LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

третьей группе лиц с неустойчивым интересом к спорту. По большинству
показателей различия достоверны.
Таблица 2
Характеристика спортивной мотивации с учетом устойчивости интереса
к спорту (х ±?), баллы

Показатели мотивации спорт- Группы обследованных Р
смена между
первая вторая третья
К1 – заинтересованность в 3,4 ± 0,35 3,1 ± 0,41 2,5 ± 0,31 1и3<0,05
удовлетворении духовных по- 2и3<0,05
требностей
К2 – ориентированность на 3,2 ± 0,42 3,0 ± 0,42 3,1 ± 0,38 1и3>0,05
удовлетворение материальных 2и3>0,05
потребностей
К3 – заинтересованность спорт- 3,7 ± 0,41 3,6 ± 0,38 3,5 ± 0,36 1и3>0,05
смена в тренировочных услови- 2и3>0,05
ях
К4 – заинтересованность в на- 3,2 ± 0,37 3,0 ± 0,32 2,5 ± 0,30 1и3<0,05
коплении специальных знаний 2и3<0,05
К5 – заинтересованность в от- 2,7 ± 0,35 2,4 ± 0,25 2,1 ± 0,23 1и3<0,05
сутствии болевых ощущений 2и3>0,05
К6 – заинтересованность в на- 3,3 ± 0,42 3,1 ± 0,35 2,7 ± 0,29 1и3<0,05
коплении знаний о соперниках 2и3>0,05
К7 – заинтересованность в от- 3,2 ± 0,38 3,0 ± 0,31 2,4 ± 0,31 1и3<0,05
сутствии психогенных влияний 2и3<0,05

Рассматривая спортивную мотивацию как сложное личностное образо-
вание, характеризующееся целостностью, мы полагаем, что между отдель-
ными ее составляющими компонентами существует определенная взаимо-
связь. Для проверки этого предположения нами был проведен корреляцион-
ный анализ с вычислением коэффициентов ранговой корреляции между со-
11
ставными компонентами спортивной мотивации. Наибольшее количество
взаимосвязей обнаружено у интереса к спорту с остальными составными
компонентами мотивации.
Для раскрытия сущности формирования спортивной мотивации, а так-
же для поиска оптимальных средств в прикладных целях считаем необходи-
мым выяснить соотношение спортивной мотивации с некоторыми свойства-
ми личности. Для решения этой задачи нами были обследованы 30 юных
баскетболистов в возрасте 14-15 лет. Кроме изучения характера спортивной
мотивации нами были изучены следующие личностные особенности баскет-
болистов: 1) направленность личности; 2) ценностные ориентации; 3) по-
требность в самосовершенствовании; 4) самооценка; 5) самокритичность; 6)
потребность в одобрении; 7) личностная тревожность; 8) психическая надеж-
ность; 9) свойства нервных процессов; 10) экстраверсия-интроверсия;.
Таблица 3
Проявление свойств личности с учетом характера спортивной мотивации
юных баскетболистов (х)

Свойства личности Характер спортивной мотивации
устойчивая неустойчивая
1. Свойства нервных процессов
( баллы):
- сила 12,5 10,4
- подвижность 56,3 18,5
- уравновешенность 18,6 8,9
2. Психическая надежность (баллы):
- соревновательно-эмоциональная устой - 1,2 0,3
чивость
- саморегуляция 0,5 - 0,8
- мотивационно-энергетический компо 3,2 - 1,3
нент
- стабильность-помехоустойчивость 0,7 0,2
3. Потребность в самосовершенствовании,
баллы 72,7 55,4
4. Личностная тревожность (баллы) 38,9 48,4
5. Самооценка (коэффициент) 0,54 0,3
6. Самокритичность (коэффициент) 0,47 0,25
7. Направленность личности (баллы):
- личная 25,4 28,5
- коллективистическая 29,2 23,3
- деловая 28,4 25,3
8. Экстраверсия – интроверсия (количест
во случаев в %):
- интроверсия 7,6 41,4
- экстраверсия 61,5 47
- экстраверсия-интроверсия 30,9 11,6
9. Потребность в одобрении (баллы) 17,5 12,3

По характеру спортивной мотивации, по сформированности ее состав-
ляющих компонентов было выделено две группы спортсменов: первая груп-
12
па (13 человек) с устойчиво сформированной спортивной мотивацией; вторая
группа (17 человек) с неустойчивой и недостаточно сформированной спор-
тивной мотивацией (таблица 3). Рассмотрим соотношение выявленных
свойств личности и спортивной мотивации.
Свойства нервных процессов. Для лиц с устойчивой мотивацией ха-
рактерными свойствами являются: высокая подвижность нервных процессов;
слабая степень выраженности силы и уравновешенности нервных процессов.
Учитывая, что занятия баскетболом предполагают у спортсменов наличие
высокой подвижности нервных процессов мы находим соответствие свойств
нервных процессов требованиям этого вида спорта.
Психическая надежность. Из показателей этого интегрального качества
личности у лиц с устойчивой спортивной мотивацией недостаточно выраже-
на соревновательно-эмоциональная устойчивость, что можно объяснить осо-
бенностями подросткового возраста и отсутствием занятий со спортсменами
по развитию навыков психической саморегуляции. Высокий уровень разви-
тия имеет мотивационно-энергетический компонент, являющийся побудите-
лем активности личности.
Потребность в самосовершенствовании наиболее выражена у лиц с ус-
тойчивой спортивной мотивацией.
Потребность в одобрении своих действий, поведения, результатов сво-
ей деятельности является стимулирующим фактором юных баскетболистов.
При ее удовлетворении со стороны тренера и товарищей по команде спорт-
смены стремятся оправдать одобрение, похвалу и прилагают еще больше
усилий в занятиях спортом.
Личностная тревожность как свойство темперамента имеет средний
уровень проявления в группе лиц с устойчивой мотивацией. В группе лиц с
неустойчивой мотивацией она имеет высокий уровень, что является «сби-
вающим» фактором в спортивной деятельности.
Уровень самооценки у лиц с устойчивой спортивной мотивацией нахо-
дится в норме. У лиц с неустойчивой мотивацией самооценка имеет тенден-
цию к занижению.
Самокритичность у лиц с устойчивой мотивацией находится в норме, а
у лиц с неустойчивой мотивацией она занижена.
У лиц с неустойчивой мотивацией наиболее выражена личная направ-
ленность (на себя), чего не наблюдается у лиц с устойчивой спортивной мо-
тивацией. У последних выражена коллективистическая направленность. У
лиц с неустойчивой мотивацией этот вид направленности личности выражен
недостаточно. Деловая направленность (на задачу) показывает преобладание
у субъекта мотивов, порождаемых самой деятельностью, стремление к по-
знанию и овладению новыми знаниями, умениями в области выполняемой
деятельности. Она также более выражена у лиц с устойчивой спортивной мо-
тивацией.
Экстраверсия-интроверсия как свойство темперамента больше всего
(61,5%) проявляется у лиц с устойчивой спортивной мотивацией, что являет-
13
ся характерным для занятий баскетболом. Интроверсия более выражена у
лиц с неустойчивой спортивной мотивацией.
Различий в ценностных ориентациях между группами с устойчивой и
неустойчивой спортивной мотивацией не обнаружено.
Таким образом, проведенный анализ соотношения свойств личности и
спортивной мотивации позволил нам выявить свойства, наиболее характер-
ные для устойчивой спортивной мотивации баскетболистов. Это указывает
на необходимость: 1) учета некоторых из них (подвижности нервных процес-
сов, экстраверсии, коллективистической и деловой направленности лично-
сти) при наборе в учебные группы баскетбола, 2) воспитания у спортсменов
свойств личности (потребности в самосовершенствовании, самокритичности,
потребности в одобрении), связанных с устойчивой спортивной мотивацией.
В четвертой главе «Теоретическое и экспериментальное обоснование
методики формирования спортивной мотивации у юных баскетболистов»
раскрывается методика формирования спортивной мотивации и представля-
ются результаты педагогического эксперимента.
При выборе направлений, средств и методов формирования и сохране-
ния спортивной мотивации юных баскетболистов мы учитывали следующие
положения:1) результативность соревновательной деятельности влияет на
спортивную мотивацию;2) оправдавшиеся ожидания команды к каждому ее
члену влияют на характер межличностных взаимоотношений;3) межлично-
стные отношения в спортивной команде влияют на пребывание в ней;4) на
этапе углубленной спортивной специализации наиболее эффективной счита-
ется процессуально-результативная мотивация.
Методика формирования спортивной мотивации у баскетболистов.
Работа по формированию и сохранению спортивной мотивации юных
баскетболистов включает следующие составные компоненты:
1) формирование благоприятных взаимоотношений в спортивной ко-
манде между спортсменами, а также между спортсменами и тренером осуще-
ствлялось посредством проведения следующих мероприятий: совместных
коллективных походов в воскресные дни и в каникулы; комплектования ра-
бочих групп с учетом психологической совместимости ее членов; проведения
спортивных соревнований по различным видам спорта; выпуска стенгазет,
фотомонтажей; организации художественной самодеятельности в трениро-
вочной группе; проведения бесед, дискуссий, спортивных вечеров; формиро-
вания уважительного отношения к коллективу, тренеру, отдельным спорт-
сменам;
2) анализ низкой результативности соревновательной деятельности
баскетболистов и объяснение ее проявлением недостаточности усилий на
тренировках и соревнованиях проводился с помощью мотивационного тре-
нинга «причинных схем». Сущность этого тренинга заключается в следую-
щем. Восприятие спортсменом причин успеха или неудачи является сущест-
венной детерминантой его последующей деятельности и ее мотивационной
основы. Программа тренинга причинных схем ориентирована на перестройку
объяснения баскетболистами причин своих неуспешных действий с внешних
14
факторов и внутреннего фактора – «низкие способности» - на внутренний
фактор – «недостаточность усилий». При такой перестройке спортсменами
объяснений своих неудач можно рассчитывать на сохранение и укрепление
спортивной мотивации, так как недостаточность проявления усилий устра-
нить значительно легче, чем воздействовать на другие факторы. Данный тре-
нинг проводился после соревнований в индивидуальной форме.
Важным при изменении причинных схем является изучение и учёт ак-
туализирующихся эмоциональных состояний. Читая ту или иную причинную
схему, можно понять, что чувствует спортсмен и что переживает, что надо
делать ему дальше. Причинные схемы используются при формировании
тренировочной и соревновательной мотивации;
3) развитие у баскетболистов способностей к самоанализу своей дея-
тельности, целеполаганию и планированию своего поведения. Для этого ис-
пользовался «тренинг личностной причинности». Сущность этого тренинга
основывается на следующем положении: первичная мотивация человека –
стремление к эффективному взаимодействию с окружающей действительно-
стью, стремление изменить ее в желаемом направлении. Укрепление спор-
тивной мотивации рассматривается как развитие ощущения того, что человек
сам является причиной своего поведения и всех его последствий. При прове-
дении этого мотивационного тренинга решаются следующие задачи: 1) фор-
мирование умения ставить перед собой реально достижимые перспективные
цели на основе сопоставления целей со своими возможностями; 2) формиро-
вание умения выявлять свои сильные и слабые стороны; 3) научить спорт-
смена постановке ближайших перспектив; 4) научить спортсменов понимать,
действительно ли его поведение (деятельность) приближает к цели;
4) формирование внутренней процессуальной мотивации. Для этого
используется «тренинг внутренней мотивации». Сущность этого тренинга за-
ключается в следующем. Внутренняя мотивация человека возникает в про-
цессе выполнения деятельности и получения удовлетворения от этого про-
цесса. При формировании внутренней мотивации важно знать специфику по-
знавательных процессов и психических состояний спортсмена: сконцентри-
рованность внимания на занятиях баскетболом, исключение появления в по-
ле сознания постороннего; ощущение полной включенности (физической,
интеллектуальной) в спортивные занятия; ясное осознание целей, задач,
средств выполняемой деятельности; осознание правильности того, что дела-
ешь; отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности в своих спортивных
устремлениях; ощущение замедления субъективного времени; проявление
положительных эмоций, чувств на тренировках и соревнованиях;
5) работа с лидером и ведомыми в плане управления игровым взаимо-
действием и взаимоотношениями в команде. Лидеры могут проявлять пас-
сивное поведение или же конфликтное, ранее не характерное для них. Кор-
рекция поведения лидера в этом случае заключается в следующем: 1) прово-
дится наблюдение за общением и результативностью деятельности лидера в
играх; 2) фиксируются ситуации, в которых поведение лидера нежелательно
для команды; 3) выявляется внутренняя психологическая картина конфликт-
15
ных ситуаций в процессе бесед с членами команды; 4) анализируется поведе-
ние лидера с ним самим. На основе наблюдений и бесед составляется про-
грамма конкретных действий и поведения лидера в конфликтных ситуациях с
ориентацией лидера на контакт с конкретными спортсменами.
Для ведомых (низкостатусных) спортсменов характерно следующее
поведение в команде: низкая коммуникативная активность; преобладание
пассивного круга общения; такие спортсмены чаще других являются объек-
тами агрессивного общения остальных игроков, на агрессию со стороны дру-
гих реагируют уходом в себя, эмоциональными переживаниями, вспышками
эмоций; они редко являются инициаторами общения. Работа с такими игро-
ками включает: обучение навыкам эффективного общения, формирование
умений активного противодействия неблагоприятным воздействиям извне,
формирование благоприятных установок и отношений к межличностным
контактам с другими игроками. Данная работа проводится в форме тренинга
общения. Содержанием такого тренинга является: обучение ориентированно-
сти в ситуациях взаимодействия с партнерами по команде; ослабление чрез-
мерной чувствительности к психотравмирующим и конфликтным ситуациям;
приучение общаться с любыми партнерами; подбор желательных и нежела-
тельных партнеров и обучение способам активного противодействия небла-
гоприятным влияниям;
6) организация межличностного взаимодействия. Для оптимизации
межличностного общения в команде использовалась следующая последова-
тельность совместной деятельности: проведение групповых упражнений, ис-
ключающих соревновательность, напряженность, конфликтность; выполне-
ние групповых заданий, стимулирующих стенические эмоции, взаимопо-
мощь, заинтересованность в результатах других, интенсивное общение; вы-
полнение групповых упражнений с общей оценкой деятельности группы; ра-
бота с «проблемными» игроками (лидерами, ведомыми); подключение лиде-
ров к коммуникативным связям; обучение отдельных спортсменов способам
адаптации к межличностным влияниям;
7) удовлетворение актуальных потребностей в движениях, одобрении,
самосовершенствовании. Согласно теории мотивации А. Маслоу (1954)
удовлетворённость человека лежит в основе его устремленности к высоким
результатам своей деятельности. Удовлетворение потребностей высшего
уровня происходит после удовлетворения потребностей низкого уровня (см.
схему) . Данное положение было взято нами за исходное при формировании
спортивной мотивации юных баскетболистов. У спортсменов эксперимен-
тальной группы были изучены потребности в соответствии со структурой по-
требностей по А. Маслоу. Дальнейшая работа строилась на первоначальном
удовлетворении потребностей более низкого порядка, затем более высокого -
в движениях, в восстановлении после тренировки, в общении, в одобрении,
признании компетентности, самоутверждении, самосовершенствовании. Мы
исходим из известного в психологии положения о том, что мотивация заня-
тий любой деятельностью, в том числе и спортивной, связывается с удовле-
творением потребностей, имеющих место в занятиях этой деятельностью.
16

В физи- В обще- В уваже-
В движе- В само-
ческой нии, со- нии, при-
ниях, укре- выра-
подго- причаст- знании
плении жении,
товлен- ности к своей
здоровья, самоут-
ности, компе-
спорту
восстанов- вержде-
уверен- тентности
лении нии
ности

Схема. Последовательность удовлетворения потребностей в процессе занятий спортом.
Направления, средства и методы формирования спортивной мотивации
у юных баскетболистов
1. Подготовительный период
Направления: 1) формирование благоприятных межличностных взаимо-
отношений в спортивной группе; 2) укрепление спортивной мотивации с по-
мощью мотивационных тренингов; 3) актуализация тренировочной мотива-
ции; 4) формирование у спортсменов целеполагания (промежуточных и пер-
спективных целей).
Средства: коллективные игры (спортивные, подвижные), туристские по-
ходы, культурные мероприятия, вечера (спортивные, творческие), мотиваци-
онные тренинги (причинных схем, личностной причинности, внутренней мо-
тивации), эмоциональные тренировочные занятия.
Методы: беседа, убеждение, внушение, обсуждение спортивной инфор-
мации, личный пример тренера, принятие коллективных решений, укрепле-
ние традиций команды.
2. Соревновательный период
Направления: 1) укрепление спортивной мотивации посредством моти-
вационных тренингов; 2) актуализация соревновательной мотивации.
Средства: мотивационные тренинги (причинных схем);
Методы: убеждение, коллективный анализ участия в соревнованиях, са-
моанализ своих результатов, поощрение, беседа.
3. Переходный период
Направления: 1) формирование благоприятных межличностных взаимо-
отношений в спортивной группе; 2) сохранение у юных баскетболистов
спортивной мотивации; 3) формирование спортивной мотивации к продол-
жительному тренировочному процессу.
Средства: мотивационные тренинги (причинных схем, личностной при-
чинности, внутренней мотивации); укрепление традиций команды, восстано-
вительные мероприятия, культурные мероприятия.
Методы: беседа (групповая, индивидуальная), самоанализ своей дея-
тельности (тренировочной, соревновательной), личный пример тренера.
Результаты педагогического эксперимента
С целью обоснования эффективности разработанной нами методики
формирования спортивной мотивации у баскетболистов на этапе углублен-
ной спортивной специализации был проведен педагогический эксперимент в
период с января 2001г. по июнь 2002 г. Формирование спортивной мотива-
17
ции осуществлялось во время тренировочных занятий, соревнований, а также
до и после тренировок и соревнований в групповой и индивидуальной форме
в зависимости от используемых средств.
На начало эксперимента достоверных различий между группами не
было. Контрольные показатели снимались через каждые полгода. Всего было
проведено четыре замера показателей (табл. 4).
Таблица 4
Динамика интереса к спорту у баскетболистов
экспериментальной группы (х ± ?), баллы

Этапы эксперимента
Показатели Р
1 2 3 4
между
январь 2001г. июнь 2001г. январь 2002г. июнь 2002г.
Интерес к 28,3±5,6 29,5±5,8 31,3±4,7 32,8±4,8 1и3<0,05
спорту 1и4<0,01
Компоненты
интереса:
- эмоциональ- 7,0±0,71 7,0±0,72 7,1±0,7 7,8±0,72 1и4<0,05
ный
- мотивацион- 6,8±0,65 7,1±0,7 7,2±0,73 7,6±0,71 1и4<0,05
ный
- интеллекту- 7,3±0,68 7,6±0,7 8,4±0,75 8,8±0,78 1и3<0,05
альный 1и4<0,01
- волевой 7,2±0,75 7,8±0,71 8,6±0,78 8,6±0,85 1и2<0,05
1и4<0,01

Если в начале педагогического эксперимента у спортсменов экспери-
ментальной группы интерес к спорту характеризовался как недостаточно ус-
тойчивый, то к окончанию эксперимента он характеризуется как устойчивый,
произошло существенное (Р<0,01) его укрепление.

80 I II III IV
70
60
50
40
30
20
10

Гистограмма. 3. Динамика соотношения тренировочной и соревновательной мотивации у
баскетболистов экспериментальной группы (в %).
Условные обозначения: I, II, III, IV – этапы эксперимента;
- преобладание тренировочной мотивации;
- - преобладание соревновательной мотивации;
- баланс тренировочной и соревновательной мотивации.
18
В контрольной группе изменений в формировании интереса к спорту
не отмечалось К окончанию эксперимента значительно повысилась мотива-
ция на соревновательную деятельность. При этом мотивация спортсменов на
соревновательную деятельность изменилась значительно больше, чем моти-
вация на тренировочную деятельность. Соревнования для спортсменов стали
более значимыми, чем до эксперимента (гистограмма 3).
Существенные изменения произошли в структуре спортивной мотива-
ции при анализе ориентации спортсменов экспериментальной группы на от-
дельные аспекты спортивной деятельности (таблица 5).
Таблица 5
Динамика спортивной мотивации баскетболистов экспериментальной группы
(х ± ?), баллы

Показатели Этапы эксперимента
мотивации Р
I II III IV
К1-ориентация на ду- 3,38±0,36 3,36±0,31 3,65±0,3 4,25±0,38 1и4<0,05
ховные потребности
К2-ориентация на мате- 3,36±0,31 3,64±0,32 3,71±0,36 3,95±0,35 1и4<0,05
риальные потребности
К3-ориентация на тре- 3,63±0,31 3,8±0,37 3,8±0,35 4,13±0,36 1и4<0,05
нировочные условия
К4-ориентация на нако- 3,16±0,35 3,66±0,31 3,96±0,42 3,94±0,37 1и4<0,05
пление знаний, навыков
К5-ориентация на отсут- 2,61±0,36 2,7±0,28 3,07±0,3 3,55±0,34 2и4<0,05
ствие болевых ощуще-
ний
К6-ориентация на нако- 3,39±0,4 3,51±0,45 3,8±0,37 3,97±0,36 1и4<0,05
пление сведений о про-
тивнике
К7-ориентация на отсут- 3,4±0,41 3,56±0,43 3,56±0,45 3,83±0,4 1и4>0,05

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign