LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ


Конфликт



По степени проявления


Скрытый Открытый Случайный Хронический

По процессу

Вертикальный Горизонтальный

А) Производственный а) Межличностный
Моно и поли казуальный Внутриличностный
Б) Ролевой б) Межгрупповой
По результату

Деструктивный (негативный) Конструктивный (позитивный)
Причины конфликтов

Внешняя причина, связанная с деловыми неурядицами, рассматривается как следствие, а внутренняя причина связывается с отрицательными эмоциональными отношениями, которые приводят к деструктивным взаимоотношениям часто скрыта. Необходимо работать с причинами, которые могут возникать из-за:
o Расхождений в личностно-прагматичных интересах (позициях)
o Психологических и смысловых барьеров (несовместимость характеров, несовпадение высказываемых смыслов и их интерпретации)
o Страха за собственную безопасность
o Завышенной самооценки
o Чувства обиды и т.п.

Приложение № 9

Планирование внешкольной деятельности
методом взаимодействия

Технология, которую мы вам предлагаем, относится к тем методам которые позволяют демократично с взаимным интересом и ответственностью спланировать ту деятельность, которая наиболее актуальна для большинства подростков. Эта технология была неоднократно апробирована нами, как во время тренингов с подростками и педагогами, так и при планировании конкретных досуговых и социально-ориентированных акций и мероприятий. Данный метод дал хорошие результаты и, поэтому мы предлагаем его технологию вам для её самостоятельного освоения с помощью следующего методического описания.

Философия метода взаимодействия.

Философия метода проста и технологична. Она покоится на четырёх китах:
1. Поделённая ответственность за успех. ( Основа.) Для того, чтобы встреча прошла успешно, каждый должен принимать в ней активное участие и брать на себя ответственность за совместно принимаемые решения.
2. Настрой на сотрудничество. ( Настрой.) Каждый должен относиться к работе таким образом, чтобы создавалась атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Необходимо понять, что лучше сначала потратить время, чтобы вовлечь всех в работу, так как это позволит сэкономить время по ходу встречи, а также заложит основу для дальнейшего взаимопонимания и эффективной совместной работы.
3. Стратегическое мышление. ( Процесс.) Для достижения поставленной цели важно выбрать наиболее приемлемый метод работы. В каждой встрече есть ряд моментов, когда участникам необходимо решить: где мы сейчас находимся, чего мы хотим достичь, как нам туда попасть? Отвечая на эти вопросы и заключая небольшие соглашения, когда в этом возникает необходимость, участники прокладывают оптимальный путь для успешного выполнения поставленной задачи.
4. Навыки ведения. (Практическое применение различных приёмов.) Эффективная совместная работа требует практических навыков и действий, направленных на достижение понимания, согласия и поддержки. В процессе работы группы участники пользуются общими способами управления встречей. Каждый может гибко использовать одни и те же инструменты, и не существует единственно верного пути для достижения понимания и согласия.



Роли и полномочия участников.

Метод взаимодействия основан на четырёх чётко обозначенных ролях, каждая из которых обладает своими полномочиями. Все вместе они составляют целостную систему, способную к саморазвитию. Все четыре роли одинаково важны. Они - залог здоровой атмосферы в группе и успешной работы. Здесь нет начальника, который традиционно спасает собрание, если оно зашло в тупик. Наоборот, все заинтересованы в положительном результате, и каждый несёт не только одинаковую ответственность за неудачу в работе, но и вправе гордиться за общий успех. Вот эти роли:
Ведущий служит группе, он нейтрален, не оценивает чужие идеи и не высказывает своих. Ведущий должен помогать группе сосредоточить все силы на обсуждении конкретной проблемы, а также вовлекать каждого в работу и защищать участников от возможных выпадов в их адрес. Он подсказывает наиболее эффективные приёмы работы, регулирует накал страстей, направляя эту энергию в конструктивное русло и ведёт собрание к достижению цели. Кроме этого, он находит человека, который будет следить за временем и даёт возможность летописцу успевать записывать всё важное.
Летописец тоже нейтрален и не даёт никаких оценок. Он должен записывать основные мысли собравшихся на больших листах бумаги, которые висят перед ними. Он не редактирует и не перефразирует высказывания, а, напротив, использует лексику говорящего. Его цель - запись не всего, что произносится, а лишь сути выступлений. При записи он отдаёт предпочтение ключевым словам и сочетаниям, а не целым предложениям, при этом самостоятельные идеи он разделяет, используя различные цвета. Участники собрания могут расслабиться и не держать свои предложения всё время в голове, так как их мысли не только услышаны, но и записаны, и теперь вся группа видит их прямо перед собой.
Член группы - это активный участник обсуждения. Он должен контролировать нейтральность ведущего и летописца, а также правильность записи в летописи. Пока собрание ведётся методом взаимодействия, контроль за тем, что происходит, осуществляют сами члены группы. Они могут предлагать поправки по ведению собрания, отклонять предложения ведущего и, в целом, определять направление работы собрания. Кроме этого, они вносят идеи, помогают создать соглашения группы и придерживаться их, берут на себя часть ответственности за принятие решений. Обычно же член группы всю свою энергию отдаёт решению конкретной задачи, зная, что ведущий защищает всех от возможных личных нападок, не позволяет кому-либо давить на собрание, думает, какие методы следует применять для наиболее успешного решения вопросов повестки дня.
Лидер группы (начальник), следуя правилам метода взаимодействия, не ведет собрание, но является его активным участником, хотя при этом отнюдь не лишается власти и всех своих полномочий. Лидер группы организует собрание, находит ведущего, принимает все окончательные решения. Он может накладывать какие-либо ограничения на работу, берёт дело в свои руки, если не доволен ходом собрания, определяет повестку дня, активно отстаивает свою позицию, поручает членам группы выполнение заданий и определяет сроки исполнения.
Упр: "Выпускной вечер".
Прежде чем начать собрание позаботьтесь о том, чтобы у вас были: плакатная бумага, плоская стена, скотч, толстые яркие фломастеры, роли участников, кратко изложенные на листе ватмана.
Второе, что нужно сделать - это рассадить участников таким образом, чтобы они хорошо могли видеть друг друга и стену или свободный угол, где будут расположены листы с летописью и ролями участников.
Организовав пространство таким образом, начинайте собрание с того, что:
а) познакомьте школьников (педагогов) с философией метода взаимодействия и основными ролями участников собрания;
б) выберите ведущего или, в случае затруднения, возьмите на себя эту роль, а когда почувствуете во время процесса, что кто-то "созрел", передайте ему полномочия. Попросите кого-нибудь из участников побыть летописцем;
в) предложите членам группы для создания спокойной и рабочей обстановки прийти к некоторым соглашениям. Например, подумать о том, что могло бы помешать работе, как они хотят, чтобы к ним относились во время собрания и т.п. Для этого можно выработать и принять дополнительные пункты к правилам групповой работы;
г) скажите участникам собрания, что результатом их сегодняшней совместной работы должен стать проект организации интересного, творческого дела в школе. Такого дела, которое пришлось бы всем по душе и оставило бы глубокий след в летописи школьной жизни;
д) задайте членам творческой группы вопрос: "Какие коллективные творческие дела они могли бы проводить в школе, если бы для этого у них были все возможности?" Для выбора оптимальной идеи проведите с участниками мозговой штурм.
"Мозговой штурм"
Очень эффективный метод сбора идей участников группы, способствующий максимальному вовлечению группы в процесс коллективного творчества. Он проводится в три этапа:
1. Открытие. На этом этапе действуют следующие правила:
- количество важнее качества;
- все идеи равны, все идеи принимаются без обсуждения и критики.
Процесс мозгового штурма:
- группа договаривается о времени штурма (не более 10 минут, потом можно добавить);
- собирается и записывается, примерно 12 - 16 идей;
- если идея непонятна кому-либо в группе, то она помечается звёздочкой;
- все настроены на успех и творческую работу.
2. Прояснение. Добейтесь того, чтобы все члены группы понимали смысл каждого предложения, уделив особое внимание тем, которые помечены звёздочками: тот, кому непонятна идея, должен задать вопрос её автору.
3. Сужение (объединение). Для исключения повторений можно объединить похожие идеи, но только с согласия авторов (обычно оставляют более общую идею, а ту, которая является её частным вариантом, летописец зачёркивает).
4. Приоритеты. Общее число идей делится на 3, чтобы получить количество голосов на каждого члена группы. Например, если после объединения получился список из 15 идей, каждый член группы сможет отдать свои голоса не более чем за 5 идей. Затем участники голосуют за наиболее понравившиеся им идеи, число голосов проставляется рядом с их номерами на листе. Если идея не находит сторонников, она не вычёркивается, а отмечается нулём или остаётся без рейтинга.
5. Заключение. "Точка среза". - Группе предлагается определить "точку среза": расположив идеи по количеству полученных голосов, нужно найти две, между которыми разрыв наиболее очевиден. Например, если голоса распределились 10,10,9,8,4,4,3, то "точкой среза" может стать идея с восемью голосами. Все идеи, оставшиеся за "точкой среза" из рассмотрения исключаются.
"Дополни/отбрось"- Попытайтесь дополнить главные идеи подробностями и, таким образом, отказаться от менее важных предложений.
Матрица критериев.
Возьмите 2-3 идеи, занимающие первые места в вашем рейтинге и, чтобы выявить лучшую, пропустите их через матрицу критериев. Для этого составьте небольшой список - список критериев, т.е. характеристик или свойств, которые помогут понять, насколько одна идея удачнее другой. Мы как бы предъявляем ранее написанным идеям требования, которым они должны соответствовать. Допустим, составлен список следующих критериев.
Мы хотим, чтобы наше дело:
- дало возможность большинству участников проявить свои способности;
- получило широкий общественный резонанс и социальную поддержку;
- реально осуществимо в условиях общеобразовательной школы.
Естественно, в каждом конкретном случае необходимо будет составить свой список критериев, подключив для этой работы всю группу. После этого каждое из оставшихся предложений сопоставите с каждым из критериев и, исходя из этой оценки, выберите лучшее.

Стрелка планирования.

Сколько раз вы ловили себя на мысли, что всё перевернулось с ног на голову из-за недостаточно продуманного плана действий? А сколько раз опускались руки от глобальности и неприступности возникающих при организации проблем? С помощью данной схемы организации и планирования вы сможете спроектировать и осуществить сколь угодно большое и сложное мероприятие.

1. Начинать надо с названия проекта. Таким образом, мы поставим себе цель, которая в дальнейшем будет ориентировать и направлять нас в групповой работе. Возьмём для примера составление плана выпускного вечера в школе.
2. Находясь на следующей ступени, важно определить, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта - то есть сформулировать видение. Для этого надо во всех деталях описать, каким станет предмет планирования, после того, как план будет приведён в исполнение. Самая подходящая формулировка - это описание ситуации после осуществления проекта, скажем: "Выпускной стал запоминающимся событием, настоящим праздником. Все прекрасно провели время и отдохнули".
3. Теперь, имея чёткое видение проекта можно приступить к расписыванию целей предстоящей работы. На этом этапе важно определить общие направления планируемого мероприятия. Цели не должны быть очень конкретными, их задача - описывать "конечные точки" общего плана. Их можно представить как бы в виде оглавления книги:
* организовать хорошее шоу;
* обеспечить безопасность;
* решить вопросы с музыкой;
* хорошо поесть и т.п.
4. Теперь, определив общие цели, самое время начать их конкретизировать. Поле "задачи" и предназначено для того, чтобы в нём конкретно расписать все составляющие каждого из пунктов предыдущего поля. Разница будет в том, что теперь потребуется определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей. К примеру, для организации шоу необходимо:
- составить подробный сценарий;
- найти ведущих;
- пригласить какую-нибудь знаменитость;
- прикинуть бюджет.
Для обеспечения безопасности нужно:
- узнать о возможности приглашения милиции;
- подготовить приглашения;
5. А теперь самое время подумать о ресурсах группы, т.е. о том, что уже есть в распоряжении участников. Это могут быть полезные знакомства, организаторские способности и умения участников, время, помещение, оборудование, добровольные помощники и п.п. Выявленные возможности помогут более рационально использовать совместные усилия группы. Зачастую одно хорошее знакомство может дать большой выигрыш группе при экономии временных, материальных и энергетических затрат.
6. Пока не возвращаясь в центр стрелки, заметим, что некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выпишем их в поля "критические факторы успеха", чтобы потом всегда держать их на виду. Это веши, без которых проект не сработает. Среди критических факторов успеха могут быть согласие властей, наличие некоторого минимума людей, денег и т.д. Вернувшись к задачам, мы должны будем учесть всё упомянутое в этих полях. Например:
- родительские деньги;
- координаторы - ответственные по основным направлениям;
- не менее одного месяца на подготовку;
7. Рядом есть и поле "препятствия". Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком вы его видите. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идёт речь, перестала бы иметь отношение к делу или нашла бы решение. Скажем, против стихийного бедствия уж точно ничего не поделаешь, но его вероятность крайне мала. А вот нежелание директора разрешить проведение дискотеки или запрет на спиртное - это уже реальные вещи, с которыми можно работать.
8. Теперь, если необходимо, дополним задачи и, наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную информацию, перейдём к последнему полю "задания". Оно является самым главным. В нём по очереди берётся каждый пункт задач, и рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же на выполнение каждого шага назначается время и человек, за него отвечающий.
Возьмём для примера задачу: "Пригласить знаменитость":

Что нужно сделать
Кто должен сделать
Когда нужно сделать

- Попросить у Маши телефон знаменитости

Вася К.

15 марта, 18.30

- Позвонить знаменитости и предложить участие
Вася К.
16 марта, 20.30
- Узнать ответ и обговорить финансовую сторону
Вася К.
16 марта, 20.35
- Договориться и назначить последний звонок
Вася К.
До 20 марта

В примере не случайно один и тот же Вася отвечает за все шаги. Это связано с самой процедурой заполнения графы заданий. Вы уже, наверное, заметили, что поле "задания" представляет ни что иное, как таблицу для детального планирования. Она включает в себя графы кто, что и когда. Ведущий проводит мозговой штурм того, что необходимо сделать, и записывает идеи в графу что, а люди, записавшиеся в таблицу, автоматически становятся ответственными за выполнение той или иной задачи, для каждой из которых они расписывают детальный порядок действий. Это означает, что каждый участник собрания должен подойти к стрелке и записаться в план.
Стрелка заполнена! А теперь оглянемся назад и посмотрим на полную картину. Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных заданий, которые по силам выполнить одному человеку из нашей команды. Каждый набор заданий ведёт к выполнению какой-то задачи, потому что просто был из неё выведен. Дальше реализация всех задач (уже обеспеченная ресурсами) ведёт к выполнению поставленных целей. И, наконец, эти цели, набранные по сути дела из нашей мечты, записанной как "видение", просто автоматически гарантируют её исполнение, причём ко времени последней даты в заданиях.
Представленный здесь пример планирования является учебно-показательным, вам же, усвоив этот алгоритм, необходимо провести данную процедуру с участниками собрания актива (класса) и, разрабатывать нужно ту идею, которая в результате мозгового штурма станет победительницей.

Приложение № 10

Вы имеете право...

(отрывок из Декларации прав человека)

1. Иногда ставить себя на первое место
2. Просить о помощи и эмоциональной поддержке
3. Протестовать против несправедливого обращения или критики
4. На своё собственное мнение и убеждения
5. Совершать ошибки, пока вы не найдёте правильный путь
6. Предоставлять людям решать свои собственные проблемы
7. Говорить "нет, спасибо", "извините, НЕТ"
8. Не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным
9. Побыть одному(ой), даже если другим хочется Вашего общества
10. На свои собственные чувства, независимо от того, понимают ли их
окружающие
11. Менять свои решения или избирать другой образ действий
12. Добиваться перемены договорённости, которая Вас не устраивает








Приложение № 11

ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕСТРУКТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ

Одной из процедур, эффективно предотвращающих конфликт или переводящих его в конструктивное русло, является дискуссия.
Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным, не нашло еще убедительного обоснования.
Преимущество дискуссии как формы общения в том, что люди, которые в нее включаются, ограничены рамками - правилами, содержащими культурные нормы соотнесения разных мнений на пути к согласию. Это не значит, что все участники должны прийти к единому мнению.
Цель дискуссии - достижение определенной степени согласия по дискутируемому вопросу. В дискуссии может сложиться ситуация, когда участники приходят к согласию, что достижение единства на данном этапе невозможно, - для этого требуется ряд дополнительных шагов-усилий. И, возможно, новая дискуссия развернется именно в плоскости выработки этих шагов.
Основное в дискуссии - выработка и утверждение процедур, которые должны быть признаны всеми в качестве правил. Например:
1) точно формулируется вопрос, по которому предстоит дискуссия. Это обозначает рамки обсуждения, которые дискуссия не нарушает;
2) принимается порядок предоставления слова (по кругу, по желанию...);
3) выявляется минимальный результат дискуссии, который удовлетворит всех заранее;
4) утверждается регламент;
5) выбирается ведущий дискуссии;
6) определяются формы и способы работы (делятся ли участники на микрогруппы, работают ли все время вместе и т.п.);
7) оговаривается срок окончания дискуссии.
Почему важно, чтобы такие правила не привносились извне, а были выработаны самими участниками? Нельзя ли просто предложить (без процедуры согласования) те или иные "хорошие правила"? Не формальность ли это? На все эти вопросы можно решительно ответить: нет.
Дело в том, что правила, родившиеся в совместном обсуждении, при вкладе каждого, становятся личностно принятыми, в соответствии с ними сам человек реализует и контролирует себя. В другом случае у него не возникает общения и появляется повод говорить, что ему что-то насильно навязано и поэтому он не хочет этому подчиняться.
В ходе дискуссии участники воспринимают не только высказываемые идеи, "чистую" информацию, но и ее носителей. Для адекватного восприятия идей большое значение имеет не только то, что сказано, но также - кем и как. Об этом нужно постоянно помнить.
Дискуссия, как путь к согласию, никогда не состоится без осознания участниками того, что от их единства главным образом зависит свершение чего-то важного, захватывающего интересы каждого, и что эти интересы могут реализовываться, только если люди объединятся. Задача ведущего, если возникает ситуация, близкая к рассогласованию, - направлять особые усилия на то, чтобы цель дискуссии (достижение согласия во имя общего дела) не была утрачена в вихре эмоций и амбиций. Если такой установки нет, дискуссия перерастает в полемику сторон.
Полемика существенно отличается от дискуссии, как целью, так и правилами. Цель полемики - отнюдь не достижение согласия, но победа, утверждение собственной точки зрения любой ценой. В полемике не существует какой-либо договоренности в применении каких-либо средств. Каждый применяет те, которые находит нужными для достижения победы, не обращая внимания, насколько они соответствуют представлениям других. В дискуссии противоположная сторона обычно именуется оппонентом. В полемике - противником.
Эффективность дискуссии может быть значительно снижена следующими коммуникационными барьерами:
1) недоверие и закрытость оппонентов;
2) непонимание ими точного смысла высказываний друг друга;
3) намеренное использование языкового кода для скрытия истинных смыслов;
4) отсутствие в общении диалога как такового;
5) отсутствие процедур, обеспечивающих диалогичность и способствующих закреплению паритета между собеседниками.
Учитывая это, нужно использовать в дискуссии активное слушание, помогающее раскрытию говорящего и, частично устраняющего кодирование. При необходимости - применять ряд организационных приемов, облегчающих понимание людьми друг друга. Например, начало дискуссии построить как работу небольших групп или даже пар. Возникающий таким образом более тесный контакт способствует большему раскрытию людей.
Неплохо работает на выявление согласия или несогласия между спорящими следующая процедура. В самом начале спора обсуждаются лишь те вопросы, по которым участники имеют минимум разногласий. Это позволяет зафиксировать, по каким пунктам удалось достичь согласия. Затем фиксируются оставшиеся пункты, и определяется, в какой плоскости необходимо рассмотреть их.
Иногда вовремя измененный ракурс взгляда на проблему помогает выйти из тупика. Например, дискутируется вопрос: нужна ли функция классного воспитателя в школе? Участники дискуссии - педагоги и управленцы - к согласию прийти не могут. Тогда следует изменить ракурс проблемы. Скажем, так: что даст новый специалист родителям и детям? Далее во время дискуссии важно отвечать именно на поставленный вопрос. Участники поставлены в рамки, которые не разрешают говорить в ключе "не", то есть не принимаются рассуждения типа "этого недостаточно", "это ничего не даст". После того, как обозначены те преимущества, которые несет в себе должность классного воспитателя, дискутируется следующий вопрос. Например, такой: есть ли у кого-то в школе возможность выполнять в полном объеме подобные функции. В конце концов, участники должны соотнести свои реальные проблемы с возможностями снять их через классного воспитателя.
Важно, чтобы на каждом витке не допускался неаргументированный откат назад, типа: "А я все же считаю, что эта функция не нужна! Что бы вы там мне ни говорили". Дискуссия - это не место для демонстрации непримиримости, это способ разрешения проблем.
Если участники дискуссии знакомы с культурой ведения спора, они автоматически фиксируют моменты, когда дискуссия заходит в тупик, грозя двинуться по замкнутому кругу. Если же они не могут сами справиться с этим,- то важно, чтобы ведущий (с общего согласия) взял на себя следующие функции:
1) следить за четкой постановкой вопросов;
2) следить за соблюдением регламента;
3) останавливать дискуссию, если нарушены этические нормы;
4) делать необходимые "стоп-кадры" в случаях, когда необходимо осмыслить, на каком этапе находится дискуссия:
а) уточнения смыслов;
б) поиска согласия;
в) выяснения отношений и борьбы амбиций;
г) конструктивного продвижения;
д) тупика.
Такие "стоп-кадры" необходимы, ибо позволяют всем участникам проанализировать эффективность путей и способов, которые они избрали для решения проблемы. С одной стороны, это дает возможность вовремя отказаться от неэффективных средств. С другой - приобрести опыт анализа соответствия между выбранными целями и средствами.
"Стоп-кадры" помогают регулировать накал страстей, который бывает весьма высоким при обсуждении особо значимых, запутанных вопросов.
Нужно четко следить, чтобы не происходило перерастание конфликта, идей в конфликт людей. Это может произойти, когда средством разрешения конфликта выбирается подавление и противоборство. В этом случае обычно совершаются так называемые личностные выпады, типа: "Да что вы знаете об этом!", "Ваше мнение безграмотно!", "А вы вообще помолчали бы". Иногда словесные выпады отсутствуют, но все же совершается блокировка" высказываний (не предоставляются возможности для выступления; шум и разговоры во время аргументации противоположной стороной своей позиции и т.д.), то есть дискуссия начинает перерастать в полемику.
Естественно, на таком фоне легко развиться межличностному конфликту. Важно помнить, что критика должна быть не только конструктивной, но и этичной. Категоричный тон, вкрапление в реплику негативных оценок может заблокировать восприятие самой конструктивной критики.
Сохранение позиции сотрудничества с партнером в условиях конфликта - принципиальный момент в умении диалогического общения. Навязывание своей правоты, категоричность, желание "власть употребить", неумение слушать - плохие помощники в подобной ситуации. В результате возникает взаимная неприязнь, отчуждение, затрудняющее или вовсе разрушающее контакт. Поэтому каждый участник должен стараться контролировать свои эмоции, вовремя реагировать на возникновение опасной конфронтации.
Во время дискуссии может вспыхнуть конфликт. Это, как правило, выражается в двух формах: конкурентно-соревновательной и кооперативно-сотрудничающей. Первая предполагает нацеленность участников только на собственные интересы (поведение, характерное для полемики). Во втором случае партнеры ищут взаимовыгодные выходы из ситуации. Здесь преобладает ориентация на обоюдный интерес. В этом случае дискуссия приобретает все новые и новые формы, ведущие к взаимопониманию.
В практике мы часто сталкивались с явлением отказа от дискуссии как от формы, при которой возможно достижение согласия. Небольшое исследование дает возможность предположить, что отказ от дискуссии обуславливается:
1) неверием в то, что разные люди могут прийти к соглашению;
2) отсутствием необходимых умений по ведению дискуссии;
3) полученным ранее негативным опытом перерастания дискуссии в межличностный конфликт, который не был блокирован и оказал сильнейшее воздействие на личность;
4) невозможностью получения быстрого, стопроцентного результата.
О последней причине поговорим подробнее. Часто учитель, не получив быстрого эффекта от дискуссии, делает вывод, что время потрачено впустую. Тем не менее вовремя проанализированная ситуация поможет педагогу увидеть и учесть все просчеты, обогатив таким образом свой опыт проведения дискуссий.
Важно напомнить, наконец, что в воспитании быстрый результат скорее редкость, нежели правило. Педагогу надо иметь представление о возможностях отсроченного результата, в этом смысле эффекты дискуссии могут проявляться по-разному. Некоторые обнаружат себя уже в течение дискуссии, другие - вскоре после ее окончания. Часть эффектов (иногда более значимых) может проявиться спустя более или менее продолжительное время. Благодаря активной работе самого человека с увиденным, услышанным, пережитым в ходе дискуссии, меняется его отношение к обсуждавшейся проблеме, к собственной позиции, к позиции партнеров, способам взаимодействия между людьми.


Приложение № 12

Правила управления конфликтом
1. Не прерывайте
2. Говорите правду
3. Не переходите на личности
4. По-настоящему работайте над разрешением проблемы
5. Сосредоточьте внимание на выявлении общих интересов.

Шаги посреднического процесса
1. Приблизьтесь к спорящим
2. Успокойте их, если необходимо
3. Представьтесь и спросите их имена, если вы ещё не знакомы
4. Объясните свою компетентность
5. Получите согласие
6. Начинайте процесс посредничества
* Не делайте предположений
* Внимательно слушайте
* Повторяйте услышанное своими словами (резюмирование)
* Проверяйте (правильно ли я понял...)
* Получайте больше информации (уточняющие вопросы)
* Предлагайте несколько решений
* Достигайте соглашения
7. Закончите на позитивной ноте.

"Я - высказывание" строится по следующей схеме:
1. Событие - объективное описание события или ситуации, приведшей к проблеме.
2. Вашу реакцию - точное описание ваших мыслей или чувств по отношению к данной ситуации.
3. Предпочитаемый вами исход - предоставление дополнительной информации вашему партнёру относительно влияния его поведения на вас.
"Я - высказывание" простраивается следующим образом:
1. Когда вы поднимаете на меня голос (событие);
2. Я чувствую себя униженным (реакция);
3. Мне хотелось бы иметь возможность обсудить спорные вопросы с вами в нормальной обстановке (предпочитаемый исход).

Три результата конфликта
1. Победа-поражение - одна сторона удовлетворена, а другая нет.
2. Поражение-поражение - обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа-победа - обе стороны приходят к согласию.

Список рекомендуемой литературы

1. Атватер И. Я вас слушаю. - М., 1983
2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. - Санкт-Петербург, 2002
3. Большаков В.Ю. Психотренинг. - Санкт-Петербург, 1994
4. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск, 2000
5. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. М., 2001
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Технология создания команды. - Санкт-Петербург, 2002
7. Игры: обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского. - М., 1994
8. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. - Санкт-Петербург, 2001
9. Кибирев А.А. Программа социально-психологического тренинга для старшеклассников. - Хабаровск, 1996
10. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992
11. Конфликтология: Хрестоматия /Составитель: Н.И.Леонов. - М., 2002
12. Коробенко Т.Г. Плешаков С.А. Экологическое лидерство. - Новокузнецк 1999
13. Кратохфил С. Групповая психотерапия неврозов. Варшава, 1976
14. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М., 1999
15. Кривцова С.В. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины. М., 2000
16. Ли Д. Практика группового тренинга. - Санкт-Петербург, 2002
17. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. - Рига,
18. Наш проблемный подросток: понять и договориться. // Под ред. Л. Реуш. - Санкт-Петербург, 2001
19. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. - М., 1995
20. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи... - М., 1996
21. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Санкт-Петербург, 2002
22. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. Санкт-Петербург, 2002
23. Скот Д. Конфликты и пути их преодоления. - Киев, 1991
24. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., 1992
25. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М., 2001
26. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М., 1995.



??

??

??

??








2







<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign