LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




























Методика организации и выполнения НИР студентами во внеучебное время














Комплекс компьютерных тестов для самооценки степени сформированности различных качеств специалиста в области научно-технической
деятельности.
Ю.П.Азаров
"Трансцендентальная педагогика: теория и практика"Ч.1 и 2.-М.: НИИВО, 2001.


Примерное положение о студенческом отряде. Утверждено приказом Минообразования
России от 05.09.2002 №3216
1
2
3
4
4.2.7. Физическое воспитание студентов. Формирование здорового образа жизни.
* разработка и осуществление мер по повышению эффективности использования физической культуры и спорта в укреплении здоровья студентов, физическом и психологическом развитии личности, в профессиональной подготовке к трудовой деятельности и защите Отечества.










В учебном процессе

Проведение мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни на занятиях по физвоспитанию (проведение лекций, бесед, консультаций).

Индивидуализация занятий студентов физической культурой в рамках расписания с учётом их интересов и способностей.

Во внеучебное время

Проведение мероприятий по антиалкогольному просвещению, профилактике наркомании, курения (лекции и беседы наркологов, психотерапевтов, представителей судебных и правоохранительных органов).

Осуществление мер по совершенствованию организации и повышению качества лечебно-профилактического и оздоровительно-спортивного обеспечения студентов.

Систематическое проведение в вузах массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Формирование комплексной системы оказания медицинской и наркологической помощи студентам.

Разработка в вузах научно-методических программ по профилактике наркомании.

Организация и создание студенческих групп для занятий физической культурой с учетом физиологического состояния здоровья студентов (адаптивная физическая культура).

Проведение мониторинга физического здоровья и работоспособности студентов; разработка и реализация медико-биологических рекомендаций по оздоровлению студентов и их адаптации (1-2 курсов) к условиям вуза.




Регулярно





По индивидуальному учебному плану.



Регулярно







Постоянно






По специальному плану


















Ежегодно





1
2
3
4
4.2.8. Семейно-бытовое воспитание.

* Формирование установки на создание крепкой жизнеспособной семьи с расширенным воспроизводством нового поколения, установки на демократические отношения в семье, формирование толерантного сознания и уважительное отношение к старшим родственникам, преемственность социокультурных традиций;
* формирование установки на взаимодействие и преемственность поколений.

Во внеучебное время

Организация лекций, бесед, консультаций по проблемам семейно-бытовых отношений, воспитанию детей, развитию положительных традиций, сохраняющихся в семьях родителей.

Осуществление мер по социальной поддержке семей студентов.

Проведение смотров-конкурсов на лучшую студенческую семью.


Проведение устных журналов "Моя родословная", "Семейные традиции", семинар-тренинг "Жизнь, достойная человека".




Регулярно.







Постоянно.



1-2 конкурса за период обучения в вузе.

Ежегодно.

1
2
3
4
4.2.9. Экологическое воспитание.
* создание условий для овладения студентами знаниями в области экологии и воспитание навыков и умений в области экологической и природоохранной деятельности и культуры;
* формирование фундаментальной основы знаний экологически безопасной и природоохранной деятельности;
* формирование профессиональной готовности специалистов к экологически безопасной деятельности;
* воспитание экологической ответственности личности в профессиональной деятельности.
В учебном процессе
Включение в содержание естественнонаучного и гуманитарного образования фундаментальных правовых и экономических основ экологически безопасной и природоохранной деятельности; в содержание профессиональной и специальной подготовки - основ соответствующей технической и технологической квалификации.

Постановка и чтение междисциплинарного курса лекций "Экологическая ответственность личности в профессиональной деятельности"*

Включение в задания на выполнение курсовых, дипломных проектов и работ, на подготовку рефератов по всем циклам дисциплин разделов аналитического, проектного характера по экологическим и природоохранным проблемам.

Организация выполнения научно-исследовательских и проектных работ студентов в рамках учебного процесса по актуальным экологическим проблемам.


Во внеучебное время

Привлечение студентов к активной природоохранной деятельности (организация студенческих кружков, клубов, экспедиций, отрядов по охране окружающей природной среды).


В соответствии
С учебными планами.









4-5 курсы обучения




3-5 курсы обучения







Участвуют студенты профильных специальностей





Участвуют студенты всех курсов обучения





Рекомендации по повышению уровня экологического образования и воспитания.






Примерная программа курса "Экологическая ответственность личности".





Социальное партнерство в воспитательной деятельности вуза

Задачи социального партнёрства

Мероприятия по реализации задач
1
2


* расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности;
* поддержка в вузе инициатив общественных молодежных организаций и объединений в области воспитания студенческой молодежи;
* распространение опыта и совместное проведение студенческих конференций, семинаров и других воспитательных мероприятий;
* развитие сотрудничества с социальными партнёрами с целью повышения психолого-педагогического мастерства, уровня культуры преподавателей и руководителей воспитательных структур вуза.














Определение направлений взаимного сотрудничества вузов и региональных организаций по направлениям воспитания вузовской молодежи.

Привлечение специалистов педагогических вузов, вузов культуры и искусства, классических университетов, работников учреждений культуры и искусства для повышения уровня квалификации и культуры педагогических кадров в сфере воспитательной деятельности.

Проведение совместных мероприятий с социальными партнерами - вузами, предприятиями, художественными и творческими учреждениями (студенческих конференций, творческих и научных олимпиад, конкурсов, форумов, фестивалей и др.).

Создание межвузовских центров по развитию: гуманитарной художественной культуры, личностного роста, правовой помощи, клубов психологической помощи и клубов "доброй воли" (вузовских, региональных, муниципальных).

Организация и проведение совместных воспитательных мероприятий с неправительственными организациями ("Гринпис", женские и молодежные организации, независимые службы мира и др.).

Организация сотрудничества вузов с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений среди студентов и по созданию Центра правовой помощи студентам.

Организация встреч с представителями учреждений культуры, искусства.

Ознакомление с опытом воспитания молодежи в вузах и других организациях города, регионов России, зарубежных стран.

Создание в вузах музеев, историко-патриотических клубов, литературно-творческих объединений, научных обществ с привлечением ветеранов труда, деятелей науки, культуры и искусства.






5. Рекомендации, методики, технологии, опыт воспитательной деятельности.

5.1. Рекомендации по организации работы и подготовке нормативных документов.

5.1.1. Совет по воспитательной работе высшего учебного заведения.
Совет по воспитательной работе создается по решению Ученого совета вуза и утверждается приказом ректора высшего учебного заведения.
Совет по воспитательной работе является коллективным органом вуза, осуществляющим руководство воспитательной работой как в учебное, так и во внеучебное время.
Основными задачами Совета по воспитательной работе вуза являются:
- разработка стратегии и координация деятельности воспитательной работы во всех учебных и воспитательных структурах;
- координация деятельности ректората, администрации и общественных организаций в области воспитательной работы;
- обобщение опыта воспитательной работы в вузе, разработка рекомендаций по его внедрению в практику воспитания и совершенствования системы воспитательной деятельности;
- разработка и подготовка нормативных документов и методических материалов по развитию воспитательной работы;
- организация и проведение мониторинга, социологических и социально-психологических исследований по воспитательной работе;
- организация работы по подбору и расстановке кадров, осуществляющих воспитательную деятельность в вузе;
- организация в вузе системы подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам воспитательной деятельности;
- формирование в вузе органов студенческого самоуправления и системы соуправления учебно-научным и воспитательным процессом;
- проведение учебы студенческого актива, формирование его общественных обязанностей и функций;
- оказание целенаправленной помощи в деятельности общественных студенческих объединений;
- организация и проведение культурных, досуговых и общественных акций, спортивно-массовых мероприятий;
- организация и участие в органах студенческого самоуправления, содействие в работе студенческого совета учебного заведения;
- организация информационного обеспечения воспитательной деятельности;
- подготовка предложений по материально-техническому обеспечению воспитательной деятельности.
В состав Совета по воспитательной работе входят: проректор по воспитательной работе, члены Совета - представители студенческого коллектива, методисты по внеучебной работе, преподаватели.
План работы Совета по Воспитательной работе на текущий учебный, утверждает Ученый совет вуза.

5.1.2. Куратор студенческой группы.
Важнейшее значение в учебно-воспитательной работе в высшем учебном заведении имеет институт кураторов, закрепленных за определенными студенческими группами. Руководство куратора способствует скорейшей и благоприятной адаптации студентов младших курсов (I-П) к условиям обучения в учебном заведении, освоению особенностей учебного процесса в вузе, ориентации в правах и обязанностях студентов, культурному и физическому совершенствованию.
Систематическое общение куратора со студентами в учебное и внеучебное время расширяет знания преподавателя о личности учащегося, его способностях, наклонностях и интересах, о быте и досуге, культурном уровне и стремлении к его обогащению, образе мыслей, проблемах молодежи.
Содержание работы и обязанности куратора.
1. Куратора назначает ректор вуза по представлению Совета по воспитательной работе. Контроль за работой куратора осуществляет проректор и заместители декана по воспитательной работе.
2. Для реализации учебно-воспитательных задач куратор использует наиболее эффективные формы и методы воспитательной деятельности, оказывает помощь студенческому активу группы в организационной, культурно-массовой и спортивной работе. Особая роль куратора заключается в организации учебной деятельности студентов, оказании практической помощи отстающим и слабо подготовленным студентам. Одновременно куратор участвует в подборе и подготовке студенческого актива группы, содействует развитию различных форм студенческого самоуправления.
3. В рамках воспитательной деятельности куратор содействует развитию общественного сознания студента, профессиональных интересов, интеллигентности, формированию профессионального самосознания, гордости за свой вуз.
4. Куратор составляет рабочий план (на семестр или учебный год) с учетом особенностей студенческого коллектива и индивидуального подхода к каждому студенту группы, знания его способностей, интересов, эмоциональной сферы, особенностей семейно-бытовых условий, физического развития и здоровья.
5. Куратор обязан:
- знакомить студентов с организацией учебного процесса, с законом об образовании, правами и обязанностями студентов;
- осуществлять контроль за текущей и семестровой успеваемостью, посещаемостью занятий, оказывать помощь слабоуспевающим студентам, содействовать организации обучения хорошо успевающим студентам по индивидуальным графикам;
- оказывать помощь студенческому активу и органам студенческого самоуправления в проведении досуговых мероприятий во внеучебное время;
- информировать администрацию и общественные организации учебного заведения о состоянии учебной и общественной дисциплины, запросов и нужд студентов.
6. Куратор имеет право:
- принимать участие в обсуждении и согласовании учебной документации (I-П курсов) - учебных планов, расписания занятий, графика проведения экзаменов, зачетов, консультаций, вносить предложения по совершенствованию форм и методов учебно-воспитательной работы;
- по согласованию с преподавателем, ведущим определенные учебные занятия, посещать занятия академических групп;
- участвовать в обсуждении учебной группой академических, бытовых, культурно-массовых вопросов с правом решающего голоса;
- принимать участие в общественных мероприятиях группы, ее общественно-полезной деятельности;
- совместно с администрацией, общественными организациями, органами студенческого самоуправления решать вопросы о назначении стипендий, отчислении и переводе на другую специальность, заочное отделение, предоставлении академических отпусков, распределении на практику, переводе на индивидуальный график обучения и т.д.
Работа куратора является неотъемлемой частью учебной и воспитательной деятельности преподавателя, должна включаться в индивидуальный план работы с последующей отчетностью.

5.1.3. Самоуправление студентов в высших учебных заведениях

Демократизация управления в высших учебных заведениях основывается на признании демократических принципов одной из главных ценностей, опирающейся на взаимосвязанный процесс демократизации образования и воспитания в обществе.
Демократизация учебно-воспитательного процесса предполагает определённые права и обязанности, полномочия и ответственность студенческого коллектива в управлении всеми сферами жизнедеятельности вуза. Значительную роль в развитии демократических основ учебного заведения занимают отношения и общение в системах "администрация - педагогический коллектив", "администрация - студенты", "преподаватели и студенты", "общественные организации и администрация, преподаватели, студенты". Существенное значение в совершенствовании управления учебным заведением на основе демократических принципов имеют экономическая самостоятельность и правовое обеспечение всех сторон его деятельности.
Успешность реализации демократических принципов управления в учебных заведениях определяется такими факторами как:
- уровень компетентности руководителей, умения общаться с различными коллективами (по возрасту, профессиональной деятельности);
- уровень развития общественного мнения, объективность которого создает необходимый благоприятный климат, возможность социальной защищенности преподавательского и студенческого коллективов от некомпетентности руководства и вышестоящих организаций;
- гласность и объективность информации о деятельности профессиональных, учебных и общественных организаций.
Управление в высших учебных заведениях может осуществляться в формах:
- управления, предполагающего целенаправленную деятельность субъектов управления, которая направлена на оптимальное функционирование всех звеньев учебного заведения на качественно новом уровне;
- соуправления, означающего участие представителей всех структур образовательного учреждения в выработке и принятии наиболее значимых решений;
- самоуправления, предполагающего передачу ряда управленческих функций педагогическим и студенческим коллективам, их органам и организациям.
Перечисленные формы процесса демократического управления реализуются одновременно, что обеспечивает организационное, мотивационное, волевое и психологическое единство всего коллектива.
Сущность, цели, направления и формы студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление - особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ними целями и задачами.
Студенческое самоуправление предполагает максимальный учет и реализацию потребностей и интересов студентов на основе изучения общественного мнения.
Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная деятельность студентов по решению важных вопросов организации обучения, научной работы, быта и досуга, общественной работы.
Субъектом студенческого самоуправления являются студенческие коллективы академической группы, курса, факультета и студентов, проживающих в общежитиях.
Высшим органом студенческого самоуправления является студенческое собрание (конференция), которое имеет право принимать к своему рассмотрению вопросы компетенции соответствующего студенческого коллектива. В современных условиях студенческое самоуправление следует рассматривать в качестве:
- важного условия реализации творческой активности и самодеятельности студентов в учебно-познавательной, научно-профессиональной и социокультурной сферах;
- реальной формы студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;
- средства социально-правовой самозащиты, как отдельных студентов, так и студенческих коллективов.
Цели студенческого самоуправления:
- усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании личности, в формировании мировоззрения и социальной активности;
- повышение эффективности и успешности учебы, активизации всех видов творческой деятельности студентов в учебном процессе и во внеучебное время;
- воспитание ответственности студенческих коллективов за гражданское и нравственное становление личности, ее социальной активности;
- дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой требовательности, социальной справедливости, нетерпимости к антиобщественным и правовым нарушениям общественного порядка, действиям, разрушающим личность молодого человека (алкоголизм, наркомания);
- обеспечение участия студентов в постоянных и временных органах, в которых студенты представительствуют от имени студенческих коллективов (стипендиальных, культмассовых комиссиях, комиссиях по развитию спортивных мероприятий и т.д.).
Студенческое самоуправление реализуется в группах, на курсах, факультетах учебных заведений, общежитиях.
Участие студентов в управлении высшим учебным заведением (Ученом совете, Совете по воспитательной работе и т.д.). Высшим органом управления учебным заведением является Ученый совет, основная задача которого состоит в объединении усилий всего коллектива для обеспечения высокого качества обучения и воспитания будущего специалиста.
В целях демократизации системы управления учебным заведением в состав Ученого Совета могут быть включены представители студентов.
Включение студентов в состав Ученого Совета осуществляется на основе выдвижения кандидатур на собрании студенческих коллективов курсов, факультетов, учебных групп в соответствии с нормой представительства, определенной администрацией и общественными организациями учебного заведения.
Эта мера призвана обеспечить оптимальный учет интересов студенческого коллектива и участие его представителей в обсуждении и выработке наиболее важных решений, относящихся к деятельности учебного заведения, затрагивающих права и обязанности студенческого коллектива, а также содержания учебно-воспитательного процесса, оценки качества преподавания, развития научного творчества студентов, организации производственной (профессиональной) практики и общественно-полезной деятельности.
Студенты, включенные в состав Ученого совета, отчитываются перед студенческими коллективами, делегировавшими их в Совет. Введение студентов в состав постоянных и временных комиссий оформляется приказом (распоряжением) ректора (проректора по воспитательной работе), по представлению студенческих коллективов и общественных организаций.
Студенты участвуют в работе:
- стипендиальных комиссий;
- приемных комиссий;
- комиссий по аттестации студентов;
- совета по научно-исследовательской работе студентов;
- советов по работе в общежитиях (полное или частичное самоуправление);
- комиссии по организации труда, быта и общественно-полезной деятельности;
- советов (комиссий) по общекультурной и спортивной работе (полное или частичное) и другие.
Высшим органом самоуправления в группе является общее собрание, которое на один учебный год избирает старосту, регулярно заслушивает его отчет о работе и имеет право освободить его от исполнения обязанностей, как утратившего доверие коллектива.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign