LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ


КОММЕНТАРИЙ
к нормативным правовым актам, регулирующим
особенности работы по совместительству педагогических и
других работников образовательных учреждений


I. Общие положения

Образовательные учреждения, как и другие организации бюджетной сферы, в связи с дефицитом кадров из-за низкого уровня оплаты труда в отрасли вынуждены привлекать для выполнения педагогической (преподавательской) работы лиц на условиях внутреннего или внешнего совместительства, устанавливать педагогическим работникам (с их согласия) в том же образовательном учреждении за дополнительную оплату объем преподавательской (педагогической работы) сверх нормы часов, за которую им выплачивается ставка заработной платы, привлекать к педагогической (преподавательской) работе в том же образовательном учреждении работников из числа административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала, возлагать на работников дополнительную работу, не входящую в их должностные обязанности, и т.д.
В зависимости от того, в каких образовательных учреждениях или иных организациях (имеются в виду прежде всего образовательные организации) выполняется дополнительная педагогическая работа и на каких должностях, эта работа будет считаться совместительством либо не являться таковой. Именно от этих основных условий будет зависеть объем выполняемой педагогической работы, время ее выполнения (в пределах рабочего времени по основной должности или за его пределами), а также порядок ее оплаты.
Если условия работы по совместительству работников, не относящихся к категории педагогических работников, определены непосредственно статьями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), то для педагогических работников предусмотрено, что особенности их работы по совместительству определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 282 Кодекса).
Кроме того, статьей 333 Кодекса установлено, что педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности.
Некоторые особенности работы по совместительству предусмотрены для медицинских работников, а также работников культуры, что имеет непосредственное отношение к системе образования, поскольку для работы в образовательных учреждениях привлекаются и медицинские работники, и работники культуры.
Правительство Российской Федерации постановлением от 4 апреля 2003 г. № 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" поручило установление особенностей работы по совместительству педагогических и некоторых других категорий работников Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Особенности работы по совместительству в настоящее время установлены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2003 г. Регистрационный № 4963; официально опубликовано 16 августа 2003 г. в "Российской газете").
Следует отметить, что особенности работы по совместительству педагогических и некоторых других категорий работников были установлены до вступления в силу указанного постановления и регулировались постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г № 81/604-К-3/6-84, которое учреждения вправе были применять в соответствии со статьей 423 Кодекса.
При применении постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 (далее по тексту - постановление Минтруда России) необходимо иметь в виду, что для педагогических работников сохранен в основном ранее установленный порядок регулирования их работы по совместительству, в том числе в части отдельных видов дополнительной работы, которая совместительством не считается.
В связи с этим не следует буквально принимать не совсем точную и правильную информацию, исходившую с экрана телевидения в первый день после опубликования нового постановления и комментария к нему в "Российской газете" о том, что до этого постановления учителю в собственной школе можно было подрабатывать, к примеру, уборщицей, охранником, но только не учителем. В результате в поисках дополнительного заработка по специальности учителя и врачи вынуждены были мигрировать в соседние школы и больницы, либо работать по принципу "подснежника".
Учителя, преподаватели, другие педагогические работники учреждений общего образования, начального и среднего профессионального образования, дошкольных и других детских учреждений и раньше (по крайней мере, начиная с 1960-го года) имели право выполнять педагогическую (преподавательскую) работу по своей должности в том же учреждении сверх установленной нормы часов, за которую им выплачивается ставка заработной платы, или работать в том же учреждении на других педагогических должностях с дополнительной оплатой. Предусматривались для педагогических работников и особенности работы по совместительству в других образовательных учреждениях.
Таким образом, новое постановление Минтруда России не предусматривает каких-либо кардинальных изменений для педагогических работников в вопросах работы по совместительству и закрепляет уже нормативным правовым актом Российской Федерации ранее применявшиеся особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры по сравнению с общеустановленными Кодексом нормами, которые до этого регулировались нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР.
Прежде всего следует отметить, что по-прежнему в соответствии с постановлением Минтруда России основной особенностью осуществления педагогическими работниками, работниками культуры, медицинскими и фармацевтическими работниками другой оплачиваемой работы по месту их основной работы или в других организациях, в том числе и по аналогичной должности, является то, что часть работ отнесена по своему характеру к работе по совместительству, а часть работ совместительством не считается.
Существенным отличием работы по совместительству от выполнения работ, которые не считаются совместительством, является то, что работа по совместительству выполняется на основе другого трудового договора и только в свободное от основной работы время, тогда как выполнение работ, которые не считаются совместительством, не требует заключения трудового договора, а выполнение части из них допускается в основное рабочее время с разрешения работодателя.
Конкретные особенности работы по совместительству и выполнения работ, которые совместительством не считаются, рассмотрены в соответствующих таблицах и состоят в следующем.

II. Особенности работы по совместительству
(пункт 1 постановления Минтруда России)

Категории работников, выполняющие работу по совместительству (подпункты "а", "в" п. 1)
Продолжительность работы по совместительству (подпункт "б" п. 1)
1. Педагогические работники

Педагогические работники вправе осуществлять регулярную оплачиваемую работу, в том числе по аналогичной должности, на условиях другого трудового договора в свободное от основной работы время в том же или другом образовательном учреждении.
К таким педагогическим работникам относятся:
а) работники из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования (вузов) либо образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (ИПК), другие педагогические работники этих учреждений (методисты, педагоги-психологи и др.), если они выполняют педагогическую работу:
- по аналогичной или другой штатной педагогической должности в том же или другом (одном или нескольких) вузе, ИПК;
- в других образовательных учреждениях (одном или нескольких);
б) учителя, преподаватели, воспитатели и другие педагогические работники учреждений начального и среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений общего образования, образовательных учреждений дополнительного образования детей и иных детских учреждений при выполнении педагогической работы в другом образовательном учреждении (одном или нескольких), т.е. не по основному месту работы.

Примечания.
1. Условия выполнения педагогической работы в том же образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования, дошкольном образовательном учреждении, образовательном учреждении общего образования, образовательном учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении, а также некоторых других видов дополнительных работ, которые в том числе могут осуществляться помимо педагогической работы на условиях совместительства, рассмотрены в разделе III "Особенности выполнения работ, не считающихся совместительством" настоящего комментария).
.


Продолжительность педагогической работы по совместительству определяется соглашением сторон трудового договора, заключаемого между работником и работодателем в лице руководителя образовательного учреждения, в котором будет выполняться педагогическая работа по совместительству.
По трудовому договору у каждого работодателя педагогическая работа по совместительству не может превышать:
- половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной педагогическому работнику продолжительности рабочей недели (нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы);
- 16 часов в неделю - в тех случаях, когда по выполняемой в порядке совместительства педагогической работе половина месячной нормы рабочего времени (половина нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы) от установленной недельной продолжительности составляет менее 16 часов в неделю, т. е. в данном случае предусмотрена та норма работы по совместительству, которая установлена в статье 284 Кодекса.

Примеры.
1. Преподаватель учреждения начального или среднего профессионального образования в другом образовательном учреждении выполняет педагогическую работу в должности мастера производственного обучения. Продолжительность его работы не может в данном случае превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из 36-часовой рабочей недели, установленной по должности мастера производственного обучения, что составляет 18 часов в неделю, поскольку половина месячной нормы в данном случае больше 16 часов в неделю;
2. Преподаватели тех же образовательных учреждений выполняют преподавательскую работу в школе в должности учителя. Объем преподавательской работы, а, следовательно, нормируемая часть педагогической работы этих преподавателей на условиях совместительства не может превышать 16 часов в неделю, поскольку в данном случае половина месячной нормы, исчисленная из установленной недельной нормы часов за ставку учителя (18 часов в неделю), составляющая 9 часов, меньше 16 часов в неделю, разрешенных в соответствии с Трудовым кодексом РФ и постановлением Минтруда России.
3. Методист ИПК работает на штатной должности доцента в том же учреждении. Продолжительность его рабочего времени по должности доцента не должна превышать 18 часов в неделю, т.е. половины месячной нормы рабочего времени по преподавательской должности, исчисленной из установленной 36-часовой рабочей недели, что при оплате труда соответствует половине должностного оклада.
4. Преподаватель вуза в том же и в другом вузе принимается на штатную преподавательскую должность по совместительству.
С таким преподавателем и в том и в другом вузе может быть заключен трудовой договор о работе по должности ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора с оплатой труда в размере 0,5 должностного оклада, т.к. в данном случае продолжительность его рабочего времени по каждому трудовому договору о работе по совместительству не будет превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из 36-часовой рабочей недели.
2. Работники культуры
Работники культуры могут привлекаться в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей.
К работникам культуры относятся работники, основной работой которых является работа в должностях руководителей и специалистов в различных учреждениях культуры (театры, музеи, клубы, цирки, галереи, концертные организации, библиотеки и др.).
К педагогическим работникам дополнительного образования, в качестве которых могут привлекаться работники культуры (наряду с работниками, прямо перечисленными в абзаце 8 подпункта "б" пункта 1) могут быть отнесены работники образовательных учреждений, чья педагогическая деятельность непосредственно связана с реализацией дополнительных образовательных программ: педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, педагоги-организаторы, методисты учреждений дополнительного образования детей.

Продолжительность рабочего времени работников культуры при выполнении педагогической работы по реализации дополнительных образовательных программ, а также концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей не должна превышать месячную норму рабочего времени, исчисленную из установленной им продолжительности рабочей недели (норм часов педагогической (преподавательской) работы, за которую педагогическим работникам выплачиваются ставки заработной платы).
Примеры.
1. Артист театра работает по совместительству в должности педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе. Объем преподавательской работы, а, следовательно, нормируемая часть его педагогической работы в порядке совместительства в этой должности может составлять 18 часов в неделю, что не превышает месячную норму рабочего времени, исчисленную из установленной недельной нормы часов педагогической работы. Заработная плата при 18-часовой недельной нагрузке будет выплачиваться в размере месячной ставки заработной платы педагога дополнительного образования.
2. Артист балета работает по совместительству в должности художественного руководителя ансамбля в детском доме творчества. Продолжительность его рабочего времени в указанной должности не должна превышать 40 часов в неделю с оплатой труда пропорционально отработанному времени. При 40-часовой рабочей неделе заработная плата художественного руководителя образовательного учреждения должна выплачиваться в размере должностного оклада применительно к условиям оплаты труда указанных работников в системе культуры.
3.Медицинские работники

Медицинские работники, в том числе образовательных учреждений, вправе выполнять другую регулярную медицинскую работу в том же образовательном учреждении в аналогичной или иной должности на условиях трудового договора в свободное от основной работы время или привлекаться для выполнения такой работы из других образовательных учреждений или из учреждений (организаций) здравоохранения и социального обслуживания.




Продолжительность работы по совместительству медицинских работников устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может по каждому трудового договору превышать:
- половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, предусмотренной по выполняемой на условиях совместительства работе;
- 16 часов в неделю, если также, как и при выполнении на условиях совместительства педагогической работы, у медицинского работника половина месячной нормы в недельном исчислении меньше 16 часов.
В случае, если в городе, районе, ином муниципальном образовании имеется недостаток врачей и среднего медицинского персонала, то соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления (в зависимости от подчиненности учреждения или организации) может принять решение о работе по конкретным должностям этих работников в пределах, не превышающих месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (абзац 4 подпункта "б").
Для младшего медицинского персонала продолжительность работы по совместительству может составлять месячную норму рабочего времени, исчисленную из установленной продолжительности рабочей недели (абзац 5 подпункта "б").
4. Высококвалифицированные
специалисты

Высококвалифицированные специалисты могут выполнять с согласия работодателя по основному месту работы педагогическую работу на условиях совместительства в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров.
Следует отметить, что постановлением не предусмотрен перечень высококвалифицированных специалистов, которые на указанных выше условиях могут выполнять педагогическую работу, в связи с чем работодатель, по нашему мнению, вправе сам определиться в оценке квалификации специалиста, которому он разрешит выполнять педагогическую работу в основное рабочее время.
Не предусмотрен также и конкретный перечень образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, что позволяет предположить возможность выполнения высококвалифицированными специалистами педагогической работы на таких условиях в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Постановлением Минтруда России не регулируется и вопрос, связанный с тем, в какой форме (устной или письменной) должно быть выражено согласие работодателя по основному месту работы на выполнение высококвалифицированными специалистами педагогической работы в основное рабочее время с сохранением заработной платы по месту основной работы.
В то же время в целях защиты прав высококвалифицированных специалистов и во избежание возможных недоразумений и последствий, целесообразно оформлять разрешение о выполнении указанной работы в письменной форме (возможно в форме дополнительного условия, содержащегося в письменной форме трудового договора по основной работе).



Продолжительность выполнения высококвалифицированными специалистами педагогической работы в основное рабочее время постановлением Минтруда России (в отличие от ранее действующего порядка привлечения таких работников) к педагогической работе не определена, в связи с чем решать данный вопрос вправе сами работодатели по основному месту работы


III. Особенности выполнения работ, не
считающихся совместительством
(пункт 2 постановления Минтруда России)

1. Общие условия
Выполнение работ, которые не считаются совместительством независимо от их видов, не требует заключения (оформления) трудового договора.
Выполнение работ, предусмотренных пунктом 2 постановления Минтруда России, на указанных в нем условиях установлено только для работников, перечисленных в пункте 1 этого постановления, т.е. для педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры, в том числе являющихся таковыми по совместительству.
Например, если по основной работе или по совместительству работник является педагогическим, то в порядке, предусмотренном пунктом 2 постановления Минтруда России, он может выполнять еще и педагогическую работу на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, которая допускается с разрешения работодателя в основное рабочее время с сохранением за это время заработной платы по основному месту работы.

2. В зависимости от видов работ их выполнение оформляется путем:
- заключения гражданско-правового договора (как правило, договора о возмездном оказании услуг) независимо от того, заключается он по месту основной работы или с другим учреждением (организацией) либо
- внесения дополнений в трудовой договор по основной работе, если дополнительная работа выполняется регулярно по основному месту работы или одновременно с выполнением работы по совместительству.

3. Выполнение работ в зависимости от их видов (абзац 11 пункта 2 постановления Минтруда России)) осуществляется в:
- свободное от основной работы время;
- основное рабочее время с сохранением заработной платы на время их выполнения с согласия работодателя.

Виды работ, которые не считаются совместительством
Особенности выполнения работ, которые не считаются совместительством
Литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности (подпункт "а").
Выполнение работ оформляется в зависимости от места их выполнения (по месту основной работы или в другом учреждении (организации) по договоренности сторон и осуществляется в свободное от основной работы время.
Проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой (подпункт "б").
Выполнение работ осуществляется, как правило, на основе, как правило, договора о возмездном оказании услуг и допускается в основное рабочее время с согласия работодателя, с которым заключен трудовой договор по основному месту работы.

Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год (подпункт "в").
Выполнение работы допускается в основное рабочее время с согласия работодателя и оформляется путем:
- заключения, как правило, гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг либо
- внесения дополнений в трудовой договор по основному месту работы или в трудовой договор, заключенный о работе по совместительству.
Примеры.
1. Работники из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования (вузов) либо образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (ИПК), другие педагогические работники этих учреждений (методисты, педагоги-психологи и др.) данную работу могут выполнять в том же или другом образовательном учреждении, в т.ч. помимо работы на условиях совместительства.
2. Учителя, преподаватели, воспитатели и другие педагогические работники учреждений начального и среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений общего образования, образовательных учреждений дополнительного образования детей и иных детских учреждений данную работу могут выполнять только в другом образовательном учреждении, т.е. не по основному месту работы, в т.ч. помимо работы на условиях совместительства.
3. Работники учреждений, организаций (в том числе работники органов управления образованием), работающие на должностях педагогических работников по совместительству, т.е. заключившие с образовательным учреждением на общих основаниях, предусмотренных Кодексом, трудовой договор о работе на условиях совместительства (в любом объеме, но не превышающем 16 часов в неделю, как установлено Кодексом), могут сверх объема работы по совместительству выполнять педагогическую работу на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, в связи с чем в трудовой договор, заключенный о работе по совместительству, вносятся соответствующие дополнения.
Например, специалист органа управления образованием заключил со школой трудовой договор о работе по совместительству в должности учителя с объемом преподавательской работы 1 час в неделю (в этом случае он уже будет являться педагогическим работником). В этот трудовой договор может быть внесено дополнительное условие о выполнении педагогической работы в объеме 300 часов в год на условиях почасовой оплаты, которая совместительством не является.
300 часов в год в пересчете на недельный объем учебной нагрузки составляет 8-9 часов (в зависимости от количества учебных недель), что также может быть отражено в дополнении к указанному трудовому договору. Оплата за всю педагогическую работу в данном случае будет производиться за количество часов фактически выполненной педагогической работы в месяц по ставкам заработной платы, установленным по должности учителя с учетом стажа педагогической работы и образования, либо имеющейся квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации.
В отдельных случаях при наличии у образовательных учреждений финансовых возможностей оплата за указанную работу может производиться с учетом коэффициентов ставок почасовой оплаты, предусмотренных постановлением Минтруда России от 21.01.93 № 7 "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании". Размер оплаты за преподавательскую работу определяется в зависимости от категорий обучающихся, с которыми проводятся занятия, а также наличия у лиц, ведущих преподавательскую работу, ученой степени или ученого звания. Следует отметить, что в ставки почасовой оплаты на указанных условиях включена оплата за отпуск, в связи с чем выплаченные суммы не учитываются при расчете среднего заработка для оплаты отпуска.

Осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год (подпункт "г").
Оценка специалиста в качестве высококвалифицированного, а также возможность выполнения им работы в основное рабочее время оставлена на усмотрение работодателя по основному месту работы, поскольку постановлением Минтруда России это не регулируется.
С другим работодателем отношения о выполнении работ по консультированию оформляются, как правило, договором о возмездном оказании услуг.
Осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем (подпункт "д").
Руководство аспирантами и докторантами работниками, не состоящими в штате учреждения, осуществляется на основе договора о возмездном оказании услуг.
Заведование кафедрой и руководство факультетом в том же образовательном учреждении (вузе, ИПК) оформляется путем внесения в трудовой договор по основной работе или в трудовой договор о работе по совместительству соответствующих дополнений о возложении на работников дополнительных обязанностей, об оплате за их выполнение и т.д. Выполнение этой работы в другом вузе или ИПК, с которым трудовой договор не заключался, оформляется, как правило, договором о возмездном оказании услуг.
Выполнение работ в том и другом случае допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Педагогическая работа в одном и том же учреждении начального и среднего профессионального образования, дошкольном образовательном учреждении, образовательном учреждении общего образования, образовательном учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой (подпункт "е").

Работа в том же образовательной учреждении* или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств (подпункт "з").
_________
* В данном случае имеются в виду те же образовательные учреждения, что и в подпункте "е", поскольку нормы часов за ставку заработной платы установлены только педагогическим работникам этих образовательных учреждений.
В соответствии с подпунктами "е" и "з" педагогическая работа может выполняться на любых педагогических должностях, но только в одном и том же образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования, дошкольном образовательном учреждении, образовательном учреждении общего образования, образовательном учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении.
Применительно к подпункту "е" может выполняться, как правило, педагогическая работа:
- на штатных должностях (в т.ч. в другой должности с аналогичным наименованием), по которым установлена конкретная продолжительность рабочего времени либо
- в должностях с различными наименованиями, по которым (по одной или обеим) установлены нормы часов за ставку заработной платы.

Некоторые возможные варианты, связанные с выполнением педагогической работы в том же учреждении:
- педагог-психолог - социальный педагог, мастер производственного обучения, методист (имеется в виду методист, состоящий в штате одного из вышеперечисленных образовательных учреждений);
- мастер производственного обучения - мастер производственного обучения;
- старший воспитатель дошкольного или другого детского учреждения - воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог;
- воспитатель дошкольного образовательного учреждения - музыкальный руководитель и/или учитель-логопед;
- преподаватель музыкального педколледжа - концертмейстер, воспитатель в общежитии этого же учреждения.
Возможны и другие варианты выполнения педагогической работы. Все указанные выше и другие педагогические работники могут вести преподавательскую работу, занятия в кружках и других объединениях обучающихся.

Подпунктом "з" регулируется педагогическая работа в образовательных учреждениях, перечисленных выше, которая осуществляется в должности с одним и тем же наименованием сверх нормы часов, установленной за ставку заработной платы.
Примеры.
1. Учитель школы выполняет преподавательскую работу в объеме 27 часов в неделю, т.е. сверх установленной 18-часовой нормы педагогической работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы.
2. Преподаватель колледжа ведет преподавательскую работу в объеме 1000 часов в год, т.е. в объеме, превышающем установленную годовую норму, составляющую 720 часов педагогической работы в год.
3. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, норма часов которого за ставку заработной платы составляет 36 часов в неделю, выполняет педагогическую работу в этой должности в объеме 72 или 60 часов в неделю.
(О продолжительности дополнительной педагогической работы и других условиях ее выполнения см. раздел IV "Общие условия применения подпунктов "е", "ж", "з" настоящего Комментария).

Работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации*, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др. (подпункт "ж").
______________
* Под "иной организацией" в данном случае следует понимать иную организационно-правовую форму юридического лица (организации), в которой помимо основной выполняется дополнительная педагогическая работа.

Основной особенностью выполнения работ, перечисленных в подпункте "ж", является то, что эти работы могут выполняться только в том же учреждении (организации) без занятия штатной должности.
В образовательных учреждениях видами работ без занятия штатной должности (помимо перечисленных) являются:
- дополнительная работа, которая по ее содержанию связана с образовательным процессом, но не входит в должностные обязанности педагогических работников (классное руководство, руководство группами, проверка письменных работ, заведование учебно-опытными участками, внеклассная работа по физвоспитанию, руководство учебно-консультационными пунктами, интернатами при общеобразовательных учреждениях, исполнение обязанностей мастера учебных мастерских);
- другие виды дополнительной работы (при отсутствии штате учреждения работников, в чьи обязанности входит ее выполнение);
- преподавательская работа (в том числе в кружках и других объединениях обучающихся), выполняемая директорами, их заместителями, библиотекарями, лаборантами, другими работниками из числа административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, объем которой определяется при заключении трудового договора по основной работе путем внесения в него соответствующих дополнений). Например, при заключении трудового договора с директором школы может быть внесено дополнение о возможности выполнения преподавательской работы в определенном объеме (указывается предельный объем преподавательской работы, поскольку конкретный объем определяется при распределении нагрузки на общих условиях с учителями), о выполнении дополнительной работы по классному руководству, проверке письменных работ и др.

Работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой оплаты или сдельной оплаты без занятия штатной должности.
Выполнение работы в основное рабочее время не допускается.


IV. Общие условия применения подпунктов "е", "ж",
"з" пункта 2 постановления Минтруда России

Следует отметить, что постановлением Минтруда России для видов педагогической (преподавательской) работы, предусмотренной в подпунктах "е", "ж","з", не установлено ее предельного объема, поскольку в соответствии со статьей 333 Кодекса учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом только в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В настоящее время верхний предел учебной нагрузки (т.е. объем преподавательской (педагогической) работы) для педагогических работников учреждений начального профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений общего образования, образовательных учреждений дополнительного образования детей и иных детских учреждений не установлен.
Для преподавателей учреждений среднего профессионального образования верхним пределом учебной нагрузки, установленным типовым положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 № 160 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.), является 1440 часов преподавательской работы в год.
Выполнение педагогическими работниками работ, предусмотренных подпунктами "е", "з" и "ж" пункта 2 постановления Минтруда России, оформляется путем внесения в трудовой договор с работодателем по основной работе соответствующих дополнений о том, что, например, работник принимает на себя обязанности выполнять:
- дополнительную педагогическую работу в другой должности (указывается в какой именно) с объемом работы (указывается количество часов);
- дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей (например, классное руководство, проверку письменных работ и т.п.);
- учебную нагрузку в объеме (указывается ее объем, в т.ч. сверх нормы часов педагогической преподавательской работы, за которую выплачивается ставка заработной платы).
Работодатель обязуется по указанным видам работ производить оплату за эту работу в размере (указывается ее размер), а также определяет возможность выполнения работ в основное рабочее время либо за его пределами.
В соответствии с абзацем 11 пункта 2 постановления Минтруда России работодатель вправе самостоятельно определить виды работ из предусмотренных в подпунктах "б"-"з", которые без ущерба для основной работы могут выполняться в течение основного рабочего времени, а также их объем.
Следует отметить, что несмотря на содержащуюся в абзаце 11 пункта 2 норму о выполнении работ, предусмотренных в подпунктах "е" и "з", в основное рабочее время, выполнение педагогической работы в этих случаях в основное рабочее время невозможно.
Так, учитель одновременно не может работать в группе продленного дня (ГПД) воспитателем, а воспитатель ГПД не может вести в свое рабочее время преподавательскую работу и т.п.
Наряду с этим не может в основное рабочее время выполняться педагогическая работа, предусмотренная подпунктом "з", поскольку эта работа выполняется сверх установленной нормы часов, за которую выплачивается ставка заработной платы.
В то же время отдельным педагогическим работникам по сложившейся практике работодатель вправе разрешить выполнение другой педагогической работы в свое основное рабочее время (например, старшие вожатые могут вести преподавательскую работу в установленном объеме или частично в основное рабочее время). Решение данного вопроса, на наш взгляд, должно приниматься с учетом выполняемого объема, сменности занятий, других условий ее выполнения. С учетом этих же условий в том же учреждении может выполняться преподавательская работа и другими педагогическими работниками, которым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2002 г. № 191 установлены не нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы, а конкретная продолжительность рабочего времени 30 или 36 часов в неделю (пункт 1 приложения к указанному постановлению Правительства РФ), т.е. старшими воспитателями, педагогами-психологами, социальными педагогами, педагогами-организаторами.
В основное рабочее время может быть разрешена преподавательская работа без занятия штатной должности руководителям образовательных учреждений, их заместителям, другим работникам (например, библиотекарям, лаборантам) в том же образовательном учреждении (подпункт "ж"). В то же время выполнение дополнительной работы по классному руководству, проверке письменных работ и другой дополнительной работы, о которой идет речь в этом же подпункте, в основное рабочее время вряд ли возможно.
Оплата труда за педагогическую работу, которая не считается совместительством (в другой должности либо сверх установленной нормы), осуществляется по ставкам заработной платы и на условиях, предусмотренных по выполняемой работе.
Принимая во внимание, что трудовой договор о педагогической работе, предусмотренной подпунктами "е","ж" и "з", не заключается, возникают вопросы, связанные с предоставлением отпуска, расчетом оплаты за отпуск, сокращением объема дополнительной педагогической работы в течение учебного года либо на новый учебный год, по независящим от работника причинам, отменой доплат и т.д.
В связи с этим следует иметь в виду, что, по общему правилу, отпуск работникам предоставляется продолжительностью, установленной по основной должности, а расчет оплаты за отпуск осуществляется исходя из начисленной заработной платы за расчетный период и с учетом оплаты за дополнительную педагогическую работу, а также установленных доплат.
В тех случаях, когда продолжительность отпуска по основной работе меньше, чем по выполняемой педагогической работе, то, по нашему мнению, целесообразно применять прежний принцип исчисления отпускных, т.е. раздельно из заработка по основной должности и по педагогической работе, исходя из установленной продолжительности отпуска и начисленной заработной платы по основной и другой педагогической работе.
В учреждениях начального и среднего профессионального образования, когда отпуск по основной работе (например, директору) предоставляется не одновременно с окончанием учебного года, то расчет отпускных сумм за педагогическую работу по сложившейся практике целесообразно производить по окончании учебного года в связи с тем, что за период работы в каникулярное время его оплата труда производится без учета часов преподавательской работы.
Если в течение учебного года или на новый учебный год сокращается объем дополнительной педагогической (преподавательской работы) по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, то в трудовой договор по основной работе вносятся соответствующие изменения, которые являются изменениями существенных условий трудового договора, о чем работник предупреждается не позднее чем за 2 месяца, как это установлено статьей 73 Кодекса.
При применении пункта 3 постановления Минтруда России следует иметь в виду, что постановление Минтруда России от 25 ноября 1993 г. N 173 "Об утверждении разъяснения "Об отпусках работающим по совместительству" (зарегистрировано в Минюсте России 1 декабря 1993 г. N 415) признано утратившим силу не по причине утраты совместителями права на отпуск, а в связи с тем, что вопросы предоставления ежегодных основных оплачиваемых отпусков регулируются непосредственно соответствующими статьями Трудового кодекса РФ.

V. Иные условия

Вопросы работы по совместительству работников, не относящихся к категории педагогических работников, работников культуры, медицинских и фармацевтических работников, по-прежнему регулируются непосредственно статьями Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми:
- работа по совместительству разрешается только в объеме 16 часов в неделю, но с неограниченным количеством работодателей;
- внутренне совместительство допускается только по иной профессии или должности.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в проекте федерального закона № 329663-3 "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятого Государственной Думой в первом чтении 20 июня 2003 г., содержатся предложения, предусматривающие:
- снятие ограничений на внутреннее совместительство по профессиям и должностям с аналогичными наименованиями;
- восстановление ранее применявшегося порядка работы по совместительству, предусматривающего работу по совместительству в объеме половины месячной нормы рабочего времени.


___________________________
Комментарий подготовлен специалистами ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации - экспертом В.Н. Понкратовой, зав. правовым отделом Ж.П. Осипцовой.

??

??

??

??

20





ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign