LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Риталин или его биологически активное вещество метилфенидат по закону о наркотических средствах попадает в число лекарственных лекарств, рецепты на которые врачу следует хранить в течение нескольких лет. Поэтому врачам сегодня довольно непросто назначать этот препарат. Метилфенид, относится к так называемым амфетаминам - стимуляторам, которые при известных условиях могут вызвать у больного стойкое привыкание, граничащее с одержимостью. Тем не менее, следует успокоить родителей, чьи дети принимают риталин: прием этого средства в виде таблеток, по всей вероятности, не ведет к привыканию. Важнейший довод: "психическая пилюля" не вызывает такого приятного ощущения, как другие наркотики?.
К этому следует добавить, что действие метилфенидата длится лишь некоторое время после приема пилюли: в мозгу не устанавливается никакой связи между приемом таблетки и последующим действием лекарства, благодаря чему, по мнению врачей, исключается опасность зависимости??. Американские ученые даже установили, что дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, принимавшие риталин, в подростковом возрасте и после менее подвержены привыканию к этому средству, чем дети, которые вообще не принимали метилфенидат. И хотя эту гипотезу не подтверждает исследование, проведенное берлинской Ассоциацией врачей, тем не менее, оно не выявило повышенной опасности привыкания к риталину у принимающих его пациентов.

Действие метилфенидата

О действии метилфенидата
долгое время не было известно

Метилфенидат является довольно известным биологически активным веществом. Оно было создано итальянским химиком Леандером Паниццоном в 1944 году. В 1954 году этот препарат появился на рынке под названием "риталин" как легкий психостимулянт для взрослых, приводящий их в веселое расположение духа и вызывающий аппетит. Но уже в скором времени было обнаружено, что риталин оказывает на непоседливых детей совершенно противоположное действие, не стимулирующее, а, напротив, успокаивающее, а также способствует концентрации. Почему это происходит, до сих пор не совсем ясно, но то, что риталин воздействует на мозг, было установлено спустя почти 50 лет после того, как препарат был разрешен к применению.

Это интересно

Хотя метилфенидат и считается по закону наркотическим средством, он не вызывает зависимости у детей.

Биологически активное вещество метилфенидат воздействует на мозговое вещество допамин. Коротко повторим, что допамин - это вещество, ответственное за информацию, так называемый нейротрансмиттер (переносчик информации в тканях нервной системы). С помощью допамина происходит обмен информацией между нервными клетками. Кроме всего прочего, допамин влияет на способность к концентрации внимания у человека.
Когда допамин попадает в нервную клетку, он сразу же передается другим клеткам, которые воспринимают его с помощью допамин-рецепторов - специальных, настроенных на допамин соединений. Через так называемые допамин-насосы допамин транспортируется в клетки, способные его поглощать. Метилфенидат на длительное время блокирует допамин-насосы, чтобы допамин смог подольше воздействовать на нервные клетки. У большинства детей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания, вероятно, этот эффект усиливает концентрацию внимания. Почему - еще не до конца ясно.
Кроме того, воздействие препарата отражается на изменении поведения детей в школе: они могут в течение длительного времени сосредотачиваться на каком-то одном предмете и меньше отвлекаются. Во многих случаях риталин улучшает почерк детей, и они лучше, чем раньше, выполняют различные чертежи. Многие дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания становятся более спокойными, менее импульсивными и подверженными стрессу.
Как правило, риталин помогает детям с СГДВ лучше говорить и принимать участие в беседе. Нередко также нормализуется сон, часто нарушенный вследствие данного синдрома, Риталин также делает возможным использование дальнейших методов лечения.

Чего не может метилфенидат

Многие родители хотели бы поддаться соблазну считать риталин чудодейственным средством - ведь он изменяет поведение почти у 80% детей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания, причем на такое продолжительное время, что некоторые родители действительно начинают верить в чудо, когда их ребенок вдруг оказывается в состоянии сосредоточиться и добиться прекрасных результатов в школе.
И все-таки не стоит переоценивать действие этого биологически активного вещества. Ведь он, в сущности, не способен - как ошибочно могут считать многие родители - в целом улучшить школьные успехи ребенка. Последний должен постоянно учиться, чтобы успевать на занятиях. Если он не приложит усилий, то никакой риталин не избавит его от плохой отметки.

Продолжительность действия риталина

В настоящее время в Германии чаще всего рекомендуется форма риталина продолжительностью действия от 3 до 4 часов. Затем необходимо снова принять таблетку, чтобы сохранить действие препарата. Детям, принимающим риталин, в школе должны напоминать о необходимости очередного приема этого лекарства. Правда, в других странах уже разрешены такие медикаменты (например, в Великобритании под торговой маркой "Concerta"), которые обладают действием до 12 часов, то есть практически в течение целого дня.
Другие биологически активные вещества, как, например, выпускаемый фармацевтическим концерном "Lilly" атомок-сетин, имеющий меньше побочных эффектов, чем метилфенидат, еще только ждут применения в Германии.

Степень риска и побочные действия

Вряд ли найдется лекарство с позитивным действием, которое не имело бы также нежелательных побочных эффектов. Риталин не исключение. К наиболее часто встречающимся побочным действиям относятся следующие
- нарушение сна;
- нервозность;
- плохой аппетит, который, впрочем, как правило, самопроизвольно восстанавливается по прошествии 2-3 недель или при сокращении дозы приема лекарства; головная боль, которая в большинстве случаев возникает лишь временами.

Кроме того, на начальном этапе лечения могут возникнуть:
- тошнота;
- рвота;
- рези в животе.

Эти побочные действия, как указывают производители риталина, могут быть уменьшены с помощью правильного питания и в большинстве случаев проходят сами собой.

Зачастую побочные эффекты
имеют довольно
безобидный характер

По свидетельству производителей риталина, иногда также могут наблюдаться следующие нежелательные симптомы:
- сыпь на коже;
- зуд;
- боли в суставах;
- выпадение волос;
- сухость во рту;
- головокружение;
- сонливость;
- нарушение двигательных функций;
- сердцебиение;
- нарушение сердечного ритма;
- колебания артериального давления.

Довольно редко случается затуманивание зрения или нарушение способности ясно видеть предметы, находящихся на различном расстоянии от глаза (так называемое нарушение аккомодации). Иногда прием риталина может повлечь за собой гиперактивность или депрессию.

Сравнительно редко риталин
вызывает гиперактивность

В инструкции, сопровождающей риталин, сказано о возможной задержке роста при длительном приеме биологически активного вещества метилфенидат, однако эта связь на сегодняшний день пока не доказана. Исследования, проведенные в Гарвардской медицинской школе в Бостоне, напротив, опровергают эту гипотезу: было установлено, что дети, страдающие гиперактивностью и дефицитом внимания и не получающие лекарства, в среднем были меньше ростом, чем их сверстники, в то время как дети, которых лечили риталином, совершенно не отличались по росту от своих сверстников.
До сих пор пока еще не доказано, учащается ли тик (например, подергивание век и т.п.) при лечении риталином. Некоторые дети, страдающие синдромом гиперактивности и дефицита внимания, одновременно подвержены также так называемому синдрому де-ла-Туретта?, который проявляется, помимо всего прочего, в непроизвольных, повторяющихся ругательствах.
Возможные побочные действия, вызванные длительным употреблением риталина, на сегодняшний день еще недостаточно изучены. Но поскольку многие дети принимают это лекарство достаточно долго, а их мозг еще находится в стадии роста, следовательно, можно считать, что субстанция в какой-то форме все-таки оставляет свой след. Правда, в настоящее время еще не доказано, что этот отпечаток носит негативный характер.
В своем исследовании ученый из Геттингена Джералд Хютер рассматривает возможность того, что длительный прием метилфенидата в подростковом возрасте может привести впоследствии к болезни Паркинсона?. Эта гипотеза возникла на основании опытов, проводимых на крысах, которые в раннем возрасте получали метилфенидат. Дальнейшее исследование их мозга показало, что количество допамина при длительном приеме метилфенидата сократилось. Таким образом, образовавшийся дефицит допамина в мозге мог бы впоследствии стать причиной болезни Паркинсона.
Связь между употреблением риталина и болезнью Паркинсона является спорной.

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Гипотеза Хютера все же является спорной, так как проводимые на крысах опыты не были в дальнейшем перенесены на людей. Бесспорно лишь то, что в случае длительного лечения больного с помощью риталииа возникает вопрос - а каковы же будут последствия такой терапии?

При появлении каких побочных эффектов у больного необходимо вызвать врача

Фирма-производитель риталина перечислила некоторые симптомы побочных эффектов этого лекарства, при которых ребенок должен быть немедленно показан врачу:
- внезапная высокая температура;
- сильная головная боль;
- неадекватное поведение;
- бред;
- судороги;
- сердцебиение;
- боли в груди;
- предрасположенность к образованию синяков;
- мышечные подергивания;
- нервный тик;
- повышенная потливость;
- сильный озноб.
При наличии вышеперечисленных симптомов врач должен установить, вызвано ли состояние больного непосредственно приемом риталина. Если это так, то, возможно, следует отменить это лекарственное средство.

По согласованию с врачом
от риталина следует
отказываться постепенно

Правда, прием риталина нежелательно прерывать сразу же на следующий день, лучше на протяжении 7-8 дней постепенно сокращать дозу. Причина проста: если резко отменить лекарство, то поначалу ребенок будет очень страдать от повышенной раздражительности, гиперактивности и/или от депрессивного расстройства. Как правило, этого не случается, если от риталина отказываться постепенно.

Когда противопоказан риталин?

Людям, страдающим от приступов беспричинного страха, особенно если они нервничают или напряжены, следовало бы отказаться от приема риталина. Это также относится и к людям, которые сами, или же их братья и сестры, страдают от нервного тика??, или же у них диагностировано заболевание щитовидной железы. От риталина следовало бы отказаться также при наличии глаукомы???.
В возрасте до 6 лет метилфенидат вообще не следует назначать. Для этого имеется уважительная причина: лишь с 5 лет - так утверждают педиатры - можно в принципе поставить диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания. У детей в возрасте до 5 лет, при условии их нормального развития, могут появляться симптомы, подобные тем, что имеют место при СГДВ. Следует добавить, что возможные побочные непосредственные и тем более отдаленные последствия приема метилфенидата в столь раннем возрасте еще до конца не исследованы. Поэтому врачам следует быть особенно осторожными при назначении риталина ребенку в возрасте до 6 лет, а родителям таких детей, соответственно, нужно быть также внимательными и очень тесно взаимодействовать с врачами.

Совет

Если во время болезни пациенту, помимо риталина, необходимо принимать еще и другое лекарство, врача следует поставить в известность о том, что данный ребенок уже получает риталин. Таким образом, можно будет предотвратить нежелательное взаимодействие различных лекарственных препаратов.

Как часто следует принимать риталин?

Если врачи и родители ребенка согласованно пришли к единому мнению о необходимости назначения данному ребенку риталина, необходимо ответить на вопрос: в каком режиме следует использовать данное лекарственное средство? Ведь его действие сравнительно кратковременно. Врачи ответственно заявляют, что биологически активное вещество метилфенидат следует принимать как можно реже, то есть лишь тогда, когда без него ребенок просто не может "функционировать" должным образом. Это касается только времени, проводимого в школе. Часто по окончании занятий в приеме риталина нет особой необходимости, если родители и дети научились справляться с проявлениями синдрома гиперактивности и дефицита внимания дома.

Риталин следует принимать
как можно реже

Невзирая на огромное количество семейных проблем, возникающих в связи с СГДВ, родители и дети, смотря по обстоятельствам, должны решить, сколько раз в день принимать лекарство. Это касается также тех случаев, когда ребенок не может наладить доброжелательных отношений в коллективе без приема метилфенидата. Решение должно быть тщательно продумано и взвешено.

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

В данном случае необходимо учитывать следующее. Здоровому человеку лекарственная терапия вообще не нужна. Если возникло острое или хроническое заболевание, то после установления правильного диагноза разрабатывается схема лекарственной терапии. У каждого лекарства свои особенности, в соответствии с чем любое лекарство принимают по определенной схеме (к примеру, 1 таблетка 3 раза в день, а не 1/2 таблетки 4 раза в день). В этом случае также учитываются и потенциальные побочные эффекты. Далее, больной начинает принимать лекарство по рекомендованной схеме и через некоторое время является к врачу и рассказывает о динамике процесса, на основании чего врач может при необходимости изменить схему лечения. Только таким образом подбирается наиболее рациональная схема медикаментозного лечения при использовании, например, такого сложного препарата, как риталин.

Сопутствующее лечение необходимо

Врачи рекомендуют риталин в качестве дополнительного средства при лечении синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Этому есть довольно разумное объяснение: риталин может лишь устранить симптомы, но отнюдь не лечит данный синдром. Поэтому данное лекарство необходимо применять исключительно в комбинации с другими видами лечения - например, с уже упомянутыми ранее терапевтическими мерами.

Риталин ни в коем случае
не следует прописывать
без сопутствующих
методов лечения

Эти методы лечения являются важнейшим подспорьем терапии СГДВ. Правда, при известных условиях, лечение начинается с назначения риталина, так как ребенку еще достаточно трудно сконцентрировать свое внимание на самостоятельной работе.

Желательные и нежелательные изменения в поведении

Многие родители, не уверенные в том, надо ли прописывать их ребенку риталин, боятся, что после употребления этого препарата их ребенок окажется невменяемым. Ведь в 80% случаев риталин действует успокаивающе на детей-индиго и детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. В этой связи родители опасаются, что прием лекарства как-то изменит личность их ребенка, что риталин может действовать либо "приглушенно", либо "неправильно". Некоторые критики риталина считают это лекарство средством для социального контроля: детей, поведение которых не соответствует общепринятому, можно "успокоить" с помощью медикаментов вместо того, чтобы искать другие пути для адаптации этих детей к обществу и для раскрытия позитивных сторон их личности.
Многие дети могут существенно усилить концентрацию своего внимания, принимая риталин. Безусловно, это приветствуется как родителями, так и самими детьми, которых прежде лишь отвергали, но которые благодаря приему метилфенидата смогли достичь значительных успехов. Это лекарство, действительно, изменяет поведение детей: они становятся не столь резкими и неуравновешенными. Многих родителей это вполне устраивает, зато другие полагают, что под воздействием риталина их ребенок становится "зомби" или "роботом".

Многие родители скептически
относятся к изменениям,
произошедшим под влиянием
риталина, в поведении своих
"особенных" детей

Сторонники концепции индиго, хотя и не отрицают риталин, но, тем не менее, полагают, что дети-индиго могут многое потерять при воздействии на них метилфенидата. Успокаивающее действие амфетамина на детей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания, приводит, например, к тому, что притупляются творческие способности и интуиция, и многие позитивные свойства личности просто "закрываются".
Еще одно критическое замечание: вместо того, чтобы попытаться распознать подчас с трудом проявляющиеся положительные качества своего ребенка, большинство родителей ищут простое средство с целью "уподобить" своих детей другим, хотя задача общества состоит, в конце концов, отнюдь не в производстве совершенно идентичных личностей. В результате неповторимость и своеобразие отдельного человека безвозвратно утрачиваются, а возможно, вместе с ними исчезают также потенциальные открытия, обусловленные мощным творческим потенциалом детей-индиго - творческие способности притупляются риталином. Родителям следует серьезно подумать, прежде чем решиться на этот шаг.
Подобные аргументы приводят также и другие критики лечения риталином: в настоящее время на любом необычном поведении, - по крайней мере, идущем вразрез с требованиями современного общества, - ставится клеймо "нарушение", которое необходимо устранить с помощью лекарственных средств. Причем даже не делается никаких попыток подавить отрицательное отношение к таким детям и попытаться преодолеть определенные трудности в общении с ними. Вместо этого просто-напросто выписывается пилюля против психической "неполноценности".

Критики осуждают
"медикаментозную доверчивость"
нашего общества

Многие молодые люди, принимая риталин, лишились бы необходимых для жизни способностей преодолевать трудности и подавлять негативные эмоции. А для формирования зрелой личности очень важно научиться ценить подлинные чувства и, прежде всего, уметь распознавать их.
Следует добавить, что понимание и сочувствие к другим людям развиваются лучше, если в жизни самого человека имеются какие-то трудности. Поэтому было бы неправильно, если бы в нашем обществе для решения отдельной психической проблемы всегда было наготове специальное лекарственное средство. Вместе с тем людей, в принципе отвергающих употребление лекарств, следует считать неразумными и безответственными, если при значительных отклонениях в поведении не остается никакого выбора, кроме назначения лекарства.
Сторонники риталина, разумеется, все видят абсолютно по-другому: они полагают, что риталин не только усиливает концентрацию внимания, но и повышает уровень творческих способностей - ведь дети, страдающие от синдрома гиперактивности и дефицита внимания, только с помощью этого препарата могут сосредоточиться на том, чем им особенно хочется заниматься. Кроме того, многие дети становятся намного уравновешеннее и радостнее, когда принимают риталин, так как благодаря успехам, которых эти дети достигают, их самооценка неизмеримо возрастает.
В результате этой дискуссии о риталине можно с определенностью констатировать лишь одно: риталин - это не "чудесное средство", и родители должны вместе с врачами, психологами и психиатрами с полной ответственностью задуматься, стоит ли назначать их ребенку это лекарственное средство. И если да, то в течение дня, по возможности, следует устраивать свободные от риталина паузы, иначе у ребенка может возникнуть впечатление, что его любят не таким, каков он есть, а лишь за то, что он с помощью пилюли ведет себя "нормально". А такое мнение способно сильно поколебать детское чувство собственного достоинства.
Если родители дали согласие на назначение риталина, то им следует объяснить своему ребенку, что они его любят вместе со всеми его достоинствами и недостатками.

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Дискуссия, приведенная выше, весьма характерна для "продвинутого", свободного и демократического западного общества. Для России проблемы начинаются на этапе постановки правильного диагноза и понимания родителями в целом, что происходит с их ребенком, и какими методами следует ему помогать. В медицине существует довольно ограниченный список патологических ситуаций, когда при определенном заболевании применяют только один вид лечения. Хорошим примером является острый аппендицит. Если врач уверен в наличии данного заболевания у больного, то дискуссии неуместны - необходимо прооперировать его максимально быстро.
Случай с СГДВ у ребенка и показаниями к назначению риталина совсем другой. Даже если ребенку более 6 лет, он не может принимать самостоятельного решения по данному вопросу. Ответственность и необходимость принятия решения лежит целиком на его родителях. Врач помогает им, выполняя консультативную функцию. Решение должны принять родители и в последующем проводить его в жизнь, поскольку по закону они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка до достижения им совершеннолетня.

Другие лекарственные средства

В медикаментозной терапии при синдроме гиперактивности и дефицита внимания используются также другие средства, которые назначаются при определенных условиях, например, если риталин не оказывает желаемого действия или по каким-то причинам противопоказан. К подобным лекарствам в первую очередь относятся такие антидепрессанты?, как имипрамин или десимипрамин, или же слабо действующие нейролептики?? - это такие средства, которые повышают безучастность ко всему или, к примеру, ослабляют состояние возбуждения.

Антидепрессанты и нейролептики
назначают лишь
в самом крайнем случае

Правда, применение этих средств, согласно современным исследованиям, более рискованно для детей, чем обычно применяемый риталин. Поэтому такие лекарства следует назначать только в крайнем случае. Кроме того, ребенок должен быть тщательнейшим образом обследован. При приеме риталина необходим медицинский осмотр ребенка несколько раз в год, чтобы, с одной стороны, проверить его успехи, а с другой стороны - иметь возможность вовремя устранить нежелательные побочные действия препарата.

Вывод

Риталин - не чудодейственное средство, однако его не следовало бы также проклинать как некий "инструмент дьявола".

Альтернативные формы лечения - реальная польза или шарлатанство

Для того чтобы добиться желаемых изменений в поведении при синдроме гиперактивности и дефицита внимания, представители концепции детей-индиго, как и сторонники альтернативных видов лечения, называют целый ряд различных видов терапии. Ниже мы довольно подробно на них остановимся. Ведь большая часть родителей, чьи дети страдают синдромом гиперактивности и дефицита внимания, предпочла бы медикаментозной терапии альтернативные формы лечения, поскольку их считают "мягкими" видами терапии, которые вряд ли имеют побочные эффекты.

Диетическое лечение

Одной из альтернативных форм лечения
при синдроме гиперактивности и дефицита внимания
является лечение диетой

Существуют теории, согласно которым питание является одной из причин часто встречающихся ныне отклонений в поведении. Считается так- же, что изменение питания или введение в него специальных добавок могут сократить их количество. Ни одна из этих теорий не имеет научного обоснования; последствия применения некоторых из них, при известных обстоятельствах, могут быть даже опасны.

Бесфосфатная диета

Приблизительно в течение 30 лет немецкий фармацевт Герда Хафер развивала теорию о том, что считающийся минеральным веществом фосфат, содержащийся во многих продуктах питания, является причиной таких нарушений, как дефицит внимания и гиперактивность?. Эта теория основывалась исключительно на наблюдениях Герды Хафер за своим сыном, у которого были серьезные проблемы с концентрацией внимания. Она назначила ему почти бесфосфатное питание и добилась заметного успеха: ее сын стал внимательнее, у него исчезли имеющиеся симптомы заболевания. И хотя эта теория не может считаться научно обоснованной, тем не менее, ее многие придерживаются.
Прежде всего, фосфат содержится в богатых белком продуктах питания, причем фосфат из животной пищи организм усваивает лучше, чем из растительных продуктов, таких как бобовые. Чем больше употребляется животной, богатой белком пищи, тем, соответственно, больше поступление в организм фосфата.
Вот некоторые примеры богатых фосфатом продуктов питания.
- 100 граммов плавленого сыра содержат от 800 до 950 миллиграммов фосфата.
- В 100 граммах яичного желтка содержится приблизительно 600 миллиграммов фосфата.
- В различных сортах колбасы содержание фосфата колеблется от 100 до 200 миллиграммов на 100 граммов продукта.
- В 100 граммах говядины или свинины содержится в среднем 200 миллиграммов фосфата.

Фосфат является составной частью костей и зубов, а также регулирует кислотно-щелочную среду в организме. Кроме того, он необходим для того, чтобы организм мог перерабатывать поступающую из пищи энергию, а также для функционирования нервных клеток. Фосфат также участвует в свертывании крови. При недостатке этого вещества? может быть мускульная слабость или размягчение костей, а у детей - рахит.
То, что избыток фосфата, поступающего из пищи, способствует гиперактивности, до сих пор является всего лишь гипотезой. Но если родители убеждены, что их ребенок страдает СГДВ из-за чрезмерного употребления фосфата, им следует придерживаться меню, содержащего обедненную этим веществом пищу.

Многим индиго
не нравится обедненная
фосфатом пища

При сокращении потребления фосфата может возникнуть еще одна проблема, которая заключается в том, что большинство детей - особенно индиго - совершенно не принимают предложенную им диету. В таких случаях от нее лучше отказаться.

Совет

Чрезвычайно полезна преимущественно вегетарианская пища, поскольку фосфаты из растительных продуктов питания хуже перерабатываются. Правда, родители должны обратить внимание на то, что ребенку необходимо потреблять достаточное количество белка и кальция. Лучше всего специальную бесфосфатную диету проводить под наблюдением врача или диетолога, чтобы быть уверенным, что ребенок принимает see необходимые ему вещества в достаточном количестве.

Пищевые добавки

Наряду с утверждением о том, что фосфаты усиливают гиперактивность у индиго и других детей с СГДВ, существует гипотеза, что пищевые добавки в продукты питания также могут этому способствовать. К числу таких пользующихся дурной славой добавок относятся в первую очередь искусственные красители и ароматизаторы, соли салициловой кислоты, бензойная кислота и такие антиоксиданты, как аскорбиновая кислота (или витамин C), которые призваны сохранять качество продуктов питания. Правда, до сих пор еще нет научных исследований, подтверждающих гипотезу о вреде пищевых добавок.
Так называемая диета "чистое золото" пытается по возможности исключить искусственные добавки в пищу, используя при этом преимущественно только естественные продукты. Содержащиеся во многих видах овощей и фруктов соли салициловой кислоты также следует исключить, не употребляя вначале вообще никаких фруктов и лишь немного овощей, среди которых, прежде всего, кочанный салат и валерьянница??. Однако такая пища в большинстве случаев неприемлема для детей, поскольку запрет на многие виды овощей и фруктов может привести к авитаминозу. Родителям, которые верят в то, что различные искусственные добавки приводят к гиперактивности, следует ограничиться удалением из пищи значительного числа этих веществ.
Сторонники концепции детей-индиго также полагают, что индиго в связи с измененным обменом веществ многие добавки, как и пищу быстрого приготовления, усваивают лучше, чем предшествующее поколение их ровесников. По мнению приверженцев этой теории, в ходе эволюции организм детей-индиго приспособился к изменению привычек в еде, поэтому ни "fast-food", ни различные добавки не принесут им никакого вреда.

Дети-индиго обычно
хорошо усваивают пищу
быстрого приготовления

Придерживаться этой концепции особенно удобно, если учесть, что в настоящее время очень трудно полностью исключить из пищи различные добавки. Правда, это вовсе не значит, что в интересах своего ребенка не следует уделять внимание здоровой пище. При приготовлении пищи необходимо использовать свежие продукты с пониженным содержанием вредных веществ, а также предлагать ребенку много фруктов и овощей.

Дополнение к пище

Многие родители детей-индиго клянутся в том, поведение -их детей стало более контролируемым после того, как им в пищу ввели определенные добавки. К рекомендуемым веществам относятся некоторые витамины (B6, C, фолиевая кислота) и минеральные вещества (магний, цинк), а также жирные кислоты омега-3, которые организм не может вырабатывать самостоятельно, поэтому их необходимо вводить вместе с пищей, прежде всего, с жирной морской рыбой. Эти кислоты также уменьшают количество отклонений в поведении.

По мнению некоторых
педиатров, дети вообще не
нуждаются в пищевых добавках

Педиатры, тем не менее, полагают, что не следует добавлять в пищу детей никаких дополнительных витаминов и других веществ. Они обращают внимание на то, что при дополнительном употреблении различных добавок в организме может образоваться их переизбыток, что повлечет за собой различные недуги. Кроме того, действие витаминов, минеральных веществ и других субстанций в форме таблеток не столь эффективно, как их аналогов, содержащихся в пище. Причина в том, что в пищевых продуктах содержится ряд дополнительных веществ (например, флавоноиды во многих фруктах и овощах), лишь при взаимодействии с которыми названные субстанции могут позитивно воздействовать на организм. В пищевых добавках таких веществ нет.
Более того, до сих пор пока еще нет научных доказательств того, что какая-либо из названных субстанций оказывает положительное влияние на синдром гиперактивности и дефицита внимания. Решение о введении в рацион ребенка дополнительных веществ следовало бы согласовать с врачом. И если есть необходимость, то он назначит витамины или другие препараты.

Только не сине-зеленые водоросли

Что касается AFA-водорослей, или сине-зеленых морских водорослей, то во многих публикациях отмечалось их позитивное воздействие на синдром гиперактивности и дефицита внимания. Родителям рекомендовалось ежедневно давать своим детям определенную дозу этого препарата, чтобы наверняка улучшить поведение ребенка.

Совет

Без согласования с врачом не следует давать своему ребенку никаких пищевых добавок.

Против подобных утверждений выступает Государственный институт по гигиенической защите потребителей и ветеринарной медицине Германии. Его сотрудники справедливо замечают, что не существует научного доказательства именно такого действия препарата. К этому следует добавить, что препараты, которым реклама приписывает целительные свойства, в Германии в качестве лекарства должны быть запрещены. Чтобы стать лекарственным средством, этим веществам необходимо выдержать достаточно серьезные испытания. С препаратами из сине-зеленых водорослей этого не случилось. Любое непроверенное средство в Германии нельзя использовать как лекарство.
Но самым важным является то обстоятельство, что согласно Государственному институту по защите потребителей и ветеринарной медицине, AFA-водоросли, иначе сине-зеленые водоросли, могут быть опасны для человеческого организма. В них содержатся так называемые цианобактерии, из них образуются некоторые яды, которые могут нанести огромный вред нервной системе.

Водоросли могут
образовывать яды

К этому следует добавить, что цианобактерии вместе с другими их разновидностями способны образовывать губительные для печени яды (так называемые микроцистины). Исследования, проводимые в США, показали, что содержание микроцистинов в препаратах из сине-зеленых водорослей, которые продаются в качестве пищевых добавок, оказалось настолько высоким, что допустимая для подростка доза была превышена уже после употребления двух граммов водорослей в день. Поэтому при длительной нагрузке на организм, ему может грозить опасность от этих микроцистинов.
Поэтому родителям ни в коем случае не следует давать своим детям подобные вещества; что касается взрослых, то им следовало бы если не совсем отказаться от данного препарата, то принимать его в минимальных дозах.
К этому предостережению родителям следовало бы обязательно прислушаться: ведь польза от препарата из сине-зеленых водорослей пока еще не доказана. В США, например, запрещены как продажа, так и производство этих средств, которым реклама, тем не менее, приписывает целительную силу.

Внимание

Детям запрещается принимать препараты из AFA-водорослей, поскольку может быть нанесен вред как печени, так и нервной системе ребенка.

Сахар

До сих пор еще не
доказано влияние сахара
на СГДВ

Поведение детей-индиго также можно улучшить, если лишить их пищу сахара или же снизить его содержание до минимального количества. Сладкие напитки, кондитерские изделия и выпечка (этот список можно продолжить) должны быть полностью исключены из рациона питания. Правда, на сегодняшний день не существует научных исследований о том, что сахар позитивно влияет на индиго и других детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Поэтому бессахарная диета вряд ли целесообразна, кроме того, она едва ли осуществима.
Но все же осторожность не помешает - хотя бы в интересах здоровья следовало бы обратить внимание на то, чтобы ребенок употреблял по возможности меньше сахара. Полный запрет сладкого вызовет у детей лишь раздражение.

Другие вещества

Как и в случае с сине-зелеными водорослями, родителям следует быть осторожными по отношению ко всем другим препаратам, которым приписывают целительное или позитивное действие на различные отклонения в поведении. Родителям необходимо помнить о том, что средства, добытые из лекарственных растений, или из других естественных источников, могут иметь множество побочных эффектов. Под естественными лекарственными средствами отнюдь не всегда подразумеваются "чистые" лекарства, как полагают многие родители.
Пример: масло из перечной мяты, которое используется в виде капель для носа взрослыми при лечении насморка и других простудных заболеваний, чтобы облегчить дыхание, представляет явную опасность для грудных детей. Одна или две капли этого масла могут вызвать у грудничков раздражение и аллергическую реакцию со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей и удушье. При этом может произойти рефлекторный спазм мышц гортани, и ребенок может задохнуться.
Таким образом, достаточно причин для того, чтобы любое средство, которому приписывается целительная сила как для индиго, так и для других детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, было тщательно исследовано и при наличии сомнений - решительно отвергнуто. Даже если книги или журналы целиком и полностью поддерживают теорию употребления какого-то определенного средства, а другие родители делятся своим позитивным опытом, было бы целесообразно поинтересоваться у педиатра, фармацевта или другого специалиста, что им известно об этом лекарстве.

Совет

Родителям следует найти надежную, информацию о том веществе, которое они намереваются давать своему ребенку

Антигрибковая диета против СГДВ

Многие люди придерживаются мнения, что причиной возникновения синдрома гиперактивности и дефицита внимания являются определенные дрожжевые грибки типа Candida albicans, которые при слабой иммунной системе могут поселиться во всем организме. Антигрибковая диета, при которой из пищи полностью исключается сахар, возможно, окажется выходом из положения. Кроме того, следует дополнительно принимать фунгицидные (противогрибковые) средства.
Эта теория не имеет никакого научного обоснования, поэтому родители совершенно спокойно могут отказаться от данной диеты.

Биологическая обратная связь

Биологическая обратная связь - это терапия, призванная улучшить концентрацию внимания у детей-индиго, а также удлинить его промежуток. При этой терапии с помощью электроэнцефалограммы измеряется электрическая активность детского мозга и в виде волн отражается на бумаге. Появляющиеся при этом определенные волны отражают изменения внимания и концентрации.
Этот вид мозговой активности нуждается в тренировке, при которой ребенку подается отчетливый сигнал (например, свет или легкий шум), когда мозг ребенка концентрируется. Таким образом ребенок должен запомнить, как тренировать относящуюся ко вниманию и концентрации область, как самостоятельно вызывать световые или звуковые сигналы и поддерживать активность мозга.

До сих пор не доказано, что
биологическая обратная связь
помогает при синдроме
гиперактивности и дефицита внимания

Такая терапия сейчас обходится слишком дорого - необходимо от 40 до 80 сеансов, чтобы ребенок научился без проблем по собственному желанию управлять активностью своего мозга. Помогает ли детям такая тералогическая обратная связь пока еще также неясно, так как не существует исчерпывающих научных исследований. Однако детям-индиго и детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания не следует назначать эту терапию в качестве единственной, в лучшем случае ее можно использовать как дополнительный метод лечения наряду с теми, которые ранее себя уже зарекомендовали.

Лекарства от "морской болезни"

Существует теория, что синдром гиперактивности и дефицита внимания вызывается расстройством деятельности органа равновесия, расположенного во внутреннем ухе. Причиной зачастую нарушенной моторики у детей с СГДВ является нарушение равновесия. Существенную помощь в данном случае должны оказать медикаменты, которые используются при "морской болезни". Сторонники данной теории утверждают, что их методы лечения оказываются успешными в 90% случаев.
Эта теория противоречит почти всему, что сейчас известно о синдроме гиперактивности и дефицита внимания. Кроме того, не существует никаких научных доказательств того, что лекарства от "морской болезни" действительно помогают, хотя это утверждают сторонники вышеупомянутой теории. Поскольку средства от "морской болезни" также имеют побочный эффект и, как правило, назначаются строго по предписанию врача, родителям следовало бы лучше отказаться от использования этой "терапии", ведь ребенок - это не подопытный кролик.

Кинесиология

Под кинесиологией подразумевается лечебный метод, основанный на искусстве медицины Дальнего Востока. Это наука определения состояния организма и воздействия на все его функции при помощи мышечного тестирования. Кинесиология исходит из того, что отсутствие равновесия в энергетической области организма может вызвать такие отклонения в поведении, как при синдроме гиперактивности и дефицита внимания.
Диагностировать, где находится недостаток энергии, можно с помощью мышечного теста, поскольку это отражается на состоянии или функционировании мышц. Индивидуальная коррекция приводит к исчезновению энергетической блокады, что дает возможность организму помочь самому себе. Кинесиологи, как правило, не ставят медицинского диагноза - вместо помощи они стремятся предложить "самопомощь", например, массаж лимфатических зон.

Совет

Многие родители, которые вместе со своим ребенком применяли кинесиологию, убеждены в том, что этот вид лечения значительно улучшил поведение ребенка. Правда, этому пока не существует научного подтверждения. Посещение кинесиологов не оплачивается страховкой, так как данный метод не признается традиционной медициной.

Радионика

Стойкое скептическое
отношение к радионике
следует учитывать

Сторонники концепции индиго настаивают на радионике. При данном виде терапии целителю и пациенту не нужно встречаться - речь идет о форме лечения на расстоянии с помощью особых инструментов. Согласно концепции радионики, пациент даже на расстоянии сотни километров посылает определенные лучи, которые настолько сильны, что терапевт точно определит, где находится нарушение. Он, в свою очередь, может также на расстоянии излечить болезнь с помощью энергоинформационного воздействия.
Эта терапия может быть особенно рекомендована детям-индиго, которые часто находятся на более высокой ступени развития. Однако в настоящее время научного подтверждения концепции радионики нет.

Магнитная терапия

Магнетизм, по мнению приверженцев этого вида альтернативной терапии, также должен оказывать позитивное воздействие на поведение детей-индиго. Магнитные основания в школах или магнитные подушки должны уменьшить число отклонений в поведении. Правда, как утверждают сторонники концепции индиго, этот вид лечения должен быть согласован со специалистом в области магнетизма, чтобы исключить любую опасность для человека.
Следует заметить, что имеется очень мало доказательств эффективности магнитной терапии, как, кстати, и других альтернативных методов лечения, приведенных в этой книге.

Ароматерапия

Ароматерапия
не рекомендуется
маленьким детям

Определенные эфирные масла (например, лавандовое) должны оказывать на детей-индиго успокаивающее действие и уменьшать синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Вполне возможно, что определенное успокаивающее действие масла действительно имеет место, но оказывает ли оно влияние на синдром гиперактивности и дефицита внимания - еще неизвестно. Прежде всего, с эфирными маслами следовало бы быть осторожным маленьким детям, так как, во-первых, они могут поддаться искушению и выпить это масло из флакончика, а во-вторых, часто у детей младшего возраста не слишком развитое обоняние. Определенные эфирные масла могут быть в этом возрасте даже опасны.

Терапия поощрения

Многие сторонники концепции индиго уповают на терапию особого рода - на так называемую терапию поощрения. Под этим следует понимать призывы к поощрению, которые вытесняют негативную энергию и должны оказывать позитивное влияние на поведение детей.
Разумеется, нет никаких научных доказательств эффективности этой формы терапии. Однако от нее нет и вреда (если не считать тех случаев, когда родители с религиозным рвением всеми средствами пытаются наставить своих детей "на путь истинный"). Все, кто хочет, могут спокойно попробовать эту терапию. Однако на нее не следует возлагать слишком большие надежды.

Цветочная терапия Баха

Одно время в Германии широкое распространение получила такая альтернативная форма лечения, как цветочная терапия, созданная врачом Эдвардом Бахом в начале XX века. Он утверждал, что на человека воздействует энергия эссенции определенных распустившихся на солнце цветов.
Даже сейчас многие уповают на целительные силы цветочных эссенций Баха, которые в большом количестве продаются в аптеках.

Цветочная терапия Баха
не имеет никаких
побочных эффектов

Цветочные эссенции могут помочь детям-индиго в восприятии себя и своего подсознания. Кроме того, они оказывают успокаивающее действие. При выборе подходящей цветочной эссенции или подходящей смеси следует проконсультироваться со специально подготовленным терапевтом.

Совет

Позитивное воздействие цветочной терапии Баха на индиго с симптомами СГДВ пока не доказано, хотя многие родители уверены в этом. Однако не выявлено никакого вреда, так что родители могут без всяких опасений ее попробовать, если считают нужным. Единственная проблема: в большинстве своем капли содержат определенное количество алкоголя, и следует решить, стоит ли давать своему ребенку спиртосодержащее средство.

Замечания по альтернативным видам терапии

Нет сомнений, что список альтернативных видов терапии для индиго и других детей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания, далеко не полон. Все время появляются новые методы лечения, призванные уменьшить количество отклонений в поведении. К каждому из подобных методов следует относиться достаточно скептически, ведь их действие при СГДВ пока еще научно не доказано. Многие терапии могут оказаться вредными для детского организма (как выяснилось в случае с AFA-водорослями). Поэтому никогда не следует принимать опрометчивых решений и, прежде чем начать какую-то терапию, необходимо сначала убедиться в том, что она не повлечет за собой никаких побочных действий.

Не следует пробовать
слишком много видов
альтернативной терапии

Некоторые из названных альтернативных методов лечения родители могут спокойно попробовать, так как они не представляют никакой опасности для их ребенка. Правда, родителям также следовало бы подумать о том, что чем больше видов терапии пробуют они для того, чтобы избавиться от отклонений в поведении, тем сильнее ребенок сомневается в успехе. Он может постепенно утратить чувство собственного достоинства, так как у него сложится впечатление, что родители любыми способами (в данном случае - альтернативными лечебными методами), во что бы то ни стало стремятся изменить его. Возможно, у ребенка даже возникнет чувство, что его недостаточно любят.
Очень немногие родители задумываются над этим, ведь в первую очередь они нацелены - и совершенно справедливо - на поиски лечения, которое сделало бы жизнь их детей лучше и избавило бы их от трудностей. Однако ребенок может все истолковать совершенно иначе. Поэтому не следует пробовать слишком много альтернативных способов лечения.
Не следует также забывать о том, что каждый вид лечения требует затрат времени. Если ваш ребенок уже ходит на терапию поведения и/или эрготерапию, посещает занятия по лечебной физкультуре и педиатра, который следит за его успехами, то от других видов терапии, требующих значительных затрат времени, следовало бы отказаться. В конце концов, ребенку необходимо хоть немного отдохнуть или просто поиграть - особенно если он уже посещает школу. Иначе ребенок вскоре почувствует себя утомленным и угнетенным, что, разумеется, отнюдь не лучшим образом отразится на его поведении.

www.e-puzzle.ru

? Риталин - сильнодействующее седативное средство.
?? Эзотерический - тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах).
??? Индиго - темно-синий цвет; здесь имеется в виду цвет ауры.
???? Спиритуализм - философско-мистическое учение, признающее верховенство духовного мира над материальным, т.е. материальное является творением духа.
? Аура - в мистических учениях это сияние, излучаемое божественными существами, изображаемое в виде нимба; в парапсихологии - это особое поле, создаваемое биологическими организмами.
? Karolina Hehenkampf "Indigo-Phanomen".
?? На самом деле для характеристики синдрома гиперактивности или синдрома дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью существует еще масса других научных терминов. Широко распространен термин "малая мозговая дисфункция", сокращенно ММД, поэтому таких детей на русском языке иногда называют "ММДэшниками".
? Дислексия - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. В клиническом смысле этого термина такое заболевание встречается относительно редко. У детей с СГДВ могут быть элементы дислексии. В этом случае в процессе обучения у ребенка возникают значительные проблемы. Обычно такое заболевание выявляется к моменту поступления в школу, т.е. примерно в 7 лет.
?? Дискалькулия - патологическая неспособность ребенка усвоить счет. В виде ярко выраженного клинического феномена встречается также относительно редко. Естественно, что дети с синдромом дефицита внимания могут демонстрировать элементы дискалькулии.
??? Депрессия (лат. depressio - понижение) - подавленное, угнетенное психическое состояние.
? Психосоматический - относящийся как к телу, так и к психике. Психосоматическими заболеваниями называют такие, причиной развития которых являются как психические, так и физические факторы (например, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронической экземы и др.) Наиболее эффективна терапия перечисленных болезней, направленная на обе значимые причины.
?? Фригидность - снижение полового влечения или неспособность достижения оргазма. Это явление может отмечаться у представителей обоих полов, хотя этот термин практически применяется только для характеристик женщин.
? Данное утверждение относится к специальным школам в Германии.
? И в России.
? Антропософия - разновидность теософии, учение, ставящее целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмия, музыка)- Основатель антропософии Рудольф Штайнер (1861-1925). Теософия - религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосред-ственного общения с потусторонним миром.
? Наркотик - лекарственное вещество, оказывающее болеутоляющее и снотворное действие. В юридической терминологии под словом "наркотик" понимается обладающее наркотическим действием и запрещенное к легальному использованию вещество, употребление которого приводит к появлению зависимости от данного вещества (наркомании).
?? Зависимость лекарственная - физические и/или психологические эффекты, возникающие в результате привыкания к определенным лекарственным веществам. Характеризуется неудержимым побуждением к продолжению приема этих средств.
? Синдром Жиля де-ла-Туретта характеризуется возникновением сильных и множественных нервных тиков у человека наряду с одышкой и непроизвольной непристойной речью. Данное заболевание обычно развивается в детстве, далее переходит в хроническую стадию. Причины его неизвестны. Лечение недостаточно эффективно.
? Болезнь Паркинсона, паркинсонизм - клинический синдром, характеризующийся наличием у больного дрожания конечностей, затруднения их подвижности и незначительных самопроизвольных движений. В организме больного синдромом Паркинсона вырабатывается недостаточное количество допамина. Причины заболевания разнообразны, существующее лечение умеренно эффективно.
?? Тик - многократно повторяющиеся непроизвольные судорожные движения, сложность которых может меняться от простого подергивания мышцы до трудновыполнимых, хорошо скоординированных движений. При эмоциональном стрессе признаки тика усиливаются.
??? Глаукома - заболевание, основным симптомом которого является повышение внутриглазного давления, приводящее к потере зрения. Независимо от разновидности глаукомы основной целью лечения является снижение величины внутриглазного давления. Лечение болезни достаточно эффективно.
? Антидепрессанты - группа лекарственных веществ, способствующих уменьшению выраженности симптомов депрессии.
?? Нейролептики - группа лекарственных веществ, которые используются в психиатрии для лечения психотических, невротических расстройств и выраженных нарушений поведения. Эти препараты назначаются исключительно по рецепту и после всестороннего обсуждения потенциальных достоинств и недостатков определенной схемы терапии.
? Это утверждение не имеет никакого обоснования.
? При разнообразном и полноценном питании, а также при отсутствии у человека таких заболеваний, которые сопровождаются хроническим поносом или рвотой, недостатка фосфата в организме быть не может.
?? Валерьяниица - вид салата.
??

??

??

??

1


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign