LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

















7


8


9




































10


11


12





































13


14


15





















Рис. 1. Вариант набора карточек для исследования объема внимания

Опрос следует проводить после всего исследования в целом. В процессе опроса выяснить:
как оценивает исследуемый свою работу; полагает ли, что сумел все воспринять без ошибок, или думает, что допустил много ошибок;
в чем ошибки - в воспроизведении числа точек или в их размещении;
достаточным ли было время экспозиции.
При определении количественных показателей по каждой карточке устанавливается, как исследуемый воспроизвел число точек. Если правильно, то за данную карточку ставится "плюс", в противном случае - "минус". Учитывается (в %) количество карточек (из 15), в которых исследуемый получил "плюс". Это показатель точности восприятия.
Устанавливается, при каком максимальном числе точек на карточке исследуемый начинает неправильно их воспроизводить. Этим методом можно получить представление о так называемом объеме внимания. Если исследуемый, например, правильно воспроизвел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с шестью точками правильно воспроизвел только одну, то его объем внимания нужно принять за "пять".
В отношении каждой карточки подсчитывается число точек, правильно размещенных в соответствующих клетках. Вычисляется, какой процент точек данной карточки размещен правильно. Если исследуемый поставил "крестик" в ту клетку, в которой на карточке стояла точка, то эта точка считается правильно воспроизведенной. Значительное количество "крестиков" может свидетельствовать о неуверенности исследуемого, склонности к сомнениям.
В качестве общего показателя точности восприятия пространственного размещения в данном исследовании берется среднее арифметическое процентов правильности размещения по каждой из пятнадцати карточек.
Анализ результатов. При оценке выполнения задания принимается во внимание: правильно ли исследуемый воспроизвел число точек на каждой карточке (объем внимания); верно ли разместил на каждой карточке точки в клетках (точность восприятия пространственного размещения).
При неправильном расположении исследуемым точек в клетках рекомендуется установить, в какой мере он сохранил или нарушил структуру, которую эти точки образуют на карточке.
Из сопоставления времени экспозиций в последовательных сериях экспериментов и соответствующих показателей объема и точности восприятия можно сделать заключение о скорости восприятия исследуемого.
Данное исследование может проводиться при изучении влияния на состояние психических процессов ряда факторов (перегрева, монотонной работы и т. п.). В этом случае эксперимент повторяется многократно, непосредственно до и после воздействия факторов.
Примеры краткой характеристики выполнения задания. У исследуемого М. были выявлены достаточный объем внимания, скорость и точность восприятия. Исследуемый правильно воспринимал число точек даже на карточках, где их больше всего (8); в первом эксперименте он правильно по числу воспроизвел 87% точек, во втором - 93%. Труднее было ему, как он подтвердил после исследования, воспроизводить пространственное размещение точек: в первом эксперименте он правильно разместил 71%, во втором - 73% всех показанных точек. Работал точно, легко сосредоточивался, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировал точки на бланке.
У исследуемого П. обнаружен слабый объем внимания. Как в первом так и во втором эксперименте он ошибался в воспроизведении числа точек даже на тех карточках, где их всего четыре. Правильно по числу точек воспроизвел лишь 26% всех точек. Точность восприятия пространственного размещения точек была также невысокой: 43% - в первом эксперименте, 28% - во втором. Во время исследования и после него жаловался на слишком короткое время экспозиции: не успевает запомнить ни количество точек, ни порядок их размещения. Считает, что допустил очень много ошибок; "крестики" не ставил, так как думал, что это снизит оценку.

Методика 1.3 Исследование объема внимания с помощью комбинации геометрических фигур
Цель. Определение объема внимания.
Оборудование. Объем внимания определяется при помощи тахистоскопа (любой конструкции) либо 25-клеточных таблиц с различным расположением фигур на них (рис. 2).
Опыт ведет преподаватель. Он дает следующую инструкцию: "Перед вами экран тахистоскопа, разделенный на 25 клеток. На столе 25-клеточные матрицы















































Рис. 2. Таблица для определения объема внимания

Вам будут предъявлены различные программы: комбинации кружков, треугольников, квадратов, крестов, прямоугольников. Внимательно смотрите на экран. После команды "Внимание!" на экране на короткое время (0,1 секунды) появится какая-либо комбинация. Сразу же после экспозиции отметьте расположение фигур на матрице".
Опыт повторяется 4 раза: два опыта пробных, тренировочных, а два - зачетных. Затем последние две программы повторяются с длительными экспозициями, чтобы можно было подсчитать число правильно обозначенных фигур в зачетных измерениях. Среднеарифметический результат этих попыток вносится в протокол.

Методика 1.4 Объем и распределение внимания
Цель. Определение объема и распределяемости внимания.
Материал. Карточки для экспозиции.
Ход опыта. Испытуемым на 1 с показывают карточку, на которой изображено несколько чисел. Необходимо разглядеть, какие числа написаны, а затем, когда карточку уберут, сложить эти числа и записать сумму.
Испытуемым показывают три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Например, такие (рис. 3).









Рис. 3 Материал для методики 1.4

Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны.
На основании полученных материалов делают вывод о проявлении соответствующих свойств внимания (его объема и распределяемости, а также роли установки во внимании).

ТЕМА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ
ВНИМАНИЯ

Поскольку избирательность внимания в приведенных методах изучается на примере зрительных восприятий т. е. перцептивной деятельности, поэтому для точности вводится термин "перцептивное внимание".
Избирательность перцептивного внимания можно измерять с помощью различных методик. Дело в том, что на это качество внимания влияет не только выбранный психический процесс (восприятие, мышление и т. д.), но и сам материал методики, с которым работает испытуемый. Поэтому можно использовать такие методики, которые измеряли бы одно и то же качество внимания, но различались материалом, с которым оперирует испытуемый (буквенный, цифровой, предметный). Во всех этих методиках задачей испытуемого является выделение объекта из фона.

Методика 2.1 Тест Мюнстерберга (ТМ)
Материал методики состоит из бланка теста - небольшой карточки с набором букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке. Среди этого фона скрыто 24 слова разной степени сложности. Все слова - имена существительные в единственном числе именительного падежа. Задача испытуемого возможно быстрее отыскать их и подчеркнуть. Тестирование возможно в групповом варианте, если группы небольшие (3-5 человек), но лучше тест проводить в индивидуальном эксперименте.
Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания.
Материал. Бланк, ручка, секундомер.
Инструкция. Даны буквы русского алфавита (рис. 4). Среди букв фона имеются слова (24), их надо отыскать и подчеркнуть. Работать быстрее.
Обработка результатов. Показатель ТМ вычисляется из оценки времени Т (шкала с интервалом в 1/4 со средним =10, размерность шкалы от 0 до 19 баллов) с поправкой на ошибки - пропуски слов С. (табл. 3, 4). Каждое пропущенное слово оценивается в 1 балл. Расчетная формула имеет простой вид: А=Т - С.

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжшкопргщ
хэнзвосприятиейцукеншщэхъвафыапролдблюбовьавфыфыфлм
ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлоркнародш
лджьэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячытлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиеезщдэрке
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьйфясмтзацэьагнтзхтлкськ
Рис.4 . Бланк для ТМ
Таблицы для оценки успешности по тесту Мюнстерберга

Таблица 3 Таблица 4
Т, (балл)
t, (с)
Кол-во пропущенных слов
Балл
С
19
< 70
1

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign