LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ный термин в нормативной литературе чаще всего обозначает меру юридической ответствен-
ности, то есть употребляется в широком смысле.
Налоговый кодекс предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взыска-
ний - штрафов. Штраф - это взыскание имущественного характера, которое выражается в по-
лучении с правонарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.
Альтернативные виды взысканий, такие как предупреждение, конфискация и др., характер-
ные для административной ответственности, при совершении налоговых правонарушений не
применяются. Штрафы являются карательными мерами принуждения и возлагают на нару-
шителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания.
До вступления в силу Налогового кодекса налоговые санкции в несколько раз превыша-
ли сумму недоимки и фактически были весьма доходным источником бюджета. Нарушение
налогового законодательства приносило казне гораздо больший доход, чем его правильное
исполнение. В Налоговом кодексе размер налоговых санкций резко снижен по сравнению с
ранее действующим законодательством, что означает отказ от способов наполнения бюджета,
характерных для полицейского государства. Главой 16, а также главой 18 НК РФ установлены
штрафы в твердой денежной сумме для налоговых правонарушений с формальным составом
и в процентах для налоговых правонарушений с материальным составом.

55
Как следует из первого предложения п.6 ст.108 НК, виновность, налогоплательщика
должна быть доказана "... в предусмотренном федеральным законом порядке". В то же время
порядок доказывания виновности предусмотрен в основном только в одном федеральном за-
коне - Налоговом кодексе РФ, который содержит массу формальных процедур, связанных
именно со сбором доказательств, свидетельствующих о виновности налогоплательщика.
Именно поэтому доказательства виновности обязанного лица, собранные по иной процедуре
или с нарушением этой процедуры, не будут выступать доказательствами виновности. В
противном случае "их нельзя будет считать легитимными. Из этого опять же следует ряд
практических выводов:
если доказательства собраны вне выездной проверки, а путем оперативно-розыскных
действий, они не имеют силы;
если доказательства собраны во время выездной проверки, которая по одному виду нало-
гов проводится второй раз в календарном году, они не имеют силы (нарушается ст.89 НК);
если акт проверки составлен с нарушением сроков, установленных ст.89 НК, он не имеет
силы;
если протокол о соответствующем действии налогового контроля составлен налоговыми
органами в нарушение ст.99 НК, он недействителен ".
Таким образом, любое нарушение установленной процедуры проведения налоговой про-
верки, то есть, по существу, сбора доказательств виновности налогоплательщика, является
основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к на-
логовой ответственности. Налоговым органом даны огромные полномочия по контролю и
привлечению обязанных лиц к ответственности. Реализовать их они должны безукоризненно.
Именно угроза отмены дела лишь по формальным основаниям должна заставить налоговые
органы работать тщательнее. В противном случае мы обречены на вечную оценку материа-
лов "по существу", а тогда от презумпции невиновности не остается и следа и возникает объ-
ективное мнение. К сожалению, налоговый кодекс РФ на это прямо указал.


ОСОБЕННОСТИ НДФЛ, УДЕРЖИВАЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ
Бобров А.А студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель Кулакова Г.А.
Плательщиками налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 207 НК РФ
признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации,
а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не
являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются все физиче-
ские лица независимо от их гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не ме-
нее 183 дней в календарном году.
Таким образом, иностранный гражданин или лицо без гражданства будут рассматривать-
ся как налоговые резиденты РФ, если в течение календарного года пробудут на территории
РФ 183 дня и более. И наоборот, гражданин РФ, который находится за границей не менее 183
дней в году, не является налоговым резидентом РФ. Например, сотрудник российского пред-
приятия в апреле 2004 года направлен на работу в представительство, находящееся за рубе-
жом, на один год. Поскольку в течение 2004 г. Период пребывания данного работника за ру-
бежом (с апреля по декабрь) превышает 183 дня, он не является налоговым резидентом РФ.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками (ст.209
НК РФ):
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Россий-
ской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской
Федерации;

56
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налого-
выми резидентами Российской Федерации.
Отнесение доходов к числу полученных от источников РФ или к полученным от источ-
ников за пределами РФ производится в соответствии со ст.208 НК РФ.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодек-
сом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечис-
лению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п.1 ст.24 НК РФ).
Понятие "налоговый агент" введено в налоговое законодательство только с момента
вступления в силу части первой НК РФ. Однако до указанного момента, несмотря на отсут-
ствие самого понятия, действовали нормы, обязывающие определенных лиц удерживать на-
лог с налогоплательщиков и перечислять удержанные суммы в бюджет.
Например, в соответствии со ст.15 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах нало-
говой системы в Российской Федерации" (в настоящее время указанная статья утратила силу)
предприятия обязаны были правильно удерживать подоходный налог с доходов, выплачивае-
мых ими физическим лицам, и своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. То
есть до принятия части первой НК РФ правовое регулирование подобных отношений строи-
лось на закреплении обязанностей лиц, являющихся по сути налоговыми агентами, в отдель-
ных актах законодательства о налогах и сборах.
В настоящее время Налоговым кодексом РФ определено само понятие "налоговый
агент", права и обязанности налоговых агентов, а также предусмотрена ответственность, воз-
лагаемая на налоговых агентов при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими своих
обязанностей.
Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представи-
тельства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате
отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению,
являются налоговыми агентами, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика
и уплатить (перечислить в бюджет) сумму налога (п.1 ст.226 НК РФ).
Обязанности налогового агента
В соответствии с п.3 ст.24 НК РФ налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налого-
плательщикам, и перечислять в бюджет соответствующий налог;
Налоговый агент удерживает не сами средства, а только налог за счет этих средств. А в
соответствии со ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвоз-
мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принад-
лежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муни-
ципальных образований.
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего уче-
та о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налого-
плательщика;
Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо из-
вестно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога,
превысит 12 месяцев. ( п.5 ст.226 НК РФ).
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, в том числе персонально по
каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физиче-
ских лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом
периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым пе-
риодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномо-
ченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (п.2 ст.230 НК РФ).
Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием
средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской
57
Федерации. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до
10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.
Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства
физических лиц.
При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным пред-
принимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (ока-
занные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили нало-
говому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве
предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых
органах.
5) выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими
лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным орга-
ном исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и
сборов.(п.3 ст.230 НК РФ).
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации или фи-
зических лиц, которые являются источниками выплаты средств налогоплательщику, т.е. от
которых налогоплательщик получает доход.
Организациям - налоговым агентам необходимо иметь в виду, что в ряде случаев они ос-
вобождаются от обязанности исчислять и удерживать налог при выплате доходов в пользу
налогоплательщика. В частности не исчисляется и не удерживается налог при выплате :
- сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего физическому лицу на пра-
ве собственности;
- сумм доходов физических лиц - налоговых резидентов РФ, полученных из источников,
находящихся за пределами РФ;
- с сумм выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других
основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
- вознаграждений по договорам гражданско-правового характера физическом лицу, заре-
гистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (частного нотариуса и др.).
Если физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя,
работает на предприятии по трудовому договору, то выплат, произведенных в пользу этого
работника, налог на доходы физических лиц удерживается в общеустановленном порядке.
При выплате физическому лицу дохода в натуральной форме налог на доходы физиче-
ских лиц исчисляется но не удерживается в случае, если данный налоговый агент не произ-
водит в пользу этого же лица выплат в денежной форме в данном налоговом периоде. В этом
случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, пре-
дусмотренном пп.2 п.3 ст.24 НК РФ.
По доходам, указанным в ст.ст.227 и 228 НК РФ, граждане уплачивают НДФЛ и отчиты-
ваются перед налоговой инспекцией самостоятельно.
Удержание налога
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из
доходов налогоплательщика при их фактической выплате самому налогоплательщику либо
по его поручению третьим лицам.
Удержание у физического лица начисленной суммы налога производится за счет любых
денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом. При этом удерживаемая сумма нало-
га не может превышать 50% суммы выплаты (п.4 ст.226 НК РФ).
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налого-
вый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих об-
стоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности
удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Уплата налога
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не
позднее:
58
дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;
дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплатель-
щика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается.
В соответствии с п.7 ст.226 НК РФ совокупная сумма налога на доходы физических лиц ,
исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, уплачивается по месту
учета налогового агента в налоговом органе.
Учет и отчетность
Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в нало-
говом периоде, по форме № 1 – НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на
доходы физических лиц», утвержденной Приказом МНС России от 31 октября 2003г № БГ-
3-04/583.
Ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на-
логовые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах
физических лиц этого налогового периода и суммах исчисленных и удержанных в этом на-
логовом периоде налогов.
Форма №2- НДФЛ «Справка о доходах физических лиц « (и порядок ее заполнения ут-
верждены Приказом МНС России от 31 октября 2003г № БГ-3-04/583.
Указанные сведения предоставляются на магнитных носителях или с использованием
средств телекоммуникаций.
Налоговые агенты обязаны выдавать справки о полученных физическими лицами дохо-
дах и удержанных суммах налога по форме № 2 – НДФЛ физическим лицам по их просьбе.


ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И
УПЛАТЕ НАЛОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Букин К.А. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель – Дранишникова В.В.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:
Уплачивать законно установленные налоги, вести учет доходов (расходов), предостав-
лять налоговые декларации и нести иные обязанности предусмотренные законодательством.
Т.о., контролировать процесс сбора налогов, опираясь лишь на «бумажные» технологии,
невозможно физически: объем информации, поступающей от юридических лиц и вводимой в
учетные системы МНС, составляет по оценкам около 800 миллионов документов, так что
только трудозатраты на ввод данных оцениваются в 3 200 000 человеко-дней. Если же доба-
вить сюда еще и документы, содержащие справочную информацию — от 380 до 400 листов
по каждому сдающему отчетность предприятию (а таких в стране около двух миллионов), то
уровень сложности стоящих перед налоговой системой задач в сфере автоматизации стано-
вится очевидным.
Плюс к этому, большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых
нарушений в силу слабого знания законодательных актов и некорректного их толкования,
сложности подготовки необходимой налоговой отчетности.
Поэтому, с момента появления компьютера в офисе, он становится объектом пристально-
го внимания бухгалтеров. Не только, как счетная или пишущая машинка, а как средство, ко-
торое упростило и ускорило бы ведение бухгалтерского учета, и в частности начисляло нало-
ги и т.д.
Т.о. информационные технологии стали неотъемлемой частью финансовых отношений и
как следствие помощником в исчислении и уплате налогов. Что в свою очередь облегчает
существование и взаимодействие и налоговых органов и налогоплательщиков.
[http://www.nalog.ru/ - Управлением по информационной политике ФНС РФ]

59
А) В России 21 века, уплачивать законно установленные налоги и сборы помогает «сис-
тема электронных платежей Банк-Клиент» [http://www.rrb.spb.ru/ - Система электронных пла-
тежей "Банк-Клиент"]
Система начала применяться c 1996 года, и за это время были полностью отлажены тех-
нические и законодательно-нормативные аспекты в работе Системы. Технология обеспечи-
вает применение электронной цифровой подписи. Для защиты передаваемой информации
используются сертифицированные ФАПСИ средства шифрования.
Преимущества использования системы "Клиент-Банк"
1. Экономия рабочего времени: бухгалтеру не нужно тратить время на поездку в банк,
отсутствуют такие понятия как "обед", "часы работы". Все платежи отправляются из Вашего
офиса практически в любое время суток 365 дней в году
2. В случае ошибок в платежном поручении можно мгновенно внести изменения (на-
пример: условия, сумму, назначение платежа).
3. Не нужно в одно время и в одном месте ставить подписи руководителя и главного бух-
галтера, исчезает проблема с нечетким оттиском печати.
4. Не нужно при отсутствии первых лиц оформлять доверенности.
5. Не требуется замена отправленных платежей в электронном виде на оригиналы пла-
тежек, достаточно раз в месяц совместно подписать реестр проведенных платежей.
6. Ускорение платежей: клиент экономит время на поездку в банк, а операционисту в
банке не приходится заново вводить данные в компьютер с платёжного поручения.
7. Использование системы "Клиент-Банк" позволяет исключить операционные ошибки.
8. Экономическая выгода за счёт ускорения прохождения платежей и удобства работы.
9. Посредством системы можно отправлять операционисту заявления на конвертирова-
ние и другую текстовую информацию.
10. Конвертирование валюты осуществляется День в День по выгодному для Клиента
курсу.
11. Обновление новых версий программы Клиент-Банк происходит автоматически. При
этом обслуживание не останавливается ни на секунду.
Что нужно для установки системы "Клиент-Банк"
1. Заключить договор с Банком.
2. Получить в Банке инсталляционную дискету или скачать Банк-клиент для Windows с
сайта.
3. Установить программу на компьютер с модемом, присоединенным к обычной теле-
фонной линии, или на компьютер, имеющим выход в интернет. На компьютере должна быть
установлена операционная система Windows. При наличии портативного компьютера и мо-
бильного телефона стандарта GSM, платежи можно проводить, например, из автомобиля.
Что можно делать с помощью системы "Клиент-Банк"
1. Осуществлять платежи и переводы в рублях.
2. Посылать в банк текстовые документы, например, поручения на обязательную прода-
жу валюты, заявки на конвертирование.
3. Получать подтверждения либо отказы в осуществлении платежей.
4. Просматривать выписки со счёта, архивы выписок и платёжек.
Достоинства использования доступа к счету через Интернет
1. Можно просмотреть состояние своего счёта из любой точки мира при условии нали-
чия компьютера и наличии доступа в Интернет.
2. Контроль за счётом: Исключены задержки зачисления денег на счёт.
Сотрудник банка, зачисляющий деньги на счёт знает, что Клиент может контролировать его
работу, что повышает ответственность сотрудника.
3. Получение выписки по счёту за любую дату (период) не приезжая в Банк.
4. Просмотр состояния счёта (входящий остаток, исходящий остаток, текущие платежи,
планируемые платежи, средства, перечисляемые на счёт Клиента по системе электронных
расчётов). Таким образом можно увидеть завтрашний приход средств.
60
5. Обеспечивается необходимая надёжность информации: наименование клиента не ука-
зывается, т.е. его счёт выглядит как "анонимный"; клиент может самостоятельно изменять
пароль доступа к данным.
Б) В ведении учета доходов (расходов) сегодняшнему налогоплательщику помогают про-
дукты фирмы «1с», в частности «1с:Бухгалтерия» и «1с:Налог» [http://orkom.ru/ - Корпорация
«Орком» (средства учета)]
Важно отметить, что "большие" продукты системы "1С:Предприятие 7.7", такие как
"1С:Бухгалтерия", "1С:Предприятие 7.7. Комплексная поставка", "1С:Предприятие 7.7. Набор
для небольшой фирмы", конфигурация "Производство+Услуги+Бухгалтерия" позволяют вес-
ти бухгалтерский и налоговый учет в комплексе. При ведении учета с помощью этих продук-
тов используются единые справочники и классификаторы, обеспечивается однократный ввод
хозяйственных операций с автоматической их регистрацией как в бухгалтерском, так и в на-
логовом учете. Налоговый учет в этих продуктах ведется в соответствии с требованиями гла-
вы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и системой налоговых регистров, рекомен-
дуемых МНС РФ, на основании данных налогового учета формируется декларация по налогу
на прибыль. Комплексное ведение бухгалтерского и налогового учета позволяет избежать
двойного ввода первичных учетных данных и тем самым существенно снизить трудоемкость
работы бухгалтера.
В комплект поставки перечисленных программных продуктов с 10.07.2002 входит до-
полнительная книга документации "1С:Предприятие 7.7. Руководство по ведению налогового
учета", в которой описывается порядок ведения налогового учета, отражение в налоговом
учете отдельных хозяйственных операций, принципы формирования налоговых регистров и
подготовка налоговой декларации в соответствии с текущим законодательством Российской
Федерации.
Таким образом, официальным пользователям "1С:Бухгалтерии 7.7" и других продуктов
системы "1С:Предприятие 7.7", предназначенных для ведения бухгалтерского учета, не тре-
буется приобретать программу "1С:Налог на прибыль", поскольку функции налогового учета
реализованы в выпускаемых фирмой "1С" типовых конфигурациях:
- "Бухгалтерский учет", начиная с редакции 4.2, выпущенной 01.12. 2001;
- "Производство+Услуги+Бухгалтерия", начиная с релиза 7.70.219 от 26.12.2001 редак-
ции 2.1;
- комплексной конфигурации "Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры", на-
чиная с редакции 4.0, выпущенной 05.02.2002.
В течение 2002 года фирма "1С" регулярно выпускает обновления типовых конфигура-
ций, предназначенных для ведения комплексного бухгалтерского и налогового учета в связи с
внесением поправок в Налоговый кодекс РФ и публикацией методических рекомендаций
МНС РФ.
В) Помощь налогоплательщику в предоставлении налоговых деклараций оказывает
Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ).
Основной продукцией ГНИВЦ МНС России являются сертифицированные программные
средства, предназначенные для использования в подразделениях центрального аппарата Ми-
нистерства Российской Федерации по налогам и сборам, Управлениях министерства по субъ-
ектам Российской Федерации, межрегиональных и территориальных инспекциях МНС и во
вновь создаваемых налоговых органах.
Эти программные средства используются для автоматизации решения задач налогового
администрирования и всестороннего обеспечения деятельности налоговых органов.
ГНИВЦ МНС России разрабатывает также программные средства, обеспечивающие ав-
томатизацию подготовки данных налоговой отчетности налогоплательщиками.
Программные средства по подготовке деклараций в электронном виде Windows версия
ver 2.95 изм. 1
Программа подготовки и тестирования справок о доходах ФЛ за 2003 г. "Форма 2-НДФЛ
2003" версии 2003.4.2.0 от 11.02.2004 г.
61
Программа заполнения и печати Декларации о доходах ФЛ за 2003г (форма 3-НДФЛ)
Версия 1.0.2 от 16.01.2004
Программа заполнения и печати Декларации о доходах ФЛ-нерезидента за 2003г (форма
4-НДФЛ) Версия 1.0.1 от 26.12.2003
ГНИВЦ МНС “Платеж” ver 2.3 (Подготовка платежных документов с назначением пла-
тежа)
Программа Сведения предназначена для автоматизированной подготовки текстовых
файлов документированной информации на магнитных носителях, представляемой в соот-
ветствии со статьями 85 и 326 Налогового Кодекса в налоговые органы.
декларация по налогу на рекламу для приема в INPUTDOC2.95.3
Сегодня отработана технология доставки электронных документов с использованием
электронной почты.
Разработана также сервисная компонента технологии, позволяющая использовать режим
"on-line". Здесь ФНС держит только техническая готовность к использованию протоколов.
Выводы:
1. Развитие информационных технологий России идет в русле передового мирового опыта;
2. Созданы прототипы основных информационных сервисов для поддержки рабочих процес-
сов налогового и коммерческого администрирования в России.


НДФЛ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И ЛИЦАМИ,
ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ
Бычкова О.А. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель Руцкая Н.Н.
С 1 января 2005 года началась декларационная кампания по налогу на доходы физиче-
ских лиц за 2004 год, и определенная категория налогоплательщиков — физических лиц обя-
зана подать в налоговые инспекции декларации по налогу на доходы физических лиц для вы-
полнения возложенных на нее Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) налого-
вых обязательств, а те налогоплательщики, кто не должен представлять налоговые деклара-
ции, вправе подать их в налоговые инспекции для получения налоговых вычетов, предусмот-
ренных главой 23 НК РФ.
Кто обязан подавать декларацию о доходах, а кто может сделать это по собственной ини-
циативе с целью полного или частичного возврата сумм налога на доходы физических лиц,
уплаченных в бюджет за предшествующий налоговый период, и тем самым частично ком-
пенсировать затраты, например на приобретение жилья и на обучение.
1. Кто обязан представить в 2005 году декларацию по налогу на доходы физических лиц
по форме № 3-НДФЛ.
Налоговая декларация по форме № 3-НДФЛ (далее — декларация 3-НДФЛ) является
итоговой декларацией и представляется за соответствующий налоговый период. Налогопла-
тельщики указывают в этой декларации все полученные ими в налоговом периоде доходы,
источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами,
суммы фактически уплаченных в течение налогового периода на основании налоговых уве-
домлений платежей и суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату из бюджета.
Налогоплательщик должен уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц за 2004
год не позднее 15 июля 2005 года.
Декларация 3-НДФЛ по доходам, полученным с 1 января 2004 года, заполняется налого-
плательщиками, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, и налого-
плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации и полу-
чившими доходы от источников, расположенных в Российской Федерации
В случае прекращения иностранным лицом в течение 2005 года деятельности, доходы от
которой подлежат налогообложению на основании ст. 227 и 228 НК РФ, и выезда за пределы
62
Российской Федерации это лицо подает декларацию по форме 3-НДФЛ о доходах, фактиче-
ски полученных за период его пребывания в 2005 году на территории Российской Федераций.
Об этом говорится в п. 3ст. 229 НК РФ. Декларация представляется не позднее, чем за один
месяц до выезда с территории Российской Федерации.
Бланки декларации 3-НДФЛ можно получить в любом территориальном налоговом ор-
гане. Формы налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц размещены на сай-
те ФНС России в Интернете по адресу www.nalog.ru.
В соответствии со ст. 227 и 228 НК РФ декларацию 3-НДФЛ представляют следующие
категории налогоплательщиков:
— физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодатель-
ством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юри-
дического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
— нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, — по суммам доходов, по-

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign