профилактике правонарушений и преступности, сохраняется их достаточно высокий уровень. Особенно неблагоприятным фактором является сохранение такого уровня в молодежной среде.
Так по данным УВД города Сургута количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, в среднем за пять лет составило 419 в год. Характер динамики нестабилен.
Диаграмма 8. Динамика преступлений, совершенных несовершеннолетними
подростками (с данными за I квартал 2005 года)

Значительная часть несовершеннолетних привлекается к условной мере наказания за совершение общественно опасных деяний, хотя большое распространение среди подростков получают такие серьезные преступления, как кражи, грабежи, хулиганство, угон автотранспорта. В общей структуре преступлений несовершеннолетних в 2004 году (по сравнению с 2003 годом) количество краж увеличилось с 76 до 124 (на 38,7%), грабежей - с 44 до 79 (на 44,3%), разбоев - с 5 до 26 случаев (на 80,8%). Увеличилось количество тяжких преступлений.
Диаграмма 9. Динамика преступлений среди несовершеннолетних по видам
Самый большой рост административных правонарушений, совершенных самими подростками, пришелся на 2001 год, особенно в части распития алкогольной продукции и появления в общественных местах в состоянии опьянения.
Диаграмма 10. Динамика административных правонарушений несовершеннолетних

Достаточно сложной остается ситуация с правонарушениями, за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних наибольшее количество протоколов составлено в части ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Диаграмма 11. Динамика административных правонарушений,
совершенных в отношении несовершеннолетних
Количество несовершеннолетних, переданных в учреждения соцобеспечения, выросло более чем в два раза за последние четыре года - от 50 человек в 2000 году до 121 в 2004 году.

В зависимости от занятости подростков и несовершеннолетних наибольший процент совершивших преступления приходится на долю учащихся (за последние пять лет ими было совершено 861 преступление, в среднем за год - 172). На долю неработающей молодежи за год приходится 141 преступление. Для сравнения: работающей молодежью в среднем за год совершается в три раза меньше преступлений - 57.
Число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения, в 2004 году снизилось на 29,0% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года (с 69 до 49).

Существенным фактором, негативно отражающимся на криминальной среде подростков, является распространение пьянства и наркомании.
Диаграмма 12. Динамика преступлений, совершенных несовершеннолетними
в состоянии алкогольного опьянения

Если с 1997 по 2000 год наблюдалось снижение количества преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения (с 129 до 45), то с 2000 по 2001 год их количество возросло почти в три раза и составило 123, в 2002 году этот показатель достиг уже 136 случаев, и только с 2003 года наблюдается сокращение числа преступлений, совершенных подростками под влиянием алкоголя.
В последние годы наблюдается рост числа людей, употребляющих наркотики, и наибольшая потенциальная опасность распространения наркомании приходится на молодежную среду. По данным информационно-аналитического управления Администрации города, горожане в большей степени обеспокоены ростом пьянства и наркомании, чем уровнем преступности в городе или же экономическими проблемами. Таким образом, проблема наркомании и алкоголизма в общественном сознании рассматривается как первоочередная угроза наряду с миграционными проблемами и распространением опасных инфекций.
Данные социологических исследований, проводившихся на протяжении последних семи лет, показывают, что рост наркомании хотя и приостановлен, но при этом темпы сокращения количества наркоманов незначительны. Так в 2000 году для 17% опрошенных подростков (а это почти каждый пятый-шестой респондент!) употребление наркотиков оказалось достаточно распространенным. В 2003 году у 8% процентов опрошенных респондентов в Сургуте наркоманами являются ближайшие родственники и знакомые, у 23,8% - есть наркоманы среди соседей по подъезду, у 8,9% - наркотики употребляют одноклассники или коллеги по работе.
Рост числа наркоманов, проституция, ранние половые контакты являются главными факторами увеличения количества людей с заболеваниями, передающимися половым путем и ВИЧ-инфекцией. По информации комитета по здравоохранению Администрации города об эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в городе Сургуте и Сургутском районе на 20 ноября 2003 года основным путем передачи ВИЧ-инфекции остается, по-прежнему, парентеральный, связанный с внутривенным употреблением наркотических препаратов - 80% случаев заражения (среди лиц, состоящих на диспансерном учете). За 11 месяцев 2003 года увеличилась доля лиц, заразившихся половым путём - 33,1 %, в 2002 году соответственно - 17,7 %.
Наряду с проблемами наркомании и распространением ВИЧ-инфекции в настоящее время обостряется ситуация с подростковым и молодежным пьянством, в том числе "пивным алкоголизмом" и табакокурением. Беспокоит проблема отсутствия реальных рычагов и мер воздействия на несовершеннолетних, родителей, продавцов торговых предприятий для предупреждения стремительно развивающихся тенденций алкоголизации молодежи и курения в школах и общественных местах.
Значительное влияние на уровень преступности оказывает постоянно увеличивающееся число мигрантов, которое за последние пять лет выросло в 35 раз. Прибывающие на территорию города Сургута иностранные граждане из стран ближнего зарубежья также осложняют оперативную обстановку. Иностранными гражданами совершено 512 преступлений (против 278 в 2003 году). К административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан в 2004 году привлечено 8405 человек (2003 год - 6494), за нарушение должностным лицом правил регистрации иностранных граждан было привлечено 96 человек (2003 год- 60), за нарушение должностным лицом правил привлечения и использования иностранных работников - 220 человек (2003 год - 28). Кроме того, за 2004 год было вынесено 507 решений суда о выдворении с территории Российской Федерации иностранных граждан (за 2003 год - 182). Основную массу выдворенных по судебным решениям составляют граждане Таджикистана -166 человек, граждане Азербайджана - 92 человека, граждане Грузии - 93 человека.
Значительная доля в профилактической работе приходится на сотрудников УВД города Сургута. Они принимают меры по нейтрализации криминальных групп, используя различные формы и методы работы. Это проведение рейдов по выявлению мест концентрации подростков, индивидуальных бесед, собраний лиц, состоящих на учете, разобщение сложившихся противоправных групп подростков, изоляция лидеров и активных участников, определение участников группировок в различные учебные заведения, трудоустройство, включение членов групп (там, где возможно) в коллективы с полезной направленностью интересов и т.д.
Осуществляются мероприятия по выявлению групп молодежи профашистской направленности, причисляющих себя к сторонникам движения "Русское Национальное Единство" и молодежной организации "Скинхэд". С целью профилактики групповых преступлений ежеквартально планируется и проводится операция "Лидер" с участием сотрудников УВД города Сургута.
В августе 2004 года управлением внутренних дел города было разработано "Типовое положения о родительском патруле", на основании которого в 35 общеобразовательных учреждениях города были созданы и действуют родительские патрули. Патрулирование осуществляется при участии инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых оперуполномоченных, членов добровольной народной дружины управления внутренних дел города Сургута.

1.1.3. Причины сохранения относительно высокого уровня правонарушений и преступности

Можно выделить следующие причины сохранения достаточно высокого уровня правонарушений и преступности.
Во-первых, неразвитость правосознания населения. В духовной сфере криминализация проявляется в растущем нигилизме относительно права, механизмов его действия.
Отсутствие в правовом сознании граждан морального основания, "размытость" нравственных принципов, убежденность в том, что достичь успеха в жизни можно только нарушая закон, является сегодня мощным катализатором девиантного, криминального поведения. По данным опроса, проведенного среди горожан, подавляющее большинство респондентов испытывают сильные сомнения в неотвратимости наказания. Более 90% (!) - высказывают сомнения в справедливости судебных приговоров. Значительная доля респондентов считает нарушение закона со стороны органов власти естественным явлением. Между тем данные принципы составляют краеугольный камень любой правовой системы и правового сознания.
Вторая причина - недостаточная занятость населения, особенно подростков и молодежи как одной из основных групп риска. По данным УВД города уровень преступности наиболее высок среди учащейся и неработающей молодежи.
Диаграмма 13. Количество преступлений в зависимости от занятости
подростков и молодежи

Третья причина - недостаточная ответственность родителей за воспитание детей и подростков. Особую тревогу в связи с этим вызывают маргинальные семьи, дети из которых чаще всего попадают на улицу, пополняют ряды беспризорных несовершеннолетних и в дальнейшем - криминальную среду. Семьи таких детей условно можно разделить на три группы.
Первая и самая многочисленная группа - семьи, в которых мать, а чаще оба родителя, злоупотребляют алкоголем. Как правило, весь быт этих семей непредсказуем. Родители то устраиваются на работу, то подолгу не работают. Материальное состояние часто меняется - при хронической бедности иногда появляются достаточно приличные деньги, которые быстро и не по необходимости тратятся.
Вторая группа - те семьи, в которых родители страдают какой-либо психической неполноценностью (чаще всего нарушениями умственного развития). В этих семьях часто много детей. Родители не могут организовать быт, не справляются с родительскими обязанностями. У этих родителей слабо развиты социальные навыки, они не умеют общаться с социальными организациями и избегают этого общения.
Третья группа - обычно неполные семьи с выраженными материальными проблемами (в том числе и не имеющие своего жилья), усиленными тяжелыми жизненными обстоятельствами. Они не имеют никакой поддержки или отказываются от нее. Обычно в этих случаях родители полностью заняты проблемой выживания, у них нет времени и сил для решения вопросов социализации и обучения детей.
По данным социологических исследований, проведенных Сургутским государственным университетом, у значительного числа опрошенных детей в городе были случаи, когда они не ночевали дома. Причем дети из неблагополучных семей уходят из дома в полтора-два раза чаще, чем дети из благополучных семей. Более 9% опрошенных детей почти не живут дома или очень часто уходят из дома, они и пополняют группу "детей улиц". Чаще всего у этих детей нет возможности ночевать у родственников и друзей, они вынуждены ночевать на чердаках, в подвалах, на вокзалах. Причина ухода из дома у каждого третьего подростка, из числа опрошенных, связана с жестоким обращением со стороны родителей.
Семья, родители часто не способны обеспечить безопасность детей и подростков. Особое беспокойство вызывают данные о количестве несовершеннолетних, подвергшихся или подвергающихся насилию в любой форме. Около 25% опрошенных подростков подвергались насилию, 37% - сталкивались с ситуацией, когда их близкие или друзья были жертвами насилия. Причем мальчики подвергаются насилию вдвое чаще, чем девочки, угроза насилия возрастает по мере взросления ребенка. Особую зону риска подвергнуться насилию составляет возрастная группа 15-17 лет. 53% подвергшихся насилию испытали его со стороны сверстников, 29% - со стороны взрослых людей и 22% - со стороны родителей. Дети из неблагополучных семей чаще всего подвержены насилию со стороны взрослых людей - 63% (вдвое больше, чем дети из благополучных семей) и родителей - 15%.
Большинство случаев применения физического насилия связано с причинением телесных повреждений. Более половины (55 %) тех, кто подвергся насилию, испытали эту форму агрессии. Еще 26 % столкнулись с такими жестокими формами отношения к себе, как хулиганство и грабеж. От преступлений в сфере экономики, таких как кража, мошенничество, вымогательство пострадали также 20 % респондентов-детей.

1.1.4. Характеристика основных групп риска

Профилактическая работа должна быть дифференцирована в зависимости от целевой группы.
Группа является малой общностью, связанной внешними (социальными) обстоятельствами и внутригрупповыми условиями существования и жизнедеятельности.
"Группы риска" - термин для обозначения групп населения, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающих те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющих различные формы асоциального поведения.
Одной из наиболее важных причин увеличения уровня преступности и правонарушений в городской среде является криминализация групп подростков и молодежи. Это выражается в ускоренной подготовке резерва преступного мира, что связывается со все большим вовлечением в антисоциальные действия молодежи, подростков, разрушением позитивных социализирующих возможностей общества. Одновременно, как видно из предыдущего анализа, эта группа - самая уязвимая в криминогенном отношении. Ее представители выступают не только субъектами, но и объектами преступных действий.
В подростково-молодежной популяции при этом следует выделять:
* подростковую и молодежную криминальную среду, устойчиво ориентированную на криминальное поведение как способ обеспечения своего психосоциального статуса или как способ решения эгоцентрических интересов, или реже как выражение своеобразного протеста;
* подростковую и молодежную маргинальную среду, ориентированную на установки и позиции малых подростковых и юношеских групп, организованных по типу дворовой, уличной общности, общности, привязанной к определенному клубу, дискотеке, музыкальному жанру, спортивному занятию, увлечению. В этой среде устойчивые, социально ориентированные ценности, отношения и правила поведения отсутствуют и не приветствуются, более характерной является изменчивая ориентация в интересах в зависимости от ситуации, привлекательности установок лидера группы, от влияния определенной социальной "моды" на те или иные формы отношений и поведения.
Данные проведенных социологических исследований свидетельствуют о ситуации "размытости" ценностных ориентиров в обеих группах, отсутствии общезначимых мировоззренческих установок у молодежи, что может стать фактором для восприятия противоправных установок и стереотипов криминальной субкультуры, особенно на фоне семейного неблагополучия.
Особую группу риска представляют подростки и молодежь, образующие специфическую субкультуру - "дети улиц". Как правило, это молодые люди, в первую очередь, юноши без особых способностей и интересов, в силу чего охватить их организованным досугом сложнее. Нарушенные отношения с социумом - главный фактор того, что подростки пополняют ряды "детей улиц". Несмотря на различия между семьями, большинство детей имеют сходные проблемы в разных областях жизни. Многие имеют задержки физического и (или) психического развития. Встречаются дети, которые уже с семилетнего возраста большую часть времени проводят на улице и очень рано начинают употреблять алкоголь, дышат бензином, клеем и подобными веществами, многие из них совершают правонарушения. Большинство этих детей и в семье, и на улице подвергались или подвергаются различным видам насилия - физического, сексуального, эмоционального. Сама по себе длительная жизнь на улице формирует у детей, имеющих такой опыт, асоциальные черты личности и поведения.
Таким образом, в качестве основной группы риска Программа рассматривает подростков и молодежь. Именно из ее среды рекрутируется резерв криминального мира и одновременно именно ее представители наиболее уязвимы, особенно в отношении личной безопасности, и именно на них наиболее негативно сказываются последствия семейного неблагополучия и дефектов правового сознания. Переломить ситуацию в молодежной среде означает качественно изменить ситуацию с правонарушениями и преступностью в городе.

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign