LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ


5

4

3

2

1
Кол-во
правильных ответов

48

44-47

38-43

32-37

24-31

18-23

12-17

5-11

4



























Рис. 22. Номограмма для оценки результатов в задании "распределение и переключение внимания"

Поскольку под переключением понимают возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому, данная методика может быть использована для диагностики работоспособности в условиях частой смены видов деятельности.

Методика 7.4. Тест К.К. Платонова
Цель: изучение способности выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания с одного ряда действий на другой.
Оборудование.
1. Таблица 60х60 см, разделенная на 49 клеток-квадратов, в которых размещены числа, написанные черными (или арабскими) - от 1 до 25 и красными (или римскими) - от I до XXIV цифрами, примерно по следующему образцу.
Таблица 28
Таблица для исследования переключения внимания

7

IV

10

VI

22

24

XII

17

XIII

19

8

II

XVI

XIX

IX

1

20

XV

21

XXIII

3

IX

6

XVII

V

18

12

XXIV

XIV

25

13

9

XX

I

VII

XXI

III

23

VIII

15

14

XVIII

16

5

XI

2

XXII

4

X

Числа расположены в беспорядке, но так, чтобы близкие по величине возможно реже были рядом.
2. Секундомер.
3. Указка.
Порядок исследования. В данном исследовании предлагается одновременно отыскивать числа, изображенные арабскими (или черными) и римскими (или красными) цифрами; при этом арабские (черные) числа исследуемый должен отыскивать в прямом порядке, от 1 до 25, а римские (красные) - в обратном, от XXIV до I. Следовательно, порядок его действий должен быть таким: 1, XXIV, 2, XXIII, 3, XXII, 4, XXI и т. д.
Исследование можно проводить и иначе: сначала дать задание отыскать в таблице все арабские числа в обычном порядке ( от 1 до 25), затем римские в обратном порядке - от XXIV до I; наконец, одновременно отыскивать арабские и римские числа, как описано ранее.
Инструкция испытуемому. "Перед Вами таблица, разделенная на клетки. В этих клетках разбросаны числа, написанные арабскими цифрами и римскими. Арабские Вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские - в обратном, от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого ряда, т. е. порядок вашей работы должен быть таким: 1, XXIV, 2, XXIII, 3, XXII и т. д. Поняли? (Экспериментатор отвечает на вопросы и добивается полного понимания порядка работы.) Вы должны будете работать как можно скорее, но не делать ошибок. Поочередно называйте числа, написанные арабскими и римскими цифрами: первые - от начала к концу, а вторые - от конца к началу. Приготовьтесь. Начинайте!"
Пускается секундомер, фиксируется время выполнения задания. В течение всего опыта экспериментатор следит за работой испытуемого. Если исследуемый указывает не то число, экспериментатор говорит: "Нет! Вы должны сейчас найти XXI, а не XX".
Учет и анализ результатов. Экспериментатор регистрирует все ошибки, например: "Указал 17 вместо 16". Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что арабское (черное) число и следующее за ним римское (красное) при данной инструкции дают в сумме 25.
При наблюдении надо установить:
быстро ли находит испытуемый данные числа, бывают ли большие задержки во времени;
насколько хорошо удается отыскивать в указанном порядке числа двух самостоятельных рядов, в чем проявляются затруднения (замедленность работы, забывание последних действий, заторможенность);
какие способы использует исследуемый, чтобы справиться с затруднениями в связи с необходимостью переключать внимание;
не испытывает ли особых затруднений в середине выполнения задания, когда числа обоих рядов близки друг к другу (ряды скрещиваются);
если взгляд исследуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечает, или бывает(часто ли), что не воспринимает.
При опросе следует уточнить:
трудно ли было выполнять задание, в чем выразились затруднения;
легко ли было помнить при возвращении к данному ряду, на каком числе остановился;
когда было труднее выполнять задание: в начале работы, в середине или конце.
При определении качественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на выполнение каждого задания. Отдельно фиксируются ошибки. В качестве показателя хорошей или плохой переключаемости внимания можно взять разность между временем выполнения данного задания по "арабско-римской" таблице и временем отыскивания чисел в таблице с одними арабскими или римскими цифрами. Следовательно, этот показатель вычисляется по формуле
Х=С- (a+b);
где С - время выполнения задания на "арабско-римской" таблице, a - время выполнения задания на "арабской" таблице; b - время выполнения задания на "римской" таблице.
Чем меньше этот показатель дополнительного времени, тем лучше, значит, исследуемый справился с заданием. Аналогичным образом подсчитывается показатель дополнительного времени, если исследуемый отыскивает сначала арабские (черные), потом римские (красные) числа, а затем одновременно и те и другие.
Выделяются следующие уровни переключения внимания (по красно-черной таблице):
I - разница во времени до 60 сек
II - 61...90 с.
III - 91...100 с.
IV - 101...120 с.
V - 121 с и выше.
В исследованиях автора методики в которых сначала проводились эксперименты с "красно-черной" таблицей, а затем с "арабско-римской", были получены следующие результаты: время выполнения задания по "красно-черной" табл. 2 мин 5с...8 мин 8с; качество - от безошибочного решения до семи ошибок; время выполнения задания по "арабско-римской" таблице (это исследование проводилось после предыдущего) 2 мин 45с...8 мин 15с, а качество- от безошибочного решения до девяти ошибок.
Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый Ю. Задание понял сразу. Выполнил первое задание ("черно-красная" таблица) быстро - за 2 мин 5 с с небольшим числом ошибок - 2. Второе задание ("арабско-римская" таблица) было выполнено им тоже быстро (2 мин 46 с) и совершенно без ошибок. Необходимость переключения внимания не вызывала никаких видимых затруднений; не отмечено ни лишних слов, ни задержек в отыскании чисел. Задание считает не очень трудным и интересным.
Исследуемый П. Инструкцию понял не сразу. Поняв задание был смущен его трудностью. На выполнение первого и второго задания затратил очень много времени (8 мин 8 с и 8 мин 10 с); совершил при этом много ошибок (5 и 3). Необходимость переключения внимания вызывала заторможенность действий. Часто задерживался, терял нить (забывал, что ему нужно искать). При поиске очередного числа не мог охватить всю таблицу или ее часть, поэтому просматривал последовательно каждую строку, каждое число. Когда экспериментатор указывал на допущенную ошибку, не всегда сразу ее исправлял. Задание считает трудным: нелегко вспомнить число, на котором остановился, возвращаясь к данному ряду.


ЛИТЕРАТУРА

1. Психологический анализ причин неуспеваемости школьников / Сост. А.И. Раев, Л.А. Матвеева, отв. Ред. А.И. Щербаков. - Л., 1981.
2. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. - Л., 1987.
3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова. - Л., 1990
4. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 1972.
5. Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни. - М., 1977.
6. Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1980.
7. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.
8. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1979.
9. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М., 1979.
10. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под. ред. Б.А. Федоришина. - Киев, 1980.
11. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. - Л., 1976.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика внимания...............................................3
Изучение основных свойств внимания........................................5

ТЕМА 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ..................8
Методика 1.1. Объем динамического внимания.............................8
Методика 1.2. Объем внимания при восприятии
простейших объектов.............................................................10
Методика 1.3. Исследование объема внимания с помощью
комбинации геометрических фигур..........................................13
Методика 1.4. Объем и распределение внимания..........................13

ТЕМА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ
ВНИМАНИЯ.............................................................................15
Методика 2.1. Тест Мюнстерберга (ТМ)....................................15
Методика 2.2. Тест Торндайка.................................................16

ТЕМА 3. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ......................19
Методика 3.1. Корректурная проба...........................................19
Методика 3.2. Устойчивость концентрации внимания стар-
шеклассников......................................................................23
Методика 3.3. "Корректурная проба с кольцами".........................26
Методика 3.4. Умственная работоспособность по Э. Крепе-
лину..................................................................................28
Методика 3.5. Умственная работоспособность по Э. Крепе-
лину без бланков..................................................................29

ТЕМА 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОЛЕБАНИЯ
ВНИМАНИЯ.............................................................................32
Методика 4.1. "Лестница - навес"............................................32
Методика 4.2. "Пирамида - туннель".......................................34

ТЕМА 5. ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ...................36
Методика 5.1. Исследование концентрации внимания у
младших школьников............................................................36
Методика 5.2. Корректурная проба Бурдона..............................37
Методика 5.3. Корректурная проба Бурдона-Анфимова................39
Методика 5.4. "Перепутанные линии".......................................42
Методика 5.5. Концентрация внимания......................................44
ТЕМА 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ................................................46
Методика 6.1. Корректурный тест...........................................46
Методика 6.2. Распределенность внимания.................................49
Методика 6.3. Тест отыскания чисел........................................51
Методика 6.4. Индивидуальные особенности распреде-
ляемости внимания ..............................................................52
Методика 6.5. Роль упражнений в распределяемости
внимания...........................................................................53

ТЕМА 7. ДИАГНОСТИКА ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ
ВНИМАНИЯ.............................................................................54
Методика 7.1. Сложение чисел с переключением........................55
Методика 7.2. Отыскивание чисел с переключением....................59
Методика 7.3. Распределение и переключение внимания...............64
Методика 7.4. Тест К.К. Платонова..........................................66

ЛИТЕРАТУРА...........................................................................70



??

??

??

??




3



<< Пред. стр.

страница 10
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign