LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ствие психогенных
влияний

Занятия спортом стали больше связываться с удовлетворением потреб-
ностей в самоутверждении, самовыражении. Если в начале эксперимента ко-
эффициент К1, отражающий ориентацию на удовлетворение духовных по-
требностей, равнялся 3,38 балла (максимальное значение равно 5 баллам), то
к окончанию эксперимента он составил 4,25 балла (Р<0,05). Повысилась ори-
ентация на удовлетворение материальных потребностей (Р<0,05) и на благо-
приятные тренировочные условия (Р<0,05).
При занятиях спортом для спортсменов более важным стало пополне-
ние специальных знаний и навыков (P<0,05) и пополнение сведений о сопер-
нике (Р<0,05). Это связывается, на наш взгляд, с переориентацией их спор-
тивной мотивации с тренировочной на соревновательную деятельность: ре-
зультаты соревнований для них стали более важными, значимыми. В струк-
туре их спортивной мотивации ведущее место занимает ориентация на удов-
летворение духовных потребностей и на тренировочные условия.
19
В контрольной группе произошли незначимые изменения в улучшении
спортивной мотивации.
Рассмотрим проявление эмоционального состояния баскетболистов
экспериментальной группы в процессе эксперимента (таблица 6).
Таблица 6
Психологическая атмосфера в контрольной и экспериментальной груп-
пах в начале и конце педагогического эксперимента (х ± ?), баллы

Группы Этапы эксперимента
Р
Начало Окончание
1. Контрольная 19,6±1,7 21,7±2,3 >0,05
2. Экспериментальная 20,5±2,1 28,5±2,7 <0,05

Анализ результатов показывает, что такие показатели эмоционального
состояния, как самочувствие и настроение, изменились не существенно.
Показательным является то, что у спортсменов на достоверную вели-
чину повысилось желание тренироваться и соревноваться. На достоверные
величины повысились и показатели удовлетворенности тренировками с 5,8
балла до 7,8 балла (Р<0,05) и соревнованиями с 5,38 балла до 7,5 балла
(Р<0,01). И как следствие у спортсменов повысилась готовность к соревнова-
ниям (Р<0,05).
С целью проверки эффективности предложенной нами методики было
проведено социометрическое исследование межличностных и деловых взаи-
моотношений в экспериментальной группе в начале и конце педагогического
эксперимента. Результаты педагогического эксперимента показали, что про-
ведение со спортсменами работы по формированию у них спортивной моти-
вации, включая регуляцию деловых и межличностных взаимоотношений, по-
зволило существенно укрепить взаимоотношения между спортсменами и
тренером.
Таким образом, можно говорить о взаимовлиянии двух процессов, про-
исходящих в группе – укреплении спортивной мотивации баскетболистов и
повышении сплоченности группы. Данная тенденция подтверждается резуль-
татами изучения привлекательности группы для каждого спортсмена. К окон-
чанию эксперимента в экспериментальной группе существенно (Р<0,05)
повысилась психологическая атмосфера. Этот фактор, по нашему мнению,
является одним из важных для данного возраста и вида спорта, оказывая по-
ложительное влияние на формирование и сохранение спортивной мотивации
баскетболистов.
До начала педагогического эксперимента соревновательная мотивация
баскетболистов не имеет четко выраженной направленности. По окончании
педагогического эксперимента в соревновательной мотивации баскетболи-
стов экспериментальной группы произошли существенные изменения в по-
зитивном направлении. Анализ результатов тестирования эмоционального
состояния перед соревнованием по методике М. Люшера показал следующее.
В большинстве случаев спортсмены на первые четыре позиции выбирают
20
цвета, символизирующие спокойствие, готовность к соревнованию, уверен-
ность, активность. Цвета, символизирующие негативные тенденции, тревож-
ность, неуверенность, отодвигаются на последние четыре позиции, выражая
при этом безразличие к цвету и антипатию.
При формировании спортивной мотивации у баскетболистов одним из
составных компонентов было формирование межличностного взаимодейст-
вия, предусматривающего обучение общению юных баскетболистов во время
игры. Следствием этого обучения явилось повышение адекватности реагиро-
вания спортсменов на замечания партнеров по команде и тренера. Методом
наблюдения за спортсменами экспериментальной группы определялся про-
цент реакций (положительных, отрицательных, нейтральных) на замечания
партнеров и тренера.
Для определения влияния спортивной мотивации на результативность
технических действий баскетболистов контрольной и экспериментальной
групп было проведено наблюдение за игроками во время соревнований. Фик-
сировалось количество точно выполненных действий: бросок в корзину с иг-
ры, штрафной бросок, передача, ловля, подбор мяча под щитом. На начало
эксперимента в контрольной группе правильно было выполнено 132 дейст-
вия, в экспериментальной - 125. По окончании эксперимента правильно было
выполнено соответственно 152 и 230 технических действий, что свидетельст-
вует о повышении результативности соревновательной деятельности спорт-
сменов экспериментальной группы.
Проведенное исследование спортивной мотивации юных баскетболи-
стов позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ и обобщение теоретических и экспериментальных исследо-
ваний по проблеме спортивной мотивации показал, что многие аспекты этой
проблемы, в частности способы и средства формирования спортивной моти-
вации юных баскетболистов, недостаточно изучены и нуждаются в научной
разработке.
2. На укрепление и сохранение спортивной мотивации у юных баскет-
болистов существенное влияние оказывают: привлекательность группы для
спортсмена; характер межличностных взаимоотношений в группе; стиль об-
щения тренера со спортсменами. В группе баскетболистов, характеризую-
щейся благоприятными межличностными взаимоотношениями, выявлены
более высокие (Р<0,05) показатели спортивной мотивации по сравнению с
группой, характеризующейся менее благоприятными взаимоотношениями. В
этой связи в проведении работы по формированию спортивной мотивации у
юных баскетболистов целесообразным будет установление благоприятных
взаимоотношений в спортивной команде.
3. В исследовании выявлена недостаточная сформированность спор-
тивной мотивации юных баскетболистов. У большей части спортсменов ин-
терес к спорту характеризуется как недостаточно устойчивый и неустойчи-
вый. В структуре спортивной мотивации баскетболистов с неустойчивой мо-
тивацией преобладает тренировочная мотивация и мотивация избежания не-
удачи. У баскетболистов с устойчивой мотивацией преобладает соревнова-
21
тельная мотивация и мотивация достижения успеха; у них более (Р<0,05) вы-
ражены ориентации на удовлетворение духовных потребностей, на накопле-
ние специальных знаний, знаний о сопернике, на удовлетворение социально-
бытовых условий тренировочной деятельности. Выявленная взаимосвязь ин-
тереса к спорту со структурными компонентами мотивации позволяет гово-
рить о нем как о системообразующем факторе спортивной мотивации.
4. При изучении структуры спортивной мотивации в исследовании вы-
явлена взаимосвязь ее составных компонентов: интерес к спорту как активно-
действенное отношение спортсменов связан с соревновательной мотивацией
(r=0,65); с тренировочной мотивацией (r=0,51); с мотивацией достижения ус-
пеха (r=0,62); с ориентацией на удовлетворение духовных потребностей
(r=0,62); мотивация достижения успеха связана с ориентацией спортсмена на
накопление специальных знаний и навыков (r=0,61) и знаний о соперниках
(r=0,68). Средняя степень взаимосвязи обнаружена между: мотивацией дос-
тижения успеха и избежанием неудачи; между тренировочной и соревнова-
тельной мотивацией. Выявленные взаимосвязи составных компонентов спор-
тивной мотивации свидетельствуют о их взаимовлиянии и указывают на не-
обходимость их формирования.
5. В исследовании выявлена взаимосвязь спортивной мотивации с не-
которыми свойствами личности консервативными – свойства нервных про-
цессов и формирующимися в процессе социального опыта (психической на-
дежностью, потребностью в самосовершенствовании, личностной тревожно-
стью, самооценкой, самокритичностью, направленностью личности (личной,
коллективистической, деловой). Полученные результаты указывают на необ-
ходимость учёта свойств нервных процессов, при формировании спортивной
мотивации и коррекции формирующихся в процессе социального опыта
свойств личности.
6. Разработана и экспериментально обоснована методика формирова-
ния спортивной мотивации юных баскетболистов для этапа углубленной
спортивной специализации, построенная на последовательном удовлетворе-
нии актуальных потребностей (в движениях, укреплении здоровья, восста-
новлении; в общении, одобрении, уважении, самоутверждении); на акценти-
ровании внимания спортсмена на соответствии его возможностей и спортив-
ных результатов; на проведении мотивационных тренингов в учебно-
тренировочном процессе юных баскетболистов. Она позволит укрепить и со-
хранить спортивную мотивацию на долгие годы.
7. Высокую эффективность предложенной методики подтверждают ре-
зультаты педагогического эксперимента. Испытуемые экспериментальной
группы стали больше интересоваться теоретическими вопросами баскетбола
и проявлять большую волевую активность на тренировках и соревнованиях.
В структуре спортивной мотивации баскетболистов произошла существенная
переориентация с тренировочной на соревновательную деятельность с одно-
временным повышением активности и в тренировочной деятельности. Суще-
ственно повысилась ориентация спортсменов на достижение успеха (Р<0,05)
и значительно снизилась ориентация на избежание неудачи.
22
Произошедшие позитивные изменения в структуре спортивной мотива-
ции оказали положительное влияние на результативность технических дейст-
вий баскетболистов в условиях соревнований.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:
1. Канатов А.В, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. Исследование спортив-
ной мотивации юных баскетболистов //Проблемы совершенствования
Олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири
/Материалы науч.- практ. конф. Омск: СибГУФК, 2003. С. 82-83 (авторских 1
с.).
2. Канатов А.В. Методика формирования спортивной мотивации юных
баскетболистов //Доклады 9-й междунар. науч. – практ. конф. (Сибресурс –
9), 2001. № 1. С. 58-66.
3. Канатов А.В., Бабушкин Е.Г., Бабушкин Г.Д. Обоснование методики
формирования спортивной мотивации юных баскетболистов //Психология и
педагогика в Сибири, 2001. № 1. С. 58-66 (авторских 4 с.).
4. Канатов А.В., Бабушкин Е.Г. Взаимосвязь спортивной мотивации и
взаимоотношений в команде баскетболистов //Актуальные вопросы физиче-
ского воспитания и спортивной тренировки /Материалы регион. науч. –
практ. конф. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. С. 11-13 (авторских 2 с.).
5. Канатов А.В. Проявление спортивной мотивации в системе взаимоот-
ношений в команде баскетболистов //Психологические технологии в физиче-
ском воспитании и спорте /Материалы регион. науч. симпоз. по спорт. пси-
хол. Омск: СибГУФК 2004. С. 18-20.
6. Канатов А.В. Особенности спортивной мотивации юных баскетболи-
стов // Тобольск: ТГПИ, 2004. С. 18-20.
7. Канатов А.В. Исследование сформированности спортивной мотива-
ции юных баскетболистов // Материалы межрегион. науч.-практ. конф. мо-
лод. учёных и студентов. Омск: СибГУФК 2004. С. 89-91.
8. Канатов А.В., Бабушкин Г.Д. Управление формированием спортив-
ной мотивации у юных баскетболистов // Психологические технологии в фи-
зическом воспитании и спорте / Материалы регион. науч. симпоз. по спорт.
психол. Омск: СибГУФК, 2004. С. 18-20 (авторских 2 с.).

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign