LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

пагандистский тип связей с общественностью). Дело здесь не только в этике, а ещё и в том,
93
что органы государственного и муниципального управления — в диалоге с общественностью
— обладают несомненным преимуществом, у них несоизмеримо больший ресурс влияния,
что увеличивает объективную опасность односторонней связи.
Успешно организованная и проведенная работа ПР помогает более оперативно и свое-
временно обнаруживать и устранять недостатки в стратегическом планировании, организа-
ции и реализации своей деятельности, а также в системе управления в целом, устанавливать
тесное сотрудничество с общественностью. Поэтому очень важно рационально использовать
механизмы и методы ПР для стабилизации жизни нашего общества, вступившего в сложный
период рыночных реформ. Два последних года стали этапными в жизни налоговиков и нало-
гоплательщиков страны. Идет масштабная налоговая реформа. Суть ее не только в законо-
творческой деятельности, но и в совершенствовании процесса налогового администрирова-
ния. Сложные задачи, поставленные перед налоговыми органами, определили значительное
увеличение трудозатрат.
Прикладная наука ПР владеет не только явными, но довольно часто и незримыми фор-
мами и методами достижения устойчивого положения за счет комплексного использования
коммуникационных связей, средств массовой информации, социальной рекламы.
Концепция ПР должна быть построена на доверительном, внимательном и уважительном
учете мнений, настроений, предпочтений, интересов и поведения целевой аудитории (нало-
гоплательщиков, как будущих, так и настоящих). ПР предлагает эластичное включение нало-
гообложения в круг повседневных забот и привычного распорядка в обществе.
Формирование общности интересов с налогоплательщиками, государственными струк-
турами, СМИ, общественными организациями, создание репутации налоговых органов в
стране и за рубежом в глазах собственного персонала должны стать ведущими направления-
ми в содержании деятельности служб и специалистов по связям с общественностью в нало-
говых органах.
Общественность — это не безликая масса, а сложная система противоречивых, взаимо-
зависимых связей, в которой каждая группа людей, потребителей, изготовителей, налоговых
инспекторов, налогоплательщиков вплоть до отдельной личности является субъектом психо-
логического взаимодействия.
Общественное мнение лежит в основе общественного сознания, сформированного за
счет использования массива информации.
Среди многочисленных направлений формирования общественного мнения на первый
план выступают психологические, личностные, культурно-социальные, научно-технические,
реализация которых позволяет создать атмосферу гармонии и взаимопонимания в обществе.
В современных условиях развития системы налогообложения российского бизнеса мно-
гие сложности объясняются недостатком общения, информационной обеспеченности и сла-
бым механизмом коммуникационного взаимодействия.
«Налоги — это наша плата за цивилизованность общества», — утверждал американский
экономист Оливер Холмс, имея в виду то, что многие из функций государства являются су-
щественно важными и, следовательно, для их реализации необходимы налоги. Но налоги
действуют как отрицательный стимул к труду, например, облагая налогом заработную плату,
правительство может вынудить людей работать меньше, а вводя налог на бензин, — заста-
вить меньше ездить на автомобилях.
Государственные налоги и расходы влияют на распределение доходов, возлагая бремя на
одних людей и предоставляя блага другим. Экономистов, не говоря уже о налогоплательщи-
ках, уже многие годы мучает вопрос о справедливом распределении этого бремени и этих благ.
УФНС России по Алтайскому краю помимо основной своей функции - контроля за по-
ступлением налогов в бюджеты всех уровней - активно развивает и другое не менее важное
направление - воспитание законопослушных налогоплательщиков.
Благоприятное общественное мнение складывается из нескольких компонентов, основу
которых образуют имидж и репутация организации. Имидж налоговых органов представляет

94
собой совокупность мнений, идей и впечатлений, которых придерживается человек или об-
щество в целом относительно их.
Поведение и действия людей по отношению к налоговым органам во многом обусловле-
ны их имиджем. Большинство людей и групп общественности воспринимают не саму орга-
низацию или её работников, а некий образ, имидж, который проявляется как комбинация
наиболее существенных характеристик объекта, интенсивно воздействующих на целевые
группы. А как известно отношение к налоговым органам уже с их образования и начала дея-
тельности не совсем было позитивным в нашей стране.
Одна из характеристик имиджа — эффект липучки. Имидж сохраняется еще долгое вре-
мя после того, как организация изменилась в лучшую или худшую сторону. Связано это с
тем, что человек воспринимает лишь ту информацию об объекте, которая согласуется с уже
сложившимся представлением о нем. Только сильное и явное несоответствие может перебить
устоявшееся восприятие.
В общем проблематика данной работы заключается во взаимоотношениях налоговых ор-
ганов с налогоплательщиками, так как с начала формирования налоговой системы общест-
венность негативно относилась к налоговому бремени. Эта проблема вечна, её можно только
смягчить путём различного рода ПР-мероприятий, технологий, ПР-инструментов. Необходи-
мо донести всю необходимость налогов, и то что налоговые органы вроде врача, который де-
лает сначала неприятно, и даже больно, чтобы в дальнейшем всё было хорошо, и весь орга-
низм функционировал нормально.
Целью данной работы ставится проанализировать проблемы во взаимодействии с нало-
гоплательщиками, разработке путей доведения до налогоплательщиков всей необходимости
честно платить налоги.
Люди винят налоговые органы за все ошибки законодательных органов и правительства,
а в частности налоговых сотрудников. Налогоплательщики не понимают, что налоговые ор-
ганы это только инструмент государства; они не видят чиновников, на которых должна ло-
житься ответственность за их же решения в области налогообложения, а налоговые органы
только исполняют эти решения в обязательном порядке, они являются фискальным органом.
А все недоразумения рассматриваются как вина, личная ошибка конкретного налогового ин-
спектора. Обывательское мнение присуще общественным массам, что налоговые инспектора
лично для себя берут налоги, и кладут деньги налогоплательщиков «к себе в карман». Да, на-
логовые органы финансируются из бюджета, но средства сначала поступают в казначейство,
а там уже распределяются по статьям расходов. И уровень налогов определяется главным об-
разом размером государственных расходов (на оборону, образование, здравоохранение и т.п.),
а не какими-либо личными запросами налоговых инспекторов. На сегодняшний день недос-
таточно мощное понимание этого процесса есть у людей. И это является наиболее актуаль-
ной проблемой налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками в настоя-
щее время.
Общественность на сегодняшний день не достаточно понимает актуальность вопросов
налогообложения. Необходимо вести работы по донесению до налогоплательщиков необхо-
димости честно платить налоги, и что обманывать государство не выгодно и им самим. Так к
примеру в последнее время очень модно (особенно среди молодёжи) получать заработную
плату «в конвертах», то есть по чёрному, когда указывались крохотные оклады, а реально де-
нежное вознаграждение было гораздо выше чем предоставляемое в отчётности. Необходимо
донести до налогоплательщиков тот факт, что такое положение вещей не выгодно им самим,
так как не идут должные отчисления в пенсионный фонд, в фонд соц.страхования и т.д. Надо
убедить таких налогоплательщиков (да и работодателей) «вывезти заработную плату из те-
ни», что позитивно скажется на базе налогообложения, и увеличится белая заработная плата,
а это выгодно налогоплательщику (к примеру можно будет взять кредит в банке, предоставив
справку о доходе).
Огромная работа должна быть проделана налоговыми структурами, в том числе и в Ал-
тайском крае по формированию налоговой культуры, налоговой грамотности налогоплатель-
95
щиков, и желательно формировать это понимание с самого детства (проводить специальные
учебные мероприятия со школьниками, и т.п.).
Второй важной проблемой – налоговая служба с большим трудом справляется с тем объ-
емом налогоплательщиков который образовался настоящее время, и который продолжает рас-
ти. Большой отпечаток на взаимоотношения с налогоплательщиками ставит предельная за-
груженность налоговых органов. Измученные налоговые инспектора работают сверхурочно,
допоздна и как следствие этого взаимоотношения с налогоплательщиками являются довольно
натянутыми, и напряжёнными. Этот факт свидетельствует о необходимости дальнейшей мо-
дернизации налоговой структуры.
Другой вопрос работы служб по связям с общественностью это укрепление кадровой по-
литики. Необходимо осуществлять работу по формированию и укреплению корпоративного
имиджа (создание благоприятной рабочей обстановки).


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ И
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Кропотина А.Н. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель – Опушкина Н.Б.
В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во мно-
гих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и неко-
торыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест
и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия и физического лица.
Налог на имущество юридических лиц является основным налогом субъектов Россий-
ской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стои-
мость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты раз-
личных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество пред-
приятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и
вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты
данного налога на основе зарубежного опыта и опыта проведения эксперимента в Новгород-
ской и Тверской областях, а также изменений, предусмотренных проектом Налогового кодек-
са Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц играет важную роль среди налогов с физических
лиц, образуя с подоходным налогом своеобразный баланс при обложении финансовых опера-
ций и других действий гражданина. Данный налог разнообразен во всех странах и относится
к компетенции органов местного самоуправления, при том, что общий порядок определяется
на федеральном уровне.
Целью работы является характеристика и анализ особенностей налогообложения иму-
щества предприятий и физических лиц. Налог на имущество предприятий является регио-
нальным налогом. Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в част-
ности, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принад-
лежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав
предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.
Налоги на имущество физических лиц являются местными налогами и поступают в ме-
стные бюджеты по месту нахождения имущества. Налоги на имущество физических лиц
взимаются как в городской, так и в сельской местности.
Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался
как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать
имущество налогом в соответствии с его стоимостью. В России налог на имущество в его со-
временном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юриди-
ческого лица и физического лица.

96
При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации пресле-
довались цели создать заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имуще-
ства; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося в собственности.
Таким образом, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функ-
цию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.
Плательщиками налога на имущество являются:
-российские организации;
-иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные
представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ,
на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются граждане Российской
Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - физические лица),
имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое
Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" объектом нало-
гообложения.
Предельный размер ставки налога на имущество предприятия не может превышать 2,2
процентов от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий,
определяемые в зависимости от видов их деятельности, устанавливаются законодательными
(представительными) органами субъектов РФ. Налог станет действовать эффективно, если
будет, установлена минимальная ставка налога на имущество (0,5%) для обновленных основ-
ных фондов. Для остальной части имущества налог может достигать 2,5% по средней оста-
точной стоимости, подталкивая предприятия к его обновлению, быстрой ликвидации или
консервации. Подобная практика в целом могла бы значительно повысить расчетную эконо-
мическую эффективность и, следовательно, привлекательность инвестиционных проектов,
особенно наиболее значительных. Налоговая ставка физических лиц в зависимости от стои-
мости имущества колеблется от 0,1 до 2%.Объектом налогообложения для российских орга-
низаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве
основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Не признаются объектами земельные участки и иные объекты природопользования, а так же
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
федеральным органом исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена во-
енная служба, используемое этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности
России.
Объектом для физических лиц служит движимое и недвижимое имущество, находящие-
ся в собственности.
Налогооблагаемая база определяется по месту нахождения организации и исчисляется
исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия. Среднегодовая стоимость иму-
щества за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) определяется как частное от
деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущест-
ва на 1-ое число каждого месяца налогового периода и 1-ое число следующего за налоговым
периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде.
Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов РФ. Каждый нало-
гоплательщик уплачивает налоги по истечению налогового периода по месту нахождения
предприятия.
Физические лица
налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, опреде-
ляемая органами технической инвентаризации
налог исчисляется налоговыми органами на 1 января каждого года по месту нахождения
имущества. Налогоплательщик заполняет налоговую декларацию. В настоящее время в рам-
ках реформирования системы налогообложения в Российской Федерации и отработки кон-
цепции Налогового кодекса, принятого Государственной Думой, в ряде городов России осу-
ществляется эксперимент по переходу от нескольких видов имущественных налогов к еди-
97
ному налогу на недвижимость. Проводимый в городах Твери и Новгороде эксперимент за-
ключается в замене ряда имущественных налогов единым налогом на недвижимость. При
этом концепция налога основана на целом ряде принципов, позволяющих сделать налогооб-
ложение недвижимости простым, прозрачным и справедливым.
Суть эксперимента по налогообложению недвижимости, который осуществляется в го-
родах Твери и Новгороде, состоит в замене нескольких налогов – налога на имущество пред-
приятий, на имущество физических лиц и земельного налога – единым налогом на недвижи-
мость. Базой этого налога является оцененная рыночная стоимость объекта недвижимости
или ее часть. Таким образом, номинальная ставка едина для всех видов недвижимости и не
дифференцирована по налогоплательщикам, а база варьируется за счет применения различ-
ных коэффициентов налоговой оценки, на основе процента рыночной стоимости.
Цель эксперимента – стабилизация поступлений в местные бюджеты при снижении на-
логообложения активной части основных фондов.
Концепция налога базируется на следующих принципах:
? простота и прозрачность системы налогообложения недвижимости. База налога оп-
ределяется, исходя из оценки рыночной стоимости объекта недвижимости.
? объектом налогообложения является земля, стоящие на ней здания и сооружения, а
также другие объекты недвижимости. Хотя земля в большинстве случаев не является предме-
том продажи, в стоимости любого объекта недвижимости есть вклад земельной составляю-
щей. Налог определяется в зависимости от стоимости земли и зданий;
? справедливость распределения налогового бремени. Различие между физическими и
юридическими лицами в части промышленного и иного коммерческого использования не-
движимости снимается. Ставка нового налога – единая для всех видов недвижимости. Но до-
ля оцененной рыночной стоимости, которая подлежит налогообложению, варьируется в зави-
симости от типа недвижимости. Для коммерческой недвижимости эта доля составляет 70-
100% рыночной стоимости, для промышленной недвижимости – 50-70%, для объектов соци-
ально-культурного назначения – 10-30%, для жилья – 2,5-10%;
? налоговое бремя в части жилья повышается незначительно. Налог на основное жи-
лье в собственности граждан не превысит платы за найм аналогичных квартир;
? разумная и понятная система налоговых льгот и стимулов, построенная на основе
анализа изменения налогового бремени при переходе к новому налогу.
Разработчики законопроекта видят в предлагаемом налоге следующие преимущества
? создание более устойчивого и надежного источника доходов местной администра-
ции для финансирования инфраструктуры;
? освобождение активной части основных фондов (в первую очередь, машин и обору-
дования) от налогообложения стимулирует в первую очередь инвестирование модернизации
производства;
? постепенный перенос налогового бремени на физических лиц;
? стимулирование экономического развития путем снижения налогового бремени на
предпринимателей;
? стимулирование эффективного использования ресурсов, в первую очередь, город-
ских земель;
? повышение уровня собираемости налогов, поскольку налогооблагаемая недвижи-
мость носит материальный и очевидный характер;
Основными параметрами, составляющими налог на недвижимость, заменяющего налог
на имущество предприятий, плату за землю и налог на имущество физических лиц, опреде-
лялись исходя из того, что доходы от нового налога не должны быть меньше, чем платежи от
трех налогов по старой системе, поскольку это – необходимое условие реализации экспери-
мента в городах (со стороны местных бюджетов).
Решение о ставке, базе, льготах по налогу на недвижимость производится на основе рас-
четов. Анализ бюджетов городов Твери и Новгорода показал, что в составе имущественных и
98
земельных платежей основная часть поступлений приходится на налог на имущество пред-
приятий. При переходе от налога на имущество предприятий к налогу на недвижимость дос-
таточно большая часть базы налога на имущество выходит из-под налогообложения (маши-
ны, оборудование, транспортные средства, запасы, нематериальные активы и прочее имуще-
ство, кроме зданий и сооружений). В то же время, балансовая стоимость зданий, сооружений
и земли существенно отличается от их рыночной стоимости.
Система налогообложения недвижимости по ее рыночной стоимости сегодня действует
во многих странах мира. Она хорошо зарекомендовала себя с точки зрения выполнения фис-
кальной, стимулирующей и социальной функций. Важной функцией нового налога является
выравнивание налогового бремени предприятий и физических лиц.
При последовательном проведении концептуальных принципов налогообложения не-
движимости эта система может быть успешно внедрена и в Российской Федерации. По сво-
ему содержанию этот новый налог мог бы выполнять все три вышеперечисленные функции.
Фискальная функция. Налог на недвижимость способен обеспечить достаточный и ус-
тойчивый уровень поступлений в местные бюджеты, поскольку именно недвижимое имуще-
ство является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими ви-
дами активов или доходами. С другой стороны, создаются условия для повышения собирае-
мости налогов, так как недвижимость и значительно труднее скрыть от налогообложения.
Стимулирующая функция. Во-первых, для предприятий обложению новым налогом под-
вергалось бы только недвижимое имущество, в то время как при существующей системе в
базу налога на имущество предприятий включается и стоимость активной части основных
фондов, а также товарно-материальные запасы. Это могло бы способствовать инвестициям в
техническое перевооружение производства. Во-вторых, оценка недвижимости для налогооб-
ложения по ее рыночной стоимости ведет к более высоким налогам за более дорогие здания
и землю, что стимулирует их более рациональное применение, заставляя тех собственников,
которые используют недвижимость неэффективно, передавать ее в руки тех, кто сможет ее
использовать с наибольшей выгодой. В-третьих, узаконенная государством оценка зданий и
земли по их реальной стоимости будет способствовать развитию рыночных отношений в
сфере недвижимости, и в четвертых - такая оценка способна улучшить планирование город-
ской застройки.
Социальная функция. Взимание большей суммы налога за более ценную и более выгод-
но расположенную недвижимость распределяет налоговое бремя более справедливым обра-
зом, нежели другие виды платежей, не основанные на качестве и площади или использующие
неадекватные оценки стоимости. В то же время при существующей системе существенной
дифференциации величины налогов в зависимости от размера и качества недвижимости не
происходит, так как не учитывается ее рыночная цена.
Итак, пользуясь зарубежным опытом и описанной концепцией нового налога на недви-
жимость, можно обеспечить новой системе налогообложения целый ряд преимуществ: по-
вышение собираемости налогов, обеспечение устойчивого источника доходов для местных
бюджетов, создание стимулов к инвестированию в производство и эффективному использо-
ванию ресурсов. К тому же объединение поимущественных налогов в единый налог на не-
движимость способствует упрощению их администрирования, а информационное обеспече-
ние рынков недвижимости, обязательное в рамках введения налога на недвижимость, стиму-
лирует приток частных инвестиций.
Но до сих пор остается вопрос, который решается на протяжении многих лет:<< Быть ли
налогу на недвижимость? >>, эксперименты в Твери и Новгороде продлили до 2006 года, так
как значительных изменений не произошло и существует множество проблем и неясностей
по данному эксперименту.
В результате эксперимента в двух городах была создана комплексная база данных — ре-
естр недвижимости для налогообложения, разработана методика оценки рыночной стоимо-
сти объектов недвижимости. Налог в размере 0,5% на жилье, 2% — на промышленные объ-

99
екты и 5% — на прочие сооружения взимается с рыночной стоимости земельных участков,
зданий, сооружений и иных объектов недвижимости.
Поступления от налога на недвижимость составили в 2000 году 388,9 тыс. рублей, в 2001
году - 923,9 тыс. рублей, в 2002 году - 1740 тыс. рублей, в 2003 г. (прогноз) - 4653,8 тыс. руб-
лей. В 2002 году проведена корректировка оценки рыночной стоимости -повышение по про-
мышленной и коммерческой недвижимости в 1,3 раза, по жилой недвижимости - в 2,8 раза.
На 2003 год по жилой недвижимости оценка для налогообложения увеличена еще в 1,5 раза,
для промышленной и коммерческой - в 1,18 раза.


ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДС НА СОВРЕМЕННОМ
УРОВНЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кузьмина Д.А. студент 5 курса АлтГТУ
Научный руководитель – Горр С.Г.
В нашей стране широко распространена практика заключения хозяйственных договоров
между организациями в условных денежных единицах. При расчетах по этим договорам воз-
никают так называемые суммовые разницы. А у бухгалтера появляется множество проблем,
связанных с учетом НДС. Как исчисляется НДС по таким договорам?
Определение суммовой разницы можно найти в нормативных актах по бухгалтерскому
учету. Согласно пункту 6.6 ПБУ 9/99 «Доходы организации» суммовая разница возникает при
оплате приобретенных товаров (работ, услуг) в рублях в сумме, эквивалентной их стоимости,
выраженной в иностранной валюте или условных денежных единицах. Под суммовой разни-
цей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве вы-
ручки актива, выраженного в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчис-
ленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерско-
му учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согла-
сованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете. Такое же определение,
но в отношении кредиторской задолженности, оценка которой выражена в условных денеж-
ных единицах, дано в пункте 6.6 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Как видим, определения суммовой разницы, которые приведены в Положениях по бух-
галтерскому учету, принципиально не отличаются от понятия суммовой разницы, содержа-
щегося в главе 25 НК РФ. Могут ли налогоплательщики воспользоваться этими определе-
ниями в целях исчисления НДС? Да, могут, поскольку приведенные понятия суммовой раз-
ницы являются общеизвестными и устоявшимися. Иных определений суммовой разницы в
законодательстве нет.
Таким образом, суммовая разница может возникать как у продавца, так и у покупателя,
если сумма договора определена в иностранной валюте (условных денежных единицах), а
оплата реализованных (приобретенных) товаров (работ, услуг) производится в рублях по кур-
су иностранной валюты (условной денежной единицы) на дату платежа.
Конкретные правила определения налоговой базы по НДС при расчетах в условных де-
нежных единицах 21-й главой Налогового кодекса не установлены. Но порядок расчетов по
договорам в условных денежных единицах полностью аналогичен проведению расчетов по
договорам в иностранной валюте. А в отношении последних правила исчисления налоговой
базы в главе 21 НК РФ установлены. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 153 НК РФ при
определении налоговой базы по НДС выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной
валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации товаров (работ, услуг)
или на дату фактического осуществления расходов. Эту норму можно по аналогии применять
и для определения налоговой базы по договорам, заключенным в условных денежных едини-
цах. При этом следует также учитывать положения пункта 4 статьи 166 НК РФ. В нем гово-
рится, что общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом

100
всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем на-
логовом периоде.
Как определить дату реализации товаров (работ, услуг)? Согласно официальным разъяс-
нениям ФНС России в письме от 24.09.2003 № ОС-6-03/995 она определяется в соответствии
с нормами статьи 167 НК РФ. То есть дата реализации зависит от принятой налогоплатель-
щиком учетной политики в целях исчисления НДС.
Рассмотрим порядок исчисления НДС у продавца в случае возникновения у него отрица-
тельной и положительной суммовой разницы.
В налоговом учете положительная суммовая разница учитывается в составе внереализа-
ционных доходов (подп. 11.1 ст. 250 НК РФ), а отрицательная суммовая разница признается
внереализационными расходами (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Продавец при формировании налоговой базы по НДС должен учитывать не только сумму
доходов, которая определена по курсу на дату отгрузки, но также отклонения в стоимости от-
груженных товаров (работ, услуг), образовавшиеся на дату оплаты в связи с изменением кур-
са иностранной валюты, принятой за условную денежную единицу.
А как учитывают НДС при возникновении суммовой разнице покупатели? Каков поря-
док принятия НДС к вычету покупателем, если расчеты по договору производятся в услов-
ных денежных единицах?
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, упла-
ченные поставщику при приобретении товаров (работ, услуг), при наличии счета-фактуры и
при условии использования приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления обла-
гаемых операций.
Из этой нормы следует, что размер налогового вычета не может быть больше суммы
НДС, которая отражена в счете-фактуре и фактически уплачена поставщику. А как реально
сложится ситуация с вычетом, во многом зависит от того, какой счет-фактуру получит поку-
патель от поставщика — в рублях или в иностранной валюте.
Если поставщик составил счет-фактуру в иностранной валюте, то проблем с налоговым
вычетом у покупателя не возникает. Очень часто после отгрузки по договорам в условных
денежных единицах покупатели получают от поставщиков счета-фактуры в рублях. В случае
возникновения суммовой разницы поставщики выписывают покупателям дополнительные

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign