LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мые ресурсы, используемые бизнесом (имущество, производственные и торговые площади и
т.д.), то возможности уклонения от налогов сокращаются. Этот подход лежит в основе систе-
мы налогообложения вмененного дохода, которая была разработана в Минэкономики РФ и
внедряется в последнее время в ряде регионов.
Упрощение налогового законодательства, которое остается крайне запутанным и неяс-
ным для предприятий. Прямое ужесточение контроля и санкций по отношению к организато-
рам бизнеса по "обналичиванию"/"обезналичиванию". Результатом таких мер будет повыше-
ние издержек по "обналичиванию"/"обезналичиванию" для легально действующих предпри-
ятий-налогоплательщиков.
Уголовно-правовая борьба с налоговой преступностью является одним из основных на-
правлений обеспечения правопорядка в сфере налогообложения.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время существует масса возможностей
уйти от уплаты налогов, обусловленных пробелами в Российском законодательстве. Сущест-
вующее российское законодательство признает право налогоплательщиков на действия, на-
правленные на уменьшение налоговых обязательств. Однако зачастую используются недос-
татки существующего законодательства так, что легальное право становиться сомнительным
и попадает в разряд налоговых преступлений. Это возможно исправить комплексным пере-
116
смотром всех возможных лазеек в законе. Также необходим эффективный контроль при
проведении налоговых проверок с использованием всех известных схем ухода.


ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДОХОДНОЙ ЧАСТИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Пшечук Д.В. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель Коршунов Л.А.
Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отно-
шениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюдже-
тов различных территориальных уровней.
Бюджетная система Российской Федерации построена с учетом конституционно закреп-
ленного принципа федерализма и состоит из бюджетов трех уровней: федерального, регио-
нального и местного.
Ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации — федеральный бюджет; с
его помощью перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются
основные экономические и социальные программы.
Принципы функционирования, организации бюджетной системы определяют бюджетное
устройство страны в целом. Важнейшие принципы функционирования бюджетной системы
России – сбалансированность, самостоятельность бюджетов всех уровней, единство бюджет-
ной системы, разграничение доходов и расходов по её уровням. Любая из существующих в
мире моделей межбюджетных взаимоотношений помимо положительных моментов органи-
зации, имеет свои внутренние недостатки.
Так, первостепенная проблема в бюджетном устройстве РФ — бюджетные взаимоотно-
шения центра и регионов. К примеру, в РФ отсутствует четкое разграничение полномочий по
уровням бюджетной системы, не отлажена система распределения налоговых доходов между
бюджетами страны.
Формально она сводится к законодательно закрепленному принципу “50 на 50” (часть 3
статьи 48 Бюджетного Кодекса РФ гласит, что налоговые доходы субъектов РФ должны со-
ставлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета РФ).
На практике же за федеральным уровнем бюджетной системы закреплены наиболее до-
ходные источники налоговых поступлений (более 65% общей суммы доходов консолидиро-
ванного бюджета РФ); регионы же в результате перетока доходов на уровень федерации ис-
пытывают нехватку ресурсов для финансирования собственных нужд.
Для покрытия потребностей регионов в денежных ресурсах разработаны механизмы
вторичного перераспределения доходов – из центра в регионы – субсидии, дотации, бюджет-
ные кредиты.
Налог на прибыль является одним из основных налогов налоговой системы России,
плательщиком налога на прибыль выступают юридические лица, а также предприятия с ино-
странными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие
предпринимательскую деятельность в России.
Объектом налогообложения выступает валовая прибыль предприятия, то есть балансо-
вая прибыль, скорректированная для целей налогообложения.
Ставки налога на прибыль устанавливается федеральным законодательством и склады-
вается из двух ставок: фиксированной ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и
максимальной ставки налога, перечисляемого в бюджеты субъектов РФ. Законодательные
(представительные) органы субъектов РФ устанавливают конкретную ставку налога, направ-
ляемого в бюджеты субъектов РФ.
Налог на доходы физических лиц является ведущим налогом, за счет поступлений от
которого осуществляется наполняемость консолидированных бюджетов территорий. Пла-
тельщиками налога выступают физические лица – резиденты и нерезиденты РФ.
117
Нормативы распределения поступлений от подоходного налога между федеральным
центром и территориями утверждаются ежегодно в ФЗ о бюджете на очередной финансовый
год. Удельный вес поступлений от налога на доходы граждан в общей сумме доходов регио-
нального бюджета очень высок – более 40% налоговых поступлений.
Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и
оплачиваемые покупателем. Акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары для
изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подак-
цизных товаров. Плательщиками акцизов признаются организации и индивидуальные пред-
приниматели, если они совершают операции, подлежащие обложению акцизами.
В 2005 году, согласно бюджетному законодательству, территориальные бюджеты полу-
чают поступления от акцизов на следующие подакцизные товары: этиловый спирт из пище-
вого сырья, спиртосодержащая продукция, бензин автомобильный, дизельное топливо и от-
дельные виды ГСМ, алкогольная продукция, вина, пиво.
Консолидированный бюджет Алтайского края включает собственно краевой бюджет и
бюджеты муниципальных образований и районов края.
Доходы консолидированного бюджета складываются за счет поступлений от федераль-
ных налогов и сборов (в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджет-
ным законодательством), региональных и местных налогов и сборов, а также неналоговых
доходов - пеней, штрафов.
Налоговые доходы составляют основную массу – более 99% - поступлений в краевой
бюджет, неналоговые платежи играют малозначительную роль – за счет них формируется
менее одного процента доходной базы бюджета края.
Региональные и местные налоги и сборы (вводимые в действие властными органами
субъектов и муниципальных образований) приносят краевому бюджету 15-20% налоговых
доходов.
Оставшиеся 80-85% доходной части бюджета обеспечивают отчисления от федеральных
налогов, поэтому значение данных платежей для бюджета региона переоценить трудно.
Важнейший для краевого бюджета федеральный налог – на доходы физических лиц
(НДФЛ). Данный налог в соответствии с ФЗ “О Федеральном бюджете на 2005 год” закреп-
лен полностью за бюджетами регионов и не поступает в бюджет федерации.
По итогам 2004 года за счет НДФЛ было сформировано 43.9% от общих доходов бюд-
жета края. Законодательством Алтайского края установлено, что в 2005 году 70% поступле-
ний данного налога зачисляется в краевой бюджет, а 30% направляется в бюджеты районов и
округов края.
Налог на прибыль предприятий и организаций приносит краевому бюджету около 13%
доходов. В соответствии с федеральным законодательством, ставка налога на прибыль уста-
новлена в размере 24%, из которых 5% зачисляется в бюджет федерации, а 19% (максималь-
ная ставка налога) распределяется по решению регионов между территориальным и местным
бюджетами.
Немногим менее 15 % доходов бюджета образованы за счет поступлений от акцизов.
Важнейшие подакцизные товары - бензин, моторное масло, дизтопливо (10% поступлений
направляется в краевой бюджет, 40% - в федеральный), вина, пиво, алкогольная продукция
(100% поступлений в краевой бюджет), спиртосодержащая продукция (50% в краевой, 50% -
в федеральный бюджет).
Более 5% доходов краевого бюджета сформировано за счет платежей за пользование
природными ресурсами.
Из данных видов платежей наиболее доходные - налог на добычу полезных ископае-
мых, водный налог, платежи за пользование недрами, сбор за пользование объектами живот-
ного мира.
Среди прочих федеральных налогов, зачисляемых в федеральный бюджет, следует вы-
делить госпошлину, лицензионные и регистрационные налоги и сборы (суммарно обеспечи-
вают более 0.5% доходов консолидированного бюджета края).
118
Сегодня существуют возможности повышения доходной части краевого бюджета как за
счет действий региональных властей, так и путем вмешательства федерального уровня. Из
важных способов роста доходов консолидированного бюджета, зависящих сугубо от дейст-
вий органов власти края, выдели следующие.
Поскольку более 40% всех доходов краевого бюджета формируется сегодня за счет на-
лога на доходы физических лиц, приоритетным следует считать повышение уровня жизни
населения, рост средней заработной платы, служащей объектом налогообложения НДФЛ
(при этом, на сегодняшний день, уровень жизни населения в крае один из самых низких в ре-
гионе и в стране в целом).
Необходима всесторонняя поддержка со стороны власти наиболее стабильных отраслей
промышленного сектора в крае, а также производителей сельхозпродукции, являющихся
крупнейшими налогоплательщиками.
Это обеспечит рост производства в крае и, как следствие, приведет к повышению объе-
мов налоговых поступлений.
Особое внимание следует уделить повышению эффективности налогового администри-
рования по важнейшим для краевого бюджета налогам, повышению уровня собираемости
платежей по федеральному, региональному и местному уровням.
Действия региональных властей способны оказать влияние на ситуацию в крае, но не-
обходима и последовательная политика по укреплению налоговой базы бюджетов террито-
рий, проводимая органами власти федерального уровня.
Назрела необходимость реформирования и системы межбюджетных отношений в це-
лом, приведения её в соответствие с законодательно заявленными принципами самостоя-
тельности бюджетов всех уровней, формирования собственной доходной базы бюджета каж-
дого уровня.
Одним из возможных вариантов для стабилизации доходной части бюджетов террито-
рий и уменьшения их зависимости от федерального уровня является долгосрочное (не на ка-
ждый финансовый год, а на 5 и более лет) законодательное закрепление налогов и иных пла-
тежей за уровнями бюджетной системы страны.
Вышеперечисленные меры в комплексе позволят укрепить налоговую базу Алтайского
края, повысить уровень собираемости налогов и иных платежей, положительно скажутся на
формировании инвестиционного климата в крае на долгосрочную перспективу.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Резников М.А. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель – Кулакова Г.А.
Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов, в
том числе замена одним налогом совокупности установленных федеральных, региональных и
местных налогов и сборов.
Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установлен-
ных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. На современном
этапе малый бизнес рассматривается как резерв, способствующий развитию экономики стра-
ны в целом. В целях оказания содействия подъему малого и среднего предпринимательства в
субъектах Российской Федерации, на новый качественный уровень за счет снижения налого-
вого бремени и упрощения ведения налогового учета с 1 января 2003 г. введена в действие
специальный налоговый режим - упрощенная система налогообложения.
Проблемой являются препятствия, замедляющие введение и использование в полной ме-
ре упрощенной налоговой системы на территории Алтайского края и в частности на террито-
рии г. Барнаула.

119
Целью данной статьи является систематизация имеющейся информации и детальное
изучение данных налоговых режимов для разъяснения налогоплательщиком их сути и уско-
рения их использования на практике в Алтайском крае. Для осуществления цели следует ре-
шить ряд задач: составить детальное описание каждого режима; провести их анализ; выявить
положительные стороны каждого и сделать вывод применительно к Алтайскому краю.
В начале коротко расскажем о сути упрощенной системы налогообложения, а затем
опишем ряд проблем препятствующих полной интеграции данной системы в г. Барнауле.
С 1 января 2003 г. вступила в действие гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения"
НК РФ.
Упрощенная система налогообложения применяется налогоплательщиком на доброволь-
ной основе.
При применении упрощенной системы налогообложения с налогоплательщика не взи-
маются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, налог на
имущество организаций, налог на имущество физических лиц и ЕСН, полученных индиви-
дуальными предпринимателями, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых
налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц.
Право перехода на упрощенную систему налогообложения предоставляется организаци-
ям, получившим по итогам девяти месяцев года, в котором ими было подано заявление о пе-
реходе на применение данной системы налогообложения, доходы от реализации, определяе-
мые в соответствии со ст. 249 НК РФ в размере, не превышающим 15 млн. рублей.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: организации, имеющие
филиалы и представительства; банки; страховщики; профессиональные участники рынка
ценных бумаг; ломбарды; организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизне-
сом и другие;
В соответствии с п.1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения по выбору налогопла-
тельщика признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (учитывают-
ся доходы от предпринимательской деятельности).
В состав доходов включаются все поступления как в денежной, так и в натуральной
форме от реализации товаров, имущества, используемого в процессе осуществления пред-
принимательской деятельности, и т.д.
Если предприниматель выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшен-
ные на величину расходов, он может уменьшить полученные доходы на следующие расходы:
расходы на приобретение основных средств; расходы на приобретение нематериальных акти-
вов; расходы на ремонт основных средств; материальные расходы; расходы на оплату труда,
выплату пособий по временной нетрудоспособности; расходы на почтовые, телефонные, те-
леграфные и др. подобные услуги, расходы на оплату услуг связи; расходы на рекламу произ-
водимых и реализуемых товаров; другие расходы
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом
с начала налогового периода. В соответствии со ст. 346.19 налоговым периодом для индиви-
дуальных предпринимателей является календарный год, а отчетным периодами – 1 квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года.
Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения
доходы для исчисления налога умножают налоговую базу за отчетный период на ставку 6%
и вычитают ранее уплаченные суммы авансовых платежей по единому налогу. Сумма налога
уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также
на сумму выплаченных работником пособий по временной нетрудоспособности. При этом
сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обяза-
тельное пенсионное страхование.
Предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, умень-
шенные на величину расходов, исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу
исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину рас-
ходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I
120
квартал, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых
платежей по налогу. П. 6 ст. 346.18 НК РФ вводит понятие «минимальный налог». Мини-
мальный налог уплачивается индивидуальным предпринимателями, применяющими в каче-
стве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, если сумма ис-
численного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного «минимального налога»
(1% налоговой базы).
Прекращение применения упрощенной системы налогообложения может осуществлять-
ся в добровольном и в обязательном порядке.
Несмотря на то, что закон «Об упрощенной системе налогообложения» был издан в под-
держку малого бизнеса, у предприятий – первопроходцев возникло немало проблем, решение
которых целиком зависит от изменения налогового законодательства.
Серьезная проблема упрощенной системы налогообложения для субъектов малого
предпринимательства связана со сложным порядком расчета налоговой базы, если в качестве
объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. В соответ-
ствии с п.2.ст.346,17 главы 26.2 Налогового кодекса РФ расходами налогоплательщика при-
знаются затраты после их фактической оплаты. Понятия «оплата» и «затраты» в главе 26.2
не определены, нет их и в части первой Налогового кодекса РФ, законодатель не уточнил все
необходимые моменты для правильного исчисления единого налога. При этом понятие «оп-
лата» определены пунктами 2 ст.167 и 3 ст.273 НК РФ и действуют только для исчисления
НДС и налога на прибыль.
Наиболее распространенная причина, препятствующая переходу на единый налог - про-
блемы с НДС так, как плательщики по упрощенной системе не платят налога на добавлен-
ную стоимость. Из-за этого покупателям – плательщикам НДС - невыгодно с ними работать.
Если же они предъявят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то этот налог
они должны уплатить в бюджет. Кроме того, при переходе на упрощенную систему налого-
обложения организациям – плательщикам единого налога потребуется восстановить приня-
тую к вычету сумму налогов по товарам, работам или услугам, приобретенным еще в период
уплаты НДС, которая будет использоваться и при упрощенной системе.
Проблемы возникают и при выборе объекта налогообложения (его можно выбрать один
раз на весь срок применения единого налога). Причем, перейдя на упрощенную систему на-
логообложения, нельзя отказаться от нее до окончания текущего налогового периода. Разуме-
ется, какой режим выгодней всего – облагать налогом доходы или доходы за вычетом расхо-
дов - решать прежде всего главному бухгалтеру, исходя из данных организации.
Существуют также проблемы с оплатой больничных листов. Организации и индивиду-
альные предприниматели, находящиеся на упрощенной системе, выплачивают пособия по
временной нетрудоспособности за счет средств социального страхования в сумме, не превы-
шающей за календарный месяц одного МРОТ (600 рублей). Остальные средства организация
должна выплатить за свой счет, что предусмотрено Федеральным законом № 190 от 31.12.02.
Для решения этих и многих других проблем потребуется еще не один год кропотливой
доработки законодательства, но уже сейчас можно предложить некоторые меры по устране-
нию отрицательного резонанса среди предпринимателей уплачивающих единый налог.
Для фактического упрощения учета и во избежании, случаев применения упрощенной
системы налогообложения для минимизации налогов, следует ограничить доходы не на 15, а
на 5 млн. рублей, пересмотреть нормы ограничений остаточной стоимости основных средств
и нематериальных активов и предусмотреть только один объект налогообложения - доходы с
пониженной ставкой налога для торговой деятельности.
Также необходимо принять законодательную норму порядка прекращения применения
упрощенной системы налогообложения, при возникновении условий, не дающих право на ее
применение, в случае превышения за отчетный или налоговый период предельной числен-
ности работников организаций и индивидуальных предпринимателей, а так же для организа-
ций, в которых доля непосредственного участия других организаций превысила 25%. Этот
порядок законодательно не принят.
121
Следует расширить список статей расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу для
предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения.
Но все же, несмотря на все недостатки, число предприятий перешедших на УСН посто-
янно растет (хотя и замедляющимися темпами). Стимулом перехода на упрощенную систему,
является резкое снижение ставки налога до 6% с выручки и 15% с чистого дохода, то есть
практически в два раза. Налогоплательщики, использующие упрощенную систему налогооб-
ложения, имеют право пользоваться многими преимуществами: для них существенно расши-
рены границы налоговых вычетов, предусмотрен перенос убытков на будущее, а доходы и
расходы в любом случае определяются кассовым методом. Также организациям и предприни-
мателям, которые планируют перейти на упрощенную систему налогообложения, удастся из-
бежать ранее существовавшей проблемы совмещения двух налоговых режимов – единого на-
лога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения. С 1 января 2004 года Фе-
деральным законом от 07.07.03 № 117-ФЗ разрешено использовать оба режима одновременно.
В результате введения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпри-
нимательства налоговая нагрузка на малый бизнес уменьшилась в 2,5 раза (удельный вес на-
лога на каждый рубль выпущенной продукции снизился с 23 до 10 копеек). Таким образом,
снижение налоговой нагрузки на плательщиков должно и в последующие периоды способст-
вовать росту количества организаций использующих упрощенную систему налогообложения.


ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Сакпачакова Н.В. студент 5 курса
Научный руководитель – Кулакова Г.А.
В настоящее время как никогда остро стоит проблема стабилизации финансовой систе-
мы, обеспечения денежных поступлений в бюджет, соблюдения налогового законодательства
налогоплательщиками. Для повышения эффективности работы налоговых органов в налого-
вой системе существует внутриведомственный контроль.
Для успешного выполнения налоговой системой поставленных функций (формирования
финансовых ресурсов государства, перераспределения общественных доходов, стимулирова-
ния или сдерживания экономических процессов) необходимо четкое выполнение налоговыми
органами своих задач. Внутриведомственный контроль в системе налоговых органов способ-
ствует выявлению и устранению имеющихся недостатков в организационной и практической
работе, распространению качественно новых форм и методов налоговой работы, налажива-
нию делового взаимодействия с местными администрациями, контролирующими и правоох-
ранительными органами.
Внутриведомственный контроль за организацией работы налоговых органов представляет
собой контроль организации работы территориальных органов ФНС РФ, включая управления
ФНС РФ по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС РФ, инспекции по городам,
районам в городах, районам, инспекции межрайонного уровня. По сути дела это контроль вы-
шестоящего органа за работой нижестоящего. Контрольные полномочия соответствующих ор-
ганов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компе-
тенцию. Внутриведомственный контроль – неотъемлемая часть руководства. Организацию
внутриведомственного контроля можно представить схематично следующим образом:
До недавнего времени существовало лишь две формы внутриведомственного контроля:
комплексная и тематическая проверки, – сейчас же существует четыре формы внутриведом-
ственного контроля, которые перевели его на качественно новый уровень:
Комплексная проверка – форма внутриведомственного контроля, охватывающая все на-
правления деятельности, входящие в компетенцию проверяемого налогового органа.
Последующий контроль – контроль за налоговым органом за проверенный период, про-
шедший со дня окончания комплексной проверки, материалов по результатам проверки.
122
Тематическая проверка – данная форма охватывает одно или несколько направлений дея-
тельности налогового органа, обеспечивая оперативное реагирование структурных подразде-
лений центрального аппарата ФНС России на проблемные вопросы, возникающие у налого-
вых органов при осуществлении налогового администрирования.
Дистанционный контроль – форма внутриведомственного контроля за работой налого-
вых органов без выезда на место за проверенный период и период, прошедший со дня окон-
чания комплексной (тематической) проверки, по исполнению налоговым органом писем (ре-
шений Коллегий и/или приказов) ФНС России (управлений ФНС России по субъектам Рос-
сийской Федерации) по результатам соответственно комплексных (тематических) проверок.
В целях проверки фактического состояния дел в налоговом органе за период, прошедший со
дня окончания комплексной (тематической) проверки, анализируются данные, представляе-
мые налоговым органом в ФНС России (управление ФНС России по субъекту Российской
Федерации).
Решение о проведении дистанционного контроля принимается на основании анализа
информации по исполнению писем (решений Коллегий и/или приказов) ФНС России или
управления ФНС России по результатам комплексных (тематических) проверок. В нем, кроме
основных данных (нарушения, сроки и т. д.), может быть указана периодичность представле-
ния налоговым органом информации о принятии мер по устранению нарушений и недостат-
ков, выявленных в его деятельности (ежедневная, еженедельная, ежемесячная или ежеквар-
тальная и т.д.).
Срок проведения дистанционного контроля налоговых органов может составлять от од-
ного квартала до года. По окончании срока проведения дистанционного контроля налогового
органа принимается решение о снятии его с контроля или подготавливаются предложения
руководству налогового органа, проводившего дистанционный контроль, о принятии мер к
должностным лицам налогового органа, допустившим нарушения и недостатки в его дея-
тельности. После осуществления комплексной проверки нижестоящего налогового органа
встает закономерный вопрос о качестве ее проведения. Оценивать качество комплексной
проверки может либо вышестоящий налоговый орган, либо налоговый орган, непосредст-
венно проводивший указанную проверку. В случае проведения оценки качества собственной
проверки руководитель налогового органа, проводившего проверку, должен создать комис-
сию из сотрудников подведомственного налогового органа, не участвовавших в проведении
оцениваемой проверки.
Комплексными и тематическими проверками в организации работы инспекций края вы-
явлен ряд системных и характерных нарушений во всех направлениях их деятельности, ока-
зывающих влияние на поступление средств бюджеты всех уровней:
-неправомерное предоставление льгот по налогам;
-формальное проведение камеральных налоговых проверок;
-неприменение инспекциями всего комплекса мер по принудительному взысканию задол-
женности, нарушение порядка ее взыскания;
-неприменение всех способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов;
-применение к правонарушителям налоговых санкций не в полном объеме;
-пропуск срока исковой давности, установленный статьей 115 Налогового Кодекса РФ для
предъявления и взыскания налоговых санкций;
-некачественное составление налоговой отчетности, нарушение порядка ведения оперативно-
го бухгалтерского учета налоговых платежей;
-ослабление контрольной работы за соблюдением законодательства по применению ККТ.
Главная задача внутриведомственного контроля налоговых органов – повышение эффек-
тивности их работы путем выявления вышестоящими инстанциями недостатков и нарушений
в деятельности нижестоящих с целью дальнейшего их изучения и предотвращения, а также
путем оказания практической и методологической помощи. Как известно, российская нало-
говая система еще далека от совершенства, у налоговых работников возникает масса трудно-

123
стей. И такое направление деятельности налоговых органов, как осуществление внутриве-
домственного контроля, тоже еще не вполне отработано, здесь тоже есть свои проблемы.
Как и любая контрольная работа, внутриведомственный контроль требует тщательной
предпроверочной подготовки, без которой значительная часть усилий будет не эффективна. В
настоящее время предпроверочная подготовка состоит в изучении и анализе данных налого-
вой отчетности о работе проверяемого налогового органа, представляемых в вышестоящий
налоговый орган, а также материалов предыдущих комплексных и тематических проверок.
Однако показатели, входящие в отчетность, позволяют осуществлять мониторинг и прогно-
зировать не весь спектр проводимых налоговыми органами мероприятий. При этом остается
вопрос о достоверности представляемой отчетности. Чтобы повысить качество предпрове-
рочного анализа и оценить все стороны деятельности инспекции (управления), работникам,
входящим в проверяющую группу, необходимо иметь доступ (до начала проверки) к элек-
тронным базам данных проверяемого налогового органа, которые содержат налоговые расче-
ты, платежные документы для разноски по лицевым счетам, камеральной проверки, распе-

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign