LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Организатор

Владение предметными знаниями в определенных
областях. Давать и разъяснять информацию
Управление тренинговым процессом, содействие
активности группы
Содействие участникам в оценке собственных профессиональных или личных качеств, умений, в осознании своих целей и ценностей, в планировании профессионального и личностного развития
Демонстрация связи результатов тренинга с реалиями жизни, практическое применение приобретенного опыта
Подготовка и организационное обеспечение учебного процесса, в том числе помещения для тренинга, оборудования, вспомогательных материалов.
Изучение потребностей в обучении, определение целей тренинга Оценка результатов отдельного тренинга и тренинговой программы в целом
Практическое применение и дальнейшее развитие концепций и подходов, предлагаемых в теории обучения.
Подготовка раздаточных материалов и учебных пособий Формулировка учебных целей, составление планов тренинга, подбор материалов, определение видов и методов учебной работы.

Тренерское мастерство

Существует несколько условий эффективной работы тренеров в режиме интерактивного обучения:
• соответствие профессиональных возможностей тренеров целям и задачам конкретного тренинга
• наличие у тренеров навыков группового взаимодействия
• соответствующая личная направленность самого тренера на интерактивную методику.
Овладение методикой интерактивного обучения, усвоение всех ролей тренера носит профессионально-личностный характер.
Приняв участие в интерактивном обучении, некоторым начинает казаться, что быть тренером совсем не сложно. Но когда люди пробуют себя в этой роли, они очень быстро могут отойти от тренинговых методик по внутренним, не всегда осознаваемым причинам. Характерным проявлением отклонения от интерактивных методик является возврат к авторитарным шаблонам, к лекционному стилю. Могут возникать осложнения, касающиеся взаимодействия с группой, - неспособность руководить групповым процессом, сосредоточенность на информационном или узко учебном подходе. Подобные трудности преодолеваются путем повышения профессионализма, включая тренинги для тренеров и тренинги повышения профессионального мастерства, а также благодаря постоянной работе над собой.

Основные пути повышения тренерского мастерства:
• В процессе работы.
Это - процесс проб и ошибок, которые будут возникать независимо от запланированного процесса.
• В моделируемой обстановке.
Такое усвоение основано на профессиональном тренинге, в ходе которого происходит осмысление (рефлексия) усваиваемой деятельности. При этом моделируется не только предметно-содержательная, но и наименее предсказуемая социально-психологическая сторона обучения.
• В паре с тренером.
Такое усвоение достигается совместной работой опытного тренера с начинающим. Чтобы работа была эффективной, тренеры-новички начинают работать в паре с опытным тренером, выбирая такие блоки упражнений, в которых они чувствуют себя наиболее уверенно. Накануне тренинга проводятся "тренировки", "проговаривание" упражнений в паре, а после тренинга обсуждаются различные аспекты тренерских навыков и проведенной работы в целом.
Развитие тренерских навыков - процесс, который никогда не заканчивается. Чтобы совершенствовать тренерское мастерство, важно фиксировать собственный опыт, наблюдать за своим поведением и влиянием на группу. Этот процесс охватывает и обмен информацией о "+" и "-" проведенного тренинга с коллегой по тренингу. Не будет особой пользы от длительных переживаний по поводу собственных ошибок. Работая в паре, тренеры постоянно общаются друг с другом, способствуют личному и профессиональному росту каждого, помогают, делятся собственным опытом. Непрерывно работая над собой, тренируясь и приобретая новый опыт, тренеры достигают профессионализма в тренерской деятельности.


1.5.2 Советы, которые могут быть полезны тренерам

Эффективная презентация

• Избегайте лишних звуков:
Например, не звенеть ключами в кармане или щелкать авторучкой и др.
• Не увлекайтесь ручными "поддержками" - ручками, указками, очками
• Избегайте случайных движений: например, когда вы дотрагиваетесь до себя (касаетесь волос, лица, частей тела)
• Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией: не смотрите в стену или в окно; не "бегайте" глазами от одного слушателя к другому каждую секунду, обводите аудиторию глазами, задерживаясь на каждом из участвующих на 2-3 секунд; не забывайте смотреть на всех присутствующих
• Избегайте визуальных отвлечений: например, очень интенсивного жестикулирования, неудачной позы, выражения лица
• Следите за употреблением слов-паразитов, старайтесь не произносить таких слов, как "ОК!", "Вы знаете...", "И так далее", "Итак..."
• Не употребляйте неприличных выражений, избегайте терминологии
• Избегайте "закрытых" или напряженных поз
• Используйте голос: регулируйте громкость, темп, четкость произношения
• Ведите себя уверенно
• Будьте дружелюбны, покажите искреннюю заинтересованность в том, что вы делаете: не прибегайте к снисходительному тону, даже если вы уверены, что являетесь экспертом по данному вопросу
• Спрашивайте аудиторию, слышно ли вас, поняли ли вас
• Следите за вопросами аудитории
• Следите за сигналами, которые невербально посылает ваша аудитория - положение тела, рук, ног и т. п.
• Не заглядывайте постоянно в свои записи. Никогда ничего не зачитывайте, кроме цитат
• Делайте частые паузы - тишина гораздо длиннее для вас, чем для аудитории
• Юмор используйте в меру



Активное слушание

Слушание требует усилий. Сосредоточьте свое внимание на говорящем. Будьте терпеливыми: в среднем человек произносит 125 слов в минуту, а услышать за это время он может значительно больше. На какое-то время откажитесь от собственных взглядов и мнений.

Используйте язык тела


Задавайте
вопросы
Перефразирование



Подытожьте
основное
Повернитесь лицом к говорящему.
Поддерживайте контакт глазами, кивайте.
Время от времени произносите "да", "понимаю", "так-так".
Спрашивайте, только в том случае, если нужно уточнить сказанное, выяснить детали.
Повторите своими словами то, что вам сказали
Повторяйте ключевые фразы, предложения именно так, как они были произнесены. Используйте обращение "Вы...". Подключайте и факты, и эмоции.
Подводя итоги, проявляйте симпатию, не выносите суждений, не давайте оценок и не предлагайте решений. Убедитесь в том, что ваш обзор был точным и полным.


Поощрения при активном слушании

Вербальные
"Понимаю"
"угу, угу"
"Это интересно!"
"В самом деле?"
"Продолжайте!"
"Можете рассказать мне
подробнее об этом"

Невербальные
Кивки
Постоянный контакт глазами
Наклон вперед
Отойти в сторону
Поднять брови
Нахмуриться
(способствуя уточнению)

Как развить в себе навыки слушания:

- Когда говорите, старайтесь поставить себя на место слушателя
- Когда слушаете, не прерывайте говорящего, дайте ему время высказаться
- Концентрируйтесь на том, что говорят, старайтесь не упустить важные слова, идеи, чувства. Доберитесь до сути, поймите основную идею
- Контролируйте свои чувства, даже если абсолютно не согласны с тем, что говорят. Не спорьте мысленно с тем, кто говорит
- Услышьте то, что не сказано, иногда это важнее слов
- Выработайте следующее отношение к слушанию: с нетерпением ожидайте, что будет сказано
- Помогайте слушанию: повернитесь к собеседнику, установите зрительный контакт, выражение лица должно быть заинтересованным
- Устраните факторы, отвлекающие внимание (карандаш в руках, перекладывание бумаг)
- Помните, что невнимательное слушание свидетельствует о равнодушии к собеседнику.

Умение задавать вопросы

* Задавайте вопросы всей группе
* Дайте группе время подумать
* Среагируйте на ответ и продолжайте дальше, пока не выясните истину
* Если никто не отвечает, обратитесь к невербальным сигналам со стороны аудитории: контакт глазами, поза подскажут вам тех кто, скорее всего, хотел бы ответить
* Если никто не может ответить на вопрос, перефразируйте его или спросите, был ли вопрос понятным
* Задавая вопрос, не закладывайте в него очевидный ответ. Будьте осторожны с оценкой ответа. Отдавайте предпочтение открытым вопросам:
* Как вы себя чувствовали?
* Как это решение повлияет на вас?
* Как бы вы оценили эту идею?
* Что именно из ваших наблюдений повлияло на вывод?
* Каким образом этого можно достичь?
* Что можно сделать для уменьшения негативных моментов?

Используйте закрытые и открытые вопросы

Закрытые вопросы (требуют конкретного, однозначного ответа)

Открытые вопросы (предполагают развёрнутый ответ)

• "О"
• Предположительные
• Гипотетические
• Формулирующие
• Молчаливые
• Утвердительные


"Кто может сказать мне, какого числа... "
"Вам это нравится...?"





"
Что вы думаете о...?"
"Вы некомфортно себя чувствуете с...?"
"Что, могло произойти, если бы...?"
"Помогите мне понять, как это связано...?"
.... ....... ....... ?
"Мария, кажется, вы хотите что-то сказать?"

Избегайте вопросов:

- Начинающихся со
слова "Почему"
- Управляющих

- Множественных

Такие вопросы заставляют защищаться

"Не думаете ли вы, что было бы лучше..."
Не задавайте сразу ряд вопросов

Рекомендации Сократа

Воспользуйтесь подсказками древних греков. Если вы хотите активизировать участие группы в доказательстве чего-либо, обратитесь к рекомендациям Сократа:

* Знайте ответ, который хотите получить
* Задавайте открытые вопросы
* Перефразируйте ответы участников
* Резюмируйте сказанное группой
* Дополняйте собственными аргументами


Ответы на вопросы

Большинство вопросов, задаваемых на тренингах, направлены на прояснение, разъяснение чего-либо.
Если это единичные закрытые конкретные вопросы, отвечайте на них кратко.
Если нет, то в зависимости от того, как был поставлен вопрос, "перефразируйте" его, ответьте сами или переадресуйте:

Группе:

Тому, кто
задавал вопрос

Что думают об этом другие участники?
"Есть ли у кого-то еще аналогичная проблема...?"
"Вы, вероятно, думали о ...?"
"Какова ваша точка зрения на ...?"
"Как бы вы сами могли ответить на этот вопрос?"







1.5.3. Некоторые стратегии работы с трудными группами (H.G.Dimock)


Для того чтобы успешно управлять процессом работы в группах, где вы столкнулись с сопротивлением участников необходимо:

Координировать действия и
высказывания:


Быть посредником и
гармонизировать:

Ориентировать
и помогать:


Гасить
чрезмерные
эмоции:

Приложить максимум усилий, чтобы каждое ваше
высказывание было четким, понятным, связанным с основной мыслью, чтобы вы не противоречили сами себе. Будьте готовы к альтернативам, предложенным группой
Способствовать примирению в дискуссиях или разногласиях и делать все возможное, чтобы разрешить споры. Обращать внимание на подобные, а не отличные точки зрения
Обсудить и определить параметры и методы работы с группой в начале тренинга, всемерно способствовать тому, чтобы группа шла конструктивным путем в дискуссии. (Используйте принятые правила)
Если кто-то ведет себя очень эмоционально, прибегайте к активному слушанию. Не пытайтесь противоречить или спорить. Возвращайте эмоциональную вспышку участнику в форме вопроса, интересуясь, какие чувства, как вам показалось, были высказаны. Например, "Вы огорчены тем, что...?", "

Использование возможностей голоса

Артикуляция
Модуляция

Произношение

Дикция

Повторение

Скорость
Четко выговаривайте слова, не глотайте окончания
Разнообразьте тон и высоту голоса. Говорите громче, чем обычно, или наоборот
Следите за акцентами, проверяйте сложные слова - избегайте неправильного употребления слов
Выделяйте голосом. Четко ставьте ударения в словах
Повторяйте ключевые фразы с различным голосовым выделением
Используйте разную скорость речи, чтобы умело управлять аудиторией: быструю речь, чтобы побуждать и стимулировать; медленную - чтобы успокоить, сдержать, сделать ударение, драматизировать, контролировать.

Разъяснение упражнений

Старайтесь избегать детального разъяснения того, что представляет собой упражнение, цель его выполнения и желаемый результат. Это может сделать упражнение бесполезным. Продолжительное объяснение может помешать восприятию материала. В некоторых случаях нужно уточнять, в чем заключается техника проведения упражнения. К примеру, техника проведения ролевой игры требует предварительного обсуждения, являющегося этапом подготовки к упражнению.

Имена и лица

Чтобы обращаться к участвующим по имени:
• Слушайте имена
• Повторяйте их про себя
• Называйте имена как можно чаще
• Ищите черты лица, которые более всего запоминаются. Гиперболизируйте эти черты
• Создавайте ассоциации имен или внешности.

Контроль времени

• Лучше всего за временем следить по часам, лежащим на столе (висящим на стене)
• Можно использовать хронометр, песочные часы или таймер для соблюдения перерывов, контроля времени выполнения упражнения, работы в малых группах и т. п.
• Закладывайте в структуру плана резервное время, которое можно будет использовать по мере надобности в ходе группового взаимодействия. Если останется излишек времени, можно провести "запасное" упражнение
• Контролируйте время, сообщайте участвующим о том, что отведенное им время заканчивается.

Фиксация на флип-чарте

Записывая информацию, целесообразно пользоваться разноцветными маркерами, сочетая разные цвета. Красным маркером подчеркивайте наиболее важное. Старайтесь не использовать только черный цвет, лучше сочетать его с другими.
Запись надо делать разборчивым почерком или печатными буквами.
Постарайтесь записывать высказывание только ключевыми словами, при этом не потерять его смысла. Перед записью спрашивайте согласие с перефразированием у того/той, кто говорил.
Когда проводите мозговой штурм или дискуссию, поручите со-тренеру или попросите одного из участников записывать идеи и предложения. Ваша задача - вести процесс обсуждения, стимулировать активность участников, а для этого необходимо поддерживать постоянный контакт с группой.

Личные стандарты

• Осознанно управляйте уровнями своей энергии, избегая соблазна переесть или недоспать накануне тренинга
• Держите себя в хорошей физической форме. Следите за состоянием своего здоровья.

Одежда

Избегайте контрастных цветов, не одевайтесь во все черное или белое. Носите удобную, свободно облегающую одежду. Если вам трудно принять решение, наденьте что-нибудь "скучное" - по крайней мере, ваша одежда не будет отвлекать оттого, что вы говорите.

Организационные моменты

Не менее важными для успешного проведения тренинга являются организационные моменты:
• Самая подходящая комната для работы группы должна быть не меньше 25 кв. метров и пригодной для работы взрослой аудитории
• Количество участников в группе 16-20 человек. При большем количестве участвующих больше времени уходит на выполнение упражнений, при меньшем не возникает необходимая атмосфера.
• Команда тренеров состоит из двух человек. В зависимости от ситуации их может быть больше.
• Расписание тренинга команда тренеров составляет и согласовывает заранее Общий план тренинга (перечень тем) вывешивают на доске и/или раздают участвующим в тренинге
• Соблюдайте распорядок, обязательно делайте перерывы через 1,5- 2 часа работы.


1.5.4 Оценка результатов тренинга

Критерии результативности тренинга

Для оценки результатов тренинга вы можете использовать модель Киркпатрика, которая представляет четыре уровня оценки:

Реакция
Усвоение

Поведение

Результат

Насколько обучение понравилось участникам
Какая информация, приемы, техники работы были усвоены в ходе тренинга
Как в результате обучения изменились поведение и действия участников
Каковы результаты обучения, измеряющиеся количественными показателями.

Чтобы получить информацию для оценки результатов тренинга, необходимо провести ряд анкетных опросов:
Предварительный опрос
Анкета заполняется перед началом тренинга для получения общих сведений об участвующих, в том числе контактной информации
Оценочная анкета
Анонимная анкета заполняется после завершения работы. Содержит вопросы, касающиеся впечатлений от тренинга.
Мониторинг Анкету рассылают через 3-5 месяцев после завершения тренинга.
Она содержит вопросы об изменении поведения, дальнейших активных действиях и конкретных шагах.

Тренерский отчет

После завершения тренинга команда тренеров должна подготовить творческий отчет. Он содержит их мнение о работе группы по усвоению материала, трудности, возникавшие в процессе работы, интересные моменты в ходе тренинга, как достигались цели, что узнали, открыли для себя участники. Итоги творческого отчета используют для развития программы в целом, корректировки структуры тренинга, для рекомендаций другим тренерам. На основании отчета можно представить атмосферу и процесс тренинга, увидеть особенности группы и тренерской работы.
















2. ПРАКТИКА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. ПРОЕКТ "ШКОЛЬНЫЕ МИРОТВОРЦЫ"

Человечность - это способность
участвовать в судьбе других людей

И Кант
Как это начиналось

Создать проект нас побудили следующие обстоятельства. Год назад мы проводили исследования в ряде школ и увидели, что:
* ряд учеников (примерно 20%) умеют хороший лидерский потенциал, но им просто негде не в чем проявить свои способности;
* от 70 до 80 % подростков отметили в своих анкетах, что испытывают трудности в выстраивании отношений с родителями, учителями, не могут нормально (без оскорблений и драк) разрешать возникающие со сверстниками конфликты;
* более 60% подростков в своих анкетах выразили желание освоить ряд социальных навыков (эффективно общаться, работать в команде, управлять конфликтами).
Исследования также показали, что в школах города на сегодняшний день отсутствует эффективный механизм решения спорных вопросов, возникающих между всеми участниками образовательного процесса. Работа отдельных специалистов: психологов, социальных педагогов, представителей комиссии по делам несовершеннолетних, призванных разрешать конфликтные ситуации, не согласована, и ограничивается рамками их функционала. Не обладая навыками разрешения конфликта, педагоги и специалисты часто испытывали трудности, сталкиваясь с агрессией и интолерантными отношениями в подростковой среде. Подростки в свою очередь в силу возрастных барьеров и особенностей не спешили делиться с педагогами своими проблемами, и предпочитали разрешать свои конфликты на так называемых "стрелках" по правилам криминального мира.
Наш опыт работы с подростками-волонтёрами, организация молодёжной линии телефона доверия, показали, что если к молодым людям относится как позитивным личностям, обучить их социальным навыкам и эффективным способам решения проблем, помочь организовать, и осуществлять вместе с взрослыми социально-значимую деятельность, то это приводит к хорошим результатам. В выигрыше остаются как подростки, которые получают моральное удовлетворение и необходимый социальный опыт, так и общество, решающее свои проблемы. Продолжая и развивая эту деятельность мы решили создать на базе трёх школ, подготовленные команды конфликт менеджеров из числа педагогов и подростков, тех ребят личностный потенциал которых сегодня в школе не находит должного применения. По нашему замыслу диалог культур, как "взаимопринятие и со-звучие детской и взрослой культур" (М. Бахтин), мог бы стать фундаментом новых более открытых и демократичных отношений в школе, основанных на понимании и принятии разных ценностей и позиций каждого участника образовательного процесса. А опыт совместного обучения и социально значимой деятельности стал бы хорошим примером сотрудничества детей и взрослых в решения общих проблем школьной жизни.
Таким образом, родился проект "Школьные миротворцы". Проект был направлен на содействие подросткам и педагогам в овладении навыками конструктивного решения конфликтов школьной жизни, в выстраивании более открытых и демократичных отношений между всеми участниками образовательного процесса. В рамках проекта планировалось обучить на серии семинаров и тренингов представителей 3-х школ Хабаровска (педагогов, подростков) навыкам эффективного взаимодействия и конструктивного разрешения конфликтов, умениям работать в команде и решать проблемы школьной жизни по совместно созданным проектам. Затем организовать и в течение двух месяцев осуществлять работу команд конфликт-менеджеров из числа подростков и педагогов по социальным проектам, предусматривающим деятельность по разрешению конфликтов и организации детско-взрослого самоуправления в этих школах. Результатом этой деятельности должно было стать положительное решение не менее 30 конфликтных ситуаций и апробированная и подкреплённая ресурсами система работы школьных команд посредников-миротворцев. На заключительном этапе предполагалось провести для педагогов и общественности города научно-практическую конференцию по проблемам интолерантных отношений в школе, представить опыт конструктивного решения этих проблем, в том числе через издание методического пособия и информационных буклетов, наметить пути дальнейшей совместной деятельности по демократичному обустройству школьной жизни в г. Хабаровске.

Как проходил проект (хроника событий)

Немногочисленные работы по данной теме, которые попали нам в руки, предлагали начинать с широкой информационно-рекламной кампании, с организации педсовета или консилиума в стенах школы, но какое-то шестое чувство подсказывало нам, что начинать реализацию проекта нужно было с чего-то другого, например с тренинга. Первый тренинг, который мы провели с подростками, учащимися 9-10 классов во время зимних каникул подтвердил наши, что выбранная тактика оказалась верной.
Ребята собрались из трёх школ Южного округа Хабаровска. Чтобы те, кто пришёл раньше, не скучали, мы предложили одним заняться регистрацией участников, другие занялись по нашей просьбе организацией пространства, освоением музыкального центра, подготовкой кофе-брейка. При этом большинство ребят сразу оказались при деле, начали общаться. Первым откровением для нас были высказывания ребят по поводу того, что их привело на тренинг. А привело их в большинстве случаев чувство ответственности перед учителем, который их "послал на лекцию, чтобы не посрамить честь школы", или отсутствие каких-либо срочных дел во время каникул. Впрочем, после трёх дней совместной работы настрой у ребят был уже иной. Вот что они написали нам в качестве обратной связи:
* Мне очень понравился этот тренинг, только жалко, что он длился только три дня. Но за эти три дня произошло многое: во-первых, я познакомился с новыми людьми, они оказались мне интересны и я думаю, что попали они сюда не случайно. Во-вторых, я узнал многое о себе - то, что я могу свободно общаться с незнакомыми людьми. В-третьих, я научился в какой-то степени разрешать конфликты, что для меня очень важно...
* Дорогие спонсоры! Я думаю, что вы не зря пожертвовали деньги, т.к. они были потрачены с пользой для всех нас... Я научился разрешать споры без мордобоя и оскорбительных слов.
* Я считаю, что эти три дня были проведены не зря. Всё, что здесь происходило, пригодится мне в жизни, поможет приобретать новых друзей, знакомых, доверять другим людям, сотрудничать с ними, и вообще общаться с окружающим меня человечеством...
* Здесь я узнала для себя много нового, познакомилась с интересными людьми, поняла, что не все споры можно решать с помощью физической силы. Лучше поговорить с человеком для того, чтобы понять или постараться решить проблему с помощью каких то слов или действий...
* Я думаю, что тренинг делает людей не агрессивными, а понимающими; учит как правильно нужно вести беседу, как надо знакомиться. Данный тренинг помог мне раскрыть те черты моего характера, которые я ещё не знал.
* Я нашла новых друзей, нашла общий язык с людьми, которых раньше не понимала. Я считаю, что за эти три дня изменился мой характер, стал более мягким, покладистым. Этот семинар помог мне уладить проблемы дома, уладить конфликты со знакомыми и друзьями.
* Когда я шла сюда, я даже не знала, что будет очень интересно. Думала, что мы будем сидеть и писать, что нас будут спрашивать, но меня поразила простота этих курсов. Мне очень понравилось, было очень интересно. Общаясь, играя и рассуждая, мы учились и запоминали то, что было задумано тренерами...
* ...Непринуждённая обстановка, раскованность, выражение своих мыслей и чувств. Это здорово, что есть такие люди, которым не наплевать на наше поколение. Им не всё равно, где мы и как мы. Ведь если не этот семинар я просто моталась бы по улице, пробовала всякую дрянь и занималась не самыми хорошими вещами.
Занятия с педагогами также начинались с некоторых недоразумений, пришли все, но по разнарядке, Не очень представляя, что будет, и зачем им это всё нужно. Первое занятие пришлось посвятить знакомству с Проектом и а также перезнакомить участников друг с другом. Последующие встречи также прошли непросто, не всё шло по плану, но каким то образом к окончанию тренинга всё сложилось. Появился настрой на работу и понимание нужности этого дела, и для других, и для себя. Обратная связь от педагогов была полезна для нас: в нем была заключена и рефлексия личного опыта, и ряд интересных предложений и пожеланий, например, посетить уроки в школе, и ожидание встречи с учениками на следующем тренинге и слова благодарности за хорошую организацию и профессиональный подход к делу, доброе отношение и комфортную обстановку, возможность свободно общаться и обмениваться мнениями во время занятий. Практически все участники на дереве успеха показали положительную динамику роста.
Третий тренинг был посвящён навыкам работе в команде и стал переломным моментом во всей программе. Дело в том, что все участники, включая организаторов, переживали по поводу встречи двух поколений: учителей и учеников и возможностей их совместной работы. Но жизнь и желание понять и поддержать друг дали свой хороший результат. Наконец, в процессе тренинга появилось видение будущей работы и некоторое понимание того, как это можно сделать, опираясь на новые принципы и ценности. И всё же всё ещё не хватало технологии организации и осуществления деятельности по урегулированию конфликтов и внесению в жизнь родной школы интересных социально-полезных дел и мероприятий. И тогда участникам была предложена технология совместного создания социальных проектов и детального планирования отдельных мероприятий в рамках этого проекта.
Четвёртая встреча была посвящена обучению этому конкретному делу - подготовке и созданию проектов и технологии планирования отдельных ключевых мероприятий. Затем по этим проектам в школах началась своя работа. Результат всего проекта мы увидели на конференции "Толерантность в школе: миф или реальность", где команды из педагогов и подростков-активистов рассказали о том, что они успели за полтора месяца сделать в своих школах.
Каждая презентация деятельности команд миротворцев отличалась от других, т.к. участники Проекта пошли от себя, своих возможностей и конкретной ситуации в своих школах. В гимназии № 1 были разработаны программы клубных вечеров с тренинговыми занятиями для учащихся 5-6 классов; в школе № 24 - после проведённой презентации своей команды и нового Центра не было отбоя от желающих включиться в этот процесс; в 62 школе была также проведена презентация клуба и акция "Почтовый ящик - "Добро пожаловаться" в которой приняло участие 300 человек. По результатам акции началась работа по разрешению сложных, конфликтных ситуаций, в которой первую партию исполнили молодые волонтёры, - к ним, в первую очередь за помощью и поддержкой обратились другие школьники.
Выводы, к которым мы пришли

Завершая проект, мы провели рефлексию, и пришли к ряду выводов, которые зафиксировали здесь в следующем виде:
1. Проекты, написанные одним человеком в тиши кабинета, могут быть хороши в отношении стиля и формы, но на практике обнаруживают свою недостаточную жизнеспособность. Люди берут ответственность и лучше делают те дела, которые сами придумали и спланировали. Поэтому наиболее жизнеспособные проекты рождаются в совместном творчестве людей, объединённых общей целью, близких по духу и пониманию жизни. Чужие идеи, даже если они безупречны, мало кого вдохновляют.
2. Многие темы возникают в жизни людей не случайно. Они даются для проживания и наработки определённого опыта, опыта решения наиболее актуальных для человека проблем. Мы увидели и почувствовали, как обострились конфликты и проблемы у некоторых участников программы. Наружу вышло то, что хранилось под слоем различных психологических защит. Вышло для того, чтобы через боль и сопротивление обрести новое, более зрелое состояние.
3. Тема, которая находит человека, поначалу может показаться совершенно новой и никак не привязанной к его жизни и деятельности. Но через некоторое время всё каким-то образом срастается, становиться нужным и понятным. Мы думаем, что толерантность, как принцип, как подход к решению проблемы взаимоотношений является одним из самых важных в работе с трудными подростками. Быть заинтересованным в судьбе подростка и терпеливо продвигаясь, шаг за шагом можно завоевать его доверие. Лишь собственным примером, без принуждения и назидания можно помочь разобраться растущему человеку с жизненными противоречиями, увидеть смысл ситуации, использовать её потенциал для личностного роста.
4. Ребёнку нужна поддержка со стороны взрослого в процессе его становления как личности. Но важно определить тот момент, когда его необходимо отпустить в самостоятельное плавание. Главное не передержать его рядом, не сделать зависимым. Поэтому любой социальный проект или программа должны способствовать актуализации личностных ресурсов человека и стать пусковым механизмом его саморазвития.
5. Толерантность - это возможность уйти от крайностей жизни, обрести и удерживать хрупкий баланс, и на гребне волны идти к своей цели, черпая силу в мощи ветра и волн. Лишь доверяя своей природе и признавая право другого человека быть индивидуальностью, человек шаг за шагом устанавливает гармонию с самим собой и миром в целом.



2.2. ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ

2.2.1. Разработка тренинга

Цель



Участники



<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign