LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Результаты


Структура


Упражнения
Спросите себя, с какой целью вы планируете провести этот тренинг. Каковы цели участвующих? Что участники должны думать или делать после завершения тренинга?
Проанализируйте группу участников: Возраст? Национальность?
Уровень знаний? Языковые возможности? Предшествующий опыт? Ожидания? Установки? Стереотипы?
Спросите себя, чего можно достичь во время тренинга? Какие навыки будут отрабатываться, какие знания придется усвоить?
Какие блоки войдут в структуру тренинга? Материалы и информация, которые будут сообщаться. Цель каждого блока тренинга
Отбор и разработка упражнений, отвечающих поставленным целям каждого блока, с учетом интерактивной методики.

Продолжительность тренинга необходимо соотносить не столько с соблюдением намеченной программы, сколько с ожидаемыми результатами.
Целесообразно оценить, какие учебные задания должны преобладать - передача знаний, развитие навыков или отношений (ценностных ориентиров). Знания легче поддаются "уплотнению", их можно сообщить обзорно, воспользовавшись на занятии дополнительным раздаточным материалом. Навыки не усваиваются по тексту. Если их усвоение и проработку "сжимать", обязательно произойдет подмена действительной работы словесным описанием-пересказом навыков.
Ценностные ориентиры (отношения) складываются, обсуждаются и пересматриваются в живом процессе взаимодействия, с учетом реальной жизни. В условиях тренинга мы работаем с ценностными ориентирами, применяя моделирование, ролевые игры, дискуссии, то есть методы, требующие длительного времени.

Этические вопросы

Прежде чем познакомить с программами наших тренингов, мы хотим остановиться на обсуждении некоторых этических аспектов с акцентом на ответственности за внедрение техник и новых упражнений. Неправильное использование техник не всегда объясняется недостаточной заботой об участвующих. Это может случиться и вследствие непонимания возможных последствий таких упражнений. Можно выделить специфические этические проблемы, которые могут возникнуть:
- неоправданное давление на группу
- ситуационные упражнения, которые могут вызывать негативные реакции участвующих
- эксплуатация участников тренинга для удовлетворения собственных потребностей (желание произвести должное впечатление, взять на себя роль эксперта).
Хотелось бы предостеречь о рисках при внедрении новых средств обучения- видео - и аудиозаписи. К использованию видеосъемки следует подготовиться и помнить о влиянии этого процесса на группу и восприятии его участвующими. Люди становятся чрезвычайно чувствительными, наблюдая себя в видеозаписи. Первые реакции участников, не привыкших к видеосъемкам, касаются их прически, веса или акцента.
Даже принимая то, как они выглядят и звучат, участвующие, тем не менее, могут реагировать крайне самокритично и даже впасть в депрессию или обратиться к защитным реакциям.
Всегда воспринимайте такие реакции с симпатией и сочувствием, подчеркиваете их конфиденциальность. Применяйте технику обратной связи.
Очень важно перед внедрением таких средств обратиться к опыту других тренеров, пройти специальную подготовку работы с группой при видеозаписи.
Мы надеемся, что вы достигнете уровня компетентности и сможете доверять себе настолько, чтобы создавать новые упражнения и техники самостоятельно, соблюдая баланс между творчеством и осторожностью. Во избежание неправильного понимания влияния упражнения или нецелесообразного использования техник вы должны владеть навыками фасилитации, пониманием групповых процессов, чувством сенсиативности, то есть ощущать реакции участвующих, осознавать степень влияния происходящего на их чувства.


2.2.2. Тренинг "Ученическое посредничество
в школьных конфликтах"

* Участники тренинга: учащиеся 9-10 классов
* Количество участников в группе 18-20 человек
* Время и режим занятий:
три дня по 8 часов
с обедом и двумя кофе брейками.

Цели тренинга:
1. Обучить старшеклассников навыкам эффективного общения, способам разрешения спорных вопросов, действиям в качестве посредника при разрешении конфликтных ситуаций.
2. Передать и закрепить в практической деятельности знания о типах школьных конфликтов, профессионально-значимых качествах личности конфликт менеджера, моделях взаимодействия посредника и конфликтующих, коммуникативных техниках.

Первый день
* Вступительное слово тренера
* Разогревающие упражнения - "Ледокол"
* Знакомство участников "Упр. "Представление партнёра", "Презентация имени".
* Сбор ожиданий
* Перерыв на чай
* Принятие групповых правил
* Упр. "Красное и чёрное" - найти выигрышную стратегию.
* Обеденный перерыв
* "Ледокол"
* Вербальное и невербальное общение. Упр. "Испорченный телефон", "Пластилиновые фигуры"
* Продуктивное взаимодействие. Упр. "Управление хлопками", "Продавец яблок".
* Кофе-пауза.
* Треугольник силы: коммуникация, доверие, сотрудничество. Упр. "Разбитые квадраты", "Доверяющее падение", "Поводырь".
* Анкета обратной связи.

Второй день

* Диагностика состояния Упр. "Прогноз погоды".
* Анализ предыдущего занятия (плюсы и дельты).
* Личность конфликт менеджера (мозговой штурм, рейтинговое голосование).
* Программа совершенствования. Упр. "Десять "я", "Фантастическая обратная связь".
* Кофе-пауза.
* Продолжение программы совершенствования. Упр.: "Танец на пальцах", "Рисование одним карандашом". Различные стратегии поведения: ведущий - ведомый, доминирование - подчинение, выиграть-проиграть и выиграть-выиграть.
* Упр. "Триады" - освоение ролей клиента, советника, посредника.
* Обеденный перерыв.
* "Ледокол"
* Типы конфликтов в школе.
* Личные, семейные и общие конфликты
* Фазы коммуникации. Ролевая игра "Трудные подростки".
* Кофе-пауза.
* Модели взаимодействия посредника и конфликтующих сторон.
* Причины конфликтов (Адлер, Юнг, Дрейкурс). Анализ причин трудного (девиантного) поведения.
* Профессионализм конфликт менеджера - составление профессиограммы (работа в малых группах).
* Упражнение на определение личного рейтинга "Богатенький Буратино".
* Ритуал окончания занятий. Анкета обратной связи.

Третий день

* Диагностика состояний и рефлексия предыдущего занятия.
* "Ледокол".
* Процесс посредничества.
* Алгоритм действий посредника. Работа в малых группах над заданиями - конфликт и помощь посредника в его разрешении.
* Показ групповых этюдов. Анализ представленных работ. Информирование участников об эффективных способах взаимодействия и разрешения конфликтов.
* Кофе-пауза.
* Правила и приёмы посреднической деятельности (продолжение).
* "Ты-утверждение". Упр. "Красный карандаш".
* "Я-утверждение", как эффективный способ реагирования в конфликтных ситуациях. Отработка навыка - работа в парах.
* Социальное чувство и эмпатия. Упр. "Шестое чувство", "Поддерживающие ассоциации".
* Перерыв на обед.
* "Ледокол".
* Освоение навыков эффективной коммуникации: активное слушание, перефразирование, вопросы на прояснение. Упр. "Расскажи историю", "Интервью".
* Как правильно просить. Упр. "Просьба".
* Правила "щедрого слушания" и техника прояснения.
* Кофе-пауза.
* Закрепление полученного опыта и знаний. Ролевая игра "Позиции". Цель: достижение консенсуса, выработка взаимоприемлемых решений.
* Групповая рефлексия.
* Упражнения на сплочение группы: "Живой круг"; конкурс "ледоколов";
* Ритуал прощания. Упр.: "Подарок".


2.2.3. Тренинг "Эффективное взаимодействие
и управление конфликтами"

* Участники тренинга - педагоги и специалисты
* Количество участников - 16-18 человек
* Время и режим занятий - три дня по 8 часов

Цели тренинга:
1. Подвести участников к осознанию своих профессиональных позиций и стратегий поведения в сложных ситуациях;
2. помочь освоить навыки успешного решения конфликтов и эффективного взаимодействия с учениками и коллегами по работе;
3. развить профессионально значимые качества и умения, необходимые для предупреждения и разрешения конфликтов в школе и за её пределами.

Первый день

* Введение в тему. Пожелание группе, тренеру, себе.
* "Ледокол" Упр. "Квадрат", игра "Дракон, принцесса, самурай".
* Знакомство в парах (что общего), "Снежный ком" (имя + образ).
* Определение обучающих целей участников тренинга. Упражнение "Автобусная остановка" (знания, умения, опыт).
* Кофе-пауза.
* Выработка групповых соглашений.
* Навыки коммуникации. Упр. "Испорченный телефон"
(что мешает и что помогает эффективной коммуникации?)
* Рождение понятия коммуникация - участники сами формируют определение коммуникации (метод вращающихся кругов).
* Перерыв на обед.
* "Ледокол"
* Аффективная педагогика - эффективная педагогика.
* Разбивка на группы (животные). Упр. "Конфликтная ситуация в школе". Цель: освоение навыков аффективной педагогики: эмпатия, проявление уважения, конкретность в общении, проявление искренности. Разбор представленных этюдов.
* Безконфликтное общение. Упр. "Да, но, да, и..."
* Кофе-пауза.
* Искренность и конгруэнтность в общении.
* Выбор пары. Упр. "Ресурсный круг".
* Упр.: "Билль о правах" (обсуждение в парах, общая рефлексия).
* Знаки внимания: комплимент, похвала, поддержка.
Упр. "Красный карандаш", и "Поддерживающие ассоциации".
* Анкета обратной связи.

Второй день

* Прогноз погоды.
* Рефлексия прошлого занятия.
* "Ледокол".
* Диагностика мотивов плохого поведения (привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи). Упражнение на освоение навыка.
* Кофе-пауза.
* Поддержка как профессионально важный навык педагога.
* Дискуссия на данную тему.
* Три способа испортить ребёнка.
* Как выражать признательность ученику. Упражнение на овладение навыком.
* Перерыв на обед.
* Упражнения на разогрев.
* Реальность и рассказы о реальности.
* Умение говорить сильным языком. Упражнение на освоение умения.
* Ассертивность. Упр. "Агрессивные, уверенные и неуверенные ответы".
* Кофе-пауза.
* Позитивная речь и позитивное мышление.
* Работа с таблицей - Примеры позитивного описания негативных феноменов.
* Упражнение "Сильные стороны".
* "Восточная притча" - упражнение на овладение навыком.
* Рассказ о плохом ученике (в обычной манере и позитивным языком).
* Заключительное упражнение. Анкета обратной связи.

Третий день

* Рефлексия прошлого дня: что я чувствовал, что запомнилось, какие открытия сделал.
* "Ледокол".
* Три отличия санкций от наказаний.
* Овладение умением грамотно устанавливать санкции, доносить их смысл до ученика и организовывать их выполнение.
* Упражнение "Сказка" - прояснение партнёрских, авторитарных или манипулятивных установок.
* Проступок ученика и адекватная реакция учителя. Овладение навыками "Я-высказывания" и "Установления санкций". Работа в малых группах.
* Перерыв на обед.
* "Ледокол".
* Навыки посреднической деятельности.
* Управление дискуссией. Упр. "Позиции" - продвинутый вариант. Работа в группах по 6 человек: четыре представителя разных позиций, посредник и супервизор. Возможные темы: "Что делать с преступностью", "Нужно ли отменить смертную казнь" и т.п.
* Обсуждение (конфликт идей, а не людей, говорить об интересах, выработать объективные критерии).
* Кофе-пауза.
* Модели поведения в условиях конфликта (по Д.Джонсону).
* Алгоритм решения конфликта. Разбор конфликтных ситуаций по методу балентовской группы. Работа в "аквариуме" - половина участников группы работает во внутреннем круге, другая наблюдает и даёт обратную связь, затем роли меняются. Правила обратной связи.
* Упражнение на сплочение группа. Ритуал прощания.
* Оценочные листы.

2.2.4. Тренинг "Работа в команде"

Участники: педагоги, специалисты, подростки.
Количество участников - 35-38 человек.
Режим занятий: два дня по 6 часов
Цели тренинга: создание моделей командной работы конфликт менеджеров, для совместного планирования и выполнения работы по предупреждению и разрешению конфликтов в школе.

Первый день - 4 часа

* Знакомство участников с целями и задачами предстоящих занятий.
* Упр. "Новое знакомство". Все участники разбиваются по случайному признаку на четыре бригады "свободных каменщиков", знакомятся друг с другом в своих группах, выбирают бригадира, который затем представляет членов своей бригады (девиз, эмблема, история успеха и т.п.).
* Командное взаимодействие. Упр. "Мост". Цель: научится выстраивать партнёрские отношения для достижения общей цели. Задание: четыре бригады, работая по одному проекту и имея недостаток ресурсов, должны договориться между собой и построить мост через реку.
* Групповая рефлексия. Отчёты наблюдателей.
* Кофе-брейк.
* "Ледокол".
* Упр. "Конфликтная ситуация".
* Заключительное упражнение на сплочение новой группы.

Второй день - 8 часов

* Прогноз погоды. "Ледокол".
* Знакомство с понятием стратегическое планирование организации: образ будущего (видение), миссия организации, её ценности, цели.
* Разбивка на шесть новых команд.
* Групповое видение школьной миротворческой деятельности.
Упр. "Видение". Представление командных проектов.
* Кофе-брейк
* Миссия и навыки миротворческой деятельности в школе. Сюжетно ролевая игра "Деревня Деду".
* Этический кодекс школьного миротворца.
* Перерыв на обед.
* Разогревающие упражнения.
* Групповые и личные ценности. Упр. "Пожар". Подростки и педагоги работают с разными списками ценностей. Защита группового решения в "аквариуме". Разное время - разные ценности? Мои ценности, можно ли ими поступиться?
* Чем отличается группа от команды? Работа в микро группах.
* Кофе-брейк.
* Планирование первых трёх шагов создания и деятельности команд конфликт менеджеров в конкретных школах. Работа над мини проектами в группах. Защита проектов.
* Заключительные упражнения: "Групповой гипноз", "Твой выбор". Конкурс ледоколов.
* Выходная анкета.


2.2.5. Проектный семинар

Цели семинара:

1. Познакомить участников семинара с одной из перспективных технологией создания социальных проектов.
2. Научить подготавливать и составлять предложение-заявку на Грант.

Время проведения: 12 - 16 часов.
Количество участников: 18 -24 чел.

Первый день

1. Введение в проектную деятельность.
> Проектирование в образовании - новый миф или путь к развитию?
> Общие принципы проектной деятельности: работать над идеей, а не над текстом; позиция деятеля (ожидания участников); коллективное творчество (работа в микро группах).
> "Ледокол" - разогревающие упражнения.
2. Пяти шаговая модель построения проекта.
Логика проектных шагов:
> Первый шаг - Самоопределение. Упр: "Единомышленники" (участники определяют области социальных проблем, над которыми будут работать и находят партнёров).
> Второй шаг - а) Анализ ситуации. Определение целевой группы клиентов, их нужд и потребностей. Методы сбора информации: сбор и анализ информации в СМИ, анализ специальной литературы, интервью клиентов целевой группы, анкетирование, фокус-группа, другие источники информации. Участники проводят общий мозговой штурм, в своих группах выбирают один из методов и определяют, какие есть (+) и (-) у данного метода.
> б) Анализ затруднений в собственной деятельности. Участники в группах делятся своими профессиональными затруднениями и выслушивают мнение партнёров о путях решения этих затруднений.
> Третий шаг - Постановка проблемы. Критерии выбора аспектов глобальной проблемы. Участники в группах определяют 1-2 аспекта социальной проблемы, дают описание проблемной ситуации (мини доклады). Критерии для хорошей формулировки проблемы. Общая групповая рефлексия.
> Четвёртый шаг - Пути решения проблемы. Проектная позиция. Создание проекта как поиск ответа на четыре основных вопроса. Работа в микро группах над оформлением проектной идеи (заполнение рабочей таблицы). Стендовые доклады. Групповая рефлексия.
> Пятый шаг - Имеющиеся и недостающие ресурсы. Что уже имеется? Что недостаёт? Для чего нужны средства Фонда? Рефлексия: что вызвало наибольшие затруднения при работе над проектами?

Второй день

> Рефлексия предыдущего занятия.
> Диагностика работоспособности. Упр: "Прогноз погоды".
Технология написания заявки-предложения на Грант.
> Изучение возможностей организации. Составление СВОТ - анализа организации. Сбор информация о Фондах и Грантовых программах.
> Условия приёма заявок. Критерии формального соответствия: а) цели конкурса; б) приоритетные направления финансирования; в) условия предоставления финансирования; в) требования к оформлению заявки.
> Презентация организации. Пять принципов устного сообщения. Упр: "Презентация проектной идеи".
> Общая схема проекта (с комментариями ведущего):
* Постановка проблемы.
* Цели и задачи.
* Ожидаемые результаты.
* Деятельность по проекту /методы, этапы, имеющиеся ресурсы/
* Рабочий план проекта.
* Пути распространения информации о проекте.
* Предложения по оценке результатов проекта.
* Оценка перспективы дальнейшего развития проекта.
* Общие требования к составлению Сметы проекта.
> Работа над оформлением заявок в творческих группах. Предоставление участникам дополнительной информации в виде раздаточного материала.
> Стендовые доклады по отдельным блокам схемы. Анализ и комментарии.
> Групповая рефлексия.
> Подведение итогов проектного семинара. Заключительное упражнение.
> Заполнение участниками анкеты обратной связи.

Обычно тренеры для удобства работы кроме программы делают для себя дизайн (сценарий) каждого тренинга. В качестве примера в Примечании №1 мы приводим дизайн занятий первого дня в тренинге "Ученическое посредничество в школьных конфликтах". Вы можете заметить, что некоторые блоки программы не совпадают с дизайном или рабочим вариантом программы. Это связанно с тем, что жизни всегда богаче и многообразнее, чем наши представления о ней. Поэтому многие тренеры вносят изменения в программы в зависимости от возникших обстоятельств, новых ожиданий и потребностей участников.
Ниже предлагаем вам описание части игр и упражнений, с которыми мы работали в процессе реализации данной программы. Здесь мы остановили свой выбор и представили те упражнения, которые трудно найти в литературе по тренингам. Они взяты из нашей практики обучения на других тренингах или являются результатом совместного творчества. Описание упражнений, заявленных в программе, но не описанных в данной части пособия вы сможете найти, ознакомившись с книгами, представленными в списке литературы. В Приложении вы найдёте стимульный и раздаточный материал, который, надеемся, станет хорошим подспорьем в вашей работе.

2.3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.3.1 Структурные упражнения

"Вступление"
Цель: Предоставить информацию о предстоящем тренинге.
Время выполнения: 10-15 минут
Метод: презентация
Рекомендации: Поздоровайтесь, поблагодарите всех присутствующих за их желание принять участие в тренинге. Назовите программу, проект и доноров, благодаря которым стала возможной наша деятельность. Представьтесь. Назовите свое имя. Сообщите краткие сведения о себе. Расскажите о тренинге и нетрадиционной методике обучения. Кратко сообщите цель и план тренинга, а также отдельные детали - питание, перерывы и др. Учитывайте возраст и социальный статус участвующих. Вступительное слово должно быть приветливым и кратким.
"Правила"
Цель: создать конструктивную атмосферу для работы
Время выполнения: 10-15 минут
Метод: "мозговой штурм", обсуждение в группе
Рекомендации:
1. Обсудите с участвующими, что такое правила, для чего нужно их принимать.
2. Предложите группе выработать соглашения, которые помогали бы эффективной групповой работе.
Спросите, участвовал ли кто-нибудь из школьников в тренингах. И если да, попросите назвать ряд правил, которые принимались в группе. Внесите ряд своих предложений (правила, принятые группой на первом тренинге):
* Конфиденциальность, - полученная личная информация за пределы группы не выносится.
* Личностная активность - каждый говорит от своего имени, исходя из своего опыта, мыслей, чувств.
* Уважение, безоценочность - один человек говорит, другие слушают, не вешать ярлыков.
* Собственный выбор - человек сам решает молчать или говорить.
* Регламент - быть все три дня, вовремя начинать и заканчивать занятия.
* Эксперимент - активная позиция, открытость новому опыту.

3. Обсудите и согласуйте с группой каждое правило. Можно применить голосование и если хотя бы один участник не проголосует за какое-либо правило из всего списка, предложите оставить это предложение как рекомендацию или, если правило представляет общую ценность для развития группы - постарайтесь его переубедить и принять это правило. Затем предложите каждому участнику поставить свою подпись на листе ватмана под общим списком групповых соглашений.
4. Предложите группе в случае нарушения правил воспользоваться жестом открытых ладоней.

Упражнения для знакомства участников

"Знакомство"
Цель: Знакомство участвующих, создание комфортной атмосферы для дальнейшей работы
Время выполнения: 20 - 40 минут в зависимости от вида знакомства
Метод: индивидуальная работа, работа в парах (в зависимости от выбранного варианта)
"Я хочу вам представить..."
Группа объединяется в пары. В парах участвующие рассказывают о себе друг другу в течение 3-5 минут. После этого представляют своих соседей на общем круге. Предложите участникам кроме информации о себе рассказать партнёру историю своего имени, ваше отношение к своему имени и выяснить, - есть ли что-то общее между участниками пары.
Вопросы, которые были предложены группе на первом тренинге:
- как ты проводишь свободное время
- почему ты хочешь стать доверенным учеником
- чем ты занимался в последнее время
- найдите между вами что-то общее
Рефлексия в кругу. Спросите, кому из участников было сложнее представлять своего соседа, а кому слушать о себе. Следили ли выступающие за невербальной реакцией соседа по паре. Зачастую она бывает довольно выразительной. Обсудите эти моменты. Попросите группу определить те темы, которые наиболее часто встречались во время представления людей в кругу. Возможно это то, что может в дальнейшем послужить фундаментом для определения общих ценностей и интересов участников группы.
"Снежный ком"
Участники по кругу называют своё имя и показывают какой-нибудь выразительный жест. Каждый последующий человек, прежде чем представиться должен повторить все предыдущие имена и жесты. Если группа большая, то можно предложить после "экватора" называть имена людей сидящих через два человека, чередуя их очерёдность или всем участникам одновременно "отзеркаливать" (синхронно повторять, сохраняя мимику и интонацию) имя и жест.
Скажите участникам, чтобы они постарались запомнить как можно больше информации о своих новых товарищах, так как на следующем занятии группе будет предложено упражнение, после которого, будет определён и отмечен самый внимательный участник группы.
"Кто есть кто?"
Цель: отработка умения анализировать свои личные особенности и особенности других людей
Время выполнения: 15-20 минут
Метод: индивидуальная работа, викторина
Рекомендации: Это и следующее упражнение мы предлагаем вам проводить во второй или третий день тренинга. Эти упражнения позволяют в игровой форме узнать участникам друг о друге много нового и интересного, то, что в обычном общении не проговаривается, но имеет важное значение для подростков.
Участникам раздаются одинаковые листы бумаги. Затем тренер зачитывает 6 вопросов, на которые участники дают свои ответы. Возможные вопросы:
1. Если бы вам пришлось стать животным (птицей), то в кого бы вы превратились?
2. Если бы у вас были все возможности, то какую профессию для себя вы выбрали бы?
3. Назовите три качества (черты характера), которые вы больше всего цените в других людях
4. Ваше любимое выражение (пословица, афоризм)
5. Чем вы охотнее всего занимаетесь в свободное от учёбы время?
6. Если бы вы были волшебником, то от каких пороков избавили бы мир?
После того, как подростки ответят на вопросы, соберите листы с их ответами, перетасуйте и поочерёдно зачитывайте. Задача участников по ответам угадать автора. Подросток, угадавший большее число авторов посланий, признаётся самым наблюдательным и проницательным человеком.
Кроме возможности заявить о себе и узнать больше о других, упражнение помогает тренеру (да и участникам) сделать ряд выводов об особенностях, установках и ценностях практически каждого участника группы.
"Изюминка"
Участники на половинках листа формата А-4 пишут или рисуют что-то, что на их взгляд отличает их от других людей. Это может быть какая-то черта характера, умение, способность, хобби, любая другая индивидуальная особенность.
Затем из этих листов все делают самолётики (текстом внутрь), запускают их по команде тренера, подбирают ближайшие, снова запускают. Всё это повторяется до тех пор, пока листки с записями основательно не перемешаются. После этого у каждого из участников группы на руках оказывается листок бумаги. Первый слева от тренера человек разворачивает попавший к нему в руки самолётик и зачитывает послание. Другие члены угадывают, кому оно принадлежит. Человек, которого "угадали", зачитывает попавшее к нему письмо и игра продолжается по той же схеме. Как и в предыдущей игре, можно ввести соревновательный момент и выявлять победителя, человека отгадавшего наибольшее количество посланий. Чтобы создать интригу и выявить мистеров и миссис Х, можно предложить участникам лишь три попытки. Если с трёх попыток никто не угадывает автора, игра продолжается и текст зачитывает следующий, сидящий слева по кругу человек.

Упражнения на прояснение целей и ожиданий участников

"Ожидания"
Цель: определить ожидания участвующих от тренинга
Метод: индивидуальная работа, обсуждение в круге
Время выполнения: 10 минут
Описание проведения упражнения:
1. Предложите участвующим по принципу добровольности, структурировано, по кругу сказать. "От сегодняшнего тренинга я ожидаю " или "Что меня привело на тренинг"
2. Обсудите, почему нужно определять цель и ожидания в начале работы
Рекомендации: Выполнение упражнения следует начинать по принципу добровольности. Важно, чтобы участвующие проговаривали всю фразу: "От сегодняшнего дня я ожидаю".
В первый день можно предложить выразить свои ожидания от всего тренинга. В последующие - говорить об ожиданиях от каждого дня.
"Автобусная остановка" - вариант упражнения на прояснение ожиданий и целей участников группы.
Цель: Дать представление о целях и мотивах, побудивших участников группы принять участие в тренинге (программе).
Метод: работа в группах.
Время выполнения: 15-20 минут
Описание упражнения:
Тренеры на планшетах или стенах в разных концах комнаты вывешивают три листа ватмана. На каждом листе выписывает один из следующих заголовков:
1. Знания, которые я хочу получить во время тренинга
2. Умения, которыми я хочу овладеть
3. Опыт, который я хочу получить.
Группа делится на три подгруппы. Сформированные группы двигаются по часовой стрелке от одной остановки к другой и их участники заполняют листы. Если ожидание или цель участника уже выписаны кем-то из предыдущей группы, то рядом с ним человек ставит звёздочку. После того как каждая группа побывает на всех трёх остановках, тренер может дать свой комментарий, касающихся целей и особенностей тренинга, проговорить возможности работы с тем или иным навыком, указанным в списках. Рассказать о видах тренингов:
1. Обучающие семинары - здесь участники в основном получают знания и новую информацию
2. Тренинги умений - (к этой группе тренингов относятся тренинги социальных навыков) - здесь участники в основном осваивают умения и навыки
3. Тренинги личностного роста - здесь приоритетным становится приобретение нового личностного опыта, а целью - личностные изменения участников.
Необходимо отметить, что на любом тренинге или семинаре, проходящем в интерактивном режиме, работа идёт над освоением всех трёх составляющих, но обычно акцентируется одна из выше названных компетенций. Листы с ожиданиями не убираются до конца тренинга. По завершению тренинга можно вернуться к целям и спросить у группы: "Какие из них были реализованы?"

Упражнения разминки - "Ледоколы"

Цель этих игр и упражнений - преодолеть монотонность, поднять энергетический уровень присутствующих, поощряя к дальнейшей работе.
Время выполнения каждой игры: 5-10 минут.

Варианты упражнений
"Сегодня мне нравятся люди..."
Один человек выходит в центр круга, его стул убирают. Ведущий говорит: ''Сегодня мне нравятся те, кто.." и называет внешнюю характеристику, общую для какой-либо группы (цвет одежды, цвет глаз, тип одежды и т. п.). Все, кто подходит к этой группе, должны встать и поменяться местами. Кому не хватило места, становится ведущим или ведущей.
"Квадрат"
Цель: установление контакта с группой, сбор информации об участниках, активное включение людей в интерактивный режим работы.
Время выполнения: 20-30 минут.
Метод: позицирование, работа в группах.
Это упражнение хорошо подходит для первичного знакомства участников, обмена чувствами, информацией, а также активного взаимодействия. Упражнение также поможет увидеть тренеру тех участников, которые готовы задавать тон в группе.
Участникам предлагается распределиться по четырём углам комнаты по следующим признакам:
* Предпочитаемые музыкальные стили (поп музыка, рок музыка, классика или русская народная музыка, "хип-хоп"). Созданной группой презентовать выбранное направление музыкальным фрагментом.
* Любимый киножанр: (комедия, боевик, мелодрама (сериалы), фантастика или ужасы). Каждому из участников группы (или по желанию) объяснить, за что он любит этот жанр;
* "Времена года"
Инструкция: А теперь распределитесь по группам согласно тому времени года (зима, весна, лето, осень), когда вы родились. Сделайте презентацию своего времени года в свободной форме. Это могут быть шумы и звуки, характерные для этого времени года, песня, стихотворение, этюд и т.п.
Для взрослых групп хорошо использовать следующие разбивки:
- Старший, младший, средний, единственный ребёнок в семье.
Вопросы к участникам: "Расскажите, исходя из своего опыта об особенностях (участи) этих детей в семье". "Какие плюсы и минусы есть в том, что вы родились первым?", Организуйте небольшую дискуссию, подключив к обсуждению другие группы, - "А что думают об этом младшие дети?", "Какая основная черта отличает вашу группу от других?".
Используя это упражнение можно быстро и наглядно определить в общих чертах "портрет группы". Для этого предложите участникам разбиться по тем признакам, которые в данной группе будет интересно и полезно исследовать. Например, по стажу работы (до года, от 1 до 3 лет, от 3 до 10 лет, более 10 лет); по месту проживания; по образованию и т.п.
"Дракон, принцесса, самурай; "У"; "Мадам Шамкина", "Тётушка из Бразилии" и др. - такого рода упражнения-игры есть в арсенале любого тренера. Их трудно описать, ввиду того, что в них есть некоторые парадоксальные и забавные моменты, которые нужно показывать. Чтобы оценить их место в тренинге желательно хотя бы один раз поучаствовать в этих играх. Проходят они всегда весело и создают приподнятую непринуждённую атмосферу в группе.

Упражнения, завершающие день или весь тренинг

"Итоги".
Цель: Закрепить эмоциональным подъемом работу за день.
Время выполнения: 15 минут
"Я сегодня понял/поняла..."
Предложите группе закончить фразу "Я сегодня понял/поняла..."
"Чемодан"
Нарисуйте на бумаге чемодан и попросите всех присутствующих поочередно сказать, какие знания и навыки, полученные на тренинге, они хотели бы взять с собой в дорогу. Это упражнение хорошо проводить в конце всего тренинга.
"Пирамида чувств"
Предложите группе построить пирамиду положительных чувств. Все присутствующие, положив свою руку на руки других, говорят о том, что они вынесли для себя из этой встречи.
"Веночек пожеланий"

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign