LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Все присутствующие поочередно кладут руки на плечо соседу и дарят знания и впечатления, которые вынесли из тренинга. Когда круг замкнется, тренер может сказать, опуская руки, мы не разрываем этот круг, все присутствующие здесь присоединяются к большому кругу тех, кто уже прошел наши тренинги. Наш круг может поддержать нас в трудную минуту.
"Искорка"
Все присутствующие берутся за руки. Тренер сжимает руку стоящему рядом. Это "пожатие" передается поочередно и по кругу всем, пока не вернется к тренеру. Можно сказать, что это искорка поддержки нашего круга.
"Дождь идёт".
Инструкция: "Я сейчас буду показывать определённое движение, и тот человек, на которого я посмотрю, должен его повторять до тех пор, пока я вновь не посмотрю на него и не предложу взамен новое движение". Упражнение проходит стоя или сидя в кругу. Ведущий стоя в середине круга по очереди обводит взглядом каждого участника в кругу и показывает следующие движения:
А) трёт ладоши, б) щёлкает пальцами, в) бьёт ладонями по коленям, г) бьет ладонями по коленам и одновременно топает ногами. Затем движения, достигнув кульминации (ливень и гроза) идут в обратном порядке.

2.3.2. Упражнения основного блока

Упражнения на повышение самооценки

"Я горжусь..."
Цель проанализировать свои положительные, самостоятельно выработанные черты характера или приобретенные умения. Подвести участников к адекватной самооценке.
Метод: индивидуальная работа, обсуждение в общем круге.
Время выполнения: 15 минут.
Описание проведения упражнения:
1. Предложите всем присутствующим по принципу добровольности, структурировано, по кругу сказать о себе. "Я горжусь", назвав самостоятельно выработанную черту характера.
2. Обсудите трудности, возникающие у группы во время проведения этого упражнения. Почему нужно выполнять это упражнение? В каких жизненных ситуациях целесообразно воспользоваться этим упражнением?
Ниже мы приводим другой вариант этого упражнения.
"Я великий мастер...".
Инструкция: сейчас вы по кругу, обращаясь к соседу должны закончить следующую фразу: "Я великий мастер...". Скажите об этом соседу справа, затем обратитесь к соседу слева с вопросом: "А вы в чём великий мастер?"
Рекомендации:
Некоторые люди отказываются выполнять это упражнение: не могут так сказать о себе. Не настаивайте, предложите еще подумать или заменить слова "Я горжусь..." на "Мне нравится в себе..." или во втором варианте начните упражнение и заявите своё мастерство в каком-нибудь не очень сложном деле. "Я великий мастер поспать или в приготовлении борща". Это снимет груз ответственности у тех участников, которые слишком серьёзно относящихся к собственным достижениям. Если кто-то не готов отвечать, перейдите к следующему участнику. Обязательно вернитесь к этому человеку после завершения круга.
"Мой герб".
Цель: определить собственные жизненные ценности, успехи, ориентиры.
Метод: индивидуальная работа, обсуждение в общем круге.
Время выполнения: 30 минут.
1. Раздайте раздаточный материал "Герб" (Приложение № 1) и предложите всем присутствующим на тренинге заполнить свой герб.
2. Презентуйте работу на общем круге.
Рекомендации:
Обратите внимание присутствующих на то, что ответы на все вопросы, кроме 5, нужно нарисовать. Заметьте, что никто не будет оценивать художественный уровень рисунков.
Презентацию можно проводить как на общем круге, так и в малых группах или в парах. Можно раскрывать несколько окошечек по выбору тренеров или участвующих, в зависимости от ситуации.
''Волшебный стул"
Цель: Вывести из роли человека, находившегося в центре внимания при выполнении эмоционально сложного упражнения; снять напряжение с группы Метод: работа в круге. Время выполнения: 15 минут.
1. Предложите находившемуся в центре внимания эмоционально сложного упражнения сесть на стул в центре круга. Стул, стоящий в круге, - "Волшебный". Тот, кто садится на него, избавляется от всех недостатков, а у группы, сидящей вокруг, появляется возможность сказать этому человеку искренние и добрые слова.
2. Обсудите с группой и человеком, побывавшем в круге возникшие чувства. Спросите, для чего выполнялось это упражнение.
Рекомендации: Упражнение можно проводить неструктурированно или поочередно. Если выполнение упражнения проходит недостаточно живо, тренерам следует активно включиться, чтобы не терять быстрого темпа.
Не забывайте благодарить всех высказавшихся. В конце упражнения спросите, как чувствует себя тот, кто находился в круге, как те, кто говорил добрые слова.

Упражнения на эффективную коммуникацию
и управление конфликтами

"Красное и чёрное"
Группа делится на две команды. Каждой команде выдаётся один или несколько бланков со следующим заданием:
Ваша задача - разбогатеть. Ваше богатство - очки, и Вы зарабатываете (или теряете) их, делая выборы: играть на Красное или на Черное. В этой игре есть выигрышная стратегия - когда хорошо всем. Ваша задача - разгадать ее.
В зависимости от вашего выбора и выбора другой команды вы получаете очки по системе:

Ваш ход
Ход другой команды
Ваши очки
Очки другой команды
Черное
Черное
- 3
- 3
Черное
Красное
+ 5
- 5
Красное
Черное
- 5
+ 5
Красное
Красное
+3
+ 3

Решение в команде каждый раз принимается простым большинством голосов, при этом за каждого воздержавшегося - минус 1 очко, за каждого против -
минус 2 очка. Если кто-то в команде регулярно идет поперек, она может его выкинуть, но это будет стоить - минус 3 очка.
У вас может быть сколько угодно обсуждений, но в конце вопрос ставиться на голосование, результаты которого докладываются ведущему.
Время обсуждения каждого хода примерно 5 минут, но если одна из команд решение приняла, другая должна сообщить свое решение через 1 минуту.
Решение двух команд сообщается одновременно после сдачи ведущему бланков с вариантом выбора. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.
Очки 3 и 6 хода удваиваются, а очки последнего 7 хода - утраиваются.


Ваш ход
Ход другой команды
Ваши очки
Очки другой команды
1


2


3x2


4


5


6x2


7x3



Комментарий к игре. Эта игра на выявление лидера, умение согласованно вырабатывать и принимать стратегически верное командное решение. Игра позволяет выйти на такое понимание командного взаимодействия, при котором другая команда воспринимается не как соперник, а как партнёр. В игре существует выигрышная для обеих команд стратегия, когда обе команды начинают ставить на "красное". Такая стратегия приводит к выполнению главной задачи, - разбогатеть не за счёт другого, отнимая у него ресурсы, а за счёт консолидированных усилий совместно наращивать эти ресурсы с пользой для себя и других.
Но велик соблазн "переиграть" другую команду, и в какой то момент поставить на "чёрное", тем самым, нарушив не гласный договор, построенный на взаимном доверии. Так как команды чаще выбирают стратегию "выиграть за счёт другого", то со стороны проигравшей команды, возникают обиды, особенно если её члены сознательно предлагали выигрышную для обеих команд стратегию. После этой игры участники сами во время обсуждения выходят на тему доверия, как необходимого условия успешной совместной деятельности. Поэтому после игры "Красное и чёрное" мы проводим упражнение на сплочение и доверие, например "Слепой и поводырь", причём пары формируем из представителей разных команд.
"Слепой и поводырь"
Упражнение помогает участникам выйти на осознанное понимание таких понятий как доверие и ответственность за другого человека, учит принимать и оказывать поддержку. Обычно мы начинаем его с задания, когда первые номера в паре спиной падают на руки своих напарников. Последние встают в устойчивую позу, выставляют руки вперёд и мягко принимают на них падающих. Покачав немного, возвращают их в прежнее положение. Затем роли в паре меняются.
После того, как участники тренинга ощутили на физическом плане поддержку, мы предлагаем первым номерам завязать повязками глаза своим напарникам и поводить их сначала по комнате, потом познакомить с другими помещениями, а затем вывести своих подопечных в "большой мир" на улицу (если позволяет погода). Примерно через 10-12 минут участники пары меняются ролями. Обычно это упражнение вызывает сильные положительно окрашенные чувства, помогает понять подросткам и взрослым, что, проявляя заботу о других людях, они заручаются их доверием, учатся в разные моменты жизни как принимать, так и оказывать поддержку.
"Полёт на луну"
Это упражнение относится к имитационным играм, позволяющим в ситуациях неопределённости и недостатка информации искать выход из создавшегося положения. Игра позволяет обратить внимание участников на особенности различных лидерских позиций в группе и вывести на понимание лидерства, как ролевой функции группы.
Игра проходит в два этапа, индивидуальный и коллективный. На каждый этап даётся по 10 минут. На индивидуальном этапе участникам выдаются бланки (см. Приложение № 2), где каждый участник, заполняющий бланк принимает решение самостоятельно. На втором этапе решение по ранжированию предметов принимается всей группой. Вето одного человека блокирует общее решение; группа должна прийти к консенсусу. Установка меняется: участие каждого члена команды приближает команду к достижению цели, - выжить и победить. Работа может вестись одновременно в двух или нескольких группах и тогда игра переходит в русло командного соревнования.
После окончание игрового времени командам даётся, наработанный группой экспертов вариант ранжирования (графа - эталон), с которым затем сравниваются как индивидуальные, так и групповые ответы участников.
Обсуждение может касаться как результата работы группы (он легко подсчитывается как сумма отклонений от эталона в 6 графе, чем меньше сумма, тем выше результат), так и его процесса. В первом случае речь идёт о выполнении игровых задач упражнения и здесь можно обсудить, кто внёс наибольший вклад в результат группы, (вклад может быть и отрицательным, когда социальный лидер уводит за собой команду не в ту сторону), кто дал лучший индивидуальный результат (интеллектуальный лидер). Кто в большей степени способствовал выработке консенсуса (коммуникативный лидер), а кто создавал благоприятную атмосферу в группе (эмоциональный лидер). Во втором случае необходимо вывести разговор на обсуждение того, что происходило в группе во время принятия решений. Здесь хорошо использовать записи наблюдателей, возвращая членам группы некоторые из перлов, который часто рождаются в процессе борьбы за лидерство, и обсудить роли, которые занимали участники в процессе группового взаимодействия.
"Да, но... да, и..."
Цель: усвоить навыки эффективного диалога и толерантного отношения к позиции других людей
Метод: дебаты (по кругу)
Время выполнения: 10-15 минут
Рекомендации: группа выбирает тему дебатов. Тема должна быть актуальной для участников и предполагать наличие двух противоположных позиций. Например, дискуссия о пользе и вреде курения. Затем участники рассчитываются на 1, 2. Первые номера должны выдвигать аргументы в защиту одной позиции, вторые - в защиту противоположной. Причём человек, который выслушал мнение другой стороны, должен кратко его повторить (резюме), а затем, используя приставку "но", высказать свои аргументы в пользу своей позиции следующему участнику. Это может выглядеть таким образом:
1. Я считаю, что курить полезно, т.к. это облегчает процесс общения в группе товарищей
2. Вы считаете, что курить полезно т.к. это облегчает процесс общения в группе, но эта привычка может привести к раку лёгких
1. Вы считаете, что курение может привести к раку лёгких, но если курить не в затяжку, то это не вызовет каких-либо проблем со здоровьем, зато поможет подростку выглядеть более взрослым...
Через некоторое время можно предложить участникам приставку "но", заключающую в себе конфронтацию, поменять на "и", тем самым плавно и бесконфликтно перевести разговор в нужное русло. Например: Вы считаете, что если подросток курит, то выглядит более взрослым... и тем самым обманывает себя и других людей. Обсудите с участниками преимущества и не удобства такого способа ведения дискуссии. Спросите, изменился ли характер диалога, когда "но" поменяли на "и".
"Мышка в домике" (рисование одним карандашом)
Цель: выявить стратеги и позиции участников в процессе совместной работы
Метод: работа в парах
Время выполнения: 12-15 минут
Ход выполнения. Участники разбиваются на две группы. Членам первой группы даётся лист бумаги (формат А-3) и задание нарисовать домик. Членам другой группы даётся карандаш (фломастер) и задание нарисовать мышку. Затем участники сами должны найти себе пару из другой группы и используя один карандаш одновременно выполнить своё задание. При этом нельзя разговаривать. /Обычно рисуя, участники пары берут карандаш правой рукой, при этом рука одного человека захватывает руку другого./
Обсуждение проходит в общем круге. Каждая пара выкладывает на пол перед собой "совместное произведение" и комментирует полученный результат и ход выполнения упражнения.
Комментарии: Часто участники, стараясь как можно скорее выполнить свою задачу, (хотя время выполнения не задаётся) пытаются насильно принудить "партнёра" рисовать то, что им было задано. Со стороны это выглядит как поединок двух борцов в борьбе вольного стиля. Поэтому необходимо обсудить выбранные парами стратегии "выиграть-проиграть", когда каждый зачастую применяя насилие, старается победить другого и "выиграть-выиграть", когда партнёры поочерёдно выполняют свою задачу, не ущемляя интересов другой стороны. И тот результат (он виден на рисунке) к которому приводит выбор той или иной стратегии.

Упражнения на групповую сплочённость

"Путаница".
Подросткам предлагается встать в круг, закрыть глаза, вытянуть руки вперёд и в таком положении двигаться к середине круга. Затем, войдя в соприкосновение, соединить руки. При этом образуется весьма запутанный узел, который необходимо распутать, не разрывая рук. "Узел противоречий" может распутывать человек со стороны (можно предложить эту роль человеку, которому неудобно по каким-либо причинам принимать участие в этой игре из-за тесного телесного контакта) или самим участникам попробовать решить эту задачу.
"Счёт до десяти"
Участники группы закрывают глаза и начинают, не договариваясь считать до десяти. Как только два человека одновременно произносят одну цифру, счёт вновь начинается с нуля. Разговаривать и вырабатывать стратегию запрещается, так же, как и считать по очереди. Упражнение помогает каждому участнику интуитивно настроится на общий ритм, почувствовать пульс группового взаимодействия.
"Вместе весело шагать"
Все участники выстраиваются в одну линию. Задача членов группы, соприкасаясь обувью (левая нога находится вплотную с правой соседа) и, не разрывая контакт дойти до противоположной стенки или намеченной тренером финишной черты. При нарушении данного правила, вся группа возвращается на исходную позицию.
Упражнение, не смотря на кажущуюся простоту, вызывает большой энтузиазм у всех присутствующих, проходит весьма эмоционально и разнообразно. Успешное его выполнение, особенно после ряда неудачных попыток, вызывает всеобщее ликование группы. Индикатором сплочённости группы является нейтральная или позитивная реакция её членов на ошибку одного из участников.

Упражнения на эффективную коммуникацию

"Испорченный телефон"
Цель: помочь участникам выйти на осознание возможных потерь и искажений информации при её передаче. Определить условия и способы эффективной передачи информации
Метод: "снежного кома"
Время выполнения: 25-30 минут
Выбирается 8-10 человек из группы, которые должны по цепочке передать определённую информацию. Все участники упражнения, кроме одного выходят в соседнее помещение, а человеку, который остался в комнате тренер передаёт следующую информацию: (текс взят из второго тренинга)
* Семен Аркадьевич просил Вас повесить объявление в учительской о том, что во вторник 3 и 4 уроки отменяются, в связи с массовым походом учителей в баню для оздоровления. Там будет прочитана лекция о пользе алкоголя в умеренных количествах. Учителям необходимо собраться возле школы с вениками и лыжами в 13.00. Во дворе будет стоять синий автобус с табличкой "Красная речка", Он повезет на "Заимку Плюснина", где все будет уже приготовлено. Акцию оплачивает администрация школы в честь первого апреля.
Рекомендации: Текст желательно брать (или придумывать) не скучный, с различными поворотами событий и парадоксальными вещами, а также с названиями, именами, цифрами и цветами.
После того, как информация обойдёт всех участников и вернётся к тренеру, задайте группе ряд вопросов:
- В каком месте произошли наибольшие сбои в передаче информации?
- За счёт чего происходили потери и искажения?
- Что помогало, а что мешало участникам эффективно общаться?
- Какие части текста были сохранены и почему?
Предложите группе удобный алгоритм запоминания деловой информации:
1. Когда конкретно? 2. Где конкретно? 3. Что конкретно? 4. Кто именно?
5. Кто за что отвечает? 6. Изюминка (суть). 7. Личная ответственность того, кому говорят.
"Скульптуры"
Разбейте участников по парам, где один человек будет исполнять роль скульптора, а другой служить художественным материалом.
Задача скульптору: придумать и на листке записать название (девиз, выражающий основную идею), цвет и название материала из которого он будет лепить (ваять) скульптуру. Слепить скульптуру согласно своему замыслу, используя второго участника в качестве материала
Задача скульптуре: угадать и записать на листке вышеназванные параметры замысла.
После выполнения упражнения участники сверяют свои записи, кратко обсуждают расхождения, а затем меняются ролями и повторяют упражнение.
Оба упражнения проходят весело и оживлённо и позволяют участникам осознать общие ошибки, возникающие в процессе делового общения, к которым можно отнести следующие:
- подмену информации собственными смыслами, происходящую в процессе интерпретации
- недостаточный учёт и использование не вербальных средств общения
- потерю части информации в результате сложностей перевода из одного уровня на другой (мысль - внутренняя речь - внешняя речь - восприятие...)
Предложите группе продолжить этот список.
"Продавец яблок"
Один человек, по желанию занимает место за столом и становится продавцом яблок. Его задача в отличие от обычного продавца не продать как можно больше товара, а распределить свой товар (яблоки) между покупателями в зависимости от того, насколько эффективно они осуществляли процесс коммуникации. Хорошие яблоки (карточки со знаком "+") он отдаёт эффективным коммуникаторам, а плохие яблоки (-), - людям процесс общения с которыми вызвал у него ряд вопросов или просто не понравился. Возможен и средний вариант - карточки со знаком (=). Задача покупателей - заработать хорошее яблоко.
После 3-4 попыток, покупатели показывают, какое яблоко они получили, а продавец объясняет почему он именно так оценил процесс коммуникации. Затем продавец решает, кто из покупателей может занять его место. Игра идёт до тех пор, пока большинство участников не примут в ней участие. Обсуждение в группе может касаться следующих вопросов:
- Правила хорошего тона и этикет;
- Необходимый минимум поглаживаний (знаки внимания, просьба, комплимент);
- Эффективные и не эффективные стратегии поведения (шантаж, манипулирование, обращение к образам, вызывающим сострадание: яблоки необходимы для больных родителей, детей, когда просит беременная женщина, инвалид)
- Соответствие слов не вербальным способам поведения.





2.3.3 Программа тренинга
"Работа в команде"
|
Цели тренинга:
1. Помочь участникам выработать верные представления относительно работы в команде, найти своё место в ней, отработать и закрепить некоторые навыки работы в качестве посредников.
2. Дать возможность участникам "отыграть" разнообразные ситуации меж и внутри командного взаимодействия.
3. Создать в командах атмосферу принятия, доверия и равноправного участия каждого её члена в совместной деятельности.

Первый день

Цели и формат тренинга. Место тренинга в контексте Проекта
* Разминка
* Ожидания участников: "Что я жду от совместной работы?" /участники индивидуально отвечают на этот вопрос на листе бумаги А-4 (можно нарисовать). Затем листы собираются, перемешиваются и вновь раздаются участникам. Общая задача - сгруппировать ожидания по какому-нибудь выбранному ими признаку. Развесить ожидания на доске и подставках/
* Упр: "Видение". Как вы видите (представляете) Школу толерантности? Участники разбиваются на 5 подгрупп (армейский вариант) и делают в течение 15 минут картину "Школа толерантности". На защиту картины отводится 5 минут. Тренер отмечает как общие места в проектах, так и их индивидуальные различия. /Толерантность как принятие отличий и нахождение общих связей для выработки общей идеи .
* Упр: "Капуста" (в парах). "Какова твоя цель в том, чтобы работать в команде посредников (школьных миротворцев)? Цель: помочь человеку осознать истинные мотивы его участия в данной деятельности. Это добивается тем, что каждый участник пары последовательно задаёт вопросы: "Какова твоя цель в том, чтобы..." Пример вопроса для человека, занимающегося профилактикой употребления ПАВ. Например:
- Моя цель занятия профилактикой в том, чтобы помогать людям.
- А какова твоя цель в том, чтобы помогать людям?
- Чтобы люди чувствовали себя более счастливыми.
- А какова твоя цель в том, чтобы люди чувствовали себя счастливыми?
- Тогда я тоже буду чувствовать себя более счастливым.
После того, как к словам отвечающего уже нельзя задать вопрос: "Какова твоя цель в том, чтобы...", формулируется окончательный ответ. В данном случае: "Я занимаюсь профилактикой, чтобы чувствовать себя более счастливым".
* Навыки эффективной коммуникации. Упражнения на закрепление знаний и навыков участников по данной теме.
* Упр: "Мост".
Данное упражнение является ключевым и во многом определяет готовность участников к совместной деятельности в команде. На первом этапе участники по случайному признаку делятся на три команды (обычно мы делим на две команды, но в данном случае мы усложнили игру, чтобы дать возможность каждому внести свой вклад в общее дело).
Командам выдаётся техническое задание или основные его моменты фиксируются на флип-чарте. (См. Приложение № 3). Выбирается почтальон, командам выдаётся некоторый минимум инструментов (недостающие ресурсы команды должны либо заработать, либо на время одолжить у других бригад, заняв при этом партнёрскую позицию). Команды занимают свои места в разных комнатах (по правилам командам не разрешается напрямую общаться) и строительство моста начинается согласно полученному техническому заданию.
После приёмки моста комиссией организуется общая рефлексия, где тренеры дают обратную связь по поводу того, что они услышали и увидели (разговоры записываются на диктофон или на бумаге фиксируются не очень корректные слова и фразы участников) во время совместной работы. Уточняются следующие моменты.
* Кто, в какой роли выступал в процессе работы
* Что способствовало и что мешало достижению общего результата
* Какие признаки отличают хорошую команду от простой группы

Второй день

Рефлексия прошлого занятия (10)
* Вступительное слово - ключевые идеи работы в команде
* Ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения. "Енотов круг"
* Сотрудничество вместо конкуренции. Упр. "Ценности команды"
* Работа на общий результат вместо индивидуализма Упр.: "Мост".
* Творчество вместо стереотипных действия. Упр.: "Пересечение пустыни".
* Перерыв. 10 минут
* Конструктивная самореализация вместо "борьбы за выживание". Упр.: Прохожий-посредник.
* Упр: Решение сложных (конфликтных) ситуаций.
* Невербальные способы преодоления препятствий и разрешения конфликтных ситуаций (одиночные и парные этюды)
* Заполнение анкеты - 10 минут.

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ

Ключевые идеи работы в команде

Существует поговорка: "Победу надо готовить". Прежде чем команда приступит к выполнению работы, ради которой создавалась, или перейдёт к новому этапу своей деятельности, важно дать возможность её членам "отыграть" разнообразные ситуации внутри командного взаимодействия. Сегодня мы предложим вам упражнения и игры, которые помогут вам подготовиться к командному взаимодействию для планирования и реализации совместной деятельности.
Итак, победу надо готовить, а к делу хорошенько готовиться. Везёт только дуракам, поэтому именно вам не повезёт. К работе в команде миротворцев необходимо готовиться так, чтобы не оставалось места как везению, так и не везению, т.е. случайным факторам. Основная цель сегодняшних игр - "подготовить победу, т.е. создать базу для успешной деятельности команд по разрешению конфликтных ситуаций. И сделать это можно приняв и отработав основные идеи работы в команде:
* Ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения
* Сотрудничество вместо конкуренции
* Работа на общий результат вместо индивидуализма
* Творчество вместо стереотипных действий
* Конструктивная самореализация вместо "борьбы за выживание".

"Енотов круг".
Тренер приглашает участников тренинга встать в круг. Одному из участников даётся моток верёвки (бельевой). Этот клубок передаётся по кругу, так, чтобы верёвка разматывалась и в руках у каждого оказался отрезок этой ленты. После того как верёвка будет растянута по кругу, - её концы туго связываются.
- Я прошу всех взяться за верёвку двумя руками и потянуть на себя. Займите такое положение, чтобы вы держались за наш круг вытянутыми руками. Расслабьтесь, чувствуете, он вас держит? Так, все вместе, мы можем организовать круг, который поддерживает нас. Мы можем настолько ему доверять, что даже закроем глаза. Держит? Конечно, ведь мы привели его в состояние равновесия! Благодаря тому, что мы все доверяем ему держать себя, он держит нас! Оказывается доверие способно поддерживать и того, кто доверяет, и того, кому доверяют.
- Попробуем отпустить одну руку и держаться за круг только одной рукой. Удобно? Нет? Уже чувствуете себя как будто "связанными". Чего-то не хватает, разве можно доверять на половину? Половинное доверие, как вы убедились, вызывает напряжение.
- Давайте снова возьмёмся за круг обеими руками, откинемся назад, держась за него вытянутыми руками, установим его равновесие и закроем глаза. Запомним каждой клеточкой нашего тела ощущение взаимного доверия и поддержки.
- Этот круг называется "енотовым". Зоологи заметили, что еноты решают важные для них дела, становясь в круг. Вы чувствуете, что круг действительно объединяет нас всех. Давайте запомним это чувство и будем вызывать его каждый раз, когда нам предстоит совместная работа! Спасибо!

"Ценности команды"
Для игры заготавливаются 14 карточек, на которых описаны ценности, необходимые для эффективного взаимодействия в команде. Ценности-ресурсы: 1. Успех, 2. Позитивные мысли, 3. Время, 4. Сотрудничество, 5. Ответственность, 6. Уважение, 7. Честность, 8. Единство, 9. Терпимость, 10. Достоинство, 11. Ум, 12. Лёгкость, 13. Простота, 14. Неутомимость /Приложение № 4).
- Самый важный тип совместимости в команде - это совместимость на уровне ценностных ориентаций. Для того чтобы команда была жизнеспособной, эффективной, нам необходимо прояснить жизненные ценности команды и некоторые размышления относительно их значения для нас.
/Каждой паре участников выдаётся карточка с описанием одной ценности./
- Возьмите фломастеры и бумагу (листы А-3) и, обсудив вдвоём данную ценность, нарисуйте её на листе так, как вы её представляете.
Подумайте, как эту ценность-ресурс можно использовать в вашей команде.
Если вы считаете, что эта ценность не может быть использована в вашей команде, эти семь минут отведённые на выполнение задания потратьте для того, чтобы объяснить, почему вы так считаете.
Теперь, когда вы закончили, положите ваши рисунки-ценности в круг и расскажите о её значении для команды. Все ли ценности, необходимые нам были учены? Может, есть, чем дополнить эту копилку? Тогда назовите эту ценности или качество и дайте ему общее определение.

"Пересечение пустыни"
Задание участникам: пройти пустыню (расстояние до противоположной стены) своим особым способом, не повторяя предыдущие. Упражнение проводится под весёлую музыку (лучше без слов) и при поддержке всех участников.

"Прохожий-посредник"

Эта игра моделирует конфликтные взаимоотношения, что позволит участникам увидеть и осознать природу конфликта. Это важно для выработки стратегии предотвращения конфликта или перевода его в конструктивное русло. Игра также позволяет отработать навыки и приёмы поведения в подобной ситуации.
Ведущий просит участников разделиться на смешенные тройки, т.е. в одной тройке не должны быть либо подростки, либо взрослые. Члены тройки распределяют между собой роли:
1. Ученик старшего класса
2. Учитель основного школьного предмета
3. Прохожий-посредник.
- Представьте себе, что завтра должна состояться итоговая контрольная за четверть. На контрольной будут присутствовать представители ГорОНО и гости из Москвы, поэтому поступила директива, - на контрольной должны быть все ученики класса.
Задача ученика - убедить учителя, что он заболел какой-то странной заразной болезнью и поэтому никак не может быть завтра на контрольной.
Задача учителя - убедить ученика прийти на контрольную, т.к. с него требуют 100% явки и к тому же он подозревает, что болезнь ученика не настоящая.
Так как учителю нужно готовиться к проведению контрольной, он просит прохожего-посредника (решите, кто это будет) сходить домой к ученику и убедить его явиться на контрольную. Прохожий-посредник спешит по своим делам, но отказать учителю не может. Учитель и ученик могут быть эмоциональны и спонтанны. Прохожий старается быть объективным настолько, насколько ему позволяют те дела, по которым он спешит.
- Итак, прошу вас окончательно распределить роли, у вас есть три минуты, чтобы осознать ситуацию и продумать стратегию своего поведения. Учитель и ученик будут находиться в разных помещениях, они не должны видеть друг друга. Посредник будет осуществлять между ними связь и вести переговорный процесс.
- Игра продолжается 20 минут. За это время постарайтесь прийти к соглашению, к какой-либо договорённости.

Вопросы для обсуждения игры:
1. Как вы чувствовали себя в тех ролях, которые исполняли?
2. Легко ли быть прохожим-посредником? Какого результата вы хотели достичь своими действиями? Удалось ли этого добиться?
3. О чём позволила задуматься эта игра?
4. Чему может научить команду эта игра?

Линии обсуждения игры.
* Основной источник конфликта - столкновение интересов, подкреплённое желанием оппонентов унизить друг друга и отстоять "свою правду" во что бы то ни стало.
* В жизни команды бывают ситуации, когда сталкиваются интересы её членов. Это может привести к конфликту. Иногда для понимания друг друга нужен посредник, "переводчик с русского на русский". Оказывается, что успех дела во многом зависит от того, кто переводит и как переводит. Некоторые желают примирить спорщиков, сгладить острые углы; другие, наоборот используют ситуацию, чтобы "подлить масла в огонь"; третьи передают оппонентам собственное видение ситуации.
* В ситуации конфликта у оппонентов могут быть разные ожидания от посредника. Один видит в нём "покровителя", который "возьмёт под крыло" и защитит от нападок. Другой видит в посреднике "конструктивного интерпретатора", который разберётся в путаных мыслях одного и другого участника спора и приведёт их к компромиссу. Третий видит в переводчике "палочку-выручалочку" или "третейского судью", который сам разрешит конфликт. Четвёртый, хочет, чтобы посредник был "котом в сапогах" и рисовал перед оппонентом привлекательный образ своего "хозяина". Нередко спорящие снимают с себя ответственность за результат и последствия спора. В команде это не допустимо, так как все её члены работают на общий конструктивный результат.
* При неблагоприятном течении конфликта из посредника могут сделать "козла отпущения". Поиск виновного - тупиковый путь разрешения конфликтных ситуаций в команде.
* Должен ли быть в команде конфликт? Или все члены команды должны мирно сотрудничать для достижения общего результата? Конфликт всегда добавляет остроты в работу команды, активизирует ресурсы её членов. Главное, чтобы конфликт был КОНСТРУКТИВНЫМ. Основное отличие обычного конфликта от конструктивного: в конструктивном конфликте основная задача члена команды, - не унижая оппонента, аргументировано донести свою идею, позицию, мнение.

"Конфликтные ситуации"
Группа разбивается на три команды (по школам).
Творческие задания для разминки:
1. В течение 3 минут придумайте как можно больше способов использования: 1-я команда - 10 см. гвоздя, 2 команда - колоды игральных карт, 3-я команда - кирпича.
2. В течение 7 минут придумайте и наметьте как можно больше путей демократизации школы на принципах свободы, равенства и братства. Не думайте о качестве предложений, отпустите своё воображение и творческую фантазию.
3. За пять минут сочините частушку на тему "Вместе справимся мы с делом"

Основное задание
* А теперь главное и последнее на этот день испытание для вас и вашей команды. Вам предстоит отработать в ролевой игре те навыки, которые мы здесь нарабатывали в течение всех тренингов.
* На листе бумаги напишите конфликтную ситуацию из вашей жизни или жизни ваших знакомых. Для этого вам даётся 5 минут.
* Передавайте в вашей команде ситуации по кругу и если ситуация соответствует трём критериям а) актуальна и интересна; б) её можно проиграть на группе; в) её будет полезно разобрать как достаточно типичную для повседневной жизни, то ставьте на листе крестик. Посчитайте, - какие ситуации набрали больше меток и выберите одну.
* Разделитесь на роли:
1) участники конфликтной ситуации;
2) посредник или посредники;
3) наблюдатель (не более двух).
Проиграйте ситуацию сначала в вашей группе, а затем в "аквариуме".
Используйте в работе раздатки (Приложение № 7 и Приложение № 12)
* После того как команды разыграли свои ситуации с включением посредника, идёт разбор полётов в общей группе, где:
а) наблюдатель даёт обратную связь;
б) актёры проводят рефлексию своих действий и чувств
в) участники всей группы разбирают ситуацию и действия актёров.













Авторы пособия выражают искреннюю благодарность сотрудникам Института Открытое Общество (особенно Лидии Ивановне Сёминой) за понимание и моральную поддержку в реализации проекта

Приложение №1

Ученическое посредничество в школьных конфликтах
/Дизайн первого дня тренинга/

Общее время
Время Упр.
Содержание
Каким методом
Что нужно

Первый день

11. 00 - 11. 15

15 минут
Цели и перспективы развития программы. Особенности тренинга как метода социального обучения
Презентация проекта
Ватман со схемой этапов
11. 15 - 11. 45

30 минут
Упражнение "Ветер дует", "Квадрат", Игра "Принцесса, дракон, самурай"
"Ледокол"
Подручный Атериал
11. 45 - 13. 00
75 минут
Знакомство: Упр. "Представление партнёра", "Снежный ком"
В парах,
по кругу
Снять бейджи
13. 00 - 13. 15
Принятие групповых
соглашений.
Мозговой штурм
Ватман, маркеры
45 минут
Перерыв на обед

14. 00 - 14. 10
10 минут
Игры на разогрев: "Почта". "У"
Ледокол
мячики
14. 10 - 14. 25
15 минут
Сотрудничество в решении общих задач. Упр: "Путаница". "Счёт до десяти".
Группы Общий круг
14. 25 - 15. 25
60 минут
Упр. "Полёт на луну"
Разбор полётов
Индив. Групп. Работа
20 бланков
10 мин
Кофе-пауза

15. 35 - 15. 40

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign