LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

бюджеты и фонды. [А.М.Андреев «Основополагающие принципы налоговой системы и воз-
можности для выполнения фискальной и регулирующей функции»].
Хорошие кадры можно удержать, выплачивая достойную зарплату, хотя бы в конвертах
(неофициально). Часто руководители предприятий вынуждены так поступать не потому, что
им это нравится, а для того, чтобы предприятие выжило и в частности, имело возможность
платить работникам более высокую зарплату (хотя и неофициально).
Существующее законодательство предоставляет достаточно возможностей для уменьше-
ния налоговых платежей, в частности, использование налоговых льгот. Нередко это происхо-
дит с нарушением законодательства. Поскольку использование налоговых льгот в России се-
годня сталкивается со значительными трудностями объективного и субъективного порядка,
область и порядок их применения должны иметь ограниченный и строго контролируемый ха-
рактер. Если говорить об общей регулирующей направленности налоговых льгот, то следова-
ло бы ограничиться социальными и экономическими льготами. Первые являются формой
поддержки, вторые – стимулами. В части экономических льгот наибольшее внимание необхо-
димо уделить поддержке инвестиций. Если в социальной сфере основания предоставления
льгот расширяются, то в производстве следует идти на сознательное льготирование в эконо-
мические отношения, что предопределяет индивидуальный и крайне осторожный подход к
льготам. По существу безоговорочная инвестиционная поддержка может относиться только к
НИОКР. Образно говоря, приобретение лопат и бульдозеров не должно поощряться так же,
как освоение передовых технологий. И, конечно, стимулирующие налоговые льготы могут
иметь место только в том случае, если освобождаемые от налогов доходы не проедаются и не
эмигрируют. Иначе говоря, льготы по налогам должны находиться под контролем государства.
Как известно, в интересах любого предприятия, потребителя и государства снижение из-
держек при производстве товаров, работ (услуг). Налоговые платежи также относятся на из-
держки, но действия предприятия (даже в рамках законодательства) повлекшие снижение на-
логовых начислений и платежей могут трактоваться налоговыми и судебными органами (в
связи с существующими противоречиями в законодательстве), как нанесение ущерба госу-
дарству. Во многом и по этой причине у народа: с одной стороны бытует мнение о том, что
все предприниматели ведут нечестную игру, а с другой стороны, что вся правоохранительная
система коррумпирована. В рамках существующей налоговой системы образовалась целая
категория налогоплательщиков, которые всеми возможными способами стремятся уменьшить
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль до минимума (или до ноля), сократить сумму
НДС, подлежащую перечислению в бюджет. Не трудно предположить, какой будет экономи-
ческий эффект и может ли принести желаемый результат, использование механизма измене-
ния величины ставки, если базу для налогообложения, в некоторых случаях, нетрудно мини-
мизировать, сделать близкой или равной 0 (нулю)? И в том числе без нарушения законода-
тельства. В таком случае о потерях бюджетов можно судить только косвенно, опираясь на
предполагаемые обороты теневого бизнеса и объёмы утечки капитала за рубеж. Таким обра-
зом, данный подход стимулирует вывод части или всего производства в другие регионы или
теневую экономику.
В последнее время само понятие «теневая экономика» неразрывно связано с понятием
«налоговая политика». Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на
сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а
неразумные ограничения провоцируют их нарушения. Однако следует помнить, что даже са-
мая лучшая система управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак
не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков
обязательно будет уклоняться от их уплаты. В результате проведенных проверок налоговыми
органами Алтайского края за 9 месяцев 2004 года выявлено, что, исходя из совокупной нало-
говой базы, уклоняются от уплаты налогов в той или иной мере почти 60% юридических лиц.
Доля выявленной «тени» составляет более 10% от официальной налоговой базы.
[Л.А.Коршунов, Е.А.Пономарева. Некоторые аспекты экономической безопасности региона, -
48
журнал «Государственная служба», №1, 2004]. Вместе с тем, теневой оборот в 3 – 5 % от ле-
гального оборота выступает своеобразной «отдушиной», которая снижает социальную на-
пряженность в силу следующих причин: неофициальный доход облегчает материальное по-
ложение малоимущих, неофициальные доходы используются при покупке товаров и услуг в
легальном секторе экономики, часть производственных ресурсов после перераспределения
возвращается в легальную экономику. Однако этот вывод ни в коей мере нельзя распростра-
нять на отрасли народного хозяйства, производящие социально значимую продукцию, а так-
же на естественные монополии в экономике. Здесь необходим оптимальный и действенный
государственный контроль.
Таким образом, вместо рычагов приказного и репрессивного характера необходимо вне-
дрять принципы налогообложения, которые с точки зрения экономических интересов пред-
принимателей создадут условия: при которых нецелесообразно уводить в тень зарплату, обо-
роты и прибыль; и наоборот выгодно будет снижать все, абсолютно все, издержки. В связи с
чем, предлагается внести следующие изменения: отменить все платежи и налоги (в том числе
Единый Социальный Налог и все платежи в Пенсионный Фонд) - базой для начисления кото-
рых служит Фонд оплаты труда и различные выплаты и вознаграждения работникам; отме-
нить налог на имущество и возможно другие подобные налоги. В частности для организаций
материальной сферы предлагается: вместо отменяемых налогов и платежей ввести Налог на
издержки (не единый по величине для всех предприятий, а различный, в зависимости от от-
расли). Во избежание злоупотреблений желательно ввести ограничение на размер данных
затрат необлагаемых налогом и предложить предприятиям выбор. При определении учётной
политики сверхнормативные затраты относить на издержки облагаемые налогом или покры-
вать за счёт прибыли предприятия. После внесения данных изменений, направление вектора
экономических интересов предприятия, в части затрат (снижающих налогооблагаемую базу
или наоборот подлежащих налогообложению) при производстве товаров, работ (услуг) раз-
вернётся в обратном направлении. Для проработки этих и других вопросов, наверное, целе-
сообразно было бы создать институт, основной задачей которого было бы проведение реаль-
ного анализа и предоставление прогноза возможных последствий, при принятии тех или
иных решений и выработке механизмов по их выполнению. В таком случае можно было бы
избежать многих ошибочных решений, а не исправлять уже сделанное, а также сэкономить
немалые суммы госбюджета.
Еще одной проблемой, требующей немедленного разрешения, выступает искаженная от-
чётность большого количества предприятий, а также отчетность, представляемая в налоговые
органы краевыми органами статистики. Она не отражает реальный экономический потенци-
ал, положение дел в регионе, так как скрывает возникающие негативные тенденции. А в от-
дельных случаях, наоборот, стремится подчеркнуть плачевное положение дел в целях полу-
чения дополнительных средств из федерального бюджета. Между тем, официальные данные
органов статистики используются при налоговом планировании, от качества осуществления
которого напрямую зависит финансовое положение государства и его субъектов, как в теку-
щем плановом периоде, так и в более отдаленной перспективе. Причем эта проблема харак-
терна не только для Алтайского края. Если провести сравнение предполагаемых за 2004 год
показателей роста российского ВВП (6,7%), инфляции (11,7%) и доходов населения (9%), то
напрашиваются неутешительные предположения и выводы. Во-первых, такая большая раз-
ница между показателями увеличения объёмов ВВП и роста инфляции наводит на предполо-
жения о том, что в стране в 2004 году был спад реального производства товаров, работ (ус-
луг), а рост ВВП в основном обеспечивался ростом цен, то есть увеличением темпов инфля-
ции. Во-вторых, разница между ростом ВВП и доходами населения говорит о том, что в
стране больше проедалось, чем вкладывалось в реальное производство. И, в-третьих, при
опережающих темпах роста доходов населения над ростом ВВП можно смело утверждать,
что доходы населения в 2004 году в очередной раз обесценились. Об этом нетрудно сделать
вывод при сопоставлении показателей темпов роста доходов населения и инфляции.

49
Одним из выходов из создавшегося противоречия является разработка рациональной
системы налогового планирования и прогнозирования, которая позволит с учетом реальной
налоговой базы с помощью наиболее значимых для определенного региона показателей рас-
считать реальную сумму налоговых поступлений. При разработке системы необходимо учи-
тывать основные направления налоговой и инвестиционной политики региона и государства,
результаты анализа динамики уже имеющихся данных о поступлении платежей, изменения
экономических показателей, выпадающих в связи с применением разрешенных законода-
тельством льгот по налогам и сборам и с изменением налогового законодательства платежей,
и другие факторы.


ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И
ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Бернгардт Н.П. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель - Калинин А.А.
Переход Российской экономики на рыночные принципы хозяйствования сопровождался
коренными изменениями в функциях и методах государственного регулирования и управле-
ния. Появились новые институты государственного управления, призванные обеспечивать
функционирования финансовых, налоговых, бюджетных механизмов экономической систе-
мы. В числе таких институциональных структур особо выделяются органов осуществляю-
щие контроль в сфере реализации финансовых, налоговых бюджетных отношений. В на-
стоящее время регулирование и контроль за производством и оборотом алкогольной продук-
ции фактически осуществляют следующие государственные органы: Федеральная налоговая
служба, Таможенный комитет РФ.
Проблема государственного контроля за производством и оборотом спирта, водки и ли-
кероводочных изделий в основном имеет две тесно взаимосвязанные составляющие. Первая
составная часть связана с обеспечением поступления акцизов в доходную часть бюджета,
вторая — с сокращением производства нелегальной, зачастую фальсифицированной алко-
гольной продукции. С ростом ставок акцизов на водку и ликероводочную продукцию проис-
ходит неизбежное значительное повышение цен на легальную алкогольную продукцию, вы-
званное значительным удельным весом акцизов в отпускной цене предприятий-
производителей. Ведь повышенная цена делает качественную водку недоступной для значи-
тельной части населения и соответственно возрастает уровень смертности вследствие отрав-
лений фальсифицированным алкоголем «паленкой». Согласно экспертным оценкам стои-
мость нелегальной продукции на порядок ниже цены легальной водки.
Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительст-
вом Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами испол-
нительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в
пределах их компетенции и включает в себя:
•контроль за соблюдением условий действия лицензий на производство и оборот этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
•контроль за выделением организациям квот на закупку этилового спирта и их целевым ис-
пользованием;
•контроль за представлением деклараций об объеме производства и оборота этилового спир-
та, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а такжеза представлением дек-
лараций об использовании этилового спирта;
•контроль за соблюдением требований к оборудованию для производства этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, за соблюдением государственных стандартов
и технических условий на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию
и сырье для их производства;
50
•контроль за качеством и объемом производства этилового спирта, алкогольной и спиртосо-
держащей продукции;
•контроль за экспортом, импортом и закупкой на территории Российской Федерации этило-
вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
•контроль за денатурированием этилового спирта;
•ежегодное обследование лицензирующим органом организаций на соответствие установ-
ленным Федеральным законом условиям, необходимым для осуществления лицензируе-
мых видов деятельности.
Изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответст-
вии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алко-
гольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются:
•без соответствующих лицензий;
•без сертификатов соответствия;
•без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или регио-
нальными специальными марками в соответствии со статьей 12 Федерального закона, за
исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев,
предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;
•без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;
•с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из не пищевого сырья
или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой
продукции;
•как бесхозяйное имущество;
•без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат
переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спирто-
содержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку
конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат
уничтожению.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции запрещаются:
•использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержа-
щей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой
продукции;
•производство этилового спирта без контрольных спиртоизмеряющих приборов;
•производство алкогольной продукции без счетчиков спиртосодержащих жидкостей, изме-
ряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции;
•производство этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатуриро-
ванной продукции без государственной регистрации наименований указанной продукции;
•продажа этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий или не
имеющим квот на его закупку, либо продажа этилового спирта сверх указанных квот;
•оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтвер-
ждающих легальность их производства и оборота;
•оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки феде-
ральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными
марками, либо с маркировкой поддельными марками;
•поставки алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей
•требованиям государственных стандартов;
•сдача в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спир-
та и алкогольной продукции;


51
•заключение договоров мены, если обмениваемым товаром является этиловый спирт, алко-
гольная продукция или спиртосодержащая продукция. Заключенные в таком случае догово-
ры считаются ничтожными;
•искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме произ-
водства или оборота этилового спирта либо алкогольной продукции;
•нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Должностные лица организаций и граждане, нарушающие требования Федерального за-
кона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом закреплен порядок установления квот на закупку этилового спир-
та и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, и определяется направ-
ление их использования. В частности, устанавливается единый порядок специальных за-
щитных мер в отношении поступающей в розничную продажу алкогольной продукции, кво-
ты использования этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатури-
рованных, для собственного производства другой продукции и квоты на закупку и (или) ис-
пользование этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурирован-
ных, необходимых для обеспечения потребностей соответствующего субъекта Российской
Федерации в этих видах продукции.
Одним из важнейших инструментов государственного административного регулирова-
ния производства и оборота алкогольной продукции в настоящее время является лицензиро-
вание. Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указан-
ных в ней видов деятельности и определяющим условия их осуществления. Передача лицен-
зии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим ли-
цам запрещаются. Лицензии, выданные Федеральной налоговой службой России действуют
на всей территории Российской Федерации. При осуществлении организацией лицензируе-
мой деятельности на нескольких территориально обособленных объектах, находящихся по
разным адресам, лицензии должны быть получены на каждый объект. Лицензия выдается на
срок не менее трех лет.
Одним из инструментов государственного регулирования и ликвидации производства и
оборота нелегальных спиртных напитков является обязательная маркировка алкогольной
продукции, производимой и реализуемой па российской территории специальной маркой,
подтверждающей легальность ее производства. Вместе с тем, как показал опыт маркировки,
вместо регулятора, она стала еще одним тормозом в развитии легального производства.
Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема го-
товой продукции подлежит обязательной маркировке. Под маркировкой обычно понимается
наносимое на упаковку каждого грузового места условное обозначение, содержащее данные,
необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Маркировка алкогольной
продукции осуществляется:
-федеральными специальными марками,
-акцизными марками,
-региональными специальными маркам.,
По изученному материалу можно сделать вывод, что ресурсы административного воз-
действия на упорядочение алкогольного рынка в значительной степени исчерпаны, и не мо-
гут обеспечить существенного повышения уровня легального производства алкоголя, сниже-
ния социальных издержек, связанных с потреблением фальсифицированной продукции, со-
кращения налоговых потерь. Для достижения радикального оздоровления ситуации необхо-
димо перейти от преимущественно административных мер к, главным образом, экономиче-
ским методам регулирования алкогольного рынка.




52
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
НАЛОГАХ И СБОРАХ
Берш И.В. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель Матвеева О.А.
Мы часто слышим и используем слово "ответственность" в самых разных сочетаниях.
Чувство ответственности, ответственное положение, общество с ограниченной ответственно-
стью, взять на себя ответственность, привлечь к ответственности. Однако, несмотря на мно-
гообразие оттенков значения этого слова, во всех случаях оно характеризует взаимную связь
человека с другими людьми, с обществом, с государством. Эта связь проявляется в том, что
человек, вступая в разнообразные общественные отношения, отвечает за свое поведение - он
должен учитывать предъявляемые к нему требования и сообразовывать свои поступки с су-
ществующими правилами и ценностями. Ведь и окружающие, и общество, и государство со-
ответствующим образом реагируют на различные варианты поведения - одобряют, поощря-
ют, наказывают. Таким образом, ответственность в широком смысле означает осознание ли-
цом своих обязанностей и способность отвечать за свои поступки.
В праве использование термина "ответственность" также указывает на существование
связи между отдельными гражданами или организациями и государством, но имеет более уз-
кое значение. В юридическом смысле ответственность представляет собой реакцию государ-
ства на нарушение правовых норм, то есть на совершение правонарушения. Юридическая
ответственность - это применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных
законом мер государственного принуждения в форме лишений личного или имущественного
характера.
За нарушение законодательства о налогах и сборах несут ответственность и обычный
гражданин, и индивидуальный предприниматель, и организация. Страх ответственности яв-
ляется едва ли не самым значимым обстоятельством, вынуждающим добросовестно платить
налоги. Особенность рассматриваемой сферы законодательства заключается в том,. что уста-
новленные финансовые и налоговые правила, нарушения которых образуют конкретные со-
ставы, закреплены во множестве нормативных актов. Отсутствие систематизации норм в
рамках единого закона привело к тому, что законодательство, предусматривающее ответст-
венность за совершение правонарушений в области финансов и налогообложения, имеет не-
мало обусловленных указанной причиной недостатков. Многие нормы конкурируют друг с
другом, имеют не всегда однозначно толкуемое содержание диспозиции.
Нерешенность многих проблем ответственности за совершение налогового правонаруше-
ния связана и с не разработанностью понятийного аппарата. Это касается в первую очередь
таких основополагающих понятий, как "финансовая ответственность", "налоговая ответствен-
ность", активно используемых в нормотворческой практике и научной правовой литературе.
Об этом говорит острая дискуссия о правомерности применения в отношении ответственно-
сти за нарушения налогового законодательства таких понятий как финансовая и материальная
ответственность, которая ведется на страницах научной литературы, начиная с 1992 года.
Иногда вместо термина "налоговая ответственность" применяется понятие "финансовая
ответственность". Часть авторов не допускают возможности применения понятия финансо-
вая ответственность в данном контексте. Одним из сторонников этой точки зрения является
Л.Кролис, который, исследуя правовую природу финансовых санкций, отмечает, что "финан-
совая ответственность - это не особый вид юридической ответственности, а просто разно-
видность административной ответственности... законодатель ее не выделил как самостоя-
тельную. Выделить особый вид ответственности - это значит четко заявить об этом в законах,
установить систему нарушений и применяемых за них санкций, определить систему прину-
ждения. Этого в законодательстве России нет. Финансовыми законодатель называет три
санкции: взыскание недоимок, пеню и штраф. Их можно отнести к мерам административного
принуждения в области финансовых отношений. Эти санкции, как разновидность админист-
ративных, имеют ряд особенностей:
53
применяется в связи с нарушениями налогового права;
выражается в денежной форме
применяется к юридическим лицам .
Несколько иной, но вполне схожей позиции придерживается Старилов Ю.В., который
признает возможность применения понятия "финансовая ответственность", которая по пред-
мету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности,
поскольку стороны находятся в неравном положении, однако она обладает присущими ей
специфическими признаками В последние годы финансовая и налоговая ответственность
стала рассматриваться как самостоятельный вид юридической ответственности. Ответствен-
ность за нарушение финансового и налогового законодательства действительно существует,
однако, с моей точки зрения, пока нет оснований рассматривать ее указанным образом. Вы-
деление финансовой и налоговой ответственности как самостоятельного вида ответственно-
сти должно означать, что финансовому или налоговому правонарушению должны быть при-
сущи признаки, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого пра-
вонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско-правовую, а
именно финансовую либо налоговую ответственность как разновидность юридической от-
ветственности. Кроме того, взгляд на налоговую ответственность как на "самостоятельный
вид ответственности является результатом терминологических неточностей, допускаемых
законодателем" . Например, ст.10 НК РФ сформулирована таким образом, что позволяет сде-
лать ошибочный вывод о противопоставлении налоговой ответственности административной
и уголовной. Однако в этой статье речь идет не о видах ответственности, а о порядке произ-
водства по делам о налоговых правонарушениях. Из статьи следует, что производство по пра-
вонарушениям, предусмотренным Кодексом, ведется по правилам, закрепленным в гл.14 и 15
НК РФ. Производство "по налоговым нарушениям, ответственность за которые установлена
Кодексом об административных правонарушениях или Уголовным кодексом, по правилам,
закрепленным в законодательстве об административных правонарушениях и уголовно-
процессуальном законодательстве; производство по делам о нарушениях законодательства о
налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ ведется в
соответствии с таможенным законодательством РФ, однако, это не дает оснований выделять
особый вид таможенной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Тер-
мин "налоговая ответственность" применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним
понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения". Данная терминоло-
гическая неточность устранена при внесении в НК РФ изменений и дополнений Федераль-
ным законом 9 июля 1999г., однако этот термин сохранился в ст. 107 НК РФ.
Итак, ответственности за совершение налогового правонарушения без сомнения прису-
щи все основные признаки юридической ответственности:
1. она является средством охраны правопорядка;
2. состоит в применении мер государственного принуждения;
3. наступает за нарушение правовых норм;
4. наступает на основе норм права, то есть нормативно определена;
5. является последствием виновного деяния;
6. состоит в применении правовых санкций и связана с отрицательными последствиями
материального характера, которые правонарушитель должен претерпевать;
7. реализуется в соответствующих процессуальных формах.
В то же время данная ответственность характеризуется и рядом особенностей, что по-
зволяет говорить о ней специально. А именно:
1. основанием ответственности является налоговое правонарушение;
2. ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санк-
ций - денежных штрафов, поэтому она носит исключительно имущественный характер;
3. законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности -
судебный;

54
4. привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства урегулиро-
вано нормами налогового права, которые в совокупности составляют нормативную основу
ответственности за нарушение налогового законодательства;
5. субъектами ответственности являются налогоплательщики, плательщики сборов, на-
логовые агенты банков, а также лица, способствующие осуществлению налогового контроля;
6. к данной ответственности обязанных лиц привлекают соответствующие уполномочен-
ные органы.
Но, несмотря на ярко выраженные особенности налоговой ответственности, обусловлен-
ные характером правового режима отрасли, делать вывод о ее полной самостоятельности, на-
равне с уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной не следует. По поводу
данной дискуссии Высший арбитражный суд РФ отметил, что "ответственность по налого-
вому законодательству сходна с административной ответственностью, поскольку налогопла-
тельщик, как сторона налогового правоотношения, находится не в одинаковом положении с
налоговым органом. Однако суд не дал ответа на вопрос является ли налоговая ответствен-
ность разновидностью административной или финансовой ответственности.
Следовательно, смысл финансовой ответственности состоит в применении финансовых
санкций, носящих материальный характер, то есть она является частным случаем материаль-
ной ответственности".
Учитывая приведенный анализ, можно сделать вывод, что налоговая ответственность -
это "применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномо-
ченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим
уплате налога". Возможно, что развитие российской правовой системы, со временем, придет
к признанию финансовой ответственности, как самостоятельного вида ответственности. За-
логом этой позиции является различие налоговой и административной ответственности, и тот
факт, что финансовые санкции могут применяться наряду с применением иных видов ответ-
ственности.
Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является
налоговая санкция. Санкция (от лат.sanctio) означает строжайшее постановление. В юриди-
ческой литературе этот термин используется в широком и узком смысле слова. В широком
смысле под санкцией понимается мера государственного принуждения к исполнению норм
права. В узком смысле - это часть правовой нормы, в которой указываются правовые послед-
ствия нарушения данного закона. Следовательно, термин "финансовая санкция", "налоговая
санкция" может трактоваться неоднозначно.
Действующее финансовое и налоговое законодательство свидетельствует о том, что дан-

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign