LINEBURG


страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Хабаровский краевой институт переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров






А.А. Кибирев, Т.А. Веревкина







Интерактивные методы обучения: теория и практика


Учебно-методическое пособие
для организации и проведения тренингов
социальной компетентности













Хабаровск
2003

ББК ...
К...








Кибирев А.А., Веревкина Т.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. - с. 117


Учебно-методическое пособие является содержательным и методическим материалом для организации и проведения тренингов социальной компетенции. В издании анализируются механизмы эффективной коммуникации и обучения через опыт групп социального тренинга, рассматриваются некоторые особенности подростков и взрослых и специфика их совместного обучения посредством использования интерактивных методов. Первая часть пособия посвящена анализу и использованию различных подходов в применении методов социально-ориентированного обучения. Во второй части читателю предлагается программа тренингов конфликтологической компетентности, апробированная авторами в рамках проекта "Школьный миротворцы", приводится структурное описание используемых в тренингах игр, упражнений, процедур.
Эта книга адресована широкому кругу читателей, чья профессиональная деятельность связана с ситуациями становления толерантных отношений, демократизацией процесса школьного обучения.


Рецензенты: Федорова В.Р., кандидат психологических наук
Быстрова Н.Н., кандидат педагогических наук







Пособие издано при финансовой поддержке
Института Открытое Общество (Фонд Сороса) Россия



ОГЛАВЛЕНИЕ



Вместо предисловия............................................................... 4
1. Теоретические аспекты интерактивного обучения.......................8
1.1 Особенности и преимущества интерактивных форм обучения....................................................................................................................... 8
1.2 Подходы к работе со взрослой аудиторией...............................18
1.3. Особенности работы с подростками.................................... .23
1.4. Методы интерактивного обучения .......................................26
1.5. Коллективный тренерский опыт проведения тренингов социальной компетентности ....................................................44
2. Практика интерактивного обучения..............................................58
2.1 Проект "Школьные миротворцы"...........................................58
2.2 Программы тренингов..........................................................63
2.3 Упражнения для реализации программы.................................73
3. Приложения ..........................................................................94
4. Список литературы.............................................................117














Вместо предисловия

Сегодня школа столкнулась с такими социальными проблемами, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира: детской безнадзорностью и рэкетом, открытой агрессией и деструктивными конфликтами, токсикоманий и алкоголизмом, другими формами отклоняющегося поведения. За последние 10-12 лет жизнь в стране резко изменилась. Постепенно на уровне общественного сознания приходит понимание того, что школа - не оазис чистых знаний, а, прежде всего, один из основных институтов социализации ребёнка, растущего в постоянно меняющемся мире. Что трансляции знаний по предметам и формально осуществляемого процесса воспитания уже не достаточно, чтобы помочь школьнику успешно решать сложные задачи дня сегодняшнего. А воспитание детей в духе принуждения и послушания, передача им прежних норм и ценностей без учёта контекста современной жизни не будут восприняты новым поколением.
Между тем урок всё ещё остаётся едва ли не единственной формой обучения в школе, где позиции учителя и ученика нельзя назвать равноправными, - один транслирует и оценивает знания, другой не имея выбора, вынужден принимать правила заданной "сверху" игры. Не случайно старшеклассники, отвечая на вопрос анкеты "Как Вы считаете, почему подростки прогуливают занятия в школе", выделяют в первую очередь такие пункты:
- Думают, что есть дела и важнее школьных уроков - 33%
- Не видят смысла в учёбе, (в жизни это не пригодятся - 31% )
- К ним плохо относятся сверстники, смеются и издеваются - 34%
И лишь немногие отмечают:
- Учителя плохо следят за дисциплиной - 12%
- Слишком сложная программа - 15%

Наряду с этим большинство подростков указывают, что в школе они хотели бы, прежде всего, получать такие социальные навыки как: умение общаться, конструктивно разрешать конфликты, регулировать своё эмоциональное состояние, работать в команде, а также выстраивать равноправные, открытые отношения не только со сверстниками, но и учителями.
Таким образом, современная "школа должна достичь нового качества образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны". Для реализации этой важной задачи каждому школьнику, переступившему порог подросткового возраста необходимо овладеть целым комплексом социальных компетенций. "Сегодня востребована личность зрелая, самостоятельная, активная, свободная, способная ставить цели, достигать их и нести ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности, умеющая решать нестандартные задачи, то есть личность, способная к "участию в демократически организованной общественной жизни" (И. Фрумин).
Сравнивая свой опыт лекционной и тренинговой работы, мы отдаём предпочтение интерактивным формам обучения, находя в них ресурс для саморазвития личности и ученика, и педагога. Обучение в тренинге через общение и опыт позволяет не только быстро и легко усваивать знания, но и переводить их в область социально значимых умений и навыков, ставить и решать задачи личностного развития. К сожалению, то, что зарекомендовало себя и стало нормой при обучении лидеров НКО и представителей бизнеса в образовании школьников и подготовке педагогов редко используется. В тоже время к этим формам обучения есть большой интерес - это показывает вся практика нашей многолетней работы и с подростками и с педагогами.
Интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, где мы можем помочь детям и молодежи ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность. Социальный тренинг как один из методов интерактивного обучения строится таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, умению отстаивать свои позиции, а также понимать и принимать другие - в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем. Интерактивные методы обучения пригодятся вам в преподавании многих предметов. Результатом использования этих методов станет повышенный интерес учащихся к образовательной программе. Вы ощутите растущее к Вам уважение со стороны своих учеников и коллег за новый подход к обучению и решению проблем общества.
Предложенные вам тренинги и проектный семинар направлены на внедрение в практику образовательных учреждений интерактивного обучения как эффективного способа использования учебных ситуаций в создании "поля общения" для учащихся. Подобные занятия, позволяют учащимся самостоятельно принимать решения, справляться со своими страхами и стрессом, открыто и мужественно выражать свое отношение к различным жизненным позициям, помогают развивать в себе сильные стороны характера, являются психологически привлекательными и комфортными.
Главными особенностями данных форм будет: обращение тренера к личному опыту каждого участника группы, независимо от его статуса или возраста, когда обучение идёт через обмен знаниями, чувствами, жизненным опытом между всеми участниками группы в процессе общения. На тренингах обсуждаются многие вопросы, относящиеся к процессу выстраивания активной жизненной позиции подростков и педагогов, к проблемам школьной жизни, особенно в области ролевых и межличностных отношений. Обучение навыкам социальной компетенции проходит в интерактивном режиме, у которого есть свои особенности и закономерности, которые необходимо знать и использовать в процессе школьного образования.
На самом деле в образовательных учреждениях мало кто выстраивает такую важнейшую для подросткового возраста деятельность как общение. Это необходимое условие развития личности пущено на самотек: как и у кого из подростков оно сложится или не сложится - взрослых мало волнует, главное, чтобы дети учили уроки. Поэтому мы поставили перед собой задачу: специально организовать ведущую для подросткового и старшего школьного возраста деятельность, создав внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия - детей друг с другом, детей и взрослого. Именно в этом, как мы убедились, хорошо помогают интерактивные технологии обучения, основанные на принципах толерантности. Толерантность означает уважение чужого мнения, обычаев, поведения, отличных от вашего. Это наши действия по отношению к чьему-либо поведению, которые направлены на принятие другой позиции, иных взглядов, мнений. Процесс толерантности часто требует от одной или от обеих сторон терпимого отношения к особенностям поведения другого человека, способности прояснить и по возможности удовлетворить различные интересы или пойти на компромисс, сохранив при этом уважение, друг к другу.
Одной из ключевых проблем, с которыми сегодня столкнулась школа, является - не умение, как педагогов, так и учащихся конструктивно разрешать возникающие конфликты или как в последнее время говорят специалисты - управлять конфликтами ввиду их постоянности и неизбежности. Какой комплекс причин влияет на возникновение конфликтной ситуации, как она перерастает в конфликт, кто в школе является его главными участниками и, что можно сделать в этих условиях для того, чтобы предупредить возникновение конфронтации, а если "пожар конфликта" уже разгорелся суметь его локализовать и перевести в конструктивное русло? Ответы на эти и другие вопросы мы вместе с педагогами и подростками искали в процессе совместной работы в проекте "Школьные миротворцы", где обучение навыкам конфликтологической компетентности проходило в форме социальных тренингов.
В последнее время на книжных прилавках появилось довольно много интересной, написанной доступным языком литературы по проведению тренингов. Однако по-прежнему мало разрабатывается целевых программ, комплексно работающих на решение определённой социально-значимой проблемы, включающих весь алгоритм подготовки, арсенал адекватных методов и форм, достаточное разнообразие инструментария и методического материала для того, чтобы успешно организовать процесс её решения, отследить полученные результаты. Если такие программы существуют, то не в стенах обычной массовой школы, которая ждёт наработанных и хорошо зарекомендовавших на практике методов решения проблем школьной жизни.
Первая часть пособия будет посвящена некоторым вопросам теории интерактивного обучения, особенностям работы, как с взрослой аудиторией, так и с подростками, а также методике организации и проведения социальных тренингов.
Во второй части пособия мы предложим педагогам и подросткам, заявивших себя в качестве социальных волонтёров технологию организации и реализации социально-ориентированной программы, направленной на повышение компетенции в области управления конфликтами и планирования деятельности команд конфликт-менеджеров из числа доверенных учеников и педагогов-наставников. Сегодня мы готовы поделиться своим опытом работы в такой программе.
Создав проект "Школьные миротворцы", мы оказались в числе победителей конкурса грантов в Программе "Мы сограждане" и получили финансирование на его осуществление от Института Открытое Общество, Фонд Сороса (Россия). Как проходил проект, с какими трудностями мы столкнулись, какие открытия для себя сделали, мы также расскажем в этой части пособия, где также предложим программы трёх тренингов и семинара с описание упражнений и основных процедур.
























1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ


1.1. ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА
ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ


КАК МЫ УЧИМСЯ

Мы получаем и обрабатываем информацию посредством:

1 % - органов вкуса,
1,5% - органов осязания,
3,5% - органов обоняния,
11 % - органов слуха,


83 % - органов зрения.

Китайская поговорка:

Я слышу и забываю,
Я вижу и запоминаю,
Я делаю и понимаю.

* "Слухачи" - учатся, слушая, отвечая на вопросы, подавая реплики, лучше всего запоминают то, что услышали.
* "Визуальщики" - воспринимают лучше написанную информацию, картинки, графики, фильмы, слайды.
* "Прикладники" 'кинестетики - учатся, применяя увиденное и услышанное на практике, используя органы чувств.

* Результаты данных исследований, конечно, применимы только к тем ситуациям, в которых они изучались. Но их весьма похожие результаты говорят о значимости аудиовизуальных средств для эффективности, как короткого, так и длительного обучения.
Мы запоминаем:
10% того, что читаем,
20% того, что слышим,
30% того, что видим,
50% того, что видим и слышим,
80% того, что говорим,
90% того, что говорим и делаем.
Мы помним:
Способы подачи
материала
Через 3 часа
Через 3 дня
Через год

Лекция - рассказ

70%

10%

3%

Показ- шоу

72%

20%

13%

Лекция + Показ

85%

65 %

33%
Рассказ, показ и практика
98%
95%
75%

Пирамида обучения

Результаты исследования, проведенного в 1980-х годах Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США), представлены на схеме, получившей название "пирамида обучения". Она демонстрирует средний процент усвоения знаний.
Лекции - 5%
Чтение - 10%
Видео- и аудиоматериалы - 20%
Демонстрация - 30%
Дискуссионные группы - 50%
Практические действия - 75%
Обучение других, безотлагательное
применение знаний - 90%

Приведённые здесь данные наглядно показывают нам преимущества интерактивных методов обучения. Позволяющих использовать, и умело применять на практике целый арсенал разнообразных средств и способов работы с материалом, учитывать личный опыт и активную позицию участников, а также особенности аудитории.
Все мы учимся на каком-либо опыте: на собственном, выполняя определенные действия, или на чужом, наблюдая за действиями других людей. Все участники и участницы тренингового процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, анализируют, моделируют ситуации, совместно ищут пути решения проблем. Интерактивные методы позволяют задействовать мозг человека, его чувства, эмоции, волевые качества, творчество - таким образом, в процесс включается потенциал целостной личности.
Чтобы лучше понять особенности участников групп, с которыми мы проводим тренинги, их потенциальные возможности и ограничения, обратимся к результатам исследований ученых и практиков.

Особенности функционирования человеческого мозга

Человеческий мозг состоит из более чем 10 триллионов нервных клеток - нейронов. Общая "мегабайтная" мощность мозга невероятно велика. Количество потенциальных нейронных связей в одном человеческом мозге больше, чем установленное количество атомов во всей известной нам вселенной. Работа Роджера Спери в 1960-х годах, удостоенная Нобелевской премии в области физиологии, открыла новые подходы к пониманию принципов функционирования человеческого мозга.
Мозг анализирует каждое новое событие жизни, ассоциирует и связывает новую информацию с имеющимися знаниями, а затем отправляет ее на сохранение. Приобретенный жизненный опыт записывается в нашем мозгу и может быть доступным.
Открытие, касающееся того, что две части мозга эффективно действуют как две самостоятельные системы, изменило понимание человеческого мышления и поведения.
Наш мозг может освоить любой навык, если мы будем в этом заинтересованы, найдем правильный образец для подражания, будем настойчиво практиковаться, то найдём в самом себе мудрого преподавателя. Мы обладаем колоссальным потенциалом для развития. Чтобы мозг развивался, человек постоянно должен усваивать новые и совершенствовать уже имеющиеся навыки. Ограничения определяет сам человек, опираясь на собственную систему убеждений. Приняв решение изменить эти убеждения, человек освобождается от этих ограничений.

Принципы функционирования мозга

В этом разделе изложены принципы функционирования мозга, сформулированные авторами Тоне Бьюзеном, Тоне Доттино и Ричардом Израэлем в книге "Интеллектуальный руководитель" на основании результатов современных научных исследований.
В своем труде авторы описывают деятельность мозга, основываясь только на семи принципах. Каждый из этих принципов можно представить как часть операционной системы нашего биокомпьютера (мозга), с помощью которой он мыслит и обучается.

Семь принципов деятельности мозга:
• Мозг синергизирует полученную информацию - один плюс один равняется двум или больше.
• Мозг - это механизм, ориентированный на достижения.
• Мозг наделен совершенной способностью к подражанию.
• Мозг стремится к завершенности и нуждается в заполнении пробелов.
• Мозг постоянно ищет новые знания и информацию.
• Мозг стремится к истине.
• Мозг настойчив в действиях.
Мозг синергизирует полученную информацию: один плюс один равняется двум или больше
Дивергентное мышление - множество разных мыслей возникает из одной центральной мысли. С другой стороны, способность свести великое множество мыслей к одной (например, выбрать один вариант из нескольких возможных) - это конвергентное мышление.
Способность к взаимному усилению называют синергией. Ученые доказали, что одна мысль запускает другую, та, в свою очередь, запускает следующую, и так далее.
Творчество возможно благодаря способности мозга к синергизму. Он находит сочетания и связи между имеющимися знаниями и новыми идеями, создает новые структуры. В свою очередь, новые идеи и ассоциации взаимодействуют с имеющейся системой знаний и опыта, порождая новые идеи, и т. д.
Следует помнить, что синергия срабатывает не только при положительных вкладах. Действие синергии может оказаться деструктивным, когда подпитывается негативными мыслями, пессимизмом и цинизмом.
Важно понимать, что в большинстве случаев мы можем контролировать информацию, поступающую в наш мозг. Поэтому от нас самих зависит, какой стиль мышления будет доминировать.

Мозг - это механизм, ориентированный на достижения
Если вы определили себе цель, то ваш мозг сознательно или неосознанно направляет ход мыслей на ее достижение. Поэтому крайне важно максимально четко представлять желаемый результата, чтобы можно было визуально представить его и сравнить с реальностью по мере продвижения к цели. По возможности создавайте визуальные образы готового результата. Чем точнее сформулирована цель, тем легче будет мозгу разработать стратегию достижения.

Мозг наделен совершенной способностью к подражанию
Сознательно или неосознанно наш мозг ищет соответствующую модель для подражания, чье поведение и степень владения разнообразными навыками представляются нам безупречными. Когда модель для подражания найдена, мозг начинает изучать поведение модели и копирует ее.
Принцип подражания означает, что процессы мышления, происходящие в мозге, отражают окружение, в котором мы находимся.
Окружая себя людьми, мыслящими негативно, мы соответствующим образом программируем свой мозг, и он начинает аналогичным образом думать обо всем, что бы мы ни делали. Специалисты-психологи советуют для достижения успеха общаться с людьми, которые уже много достигли. Тогда мозг будет наследовать им, изучать, усваивать и выстраивать стратегию достижения успеха.

Работа мозга стремится к завершенности
Если в мозг попадает неполная информация, он пытается как-то восполнить пробелы. Очень часто люди общаются, исходя из ошибочного мнения, что собеседнику уже известно то, о чем идет речь. Необходимо следить за тем, чтобы наши мысли были высказаны в завершенном виде, подбирать такие слова, чтобы в мозгу тех, кто слушает, возникали определенные картины. Необходимо также проверять, правильно ли вас поняли. Обратная связь поможет понять, насколько точно мы донесли информацию до собеседника.
Этот принцип целесообразно использовать для стимуляции мышления с помощью "незавершенного рассказа", "незавершенной фразы" - тогда появляется стимул для заполнения пробелов.

Мозг постоянно ищет новые знания и информацию
Миф о том, что мощность мозга с годами слабеет, развенчан. Если мозг стимулируется, то независимо от возраста новые "веточки" будут появляться на каждой ветви клеток мозга, увеличивая общее количество возможных связей.
Очень важно постоянно повышать профессиональный уровень. Независимо от нашей профессии после получения среднего и высшего образования, настоящее обучение только начинается. Усвоение абсолютно новых знаний будет способствовать рождению творческих идей.

Мозг стремится к истине
Истина необходима мозгу для выживания. Чем точнее информация, хранящаяся в его "банке данных", тем выше вероятность выживания.
Мозг постоянно анализирует полученную информацию, оценивая, заслуживает ли она доверия. Как только мозг решает, что новая информация действительно заслуживает доверия, в действие вступает принцип синергии, порождая новые мысли и идеи.
Уверенность в ценности информации, доверие к тем, кто ее предоставляет, важны для восприятия, усвоения и использования этой информации. Ослабление доверия ведёт к серьезным последствиям в межличностных отношениях.
Часто люди неточно оценивают информацию из-за собственных убеждений, имеющих слабую фактологическую почву, которые не пересматривались много лет. Стоит человеку задуматься над пригодностью тех или иных убеждений в современных условиях, и он может изменить свои взгляды.

Мозг настойчив в действиях
Способность настойчиво добиваться успеха, несмотря на трудности, важнейшее из свойств человеческого мозга.
Чтобы это свойство проявилось, жизненно важно сосредоточиваться на цели, а не на трудностях, возникающих на пути к ней.
Новая идея, новый навык сначала требуют от мозга приложения существенных усилий. Рождение первой мысли дается труднее всего. Но благодаря неоднократному повторению эта мысль будет возникать все легче и легче, и в будущем мысли, подобные этой, будут появляться с гораздо большей вероятностью.
Когда человек чувствует себя беспомощным, если уверен, что проблема вечная и всепроникающая, он склонен оставить попытки решить ее. Если мозг прекращает свои усилия по достижению цели, это означает, что мы не сосредоточились на ней.
В случае неудачи важно остановить поток отрицательной информации, направленный на самих себя. Необходимо изменить эту информацию, чтобы мозг обрел уверенность и настойчивость.

Мозг: левое и правое полушария
Исследования, проведенные Робертом Орнштайном из Калифорнийского университета, свидетельствуют о различиях в деятельности полушарий головного мозга, а точнее, его внешнего пласта - коры больших полушарий.
Кора каждого полушария отвечает за следующие ментальные навыки:

Левое полушарие - логическое
Обработка только одного фрагмента информации.
Линейная обработка информации.
Последовательные действия.
Письмо.
Анализ.
Связь идей.
Абстракция.
Формирование категорий.
Логика.
Умеренность.
Суждения.
Математика.
Вербальная память.
Использование символов.


Правое полушарие - творческое
Интегрирование в целостное Воспроизведение множества данных. Образное мышление
Знания без четких определений. Рассмотрение решения в целом.
Нахождение сходства.
Интуиция. Озарение.
Внутренние чувства, эмоции.
Синтез.
Визуализация.
Зрительная память.
Распознавание образов.
Соотношение с действительностью.
Ритм.
Мимика.
Цвет, запах.
Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, фрагмент за фрагментом. Правое полушарие воспринимает ее в целом, на уровне интуиции. В естественном процессе мышления и обучения мозг использует не левое и правое полушария отдельно, а оба полушария одновременно.
Чтобы помочь участникам тренинга эффективно использовать оба полушария мозга, мы должны помнить, что информация сохраняется в видео, аудио и чувствах-системах:

Видео Картинки - Сценки - Образы - Логотипы - Диаграммы - Графики - Схемы - Фотографии - Чертежи
Аудио Слова - Музыка - Звуки - Акценты - Разговоры
Чувства Эмоции - Запахи - Вкусы - Тактильные ощущения - Боль/Комфорт

Стимулирование левого и правого полушарий
Людям, которые тренировали и использовали в работе одно полушарие мозга больше, чем другое (бухгалтеры, инженеры, художники, музыканты), сложно "переключаться" в случае необходимости на другой вид деятельности.
Чтобы максимально проявить свои творческие способности, нужно развивать оба полушария мозга. Стимулируя сотрудничество более слабого и более сильного полушарий, можно достичь большей синергии (1 + 1=5!).
Это означает, что тренерам в ходе обучения следует сочетать аналитические упражнения с творческой, экспрессивной деятельностью.

Многоканальные сообщения
Поскольку люди могут сохранять информацию в левом и правом полушариях мозга в виде картинок (видео), слов (аудио) или чувств, мы должны сообщать многоканальные сведения,
Если мы обеспечиваем цветовую визуальную поддержку нашим вербальным сообщениям, одновременно обращаясь к чувствам и эмоциям, то наши сообщения будут сохраняться сразу в нескольких участках левого и правого полушарий. Таким образом, мы увеличиваем шансы участвующих на лучшее запоминание информации.

Основные факторы, влияющие на память

Первое

Повторяемое

Непривычное
Взаимозависимое





Последнее

Мы лучше помним начало события или первое в серии событий
Уровень запоминания быстро снижается через 24 часа без повторения
Мы очень хорошо помним необычные вещи
Уровень запоминания высок для тех предметов, событий, которые связаны аналогией или мнемоникой (техникой запоминания). К примеру, в русском языке цвета радуги "закодированы" фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"
Мы лучше запоминаем финал события или последнее в серии событий
Недавние эксперименты в Брюсселе доказали:
• Если обычный человек может думать со скоростью 800 слов в минуту, то обычный тренер может говорить со скоростью 120 слов в минуту. Поэтому мы должны заинтересовать участвующих чем-то еще в течение оставшихся 680 слов в минуту
• Мозг переходит в режим "автостопа" после 10 минут, если его ничем не простимулировать. Поэтому мы должны разнообразить информационные средства и передавать многоканальные сообщения
• Если сообщение передано один раз, то через год мозг будет помнить лишь 10% информации; если сведения предоставлены шесть раз, объем запоминаемого увеличивается до 90%. Поэтому мы должны повторять, резюмировать и делать обзоры
• Мозг предпочитает закругленные диаграммы; округленные цифры; темные буквы на светлом фоне, цвета.

Передача информации
Исследования показали, что во время передачи устного сообщения понимание и оценка слушателем этого сообщения происходит на основании:
7% слов.
Слова - это всего лишь ярлыки, а слушатели по-своему интерпретируют слова говорящего
38% паралингвистики.
Способ передачи (акцент, тон, изменение интонации и т.п.) очень важен для понимания информации слушателем
55% выражения лица.
Вид говорящего во время передачи сообщения в наибольшей степени влияет на понимание слушателем

Восприятие
Восприятие - это психологический процесс, с помощью которого люди собирают информацию в окружающей среде и систематизируют ее для того, чтобы наполнить смыслом свой внутренний мир.

Отбор восприятия
Отбор и организация - два основных компонента процесса восприятия.

страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign