LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

задачам. Метод связан с поиском и обработкой большого объема прогнозной информации от-
носительно условий успешной конкуренции предприятия и перспектив развития исследован-
ной области деятельности. В результате, стратегической группой непрерывно нарабатывают-
ся и корректируются стратегические решения, часть из которых принимается руководством к
внедрению. [3]
Большинство российских предприятий не смогли еще создать для себя необходимых ус-
ловий (структур, систем, способностей, информации, культуры) для реализации методологии
решений (по второму варианту). Поэтому, имея желание заниматься этим анализом, предпри-
ятия идут по третьему промежуточному «российскому» варианту, выполняя при этом тради-
ционный оперативный анализ на основе соответствующей информации. А при выборе самой
стратегии пользуются интуитивными решениями. Последствия, конечно, предсказать нетруд-
но: низкий результат, а, возможно, и не малые потери. Последние, как правило, вызваны от-
казом от конгломератной диверсификации в первые годы ее реализации, когда предприятие
вынуждено покинуть нетрадиционную область бизнеса, не изучив ее основательно, но вло-
жив в нее немалые средства.
Последнее обстоятельство усугубляется тем, что наша отечественная наука под видом
российской специфики культивирует именно последний описанный вариант, в результате ко-
торого предприятие попадает в его ловушку, а интерес к управлению начисто пропадает.
Отсюда следует вывод, что эффективное использование имеющегося инструмента и ме-
тода управления предприятием помогает достичь поставленных целей, а если принято реше-
ние заниматься стратегическим менеджментом, то следует делать это на высокой профессио-
нальной основе, используя весь наработанный мировой практикой опыт, без всяких серьез-
ных поправок на российские условия.
Список использованной литературы:
1.Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия». – СПб.: ПИТЕР, 1999.
2.Журнал. Менеджмент в России и за рубежом. № 5, 2002.
3.Журнал. Менеджмент в России и за рубежом. № 6, 2002.
4.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента: реферат-дайджест. М.: 2002.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЬЕДИНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО
КРАЯ С ТАЙМЫРСКИМ И ЭВЕНКИЙСКИМ ОКРУГАМИ
Мордвинова О.П.
к. э. н., доцент КрасГАУ Якимова Л.А.
Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные окру-
га с 1993 года являются самостоятельными субъектами Российской Федерации. В настоящее
время существуют значительные различия по уровню экономического развития и качества
жизни между Красноярским краем, Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским авто-
номными округами. Сложившаяся межрегиональная дифференциация оказывает существен-
ное негативное влияние на эффективность национальной экономики. Вместе с тем, развитие
Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов
с момента образования в 1934 году Красноярского края, проходило в едином социально-
экономическом пространстве, что определяет объективный характер объединительного про-
цесса трех субъектов Российской Федерации в один.
По мнению многих исследователей, считается, что при управлении большой территори-
ей, такой как единый край на 75 % управлять приходится тем, что власти не принадлежит.
Возникают проблемы по созданию: благоприятных условий для развития производства, гео-
40
логоразведки, транспорта; условий инвестиционной привлекательности районов, организа-
ции и управлению финансовыми потоками; развитие социума.
В целом объем промышленного производства Таймырского (Долгано-Ненецкого) и
Эвенкийского автономных округов составили в 2003 году 560,9 млн. рублей или 0,24% в
суммарном объеме промышленного производства трех субъектов РФ, при условии объедине-
ния.
Производство продукции сельского хозяйства составило в 2003 году 7,2 млн. рублей или
0,03% в совокупном объеме сельскохозяйственного производства трех субъектов РФ.
Численность постоянного населения Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного ок-
руга в 2003 году составляла 39,6 тыс. человек или 1,34% общей численности населения трех
субъектов Российской Федерации. Численность постоянного населения Эвенкийского авто-
номного округа в 2003 года составляла 17,7тыс. человек или 0,6% общей численности насе-
ления трех субъектов РФ.
По уровню объемов розничной торговли, предоставления платных услуг, оказанных
на душу населения, Таймырский (Долгано — Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа
занимают одно из последних мест в Российской Федерации — 86 и 89 место, при этом Крас-
ноярский край занимает 10 место.
Моноспециализация, удаленность от магистральных путей, слабо развитая производст-
венная инфраструктура, суровые природно-климатические условия предопределили специ-
фичность социально-экономического развития этих территорий.
Целью объединения является восстановление в рамках единого субъекта эффективного
механизма функционирования экономики региона и повышение на этой основе качества
жизни населения округов края.
Приоритетными направлениями социально-экономического развития, согласно разрабо-
танным программам администрации Красноярского края, в рамках нового субъекта Россий-
ской Федерации должны стать:
— комплексное освоение минерально-сырьевой базы в первую очередь в районах Ниж-
него Приангарья Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, включая освоение нефтегазовых
месторождений, месторождений рудных полезных ископаемых и развитие инфраструктуры;
— развитие производственной кооперации;
— развитие малого предпринимательства;
— развитие производственной инфраструктуры и обеспечение доступности и качества
государственных и муниципальных социальных услуг;
— реализация стимулирующих функций бюджетной политики.
Объединение края и округов позволит повысить эффективность управления экономикой,
явится важным фактором социально-экономического развития территорий всех трех субъек-
тов РФ и предполагается, что станет важным условием преодоления социально-
экономической дифференциации субъектов на территории края уже в течение ближайших
лет.
Такие приоритетные направления, как формирование системы эффективного природо-
пользования, эффективное использование лесоресурсного потенциала, а также диверсифика-
ция промышленного производства края в направлении развития выпуска продукции глубокой
переработки предполагается реализовать с учетом перспективных потребностей края
и округов.
В условиях объединения значительно расширятся внутренние кооперационные связи,
интеграционные процессы, что будет способствовать загрузке неиспользуемых мощностей
промышленного комплекса края.
Освоение нефтегазовых месторождений: Ванкорского, Юрубчено-Тахомского, Собинско-
го и других, деятельность предприятий горнодобывающей промышленности округов востре-
бует оборудование, производимое промышленными предприятиями, расположенными
на территории края.

41
Наряду с развитием промышленной кооперации перспективным направлением взаимо-
действия рассматривается обеспечение северных территорий продуктами питания. Имею-
щийся сельскохозяйственный потенциал Красноярского края позволит полностью обеспечить
потребность населения Таймыра и Эвенкии в продовольствии.
Важным условием развития северных территорий является реализация мероприятий,
обеспечивающих, необходимые условия для судоходства в Енисейском водном бассейне
и функционирования Северного морского пути.
По прогнозным оценкам к 2007 году в сравнении с 2003 годом прирост промышленного
производства в объединенном субъекте РФ составит около 15%, выпуск товаров (услуг) ма-
лыми предприятиями трех субъектов РФ увеличится на 76,2% , объем инвестиций в основной
капитал увеличится на 66,7%, на 64,5% возрастет объем работ по договорам строительного
подряда, на 33% вырастет оборот розничной торговли, на 29% — оборот общественного пи-
тания, на 22% — объем платных услуг.
В рамках объединения следует предусмотреть меры по сохранению и развитию тради-
ционных мест проживания и промыслов коренных малочисленных народов Севера.
Деградация оленеводства и других промыслов привели к повальной безработице населе-
ния в национальных поселках, к ухудшению качества жизни.
В связи с этим предлагается развивать оленеводство.
Вся площадь Таймырского округа составляет 88 млн. га., из них к оленьим пастбишам
отнесены закрепленные за сельскохозяйственными предприятиями площади в 27,7 млн. га.
Оценки емкости касаются, таким образом, только 23,3% его территории. Если соотнести про-
ектные оценки оленеемкости с существующим поголовьем домашних олений по отдельным
хозяйствам, то можно сделать выводы, что пастбищные ресурсы в основном недоиспользова-
лись. Тем не менее снижение кормовой емкости наблюдается почти во всех хозяйствах. При-
чин этому могло быть несколько: выбивание растительности огромными стадами диких оле-
ний в местах интенсивных миграции, неправильный выпас домашних стад и промышленные
воздействия. Для восстановления экологического равновесия необходим отстрел диких оле-
ней.
В целях возрождения традиционной отрасли народов крайнего Севера (оленеводство)
стадо из 1000 ямальских оленей переправлено в Эвенкию – животным из личных стад оле-
неводов частников Сеяхинской тундры Ямала предстоит восполнить популяцию эвенкийских
парнокопытных. Таким образом власти Эвенкии решили помочь местному населению возро-
дить оленеводство, но этих мер недостаточно.
Одним из решением проблем предлагается организовать создание оленеводческих хо-
зяйств, а дальнейшую реализацию продукции из мяса северного оленя на рынок города
Красноярска, так как проведенное качественное исследование в г. Красноярске показало, что
рестораны и крупные супермаркеты действительно покупали бы мясо и деликатесы из север-
ного оленя
Проведенное качественное исследование в г. Красноярске показало, что рестораны и
крупные супермаркеты действительно покупали бы мясо и деликатесы из северного оленя.
Так предлагается решить проблемы занятости коренного населения, путем созданием
оленеводческих хозяйств, а вследствие поставки мяса северного оленя на рынок города
Красноярска. Все это позволит улучшить обстановку Таймырских и Эвенкийских округов и
обеспечить экологическое равновесие.
После рассмотрения проблем оленеводства следует приступать к разработке и построе-
нию промышленных заводов.
Для переработки мяса северного оленя существует оборудование (модульный минизавод
1500м), которое позволяет производить следующие виды продукции: полуфабрикаты из оле-
нины, сыровяленые изделия из оленины, субпродукты из оленины.
Так как если не уделять должного внимания оленеводству, это приведет не только к ис-
чезновению коренного населения крайнего Севера, но и крах гигантской популяции север-
ных олений.
42
В результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого)
и Эвенкийского автономных округов в единый субъект Российской Федерации ожидается
снижение бюджетной обеспеченности объединенного субъекта федерации. Для сохранения
темпов социального развития территорий в этих условиях необходимо в период 2005-2007гг.
предусмотреть приоритетное выделение средств федерального бюджета на реализацию фе-
деральных целевых и федеральной адресной инвестиционной программы в рамках сформи-
рованных бюджетных заявок субъектов федерации.
Для повышения налогового потенциала единого субъекта требуется государственная
поддержка осуществления инвестиционных проектов на территории края крупнейшими рос-
сийскими компаниями с государственным участием РАО «ЕЭС России» — Богучанская ГЭС,
ГК «Роснефть» — Ванкорское нефтегазовое месторождение, ОАО «Газпром» — Берямбин-
ское, Собинское газонефтеконденсатное и Пайгинское месторождения.
В течение 2005 — 2007гг. необходимо завершить строительство крупных объектов
транспортной инфраструктуры, в том числе: обеспечивающих социально-экономическое раз-
витие края в целом, решение вопросов транспортной безопасности — реконструкция аэро-
портов «Емельянове» (г. Красноярск), строительство автодорожного обхода города Краснояр-
ска, реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта «Горный» п. г. т. Тура, реконст-
рукция взлётно-посадочных полос в аэропортах Диксон, Хатанга, обеспечивающих развитие
лесной и горнодобывающей промышленности края — реконструкция автомобильной дороги
Канск-Абан-Богучаны-Кодинск.
Особо следует обратить внимание на финансирование Красноярского края из федераль-
ного бюджета по программе переселения жителей северных районов Красноярского края,
Таймыра и Эвенкии. На эти цели предлагается ежегодно выделять по 300 млн. рублей.
Строительство в период 2005-2007 г.г. важнейших социальных объектов позволит при
поддержке федерации создать условия для повышения уровня жизни проживающего на этих
территориях населения.
Таким образом, помимо мероприятий предлагаемых законодательной властью Краснояр-
ского края, следует рассматривать развитие традиционных промыслов народов Севера – оле-
неводство.




43
ПОДСЕКЦИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА»


РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Бакушкина Т.А. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель – Коршунов Л.А.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на ры-
ночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое
государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспе-
чения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпри-
нимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности
и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаи-
моотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государствен-
ными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При по-
мощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение ино-
странных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к эконо-
мическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики,
поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государст-
во может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвида-
ции убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в
декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об
основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и
организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Этот закон
установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других плате-
жей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налого-
вых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также
льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соот-
ветствии с вышеуказанным законом.
Несмотря на то, что законодательная база в области исчисления налогов в России до сих
пор имеет ряд недостатков. В связи с этим тема, выбранная автором является весьма актуаль-
ной.
В данной работе, предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе
России, выделить её основные противоречия и пути её реформирования. Также здесь приве-
дены мнения некоторых российских ученых экономистов относительно решения этих про-
блем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой
рыночной экономикой.
На протяжении XIX в главным источником доходов оставались гос. прямые (гл - подуш-
ная подать и оброк) и косвенные(гл-акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с
1882 г. Кроме гос. прямых налогов существовали земские сборы, специальные гос. сборы,
пошлины
В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог
на доходы с ценных бумаг и т.д.
Ставки налога в России вне всякого сомнения стимулировали промышленников к полу-
чению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от разме-
ров прибыли был достаточно мал).


44
В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы
бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.
Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноде-
нежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности
рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом
февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных
денег). Очередной спад во всей фин. системе наступил после Октября 1917г.
Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь
не способствовало налаживанию хозяйства.
Определенный этап налаживания фин. системы наступил после провозглашения НЭПа.
Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных опера-
ций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой
обособленности предприятий от гос. аппарата управления. Но НЭП быстро свернули.
В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.
Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он
эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении
многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятство-
вал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным на-
логом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на
капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние
капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом дохо-
ды участников АО : сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды.
Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятст-
вовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном
уровне.
Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к ры-
ночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела
уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рын-
ку применялись старые понятия о налогах.
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражают-
ся на необходимости корректирования отдельных элементов системы налогообложения. Этого
требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой
динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и
сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни
льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения
и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.
В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме, в соот-
ветствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить
лишь те налоги, которые оговорены законом “Об основах налоговой системы в Российской
федерации”. В результате, как грибы после дождя, стали появляться такие экзотические на-
логи как налог на падение объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за
прогон скота или на содержание футбольной команды. Тревожно, что на основании указа
внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры в виде сборов за въезд или за
ввоз товаров на территорию области или республики, а также за вывоз товаров за пределы
региона.
Большую опасность стали представлять и налоги, “экспортируемые” одним регионом в
другие. Например, Тува ввела собственные акцизы на отдельные виды продовольствия и ми-
нерального сырья. Поскольку эти акцизы включаются в цену продукции, а продукция реали-
зуется за пределами республики, налог фактически взимается с “чужих” налогоплательщи-
ков, а поступает в собственный бюджет. Подобные примеры можно продолжить. Налоговая
система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно
увеличивается. Это не только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчая-
45
ние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах
страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.
Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и эко-
номически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные ) виды
изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с
произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой
ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Зав-
тра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно,
чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных усло-
виях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального”
снижения размера уплачиваемого налога.
Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода
российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как оте-
чественным, так и иностранным.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она вы-
ступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы на-
логовая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответст-
вовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов,
льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской
экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным,
так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная про-
блема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию на-
логовой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооб-
лагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что
выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой сис-
темы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обло-
жения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необхо-
дима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного
к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему
можно развернуть только на серьезной теоретической основе. Поэтому в задачи данной рабо-
ты входит анализ теоретического материала не только наших специалистов, но и зарубежных,
анализ опыта налогообложения нашей страны, что позволит наиболее эффективно разрабо-
тать законодательную базу в области налогообложения. Поэтому в данной работе широко ис-
пользуются такие методы, как анализ и сравнение.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и ос-
мысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их
практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первосте-
пенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняш-
ней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции рефор-
мирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой
сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В на-
стоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих оши-
бок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный
Правительством РФ, однако, как уже говорилось он тоже не лишён недостатков и сейчас на-
ходится на доработке.

46
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было
решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь
незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их
часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодек-
са. А до этого времени наша налоговая система будет, практически, не способна выполнять
те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономи-
ческому развитию страны.


НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Бекурин К.С. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель – Самотохин В.М.
Проблема экономического роста – центральный пункт экономической теории и практи-
ки. Именно с ним связываются показатели развития производства и его эффективности, воз-
можности повышения материального уровня и качества жизни населения, и тем самым всего
общества и государства в целом. Практическая деятельность правительств по осуществле-
нию экономической политики, в конечном счете, также направлена на ее решение. Бюджет-
но-налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства и
представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, опре-
деленных способностью региона по сбору доходов и эффективным управлением расходами.
В настоящее время одной из основных возможностей влияния налоговой системы на
увеличение налоговых поступлений и создание конкурентных преимуществ развития эконо-
мики страны, называется изменение величины ставки для налогообложения, пошлины и т.д.
И в частности Правительство РФ на этот механизм возлагает большие надежды. Но в таком
случае, возникает вопрос почему, отмена налога с продаж, снижение величины ставки ЕСН и
налога на прибыль не привели к ощутимому увеличению поступлений в бюджеты, росту
экономики, выводу из тени зарплаты, снижению размеров теневой экономики и т.д. Одной из
основных причин называется соответствующее поведение налогоплательщиков и в частности
их нежелание платить налоги. Однако проще всего обвинить налогоплательщиков или со-
трудников государственных структур в тех или иных проблемах при реформировании нашей
экономики. Или, может, России действительно не повезло, у нас живут и работают плохие
налогоплательщики, корыстные руководители и сотрудники государственных структур? Но
мы видим, что такие же проблемы есть и в странах с развитой рыночной экономикой. В част-
ности, с целью улучшения сбора налогов, происходит постоянное ужесточение фискальной
политики в этих странах. Так, президентом США Д. Бушем вынесено на утверждение в сенат
решение о дополнительном выделении средств на 2005 год для ужесточения фискальной по-
литики.
В сложившихся современных условиях при использовании существующих принципов
налогообложения многие предприятия оказались в такой ситуации, когда приобретать или
обновлять какое-либо имущество экономически наказуемо, так как это само по себе влечёт
возникновение или увеличение налоговых платежей по налогу на имущество и наоборот, вы-
годно: занижать или скрывать реальную стоимость приобретаемых основных средств или
приобретать неновое оборудование. О каком качестве и конкурентных преимуществах, в та-
ком случае, можно говорить? Предприятиям одинаково невыгодно увеличение ФОТ, имуще-
ства, объёмов реализации, так как это приводит к увеличению налоговых платежей и отчис-
лений в различные фонды. Тот факт, что фонд оплаты труда и вышеуказанные отчисления, в
соответствии с законодательством, относятся на себестоимость, то есть снижают налогообла-
гаемую базу по налогу на прибыль, с экономической точки зрения, не может являться доста-
точным стимулом вывода её из тени, так как в любом случае увеличение ФОТ приводит к
увеличению издержек предприятия в виде налоговых платежей и отчислений в различные
фонды. К примеру, при начислении 100 рублей ФОТ, налоговые платёжи: по налогу на при-
47
быль уменьшаются примерно на 44 рубля и при этом возрастают на 84 рубля в различные

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign