LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Умение использовать эмпирические и социологические методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
4.3.2
Обладание способностью формирования человеческих отношений в соответствии с общечеловеческими ценностями в профессиональной, социально-культурной и семейно-бытовой сфере.
4.4.
Уровень самоконтроля и регуляции жизнедеятельности.
4.4.1
Уровень самоконтроля деятельности и поведения
4.4.2
Уровень самоконтроля личности и ее развития.
4.4.3
Умения планировать и прогнозировать жизнедеятельность
4.5.
Готовность к выполнению социальных функций и ролей в профессиональной, социально-культурной и семейно-бытовой сферах.
4.6.
Сформированность социально-психологической компетентности
4.7.
Уровень сформированности профессионально-важных качеств личности.
4.8.
Владение опытом самообразовательной деятельности (приемы самообразовательной работы, основы научно-аналитической работы, НОТ и т.п.).


5.12. Комплекс компьютерных тестов для самооценки степени сформированности различных качеств специалиста в области научно-технической деятельности.1
1. Тест для анализа удовлетворенности работой в творческой группе.
Тест для анализа удовлетворенности работой в творческой группе предназначен для использования в творческих научных коллективах, в том числе студенческих, для оценки удовлетворенности работой как отдельных студентов, так и группы в целом. Максимальное количество тестируемых - 60 человек.
Тест может быть полезен для выявления характера и способов межличностного взаимодействия в процессе совместной деятельности и общения членов творческой группы, и возможного рассогласования между субъективно переживаемыми и объективно существующими связями отдельной личности с другими членами группы.
В основу анализа удовлетворенности работой в творческой группе положены известные принципы анкетирования "вопрос - несколько ответов", варианты ответов наглядно представлены на экране.
После машинной обработки ответов тестируемого на экран выводятся результаты проведенного анализа удовлетворенности работой в творческой группе и некоторые рекомендации для усиления успешной деятельности в коллективе. Предусмотрена возможность подсчета степени удовлетворенности всей группы студентов или сотрудников работой в своем коллективе. Совокупные результаты удовлетворенности студентов работой в творческой группе могут быть описаны графически в виде столбчатой диаграммы.
Тест снабжен меню, в котором предусматривается возможность опроса тестируемого (основной режим), получения информации для пользователя теста, выдачи совокупных результатов по группе.
Программа рассчитана на самостоятельную работу в режиме диалога. Среднее время работы для одного тестируемого 10-15 минут.
Объем программы 47104 б.
2. Тест "Деловой ли Вы человек?"
Тест "Деловой ли Вы человек?" предназначен для выявления степени сформированности деловых качеств человека. Он разработан на основе совокупности тестов по выявлению деловых качеств человека. Тестируемому предлагается выбрать правильный с его точки зрения ответ на пять предлагаемых утверждений. Варианты ответа представлены на экране.
В заключение тестируемому выводится на экран оценка его деловых качеств и краткие рекомендации по их коррекции. Тест имеет важное значение для самооценки степени сформированности деловых качеств, чем может способствовать выработке критичности, требовательности по отношению к себе, преодолению расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями.
Среднее время работы - 5 минут.
Объем программы 28800 б.

3. Тест "Насколько Вы самостоятельны?"
Тест "Насколько Вы самостоятельны?" позволяет тестируемому провести самооценку уровня самостоятельности, может успешно повлиять на эффективность деятельности человека, способствовать ее дальнейшему развитию, выработке критичности, правильного отношения к своим успехам и неудачам.
В основу теста положен одноименный тест из болгарского журнала "Народна младеж". Предлагается 8 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать правильный с точки зрения тестируемого ответ. Предлагаемые варианты ответов представлены на экране.
В заключение тестируемому выдается на экран оценка уровня его самостоятельности и рекомендации по дальнейшему развитию этого важного качества. Тест способствует формированию личности специалиста.
Среднее время работы - 5 минут.
Объем программы 29376 б.
4. Тест на определение лингвистических способностей.
Тест на определение лингвистических способностей позволяет тестируемому провести самооценку своих способностей к лингвистической деятельности, развития логического мышления.
Тест, в основу которого положены работы английского психолога Г.Ю.Айзенка, состоит из 15 задач, в которых нужно решить аннаграммы, найти синонимы, исключить "лишнее" слово из ряда слов и решить аналогичные задачи по поиску закономерностей, по которым образованы слова.
После программной обработки ответов пользователя на экран выдаются результаты:
- рейтинг, набранный испытуемым, для сравнения приводится максимально возможный рейтинг;
- оценка способностей к лингвистической деятельности и рекомендации по их дальнейшему развитию.
Работа с этим тестом способствует развитию логического мышления и формированию интереса к родному языку, его структуре и закономерностям словообразования у учащихся и студентов.
Программа рассчитана на самостоятельную работу. Среднее время работы 10 - 20 минут.
Объем программы 39296 б.

5. Тест для проверки умения мыслить логически.
Тест для проверки умения мыслить логически позволяет тестируемому получить предварительную оценку уровня своего логического мышления, способствует его дальнейшему развитию.
В основу теста положены работы английского психолога Г.Ю.Айзенка. Тестируемому предлагается 10 задач, в каждой из которых нужно определить закономерность, по которой расставлены фигуры. В результате работы с этой программой тестируемый получает предварительную оценку уровня своего логического мышления в виде набранного рейтинга, для сравнения приводится максимально возможный рейтинг.
Тест может способствовать развитию у студентов и школьников логического мышления, поиска закономерностей, способностей читать технические чертежи.
Среднее время работы - 10 минут.
Объем программы 50432 б.
6. Тест "Вы уже выбрали будущую специальность, но совпадает ли Ваш выбор с Вашими интересами?"
Тест позволяет тестируемому провести самооценку степени соответствия выбора специальности своим интересам.
В основу теста положена анкета, созданная американскими учеными де Хааном и Кафом для определения одаренности.
Для успешного выполнения продуктивной профессиональной деятельности в научно-исследовательской и инженерно-инновационной области необходимо сочетание способностей и интересов к интеллектуальной, научной и технической деятельности. Выявление склонностей испытуемого к каждому из этих видов деятельности оформлено в качестве 3-х блоков, в каждом из них предлагается 11 положений, на которые тестируемому нужно дать оценку по пятибалльной системе.
После машинной обработки ответов тестируемого на экран в графической форме выдается оценка его интересов и способностей к интеллектуальной, научной и технической деятельности.
Среднее время работы 10-15 минут.
Объем программы 34752 б.
7. Тест для ориентировочной оценки творческих способностей личности.
Тест для ориентировочной оценки творческих способностей личности позволяет проводить психологическое тестирование, его результаты являются основой для выработки критической самооценки личности, могут способствовать формированию и развитию творческого мышления.
В тесте исследуются свойства личности, необходимые для развитого творческого мышления, такие как воображение, интуиция, вдохновение, потребность в расширении своих созидательных возможностей и другие.
Программа рассчитана на самостоятельную работу пользователя в диалоговом режиме.
Тест состоит из 50 утверждений, сформулированных на основе опросника Л.Э.Уортмена(США). Тестируемому наглядно показывается, как следует отвечать на них.
В процессе работы над тестом все ответы тестируемого соответствующим образом статистически обрабатываются, после чего на экран выдается итоговая оценка и рекомендации.
Работа с этим тестом способствует формированию творческого мышления студентов и учащихся старших классов.
Среднее время работы 10 - 15 минут.
Объем программы 41760 б.
8. Тест "СОМ" - самоконтроль оперативного мышления.
Тест имеет целью диагностику, самоконтроль и тренинг творческого оперативного мышления студентов и специалистов, в том числе в экстремальных ситуациях. Может быть использован для самоконтроля профессиональной перспективности и тренинга в процессе инженерного и научно-технического образования, а также прогноза развития школьников.
Тест включает 4 последовательные задачи визуального характера. На решение каждой задачи отводится максимально 6 попыток. 3 критерия успешности имеют неодинаковые веса значимости в интегральной оценке и каждый из них градуируется по 4-балльной шкале. Максимальная оценка возможна при самостоятельном решении на уровне теоретического обобщения и осознанного выделения закономерности, средние оценки - при решении на уровне восприятия (перцептивного обобщения), минимальные оценки - при случайных решениях. Тест валидизирован на контингенте руководителей с оперативными функциями, учащихся старших классов школы (по экспертному критерию способностей). Применение на иных контингентах потребует валидизации методики разработчиком при организации заказчиком обследования своего контингента.
После машинной обработки результатов испытуемого на экран выдается оценка по каждому из трех критериев мышления.
Объем программы: 35088 б.

5.13. Результаты социологического исследования по теме "Воспитание и социальная активность студентов".
В таблицах представлены мнения студентов по пяти вопросам.
"Нужна ли сегодня система воспитания в вузах?"
Таблица 1

Госуд.
бесплатн
Госуд.
платн.
Негосуд

Всего 2002
Всего 2001
Да
48,9
42,7
48,5
47,5
46,5
Нет
21,9
29,9
21,2
23,4
19,2
Затрудняюсь ответить
29,0
27,4
28,3
28,2
33,0

"Какие направления воспитания, Вы считаете, нужны в настоящее время в Вашем вузе?
Таблица 2
Варианты ответа

2002
2001
Патриотическое
74,1
73,6
Семейно-бытовое
69,4
71,8
Религиозное
67,3
65,5
Экологическое
59,5
63,3
Нравственное
76,1
67,4
Эстетическое
58,8
57,7
Физическое
35,2
32,4
Правовое
37,8
40,3
Экономическое
28,2
36,2

"Хотелось бы Вам заниматься какой-либо общественной работой ?"
Таблица 3
Варианты
ответа
Госуд.
бесплатн.
Госуд.
платные
Негосуд

Всего 2002
Всего 2001
Да
38,2
22,9
37,3
30,2
34,4
Нет
30,5
23,6
34,8
30,8
27,5
Затрудняюсь ответить
31,3
53,6
37,3
39,0
38,1

"Если Вы хотите заниматься общественной работой, то какой именно ?"
Таблица 4
Варианты
ответа
Госуд
бесплатн
Госуд.
платные
Негосуд

Всего 2002
Всего 2001
Участвовать в патриотических мероприятиях
7,0
8,8
12,2
9,6
10,3
Заниматься краеведением
4,8
4,9
9,7
6,9
4,8
Оказывать социальную помощь людям, нуждающимся в ней
22,6
26,5
18,9
21,8
22,9
Участвовать в политических акциях
12,4
9,8
10,2
11,0
10,6
Участвовать в студенческом самоуправлении
47,8
43,1
38,8
43,1
44,8
Другое
5,4
6,9
9,7
7,3
6,7

"Нужны ли сегодня студенческие организации?"
Таблица 5
Варианты
ответа
Госуд.
бесплат
Госуд.
платные
Негосуд

Всего 2002
Всего 2001
Российский союз студентов
19,1
14,2
24,3
20,1
22,3
Союз московских студентов
12,7
13,5
12,8
13,0
14,8
Студенческий совет вуза
35,8
23,1
26,7
29,3
27,9
Студенческий профком
18,9
23,8
5,8
14,3
14,1
Студенческий отдел кадров
3,9
4,6
5,1
4,5
4,2
Не нужны никакие
7,1
19,2
18,7
14,8
11,8
Другие
2,5
1,5
6,2
3,8
4,9
Таким образом, по результатам опроса можно констатировать, что студенческая молодежь московских вузов, в целом, имеет желание участвовать в различных формах воспитательной работы, но при этом следует учитывать специфику каждого вуза при планировании различных мероприятий.

5.14. Библиография документов и опубликованных источников по проблемам воспитания.

1. Проект "Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа", 1997.
2. Доклад Государственного Совета Российской Федерации "Образовательная политика России на современном этапе" - М., 2001г.
3. "Об утверждении Федеральной Программы развития образования. Федеральный Закон РФ" от 10 апреля 2000г., N 51-ФЗ. Опубликовано в Бюллетене Министерства образования РФ, N 2, 2000г., 88 стр.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000г. N 751.
5. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. Опубликована в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, N 12, 1999г., стр.8.
6. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" - М., 2001г.
7. Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" - М., 2001г.
8. Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)" - М., 2001г.
9. Государственная молодёжная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ - М., 2002г., № 4, с.97.
10. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности - Ростов-на-Дону, 1995.
11. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного образования // Педагогика, № 4, 1995.
12. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме - М., Фонд "Новое тысячелетие", 1998г., 288 стр.
13. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, № 4, 1990, с.6.
14. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения) - М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: 1999, 82 с.
15. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов: Методическое пособие" (Под ред. В.П.Лисовского), - СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999, 208 с.
16. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) - ж. СОЦИС, № 12, с. 27-36.
17. Воспитательная работа в современном педвузе. Методическое пособие. Под ред. З.Г.Нигматова - Казань, Госпедуниверситет, 1999г., с. 92.
18. Первый курс - воспитательная работа - Екатеринбург, изд. АМБ, 2002г., с. 195.
19. А.С.Запесоцкий "Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции". С.-Пб, ИГУП, 1996г. - 350с.
20. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодежь России: три жизненные ситуации. Социологическое исследование в России. Материалы социологических центров и служб - М., ИНИОН РАН, 1998г., вып. Ш, с. 116.
21. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения - ж. СОЦИС, 2000г., № 3, с. 124-128.
22. Молодежь и общество на рубеже веков. Под научной редакцией И.М.Ильинского - М., Голос, 1999г., с. 332.
23. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи (по материалам массовых социологических исследований). Отв. Ред. В.Н.Шубин - М., РАН Институт социологии, 1999г., с. 209.
24. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России: социологический очерк - СПб, Академия гуманитарных наук, 1999г., с. 229.
25. Мировоззрение и образ жизни. Под ред. Ю.Н.Кулюткина, С.В.Тарасова - СПб, Образование - Культура, 1998г., с. 104.
26. Балашов В.В., Кормишова А.В., Старостин Ю.Л., Тышковский А.В. Вуз и профессиональная ориентация молодежи. Под ред. Ю.Л.Старостина - М., Государственный институт управления, 1999г., с. 207.
27. Зиятдинова Ф.З. Социальные проблемы образования - М., РИУ, 1999г., с. 282.
28. Афанасьев Ю.Н., Строгалов А.С., Шеховцов С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. К концепции универсальной компоненты образовния - М., РГГУ, 1999г., с. 55.
29. Афанасьев Ю.Н. Гуманитарное знание в гуманитарном вузе: проблема самоопределения - М., Вестник РГГУ, № 3, 1996г., с. 15-21.
30. Бондырева С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза // Мир психологии, № 3, 2000г., с. 199-205.
31. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный воспитательный процесс и развитие одаренности. Методическое пособие. Под ред. А.А.Деркача, И.В.Калиш - М., Вузовская книга, 2001г., с. 131.
32. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Под ред. Н.Л.Селивановой - М., Педагогическое общество России, 1998г., с. 336.
33. Волкова И.В. О новой концепции воспитания студентов технических вузов - М., Вестник Межвузовского Центра проблем развития личности студентов (МЦПРЛС), № 5,6, 2000г., с. 132.
34. Наркомания: ситуация, опыт, профилактика - М., ж. Диалоги о воспитании, № 1, 2000г., с.197.
35. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования" (авторы: Шайденко Н.А., Подзолков В.Г., Калинина З.Н. и др.) - Тула, 2000.
36. Воспитательная система Пятигорского государственного лингвистического университета" (авторы: Кондракова Э.Д., Кленевская Л.К.) - Пятигорск, 2000.
37. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза //Всероссийская научно-практическая конференция, г.Москва, 2-4 марта 1999г. Тезисы докладов, сообщений - М., 2000.
38. Опыт организации внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете" (авторы: А.В.Пономарев, Ю.Р.Вишневский, Е.В.Осипчукова, В.Г.Черноморцев, П.А.Мартьянов) - Екатеринбург, 2000, 346с.
39. Материалы круглого стола "Молодёжный парламент - механизм реализации молодёжной политики, интересов молодёжи через участие в выборах всех уровней". Практический опыт регионов - М., 1999г.
40. Коханович Л.И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе - М., НИИВО, 1994, с.28 .
42. Коханович Л.И. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование - М., НИИВО, 1995, с.62 .
43. Фатхуллин М.Ф. Человек творческий: почему? Основы концепции биографической детерминации творческой активности человека - М., НИИВО, 2001г., с. 302.
44. Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития. Разработка примерной Программы воспитания социально активной личности. В сб. научно-методических материалов по проектам программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". - Составители и научные редакторы: Н.Ю.Синягина, И.В.Калиш. - М., ГНУ "ЦПВ и СППДМ", 2001.
45. Всероссийская научно-методическая конференция "Стратегия развития университетского технического образования в России" 4-6 февраля 1998г., г.Москва - М., изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998г., с. 180.
46. Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция "Российский вуз: в центре внимания - личность" 24-26 мая 1999г. Тезисы докладов, тт. I, II, III - Ростов-на-Дону, 1999г.
47. Наука, государство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Международного научного конгресса 6 - 8 апреля 2000г., г.Волгоград, т.I - Волгоград, изд. ВОЛГУ, 2000г., с. 544.
48. И.М.Ильинский. Проблемы воспитания Российской молодежи. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза //Всероссийская научно-практическая конференция, г. Москва, 2-4 марта 1999г. Тезисы докладов, сообщений - М., 2000, с.46.
49. Образование, наука, технологическое развитие России: история и перспективы. Материалы научно-практической конференции "Профессиональное инженерно-техническое и военное образование в ХХI веке", посвященной 300-летию создания системы инженерного и военного образования в России // Сборник тезисов докладов. Раздел "Роль гуманитарного образования в техническом вузе", часть II - М., 14-15 февраля 2001г., с.171-198.
50. В.С.Кагерманьян, Л.И.Коханович. Концептуальные основы воспитания студентов. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции "XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека". - М., МГУКИ, 2001.
51. В.С.Кагерманьян. Оценка качества образовательных профессиональных программ ВПО и образованности выпускников. Перспективный подход. Тезисы докладов Всероссийской конференции "Проблемы научно-методического и организационного обеспечения единого образовательного пространства. - М., МГУЭСИ, 2001.
52. В.С.Кагерманьян, Л.И.Коханович. Концептуальные основы и программа воспитания студентов вузов. Тезисы докладов Всероссийской конференции "Проблемы научно- методического и организационного обеспечения единого образовательного пространства. - М., МГУЭСИ, 2001.
53. Активизация творческого и научного потенциала первокурсника как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 4-7 мая 2002 года - Екатеринбург, 2002г., I-II тома.
54. Л.И.Коханович, В.П.Одинцова. Разработка основных направлений развития воспитания в системе среднего профессионального образования в 2001-2005 г.г. Научный отчет по "Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 г.г. - М., 2000. Утвержден Минобразованием России 05.03.2001.

1 В подразделе 5.12. приведена краткая информация о содержании и назначении тестов. Полные компьютерные версии тестов содержатся в базе данных НИИВО.
??

??

??

??

1


3





182



<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign