LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет военного обучения




А.С. Калюжный






ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
К ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ






Учебное пособие















Н.Новгород
2004
ББК 88.4
В 633





В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические предпосылки комплексного подхода к организации и осуществлению воспитательной работы в подразделении военнослужащих. Достаточное внимание уделено раскрытию педагогической сущности и содержания комплексного подхода, а также основных направлений деятельности заместителя командира подразделения по воспитательной работе в ходе его практической реализации.
Предназначено студентам факультета военного обучения НГТУ, обучающимся по программе подготовки специалистов по военно-учетной специальности "Психология", а также постоянному составу университета, проявляющему интерес к теории и практике отечественной военной психологии и педагогики.















К 17
Калюжный А.С. Теория и практика комплексного подхода к воспитанию военнослужащих: Учеб. пос. -Н.Новгород: НГТУ, 2004. - 16 с.

? А.С. Калюжный, 2004







Оглавление

Введение ........................................................................
4
1.
Методологические и теоретические предпосылки комплекс-ного подхода ...............................................................

5
2.
Педагогическая сущность и содержание комплексного подхода
7
3.
Основные направления деятельности заместителя командира подразделения по воспитательной работе при реализации комплексного подхода ...................................................


12
Заключение .....................................................................
16
Литература ......................................................................
17























ВВЕДЕНИЕ

Воспитание как сложное социально-педагогическое явление и военно-педагогический процесс имеет вполне определенную и четкую структуру. Как известно, ее основными элементами выступают цель воспитания, субъекты и объекты, а также механизмы их взаимодействия, закономерности, содержание, формы, методы, средства и приемы, а также оценка эффективности воспитательной деятельности различных категорий военных педагогов. Следовательно, возникает проблема раскрытия содержания их соотношения и подчинения воспитательной деятельности офицерского состава определенному системообразующему принципу. К тому же условия развития современного российского общества (сложность решаемых Вооруженными Силами задач, их возросшая социальная ответственность за судьбу Отечества, снижающийся образовательный и культурный уровень молодежи, призываемой в армию и на флот) требуют постоянного совершенствования процесса воспитания. Одним из важнейших направлений повышения его эффективности и качества в современных условиях является комплексный подход.
Комплексный подход - явление многогранное и может рассматриваться с позиций различных наук. В настоящем пособии предпринята попытка изложить методологические и теоретические основы комплексного подхода, раскрыть его психолого-педагогическую сущность, содержание и условия реализации в деятельности заместителя командира подразделения по воспитательной работе.















МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

Идея комплексного подхода к воспитанию имеет прочную методологическую базу в диалектике, и прежде всего в таких ее категориях, как "всеобщая связь" и "целостность явлений".
Всеобщая связь явлений - это наиболее общая закономерность существования мира, выражающая результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений. Воспитание, как процесс формирования активного и сознательного гражданина и защитника Отечества, всесторонне и гармонически развитой личности не изолировано от других явлений. С одной стороны, оно тесно связано с развитием экономики и хозяйственной деятельностью, с идеологией и политикой, культурой и искусством, которые оказывают существенное влияние на характер и содержание воспитания. С другой стороны, воспитание правомерно рассматривать как самостоятельное целостное явление.
Категория целостности означает внутреннее единство объекта, его относительную автономность. Целостное понимание объекта подразумевает всесторонний, полный охват всех его свойств, сторон и связей, его внутреннюю обусловленность и специфику. Применительно к воспитанию это означает, что оно само имеет свои структурные элементы, внутренние зависимости и системообразующие факторы.
С точки зрения содержания важнейшим, сущностным элементом воспитания воинов является воинское воспитание. Его дополняют, с ним комплексно взаимодействуют такие очень важные направления воспитательной работы, как государственно-патриотическое, нравственное, правовое, эстетическое, физическое и др. Но все они "работают" на главное - воинское воспитание.
С процессуальной, управленческо-организационной и методической точек зрения важнейшими элементами воспитания выступает его объект и субъект, формы, методы и средства воздействия. Содержательная и методическая стороны воспитания тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важнейшими системообразующими факторами воспитания, внутреннего единства всех его элементов являются присущие ему цели и закономерности.
Главная цель воспитания - всестороннее, гармоническое развитие личности человека - определяет содержание, формы, методы, средства, характер взаимоотношений и взаимодействия объекта и субъекта воспитания. Воспитание военнослужащих направлено не только на реализацию этой главной цели, но и на формирование таких морально-психологических, военно-профессиональных и боевых качеств у воинов, которые бы способствовали успешному выполнению воинского долга в мирное время и в бою. Эти цели определяют специфику воспитательной работы в армии и на флоте на современном этапе отечественного военного строительства.
Другим системообразующим фактором выступают закономерности, внутренне присущие процессу воспитания, а именно: целостность формирования личности воина; соответствие воспитательных воздействий и взаимодействий уровню развития и индивидуально-психологическим особенностям воинов; единство обучения, воспитания, развития и психологической подготовки и ряд других.
А. С. Макаренко подчеркивал, что "целостная человеческая личность не воспитывается по частям. Нельзя в какой-то период воспитывать идейную убежденность, а затем какое-то другое качество". Все качества личности тесно взаимосвязаны, определяют друг друга, проявляются и развиваются в этом единстве, образуя целостный облик человека.
Закономерности процесса воспитания - системообразующий фактор, которому внутренне присущи условия взаимозависимости различных элементов воспитания. Игнорирование объективных связей воспитательного процесса, недостаточный или неправильный их учет в практической деятельности неизбежно отрицательно сказываются на эффективности педагогических воздействий.
Актуализация комплексного подхода не отрицает того факта, что его элементы характерны были для воспитательной работы и раньше. Однако в современных условиях появились возможности для более полной реализации комплексного подхода. В нашей стране осуществлены демократические преобразования, происходит постепенный переход к профессиональной армии.
Если говорить о других предпосылках актуализации проблемы комплексного подхода к воспитанию применительно к Вооруженным Силам, то следует отметить в первую очередь такие факторы, как наличие в Вооруженных Силах системы квалифицированных командных, воспитательных, юридических, инженерно-технических кадров; определенный общеобразовательный и культурный уровень личного состава; высокий уровень научной разработки проблем воспитания и богатый практический опыт воспитательной работы в мирных условиях и в условиях ведения боевых действий.
Значение комплексного подхода в деятельности военных кадров велико. Оно состоит, прежде всего, в том, что комплексный подход - это наиболее адекватное современному периоду средство совершенствования воспитательной практики, методологическая база деятельности по формированию всесторонне развитой личности. Комплексный подход дает в руки воспитателей всех категорий ключ к правильному пониманию воспитательного процесса, к верному выбору форм, методов, приемов и средств оптимального воздействия на формирование личности всех категорий военнослужащих.
Ранее уже были раскрыты сущность, содержание, принципы и методы воспитания военнослужащих. Строгий учет закономерностей, требований принципов воспитания обеспечивает всесторонний подход к решению учебно-воспитательных задач.
Актуализация комплексного подхода в современных условиях способствует пониманию воспитания как целостного явления, тесно взаимосвязанного с другими социальными явлениями. Следование требованиям комплексного подхода в практической работе позволяет охватить все стороны воспитательного процесса, выявить оптимальные пути, методы и средства педагогического воздействия на личный состав подразделения.




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

По своему содержанию комплексный подход включает в себя следующие основные элементы: определение и постановку целей воспитания, или целеполагание; оптимальный выбор и применение содержания, методов, форм, средств и приемов педагогического воздействия; изучение и учет уровня воспитанности воинов; согласованную и скоординированную педагогическую деятельность командиров, их заместителей по воспитательной работе, общественных организаций. Следовательно, комплексный подход охватывает все элементы воспитательного процесса, организуемого и осуществляемого в воинском подразделении.
Воспитание, как и всякая другая деятельность, начинается с определения и постановки целей. В педагогической деятельности этот процесс называется целеполаганием и предполагает на основе общей цели воспитания всех граждан определение и постановку конкретных целей и задач воспитательной работы в целом, проведение отдельных воспитательных, учебных, административных, правовых и других мероприятий с каждым воином и воинскими коллективами. А. С. Макаренко подчеркивал: "Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - решительно всю картину человеческой личности. Я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться".
Определение и постановка конкретных целей воспитания, разработка программы развития личности военнослужащего имеют два этапа. Во-первых, это определение качеств, которыми должен обладать каждый воин и которые должны быть постоянно в поле зрения воспитателя. Во-вторых, это определение воспитательных целей конкретных учебных, воспитательных, организационных, административных и иных мероприятий и отдельных воспитательных актов.
Что касается качеств, которыми должен обладать военнослужащий, то они изложены в виде требований в документах Российского правительства и Министерства обороны, в военной присяге и воинских уставах, руководящих документах по боевой и общественно-государственной подготовке. Эти качества необходимо воспитывать у всех воинов. Однако в зависимости от воинской специальности они могут дополняться и другими, которые необходимы воину для качественного выполнения функциональных обязанностей. Так, для оператора станции крайне важны сосредоточенность, внимательность, развитое воображение; для заряжающего орудия - большая физическая сила, выносливость, сноровка. Все другие специальности также требуют от воинов определенных качеств, и это должно быть предметом постоянного внимания воспитателей.
Общая цель воспитания, конкретизация ее в определенных качествах личности воина - основной фон педагогической работы. На пути от целей к конечному результату находится большое поле взаимосвязанных и взаимоподчиненных частных целей и задач, которые определяются и реализуются в конкретных учебных, административных, собственно воспитательных, хозяйственных, других мероприятиях и отдельных воспитательных актах. Установление этих целей, их реализация - сложный и трудоемкий процесс.
Процесс целеполагания на разных уровнях и в различных звеньях войскового организма имеет свою специфику. Чем ниже уровень, звено, тем конкретнее должно осуществляться целеполагание, и наоборот, чем выше уровень управления, тем более общий характер носит целеполагание. Однако независимо от уровня главные функции в процессе целеполагания любого воспитателя сводятся к двум основным моментам. Во-первых, к руководству этим процессом, то есть определению целей воспитания в подчиненных подразделениях, коллективах, контролю за их реализацией. Во-вторых, к непосредственному личному участию в реализации целей воспитания.
Заместитель командира по воспитательной работе, как организатор воспитательного процесса, должен четко представлять воспитательные цели всех основных мероприятий, проводимых в подразделении, и умело доводить их до подчиненных офицеров, прапорщиков, мичманов. Например, участвуя в разработке плана боевой подготовки, заместитель командира по воспитательной работе проявляет заботу о том, чтобы основные воспитательные мероприятия были тесно увязаны с мероприятиями плана боевой учебы. Все это повышает качество решения не только учебно-боевых, но и воспитательных задач.
Важным участком работы заместителя командира по воспитательной работе на этапе целеполагания является обучение подчиненных командиров, актива практике постановки конкретных целей воспитательной работы в подразделении.
Наконец, одним из важнейших направлений деятельности заместителя командира по воспитательной работе является личное участие в достижении целей воспитания. Как показывает опыт, определение воспитательных целей конкретных мероприятий, отдельных действий представляет наибольшую сложность для воспитателей. Заместитель командира по воспитательной работе в силу своих прав и обязанностей в связи с этим осуществляет многообразную деятельность: управленческую, воспитательную, учебную, правовую и др. Каждый из этих видов деятельности обладает определенными воспитательными возможностями. Задача заместителя командира по воспитательной работе, как и любого другого военного педагога, состоит в том, чтобы в конкретных мероприятиях, действиях, актах по осуществлению всей деятельности максимально реализовать эти возможности. Другими словами, в каждом действии воспитателя должны четко ставиться воспитательные цели.
Опыт и специальные исследования последних лет показывают, что не все воспитатели и не во всех случаях четко ставят воспитательные цели учебных занятий, административных и хозяйственных решений. Отдельные воспитательные мероприятия проводятся иногда без осознанно поставленных целей и определения путей их достижения. Цели воспитания, выраженные в качествах личности воина, должны постоянно находиться в поле зрения командира и других категорий воспитателей.
Тесно связаны с целеполаганием оптимальный выбор и эффективное применение содержания, методов, форм, средств и приемов педагогического воздействия.
Когда речь идет о содержании воспитания, то в первую очередь имеется в виду обеспечение тесного единства воинского, государственно-патриотического, нравственного, правового, эстетического, физического и других видов воспитания. Это достигается, во-первых, целенаправленным морально-психологическим обеспечением боевой подготовки, жизни, службы и быта личного состава; во-вторых, систематическим проведением специальных мероприятий по всем видам воспитания; в-третьих, образцовой организацией службы, быта личного состава, личной примерностью воспитателей.
С определением содержания тесно связан выбор форм, методов, средств, приемов педагогического воздействия. Здесь кроется подлинное мастерство и искусство воспитателя. Воспитательная работа - дело сложное и творческое, здесь нет готовых рецептов, шаблонов. Ценность любого средства, приема воспитания зависит от педагогически грамотного и умелого его применения. Комплексный подход к процессу воспитания воинов и предполагает творческое использование всего богатого арсенала форм, методов, средств и приемов педагогического воздействия и взаимодействия. При этом выбор приемов воздействия и взаимодействия осуществляется на основании проверки их эффективности в практической работе с учетом достигнутых результатов в воспитании.
Оценка и учет уровня воспитанности воинов - необходимые элементы комплексного подхода к процессу воспитания. Классики военной педагогики подчеркивали, что для успешной работы прежде всего надо хорошо знать людей, которых предстоит воспитывать. Знание подчиненных - одна из уставных обязанностей всех категорий воспитателей.
Комплексный подход к изучению воинов требует:
во-первых, изучения всех без исключения подчиненных и во всех отношениях. С первых дней пребывания воинов в подразделении изучаются качества, отдельные их признаки, черты каждого воина, которые должны впоследствии обеспечить его всестороннюю подготовку к выполнению воинского и гражданского долга;
во-вторых, изучения воинов во всех видах деятельности: боевой учебе, на службе, в быту, во взаимоотношениях с товарищами и др.;
в-третьих, использования воспитателями разнообразных методов изучения личности: наблюдения, диагностической беседы, опроса, анализа документов, изучения результатов деятельности, экспертных оценок, эксперимента и др.
Изучение воинов, знание их во всех отношениях не самоцель, а средство совершенствования воспитательной работы, особенно индивидуальной.
Психологической наукой установлено, а практикой подтверждено, что внешние воздействия переходят во внутренний план личности, если они соответствуют ее установкам, идеалам и потребностям. Отсюда следует, что каждое воздействие должно строиться с учетом внутреннего мира воина, его индивидуальных особенностей и уровня развития всех качеств.
Важным элементом комплексного подхода является согласованная и скоординированная психолого-педагогическая деятельность командиров, их заместителей по воспитательной работе, актива подразделения. Основной смысл согласования и координации воспитательных усилий педагогической общественности состоит в том, чтобы каждый воспитатель:
- реально оценивал свои возможности и чётко представлял обязанности по воспитанию личного состава;
- не допускал пробелов и дублирования в воспитательном процессе;
- придавал процессу воспитания планомерный и организованный характер и др.
Таким образом, комплексный подход позволяет учесть воспитательные возможности всех звеньев и элементов военно-педагогического процесса в подразделении, вести воспитание подчиненных военнослужащих более эффективно и качественно.









ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

Эффективность реализации комплексного подхода к воспитанию зависит от согласованной работы всех категорий педагогического актива. Но в педагогическом коллективе подразделения ведущая роль принадлежит командиру и его заместителю командира по воспитательной работе. Их права и обязанности позволяют активно воздействовать на все стороны военно-педагогического процесса.
Воспитательная работа начинается с планирования. В штабах получают своеобразную первичную материализацию принципиальные установки Правительства РФ, руководящих документов по боевой и общественно-государственной подготовке, целевые установки, а также готовность воспитателей воплотить их в практику с учетом сил, средств и особенностей коллектива подразделения, отдельных воинов. Они находят отражение в перспективном и текущем планировании.
В последние годы в нашей стране и её Вооруженных Силах широкое распространение получило перспективное планирование. Так, в ряде воинских частей разработаны перспективные планы эстетического, нравственного, правового воспитания воинов на весь период службы. Внедрение перспективного планирования в войсках, где происходит относительно частая смена личного состава, дело нелегкое, но необходимое.
Перспективные планы воспитательной работы обеспечивают комплексный подход к решению стоящих задач. Они позволяют тесно увязывать основные воспитательные мероприятия с боевой работой личного состава, правильно определять ответственных лиц за их проведение, координировать действия всех воспитателей, обеспечивать реальность и действенность текущего планирования.
Исходя из требований руководящих документов и практики войск, типовой перспективный план может включать в себя следующие основные элементы:
- основные перспективные воспитательные мероприятия по реализации постановлений Правительства РФ, требований министра обороны и Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, других руководящих документов по боевой и общественно-государственной подготовке;
- основные мероприятия по обеспечению решения учебных и боевых задач;
- мероприятия по государственно-патриотическому, военно-профессиональному, нравственному, эстетическому, физическому, правовому воспитанию и др.;
- мероприятия, посвященные подготовке и проведению государственных праздников, юбилейных дат и др.
В перспективном плане указываются ответственные лица, сроки проведения мероприятий. На основе таких планов и с учетом условий и обстановки осуществляется текущее планирование воспитательной работы в подразделении. Единые сводные планы могут дополняться долгосрочными планами по решению отдельных, более или менее самостоятельных вопросов.
Реальность текущего планирования воспитательной работы обеспечивается их согласованностью с планами вышестоящих органов, полным учетом всех особенностей деятельности коллективов и уровня воспитанности различных категорий личного состава, настойчивой работой всех офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), актива подразделения по выполнению намеченных планов. Следует иметь в виду, что комплексность планов обеспечивается при условии, если они представляют собой не просто сумму отдельных мероприятий, а целенаправленную, скоординированную систему мер, охватывающую все стороны военно-педагогического процесса.
Важными направлениями деятельности заместителя командира подразделения по воспитательной работе по осуществлению комплексного подхода являются: координация воспитательной деятельности офицеров, прапорщиков, младшего командного состава (сержантов, старшин) и других категорий педагогического актива; выработка единой педагогической линии, согласованных педагогических требований; руководство педагогическим активом подразделения.
Заместитель командира подразделения по воспитательной работе - это военный педагог, который призван вместе с командиром обеспечивать реализацию намеченных планов, координировать и согласовывать деятельность всех категорий воспитателей, вырабатывать единые педагогические требования.
Координация и согласование всех воспитательных усилий в подразделении - это повседневная деятельность заместителя командира по воспитательной работе в целях выполнения намеченных планов, контроля и проверки исполнения, оценки качества и эффективности воспитательных мероприятий, корректировки всего военно-педагогического процесса, оказания помощи воспитателям, их обучения.
Особое место в реализации комплексного подхода занимает выработка единой педагогической линии в работе офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), педагогического актива подразделения. Единство педагогических требований обеспечивается:
- глубоким пониманием всеми категориями воспитателей целей и задач воспитания военнослужащих;
- высокой психолого-педагогической подготовкой воспитателей;
- дружной, согласованной, творческой работой педагогического коллектива подразделения.
Сегодня в российской армии сложилась стройная система подготовки и воспитания самих воспитателей, которая включает:
- систему общественно-государственной и командирской подготовки;
- собрания и совещания офицеров;
- научно-технические и методические конференции;
- семинары и сборы;
- инструкторско-методические занятия;
- лектории по вопросам военной педагогики и психологии;
- самостоятельную работу и др.
Эффективными формами психолого-педагогической подготовки воспитателей являются служебные совещания, методические сборы, семинары по практике воспитательной работы в полку - бригаде (на корабле 1 ранга), разборы проводимых занятий и др. Эти мероприятия широко используются в войсках для повышения психолого-педагогической культуры воспитателей. На них обобщается опыт воспитания военнослужащих в процессе боевой подготовки, боевого дежурства, караульной и внутренней служб, в часы досуга, формируется единый подход к пониманию целей, задач, направлений и методов воспитания военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
С точки зрения руководства воспитанием военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала очень важно учитывать педагогическую сторону мероприятий. Грамотно поступают те руководители, которые перед каждой встречей с воспитателями тщательно готовятся к ней, внимательно изучают их опыт и умело распространяют его, четко ставят воспитательные цели и задачи, анализируют недостатки и упущения.
Такие формы работы воспитателей, как совещания, сборы, семинары, обмен опытом, обеспечивают коллективный поиск наиболее эффективных методов, средств и приемов педагогического воздействия на военнослужащих. При живом, творческом обсуждении вырабатывается единство в оценке положения дел в подразделении, сплачивается педагогический коллектив. А сплоченность, взаимопонимание, атмосфера творчества и взаимной требовательности - необходимые условия дальнейшего повышения эффективности процесса воспитания.
Проведением общих мероприятий с различными категориями воспитателей не заканчивается деятельность заместителя командира подразделения по воспитательной работе. В промежутках, "в паузах" он должен вести повседневную индивидуальную работу, которая осуществляется в форме оказания конкретной помощи воспитателям, контроля их самостоятельной работы по повышению теоретического уровня и совершенствованию педагогического мастерства, обобщения и распространения положительного опыта.
В особом внимании нуждается педагогический актив подразделения. Систематическое его обновление, отсутствие опыта ведения воспитательной работы у большинства категорий педагогической общественности требуют оказания им постоянной помощи и поддержки.
Руководство педагогическим коллективом со стороны заместителя командира подразделения по воспитательной работе организуется в соответствии с планами вышестоящих командиров и органов воспитательной работы. Поэтому его успех обеспечивается при условии согласованности и взаимодействия всех звеньев войскового организма.
Большое воспитательное значение для всех подчиненных имеет личная примерность воспитателя. От того, как он учится, как участвует в жизни части, как умеет реализовать воспитательные возможности всех видов деятельности, зависят стиль работы подчиненных, успехи коллектива.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, педагогически грамотная реализация комплексного подхода обеспечивает максимальное использование воспитательных возможностей военно-педагогического процесса, его оптимизацию, повышение эффективности и качества работы. При этом первостепенное значение уделяется, прежде всего, определению воспитательных целей и педагогических задач, посредством которого они могут быть достигнуты. Следующим условием реализации комплексного подхода выступает оптимальный выбор и применение содержания, форм, методов, средств и приемов педагогического взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Не менее важная роль отводится оценке и учету уровня сформированности военно-профессиональных качеств личности военнослужащих, управленческой деятельности заместителя командира подразделения по воспитательной работе, планированию воспитания и координации деятельности субъектов воспитания в подразделении.







ЛИТЕРАТУРА

1.
Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации /Приложение №3 к приказу МО РФ 2004 года №70. -М., 2004.
2.
Военная педагогика: Учебник - М., 1999.
3.
Военная психология и педагогика: Учеб. пособие. - М., 1998.
4.
Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы: Учебно-методическое пособие. -М., 1990.
5.
Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие. -М., 2003.

??

??

??

??




5





ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign