LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- педагогические (несоответствие системы преподавания возможностям восприятия ребенка, несформированность познавательных навыков ребенка, пониженная мотивация и др.);
- социально-личностные (отсутствие условий для обучения дома, асоциальная направленность, конфликт в системе "школа-ребенок" и др.);
- медико-биологические (низкая скорость познавательных действий, соматическое здоровье, физические недостатки и др.).
Вполне естественно, что для разных причин неуспеваемости должны быть различные способы воздействий с целью предупреждения и предотвращения нарушений прав, на получение основного образования. Мало того, в целом ряде случаев образовательное учреждение может иметь ограниченные возможности для подобного рода воздействий и как следствие достаточную ограниченную ответственность за нарушения права на образование. К таким случаям можно отнести часть медико-биологических факторов, семейные обстоятельства и т.д.
Реальный анализ причин выбытия может служить основанием для построения системы работы по предупреждению и снижению нарушений прав граждан на получение основного общего образования. Кроме этого она дает возможность разделить ответственность за различные случаи нарушения прав на образование между участниками образовательного процесса.
На сегодня, нарушение прав граждан на основное общее образование по своей сути является одним из видов движения учащихся. Рассмотрим движение учащихся из образовательного учреждения.
Первая категория - те, кто никогда не обучался, однако по возрастным показателям должен обучаться. Так, если ребенок, по каким-то причинам не попал в школу, назвать это нарушением прав на образование можно с большой долей условности. Дело здесь, скорее всего, в разной ответственности за уход ребенка из образовательного учреждения (системы образования) и вовлечение ребенка в систему образования. Различная ответственность закреплена и в законе "Об образовании". Можно предположить, что и способы решения этих проблем будут различными. Однако эти два явления достаточно тесно связаны друг с другом, прежде всего причинами. Причины не обучения ребенка в образовательном учреждении те же, что и в нарушение прав на образование, включая и педагогический и административный произвол, за очень важным исключением - педагогические ошибки.
С точки зрения общества не важно обучался ребенок раннее или нет, важно, что в настоящий момент он не получает основного общего образования.
Вторая группа детей - это те, кто выбыл из образовательного учреждения, и не продолжает образование, находясь в соответствующей возрастной группе.
Третья группа детей - те, кто числится в образовательном учреждении, однако фактически занятия не посещает.
Ниже представлены технологии определения нарушения прав граждан на основное общее образование. Они могут быть актуальны как для района, так и для города. Предложенные технологии позволят не только точно количественно охарактеризовать нарушения прав граждан на образование, но и дать прогноз на будущее. Практическое использование данных методик должно определяться теми задачами, которые предстоит решать органом управления образованием.

Технология отслеживания миграции детей по документам образовательного учреждения.
Основная идея - выявление нарушение прав граждан на основное общее образование в отдельном учреждении или группе учреждений образования.
Методы исследования - анализ документов образовательных учреждений.
Исходные данные для анализа:
- алфавитная книга;
- журнал движения учащихся;
- книга приказов;
- классные журналы;
- папки с подтверждающими документами;
- статистические данные.
В начале определяется общее количество детей на май месяц. Дается характеристика движения учащихся за летний период, во время учебного года (по месяцам, четвертям или полугодиям). Показатель - наполняемость - вероятно, может служить для оценки качества работы того или иного образовательного учреждения. Так, одним из побочных результатов данного исследования можно считать выявление фактов непропорционально больших перепадов в наполняемости классов внутри образовательных учреждений, когда классы одной параллели содержат более 40 и менее 20 детей.
Далее анализируется таблица территориального перемещения учащихся в течение учебного года.
Таблица № 4
Классы
Внутри школы
Внутри района
Внутри города
Из города
Из страны
Смерть
Всего
Всего за год
1




1- 4




5 - 9




10 - 11




Всего %





Особо, желательно обратить внимание на тот факт, что часть детей из последней категории может быть отнесена к скрытому нарушению прав граждан на основное общее образование, учитывая убывших за пределы города, как по категории "за рубеж", так и по категории "за пределы города", если они остаются прописанными на данной территории.
Анализ результатов поможет выделить особенности при движении учащихся. Ими могут быть:
1) Учащиеся, ушедшие по причине неуспеваемости, хотя переходы в ПТУ или вечернюю школу обусловлены, вероятнее всего, этой же причиной, однако образовательные учреждения данную формулировку могут отвергать;
2) Учащиеся, которые были переведены в детский сад, либо обучение которых было отсрочено, что может говорить о достаточно низком качестве процедуры отбора детей в первые классы образовательных учреждений, когда туда попадают дети, к школе не готовые;
3) Учащиеся, перешедшие на обучение в негосударственное образовательное учреждение, основным побудительным мотивом которых является недоверие к существующей государственной системе образования.
Истинные причины выбытия учеников из образовательных учреждений не могут быть раскрыты из официальных документов. Декларируемые причины, выраженные документально чаще всего представлены в виде заявления родителей. По нашему мнению, именно здесь заключена опасность нарушения прав родителей и детей при получении образования. Это связано с двумя обстоятельствами: сомнением в достаточной легитимности получения такого заявления администрацией образовательного учреждения и низким уровнем контроля над реальностью выбытия, особенно за пределы города.

Технология отслеживания контингента детей одного микрорайона.
Основная идея - уточнение информации по нарушению прав граждан на получение основного общего образования.
Материал для анализа - данные о прописке детей на территории, результаты опроса населения, документы образовательных учреждений.
Распределение учащихся микрорайона по образовательным учреждениям.
Первым шагом при представлении результатов распределения детей микрорайона по образовательным учреждениям следует считать выделение из общего количества детей, которые прописаны, но фактически не проживают.
Следующим шагом будет определение количества детей, которые обучаются в школе по микрорайону, и проживают в нем, и тех, которые фактически проживают, но не прописаны.
По представленным данным можно сделать выводы:
- существует ли реальная миграция детей из определенного микрорайона по различным образовательным учреждениям;
- на сколько списки детей, прописанных на данной территории, могут служить основанием для формирования контингента учеников.
Следующая таблица может дать представление о том, где обучаются дети микрорайона, которые не проходят обучение в школе по микрорайону.
Таблица № 5
Не обучаются в школе №
Чел.
%
Всего из них:
Учатся в других районах города


Учатся в других школах района


Учатся в других образовательных учреждениях


Нигде не обучаются



Оценка нарушений прав детей на получение
основного общего образования
Таблица № 6
1.
Ребенок школьного возраста нигде не обучался
2.
Ребенок школьного возраста покинул образовательное учреждение и не получает основное общее образование
3.
Ребенок школьного возраста покинул образовательное учреждение работает, но не получает основного общего образования
4.
Ребенок школьного возраста покинул образовательное учреждение и получает основное общее образование в вечерней школе или системе ПТУ
5.
Ребенок школьного возраста покинул образовательное учреждение и получает основное образование в специальном образовательном учреждении
6.
Ребенок школьного возраста, понизивший свой статус ученика (оставлен на второй год, переведен в класс коррекции и др.)
7.
Наличие "мертвых душ" в ОУ

Рассмотрим опыт решения проблемы регистрации детей и рекомендации по снижению нарушений прав граждан на основное общее образование города Санкт-Петербурга. Для понимания сути опыта Санкт-Петербурга приведем статистическую форму (дополнение к форме Д-12) и пояснительную записку к ней.
Таблица № 7

п/п

Наименование позиций
№ строк
Всего
В том числе


1 ст.
1-4 кл.
2 ст.
5-9 кл.
3 ст.
10 -11кл.
1.
Число учащихся по ОШ-1 на 05.09.2002.
1


2.
Закончили 4 класс
2


Переведены в 5 класс (без второгодников)
3


Окончили 9 и 11 классы
4


Принято в 1 класс
5


Принято в 10 класс
6


3.
Прибыло на 2002/2003 учебный год:
7


Школ своего района
8


Школ других районов города
9


Школ других районов РФ
10


Школ других государств
11


Негосударственных школ
12


Коррекц-х школ и классов
13


Детских домов
14


Других ОУ (лицеи, гимназии)
15


Ранее не обучавшихся
16


Отчисленных из учреждений временного пребывания
17


Других
18


4.
Выбыло учащихся за 2002/2003 учебный год:
19


Школы своего района /из них без подтверждающего документа

20


Школы других районов города /из них без подтверждающего документа/

21


Школы других регионов РФ
22


Школы других государств
23


Частные школ
24


Детские сады (домой) из 1 класса /из них по заключению врача/
25


Детские дома
26


Коррекционные школы и классы (ЗПР, УО, др. отклонения)
27


Специальные школы и ПУ для подростков с девиантным поведением
28


Учреждения собеса
29


Приюты
30


ПУ и лицеи всего:
31


А) С продолжением основного общего образования
32


Б) Общеобразов-ые классы
33


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign