LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- Ребенок постоянно в движении, всегда в пути, кажется, что он за кем-то гонится.
- Ребенок почти не закрывает рта: он говорит больше, чем 95% его сверстников.

Импульсивность

- Характерным проявлением синдрома гиперактивности и дефицита внимания является неспособность ребенка дождаться разрешения ответить на вопрос: ребенок выкрикивает ответ прежде, чем вопрос сформулируют до конца. Другие дети просто не имеют возможности высказаться.
- Ему трудно дождаться своей очереди.
- Ребенок часто мешает окружающим - он перебивает разговор или вмешивается в игру других детей.
Необходимо упомянуть, что некоторые из перечисленных выше симптомов проявляются уже до наступления семи лет, и поведение ребенка причиняет неудобства по крайней мере людям из своего ближнего окружения (например, домашним или знакомым). Следует четко указать, имеют ли место значительные с клинической точки зрения неудобства при общении с другими людьми, в школе или на работе. К тому же важно полностью исключить какую-либо другую психически обусловленную причину для отклонений в поведении (например, трудности с развитием или притупление чувства страха).

Диагностические критерии по ICD-10

В 10-й редакции Международной классификации психических нарушений (Systematic and Diagnostic Criteria of Endogenous Psychosis in the international Statistica/ Classification of diseases - 10th revision, сокращенно ICD-10) в связи с нарушением внимания, связанным с гиперактивностью, упоминается так называемое гиперкинетическое нарушение. Кроме того, ICD-10 также подразумевает гиперкинетическое нарушение социального поведения, при котором пострадавшие не оправдывают соответствующие своему возрасту ожидания, возложенные на них обществом, или даже причиняют обществу большой вред (например, в юношеском возрасте, т.е. до 18 лет, применяют различные виды оружия).

Это интересно

В зависимости от того, насколько соответствует поведение ребенка критериям по невнимательности или гиперактивности/импульсивности, нарушение, связанное с дефицитом внимания, подразделяется на несколько типов. Если встречаются критерии как по невнимательности, так и по гиперакгивности/импуль-сивности, то говорят о так называемом смешанном типе СГДВ. Если же наблюдаются лишь признаки невнимательности, то речь идет о преобладании типа невнимательности. Кроме того, существует еще тип СГДВ с преобладанием гиперактивности /импульсивности.

Трудности при диагностике СГДВ

Несмотря на наличие приведенных выше критериев, постановка диагноза СГДВ - дело довольно трудное, поскольку имеется ряд других нарушений или заболеваний, так или иначе связанных с невнимательностью, а частично, и с гиперактивностью. К ним относятся:
- нарушения социального поведения;
- наличие замедленного развития;
- снижение обучаемости;
- злоупотребление или тяга к наркотикам;
- пониженная одаренность.
С другой стороны, с синдромом гиперактивности и дефицита внимания тесно соприкасаются такие нарушения, как проблемы с освоением грамотности (дислексия) или счета (дискалькулия).

Трудности при характеристике ребенка

Для того, чтобы убедиться в диагнозе СГДВ, поведение ребенка должно быть тщательно исследовано с позиций перечисленных выше критериев (иногда их требуется намного больше). Поскольку отклонения в поведении уже должны иметь место (согласно DSM-IV и ICD-10 по меньшей мере в течение шести месяцев), а врач-диагност не в состоянии интенсивно наблюдать за ребенком столь длительное время, он должен использовать наблюдения родителей и свой опыт обследования других детей. Сначала родителей просят, как правило, с помощью анкеты, описать поведение их ребенка. Иногда анкеты предлагаются также воспитателю или учителю (но в этом случае не очень развернутые).
Проанализировать своего ребенка родителям не так-то просто - учитывая неизбежное появление при этом субъективной окраски. Терпеливые родители будут оценивать своего ребенка совершенно иначе, чем те, кто, грубо говоря, "лезут на стену" из-за самой незначительной провинности своего чада.

Внимание

Все перечисленные выше нарушения требуют иного лечения, чем СГДВ, вот почему точный диагноз так важен.

Такие родители скорее оценят его поведение как гиперактивное. Если родителям, к примеру, уже известно об оценке их ребенка другими людьми как гиперактивного, они также будут склонны к тому, чтобы на вопросы анкеты дать подходящие этой оценке ответы.
Воспитатель или учитель также имеют обыкновение навешивать на ребенка определенный ярлык. И эта оценка вряд ли может измениться, даже если ребенок сам приложит к тому все силы. Следует добавить, что оценка учителя или воспитателя, по всей вероятности, подпадет под СГДВ, если они - неважно, сознательно или нет, - "поставили крест" на ребенке.

Это интересно

Педиатр или другой специалист, который должен поставить диагноз, наблюдают за ребенком во время приема, однако этого времени недостаточного для тщательного обследования, поэтому врачи не могут вынести бесспорное заключение. А если к тому же ребенок на приеме у врача ведет себя вызывающе, то последний скорее будет склонен к тому, чтобы убедить родителей не сомневаться в их оценке диагноза СГДВ. Для ребенка, особенно если он еще очень мал, посещение врача является исключительной ситуацией, в которой он ведет себя совершенно непривычным образом. Ребенка следует, по возможности, показать нескольким врачам, чтобы вердикт был достаточно объективным, или же посоветоваться со специалистами. Те, в свою очередь, проведут психологическое тестирование и понаблюдают за поведением ребенка во время обследования. Подобный метод, разумеется, достаточно дорог, но в любом случае он оправдан.

Если лекарства не помогают...

...при лечении синдрома гиперактивности и дефицита внимания, то значит, диагноз врача, выписавшего эти лекарства, оказался верен. Если лекарства на протяжении длительного действия "выключают" необычное поведение, то это должно, по мнению многих врачей, подтвердить наличие у ребенка СГДВ. Однако диагноз, основанный на действии одних только медикаментов, непременно должен вызвать сомнения у всех заинтересованных сторон. В конце концов, причины возникновения СГДВ до сих пор еще окончательно не выяснены.
Если общепринятая теория гласит, что при СГДВ происходит нарушение мозгового обмена, то следует в первую очередь подвергнуть тщательному исследованию мозговой обмен у ребенка, чтобы убедиться в этом. Но до сих пор нигде таких процедур не делают. Вместо этого диагноз СГДВ ставится на основании многочисленных, но порой субъективных оценок.

Другие "дефициты"

Наряду с СГДВ у детей-индиго часто наблюдаются еще и другие "отклонения". К ним, в первую очередь, относятся дислексия и проблемы с обучением математическому счету, что также может быть свойственно и детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Под дислексией подразумевают трудности, возникающие у человека при обучении чтению, письму и грамматике. Причины этих проблем кроются не в каком-то ущербном духовном развитии больного или в плохом качестве обучения. Особенно заметной становится дислексия тогда, когда в остальном у ребенка все в порядке, и только проблема с обучением все-таки остается, даже если положение с чтением и правописанием заметно улучшилось.
Проблемы со счетом, или дискалькулия, возникают тогда, когда ребенок не владеет или же владеет в недостаточной степени основами математических понятий, или же когда он имеет неправильное или смутное представление о таких основных математических понятиях, как число или множество, К сожалению, данную ситуацию можно изменить с большим трудом.
Как уже ранее упоминалось, это вовсе не значит, что такие дети духовно неполноценны - напротив, часто они очень интеллигентны. Однако понимание определенных областей знания выражено у них недостаточно.

Левша

Среди детей-индиго непропорционально много левшей. К счастью, сейчас левшей не ограничивают и больше не пытаются "переучивать" на правую руку. Установлено, что переучивание может привести к глубочайшим психическим и физическим нарушениям.

Лечение синдрома гиперактивности и дефицита внимания

Ниже мы сравнительно коротко остановимся на хорошо зарекомендовавших себя среди врачей методах лечения при СГДВ. Информация о предписанных лекарствах здесь сознательно представлена довольно узко, так как далее эта тема будет рассмотрена более детально. То же самое относится к советам по воспитанию, которые дают родителям, если у ребенка установлен диагноз СГДВ, а также к альтернативным методам лечения.

В разделе под названием "В моем ребенке должно быть что-то особенное..." подробно рассказывается о различии между характеристиками детей-индиго и детей с СГДВ, хотя у подавляющего большинства индиго обнаружен синдром гиперактивности и дефицита внимания. Далее речь идет о том, какое значение для родителей детей-индиго имеют различные советы и рекомендации (причем, большинство из них в равной степени полезны и детям с СГДВ). Кроме того, мы расскажем о проблемах, возникающих при назначении лекарств, о тех ситуациях, когда лекарства полезны, а в каких случаях имеет смысл прибегнуть к альтернативным методам лечения детей-индиго.

Когда вообще необходимо лечение

Родителей следует вовлечь
в процесс лечения

СГДВ следовало бы лечить лишь тогда, когда он становится обременительным грузом и проблемой для родителей, окружающих, но, прежде всего, для самих детей. Если ребенок чувствует себя хорошо, а у родителей нервы на пределе, можно предложить, по крайней мере, некий компромисс - во всяком случае, от предписания лекарств следовало бы отказаться, но предложить другие методы лечения. Также можно посоветовать участие в тренинге для родителей, где объясняют, как правильно вести себя с детьми. Кроме того, наряду с лечением детей, большую помощь может оказать семейная терапия.
Но если ребенок гоним и отвергаем из-за своего необычного поведения, постоянно испытывает дискомфорт (например, в школе), не может сосредоточиться, даже если бы и хотел, или по приведенным выше причинам вообще не хочет больше ходить в школу и глубоко погружен в себя, - то во всех этих случаях медикаментозное лечение, безусловно, стоит рекомендовать.
Во многих случаях, когда поведение ребенка угнетает либо его самого, либо его родителей, это еще совершенно не значит, что у него диагноз СГДВ. Но если врач (например, по настоянию воспитателя или учителя) установил наличие у ребенка СГДВ, следовало бы подумать о лечении, особенно при наличии у ребенка больших проблем в школе или трудностей с социальной адаптацией - хотя он сам может находиться в согласии со своей сущностью "индивидуалиста-одиночки".

Есть ли смысл в психотерапии?

В любом случае, при обнаружении СГДВ врач будет рекомендовать психотерапию - разумеется, не разговорную ее форму в чистом виде или психоанализ, а, скорее, рассчитанную на детские возможности психологическую концепцию.
Сюда относятся сдерживающие терапевтические "мероприятия", призванные усилить концентрацию внимания ребенка и продлить период его сосредоточенности на чем-то одном.
Сдерживающая терапия исходит из того, что любое поведение "научаемо", то есть вести себя можно научиться - как, кстати, и разучиться. Терапевт и клиент (как правило, так называют пациентов) вместе работают над тем, чтобы научиться желаемому поведению. Кроме того, ребенок должен научиться справляться с тем, что он совершенно иначе, чем многие другие люди, воспринимает некоторые вещи. На личности с синдромом гиперактивности и дефицита внимания внешние раздражители часто почти не действуют, так что им вряд ли возможно (без предварительной тренировки) сосредоточиться на отдельном предмете.
К сдерживающим терапевтическим мероприятиям можно также причислить непринужденный и социально интерактивный тренинг, который не только помогает страдающим синдромом гиперактивности и дефицита внимания наладить общение с окружающими, но и способствует тому, чтобы другие лучше понимали человека с СГДВ, внимательнее бы относились к его особым потребностям и проявляли терпимость.
Самооценка детей с СГДВ, зачастую страдающих от пренебрежения со стороны окружающих и от сознания своей "необычности", также должна быть восстановлена с помощью сдерживающей терапии.

Эрготерапия - что это такое?

Детям с СГДВ часто рекомендовано также проведение эрготерапии. Эрготерапия (от греч. ergon - труд) основывается на научно доказанных фактах, что целенаправленная, имеющая для человека смысл деятельность помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические) и подразумевает такие понятия, как деятельная терапия, или трудотерапия. Благодаря ей, кроме всего прочего, нарушенные моторные и психические функции восстанавливаются, развиваются, улучшаются или компенсируются. После нарушения или болезни применяются специальные действия (например, упражнения на восстановление движения), чтобы устранить негативные последствия.
С помощью эрготерапии дети, страдающие синдромом гиперактивности и дефицита внимания, должны научиться справляться со своим нарушением. Поскольку многие дети с СГДВ имеют еще и трудности с моторикой, эти проблемы, как правило, также исправляются с помощью эрготерапии. Творческая деятельность в рамках эрготерапии нередко возвращает детям некогда утраченное чувство радости.

Специальные педагогические меры

Во многих случаях может иметь смысл (хотя бы ненадолго) забрать ребенка из общеобразовательной школы и отправить его во вспомогательную, или, как принято называть, специальную, школу, где можно будет уделить внимание особым потребностям детей. Страдающие СГДВ дети, как правило, не бездарны, а скорее, наоборот, часто очень одарены, особые условия смогут помочь им вновь обрести удовольствие от пребывания в школе, поскольку их обучение станет успешнее?.

Лечебная физкультура

При лечении СГДВ применяются также различные формы лечебной физкультуры. Детей учат налаживать оптимальную связь со своим телом, внимательнее к нему прислушиваться и лучше чувствовать. К различным формам терапии движения, укрепляющим дух, относится, наряду с прочими, лечебно-педагогическая верховая езда. Один только контакт с лошадью уже успокаивает некоторых гиперактивных детей.
Занятия по изучению своего тела, лечебное плавание или прыжки с трамплина могут существенно помочь детям с СГДВ внимательнее относиться к своему телу и улучшить координацию движений.

Лекарства для лечения СГДВ

В продаже метилфенидат
известен под названием
риталин или медикинет

Наиболее эффективным в лечении синдрома гиперактивности и дефицита внимания является препарат метилфенидат, который в Германии продается под названием риталин или медикинет. Метилфенидат относится к разряду медикаментов-стимуляторов или возбуждающих средств, однако, как ни странно, на людей с СГДВ он оказывает совершенно противоположное действие: он успокаивает их, делает более собранными и восприимчивыми. Во время длительного действия лекарства у детей, как правило, улучшается концентрация внимания.
Во многих случаях врачи считают необходимым прописывать метилфенидат (или риталин, как он будет называться в дальнейшем) для того, чтобы иметь возможность с большей эффективностью проводить другие, вышеупомянутые формы терапии. Часто он также рекомендован для повышения концентрации и внимания.
Но у этого "чудодейственного" средства, разумеется, есть также и теневая сторона (как, впрочем, почти у всех сильнодействующих лекарств). Его применение может повлечь за собой нежелательные побочные эффекты. Кроме того, до сих пор неизвестно, не подвергается ли еще до конца не сформированный мозг детей изменениям при длительном применении лекарственных средств. Но об этом позже.
Риталин не следует применять без других сопутствующих форм терапии, так как это лекарство лишь уменьшает проявления болезни, но не исцеляет полностью. Родителям необходимо очень тщательно взвесить все "за" и "против" медикаментозной терапии, прежде чем позволить прописать своему ребенку риталин. Детям также следовало бы - если это, конечно, возможно - иметь право решать, хотят ли они принимать риталин. Детям до б лет это лекарство вообще не рекомендовано.

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Риталин, атомоксетин, концерта - торговые названия лекарственного препарата, активным веществом которого является метилфенидат, принадлежащий к группе психостимуляторов, амфетаминов. При использовании лекарства, содержащего метилфенидат, у детей с СГДВ отмечен лечебный эффект длительностью 3-12 часов. В течение этого времени их поведение и способность к концентрации внимания меняются в лучшую сторону. Как любой другой лекарственный препарат, метилфенидат обладает целой серией потенциальных побочных эффектов. Кроме того, желаемый лечебный эффект развивается также не у 100% детей.
Метилфенидат запрещен к применению на территории России, поэтому в нашей стране он не продается через аптечную сеть.
Как следует из текста книги, лечение детей с действительно установленным диагнозом СГДВ представляет собой сложную задачу, которую под силу решить только внимательным родителям, действующим совместно с опытными в данной области врачами и педагогами на протяжении длительного времени (месяцев и лет). Эффективное лечение СГДВ может быть только комплексным, одним из его элементов может быть терапия препаратом, содержащим метилфенндат.
Рассчитывать на то, что краткий (в течение нескольких недель) или относительно краткий (до полугода) курс приема препарата, содержащего метилфенидат, окажет быстрый и полный эффект, после которого поведение ребенка навсегда принципиально изменится в благоприятную сторону, нет никаких оснований.
Решение о начале терапии препаратом, содержащим метилфенидат, необходимо принять родителям после консультации с врачом.

Это интересно

Риталин улучшает концентрацию внимания у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

В моем ребенке должно быть что-то особенное

Существенное отличие между детьми-индиго с синдромом гиперактивности и дефицита внимания от детей с СГДВ, и которых родители в течение длительного времени не наблюдали признаков индиго, состоит в том, как тех или других воспринимают их родители и - отчасти - их окружение. В то время как родители детей-индиго воспринимают последних как нечто совершенно особенное (в хорошем смысле этого слова), родители детей, имеющих "всего лишь" синдром гиперактивности и дефицита внимания, оценивают "непохожесть" своих отпрысков в основном весьма негативно, большей частью из-за многочисленных проблем, с ними связанных. Это происходит несмотря на то, что индиго и дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, в общем-то, довольно похожи и проявляют типичные свойства детей-индиго.

Отношение к детям отражается на них

Окружающие должны доброжелательно относиться как к детям-индиго, так и к детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Понятно, что многие дети-индиго, воспринимаемые своими родителями как нечто особенное, гораздо лучше справляются со своей "непохожестью", чем те из них, на которых смотрят как на источник проблем. Причина довольно проста: если родители считаются со своим ребенком, принимают его таким, какой он есть, то и ему намного легче уживаться со своей противоречивой натурой, даже если он при этом и продолжает оставаться одиночкой.
О многих детях-индиго говорят, что они уже с малых лет точно знали, кто они такие, что уже в раннем детстве это были вполне сформированные личности, ожидающие от взрослых соответственного к себе отношения. Возможно, неприязнь других людей и угнетала их, но, опираясь на надежный фундамент из родительской любви и признания, они сравнительно легко справлялись с негативом (разумеется, когда-то хуже, а когда-то лучше).
Но если ребенок постоянно испытывает неприязненное отношение со стороны окружающих (включая и своих родителей), то неудивительно, что его самооценка снижается. Ведь дети при формировании самооценки гораздо больше, чем взрослые, ориентированы на позитивное мнение других (в особенности, конечно, родителей). Каждый на собственном опыте знает, до какой степени может быть губительна даже пара обидных, неприятных слов: так, небрежно брошенная кем-то негативная оценка чьей-то деятельности способна отравить человеку настроение на целый день. А каково приходится ребенку, если он всеми не признан, и ему постоянно напоминают об этом?

Постоянное неприязненное
отношение губительно
для самооценки ребенка

Даже если кому-то и не нравится концепция детей-индиго, он, тем не менее, может научиться принимать ребенка со всеми его ошибками и недостатками, беззаветно любить и всячески показывать ему, как его ценят, даже если он и не такой, как другие дети. Родители, чей ребенок имеет диагноз "синдром гиперактивности и дефицита внимания", зачастую реагируют совершенно противоположным образом (даже если они благодаря постановке диагноза узнали, наконец, что происходит с их ребенком). Часто они из всего определения "синдром гиперактивности и дефицита внимания" воспринимают лишь слово "дефицит" и сокрушаются о том, что их ребенок обделен по сравнению с остальными детьми. При этом они совершенно упускают из виду, что у этого нарушения имеются и положительные стороны. Это, например, часто ярко выраженная творческая индивидуальность ребенка, его обостренное чувство справедливости, а также неповторимое обаяние.
Часто из-за объективных трудностей, с которыми сталкиваются дети, страдающие синдромом гиперактивности и дефицита внимания, эти положительные качества трудно распознать. Но если родители нацелены на поиск, они обязательно откроют в своем ребенке какие-то особенные черты. И первым шагом в этом направлении будет стремление увидеть ребенка в позитивном свете (при этом, конечно же, следует также сказать о том, что отклонения в поведении не исчезнут - изменится лишь родительское восприятие своего ребенка).

Каждый ребенок обладает
положительными качествами

Сторонники концепции индиго также полагают, что родителям следовало бы задуматься над тем, что только к некоторым детям относится такое понятие, "как дефицит внимания", вычлененное из общего названия болезни "синдром гиперактивности и дефицита внимания". А задумавшись над этим, можно довольно успешно построить взаимоотношения с детьми, так как многие из них не получают от своих родителей достаточно внимания.
Над этим утверждением многим родителям, имеющим детей с различными отклонениями, следовало бы иногда спокойно поразмыслить. И если поведение ребенка, несмотря на усиленное внимание к нему, не изменится, его взаимоотношения с родителями все-таки непременно улучшатся, если те будут больше времени проводить с ребенком и прислушиваться к его мнению. Общими усилиями доброжелательные отношения между старшими и младшими членами семьи непременно укрепятся.

Термин "индиго-ребенок" - новый ярлык?

Дети-индиго считаются особо одаренными, творческими и интеллектуально развитыми. Им присуща ярко выраженная индивидуальность, а все пять чувств у них развиты особенно сильно. Кроме того, они обладают прекрасной интуицией и, естественно, способны любить сами и давать другим больше любви. Но их положительные качества окружающие нередко не замечают, так как дети-индиго трудно управляемы и признают авторитет взрослых лишь тогда, когда те дают им разумные объяснения своих требований или же предоставляют возможность выбора. В общем и целом, это прекрасные качества, даже если их ошибочно считают негативными - ведь что это за ребенок, который делает только то, что ему говорят, ни о чем не спрашивая при этом?
Но как раз в этом позитивном, уже почти совершенном мировоззрении детей-индиго может быть скрыта проблема: родители легко поддаются соблазну переоценивать своего ребенка и воспринимать его исключительно как индиго.
Может так случиться, что родители окажутся слишком требовательными к своему ребенку, поскольку очень многого от него ожидают. А переоценка, как и повышенные требования, оказывает на детей колоссальное давление. Так как они знают, что родители ждут от них большего, они в большинстве случаев, конечно же, пытаются оправдать эти ожидания. Но если им это не удается, с одной стороны, дети могут разочароваться в самих себе, а с другой стороны, родителей также постигнет разочарование, что неминуемо повлечет за собой утрату или, по крайней мере, значительное снижение самооценки ребенка. Многим детям становится невмоготу выдерживать груз возложенных на них ожиданий, и они пытаются самоутвердиться любым путем. В худшем случае дети или подростки делают это, употребляя наркотики, либо целенаправленно ищут различные поводы для доказательства своей отваги и мужества, а также того, что они способны на великие достижения.
Другая проблема концепции индиго заключается в том, что на детей с отклонениями в поведении могут навесить какой-то новый "ярлык". Этим детям станут приписывать такие качества, которыми они, возможно, и не обладают, вместо того чтобы рассматривать каждого ребенка отдельно, в его исключительности. Такую опасность не следует исключать, поскольку мы, люди, склонны раскладывать по различным "полочкам" как свои, так и чужие качества, или "навешивать ярлыки", ведь это значительно упрощает жизнь.

"Ярлык" - это не решение
проблемы

Но если мы все-таки навешиваем на человека один из ярлыков, это означает, что его поведение нами так или иначе оценивается, и самому человеку будет достаточно трудно разубедить нас в нашей оценке. В случае с детьми-индиго это может означать только одно: мы видим их "в розовом свете", иными словами, просто переоцениваем.
Другая опасность концепции индиго заключается в том, что нежелательное поведение так называемых индиго, вызванное общей позитивной оценкой их качеств, терпят вопреки здравому смыслу. Родители так увлечены этой концепцией, что стараются не затрагивать тему отклонений в поведении. В худшем случае они целиком подчиняют свою жизнь удовлетворению желаний ребенка - ведь недаром в эзотерических кругах индиго считают теми, кто приносит мир в нашу жизнь, и кто в состоянии изменить ее к лучшему.

Вывод

Для детей с отклонениями в поведении концепция индиго, разумеется, во многих отношениях оправдана. Она дает возможность принимать ребенка и составлять о нем позитивное мнение, помогает родителям преодолевать трудности и показывает ребенку, что близкие ему люди всегда на его стороне, несмотря на любое негативное отношение окружающих.
Однако родителям следует воздерживаться от переоценки своего ребенка и от попустительства. Одновременно им следует выбрать такую манеру поведения, чтобы справляться с трудностями, которые влечет за собой совместная жизнь с ребенком, не похожим на других. К примеру, родители должны предложить ребенку сильное руководство, подсказывать, как тому лучше себя вести в определенных ситуациях. Необходимо также устанавливать некие границы дозволенного, чтобы ребенок знал, как далеко он может зайти.

Рекомендации для общения с "трудными" детьми

Жизнь с ребенком-индиго, разумеется, во многих отношениях очень сложна. Ведь ребенок всюду лезет, все его постоянно ругают, так как он не соответствует "норме", и в родительском доме он является источником многих проблем. Следующие рекомендации для родителей должны способствовать тому, чтобы облегчить совместную жизнь как родителям, так и детям. Разумеется, эти советы также подходят и для детей с диагнозом синдром гиперактивности и дефицита внимания", хотя родители таких детей часто относятся к концепции индиго весьма скептически.

Основные принципы общения с индиго (и другими детьми)

К следующим рекомендациям стоило бы прислушаться как родителям детей-индиго, так и всем остальным родителям. Основная цель этих советов - показать ребенку, что родители воспринимают его всерьез, уважают как личность и - самое главное - что его любят.
- Следует относиться к детям серьезно, уважать их чувства, потребности, опасения и желания.
- Родителям никогда не следует приписывать своим детям негативные определения, вроде: "Ну и тупой же ты", или: "Ты слишком глупый, чтобы учиться". Это унижает ребенка и вредит его самооценке. Он может подумать: "Должно быть, я действительно глупый, если мои родители так считают".
- Если ребенок сделал что-то такое, что не соответствует представлению родителей, последним следовало бы сказать: "То, что ты сейчас сделал, делать совершенно не стоило", или: "Ты сделал глупость, но ведь каждый из нас может ошибиться". Таким образом, родители принижают лишь поступок, но не самого ребенка.
- Если родители желают, чтобы их ребенок сделал что-то определенное, им также следует дать исчерпывающее объяснение, почему ребенок должен следовать их указанию. Особенно это относится к индиго-детям, которые вообще не принимают указаний без разумного объяснения. В некоторых ситуациях это достаточно просто, например, на проезжей части улицы. Родителям необходимо только сказать: "Это опасно, если ты перебегаешь улицу, не глядя по сторонам. Тебя может сбить машина".

Указания всегда должны
быть обоснованными

- В других ситуациях разумное объяснение дать уже труднее, например, если ребенку следует навести порядок в своей комнате. Родители, к примеру, могли бы сказать, что их беспокоит беспорядок в комнате. Но на детей старшего возраста это не оказывает желаемого результата (даже если это объяснение было чистой правдой). Дети просто скажут: "Меня совершенно не волнует состояние моей комнаты". В таких случаях следует искать разумный компромисс, например, чтобы ребенок хотя бы раз в неделю мыл пол в своей комнате. Если он не будет этого делать, то тогда все предметы, лежащие на полу, можно спрятать в большой пакет.
- Родители не должны всегда быть только теми, кто определяет, что следует делать. Гармоничные отношения между родителями и детьми допускают участие детей - в разумных пределах и в соответствии со своим возрастом - в принятии решений в качестве членов семейного совета.
- Следовало бы, по возможности, предоставлять детям право выбора. Даже если этот выбор оказывается заведомо "ложным" (например, желание надеть в разгар лета лыжную куртку), родителям следует в данном случае предоставить ребенку полную свободу действий. Лучше всего дети учатся на собственных ошибках. Но если сделанный ребенком выбор может быть опасным, то родителям следует вмешаться. Ребенок должен иметь возможность полагаться на своих родителей. Для этого последним порой достаточно лишь сказать, что они всегда будут любить своего ребенка и поддержат его, даже если он и совершит какую-нибудь глупость (в трудной ситуации, разумеется, они и поступят соответствующим образом).
- Родителям следует считать своего ребенка способным на многое. Не следует говорить: "Ты еще не можешь этого сделать", или: "Для этого ты еще слишком мал", необходимо найти способ показать ребенку, что он может справиться с задачей. К примеру, родители могут вместе с ним залезть на горку, если они считают, что ему не следует без сопровождения залезать так высоко. Родители должны постоянно давать ребенку возможность убедиться в собственной смелости, например, с помощью слов: "У тебя уже здорово получается. Но если сейчас дело не пойдет, то мы немножко потренируемся, и у нас все будет в порядке".
- Родителям следует как можно чаще показывать ребенку свою любовь. Для коротких объятий или других ласковых жестов всегда найдется время. Не следует отказывать ребенку, если тот просится на руки, - разве только тогда, когда ситуация того требует (ведь сидя за рулем автомашины, не очень-то удобно обнимать своего малыша). Ребенку следует также объяснять, почему что-то не ладится. Впрочем, симпатию своих родителей хотят чувствовать и так называемые "невозмутимые тинейджеры". Правда, следовало бы по возможности не брать детей на руки на глазах у их приятелей - это может быть для них крайне мучительным и неприятным.

Внимание

Не следует слишком полагаться на общие рекомендации. Тренинг для родителей, во время которого, как правило, даются подобные советы, гораздо эффективнее, так как там родители учатся на практике, как лучше всего обращаться со своими детьми. А все, что было хоть однажды усвоено на практике (и проиграно), оставляет в памяти более глубокий след, чем все советы из книги, вместе взятые. Поэтому такого рода тренинг следовало бы рекомендовать во всех случаях, если родители полагают, что имеют "проблемного ребенка".

Устанавливать границы дозволенного, быть последовательным

Дети-индиго в большей степени, чем другие, нуждаются в строгих ограничениях, своего рода границах, особенно если у них обнаружен синдром гиперактивности и дефицита внимания. Границы дают детям ощущение безопасности даже тогда, когда они сомневаются, не нарушили ли определенные правила. Устанавливая какую-то границу или запрет, родители должны быть последовательными. Нелишне было бы также пояснить, почему они устанавливают эти границы. В некоторых случаях можно сделать это вместе с детьми.
Пример установки границы дозволенного: в семье, живущей недалеко от реки, детям запрещено без взрослых подходить к воде до тех пор, пока они не научатся плавать, либо не достигнут определенного возраста. Если ребенок не следует этим указаниям, то таким образом он переступает "границу" и должен мириться с последствиями (только не физическим наказанием). Меру пресечения нужно оговаривать заранее. В данном случае она могла бы состоять в том, что ребенок какое-то время должен будет играть в саду, а не на прилегающей к реке улице, или же в том, чтобы он немедленно отправлялся домой, раз нарушил запрет.

Последовательность -
это не наказание

Нарушения границ дозволенного должны пресекаться, как показано на примере, приведенном выше. Ничего не поделаешь: раз границы установлены, их не следует нарушать, иначе это будут ненастоящие границы. Мера пресечения должна быть всегда понятна ребенку и, по возможности, логически вытекать из самого процесса нарушения границы. Родителям необходимо дать волю своей фантазии, и тогда, в большинстве случаев, они успешно справятся с поставленной задачей.
Вместе с тем все должно быть естественно: границы не нужно делать жесткими. Их следует постоянно приспосабливать к изменяющимся условиям. Пример: если в раннем детстве брать в руки пилу строго запрещено, то ребенок детсадовского возраста уже знает, как с ней обращаться. Если ребенок, которому еще нет 10 лет, должен быть дома не позднее 6 часов вечера, то в подростковом возрасте временные рамки должны быть снижены. Лучше, если границы устанавливаются совместно с детьми: ведь часто они совершенно точно знают, на что они сами могут быть способны.
Оставаться последовательными для родителей вовсе не значит проявлять чрезмерную строгость. И уж совсем речь не идет о том, чтобы импульсивно реагировать на ошибочное поведение ребенка. Если он не следует определенным правилам, ему нужно сделать так называемое первое предупреждение. Пример: "Если ты во время купания забрызгаешь всю ванную комнату, то немедленно покинешь ванну". Если ребенок игнорирует это четко сформулированное указание, родители должны осуществить свою "угрозу", а именно: по возможности без лишних слов вывести ребенка из ванной. На детей производит большое впечатление, если родители сохраняют спокойствие и остаются последовательными.

Совет

Границы меняются. То, что имеет значение для малыша, для школьника не представляет никакой ценности.

Никогда не угрожайте
невыполнимыми
последствиями

Разумеется, большинству родителей бывает нелегко оставаться спокойными, если ребенок противится их указаниям, - особенно тогда, когда эти указания повторяются ежедневно и по многу раз. Может быть, стоит очень быстро, с закрытыми глазами, сосчитать до десяти, чтобы успокоиться. Также родителям можно посоветовать ненадолго выйти из комнаты и глубоко подышать, чтобы затем убедить ребенка прислушаться к своим требованиям. Дети поймут, что своим поведением они не в состоянии вывести родителей из себя. Это также придаст им в том, что, если уж родители настаивают на условленных ранее мерах, значит, они имеют на это все основания. Исходя из этих соображений, никогда не следует "угрожать" последствиями, если нет возможности их исполнить. Ведь всегда лучше оставаться хозяином своего слова.

Жизнь по строгим правилам

Для индиго с наличием или без синдрома гиперактивности и дефицита внимания, а также для детей с данным синдромом особенно важно жить по строгим правилам. Пусть в распорядке дня прослеживается четкая линия, уменьшающая раздражение, которое накапливается в ребенке. Кроме того, правила дают ощущение уверенности и безопасности. И помимо всего прочего, это помогает детям быть более собранными и внимательными.

Правила определяют
распорядок дня

Естественно, что в каждой семье свой набор строгих правил. Например, в одной семье заведено, что ребенок сначала должен выполнить свое домашнее задание, а уж потом играть. А в другой семье, воз можно, полагают, что это непрактично, так как ребенку следует сначала "побеситься", чтобы он снова мог сесть за письменный стол. Таким образом, правила должны быть приспособлены к потребностям семьи.

Совет

Разумеется, можно делать исключения из правил - ведь день на день не приходится. Однако, в общем и целом, правила должны быть незыблемы как для детей, так и для всех остальных членов семьи.

Сохранять терпение

Наиважнейшее правило для родителей, имеющих детей-индиго, - это сохранять терпение и самообладание. Если дети гиперактивны, то это достигается с большим трудом. Однако эмоциональная "буря" не принесет пользы ни родителям, ни ребенку. Из-за этого ребенок станет недоверчивым и в большинстве случаев не усвоит всего того, что хотят донести до него родители. Поведение некоторых из них зачастую провоцирует упрямство: "Делай, как я сказал..." Часть родителей после "выпуска пара" чувствуют себя совершенно опустошенными.

"Тайм-аут" создает
дистанцию между родителями
и ребенком

Прежде чем взрываться, часто лучше всего взять "тайм-аут" и отослать ребенка в соседнюю комнату. Там ему стоит побыть немного и, если возможно, задуматься над тем, что было сделано не так. Максимальный срок "тайм-аута" выбирают в соответствии с возрастом ребенка: для 3-летнего ребенка рекомендуется 3 минуты, для 4-летнего - 4, и так далее.

Нежелательное поведение и как с ним быть?

Неуправляемое поведение ребенка затрудняет жизнь родителям. В большинстве случаев дети таким образом пытаются привлечь к себе родительское внимание, так как им заранее известна реакция родителей. Как же следует поступать в таком случае? Читать мораль бесполезно - ребенок все равно не услышит. Выставлять его из комнаты, может, и эффективно, но только на какое-то время, ведь потом он снова вернется туда. Злиться и кричать - особенно плохо, ведь тогда ребенок как раз и получает то, чего добивался, а именно - внимания родителей.

Нежелательное поведение
не следует "награждать"
родительским вниманием

Лучше всего нежелательное поведение просто игнорировать (по крайней мере, до тех пор, пока оно никому не угрожает). Можно также коротко сказать: "Я вижу, что ты вытворяешь. Но меня это не интересует". Таким образом, ребенок понимает, что своим поведением он не достигает цели. Он должен задуматься над другими стратегическими приемами - и, если родителям повезет, то в результате ребенок отвлечется и, возможно, даже забудет о своем нежелательном поведении.

Награждать за примерное поведение

Психологи установили, что люди сохраняют определенное поведение лишь тогда, когда получают положительную реакцию на него со стороны окружающих. Разумеется, это относится и к детям-индиго. Родителям следует создать стимул для того, чтобы способствовать желаемому поведению ребенка. Очень полезна для этого система "плюсов и минусов".
Пример: ребенок в детском саду кусает других детей. Мать рисует в календаре возле каждого дня, когда ребенок ведет себя хорошо, человечка со смеющейся физиономией, а возле того дня, когда ребенок кого-нибудь укусил, - человечка печального. За пять (или более) смеющихся рожиц следует награда: ребенок может, например, вечером лечь на час позже, или мать поедет с ним в бассейн, либо ему позволят делать то, что он больше всего любит. Таким образом, ребенок усваивает, что хорошее поведение выгодно и гораздо приятнее, чем недовольство матери. За "минусы" - в данном примере это печальные человечки - родители также предусматривают определенные меры воздействия, - правда, на награду они никак не должны влиять.

Поощрение способствует
воспитанию

Очень полезно также хвалить ребенка за примерное поведение. Большинство родителей, однако, используют преимущественно критику, а хвалят детей слишком мало. К каждому критическому замечанию следовало бы прилагать, по крайней мере, одну похвалу, а лучше - две или три. Таким образом, ребенок отмечает, что родители любят и принимают его, и детская самооценка от этого лишь повышается, так как ребенок убеждается, что у него есть положительные качества.

Сглаживать недостатки и подчеркивать достоинства

У каждого ребенка-индиго есть свои слабые и сильные стороны, и родителям об этом известно лучше, чем кому бы то ни было. Слабые стороны, к сожалению, обнаружить намного легче, чем сильные, так как они лежат на поверхности. Эти недостатки родителям следовало бы, по возможности, сглаживать.
Снова пример: ребенку, который при выполнении домашнего задания (как, впрочем, и в школе) не может сосредоточиться, следует помочь в усилении концентрации его внимания. В случае с ребенком-индиго, например, необходимо, по возможности, снять источник раздражения в его школьном коллективе, чтобы избавить ребенка от постоянного воздействия раздражителя извне.

Совет

Обнаружить достоинства у детей с отклонениями в поведении, к числу которых некоторым образом принадлежат и индиго, порой бывает гораздо труднее, чем недостатки. Однако родителям следовало бы непременно заняться поисками в этом направлении, чтобы создать для ребенка еще один источник положительных эмоций и тем самым укрепить его чувство собственного достоинства. Ведь именно для детей-индиго, зачастую отверженных окружающими, очень важно знать, что они в какой-то одной, а иногда и в нескольких областях преуспевают, и порой даже в гораздо большей степени, чем другие. Например, ребенку, который охотно двигается, можно предложить небольшое соревнование, причем родители должны быть уверены в том, что их ребенок справится с заданием. Так, например, они могут попросить ребенка передвигаться на руках по шведской стенке или пройтись по бревну. И если ребенок выполнит все условия соревнования, его следует от души похвалить.

Если ребенок может лучше учиться, прикладывая определенные усилия, ему необходимо дать возможность вставать во время занятий или сжимать в руках какой-нибудь предмет (например, маленький мячик).
Родители должны точно знать о недостатках своего ребенка. Лишь тогда родительская помощь окажется эффективной.

Делать замечания, одновременно высказывая свое отношение

Замечания родителей,
окрашенные их отношением к
поведению ребенка,
показывают, что такое поведение
нетерпимо

Большинство родителей, недовольных поведением своего ребенка, постоянно упрекают его, говоря при этом: "Вечно у тебя такой беспорядок", или: "Когда ты, наконец, прекратишь привередничать?" Подобные упреки заставляют измученного ребенка перейти к обороне - он чувствует себя вынужденным защищаться. Кроме того, упреки часто вызывают реакцию протеста, ведь кому нравится, когда на него нападают?.
Родителям, мечтающим изменить поведение своего ребенка, следовало бы делать ему замечания, высказывая свое отношение к его действиям. Это не упреки в чистом виде, они помогают родителям и детям вместе искать решение проблемы. Применительно к вышеприведенным высказываниям эти замечания должны были бы звучать примерно так: "Я сержусь на то, что у тебя в комнате такой беспорядок, так как я споткнулся о вещи, разбросанные по полу. Давай вместе подумаем, что нам делать, ты не против?", или: "Мне не очень нравится, как ты со мной разговариваешь. Может быть, ты перестанешь капризничать?" Таким образом, вы предлагаете ребенку, наряду с негативом, позитивную модель поведения.
Замечания, сделанные в такой форме, звучат все-таки намного лучше, чем упомянутые выше упреки. Кроме того, они существенно облегчают родителям процесс воспитания их ребенка.

Не слишком придираться

Большинство родителей просто вынуждены постоянно "придираться" к своим детям. Вот некоторые примеры: "Сядь прямо", "Не чавкай", "Смотри под ноги", "Не говори ерунды". Дети-индиго сталкиваются, таким образом, с настолько сильным источником раздражения, что вскоре уже совершенно не представляют, как вообще следует себя вести.
Поэтому родителям нужно отказаться от чрезмерных требований и выдвигать лишь самые необходимые. Ибо может так случиться, что ребенок окажется просто "глух" к желаниям своих родителей и вообще не только ничего не станет слушать или на что-то реагировать, а просто будет "выключаться", не желая выслушивать очередную "тираду". Матерям следовало бы быть особенно внимательными, так как зачастую они чересчур много говорят и делают слишком много замечаний по пустякам.

Движение важно для индиго

Родителям следует обратить внимание на то, что индиго-детям необходимо иметь возможность достаточно двигаться. Для гиперактивных детей особенно важно хотя бы раз в день раскрепоститься и как следует выплеснуть свою энергию. Родители убеждаются, что их дети становятся спокойнее, если достаточно подвигались.

У детей очень мало
возможностей для движения

В деревне гораздо проще обеспечить индиго-ребенку такую возможность: его можно просто отправить гулять во двор. В городе это сделать труднее. Здесь нет лужаек, мало спортивных площадок, где дети могут беззаботно резвиться. Многие игровые площадки превращены в места для выгула собак, или используются молодежью для встреч и развлечений, так что играть там маленьким детям совершенно невозможно. И все-таки родители должны что-то придумать, чтобы их дети в достаточной мере двигались.

Родителям следовало бы
заниматься спортом
вместе с детьми

Лучше всего записать их в спортивную секцию, где они могут регулярно заниматься тем видом спорта, который доставляет им особенное удовольствие. Родителям следовало бы - если это возможно - предложить ребенку выбрать, чем он охотнее всего хотел бы заняться. Так как индиго часто довольно неуравновешенны, то может случиться так, что сегодня ребенок заинтересуется одним, а завтра и в последующие дни - совершенно другим. Следует чаще выезжать с ребенком на природу (пусть даже на автобусе или на поезде), чтобы ребенок смог там набегаться вволю. Детям доставляет особенное удовольствие развлекаться вместе с родителями.
Отправляясь на природу, нужно обязательно взять мяч, а возможно, ракетки и волан для игры в бадминтон, или "тарелки" для бросания. Эти незатейливые предметы подходят для огромного количества подвижных игр. А может, поблизости можно взять напрокат лодку? Ни с чем не сравнимое удовольствие поиграть в капитана и его команду и поплавать по пруду или по маленькой речке. Катание на велосипеде - это еще одна возможность для совместных занятий спортом. Если дети не хотят "просто так" колесить по окрестностям, можно всей семьей наметить определенную цель, например, кафе-мороженое в ближайшей деревне.

Совет

Было бы неплохо, если бы ребенок попробовал позаниматься несколькими различными видами спорта (не обязательно сразу же становиться членом какого-то спортивного общества, можно несколько раз только "попробовать"), а затем остановиться на том, что больше всего подходит.

Развивать творческие способности

У многих творческих людей
более развито правое
полушарие головного мозга

Различные научные трактаты сообщают нам о том, что у индиго, а также у большинства детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, доминирует правое полушарие головного мозга. Впрочем, это относится и к левшам (возможно, поэтому их так много среди детей с СГДВ). У большинства обычных людей, напротив, более активным является левое полушарие. В то время как левое полушарие ответственно прежде всего за образование слов и за речь, правое полушарие связано преимущественно с такими областями, для которых язык не играет важной роли, а именно - со способностями к математике, искусству и музыке. Поэтому среди людей с яркой творческой индивидуальностью, по всей вероятности, можно найти множество личностей с доминантной правой половиной мозга.

Это интересно

Есть еще один интересный момент, который также может быть связан с доминантой правой части головного мозга и иметь значение для индиго. Полагают, что люди, у которых правое полушарие активнее левого, интенсивнее, чем левополушарные личности, используют свое зрение. Тот, у кого преимущественно задействовано правое полушарие, вероятно, лучше воспринимает визуальную информацию, что также отражается на учебе. Возможно, поэтому индиго лучше усваивают материал, если он представлен в наглядной форме (например, в виде картинок).

Поэтому родители обязаны всячески способствовать развитию творчества у индиго и у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Расцвет творческих способностей даст детям возможность выплеснуть избыток энергии и лучше понять как самих себя, так и окружающий мир.
Выбор занятий не нужно ограничивать: можно предложить детям попробовать игру на музыкальных инструментах, вместе с ними мастерить, рисовать, петь, танцевать или проявить чудеса кулинарии, что-то испечь или приготовить. Все эти действия, как правило, доставляют индиго огромную радость и, кроме того, помогают лучше сконцентрироваться на какой-то определенной деятельности.

Школьные проблемы

Индиго и дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания часто сталкиваются с огромными трудностями в школе. В классе на них обрушивается так много различных раздражающих факторов, что они не в состоянии сосредоточиться на занятиях. Кроме того, для многих детей возникает проблема просидеть на одном месте, не вставая, весь урок. К тому же они часто очень импульсивны и, отвечая на вопрос учителя, постоянно вскакивают со своего места, а не сидят спокойно, как другие дети. Все это приводит к тому, что учителя в скором времени начинают считать таких детей нарушителями спокойствия, в худшем случае - почти не способными к учебе или просто глупыми, хотя это совершенно не соответствует истине.

Индиго часто мешают
проведению занятий

Поскольку число детей с подобными отклонениями в поведении возрастает, представителям школьной системы вообще и учителям в частности пришло время задуматься над реорганизацией учебного процесса. Может быть, другим детям было бы также полезно, если бы принятый в Германии? фронтальный принцип обучения, при котором учитель рассказывает, а ученики должны только отвечать на вопросы, был изменен. Такого рода занятия совершенно не способствуют эффективному усвоению материала, затрудняют прослеживание и постижение логической связи, а также мешают активно использовать полученные знания. Ученики обязательно должны быть вовлечены в учебный процесс, только тогда усвоенный материал намного дольше останется в памяти, чем тупое заучивание.
Сегодня многие ученики "зазубривают" школьный материал лишь для того, чтобы иметь возможность воспользоваться им на следующей контрольной работе. К сожалению, впоследствии все эти знания быстро забываются - просто потому, что не был подключен интерес.

Наиболее эффективный способ вовлечения индиго в процесс обучения

Следует сразу сказать, что учителям, в чьих классах есть один или несколько индиго или же дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, приходится несладко. Ведь, как правило, будущих педагогов не учат правильно реагировать на отклонения в поведении. Вместе с тем занятия перестанут быть мучительными как для ребенка, так и для самих учителей, если последние - по крайней мере, некоторые из них - смогут воспользоваться следующими рекомендациями. Правда, сначала требуется потрудиться, чтобы затем с лихвой "извлечь выгоду".
- В первую очередь учителю и ребенку с проблемами следовало бы побеседовать друг с другом, разумеется, с глазу на глаз, будет лучше, если учитель создаст при этом непринужденную атмосферу, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что ему приказывают. Учителю следовало бы спросить у ребенка, каким образом ему можно помочь, как построить учебный процесс, чтобы ученик имел возможность лучше учиться. Часто дети-индиго уже самостоятельно выработали для этого определенную стратегию. Учителю следовало бы по возможности прислушаться к предложениям ребенка и учесть их при подготовке занятий.

Детям, которые не в состоянии
длительное время сидеть
спокойно, следует разрешить
покидать классную комнату

- Важно также, чтобы учитель устанавливал правила для всего класса. Эти правила структурируют занятия (что очень важно для индиго), они показывают детям, чего ожидает от них учитель, и тем самым создают у учеников ощущение безопасности. Наряду с прочим, в эти правила следовало бы включить разрешение ненадолго покидать классное помещение и, может быть, даже сделать несколько кругов на школьном дворе, если ребенок вдруг почувствует непреодолимую потребность двигаться. Таким образом, среди индиго и других детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания на занятиях будет меньше непосед и "попрыгунчиков". Кроме того, впоследствии они будут более уравновешенными и восприимчивыми.
- Также имеет смысл составить предварительный план работы на определенное время и ознакомить с ним учеников. Внося в него изменения, следует своевременно сообщать об этом детям. Подобный план придаст индиго и детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания ощущение безопасности, в которой они так нуждаются.
- Индиго легко отвлекаются, если работа, которую они выполняют, становится им не под силу. Чтобы помочь детям, учитель может большую работу разделить на несколько маленьких "кусочков". Тем самым индиго и другим детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания будет легче усвоить материал, поскольку отпадет необходимость удерживать внимание. Кроме того, они испытают ощущение триумфа, если смогут выполнить отдельное задание, а успех является мощным стимулом для дальнейшей работы.
- Учителю следует хвалить ребенка за малейший успех. Но, к сожалению, многим учителям это с трудом удается, так как на занятиях индиго подчас бывают досадными возмутителями спокойствия. И все-таки: похвала вдохновляет детей, а отрицание лишь еще больше озлобляет.
- Индиго не только нуждаются во многих правилах и регламентациях, которым они должны следовать, но также любят и различные перемены, причем в той же степени, что и правила. Поэтому учителям следовало бы делать каждое занятие ярким, радостным и не монотонным, чтобы не было места скуке (впрочем, от этого выиграют не только индиго, но и другие ученики). Правда, учителя также должны обратить внимание на то, чтобы не обрушивать на своих подопечных слишком много раздражающих факторов, так как иначе индиго легко почувствуют себя неуютно от чрезмерно высоких требований, ведь им гораздо труднее "отключиться" от отдельного раздражителя или просто игнорировать его, чем другим детям. Речь идет об определенном компромиссе, на котором остановится учитель.

Компьютер - это идеальное
средство для обучения
индиго

- Компьютер является идеальным средством для обучения детей-индиго. Согласно концепции об этих детях, большинство из них одержимы техникой. К этому стоит добавить, что компьютер не только не выражает никаких эмоций - ни положительных, ни отрицательных, но и бесстрастно констатирует ошибки. Как правило, поступающие в продажу обучающие программы полезны еще и тем, что подсказывают в тех случаях, когда на вопрос неоднократно дается неправильный ответ.
- Также ребенок имеет возможность, если он чего-то не понял, спокойно повторить то, что необходимо. За правильный ответ полагается награда: похвала в виде показа короткого фильма или забавных фигурок, которые, танцуя, перемещаются по экрану. Все это стимулирует дальнейшую работу. Итак, если учителя имеют возможность использовать на занятиях компьютер, следует обязательно ею воспользоваться - особенно если в классе есть дети-индиго.
- Если учебный материал подготовлен в наглядной форме, например, в виде картинок, или используется проектор для диафильмов, то индиго намного лучше усваивают материал. Существует много возможностей для того, чтобы проиллюстрировать учебный материал. Впрочем, это сделает занятие интересным и для других детей.
- Индиго очень плохо воспринимаются другими детьми. Часто детей-индиго считают эгоистичными и своенравными, так как они нередко пытаются навязать окружающим свои правила. Учителя могут сделать многое для того, чтобы улучшить социальное поведение индиго, в доступной форме объясняя им, как следует вести себя в обществе. (Пример: "Дай сначала высказаться другим, а потом уже говори сам".) Так индиго скорее поймут, как им нужно поступать в различных ситуациях.
- Учителям следовало бы объяснить другим детям, почему индиго ведут себя не так, как все остальные, не давая при этом никакой оценки и не упоминая, что у ребенка есть какие-то нарушения.
- Детям-индиго нужно иногда напоминать о том, что на уроке необходимо быть внимательными. Это можно осуществлять с помощью условных знаков, принятых между учителем и ребенком, или посредством легких прикосновений либо взглядов, словом, так, чтобы одноклассники при этом ничего не заметили.
- При распределении домашнего задания учителям следует иметь в виду, что индиго не могут долго на чем-то сосредотачиваться. Поэтому задаваемая на дом работа могла бы быть качественно насыщенной, но не слишком объемной, впрочем, это может быть полезно также и для других детей.

Учителя должны напоминать
индиго о том, что надо быть
внимательнее

Поначалу учителю довольно нелегко себя перебороть, чтобы следовать этим рекомендациям, но все-таки они существенно облегчают занятии, ведь в результате становятся внимательнее не только дети-индиго и дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, но и остальные ученики. А ведь кому из учителей не хочется, чтобы на его занятиях было интересно, а дети бы лучше учились?

Особые формы обучения

Посещение школы Монтессори или Вальдорфской школы может при известных условиях оказаться для индиго и для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания более подходящим решением проблемы, чем посещение государственной школы. Вышеназванные учебные заведения нацелены не столько на результат, сколько на всестороннее развитие ребенка.

Школы Монтессори

Работа в школах Монтессори осуществляется под девизом, провозглашенным их основательницей Марией Монтессори: "Помоги мне справиться самому". В школах Монтессори учителя помогают своим ученикам, выступая при этом в качестве наблюдателей, помощников и руководителей, но не "передатчиками знаний" в чистом виде. Цель школ Монтессори состоит в том, чтобы в первую очередь развивать фантазию детей. Они не должны бездумно заучивать что-то наизусть, а скорее - понимать все то, что они учат.

Школы Мотессори
придают особое значение
удовольствию от учебы

Школы предлагают детям соответствующее окружение - дети учатся с помощью ровесников, используя учебные материалы, которые дают им возможность самим исправлять свои ошибки. Им не нужно тихо сидеть за партой, они должны сами выбирать себе рабочее место. Кроме того, во время занятий они обязаны двигаться, что большинство детей делают с большим удовольствием. Наряду с этим дети могут выбирать, как им лучше учиться: индивидуально, вместе с другими учениками или же в специальной группе. Они также могут - в разумных пределах - сами выбирать для себя тему и выполнять работу в своем собственном темпе.

Вальдорфские школы

В Вальдорфских школах
ученикам не ставят отметок

Как и школы Монтессори, Вальдорфские школы большое значение придают самостоятельности учеников. В этих учебных заведениях не ставят никаких отметок, что ощутимо снижает уровень стресса на экзаменах у детей. Вместо этого Вальдорфские школы, концепция которых восходит к антропософу? Рудольфу Штайнеру, развивают у своих учеников, прежде всего, творческие способности и различные ремесленные навыки. В отличие от школ Монтессори, здесь учителя должны быть авторитетом для учеников. Кроме того, занятия, как правило, четко структурированы.
Не останавливаясь подробно на появившейся в последнее время критике Вальдорфских школ, вкратце следует сказать, что в их адрес раздаются упреки в том, что их занятия способствуют развитию расизма. Якобы, в некоторых книгах, используемых на уроках, можно обнаружить расистские высказывания. В Нидерландах антропософской комиссии было поручено проанализировать учебник, используемый на занятиях в Вальдорфских школах. В результате было обнаружено, что, согласно нидерландским законам, по 16 высказываниям из него можно было бы предъявить обвинения. Таким образом, тем, кто намеревается отправить своего ребенка в Вальдорфскую школу (что для индиго было бы весьма желательно), следует поближе ознакомиться с ее методиками.

Вывод

Школы Монтессори особенно подхода для детей-индиго, поскольку способствуют развитию самостоятельности, а также доставляют удовольствие от учебы. Поскольку дети-индиго при выполнении заданий выбирают свои собственные, подчас довольно оригинальные решения, в школах Монтессори таким детям гораздо легче раскрыться, чем в государственном учебном заведении, где любое самобытное решение воспринимается весьма скептически.

Риталин: нужен ли он?

Следует хорошо подумать, прежде чем принимать риталин

Большинство родителей, имеющих детей-индиго или детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, хотя бы раз задавались вопросом, следует ли просить врачей назначить их ребенку лекарство, которое поможет ему сфокусировать внимание и усилить концентрацию. Разумеется, такого рода "обещания" фармацевтической промышленности для многих родителей звучат довольно соблазнительно, если дети доставляют чрезвычайно много хлопот. Жизнь родителей очень сложна, так почему бы не воспользоваться лекарством, которое, как уже доказано, регулирует мозговой обмен веществ?

"Наркотики" для детей?

По статистике, в среднем приблизительно 5 миллионов школьников США ежедневно принимают метилфенидат для того, чтобы усилить концентрацию внимания. В Германии употребление этого средства с начала 1990-х годов также заметно возросло. Согласно докладу Ассоциации врачей, в 1991 году ежедневно выписывалось 0,4 миллиона доз метилфенидата, а в 2000 году потребление достигло уже 13,5 миллионов доз.
Врачи-скептики убеждены, что назначение метилфенидата превратилось в настоящую эпидемию. Часто уже при незначительных симптомах выписывается целый блок рецептурных лекарственных средств. Следует добавить, что не все врачи, выписывающие риталин, обладают специальностью, при которой лечение больных риталином было бы наиболее оправдано (т.е. невропатологи и психиатры). Треть всех назначений лекарственного препарата под названием риталин, по мнению уполномоченных представителей по употреблению наркотических лекарственных средств при правительстве Германии, приходится не на педиатров, а на других врачей, среди которых есть даже стоматологи. Уполномоченный представитель по употреблению наркотических лекарственных средств в 2002 году планировал осуществлять назначение риталина только по предписанию компетентных специалистов и только для людей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Вместе с тем следует препятствовать тому, чтобы риталин употребляли дети, которые, возможно, совершенно не подвержены СГДВ.

Внимание

Как уже говорилось ранее, не следует считать метилфенидат, как правило, назначаемый детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, каким-то "дьявольским" средством, - ведь в большинстве случаев просто не существует никаких альтернативных лекарств. Вместе с тем следовало бы точно установить, действительно ли есть необходимость в том, чтобы ребенок в результате приема этого средства стал "заторможенным". В данном случае родителям необходимо тщательно взвесить все "за" и "против".

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign