LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В) Без продолжения основного общего образования
34


Техникумы, колледжи
35


Курсы
36


В связи со смертью
37


Исключены (с 14 лет) /из них без устройства
38


Осуждены
39


Не желают учиться (с 15 лет) всего:
40


А) Без получения основного общего образования
41


Б) Устроились на работу (с15 лет) без получения основного общего образования
42


Всего без подтверждающих документов о продолжении основного общего образования

43


Другие без получения основного общего образования (указать причины)

44


Нарушения прав граждан на получение основного общего образования - сумма строк 34, 38, 41, 43

45


5.
Всего учащихся по ОШ-1 на 05.09. 20003
46



Таблица № 8 Таблица № 9
№ п/п
Причина прибытия
Кол-во уч-ся

п/п
Причина выбытия без получения ООО
Кол-во
Уч-ся




Пояснительная записка к дополнению по форме Д-12 за каждый год
В форме содержится информация о движении школьников в ОУ, типология которых соответствует ОШ-1
1. Строка №1 должна соответствовать отчету ОШ-1 на 05.09. каждого года
2. Следует вносить в строки:
№ 14, 26 - воспитанников детских домов, обучающихся либо обучавшихся на собственной базе детского дома;
№ 16 - количество прибывших школьников, если причины не вошли в перечень позиций прибытия, расшифровка причин прибытия заносится в таблицу № 8;
№ 20,21,22, 23 - числитель - общее количество выбывших по позициям /знаменатель - из них не имеют подтверждающих документов/;
№ 25 - числитель - количество школьников отчисленных из первого класса домой или в ДДУ / знаменатель - из них по заключению врача/;
№ 28 - школьников, которые по постановлению КДН (либо суда) направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения для подростков с девиантным поведением;
№ 30 - школьников, которые продолжают основное общее образование на базе приютов, социальных гостиниц;
№ 31 - всего школьников, которые продолжают образование на базе ПУ и профессиональных лицеев: сумма № 32, 33, 34;
№ 38 - в числители дроби - сколько школьников, исключенных, не устроены в течение 1 месяца в соответствии с п. 7 ст. 19 закона "Об образовании";
№ 40 - всего школьников, отчисленных из ОУ в соответствии с п.7 ст.19 закона "Об образовании" как "не желающие продолжить обучение";
№ 40 - отчислены без получения основного общего образования;
№ 42 - число школьников из указанных в позиции № 41 далее трудоустроены ("на работу");
№ 43 - количество школьников, на которых (05.09. каждого года) отсутствуют подтверждающие документы о выбытии (сумма по позициям № 20, 21. 22, 23).
№ 44 - количество выбывших школьников, если причина выбытия не вошла в перечень позиций выбытия, в числителе - число выбывших, а в знаменателе - число школьников, выбывших без получения основного общего образования. Расшифровка причин выбытия не вошедших в перечень позиций для школьников без получения основного общего образования приводится в таблице № 9.
Как нам кажется, несмотря на тот факт, что опыт Санкт - Петербурга не свободен от законодательных нарушений, т.к. органам исполнительной власти Субъекта Российской Федерации вводится новая статистическая форма, не утвержденная Госкомстатом, в то же время он позволяет выявить нарушения прав граждан на основное общее образование методом социально-педагогического мониторинга.
На основании существующего опыта в Хабаровском крае можно сделать следующие выводы:
- порядок приема граждан в образовательное учреждение устанавливает учредитель. На основании данного порядка происходит прием детей в образовательные учреждения, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня;
- учащиеся, имеющие, академическую задолженность могут быть (оставлены на повторное обучение, переведены в класс компенсирующего обучения, переведены на домашнее обучение);
- ответственность за ликвидацию неуспеваемости возлагается на родителей, а решение об исключении учащегося принимается органами управления образовательного учреждения;
- по достижению возраста 15 лет с согласия родителей и местного органа управления образованием учащийся может оставить образовательное учреждение;
- дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-психологической комиссий;
- направление подростков с девиантным поведением в специальные образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
Проблема учета нарушений прав граждан на основное общее образование в случае четкого выполнения закона "Об образовании" может быть сведена к восстановлению и обновлению достаточной и действенной системы учета движения учащихся. Но не только. Необходимо отметить межведомственный характер проблем сокращения, предупреждения и предотвращения нарушений прав граждан на получение основного общего образования, в который должны быть включены не только система образования, но и правоохранительные органы, системы здравоохранения, местные органы власти. Несомненно, что решение этой проблемы в одиночку системе образования не по силам.






ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева И.А. Дети риска. Санкт-Петербург 2002
2. Байков Н.М., Каширина Л.В. и др. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении /опыт комплексного анализа/. Хабаровск 2002
3. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. с. 76-89
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993
5. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике //Сов. Педагогика. - 1990., №7.
6. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учебно- методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001
7. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002
8. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. М., 1996
9. Каверин С.Б. Психология потребностей. Тамбов, 1996
10. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003
11. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43
12. Кибирев А.А., Верёвкина Т.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика. Хабаровск, 2003
13. Ковалёв В.В. "Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., "Медицина 1992"
14. Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск, 2001
15. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск, 2001
16. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1998
17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983
18. Мирсагатова М.Н. Проблема беспризорности детей в России: состояния и возможности решения. М., 2002
19. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002
20. Мудрик А.В. Социальная педагогика - М., 1999
21. Наш проблемный подросток. Учебное пособие. /Под ред. Л.А. Реуш. С-Пб., 1998
22. Невский И.А., Овчарова Р.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогической запущенности детей. Курган, 1985
23. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001
24. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Выпуск № 4. (И.В. Дубровина, Э.А.Минкова), М., 1995
25. Постинтернатная адаптация детей-сирот /под. ред. Шипициной Л.М., Абрамовой И.Г. С-Пб., 2001
26. Психология. Словарь /Под общ. ред. Петровского А.В. - М., 1990
27. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., Педагогика, 1990
28. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб., 2002
30. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. М.: 2002
31. Социальная защита молодёжи: вопросы теории и практики. М., 1994
32. Сеньчукова И.В., Малафеева А.И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002
33. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 2002
34. Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодёжью. Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей. М., 2002
35. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
36. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Москва-Рига, 1995
37. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996
38. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002
39. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. М., 1999
40. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми "группы риска" в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997
41. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. С-Пб., 2000
42. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М., 2002.
43. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М., 2001
44. Ясман Л.С. Психологические аспекты системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Автореферат диссертации д. пс. н., Комсомольск-на-Амуре, 1995
45. Ясман Л.С. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. Комсомольск-на-Амуре, 1996



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Проведённые лабораторией "Дети улицы" исследования, беседы с педагогами, а также практика общения с родителями во время психологических консультаций выявили существование трудностей, которые испытывают и специалисты и педагоги при работе с достаточно большой частью родителей. "Трудных" родителей объединяет ряд общих позиций, а главной их особенностью является - неспособность эффективно воспитывать своих детей. Отвечая на вопрос анкеты, касающийся причин девиантного поведения детей и подростков, большинство педагогов отдали высокий ранг по шкале влияния таким факторам, как а) недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих детей - 72%; б) чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны - 76%; в) частые конфликты в семье - 69%; г) авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей) - 60%. Это говорит об серьёзных издержках воспитания детей в некоторых современных семьях.
Понимая сложности работы педагогов с такими родителями, мы на основе обобщённого опыта и знаний приводим здесь классификацию неправильно сложившихся стилей воспитания в функционально несостоятельных семьях, в тех семьях, где родители плохо справляются с функциями воспитания своих детей. Надеемся, что данная классификация и представленные здесь рекомендации помогут вам лучше понять этих родителей и наладить с ними более эффективное взаимодействие.


Стиль воспитания
Описание стиля,
причины возникновения
Рекомендации
для педагогов

Попустити
тельско-снисходи
тельный стиль
Родители не придают значение проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были".
Причины различны, чаще всего за этим стоит низкая педагогическая культура родителей, неразвитость родительских чувств, их сосредоточенность на собственных проблемах
Педагогу необходимо обратить внимание родителей на существующие проблемы и показать связь между затруднениями ребёнка и благодушно-попустительской позицией его родителей.
Позиция круговой обороны
Родители строят свои отношения с окружающими по принципу "наш ребёнок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Часто дети в таких семьях лживы и жестоки, т.к. постоянно уверенны в родительской защите.
Родители имеют низкий локус внутреннего контроля (ищут виновных на стороне), при этом нередко испытывая чувство вины за мнимые или реальные утраты (например, смерть первого ребёнка и т.п.)
В беседе с такими родителями нужно начинать с указания положительных моментов поведения детей, если таковые имеются, постараться узнать историю семьи и при наличии серьёзных личностных травм посоветовать родителям обратиться к специалисту (медицинскому психологу или психотерапевту).
Демонстративный стиль
Родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем жалуются на своего ребёнка, рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, в слух заявляют, что сын растёт "бандитом" и пр. Это приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своё поведение, вызывает чувство озлобленности по отношению к взрослым и родителям.
Родители в данном случае обладают демонстративной акцентуацией характера и повторяют усвоенную в детстве модель воспитания,
акцентируя внимание на отрицательных сторонах поведения.
Сфокусировать внимание на положительных достижениях ребёнка и подчеркнуть вклад родителей в это дело.
Педантично-подозрительный стиль
Родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, выбирают друзей, контролируют свободное время ребёнка, круг его общения и интересов.
Спросить у родителей, как они представляют жизнь своего ребёнка, вне родительской семьи и как он может развить социальные навыки и самостоятельность при постоянном контроле.
Жёстко-авторитарный стиль
Характерен для родителей, злоупотребляющих физическими наказаниями. Родители, чаще отец, избивают ребёнка и считают, что существует лишь один эффективный приём воспитания - физическая расправа.
Обычно дети в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых и беззащитных.
Заметить, что из битых детей вырастают, как правило, преступники, которые затем могут отомстить за свои детские обиды. Дать понять, что государство защищает права ребёнка, в том числе и от жестоких методов воспитания.
Увещевательный стиль
В этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают уговаривать, объяснять, не принимать волевых решений и наказаний.
Дети в таких семьях "садятся на голову", ведут себя по принципу "А Васька слушает, да ест".
Необходимо проявлять
последовательную твёрдую позицию по отношению, как к ребёнку, так и к родителю. Предложить им применять адекватные ситуации способы воспитания.
Отстранённо-равнодушный стиль
Возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Женщина, расставшись с мужем перестаёт любить "его ребёнка", занята поиском нового спутника или поглощена воспитанием младшего ребёнка, совершенно забыв о старших. Ребёнок испытывает дефицит любви и внимания.
Проявлять к ребёнку заботу и внимание, компенсируя дефицит родительской любви. Объяснить матери, что ребёнок не виноват в том, что её личная жизнь сложилась не лучшим образом.
Воспитание по типу "кумир семьи"
Часто возникает по отношению к "поздним детям". На долгожданного единственного ребёнка родители готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются. Ребёнок растёт эгоистом и, от его эгоизма страдают сами родители. Как правило, таких ребят не любят сверстники, считая их выскочками и "маменькиными сынками".
Указать родителям на связь между слепой любовью и беспардонным эгоистичным поведение их детей, которое
вызывает трудности у ребёнка
во взаимоотношениях с взрослыми и сверстникам.
Непоследо
вательный стиль
У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слёз, ругани до умиления и всепрощения. Ребёнок становиться либо неуправляемым, либо, используя разногласия родителей, умело манипулирует ими.
Посоветовать родителям: выработать совместную непротиворечивую линию воспитания и придерживаться твёрдой, последовательной тактики реагирования на поступки ребёнка.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Вопрос анкеты - "Как Вы считаете, подростки ходят в школу, прежде всего для того чтобы", дал следующее распределение ответов (в процентах):





1. Учиться, получать знания
2. Общаться со сверстниками, друзьями
3. Участвовать во внеурочной деятельности (кружки, секции, творческие мероприятия)
4. Общаться с интересными людьми (педагогами, наставниками, тренерами)
5. Проявлять свои способности и таланты
6. Получать навыки, которые пригодятся в жизни
7. Не ходили бы в школу

Спец. школа

Детские дома

Школьники
Хабаровска

Школьники из районов края
Педагоги



65

47


47



35



23

70


6

43

39


7



32



14

50


81

60


16



17



25

62


3

78

49


19



17



26

54


6

30

92


59



37



52

46

В опросе приняло участие более 400 подростков 14-16 лет и 78 педагогов.

В таблице мы выделили некоторые цифры, которые в сравнении с другими показателями могут привести к определённым выводам. Анализ и интерпретацию этих данных мы преднамеренно оставляем за вами.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

На вопрос анкеты - Часть подростков сегодня практически оставили школу. Как вы считаете, из-за чего это чаще всего происходит, было получено следующие процентное распределение ответов:


Варианты ответа
Подростки правонарушители
Школьники Хабаровска
Школьники районов края
Педагоги школ

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign