LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5. По результатам пункта 3 обработки составить таблицу сводных результатов всех испытуемых группы (выделить испытуемых с различными установками).

Методика 4.2 "Пирамида - туннель"
Задача исследования. Выявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольном переключении (флюктуации) внимания.
Оборудование. 1. Плакат с двойным изображением (рис. 12);
2. Секундомер.
Порядок исследования. Исследование продолжается 3 мин и проводится в двух вариантах.
Инструкция испытуемому. Первый вариант: "Перед Вами рисунок с двойным изображением. Что Вы видите на нем? Пирамиду или туннель? (Исследуемый отвечает.) Продолжайте смотреть и сообщите, когда изображение изменится. Когда я дам команду "Начали!", Вы с этого момента отмечайте черточкой на бумаге каждую перемену изображения... Начали!"
Второй вариант: "Сейчас Вы должны волевым усилием удержать то или иное изображение. Когда все же изображение изменится, стукните карандашом по столу".
Экспериментатор фиксирует по секундомеру число ударов карандашом за 1 мин и интервалы.










Рис. 12. Двойное изображение

Учет и анализ результатов. Подсчитывается число переключений внимания за каждую минуту. Потом составляется протокол по следующей форме.

Группа... Дата...
Фамилия исследуемого
Количество флюктуаций внимания
за первую минуту
за третью минуту
при волевом усилии
Иванов
10
7
10
Петров
14
11
8


ТЕМА 5. ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Для изучения концентрации внимания используют различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландольдта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых требуется в течение 5 - 10 мин отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки. Показателем хорошей концентрации при этом выступает минимальное количество допущенных ошибок. Второй способ диагностики концентрации внимания основан на применении сенсомоторных проб типа лабиринтов и перепутанных линий.


Методика 5.1 Исследование концентрации внимания у младших школьников
Цель. Определение концентрации внимания при работе с корректурными таблицами.
Материал: а) корректурная таблица;
б) секундомер.

ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАТЛБЗКИНФЯВПЧМОЗЕ
АГНБВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУЖДРТГКБИТ
АНДКХУЖГЗШЯНБХЮАВЧЮДФПСЗИХПЧЖГОМ
БШЖСВУАРЛМТБДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮИИМ
ЕТРШУХКПЛЖИУЧФРЕЗНЛГРХМКФПУЮНКЯЗ
ГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПДЛОУЖАГЗДВЮЯИЛ
ФМСХУКШЛПТАЕБРЖНЧОЗКБРЧНЗСХИГХЛЯЧ
ЗДЕЖСФОНВГУШТЮКМАПИБРВЕНПАКРАНОЛ
ЧРПДХИЮПЖШТВФСЗСБОЯЖХЛЮВЕБДКТФОС
ЛПЕЗБУТНВСОЮМЮПЖЕШЖНБФТХСКЛПАХУН
ИШДАГМГМТРГЖМЖУЗХДЛПАЕКВРНЮТЧБФЯ
ОГТШСАДКОЧИБФСЕПСМФЮОНЯЧХЛРЕАУХЯ
ДЗЖТГШВИКБЛНПВЗАУРГОЛКЮХУШЮМНВПМ
СЯСХЕЗНПЧИЖФАНТБКДИРЧЗЕКМХТЮЖЧТНМ
БРБСШВГСБЖПИЮУДПХАЕНТМЛЖМПДЖУШК
СЕМПТНОЮАВКБИЧРЛХЯУДФЗГКОАНГНЛНЕЦ
РБЗЯЮБОЖХМУФДТПАЧДСЗКЕВРНЛИЩИВЕТБ
ТФХГАЖМПГТКНОУРИДНВЧЮЛСЯЕХФБЗАЖДЧ
ШЖМДКОСШЧНЛХБНЯОЧШЛФХНСЗАЕВПГЖСТ
ТКИДЮРБУЮОРИЗУМТДФЕКИГЮСХВЯГСЖУЕЖ
ДЖТЕАПХБРВЮПЗШАКОШЯДЗАКНХЮРХЛУТГИ
ЖСВНЧПЕПВЖЗЛШЮИОФМЕГИБМРАКОБНЯКАС

Рис. 13. Бланк "Корректурная проба"




Ход эксперимента
Ученику вручается корректурная таблица, представляющая собой случайный набор согласных и гласных букв. Он должен подчеркивать букву "С" и зачеркивать букву "Ч".
Время выполнения задания - две минуты. Начало выполнения задания - по сигналу: "Начинай!" Окончание - по команде "Стоп!" В том месте, где школьника застала команда "Стоп!" он должен поставить "птичку".
Анализ выполненного задания. Определить коэффициенты правильности - А и продуктивности - Е. Коэффициент правильности вычисляется по формуле
А=,
где С - число правильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,
W - число неправильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,
О - число ошибочно пропущенных букв.
Коэффициент продуктивности вычисляется по формуле
Е = S • А ,
где S - число просмотренных знаков,
А - коэффициент правильности.
Оценка уровней правильности и продуктивности для младших школьников проводится по табл. 13.
Таблица 13
Уровни
Пределы А
Пределы Е
Высокий уровень
0,98 и выше
310 и выше
Уровень выше среднего
0,96-0,97
260-309
Средний уровень
0,93-0,95
200-259
Уровень ниже среднего
0,91-0,92
150-199
Низкий уровень
0,90 и ниже
149 и ниже

Методика 5.2. Корректурная проба Бурдона
Цель работы. Измерение количественных характеристик внимания в корректурной пробе Бурдона и выявление динамики этих характеристик в процессе кратковременной деятельности.
Оборудование. В работе используется бланк теста Бурдона в модификации, предложенной советским психологом П.А. Рудиком.
Ход работы. Эксперимент выполняется коллективно при последующей самостоятельной обработке результатов. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Выполнению данной работы предшествует упражнение, осуществляемое в специальной части бланка теста. Время упражнения - 1 минута.
Испытуемый зачеркивает в бланке всегда четыре буквы: А, М, К, З. Работа идет построчно. После упражнения испытуемый приступает к основной работе, чему предшествуют команды экспериментатора: "Внимание. Начали!" Основная работа осуществляется в течение 5 минут, и по истечении каждой минуты экспериментатор дает команду: "Поставьте крест". Такой крест ставится испытуемым в том месте строки, где его застала данная команда, и служит в дальнейшем цели исследования динамики внимания. Команда "Довольно!" означает прекращение всего эксперимента.
Инструкция испытуемому. По моей команде "Начали!" вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение пяти минут, причем по истечении каждой минуты и в ответ на мою команду: "ставьте крест", вы ставите его в том месте, где сейчас работаете. Работа прекращается по команде "Довольно".
Обработка результатов
1. Вычислить показатель концентрации внимания k, для чего необходимо подсчитать:
общее количество правильно зачеркнутых букв - n1;
количество пропусков букв А М К З - n2;
количество ошибочно зачеркнутых букв - n3;
общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию - n.
Показатель концентрации внимания k вычисляется как отношение:
k=100% .
Такие коэффициенты требуется вычислить как в целом (k), так и по каждой минуте работы в отдельности (k1, k2, k3, k4, k5).
Примечание. В психотехнике была принята такая система качественной оценки концентрации внимания в зависимости от величины этого коэффициента.
Очень хороший - 81...100%
Хороший - 61...80%
Средний - 41...60%
Плохой - 21...40%.

2. Построить график, отражающий динамику концентрации внимания (колебание, а возможно, упражняемость) по отдельным минутам основного эксперимента, т. е. по величинам k1, k2, k3, k4, k5.
Примечание. Строже говоря, это будут колебания (изменения) точности или уровня безошибочности данной корректурной работы, Такая точность, бесспорно, зависит от концентрации внимания, однако не отражает последнюю строго однозначно. Ведь данный показатель никак не учитывает объема выполненной работы, самой ее напряженности, а значит, может быть существенно искажен проявлениями других свойств внимания, например переключаемостью, объемом и так далее.

3. Вычислить значение коэффициентов точности (аккуратности внимания) А (по каждой минуте и за все пять минут работы):
А =
и построить график, отображающий их динамику (по аналогии с пунктом 2 обработки).
4. Подсчитать величины коэффициентов продуктивности (или эффективности) внимания:
E=AN,
где N есть общее количество знаков, просмотренных за данный период времени (в любой строке текста имеется 35 букв).
Построить график изменения величины Е по отдельным минутам эксперимента.
5. По индивидуальным значениям величин Е (отнесенных ко всем пяти минутам работы) составить сводную таблицу для всей группы и построить соответствующую кривую распределения величин Е.

ГХБПКШЗПЮВРХПАЕТЖДЖСРГВХСЮГИКВРГМАГУ
НТКОБЕМФОИЮШЛЗЖВПЕПЧНВСЖУЛХХЮРХБЯЗШ
ОСВЧЕХТЕСПМНТООЖХШНАЕЧЮПВЖЛЮФОВПАКМ
КЧЗШАЖКЯДХИСВПБЮРЖВПУЮШАТХСГМКРАТЮД
ДРГПЛВРГАМКЕТНЧЗОУБХФПЛЖШЯНСЮДЮХВТУА
ПЯИХНЛУТШИВБКОГЗМХЯРДАЧЕЮЖСФПДСРКГЧН
ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАЛТБЗКИНФЯВПЧМОЗАГНБО
ХВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУХДРТГКБИАНДКУЖХ
ГЗШЯНБХЮАВЧЮФДПСЗИХПЧЖГОБШЖСВУАРЛМТ
БДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮПМИЕТРШУХКПЛЖИУЧФР
ЕЗНГАРХМФПУЮКНЯЗГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПК
ДЛОУЖАГЗДВЮЯНФМСУХКШЛПДБРЕНЧГОСТЧЫЖЭ
ГТЮЧЗРПЛЖЫГЕИСАЭЛПТСЧЯЮЕНГШХУВФОРСТПЕ
НЕАРТБВДГКИЧТЖХЗКБИСТВНЦЗУЧТСНАВЫЮБЭЗХ
ОРЫЕИСТЗХРАЛТВНЕКДЬИТЫЖДЩШГЕТИВРЮБРПЛ
ЕПЫБИШГВЕЦОТТЛГНАОЕКТАЛЖЩЦЕМКБОРАЕЫФ
РПУНБМНАВДЖЫЗЭКФЛМСКНВАТЯИЗЕНКИАМЕВЛД
ГОБЛЕСТИНКАСВТГИДРГЮЗХЦАВМЫГХТАРОРЖЭОУ
РАНТВЫФРИГОВИКЕПРЖНЩИКУШЕНИРПАВЫФДЖО
НГЕПРАМВКНЩЗХЖДТМСПАВКЦЯТРУЛКТХАВНТВЦБ

Рис. 14. Бланк к методике 5.2

Методика 5.3. Корректурная проба Бурдона-Анфимова
Цель. Измерение устойчивости и концентрации внимания.
В данном задании используется корректурная проба Бурдона-Анфимова (вычеркивание заданных букв на бланке), выполняемая на фоне помех. Условным показателем устойчивости внимания является изменение скорости выбора, то есть времени (Т, с), затраченного испытуемым на поиски отдельного стимула (m). Его рассматривают как условный показатель скорости выбора, то есть время, затраченное на один стимул (S); скорость выбора определяют по формуле
S=.
Так как в данном задании не один стимул, а несколько (mn) и соответственно временных промежутков будет несколько (Tn), то изменение скорости выбора на протяжении всего задания будет определяться следующим выражением:
....
Условным показателем концентрации внимания (К' и К'') является отношение коэффициента точности выполнения задания на фоне помех (А'n и А''n) к точности выполнения задания без помех (А'бп и А''бп),
К=.
Расчеты коэффициента точности как для условий помех, так и для условий без помех, производится по общему принципу, отраженному в формуле Уиппла:
А=,
где N - общее количество обнаруженных стимулов; р - количество пропущенных стимулов; r - количество неправильно обнаруженных стимулов.
Оснащение эксперимента. Перед проведением занятия необходимо подготовить для каждого испытуемого по печатному бланку корректурной пробы Бурдона-Анфимова. Эти бланки содержат стандартный набор букв русского алфавита, расположенных построчно в случайном порядке. Всего в бланке 40 строк по 30 букв в каждой. Самому экспериментатору надо иметь программный бланк и секундомер. До начала опыта каждый испытуемый заготавливает таблицу для регистрации результатов пробы (табл. 14).
Порядок работы. Занятие групповое. Ведет его преподаватель или его помощник - экспериментатор. Экспериментатор выдает каждому испытуемому стандартный бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию.
Инструкция испытуемому: "Просматривая слева направо каждую строку в бланке, Вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы "р" и "к". Задание следует выполнять быстро и точно. Кроме того, по моему сигналу "Черта!" Вы должны будете проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, а затем продолжать выполнять задание до следующего сигнала. И так далее до конца бланка".
В течение опыта экспериментатор фиксирует, произнося слово "черта", 30-секундные промежутки времени. На 2-й и 4-й минутах опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух в течение 15 с какие-либо буквы алфавита. Работа с корректурным бланком рассчитана на 5 мин.
Результаты выполнения задания каждый испытуемый определяет сам и фиксирует в протоколе.




Таблица 14
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Результаты корректурной пробы
Вре
менные промежутки
(30 с)


Фон
Ответы испытуемого
(на корректурном бланке)
Характеристики внимания

Правильные
(m)
Ошибочные
Скорость выбора (S)
Коэффициент точности
(А)
То же, среднее значение
Пока
затель концентрации (К)

R
p


1
Без помех
...
...
...
...
А1
}А'бп
}К'
2
То же
...
...
...
...
А2

3
С помехами (1)
...
...
...
...
А'п

4
Без помех
...
...
...
...
А4

}А"бп
}К"
5
То же
...
...
...
...
А5

6
То же
...
...
...
...
А6

7
С помехами ('')
...
...
...
...
А''п

8
Без помех
...
...
...
...

9
То же
...
...
...
...

10
То же
...
...
...
...


Обработка результатов:
1) сверить результаты в корректурном бланке с программой экспериментатора;
2) подсчитать в корректурном бланке временные промежутки (Т1...Т10) по меткам - вертикальным линиям;
3) подсчитать число правильных ответов (m) для каждого временного промежутка;
4) определить показатели скорости выбора (S) для каждого временного промежутка в отдельности (S1...S10) согласно формуле 2,
5) построить график, условно называемый графиком динамики устойчивости внимания, для чего на оси абсцисс отложить все 30-секундные отрезки (T1...T10), а на оси ординат - скорости выбора (S1...S10);
6) вычислить коэффициенты точности внимания (по формуле 4) до воздействия 1-й (А'бп) и 2-й (А"бп) помех. Так как до 1-й помехи два временных промежутка, то А"бп вычисляется как среднее арифметическое из А1+А2. Аналогично и А"бп должно вычисляться как среднее из А4+А5+А6;
7) определить значения показателя концентрации внимания (К' и К") по формуле 3;
8) совместно с экспериментатором определить средние значения К' и К"для всей группы испытуемых.
При анализе результатов эксперимента на графиках проследите индивидуальную динамику устойчивости внимания в течение всего задания. Обратите внимание на изменение показателей скорости выполнения задания на 2-й и 4-й минутах (то есть S3 и S7). Сделать выводы о влиянии помех на устойчивость внимания. Сопоставьте свои показатели концентрации внимания со среднегрупповыми показателями и сделайте выводы об индивидуальных особенностях.

Методика 5.4. Тест "Перепутанные линии"
Среди методик, направленных на исследование концентрации внимания, может быть рекомендовано задание "Перепутанные линии" (рис. 15), которое рассматривают так же как один из тестов, характеризующих устойчивость внимания.
Цель исследования. Определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияния длительной работы на концентрацию внимания.
Это видоизменение метода, предложенного психотехником Риссом в начале 20-х годов.
Оборудование. 1. Варианты бланков с перепутанными линиями (рис. 15) или покрытый прозрачным плексигласом конверт, в который вложена таблица (примерно 13 Х 20 см), воспроизводящая бланк.
2. Секундомер.
3. Трафарет для проверки.
Порядок исследования. На бланке в прямоугольнике проведено 25 перепутанных линий, которые начинаются у его левой стороны и заканчиваются у правой. Линии пронумерованы от 1 до 25. Задача исследуемого - проследить ход каждой линии и поставить у правого ее конца тот же номер, что и у левого.
Инструкция испытуемому. "На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в протоколе поставить тот номер, на котором эта линия заканчивается. Вы должны начать с первой линии, потом перейдите ко второй и т. д. Следить за линиями надо только глазами; помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок. Понятно? Имеются вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовьтесь! Начинайте!" (Пустить секундомер).
Учет и анализ результатов. При наблюдении следует отметить, что преобладает у исследуемого: установка на скорость или на точность;
уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет;
трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без труда.
При опросе необходимо установить:
что в данном задании было трудным для исследуемого;
отчего он медленно выполнял работу: боялся ли сделать ошибки или иногда сбивался в прослеживании линии и вынужден был возвращаться к началу;
считает ли, что у него много ошибок, и чем он может это объяснить.
При определении количественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время, за которое исследуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и так далее). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания исследуемым.
Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к концу его.
Правильность действий проверяется сличением бланка исследуемого с заготовленным трафаретом: устанавливается число расхождений.
В проведенных К.К. Платоновым исследованиях время выполнения задания различными исследуемыми колебалось от 3 мин 33 с (лучший результат) до 13 мин (худший результат), число ошибок - от 0 до 7.


























Рис. 15 Бланк "Перепутанные линии"

Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый Ф. Продемонстрировал значительное развитие концентрированного внимания, выполнив безошибочно задание за 3 мин 33 с; работал быстро, уверенно, четко; ни разу не прибегал к повторному просмотру линий. При опросе заявил, что задание легкое, и высказал уверенность, что ошибок у него нет.

Исследуемый К., наоборот, обнаружил слабую устойчивость внимания, многократно проверял одну и ту же линию, затратил 18 мин на выполнение задания, допустил значительное число ошибок (7). При опросе высказал опасение, что сделал много ошибок. Сказал, что трудно удержать взглядом линию и нет уверенности, что пришел к правильному результату.

II вариант методики "Перепутанные линии"
Инструкция: "На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо, определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева № 1, найдите, где она закончится, поставьте там соответствующий номер, затем переходите к линии № 2 и так далее. Ответы записывайте по порядку, например: 1-17, 2-14, 3-22 и так далее. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не вести линии карандашом или пальцем. Вопросы? Приготовились! Начали!". Включить секундомер. Через 7 мин подать команду: "Стоп! Закончить работу! Перевернуть бланки!"
Оценка в 9-балльной шкале при выполнении задания с плаката по табл. 15.

Таблица 15
Оценка в баллах
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Количество правильных ответов
25
24
22-23
20-21
17-19
14-16
12-13

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign