LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

На правах рукописи


КАНАТОВ Андрей Викторович



ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ
У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ
УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ




13.00.04 – теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры




Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Тюмень – 2005
2
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования «Тобольский государственный пе-
дагогический институт им. Д. И. Менделеева»


Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Бабушкин Геннадий Дмитриевич


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Сидоров Леонид Константинович,

кандидат психологических наук, доцент
Шевцова Татьяна Станиславовна


Ведущая организация – ГОУВПО «Томский государственный
педагогический университет»


Защита состоится 27 мая 2005 года в 10 часов на заседании диссертаци-
онного совета Д 212.274.01 при государственном образовательном учрежде-
нии высшего профессионального образования «Тюменский государственный
университет» по адресу: 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУВПО «Тюмен-
ский государственный университет».


Автореферат разослан апреля 2005 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета Строкова Т.А.
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность настоящего исследования определяется высокой значимо-
стью спортивной мотивации в спортивном совершенствовании, достижении
высоких результатов в спорте. Практика работы с юными баскетболистами
показывает, что на этапе углубленной спортивной специализации (14-17 лет)
происходит большой отсев из тренировочных групп. Как показывают иссле-
дования (Р.А. Пилоян, 1984; Е.Г. Бабушкин, 2000; А.П. Шумилин, 2003 и др.),
основной причиной отсева в спорте является ослабление спортивной мотива-
ции. В этой связи актуальность данного исследования является несомненной.
Мы полагаем, что своевременное развитие спортивной мотивации у юных
баскетболистов позволит укрепить и сохранить её на долгие годы, что, в
свою очередь, будет способствовать их спортивному долголетию.
Изучению спортивной мотивации посвящен ряд исследований (Г.П. Фу-
раев, 1980; Р.А. Пилоян, 1984; Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, 2000; Е.П.
Ильин, 2000; А.П. Шумилин, 2003 и др.). Однако в данных работах представ-
лен в основном диагностический аспект мотивации. В некоторых из них пред-
лагаются методики формирования спортивной мотивации в единоборствах.
Методические аспекты спортивной мотивации разработаны недостаточ-
но. В учебных программах для спортивных школ не представлены средства и
методы формирования спортивной мотивации у занимающихся спортом на
том или ином этапе спортивного совершенствования. Естественно, что трене-
ры в своей работе не уделяют должного внимания формированию спортивной
мотивации у своих учеников. В результате происходит ослабление спортив-
ной мотивации, и они прекращают заниматься спортом (А.П. Шумилин, 2003).
В связи с этим возникает несколько вопросов, требующих своего разре-
шения: как формировать у юных спортсменов спортивную мотивацию? как ее
сохранить? какие использовать для этого средства и методы?
Теоретический анализ состояния проблемы формирования спортивной
мотивации и результаты наших наблюдений за спортсменами позволили нам
сформулировать следующее противоречие: между необходимостью форми-
рования у спортсменов – баскетболистов юношеского возраста устойчивой
мотивации к занятиям спортом и неразработанностью этого вопроса в теории
физического воспитания и спортивной тренировки.
Проблемой настоящего исследования является поиск путей, способов и
средств укрепления и сохранения спортивной мотивации юных баскетболи-
стов.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс бас-
кетболистов, а предметом – содержание, средства и методы формирования
спортивной мотивации у юных баскетболистов.
Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование ме-
тодики формирования спортивной мотивации у баскетболистов на этапе уг-
лубленной спортивной специализации.
4
Гипотеза исследования - формирование спортивной мотивации у
юных баскетболистов на этапе углубленной спортивной специализации будет
более эффективным за счет:
- формирования благоприятных межличностных взаимоотношений в ко-
манде;
- последовательного удовлетворения актуальных потребностей: в дви-
жениях, укреплении здоровья, восстановлении работоспособности, в обще-
нии, одобрении, уважении, самоутверждении;
- акцентирования внимания спортсмена на соответствии возможностей и
спортивных результатов;
- проведения мотивационных тренингов в учебно-тренировочном про-
цессе юных баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы формиро-
вания спортивной мотивации.
2. Выявить особенности спортивной мотивации юных баскетболистов и
факторы, влияющие на её сохранение.
3. Изучить характер межличностных взаимоотношений в баскетбольных
командах подросткового возраста и их взаимосвязь со спортивной мотиваци-
ей.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики
формирования спортивной мотивации юных баскетболистов на этапе углуб-
ленной спортивной специализации.
Методологическую основу исследования составляют: теория спортив-
ной тренировки (Л.П. Матвеев, В.П. Филин, В.Н. Платонов и др.), теория
коллектива (А.В. Петровский, А.С. Макаренко, Р.С. Немов и др.), теория
личности (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.А. Кикнадзе и др.), современные
концепции мотивации (А.Н. Леонтьев, В.Г. Асеев, В.А. Зобков, Е.П. Ильин,
Р.А. Пилоян и др.), научно-методические разработки мотивационных тренин-
гов (В.С. Агеев, Д.К. Маркова, Е.Г. Бабушкин, Д. Чармс и др.), концепция
потребностей (А. Маслоу), исследования в области психологической подго-
товки спортсменов, взаимоотношений в спортивной деятельности и резуль-
тативности соревновательной деятельности (Г.Д.Бабушкин, Г.Б. Горская,
Г.Д. Горбунов, В.Л. Марищук, Ю.Я. Киселев, Ю.А. Коломейцев, Ю.Л. Ха-
нин, Гошек, М. Ванек, В.А. Зобков, А.П. Шумилин и др.).
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме
мотивации, наблюдение, опрос, социометрия, тестирование, педагогический
эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование по изучению сформиро-
ванности спортивной мотивации у баскетболистов проходило в период с сен-
тября 1995 г. по май 2004 г. в п.п. Болчары и Междуреченский Кондинско-
го района, г.г. Омске, Тобольске. На первом этапе предусматривалось ис-
следование спортивной мотивации у баскетболистов, взаимоотношений в
спортивной команде, индивидуально-психологических особенностей спорт-
сменов, стиля управления спортивным коллективом. В исследованиях приня-
5
ло участие 53 баскетболиста различной квалификации в возрасте 13 - 15 лет
и 5 тренеров по баскетболу. В данной части исследования важно было вы-
явить особенности спортивной мотивации баскетболистов различной квали-
фикации и факторы, влияющие на ее формирование. На основе этих исследо-
ваний была разработана методика формирования спортивной мотивации у
юных баскетболистов. На втором этапе исследования был организован пе-
дагогический эксперимент для проверки эффективности разработанной ме-
тодики формирования спортивной мотивации юных баскетболистов. На
третьем этапе систематизировались и обобщались основные результаты
исследования, происходило концептуальное оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- доказано положительное влияние благоприятных межличностных взаи-
моотношений в системах «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер» на
формирование и сохранение спортивной мотивации юных баскетболистов;
- выявлена взаимосвязь устойчивой спортивной мотивации баскетболи-
стов с рядом их индивидуально-психологических особенностей: коллективи-
стической и деловой направленностью, самокритичностью, потребностью в
самосовершенствовании и одобрении, личностной тревожностью, подвижно-
стью нервных процессов, психической надёжностью, экстраверсией;
- показана эффективность использования мотивационных тренингов
личностной причинности, причинных схем, внутренней мотивации в форми-
ровании спортивной мотивации юных баскетболистов;
- разработана и экспериментально обоснована методика формирования
спортивной мотивации юных баскетболистов на этапе углубленной спортив-
ной специализации, построенная на последовательном удовлетворении акту-
альных потребностей (в движениях, укреплении здоровья, восстановлении
работоспособности, в общении, одобрении, уважении, самоутверждении);
акцентировании внимания спортсмена на соответствии его возможностей и
спортивных результатов; на проведении мотивационных тренингов в учебно-
тренировочном процессе юных баскетболистов.
Теоретическая значимость. Углублен раздел теории и методики фи-
зического воспитания «Спортивная тренировка» решением вопросов психо-
логической подготовки баскетболистов. Обоснованы структура, средства и
методы формирования спортивной мотивации у юных баскетболистов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
методики формирования спортивной мотивации у юных баскетболистов с
целью ее укрепления и сохранения, методических рекомендаций по форми-
рованию благоприятных взаимоотношений в спортивной команде, по органи-
зации межличностного взаимодействия, по проведению мотивационных тре-
нингов, которые могут быть использованы в работе средних школ, ДЮСШ, а
также в профессиональной подготовке тренеров по баскетболу. При соответ-
ствующей адаптации содержания методики она может использоваться и в
других игровых видах спорта (волейбол, гандбол, футбол).
Положения, выносимые на защиту:
6
1. Спортивная мотивация представляет собой сложное личностное об-
разование, находящееся во взаимосвязи с рядом индивидуально-
психологических особенностей личности, которые обусловливают ее форми-
рование и сохранение у индивида: коллективистической и деловой направ-
ленностью личности, самокритичностью, потребностью в самосовершенст-
вовании и одобрении, личностной тревожностью, подвижностью нервных
процессов, психической надёжностью, экстраверсией;
2. Характер межличностных взаимоотношений в спортивном коллекти-
ве и привлекательность группы для спортсмена обусловливают формирова-
ние и сохранение спортивной мотивации юных баскетболистов.
3. Методика формирования спортивной мотивации юных баскетболи-
стов на этапе углубленной спортивной специализации основывается на фор-
мировании благоприятных взаимоотношений в команде, удовлетворении ак-
туальных потребностей юных спортсменов, осмыслении спортсменом своих
возможностей и спортивных результатов. Внедрение данной методики в
учебно-тренировочный процесс способствует повышению спортивной моти-
вации и результативности соревновательной деятельности.
Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретиче-
ским обоснованием рассматриваемой проблемы, использованием комплекса
методов, адекватных предмету и задачам исследования, достаточным объе-
мом испытуемых, многолетним опытом исследовательской работы, позитив-
ными результатами проведенного эксперимента. Полученные результаты
подвергнуты необходимой статистической обработке с нахождением досто-
верности различий, коэффициентов корреляций.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссерта-
ционной работы докладывались и обсуждались на межрегиональных конфе-
ренциях молодых ученых и студентов «Проблемы совершенствования олим-
пийского движения, физической культуры и спорта в Сибири» (Омск, 2000,
2001), международной научно-практической конференции «Природные и ин-
теллектуальные ресурсы Сибири» (Томск, 2003), региональном симпозиуме
«Психологические технологии в физическом воспитании и спорте» (Омск,
2004), итоговых научных конференциях Тобольского государственного педа-
гогического института (2003, 2004).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех
глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложе-
ния. Работа изложена на 138 страницах, содержит 13 рисунков и 17 таблиц.
Список литературы включает 172 источника, из них 25 зарубежных.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулиру-
ются проблема, тема, цель, выдвигается научная гипотеза исследования.
Представлены методологическая основа исследования, теоретическая и прак-
тическая значимость работы. Приводятся основные положения, выносимые
на защиту.
7
В первой главе « Состояние проблемы мотивации спортивной деятель-
ности» проведен теоретический анализ научно-методической литературы.
Мотивация человека рассматривается как фактор активности. При изучении
мотивации анализируется взаимодействие личности с выбранной деятельно-
стью: мотивация влияет на деятельность, деятельность влияет на мотивацию.
В соответствии с таким пониманием процесса взаимодействия (Д. Магнус, Н.
Эндлер, 1977) можно заключить, что индивиды отыскивают и даже форми-
руют наличные ситуации в соответствии со своими личностными диспози-
циями. Субъект деятельности выступает активным творцом. Мотивация
представляется как сложное личностное образование ( А.Н. Леонтьев, 1971),
как через психику реализующаяся детерминация поведения человека (С.Л.
Рубинштейн, 1976), как особое идеальное действие во внутреннем плане по
построению мотива, намерения к действию (Л.И. Божович, 1978; Д.А. Кик-
надзе, 1982), как состояние личности спортсмена, формирующееся в резуль-
тате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спор-
тивной деятельности.
Вопросам изучения спортивной мотивации посвящен ряд работ ( В.А.
Зобков, 1982; В.Л. Марищук, 1983; Р.А. Пилоян, 1984; Г.Д. Горбунов, 1986;
Г.Б. Горская, 1994 и др.). В основном авторами представлены результаты
констатирующих исследований. Вопросам, посвященным разработке мето-
дик формирования и укрепления спортивной мотивации, уделяется недоста-
точное внимание. Имеются лишь единичные работы (Е.Г. Бабушкин, 2000;
А.П. Шумилин, 2003), посвященные экспериментальному обоснованию ме-
тодик формирования спортивной мотивации у юных боксеров и дзюдоистов.
Вторая глава «Задачи, содержание, методы и организация исследова-
ния» посвящена формулировке задач исследования, описанию методов и ме-
тодик исследования, раскрытию организации и содержания педагогического
эксперимента. На первом этапе работы было проведено констатирующее ис-
следование, предполагавшее выявление у баскетболистов спортивной моти-
вации, взаимоотношений в спортивной команде, индивидуально-
психологических особенностей спортсменов, стиля управления спортивным
коллективом. Данная часть исследования предусматривала выявление осо-
бенностей спортивной мотивации баскетболистов различной квалификации и
факторов, влияющих на ее формирование. По результатам этого исследова-
ния мы имели возможность разработать и теоретически обосновать методику
формирования спортивной мотивации юных баскетболистов на этапе углуб-
ленной спортивной специализации. Вторая часть исследования предусмат-
ривала организацию педагогического эксперимента, целью которого явля-
лась проверка эффективности разработанной методики формирования спор-
тивной мотивации юных баскетболистов. В эксперименте приняло участие
две группы баскетболистов (по 15 человек) – учащихся ДЮСШ (п. Между-
реченский Кондинского района) в возрасте 14-15 лет. Контрольная группа
занималась по традиционной методике, экспериментальная группа - по раз-
работанной нами методике.
8
В третьей главе «Характеристика и проявление спортивной мотивации
юных баскетболистов» исследовалась сформированность спортивной моти-
вации юных баскетболистов, ее проявление в системе взаимоотношений в
команде баскетболистов и взаимосвязь спортивной мотивации с некоторыми
свойствами личности.
Из всей группы обследованных баскетболистов (53 чел) были взяты три
выборки: 1) по степени устойчивости интереса к спорту; 2) по направленно-
сти соревновательной мотивации на достижение успеха и избежание неуда-
чи; 3) по направленности спортивной мотивации на тренировочный процесс
и соревнование. По степени устойчивости интереса к спорту из всей выборки
было выделено три группы (таблица 1): первая группа (13 человек) имеет ус-
тойчивый интерес (33,2 балла); вторая группа (28 человек) имеет недостаточ-
но устойчивый интерес (27,8 балла); третья группа (12 человек) имеет неус-
тойчивый интерес к спорту (24,6 балла).
Таблица 1
Степень выраженности составных компонентов интереса к спорту у
юных баскетболистов ( х ±?), баллы

Компонены Группы обследованных Р
интереса между
первая вторая третья
1.Эмоциона- 8,5 ± 0,72 7,5 ± 0,81 6,1 ± 0,65 1и2 <0,05
ный 1и3< 0,01
2.Мотиваци- 8,6 ± 0,75 7,8 ± 0,83 6,6 ± 0,71 1и2< 0,05
онный 1и3<0,01
3.Интеллек- 8,3 ± 0,79 6,3 ± 0,65 5,8 ± 0,61 1и2<0,01
туальный 1и3<0,01
4.Волевой 7,8 ± 0,82 6,2 ± 0,57 5,3 ± 0,48 1и3<0,01
2и3<0,05

Характерным для всех групп является то, что эмоциональный и моти-
вационный компоненты выражены значительно больше (Р<0,05), чем интел-
лектуальный и волевой. Можно предположить, что для юных спортсменов
характерно положительное эмоциональное отношение, удовлетворенность
занятиями спортом с выраженной устойчивой мотивацией (мотивационный
компонент). Вместе с тем их активно-действенное отношение, проявляющее-
ся в интеллектуальном и волевом компонентах, выражено недостаточно, что
естественно будет сказываться на их спортивных результатах.
Мы предполагаем, что устойчивость интереса к спорту обусловливает
формирование направленности спортивной мотивации на тренировочный
процесс или на соревнование. Для проверки этого предположения мы про-
анализировали характер направленности спортивной мотивации у спортсме-
нов с разной степенью устойчивости интереса к спорту. Результаты анализа
представлены на гистограмме 1.
9
Баллы
9 8,4
8 7,3
7 6,0
6 5,7 5,1
5 4,2
4
3
2
1

ТС ТС ТС
Первая группа Вторая группа Третья группа
Гистограмма 1. Направленность спортивной мотивации баскетболистов с учетом устойчиво-
сти интереса к спорту
Условные обозначения: Т – тренировочная мотивация; С – соревновательная мотивация.
У баскетболистов первой группы (устойчивый интерес к спорту) в
структуре спортивной мотивации преобладает направленность на соревнова-
тельную деятельность. С понижением устойчивости интереса прослеживает-
ся тенденция снижения уровня спортивной мотивации с преобладанием на-
правленности мотивации на тренировочный процесс.
Вычисление коэффициентов корреляции между устойчивостью интере-
са к спорту и направленностью спортивной мотивации показало следующее.
Чем выше устойчивость интереса к спорту, тем более выражена направлен-
ность спортивной мотивации на соревнование (r = 0,78). Несколько ниже -
коэффициент корреляции между устойчивостью интереса к спорту и направ-
ленностью мотивации на тренировочный процесс (r = 0,63).
Баллы 9,1
9- 7,5
8- 7,0 7,1
7- 6,2
6- 5,6
5-
4-
3-
2-
1-
У Н У Н У Н
Первая группа Вторая группа Третья группа
Гистограмма 2. Соотношение мотивации достижения успеха и избежания неудачи у баскет-
болистов
Условные обозначения: У – мотивация достижения успеха; Н – мотивация избежания неуда-
чи.
10
В достижении планируемых спортивных результатов на соревнованиях
существенное значение имеет направленность соревновательной мотивации
на достижения успеха. Сравнительный анализ направленности мотивации у
лиц с разной степенью устойчивости интереса к спорту позволяет заключить
следующее (гистограмма 2).Чем выше степень устойчивости интереса к
спорту, тем более выражена мотивация на достижение успеха (Р<0,01). Чем
менее выражена устойчивость интереса к спорту, тем более выражена моти-
вация на избежание неудачи (Р<0,05). Об этой связи свидетельствуют вычис-
ленные коэффициенты корреляции: для первого случая r = 0,85; для второго r
= 0,64.
Выявлена недостаточная сформированность спортивной мотивации
(таблица 2). Причем оказалось, что сформированность компонентов мотива-
ции побудительного (К1 и К2), базисного (К3, К4, К5) и процессуального ос-
нований (К6, К7) связана с характером интереса к спорту. Наибольшие пока-
затели спортивной мотивации отмечены в первой группе испытуемых, имею-
щих устойчивый интерес к спорту; наименьшие показатели отмечены в

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign