LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Сложности в отношениях с одним из учителей
2. Сложности со многими учителями и администрацией школы
3. На уроках было скучно, неинтересно
4. Не видели смысла в обучении (в жизни нужно другое)
5. Сверстники или старшие ребята издевались над ними
6. Не успевали по нескольким предметам и не знали как "подтянуть хвосты"
7. Нечего было одеть в школу, не было учебников
8. Не нравились школьные правила, не хотели их выполнять
9. Родители не следили за тем, где находятся их ребёнок, не интересовались его учёбой
10. Не нравилась учёба, а больше нравился отдых и развлечения
11. Зарабатывали на жизнь
12. В школе и по дороге к ней их преследовали "крутые ребята, требовали деньги"


41

35


53

29

35

35


29


35


18


71


41

12


17

14


54

28

19

26


11


21


27


52


9

9

20

11


38

24

23

24


18


17


42


39


10

10


4

25


19

42

34

36


--


9


74


38


21

22




















ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Мотивы плохого поведения


Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению


Мода на "сильную личность", отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребёнка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получить особое внимание

"Ты мне ничего не сделаешь"

Вредить в ответ на обиду

Не буду и пробовать, всё равно не получится


"Сильные стороны" поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли и обид


Нет

Реакции учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть, страх

Обида, боль, опустошение, плюс страх и негодование


Профессиональная беспомощность
Реакции учителя: импульс
Сделать замечание
Прекратить выходку с помощью физического действия
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста


Способы предотвращения
Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации, отдавать часть своих организационных функций
Строить отношения с учеником по принципу заботы о нём
Поддержка ученика, чтобы его установка
"Я не могу" сменилась на
"Я могу"

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Социально-педагогическая технология
в работе с неблагополучными семьями




ПРИМИРЕНИЕ В СЕМЬЕ


КРУГ ЗАБОТЫ

В каких случаях и с какими целями проводится

Примирение в семье проводится, когда взаимонепонимание, наращивание взаимных претензий и обид, невозможность достучаться друг до друга - становятся причиной кризиса. Примирение в семье направлено на разрешение конфликта, разрушающего семью и выталкивающего ребёнка на улицу.
Такие программы идут успешно в тех семьях, где эмоциональные связи родителей и детей ещё не совсем разрушены, и они могут "достучаться" друг до друга.

Круг заботы проводится в случаях, когда отношения в семье фактически разрушены, в частности из-за асоциального образа жизни родителя (бытовое пьянство), или ситуация представляет угрозу для жизни и здоровья ребёнка, и решается вопрос о его изъятии из семьи. В этих ситуациях необходимо создавать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей ребёнка, а также запускать процесс реабилитации для родителя-правонарушителя.
Базовые условия, которые дают возможность проводить круги заботы - наличие взрослых, обеспокоенных судьбой ребёнка, и заинтересованность самого ребёнка в изменении семейной ситуации. Социальный работник знакомится с ситуацией и определяет возможных участников "круга".


Как происходит

Программа примирения в семье предполагает, что родители и дети встречаются в спокойной обстановке и с помощью ведущего формулируют и выражают взаимные претензии. Порой простое выслушивание друг друга даёт положительный результат и укрепляет взаимоотношения. Роль ведущего заключается в том, чтобы подготовить стороны и помочь им ясно сформулировать имеющиеся претензии и донести их друг до друга. Ведущий поддерживает доброжелательную обстановку в ходе встречи.

Ведущий круга заботы проводит серию встреч: с подростком, родителями, родственниками, учителями, коллегами по работе, представителями социального учреждения, КДН, ПДН. Результатом таких встреч должно быть установление доверительных отношений, получение согласия на участие и привлечение внешних для семьи взрослых к осуществлению поддержки и заботы о подростке, подготовка участников к разговору в форме заинтересованного конструктивного обсуждения.
Встреча участников происходит в просторном помещении. Для обсуждения они рассаживаются по кругу, что способствует открытому общению и достижению взаимопонимания. Ведущий поддерживает формат и правила разговора. Участники высказываются по очереди, оценивая ситуацию и внося предложения о своём участии в её изменении.


Результат

Когда обе стороны, рассказывая о чувствах, которые они испытали в результате уходов из дома, материальных потерь, недостойного поведения членов семьи, приходят к признанию своей любви к близкому человеку, тогда возможна договорённость об изменении ситуации и их поведения в будущем.
В кризисной ситуации могут потребоваться и более глубокие формы работы, например, семейная психотерапия, однако программа примирения даёт возможность членам семьи сделать первый шаг к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегии поведения.

Инициативы участников кругов с помощью ведущего должны превратиться в серию взаимосвязанных мероприятий, которая оформляется в виде программы реабилитации и помощи семье, включающей обязательства всех участников, родителей и ребёнка по её выполнению. Представители официальных органов обязуются свои действия (вопрос о лишении родительских прав, сообщение официальной информации родственникам ребёнка и т.п.) ставить в зависимость от выполнения этой программы. После круга специалисты сопровождают выполнение программы реабилитации, оказывают необходимую помощь, в то время как ребёнок получает поддержку социализирующего характера.













ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Факторы риска и защиты


Факторы риска
Защитные факторы

Личностные
- Низкая самооценка (неуверенность в себе, ощущение собственной незначительности).
- Недостаточный самоконтроль, саморегуляция
- Эмоциональная неустойчивость (в частности, неспособность адекватно выражать свои чувства).
- Неспособность противостоять трудностям (дисфункциональные стили совладания со стрессом).
- Отсутствие жизненных перспектив в подростковом возрасте, неадекватные представления о своих возможностях и ограничениях
- Отсутствие необходимых социальных навыков (коммуникативных, навыков самоорганизации и т.п.).
- Внушаемость, конформность, пассивность, зависимость от группового давления
- Адекватная самооценка (самопринятие и самоуважение).
- Развитый самоконтроль и саморегуляция
- Гармоничное эмоциональное развитие

- Развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
- Оптимизм, способность выстраивать личный профессиональный план с учётом склонностей, способностей и условий рынка труда.
- Личностная и социальная компетентность.

- Навыки уверенности в себе, ассертивное поведение


Семейные
- Дисфункциональные воспитательные стили (гипопротекция, гиперпротекция, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание и т. д.).
- Отсутствие чувства принадлежности к семье.
- Отсутствие или нарушение семейной коммуникации (в частности, взаимные "нападки", пренебрежение друг другом и т. д.).
- Злоупотребление ПАВ членами семьи.
- Несоблюдение членами семьи социальных норм.
- Гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, и оптимальный стиль воспитания - сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием (эмоциональной поддержкой ребенка родителями).
- Ведение членами семьи здорового образа жизни (ЗОЖ).
- Признание ЗОЖ в качестве семейной ценности.
Связанные с процессом обучения и пребыванием ребенка в образовательном учреждении
- Школьная дезадаптация. Частные переходы из одной школы в другую.
- Низкая успеваемость, пропуски уроков без уважительной причины
- Нарушение отношений со сверстниками и педагогами.
- Употребление ПАВ в школе и ближайшем социальном окружении.
- Негласное одобрение или лояльность по отношению к нецензурной брани, курению, употреблению алкоголя, воровству и другим проявлениям асоциального поведения.
- Социальная пассивность, выученная беспомощность, социальный нигилизм.
- Хорошая адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения.
- Принятие себя в роли ученика, успешная учебная деятельность.
- Конструктивное взаимодействие со сверстниками и педагогами.
- Сформированные навыки здорового образа жизни; развитая культура речи; участие ребёнка в планировании и осуществлении социально полезных дел. Способность организовывать продуктивный досуг, участвовать в школьном самоуправлении.

??

??

??

??




13



<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign