LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1
18
70-79
2
2
17
80-89
3
3
16
90-99
4
4
15
100-109

14
110-119

13
120-129

12
130-139

11
140-149

10
150-159

9
160-169

8
170-179

7
180-189

6
190-199

5
200-209

4
210-219

3
220-229

2
230-239

1
240-249

0
> 250



Средние данные по студенческой группе: = 10,3; =2,83; Мо= 13. Как и по другим показателям перцептивного внимания, женщины имеют более развитую избирательность внимания: ж= 10,8; м= 9,8. Различие в данном случае составляет одну шкальную единицу. При анализе возрастной изменчивости половые различия также почти не прослеживаются. Влияние возраста на эту характеристику внимания более заметно - с 18 до 21 года наблюдается улучшение избирательности внимания (почти на 2 балла), начиная с 21 года - систематическое и постепенное снижение этой функции; в возрасте 28 - 33 года ее уровень несколько ниже, чем в возрасте 18 лет.
Показатель ТМ коррелирует с показателем общего интеллекта (р=0,05), с показателем общей успешности по академической успеваемости корреляционная связь статистически незначима.

Методика 2.2 Тест Торндайка
Тест Торндайка (ТТ) издавна применяется в отечественной психологии. Задача испытуемого - отыскать 10 заданных трехзначных чисел среди фонового материала (100 трехзначных чисел). Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают прядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля: а) систематический (последовательно просматриваются все числа); б) оптимальный (сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предполагаемой последовательностью расположения искомых чисел); в) хаотичный (испытуемый наугад смотрит в разные стороны фонового материала).
Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания.
Материал. Бланк, ручка, секундомер.
Инструкция. Вам будет дана карточка с трехзначными числами (рис. 5). 2 верхних столбца - 10 чисел - эталонов, которые надо найти в нижних столбцах. Каждое число - эталон встречается лишь один раз. Необходимо очертить кружком первое число - эталон, найти его в фоне и зачеркнуть крестиком, затем второе число и т. д. Отыскать все десять. Работать быстрее.
Обработка результатов. Показатель ТТ вычисляется из оценки времени выполнения теста Т по шкале с интервалом в при =10, =3, размерность шкалы от 0 до 19 баллов. К временному показателю Т вносится поправка на ошибки С, за одну ошибку снимается 2 балла. Расчетная формула А= Т-С (табл. 5, 6).
Основные статистики по студенческой выборке: = 10,2; =2,76; Мо=11. По показателю ТТ преимущество женщин еще более заметно: ж= 10,7; м= 9,4 (разница в 1,3 балла). Тенденции возрастной изменчивости по методике ТТ аналогичны закономерностям, описанным по методике ТМ.
Корреляции показателя ТТ с индексом общей успешности по академической успеваемости значимы на уровне р=0,05; с показателем общего интеллекта - на уровне р= 0,10, на этом же уровне значима связь и с показателем по методике ТМ.

Таблицы для оценки успешности по Тесту Торндайка

Таблица 5 Таблица 6
Т, (балл)
T, (с)
Кол-во пропущенных слов
С
19
< 119
1
2
18
120-129
2
4
17
130-139
3
6
16
140-149

15
150-159

14
160-169

13
170-179

12
180-189

11
190-199

10
200-209

9
210-219

8
220-229

7
230-239

6
240-249

5
250-259

4
260-269

3
270-279

2
280-289

1
290-299

0
> 300



627 786
782 489
345 372
645 459
852 293

273 529 432 697 978 489 456 324 842 354
923 576 873 345 684 563 754 382 363 786
763 427 963 239 896 243 739 293 683 724
728 297 759 438 583 234 825 546 597 734
635 498 846 253 627 883 857 352 972 534
932 576 942 524 393 624 678 945 782 283
259 645 832 594 639 425 927 459 698 574
895 469 795 376 654 389 742 589 835 492
659 357 573 279 954 362 852 417 938 745
673 248 349 867 953 476 863 285 798 372

Рис. 5. Бланк для ТТ

ТЕМА 3. ОЦЕНКА УСТОИЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

Исследования устойчивости внимания были вызваны потребностями практики, в частности, поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. Устойчивость внимания обычно изучается в процессе длительной зрительно напряженной работы (не менее 10 мин). Наиболее распространенным стимульным материалом являются различные корректурные таблицы. В процессе выполнения задания испытуемый по сигналу экспериментатора отмечает объем работы, проделанной за каждую минуту. Показателем устойчивости внимания служит динамика эффективности деятельности испытуемого на протяжении всего времени исследования. Обычно в качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступает как дополнительный показатель.

Методика 3.1 Корректурная проба
Корректурный метод был предложен Бурдоном в 1895 г. и с тех пор широко применяется для исследования внимания в его различных вариациях (Я.Е. Анфимов, А.Г. Иванов-Смоленский и др.).
Цель. Оценка устойчивости внимания.
Оснащение опыта. Стандартный бланк теста "Корректурная проба" (см. рис. 6) и секундомер.
На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы "к" и "р"; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор дает ему бланк "корректурной пробы" и суть задания разъясняет следующей инструкцией: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. По истечении 10 мин отмечается последняя просмотренная буква. По команде "черта" поставить вертикальную черту в том месте, где вас застанет этот сигнал. И не останавливайтесь, продолжайте работать".

Обработка результатов. 1. Экспериментатор проверяет результаты в корректурных бланках испытуемого.
2. В протокол занятия (табл. 7) вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв которые необходимо было вычеркнуть.
Таблица 7
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Учащийся__________________________________________Дата__________
Возраст_________________Пол______________________________________

Оценка устойчивости внимания (корректурная проба)
Показатели
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин букв
Количество правильно вычеркнутых букв
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
Точность выполнения задания, %
Оценка точности, баллы
Оценка продуктивности, баллы
Оценка устойчивости внимания, баллы
3. Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин, и точность, вычисленная по формуле
К = • 100%,
где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых за время работы букв.
4. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 8).
Таблица 8
Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность
Точность
Продуктивность
Точность
знаки
баллы
%
баллы
знаки
Баллы
%
Баллы
< 1011
1
< 70
1
2660 - 2825
16
84 - 85
12
1010 - 1175
3
70 - 72
2
2825 - 2990
17
85 - 87
13
1175 - 1340
5
72 - 73
3
2990 - 3155
18
87 - 88
14
1340 - 1550
7
73 - 74
4
3155 - 3320
19
88 - 90
15
1505 - 1670
9
74 - 76
5
3320 - 3485
20
90 - 91
16
1670 - 1835
10
76 - 77
6
3485 - 3650
21
91 - 92
17
1835 - 2000
11
77 - 79
7
3650 - 3815
22
92 - 94
18
2000 - 2165
12
79 - 80
8
3815 - 3980
23
94 - 95
20
2165 - 2330
13
80 - 81
9
3980 - 4145
24
95 - 96
22
2330 - 2495
14
81 - 83
10
4145 - 4310
25
96 - 98
24
2495 - 2660
15
83 - 84
11
> 4310
26
> 98
26


3. Расчитывается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле
А = В + С ,
где В и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 9).

Таблица 9
Шкала для перевода показателей свойств внимания
в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные оценки, баллы
Устойчи-
вость внимания
Переклю-
чение внимания
Объем внимания
Шкальные оценки, баллы
Устойчи-
вость внимания
Переклю-чение внимания

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign