LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1943 гг. – сотрудник Управления по контролю над ценами, в 1961 – 1963 гг. – посол США в
Индии.
В своих научных трудах- «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические
теории и цели общества» (1978), Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленно-
го производства, которые и привели к образованию гигантских корпораций. В обществе
складываются две системы – «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие
хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с госу-
дарством. Исходя из качественно изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственно-
го развития, Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неокласси-
цизма: о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о сво-
бодной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегули-
ровании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единолич-
ных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора про-
изводства и получателя дохода.
Следует отметить основные нововведения и изменения, произошедшие в экономической
жизни в XX веке: применение все более сложной и совершенной техники; расширение сферы
деятельности корпораций; произошло разделение предпринимателя-собственника, организа-
тора производства и получателя дохода; изменились взаимоотношения между государством и
экономикой; начался упадок профсоюзов; произошли структурные изменения в профессио-
нальном составе рабочей силы; возросла роль планирования; потребительский спрос стано-
вится объектом управления.
В его работах прослеживается мысль о том, что в действительности современная эконо-
мическая система, под какой бы формальной идеологической вывеской она ни скрывалась, в
существенной своей части представляет собой плановую экономику. Инициатива в вопросе о
том, что должно быть произведено, исходит не от суверенного потребителя, который посред-
ством рынка направлял бы работу промышленного механизма в соответствии со своим, в ко-
нечном счете, решающим, желанием. Скорее она исходит от крупной производственной ор-
ганизации, стремящейся установить контроль над рынками (которые она, как это предполага-
ется, должна обслуживать), и более того, воздействовать на потребителя в соответствии со
своими нуждами. А поступая таким образом, такая организация оказывает глубокое влияние
на систему ценностей потребителя и его убеждения. Перемены, о которых говорилось выше,
отнюдь не происходили равномерно во всей экономике, малый бизнес все еще остается сфе-
рой деятельности индивидуального собственника.
147
Вплоть до конца второй мировой войны и вскоре после нее термин «планирование»
имел известное хождение в Соединенных Штатах. Под этим термином имелась в виду разум-
ная озабоченность тем, что может произойти в будущем, и подготовка мер с целью предупре-
дить те нежелательные события, которых можно избежать. В правительстве Соединенных
Штатов имелось Управление планирования национальных ресурсов. Однако с наступлением
холодной войны слово «планирование» приобрело идеологический привкус. Роль планиро-
вания в современном индустриальном обществе по-прежнему недооценивается. Помимо то-
го, глубокий инстинкт консерваторов подсказывает им, что экономическое планирование не-
избежно означает установление контроля над поведением индивидуума.
С точки зрения экономиста планирование заключается в том, чтобы заменить цены и
рынок как механизм, определяющий то, какая продукция будет производиться, авторитетным
решением, устанавливающим, что будет произведено и потреблено и по каким ценам. В эко-
номике западных стран на рынках господствуют крупные фирмы. Они устанавливают цены и
стремятся обеспечить спрос на продукцию, которую они намерены продать.
Имеется глубокое концептуальное различие между малым предприятием, находящимся
полностью под контролем отдельного лица и обязанным всеми своими успехами этому об-
стоятельству, и корпорацией. Это отличие можно рассматривать как рубеж, отделяющий мил-
лионы мелких фирм от тысячи гигантов, он лежит в основе широкого разделения экономики
на «рыночную систему» и «планирующую систему».
Разница между планирующей и рыночной системами лежит не в стремлении избавиться
от ограничений рынка и обрести контроль над экономической средой. Она заключается в ин-
струментах, с помощью которых достигаются эти цели, и в том, насколько успешными ока-
зываются такие попытки. Участники рыночной системы, которые хотят обеспечить стабили-
зацию своих цен или добиться контроля над предложением, должны действовать коллектив-
но или получить помощь со стороны правительства. Такие действия слишком явны и часто
неэффективны, безуспешны и бесплодны. Добровольные коллективные усилия могут быть
подорваны несколькими дезертирами. Законодатели далеко не всегда отзывчивы даже к
просьбам фермеров. Если действия и предпринимаются, то это делается в крайне осторож-
ной форме, поскольку известно, что господствующая экономическая теория их не одобряет.
Напротив, в планирующей системе фирма автоматически добивается контроля над цена-
ми без лишнего шума, просто в силу своих размеров. То же относится и к объему производ-
ства. Фирма может стать крупной потому, что ее задачи поддаются решению при помощи
организации. Имеются также проблемы, для решения которых фирма нуждается в поддерж-
ке со стороны государства. Но она обращается не к законодательной власти, а к исполнитель-
ной бюрократии. Это менее заметно. А поскольку бюрократия более могущественна, дейст-
вия фирмы, вероятно, будут более эффективны. Не удивительно, что в результате фирмы в
рыночной системе привлекают большое внимание, добиваясь очень немногого путем ослаб-
ления рыночных ограничений или какого-нибудь иного изменения среды, воздействию кото-
рой они подвергаются. А крупные фирмы в планирующей системе не привлекают никакого
внимания, добиваясь очень многого.


ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Кениг Э.В., Лейбель Т.С., Хошебаева А.Э., студенты,
Егорова И.Б., ст. преподаватель
Проблемы экономического поведения стали широко обсуждаться в отечественной науке
в конце 80-х годов. Актуальность их связывается с происходящими в России процессами
трансформации экономической системы.
Особенностью нынешнего состояния экономики России является нахождение её в точке
бифуркации или точке выбора. Момент «ветвления» экономического развития однозначно
определяется в силу наличия кризиса, из которого намечается выход.
148
Среди многих факторов, обусловивших нынешнее кризисное состояние экономики, од-
ним из наиболее существенных оказался такой своеобразный, далекий от прогнозируемого
характер поведения субъектов экономической деятельности. В период реформ, как и в допе-
рестроечное время, 75-80% россиян утверждают, что могли бы работать лучше и больше.
Основа новой парадигмы – переход от доминирующих до сих пор в развитии производ-
ственно-экономических факторов к доминированию факторов социокультурных. Это не оз-
начает утраты производственно-экономическими факторами своей определяющей роли в
удовлетворении потребностей. Это означает лишь такое высокое развитие, которое позволяет
взять эстафету другим факторам – социокультурным.
Упрощенное понимание и примитивные представления о содержании человеческого по-
ведения приводят к искаженному, поверхностному пониманию объективных закономерно-
стей воздействия людей на реальные процессы экономической жизни.
Еще родоначальник модели «экономического человека» А.Смит (1723-1790) подчеркивал
невозможность свести хозяйственные мотивы к голому экономическому интересу.
В реальной жизни люди включены, во-первых, в систему родственных, дружественных,
партнерских отношений, во-вторых, в систему более общего социального порядка, в контекст
культуры, причем конкретной национальной культуры, имеющей свои нормы, кодексы пове-
дения.
Жесткую критику экономизма проводил, например, Э. Дюркгейм (1858-1917), отрицав-
ший резкую грань между началом экономическим и началом социальным. Он отрицал инди-
видуализм, общество с его точки зрения есть нечто большее, чем совокупность атомов, оно
самостоятельно и первично по отношению к индивиду, который в чем-то является продуктом
коллективной жизни.
В определенное время и в определенных кругах (Г. Шмоллер) экономическое стремление
меняется под воздействием культурной работы столетий, пронизывается и пропитывается
нравственными и юридическими представлениями. Сами экономические процессы опреде-
ляются поведением реальных экономических субъектов и поэтому необходимо учитывать
весь спектр отношений в контексте культуры, причем конкретной национальной культуры, то
есть национального характера, менталитета, исторически сложившегося «кода».
Некоторые обычаи, отношения, ценности или ролевые представления остаются неиз-
менными в жизни нескольких поколений.
Социокультурный подход заставляет нас рассматривать имеющееся на данный момент
экономическое поведение, детерминированное всем ходом исторического процесса, как есте-
ственный пласт общественной жизни людей, практики и общения, не только между совре-
менниками, но и всей цепью людских поколений данной нации.
Общественная практика показывает, что социально-экономический прогресс общества
упирается в качество личности, уровень её экономической культуры. Изменив идеи, намере-
ния, сознательные цели разума, под влиянием которых люди ведут себя определенным обра-
зом, можно повлиять на ход человеческой истории.
Исторические события и менталитет россиян связываются, прежде всего, с природно-
климатическими особенностями. Воздействие природных особенностей на русскую душу
раскрывается в трудах известных философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосковского
и других.
Суровая природа стала судьбой России, неблагоприятные природные условия повлияли
на менталитет русского человека, позволяющий перейти от психологии сознания к психоло-
гии поведения.
С другой стороны, Россия – синтез Востока и Запада: через Византию пришло правосла-
вие (восточное христианство), начиная с Петра I Россия неустанно боролась за признание её
Европейской, западной державой.
Исторические факторы, обусловленные преимущественно природно-климатическими
условиями России, сформировали характер, менталитет, определяющий поведение индивида
и особенности российской экономики.
Огромная экономическая роль государства и укорененность общинных и коллективист-
ских порядков формировали переходящее из одной исторической эпохи в другую неприятие

149
частной собственности в её классических западных формах. Высокую роль в общественном
сознании социальной справедливости, равенства, коллективизма и взаимопомощи.
Отсутствие ощутимой зависимости между трудовыми усилиями крестьян и размером
получаемого урожая способствовало формированию таких черт ментальности российского
крестьянства, как небрежность в работе, отсутствие пунктуальности и тщательности, неспо-
собность к систематической напряженной работе. Большинство народа жило бедно, и пото-
му в обществе сформировалось негативное отношение к богатству. Святость, а не сытость -
важнейшая категория в России.
Сложившаяся система ценностей населения России присуща традиционному обществу.
Экономическим ценностям отводится подчиненная роль, которая сводится во многом к под-
держанию минимального уровня материального обеспечения для всего общества, но его ста-
бильного состояния.
Такая ценностная ориентация, как и перечисленные выше факторы, ведет к замедлению
экономического развития.
Для России характерным является наличие сильной тенденции к государственному па-
тернализму (опека государства над населением). Отсюда надежда населения, что в рыночных
условиях государство должно обеспечить его рабочими местами и поддерживать определен-
ный жизненный уровень.
Еще одной характерной чертой для россиянина является неприятие к писаному закону,
предпочтение неформальных правил хозяйствования формальным институтам. Такая ситуа-
ция, естественно препятствовала образованию достаточно широкого слоя эффективных част-
ных собственников, толкая к нарастанию теневых форм хозяйствования.
Таким образом, вся совокупность исторически сложившихся в России социальных ин-
ститутов выступает преимущественно фактором, тормозящим развитие рыночных форм хо-
зяйствования.
Сейчас специфику России, синтез Востока и Запада в самой себе, активно ищут в чертах
характера людей, например, терпении, дружелюбии, коллективизме, вплоть до попыток рас-
сматривать русский народ как носителя высшей правды, призванный сыграть великую роль в
приведении человечества к единству.
В настоящее время в России наблюдается явное несоответствие навязанному без доста-
точных оснований, крайне индивидуалистического общественного идеала тому реальному
настроению, которое преобладает в народе.
В обществе превалирует чувство неудовлетворенности, его основные причины – оста-
точный принцип решения социальных проблем, унижение национального достоинства рос-
сиян, определение западных духовных ценностей в качестве высшей мудрости.
Целесообразно понять, что пока проводимые реформы и рыночные преобразования не
будут осознаны на ментальном уровне, эффективного результата они не дадут, например,
большинство исследователей признает, что коммунистическое вероучение стало возможным
и потому, что капитализм до 1917 года на ментальном уровне не сумел пустить глубокие кор-
ни в России.
Следовательно, в одном из важнейших аспектов переходного процесса российской эко-
номики, социально-нравственном аспекте стоит задача изменения самого характера общест-
венного менталитета, определяющего поведение людей: от пассивно-иждивенческого к ак-
тивно-предпринимательскому, то есть корректировки поведения человека реального, в отли-
чии от “homo economicus”, с его ключевой идеей рациональности, использования позитивных
сторон исторически сложившегося российского менталитета и коррекции его негативных
сторон.
Весь мир видит парадокс: в условиях сокращения возможностей Российского государст-
ва в сфере здравоохранения и сохраняющейся низкой заработной платы резко возросло рав-
нодушие значительной части населения (прежде всего - мужского) к своему здоровью (о чем
свидетельствует массовое распространение алкоголизма и наркомании).
Следует исходить из истории: экономический рост, общее развитие народного хозяйства
зависит от умения каждого жителя понимать иерархию благ, видеть радости жизни, стре-
миться достичь лучшего, и прежде всего путем саморазвития своей личности.

150
СОДЕРЖАНИЕ

Подсекция «Стратегическое управление, эффективность и качество»
1. Береснева И.С., Калинкина А.Н. Стратегия предприятия в антикризисном управлении 3
2. Бец О.А., Лукин Л.Н. Анализ системы менеджмента на предприятии. 4
3. Бобылева И.А., Басова Ф.М. Совершенствование мотивационных механизмов на предпри- 5
ятии.
4. Васильева С.П., Горлова Н.Н. Анализ кадровой политики предприятия. 8
5. Габова О.А., Кузьмина Н.Н. Анализ платежеспособности предприятия. 9
6. Ермакова М.В., Бондаренко О.В. Анализ конкурентоспособности предприятия. 11
7. Иванова К.Е., Кузьмина Н.Н. Анализ и совершенствование системы мотивации деятельности 12
в фирме.
8. Карнакова М.А., Горлова Н.Н. Анализ и совершенствование системы мотивации деятельно- 13
сти на предприятии.
9. Козлова И.В., Берлова Т.М. Анализ и повышение квалификации персонала организации. 14
10. Кособокова Т.И., Берлова Т.М. Анализ и оценка организационной культуры ГУП «НЗМК». 15
11. Кузьмина Н.Н. Факторы депрессивного состояния экономики Алтайского края. 16
12. Кускова О.П., Берлова Т.М. Совершенствование кадрового потенциала организации. 17
13. Кушнарева А.А., Горлова Н.Н. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. 18
14. Лысенко О.В., Полякова Л.В. Анализ системы управления персоналом в банке на примере 19
Поспелихинского ОСБ №2318.
15. Николаенко Е.А., Рязанова В.С. Анализ финансово состояния предприятия. 20
16. Петухова А.С., Рязанова В.С. Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности 22
(на примере ОАО «БКПЗ»).
17. Рыжова А.Ю., Семенова Н.Ю. Анализ конкурентоспособности товара (на примере ООО 23
«Термоблок»).
18. Рычагова Е.С., Кузьмина О.Г. Анализ системы управления персоналом на примере предпри- 24
ятия МУП «Рубцовские тепловые сети».
19. Сагателян М.В., Фандина В.Г. Разработка стратегии развития фирмы. 26
20. Сагателян М.В., Горлова Н.И. Современные аспекты управления персоналом: проблемы и 27
пути их решения.
21. Сбитнева Н.Ю., Лукин Л.Н. Подготовка предприятия к внедрению системы менеджмента 28
качества (на примере ОАО «Алтайвагон»).
22. Степкина Н.А., Фандина В.Г. Анализ конкурентоспособности фирмы на примере Шипунов- 29
ского районного потребительского общества.
23. Стерлядева Т.Ю., Маркина Т.В. Пути и средства повышения эффективности управления в 30
органах федерального казначейства.
24. Уварова О.М. Конкурентоспособность региона и важнейшие факторы ее повышения. 31
25. Вяткин И.Ю. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. 32
26. Андреева Н.Н., Шапорова З.Е. Реинженеринг организационных структур 35
27. Высоцкая С.А., Мартынов А.Г. Инструменты и методы менеджмента предприятий 38
28. Мордвинова О.П., Якимова Л.А. Экономические и социальные аспекты объединения Крас- 40
ноярского края с таймырским и эвенкийским округами

Подсекция «Государственная налоговая служба»
1.Бакушкина Т.А. Реформирование налогообложения в России: исторический аспект. 44
2.Бекурин К.С. Некоторые проблемы современной налоговой системы. 47
3.Бернгардт Н.П. Проблемы государственного контроля в сфере производства и оборота алко- 50
гольной продукции.
4.Берш И.В. Определение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. 53
5.Бобров А.А. Особенности НДФЛ Удерживаемые налоговыми агентами. 56
6.Букин К.А. Исполнение налогоплательщиками обязанностей по исчислению и уплате налогов с 59
использованием информационных технологий.
7.Бычкова О.А. НДФЛ, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и лицами, зани- 62
мающимися частной практикой.
8.Вердыш А.С. Роль информационных технологий в формировании и обработке налоговой от- 65
четности на примере ЕСН.
151
9.Глущенко А.В. Совершенствование системы налогового контроля на современном этапе. 68
10.Герман Н.Ю. Налог на игорный бизнес на примере Алтайского края. 70
11.Грибанова А.А. Модернизация налоговых органов на примере Алтайского края. 73
12.Грицаенко А.Б. Методологические основы работы налоговых органов по принудительному 76
взысканию задолженности.
13.Дерешева О.С. Налогообложение банков в России и за рубежом. 78
14.Жигалов Д.В. Контроль за исчислением и уплатой налогов с использованием информацион- 80
ных технологий.
15.Иванов С.М. Проблемы и пути решения оптимизации налога на прибыль. 83
16.Кандауров Д.С. Особенности налогообложения малого бизнеса в РФ. 84
17.Китанина Ю.И. Основные направления модернизации налоговых органов Алтайского края. 85
18.Клочко О.В. Федеральные налоги как элемент налоговой системы РФ, на примере акцизного 88
налогообложения.
19.Князева Е.В. Налогообложение игорного бизнеса. 90
20.Козырев А.А. Public relations в системе социальных отношений. 93
21.Кропотина А.Н. Перспективы развития налогообложения имущества физических и юридиче- 96
ских лиц.
22.Кузьмина Д.А. Исследование проблем администрирования НДС на современном уровне раз- 100
вития рыночных отношений.
23.Ланг Я.А. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. 102
24.Лизов Д.А. Организация регистрации и учета налогоплательщиков – юридических лиц. 105
25.Михневич Н.Ю. Исследование взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков в 108
ходе налогового контроля.
26.Отмахова Е.С. Методология представления стандартных, социальных и имущественных выче- 110
тов по налогу на доходы физических лиц.
27.Отмахова Т.С. Организация государственной регистрации и учета налогоплательщиков – фи- 111
зических лиц.
28.Парамончикова А.В. Организация государственной регистрации и учета налогоплательщиков 113
– юридических лиц.
29.Плотникова Е.С. Проблемы устранения путей ухода от уплаты налогов. 114
30.Пшечук Д.В. Исследование федеральных налогов как основы формирования доходной части 117
консолидированного бюджета края.
31.Резников М.А. Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. 119
32.Сакпачакова Н.В. Проблемы и пути повышения эффективности внутриведомственного кон- 122
троля налоговых органов.
33.Самарина Я.А. Прохождение государственной службы в РФ. 126
34.Свинина И.Р. Исследование взаимозависимости камеральных и выездных налоговых прове- 127
рок.
35.Филиппова А.В. Методология и анализ реструктуризации кредиторской задолженности юри- 128
дических лиц по налогам и сборам.
36.Хамло М.С. Новые направления в подготовке кадров для налоговых органов. 130
37.Черных Т.А. Особенности налогообложения малого бизнеса (на примере BAYC по г.Барнаулу). 132

Подсекция «История экономики и экономических учений»
1. Васильева С.П.,, Бессонов Е.Н., Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского. 134
2. Михалева Е.Ю., Бессонов Е.Н., Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева и ее значение. 137
3. Николаенко Е.А., Бессонов Е.Н., Проблемы международной торговли в экономической мысли 139
Запада.
4. Оглоблина И.Е., Бессонов Е.Н., Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. 142
5. Карманова И.В., Бессонов Е.Н., Проблематика фирмы в экономической мысли. 144
6. Дорогой С.А., Бессонов Е.Н., Теория нового индустриального общества и ее значение. 147
7. Кениг Э.В., Лейбель Т.С., Хошебаева А.Э., Егорова И.Б. Влияние исторических факторов на 148
экономическое поведение.




152

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign