LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования Нижегородской области
Департамент образования г. Нижнего Новгорода
МОУ лицей №87















Методическое пособие

Библиотечно- информационный центр и его роль в формировании информационно- образовательной среды лицея.












Заведующая БИЦ
Учитель истории
Кочетова Софья Ивановна.













Декабрь 2004 года
Вступление
Последнее десятилетие XX века и начало XXI века для России - время становления гражданского общества и правового государства. В этой связи государство и общество все более осознают важность гражданского образования современной молодежи. Государственные программы по гражданскому образованию обозначили главные цели этого процесса:
* воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве;
* формирование системы демократических ценностей и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма, правовой культуры;
* становление гражданской компетентности, как совокупности готовности и способности молодого человека обладать определённой суммой знаний и навыков участия в общественно-политической жизни, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей;
* формирование у молодежи основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание юношества;
* основными компонентами содержания гражданского образования ляются политические, правовые знания; знание об основных процессах происходящих в области истории и культуры России и мира, знания о глобальных изменениях современной цивилизации.

Общество сегодня всё более осознаёт, что новая цивилизация напрямую будет связана с возрастанием роли информации в жизни. В 21 веке главной ценностью будет не земля, не орудия и средства производства и даже не капитал, а именно информация и умение ею пользоваться: добывать, оценивать, интерпретировать.
В этой связи резко изменяются функции библиотек, как важных и доступных источников информации. Устойчивая тенденция усиления объёмов информации неразрывно связано с потребностью в качественно новом уровне библиотечно-информационной поддержки населения. От степени информатизации библиотек зависит уровень информированности граждан, а значит и реальное возможность вхождение нашей страны в информационное общество.
Признавая молодёжь мощным фактором формирования нового общества большинство ученых подчёркивают её особую социальную уязвимость, что особенно актуализирует её гражданское образование. Положение молодёжи рассматривается сейчас как одна из важнейших гуманитарных проблем. "Молодые люди Европы представляют собой основной людской ресурс для достижения целей общественного развития, так и главных проводников социальных изменений экономического развития и научно-технического прогресса ." Современное российское юношество не только переживает обще возрастные трудности, но и в полной мере испытывает результаты значительных перемен, происходящем в нашем государстве.
Незащищённость, известная дезориентированность молодёжи затрудняют её социализацию и интеграцию во все сферы жизни общества, усложняют становление гражданственности. Этот процесс является тем более сложным, что наиболее значимые для молодёжи сферы социализации - образование, трудоустройство и другие подверглись серьёзным изменениям. Переживают значительные трудности и институты, традиционно осуществляющие социализирующую функцию: семья, школа, армия, СМИ и т.д.. В этих условиях изменяются ценностные ориентиры. Значительно повышается значимость личностных ценностей. На первое место выходят такие ценности как личное благополучие (из 290 опрошенных- 72%), здоровье (82%), материальное обеспечение (79%), семья (63%), образование (81%). В тоже время такие ценности, которые составляют основу человеческой жизни: самообразование через всю жизнь, творчество, коллективизм, труд - резко снизили своё значение для большинства молодёжи. Таким образом можно отметить резкую поляризацию ценностей юношества что усложняет его гражданское становление.
Среди ценностей, подвергшихся определенному пересмотру, оказалось и отношение к книге, чтению, библиотеке, которые традиционно играли значимую роль в жизни российской молодёжи. Издавна молодёжь с почитанием относилась к образованным людям, с уважением называя их "книжниками", "энциклопедистами".
"Кризис чтения " начавшийся в 80-е годы 20 века в странах Западной Европы и США, в 90-е годы докатился и до нашей страны. Он повлек за собой утрату навыков чтения значительной части населения и вследствие этого функциональную неграмотность. По данным социологических исследований 2000 года только одна треть населения признана читающей, 80% даже не записаны в библиотеках. У нас, некогда самой читающей нацией в мире, чтение перестаёт быть безусловной ценностью. Современный человек активно осваивает медиакультуру , для некоторых книга превращается в ненужную роскошь, анахронизм. Всё это хранит в себе серьёзную опасность для духовного, нравственного, интеллектуального потенциала страны. Чтение- не развлечение а интимный процесс воспитания собственной души, требующей от человека большой работы ума и сердца. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.
Современная молодёжь живёт в эпохе которую характеризует новая роль информации, которая раньше приходила к человеку через чтение книг, журналов, газет, а теперь и через аудио- и видеозаписи, лазерные диски, Интернет. Информация предопределяет теперь качество жизни, как отдельных индивидуумов, так и целых сообществ. Информация является жизненной необходимостью, но когда она поступает в чрезмерном и нерегулярном режиме, она становится деструктивной силой, а это особенно опасно для молодежи. Верна ли эта тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, и нет. С одной стороны мы становимся всё более открытыми для всевозможных информационных потоков, с другой, ощущаем ограниченные возможности в освоении информационного пространства из-за экономических проблем. Как бы то ни было общее тенденция всеобъемлющего умножения информации едина.
При таком развитии событий мы уже сталкиваемся с состоянием беспокойства человека при огромном разнообразии информационных ресурсов. Проблема выбора информации становится теперь доминантной.
Главная цель библиотек- удовлетворение информационных потребностей общества. Чтобы следовать современных условий всевозрастающим информационным потребностям, чтобы быть востребованным обществом библиотеки должны развивать свои информационные ресурсы и службы. Роль библиотек приобретает и социальный смысл, когда мы говорим об этом исторически сложившее-мся демократическом институте, обеспечивающем, как правило, бесплатный доступ к информации любого гражданина независимо от его положения в обществе.
Наша страна уже имеет достаточно сложную и развитую информационную инфраструктуру, и библиотеки являются ее неотъемлемой и существенной частью. Библиотеки , развиваясь в пределах этой инфраструктуры должны ей соответствовать и приспосабливаться к ней. Схема 1 поможет наглядно увидеть место библиотек информационной инфраструктуре как части информационного цикла от ее создания до её использования.

Схема 1
Взгляд на информационную структуру как части информационного цикла.
Создатели
Продукты
Дистрибьюторы
Распространители
Потребители
Авторы
Художники
Музыканты
Производители
баз данных
Книги
Журналы
CD-ROM
Базы данных
Web-страницы
Издатели
Продавцы
Интернет - провайдеры

Школы
Библиотеки
Университеты
Музеи
Бизнес
Государственные агентства
Индивидуумы
Исследователи
Студенты
Служащие
Рабочие
Работодатели




Из этой схемы видно, что информационная инфраструктура состоит из институтов и индивидуумов, включенных в динамический процесс создания, распространения и использование информации в обществе. Мы видим, что библиотека вовлечена в процесс распространения и является посредником между пользователем и созданной информацией. Надо заметить, что библиотека присутствует в каждом процессе этого цикла. Так на организацию фондов влияют создатели информации, библиотекари также должны организовывать обеспечение информационными продуктами.
Таким образом складывается ситуация , когда человек получает всё больше информации не из текстовых источников, хотя они и по прежнему играют важное значение, а из электронных. Информационная революция рождает новые средства, помогающие получить новые знания. К этому процессу наиболее интенсивно приобщается именно молодёжь. Это объясняется её большей чуткостью ко всякого рода новшества, а так же более высоким уровнем технической грамотности, компьютеризированности по сравнению с другими группами читающей публики. Таким образом формируется новое поколение - телекомпьютерное - в отличии от взрослого - литературнодоминантного.
Исследования показывают, что 170 семей города Н.Новгорода 60.8% имеют дома компьютер, которым пользуются 82.1 % дети и молодежь (до 20 лет) и только 17.9 % взрослые. Доступ в Интернет имеет 67.1 % компьютеризированных семей, пользователи Интернета дома 87.5 % дети и молодёжь и 12.5 % взрослые.
На вопрос, сколько времени в день вы отдаёте чтению и компьютеру, ответы респондентов распределились следующим образом:

Схема 2

Время
чтение книг и журналов
Работа с компьютером
1 час в день
17.5 %
23.2 %
Более 2 часов в день
70.2 %
48.3 %
Не каждый день
12.3 %
28.5 %


Таким образом нельзя сказать о падении интереса к чтению, но из статистики можно сделать вывод, что использование печатной и электронной продукции для получения информации стремительно сближается.


















Глава 1
Информационно образовательная среда и её роль в гражданском образовании.
1.1 Понятие информационной среды.
В последние годы, как утверждают учёные, объём информации ежегодно удваивается.(1) Специалист XXI века при решении своих бытовых, профессиональных, гражданских задач просто обречён работать в обширных информационных потоках. Информация быстро стареет, поэтому учёные говорят об острой необходимости перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, к образованию через всю жизнь. Ныне для толкования сущности образовательного процесса в целом и гражданского в частности, активно используются понятия "информационно образовательной метасреды." (2) Выделяются основные компоненты информационной метасреды.
Информационная метасреды


Научно-техническая ориентация.

Информационная.
Социальная.
Какой смысл сегодня вкладывается в понятие "информация"? Если ранее информация толковалась только как сведения, передаваемые от одних людей к другим (устным, письменным или каким-либо другим способом), то в настоящее время трактовка этого понятия принципиально изменилась. В самом широком понимании информацией являются любые данные, отражающие свойства объектов природных, социальных и технических системах. Выделяют источники информации и каналы связи между объектами информационного обмена. По самым различным каналам идёт процесс непрерывной передачи информации от объекта к человеку, от человека к человеку, от человека к автомату, от автомата к автомату и т. д.
В философском смысле информация определяется как одно из универсальных свойств материи. Содержание понятия информации в этом толковании связано с содержанием понятия отражение. В категориальном аппарате философии это понятие стоит в одном ряду с такими понятиями, как пространство и время, материя, движение, энергия.
Информационные потоки подразделяются на первичные (содержательные результаты ощущений, восприятия и представлений субъекта) и вторичные (научные факты, законы, технические идеи). Разграничение первичных и вторичных информационных смыслов весьма условно. Различают виды информационных сред (схема 1): естественная природная среда, т. е. среда обитания и социальная среда.
В социальной среде можно выделить две самостоятельные сферы - объектную и деятельностную.
К объектной и социальной среде относится, так называемая "вторая природа", которая представляет собой созданные человеком материальные условия его существования. Это особая материальная среда, законами функционирования которой являются не только законы природы, но и законы человеческой деятельности.
Деятельностная социальная сфера в свою очередь включает еще две сферы: профессиональную среду и среду микросоциума (быт - коммуникацию индивида).К среде быт - коммуникации личности относятся семья, а также области пребывания и общения индивида вне непосредственного семейного окружения (театры, музеи, библиотеки, магазины, общественные организации, органы государственной власти, коммунальные службы и т.п.).
Таким образом, можно говорить о том, что информационная среда быстро меняется и находится около человека постоянно. Инструменты передачи информации обширны и бесконечны: школы, библиотеки, музеи, СМИ, сообщения знакомых, электронные сети и т. д.
Информационная среда современной молодёжи.



Школа. Библиотека. СМИ. Электронные сети. семья .



Гражданское образование.























1.2 Роль библиотеки в гражданском образовании.
Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам. В современное время особенно активно реализуется информационная и коммуникативная функция библиотек.
В Московском районе г. Н. Новгорода проживало на 1 января 2002 года 138700 человек из них 43059 читателей ЦБС района, что составляет 31,04%, среди них детей читателей 15338 - 11.05%. Среди читающего населения Московского района 68,5 % составляет молодёжь, т. о. мы можем говорить о том, что реализуя информационную и коммуникативную функцию библиотеки оказывают важное воздействие на гражданское становление личности молодого человека. Говоря о юношеском чтении можно выделить следующие его виды:
* деловое чтение;
* досуговое чтение;
Изменяется и контингент детских и юношеских библиотек. Так около 10 % в них составляют учащиеся нетрадиционных учебных заведений (гимназий, лицеев, колледжей и т. д.). (1) Огромное значение в формировании детского и юношеского чтения имеют школьные библиотеки, которые выполняют сейчас равноправную функцию в УВП, в отличии от вспомогательной ранее.
Активно идёт дифференциация юношества в зависимости от читательских интересов и интенсивности чтения. Одна часть молодёжи стала читать больше и серьёзнее, другая - меньше и поверхностней. Одни исследователи отмечают падение интересов к чтению у юношества, другие видят более сложную тенденцию; сужение сферы досугового чтения и расширение делового (по некоторым данным доля делового спроса составляет 73 %) (1)
Для 33% опрошенных из 450 молодых жителей Нижнего Новгорода чтение остаётся жизненно-значимым явлением.
Говоря о круге чтения молодёжи, исследователи сходятся в том, что большую его часть составляет художественная литература. Так в лицейских и школьных библиотеках Московского района Нижнего Новгорода из 100% выдача художественной литературы составляет - , в Детской центральной библиотеке им. Белинского выдача художественной литературы - %.
Анализируя социодинамику читательских интересов, можно говорить о расширении и изменении приоритетов юношеского чтения. Здесь важно отметить то, что юношество всё больше обращается не только к художественной, но и к философской, исторической, политической, юридической литературе, а это напрямую воздействует на формирование гражданственности современного молодого человека.






Сравнительный анализ книговыдачи художественной и
общественно-политической литературы по годам
(на опыте работы библиотеки лицея №87).
1990-1991
1995-1996
2002-2003
Художественная
Общественно-политическая литература
Художественная
Общественно-политическая литература
Художественная
Общественно-политическая литература


31%


17%


34%


18.2%


37%


19.8%



Т.о. в формировании патриотизма, гражданственности, толерантности, правовой культуры библиотеки посредством реализации информационной и культурной функции играют важную роль.
Исследователи отмечают так же, что престиж библиотеки, как места получения информации, остаётся достаточно высоким для юношества, тогда как престиж библиотеки среди взрослого населения заметно упал.
Реализация информационной и коммуникативной функций библиотек затруднена в силу объективных и субъективных причин: старение фондов, слабое материальное обеспечение, низкая заработная плата. Это порождает такие явления, как неудовлетворённость читателей фондами библиотек 57.3%, высокий уровень отказов 23.8%.
Современная молодёжь хочет видеть библиотеку с обновленным книжным фондом - 37%, с комфортным и уютным интерьером - 28%, 55% - с компьютерами и выходом в Интернет. На вопрос, какие библиотеки вы посещаете наиболее активно? молодые пользователи отвечают так, школьную 83.3%, по месту жительства 72.4%, центральные 42%. Анализ полученных в ходе исследования данных показал, что основные мотивы обращения в библиотеку связаны не только с необходимостью получения информации, но и с желанием общения, духовных контактов. Так на вопрос с кем вы обсуждаете прочитанное молодые люди отвечали: с друзьями 44%, с библиотекарями и учителями 32%, с родителями 24%.
Основные источники информации о спрашиваемых книгах являются: учебные программы, советы преподавателей, библиотекарей, друзей, родителей, СМИ. У 87% опрошенных сформирован собственный читательский интерес.(см. графики)
Среди большого количества респондентов сложилось уважительное отношение к библиотекарям, за помощью и советом обращаются к ним 92.1% школьников старшего возраста и 87.9% студентов.
Большинство читателей среди личностных качеств библиотекарей отмечают эрудицию, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, вежливость. Только 5.1% респондентов обратили внимание на равнодушие и нежелание помочь.
Огромное значение в формировании гражданской позиции имеют домашние библиотеки. Только 1.2% респондентов дома не имеют библиотек, около 47% имеют дома библиотеки, содержащие более 100 книг, более 500 книг - 49%. В анкетах отмечались и такие цифры - тысяча и 2 тысячи.
Таким образом, можно подвести некоторые итоги:
* Библиотека остаётся для современной молодёжи важным источником информации и местом общения.
* Следует обратить внимание на сокращение времени, которое молодёжь отдаёт чтению, растёт время потребления мультимедиа.
* Растёт поляризация читательских интересов, происходит стратификация юношества, что вполне соответствует глубокой стратификации современного российского общества.
* Необходимо отметить сужение содержания досугового чтения и расширения делового.
* Важное значение в социодинамике читательских интересов имеет приоритет художественной и общественно-политической литературы, которая воздействует на формирование активной гражданской позиции молодёжи.























1.3 Формирование информационной культуры личности.
Говоря о стремительном росте потоков информации и об изменении роли библиотек в новых условиях, необходимо обратить внимание на важность формирования информационной культуры современной молодежи.
Основными факторами, определившими возникновение феномена информационной культуры, явились, как говорилось выше: переход информационной культуры в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; информатизация общества, развитие информационной техники и технологии.
Коренное изменение отношения к информации связано с тем, что информацию стали осознавать как стратегический ресурс, стоящий в одном ряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами развития общества и государства.
Информационные ресурсы - это продукт интеллектуальной деятельности общества; имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования1. Приоритет информации по сравнению с другими благами и ценностями, обретение информационными ресурсами статуса стратегических, определяется также и тем, что в любой сфере деятельности, включая экономическую, политическую, социальную, преимуществами владеют те, кто обладает полнотой доступа к информации и соответствующими средствами ее получения, обработки, распространения и хранения.
Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала также и оружием, что подтверждается ведущимися в последние годы информационными войнами. Полнота и надежность информации все больше ассоциируется с властью.
Высокие темпы научно- технического прогресса, расширение масштабов познавательной деятельности людей, появление новых наук, стремительная смена не только производственных, но и социальных технологий, динамики жизни современного общества - все это явилось основой для значительного роста информационных ресурсов.
По утверждению специалистов, сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир доходит до тревожных пропорций. Общая сумма человеческих знаний к 1800 г. удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. - каждые 10 лет, а к 1970 г. - каждые 5 лет.2
По данным ЮНЕСКО, в начале XIX века во всем мире выходило 100 научных журналов, а в 1850 г. - 1000, в 1900 - более 10 тысяч , в настоящее время - более 100 тысяч. За последние 25 лет книг выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет.
Лавинообразный поток информации во второй половине ХХ века породил так называемый" информационный взрыв", следствием которого явился информационный кризис. Информационный кризис понимается как противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека.1
Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения через развитие информационной техники и технологий.
Как отмечают ученые, в истории развития цивилизации произошло несколько кардинальных преобразований в сфере обработки информации, получивших название информационных революций.
Первая информационная революция - изобретение письменности - открыла способ фиксации и передачи знаний от поколения к поколению, который радикально изменил общество, культуру и организацию деятельности людей.
Вторая информационная революция - изобретение книгопечатания ( ХV век)
Привела к существенному и качественному росту источников информации.
Третья информационная революция- изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио ( конец ХIХ - начало ХХ века)
Позволяющие накапливать и оперативно передавать информацию на расстоянии.
Четвертая информационная революция - появление персонального компьютера( 70-е г. ХХ в.) - открыла информационную эру в развитии человеческого общества.
Внедрение новых информационных технологий является проявлением и одновременно основой сложного социально- экономического и научно- технического процесса - информатизации общества.
Процесс информатизации происходит неравномерно в различных странах. Первыми на этот путь встали в конце 50-х- начале 60-х г. ХХ века США , Япония и страны Западной Европы.
В нашей стране осознание идей информатизации на государственном уровне относится концу 80-х годов. В СССР в 1989 г. была разработана концепция информатизации общества. По предварительным оценкам, информатизация в России завершится к 2050 г. при условии стабилизации экономической и политической обстановке в стране.2
Реализации процесса информатизации содействуют ряд государственных целевых программ: "Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 гг.";" Создание и развитие информационно- телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти 2001-2007 гг".; "Развитие информатизации в России на период до 2010 г.". Координирующую роль выполняет федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010г.

Россия имеет свои особенности вхождения в информационное общество. Процесс информатизации в нашей стране сдерживается недостатками материально-технического, финансового и правового обеспечения.
Решение проблем информатизации невозможно без учета информационной культуры личности, которая призвана подготовить человека, и прежде всего молодого, к жизни в информационном обществе.
Термин" информационная культура" впервые применили библиотекари1 в 70-е г. ХХ века, затем с конца 80-х проблемами информационной культуры заинтересовались обществоведы, философы.
Понятие" информационная культура "в различных словарях , справочниках имеет различный объем, характеризуется разным составом компонентов : "библиотечно-библиографическая культура", "культура чтения", "библиотечно-библиографические знания"," информационная грамотность, "компьютерная грамотность".
Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры , необходимым звеном образовательной деятельности. Но информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении.2
Формированием информационной культуры в нашей стране занимались и занимаются библиотеки и образовательные учреждения. ее компонентами являются : библиотечно-библиографические знания, культура чтения, в последнее время - компьютерная грамотность.
О роли чтения в жизни подрастающего поколения написано много. Так К.Д. Ушинский, утверждая, что книга для ребенка - основа умственного развития, подчеркивал необходимость воспитания у него с самого раннего детства умения и навыков самостоятельного и осознанного чтения. Особое внимание он придавал выработке у молодежи потребности приобретать новые знания , как необходимого атрибута личности подростка.3
Библиотеки в нашей стране придавали и придают большое значение процессу формирования информационной культуры.
Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:

* индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методика работы с литературой;
* групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны;
* экскурсии по библиотеке;


* библиотечные уроки по обучению методике оформления списков использованной литературы;
* игровые мероприятия " Информационная корзина" - библиотечно - библиографическая игра, посвященная выявлению уровня библиотечно - библиографической грамотности учащихся, их знаний, умений и навыков пользования справочно-библиографическим аппаратом библиотеки (каталоги, картотеки), справочниками, словарями, библиографическими указателями.
* Дни информации и библиографии по темам: "К нам новая книга пришла", "Ура! Новые энциклопедии!", "Все о технике"," Алтарь Отечества "и др.

При оценке уровня овладения читателями библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято считать значимым следующее:
* Знание информационных возможностей библиотеки;
* Осознанный выбор книг различной тематики, сформированность читательского интереса;
* Умение использовать самостоятельно справочно-библиографический аппарат библиотек;
* Умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление простого и сложного плана, конспектирование, аннотирование , рецензирование, умение составлять списки литературы);
* Умение бережно обращаться с книгой.

В настоящее время образовательные учреждения значительную часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения трактуют как общеучебные знания и умения.
Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности современного школьника в целом и гражданского образования подрастающего поколения в частности. Именно общеучебные знания и умения, как считают современные ученые являются основой для любой деятельности , связанной с переработкой информации: учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой.1 Они дают возможности учащимся эффективно осуществлять самообразование. Вместе с тем, это те знания и умения, без которых невозможно становление информационной культуры личности современного молодого человека.
Создание здоровой информационной среды- педагогическое условие формирования культуры здоровья учащихся
лицея №87

Кочетова Софья Ивановна - зав. библиотекой лицея №87
г. Н.Новгорода
Есть мир бесконечно малого,
Есть мир бесконечно большого.
И есть мир бесконечно
Сложного - мир Жизни.
Сократ
Воспитательная система нашего лицея направлена на создание условий для формирования культуры здоровья учащихся и всех участников учебно-воспитательного процесса. В формулировке Всемирной организации здравоохранения здоровье- это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. (1) Здоровье рассматривается как динамичный показатель жизнеспособности человека. Здоровье мы понимаем как единство трех компонентов- физического, психического и социального здоровья. .Формирование культуры здоровья - это главный ресурс и условие для развития ребенка, для его личностного роста. Личностный рост связан с развитием ценностного отношения формирующейся личности ребенка к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той культурной общности и той эпохи, с которой отожествляет себя сама личность.(2) Таким образом, личностный рост понимается нами, как развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе .Среди гуманистических ценностей основополагающей является ценность Человека, его здоровья, здорового образа жизни. Для ребенка ценность Человека проявляется в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я ( телесного, духовного, социального) Я- телесное связано с формированием культуры здоровья и здорового образа жизни; я- духовное сопряжено со свободой как главной характеристикой духовного бытия человека, включающей самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека; я- социальное связано с вхождением человека в общественную жизнь, формирование его активной жизненной позиции.
Библиотечно-информационный центр лицея, являясь равноправным участником учебно-воспитательного процесса, формирует условия для личностного роста учащихся, реализуя информационную и досуговую функции, принимает активное участие в социализации личности ребенка.
Общество сегодня всё более осознаёт, что новая цивилизация напрямую будет связана с возрастанием роли образования и информации в жизни. В 21 веке главной ценностью будет не земля, не орудия и средства производства и даже не капитал, а именно информация и умение ею пользоваться: добывать, оценивать, интерпретировать.(3)
В этой связи резко изменяются функции библиотек, как важных и доступных источников информации. Устойчивая тенденция усиления объёмов информации неразрывно связана с потребностью в качественно новом уровне библиотечно-информационной поддержки населения. От степени информатизации библиотек зависит уровень информированности граждан, а значит и реальное возможность вхождение нашей страны в информационное общество.
Признавая молодёжь мощным фактором формирования нового общества большинство ученых подчёркивают её особую социальную уязвимость.. Положение детей и молодёжи рассматривается сейчас как одна из важнейших гуманитарных проблем(4). Современное российское юношество не только переживает общевозрастные трудности, но и в полной мере испытывает результаты значительных перемен, происходящем в нашем государстве.
Незащищённость, известная дезориентированность учащейся молодёжи затрудняют её социализацию и интеграцию во все сферы жизни общества, усложняют становление гражданственности. Этот процесс является тем более сложным, что наиболее значимые для молодёжи сферы социализации - образование, трудоустройство и другие подверглись серьёзным изменениям. Переживают значительные трудности и институты, традиционно осуществляющие социализирующую функцию: семья, школа, армия, СМИ и т.д.. В этих условиях изменяются ценностные ориентиры. Значительно повышается значимость личностных ценностей. На первое место выходят такие ценности как личное благополучие (из 290 опрошенных- 72%), здоровье (82%), материальное обеспечение (79%), семья (63%), образование (81%). В тоже время такие ценности, которые составляют основу человеческой жизни: самообразование через всю жизнь, творчество, коллективизм, труд - резко снизили своё значение для большинства молодёжи. Таким образом, можно отметить резкую поляризацию ценностей юношества, что усложняет ее социализацию.(5)
Среди ценностей, подвергшихся определенному пересмотру, оказалось и отношение к книге, чтению, библиотеке, которые традиционно играли значимую роль в жизни российской молодёжи. Издавна молодёжь с почитанием относилась к образованным людям, с уважением называя их "книжниками", "энциклопедистами".
"Кризис чтения " начавшийся в 80-е годы 20 века в странах Западной Европы и США, в 90-е годы докатился и до нашей страны. Он повлек за собой утрату навыков чтения значительной части населения и вследствие этого функциональную неграмотность. По данным социологических исследований 2000 года только одна треть населения России признана читающей, 80% даже не записаны в библиотеках (6). У нас, некогда самой читающей нацией в мире, чтение перестаёт быть безусловной ценностью. Современный человек активно осваивает медиакультуру , для некоторых книга превращается в ненужную роскошь, анахронизм. Всё это хранит в себе серьёзную опасность для духовного, нравственного, интеллектуального потенциала страны. Чтение- не развлечение а интимный процесс воспитания собственной души, требующей от человека большой работы ума и сердца. Чтение важный источник духовного здоровья. Оно развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.
Современная молодёжь живёт в эпохе, которую характеризует новая роль информации, которая раньше приходила к человеку через чтение книг, журналов, газет, а теперь и через аудио- и видеозаписи, лазерные диски, Интернет. Информация предопределяет теперь качество жизни, как отдельных индивидуумов, так и целых сообществ (7). Информация является жизненной необходимостью, но когда она поступает в чрезмерном и нерегулярном режиме, она становится агрессивной, деструктивной силой, а это особенно опасно для молодежи. Верна ли эта тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, и нет. С одной стороны, наша страна становится всё более открытой для всевозможных информационных потоков, с другой, ощущаются ограниченные возможности в освоении информационного пространства из-за экономических проблем. Как бы то ни было общая тенденция всеобъемлющего умножения информации едина.
При таком развитии событий мы уже сталкиваемся с состоянием беспокойства человека при огромном разнообразии информационных ресурсов. Проблема выбора информации становится теперь доминантной.
Главная цель библиотек- удовлетворение информационных потребностей общества. Чтобы следовать сегодня всевозрастающим информационным потребностям, чтобы быть востребованным обществом библиотеки должны развивать свои информационные ресурсы и службы. Роль библиотек приобретает и социальный смысл, когда мы говорим об этом исторически сложившемся демократическом институте, обеспечивающем, как правило, бесплатный доступ к информации любого гражданина независимо от его положения в обществе.(8)
Информационная революция рождает новые средства, помогающие получить новые знания. К этому процессу наиболее интенсивно приобщается именно молодёжь. Это объясняется её большей чуткостью ко всякого рода новшества, а так же более высоким уровнем технической грамотности, компьютеризированности по сравнению с другими группами читающей публики. Таким образом, формируется новое поколение - телекомпьютерное - в отличии от взрослого - литературнодоминантного. В этом состоит сложность современной социализации юношества.
Исследования показывают, что 170 семей города Н.Новгорода 60.8% имеют дома компьютер, которым пользуются 82.1 % дети и молодежь (до 20 лет) и только 17.9 % взрослые. Доступ в Интернет имеет 67.1 % компьютеризированных семей, пользователи Интернета дома 87.5 % дети и молодёжь и 12.5 % взрослые, из числа опрошенных респондентов.
На вопрос, сколько времени в день вы отдаёте чтению и компьютеру, ответы респондентов распределились следующим образом:

Схема 2

Время
чтение книг и журналов
Работа с компьютером
1 час в день
17.5 %
23.2 %
Более 2 часов в день
70.2 %
48.3 %
Не каждый день
12.3 %
28.5 %


Таким образом, нельзя сказать о падении интереса к чтению, но из статистики можно сделать вывод, что использование печатной и электронной продукции для получения информации стремительно сближается.
Роль информационной среды в формировании культуры здоровья.
В последние годы, как утверждают учёные, объём информации ежегодно удваивается.(9) Специалист XXI века при решении своих бытовых, профессиональных, гражданских задач просто обречён работать в обширных информационных потоках. Информация быстро стареет, поэтому учёные говорят об острой необходимости перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, к образованию через всю жизнь. Ныне для толкования сущности образовательного процесса , активно используются понятия "информационно образовательной метасреды." (10) Выделяются основные компоненты информационной метасреды.
Информационная метасреда


Научно-техническая ориентация.

Информационная.
Социальная.
* Какой смысл сегодня вкладывается в понятие "информация"? Если ранее информация толковалась только как сведения, передаваемые от одних людей к другим (устным, письменным или каким-либо другим способом), то в настоящее время трактовка этого понятия принципиально изменилась. В самом широком понимании информацией являются любые данные, отражающие свойства объектов природных, социальных и технических системах. Выделяют источники информации и каналы связи между объектами информационного обмена. По самым различным каналам идёт процесс непрерывной передачи информации от объекта к человеку, от человека к человеку, от человека к автомату, от автомата к автомату и т. д.(11)
В философском смысле информация определяется как одно из универсальных свойств материи. Содержание понятия информации в этом толковании связано с содержанием понятия отражение. В категориальном аппарате философии это понятие стоит в одном ряду с такими понятиями, как пространство и время, материя, движение, энергия.
Информационные потоки подразделяются на первичные (содержательные результаты ощущений, восприятия и представлений субъекта) и вторичные (научные факты, законы, технические идеи). Разграничение первичных и вторичных информационных смыслов весьма условно. Различают виды информационных сред (схема 1): естественная природная среда, т. е. среда обитания и социальная среда.
В социальной среде можно выделить две самостоятельные сферы - объектную и деятельностную.
К объектной социальной среде относится, так называемая "вторая природа", которая представляет собой созданные человеком материальные условия его существования. Это особая материальная среда, законами функционирования которой являются не только законы природы, но и законы человеческой деятельности.

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign