LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наряду с сильными сторонами концепции отметим также ограничения, которые являются серьезными препятствиями для успешной реализации данной концепции, в частности, к такого рода ограничениям можно отнести силу привычки преподавать информационно-тематическим способом, отсутствие опыта .........
Понимая всю сложность этих трудностей, мы все же считаем, что они решаемы, например, проблему силы привычки преподавать информационно-тематическим способом можно, с нашей точки зрения, решить следующим образом: организовать семинар по технологии проблемного обучения и воспитания, познакомиться с опытом других образовательных учреждений в применении технологии проблемного обучения и воспитания, пробовать применять элементы технологии проблемного обучения и воспитания.........

Ценность диалектического исследования состоит в том, что этот этап Разработки концепции развивает:
* Глубину мышления;
* Системность мышления;
* Диалектичность мышления;
* Аналитичность мышления;
* Умение прогнозировать;
* Снимает страх перед трудностями.


Приложение 8
Технология проблемной деятельности
Первый этап представляет собой постановку стратегической цели, которая понимается нами как категория, определяющая назначение деятельности на конкретный период времени. Понятие "назначение" предполагает выявление главных, существенных, наиболее ценных смыслов той или иной деятельности. К такого рода смыслам относятся только духовные (высокие, благородные) смыслы. Таким образом, стратегическая цель должна быть наполнена духовными смыслами. Например, в образовании к духовным смыслам относится, прежде всего, развитие личностных качеств учащихся и воспитанников. Благодаря стратегической цели появляется возможность ориентировать весь учебно-воспитательный процесс на развитие - начиная с учебного года в целом и заканчивая каждым уроком или мероприятием. На формулирование стратегической цели влияет три фактора. Во-первых, стратегическая цель вытекает из концептуальной цели, что можно представить в виде ствола и растущей от него веточки. Например, концептуальной целью преподавания математики в школе является развитие логического мышления. Стратегической целью урока математики может быть развитие умения сравнивать, обобщать и т.д. Во-вторых, стратегическая цель зависит от особенностей аудитории (класс, группа), т.е. в разных классах цель может варьироваться. В-третьих, определение стратегической цели должно быть согласовано с содержанием деятельности, например, учебным или воспитательным материалом (тема, учебные ЗУНы), который можно обозначить термином "задачи". Сказанное означает, что развитие учащихся осуществляется не само по себе, а через задачи, т.е. на конкретном учебном материале. В этом как раз и прослеживается взаимосвязь учебных ЗУНов и развития. В противном случае наблюдается парадоксальная ситуация - ЗУНы ради ЗУНов, что характерно для традиционной системы образования.
Второй этап представляет собой формулирование проблемы.
Для определения ценности проблемы большую роль играет понимание соотношения "цели" и "проблемы". В аспекте психологической интерпретации, в основе которой лежит учет отношения человека к цели и проблеме, цель рассматривается как желаемое состояние человека, а проблема - как нежелаемое состояние. При этом возникает парадокс: желаемое не осуществимо без нежелаемого, т.е. без решения проблемы цель - мертва, бесполезна. Таким образом, проблема является средством достижения цели. Проблема, с психологической точки зрения, представляет собой социально или личностно значимое противоречие, разрешение которого приводит к достижению цели. С философской точки зрения, проблема обычно трактуется как знание о незнании. Думается, что эти два подхода дополняют друг друга.
Далее рассмотрим правила работы с проблемой:
1. Выявить проблемы, необходимые для достижения цели.
2. Определить приоритетность проблем: выстроить иерархию проблем по степени их значимости и неотложности решения. При выполнении данного правила лучше всего обратиться за помощью не к логике, а к собственной интуиции.
3. Сформулировать проблему в виде проблемного вопроса. Заметим, что вопросная форма в отличие от повествовательной обостряет противоречие и призывает к действию. Важно также понимать специфику проблемного вопроса, которая выявляется через сравнение проблемного вопроса с простым вопросом:
* проблемный вопрос содержит противоречие, выраженное в виде разных точек зрения;
* все точки зрения в проблемном вопросе должны быть выражены равноправно, ни одна из них не должна выпячиваться;
* проблемный вопрос требует разных вариантов ответов;
* проблемный вопрос требует ответа - размышления, а не односложных ответов типа "да", "нет", "согласен", "правомерно".
Например, в том виде как сформулирован вопрос "Правомерна ли точка зрения, что уровень культуры человека определяется его образованностью?" его нельзя рассматривать как проблемный. Если же тот же самый вопрос сформулировать по всем вышеназванным требованиям, то он становится проблемным: Чем определяется уровень культуры человека? или Какого человека можно назвать культурным?
4. Осуществить поиск вариантов решения, которых должно быть не меньше трех.
5. Конструирование оптимального варианта, рассматриваемый нами как диалог различных вариантов решений, в процессе которого создается нечто новое, но при этом выигрывают все.
Оптимальный вариант создается по определенным правилам:
* выделение сильных и слабых сторон в каждом варианте решения;
* определение наиболее удачного варианта (вариант, в котором сильных сторон оказалось больше);
* дополнение удачного варианта сопутствующими вариантами, которые выстраиваются в иерархической последовательности по мере убывания в них сильных сторон;
* оформление оптимального варианта (создание текста со всеми присущими ему признаками - связность, завершенность, целостность).
Ценность оптимального варианта заключается в том, что работа с ним в человеке развивает такие ценнейшие личностные качества как толерантность, великодушие, предполагающие признание права на существование любого варианта.
Третий этап представляет собой созидание тезиса.
Тезис - это есть образное осмысление и выражение оптимального варианта в виде афоризмов, цитат, пословиц, поговорок и других крылатых выражений. Иначе говоря, тезис представляет собой преобразованный оптимальный вариант. В чем же заключается ценность тезиса?
Прежде всего, тезис способствует развитию правого полушария (образного мышления). Все предыдущие этапы и компоненты стратегии ориентированы в основном на работу левого полушария (логика, анализ, обобщение). Тезис же гармонизирует работу полушарий на проблемных занятиях, что крайне важно для сохранения здоровья учащихся. Кроме того, "правополушарные" учащиеся при помощи тезиса имеют возможность понять изучаемый материал.
Тезис является средством диагностики:
> корректной постановки проблемы и правильности ее решения: если тезис появляется без особых затруднений, то это говорит о том, что проблема сформулирована корректно и найдены соответствующие ей варианты решения. Если же тезис не получается, то это является знаком допущенной ошибки либо в постановке и формулировании проблемы, либо в предложенных вариантах решения;
> глубины понимания информации в целом. Если рассматривать тезис как сжатый (свернутый) текст, и если человеку удается создать тезис, то это говорит о том, что он усвоил информацию, так как смог развернутый текст преобразовать в краткий, лаконичный текст.
Наконец, благодаря тезису деятельность приобретает такие характеристики как ясность, действенность. Древние греки называли тезис "компасом", "маяком", указующим конкретное направление деятельности. Если тезис получился, это показатель того, что деятельность в целом построена верно, а значит, от нее будет польза.



Приложение 9
Пример проблемного урока

Урок физкультуры в 10 "а" классе
Концептуальная цель преподавания физкультуры: развитие потребности в красивом, здоровом теле.
Портрет аудитории.
В классе 10 девушек, возраст 16 - 17 лет. Физкультурная группа: основная - 6 человек, подготовительная - 1 человек, специальная - 3 человека.
Потребности осознаваемые, у всех девушек преобладает интеллектуально-познавательный мотив с конструктивным отношением к уроку физкультуры.
Внимание произвольное и постпроизвольное, преобладает осознаваемая память. У большинства девочек логическое мышление, но есть несколько учениц с образным мышлением. В классе преобладает аудиальный канал восприятия. Среди девочек преобладают ваты.
Большая часть девочек воспринимает мир по типу: "Я хороший - мир хороший", и лишь немногие - по типу: "Я плохой - мир хороший". При составлении акробатических пирамид девушки сами разбиваются на группы, интуитивно чувствуя, кому и с кем нужно объединиться для данной работы, а именно: медлительные капхи старались взять в команду питт, которые более подвижны, активны, и ват, у которых развиты гибкость тела, пластичность. В случае затруднения девушки обращались к учителю, который, зная телесные и психологические проявления психосоматических типов, рекомендовал, как им объединиться в группы.
Так как у большей части девочек уровень понимания о чем + что + как, то учитель приходит к выводу, что данный урок лучше проводить в форме проблемно-поискового урока.
Тема: "Гибкость, грация и пластика - вот что дарит вам гимнастика".
Стратегическая цель:
* развитие конструктивного отношения к своему телу;
* развитие координации движений;
* развитие грации;
* развитие артистизма;
* совершенствование коммуникативных качеств.
Задачи:
* формирование вестибюлярной устойчивости;
* укрепление группы слабых мышц;
* формирование мышечного чувства;
* построение художественной композиции с лентой.
Проблема. Женщина от природы должна быть гибкой, грациозной, пластичной, но далеко не каждая умеет развивать эти качества.
Проблемный вопрос: как развивать грацию?
Варианты решения:
1. систематически тренировать свои мышцы;
2. танцевать;
3. по внутренним ощущениям определить группы слабых мышц;
4. любить себя и нравиться себе.
Оптимальный вариант: 4, 3, 1, 2.
Самое главное - любить себя и нравиться себе, а также уметь определять у себя группы слабых мышц и систематически тренировать их при помощи танцев.
Тезис: "Женщине необходимо освоить разные способы работы над своим телом, чтобы наслаждаться его красотой".

Приложение к уроку.
Комментарий хода урока
Развитие личностных качеств и когнитивных процессов
* Девушки заходят в спортивный зал, учитель предлагает каждой из них завязать цветную ленточку на запястье руки, цвет выбирают по желанию.
Рефлексия в начале урока проводится с целью выявления настроения учащихся. Построение, рапорт, приветствие.
* Учитель объявляет тему урока: "Гибкость, грация и пластика - вот что дарит нам гимнастика".
Затем задает проблемный вопрос: "Как развивать грацию?" По ходу урока девушки должны найти варианты решений. Звучит музыка, учащиеся выполняют беговые, прыжковые упражнения, различные виды ходьбы.
* Для разминки учитель предлагает общеразвивающие упражнения:
1. без предмета;

2. со скакалкой;

3. с обручем;


4. с гимнастической палкой.

* Мини - группы формируются по желанию учащихся, которые придумывают и выполняют свои упражнения на различные группы мышц.


* Во время разминки учитель просит обратить внимание, какие группы мышц были задействованы при выполнении упражнений, а также определить по внутренним ощущениям слабые группы мышц.

* После разминки предлагается взять карточки с гимнастическими пирамидами. Нужно выполнить три разных пирамиды в группах из трех человек, при этом в каждой пирамиде меняясь местами. Группы формируются по желанию девушек. На карточках нарисованы цветные квадратики, обозначающие сложность пирамид от самых легких до трудных, технически наиболее сложных. Оценивают пирамиды сами учащиеся.
* После этого учитель демонстрирует упражнения с лентой и разучивает их с девушками. Это -горизонтальные, вертикальные змейки и спирали, махи, круги, восьмерки.

* Освоив эти упражнения, девочки составляют комбинацию с лентой, под звуки вальса разучивают танец с лентой.


* В заключение урока девушки показывают танцевальную аэробику. Каждый выполняет задание в своем темпе.

* Учитель предлагает вернуться к проблемному вопросу и вместе попробовать найти варианты решений.
* Девушки сами предлагают варианты решений:
1. систематически тренировать свои мышцы;
2. танцевать;
3. любить себя и нравиться себе;
4. по внутренним ощущениям определить свои слабые группы мышц.
* Учитель предлагает выбрать оптимальный вариант. Девушки выбирают: 4, 3, 1, 2.
* Домашнее задание: составить комплекс упражнений для слабых групп мышц.
Учитель проводит рефлексию: просит взять цветные ленточки и завязать их на запястье другой руки, для того чтобы сравнить, с каким настроением они пришли на урок, и как оно изменилось.
* Результаты рефлексии: (из десяти девочек)
в начале урока в конце урока
хорошее, радостное,
бодрое 3 8
спокойное, комфортное 5 2
тревожное, неуверенное 2 -

* Вывод: на этом уроке девушки - десятиклассницы раскрыли в себе таланты, о которых, может быть, и не подозревали: различные по сложности пирамиды развивают силу, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия. Упражнения с лентой, танцевальные движения положительно влияют на развитие таких чисто женских качеств, как легкость, грациозность и плавность, упражнения с лентой помогают девушкам освобождаться от скованности и неловкости.
Зажигательная аэробика снимает напряжение и усталость. И при всем этом - свобода выбора, обретение уверенности в себе и любви к себе.
рефлексивность мышления

эффективное внимание

аудиальный канал

гибкость тела
положительные эмоции


творческое воображение

скоростные качества

координация движений

гибкость


пространственная ориентация, творческое воображение


рефлексивное мышление, конструктивное отношение к своему телу

коллективизм, творческое воображение, гибкость тела






визуальный и кинестетический каналы, пластичность


грациозность, творческое воображение, кинестетический канал

положительные эмоции, гибкость, пластичность тела






логическое мышление, самостоятельность, речь


рефлексивное мышление, самостоятельность




Приложение 10
Пример проблемного занятия в ДОУ

Занятие по плаванию (средняя группа)

Тема занятия:
"Зачем нужна человеку вода?"
Концептуальная цель:
Развитие потребности в общении с водой
Стратегическая цель:
Развитие познавательного интереса, воображения, смелости, решительности.
Образовательные задачи:

1. Познакомить с некоторыми видами водных растений;
2. Дать элементарные знания о круговороте воды в природе и о значении воды на земле;
3. Учить детей открывать глаза в воде;
4. Упражнять в выдохе в воду;
5. Продолжать обучать детей скольжению по воде с доской и без нее.
Проблемный вопрос:
Кому и Зачем нужна вода на земле?
Варианты решения:

1. Для человека (приготовление пищи, гигиена тела, жилья, бытовые нужды и т. п.);
2. Для растений (питание, рост).
3. Для земных обитателей: животных, птиц, насекомых (питание, гигиена тела).
4. Для жителей морей, озер, рек (среда обитания).
Оптимальный вариант:
Вода необходима для жизнедеятельности человека, растений, животных, птиц, т. е. для жизни на земле.
Тезис:
"Вода, водица, для всех годится".

Ход занятия
Звучит аудиозапись звучания ручейка
Инструктор по плаванию:
Из недр земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставший в миг.
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут.
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь,
И море как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет.
Ну а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой!
Инструктор: Ребята, а для чего нужна вода на Земле? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, вода нужна всем, чтобы жить на Земле. А как человек использует воду? (Ответы детей).
Воспитатель: Все верно, человек нуждается в воде для приготовления пищи, для хозяйственных дел - уборка, стирка белья, мытье посуда и т. д.
Инструктор: А где встречается вода в природе? (Ответы детей). Действительно, мы встречаемся с водой повсюду - дождь, снег, речка, море, ручеек, озеро...
Воспитатель: А как вода попадает к людям? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям превратиться в капельки воды. Проводится разогревающая разминка перед заходом детей воду. Инструктор по плаванию комментирует все виды деятельности.
(Музыкальное сопровождение подбирается совместно с музыкальным руководителем).
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Аудиальный канал восприятия, познавательный интерес, долговременная память, связная речь, координация движений, внимание

Разминка
Упражнение: Образ:
Бег
Бежит речка.
Бег с поворотом вокруг себя
Из речки вода испаряется и поднимается в облака
Прыжки на двух ногах
Облака превратились в тучки, из них закапал дождик.
Ходьба на носках
Растения тянутся ввысь, к солнышку.
Дыхательные упражнения (вдох, выдох)
Дождик поливает растения, водичка попадает в стебель через корни, питает листочки, цветы.
Руки развести в стороны - вдох, обнимаем грудную клетку (кисти на спине в районе лопаток) - выдох
Капельки проникают внутрь растений, растворяются в них.

Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Аудиальный канал восприятия, образное мышление, координация движений, активность, самостоятельность, выдержка
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зачем растениям нужна вода? (Ответы детей). А каким образом растения получают воду? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель объясняет, что растения могут получать воду из земли, когда идет дождь, а комнатные растения поливает человек сам).
Дети вместе с воспитателем рассматривают комнатные растения и поливают их водой из лейки, наблюдают, что происходит.
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Визуальный канал восприятия, наблюдательность, познавательный интерес, связная речь
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, есть ли в природе такие растения, которые не могут прожить и дня без воды? Где такие растения живут? (Вопрос предполагает знание детей о водных, аквариумных растениях). Какие водные растения мы с вами знаем? Ряска, рогоз, камыш, кувшинка, морские водоросли (Дети рассматривают иллюстрации). Скажите, пожалуйста, а у нас в группах, где мы можем увидеть водные растения? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы с вами знаем, что комнатные растения, как и вся растительность на земле питает нас кислородом, обогащает воздух. А как вы думаете, что растения делают для воды и ее обитателей? (Ответы детей). Мне тоже кажется, что и в воде растения выделяют кислород, только он растворяется в воде, и мы его не можем увидеть.
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Переключаемость внимания, аудиальный, визуальный каналы восприятия, долговременная память, связная речь, познавательный интерес
Инструктор: Итак, капельки отдохнули, пора в путь. Капельки воды из тучки упали на землю, покатились ручейком и побежали в море. (Дети пробегают круг, заходят в бассейн) Капельки - маленькие детки, - они шалунишки, очень любят играть в прятки. (Проводится игра в бассейне "Пружинка" - дети присаживаются, погружаются с головой)
Капельки падают с высоты, на их пути попадается водопад: водичка бурлит, пузырится. (Выдох в воду с различными звуками в сочетании с упражнением "Пружинка" - без погружения в воду с головой)
Дождик закончился! Вода стала спокойной и прозрачной. Посмотрите, сколько на дне моря растений! (Дети ложатся на плавательные доски и рассматривают дно бассейна. Затем инструктор предлагает выполнить детям упражнение "Стрела" (лицо опущено в воду, ноги работают в стиле "Кроль", - с доской и без).
Инструктор: Ребята, мы с вами сказали, что растения выделяют в воде кислород - воздух. Давайте попробуем это сделать сами. (Упражнение "Выдох в воду"). Ребята, а какие животные живут в воде? (ответы детей). Проводится игра по картинкам. Дети, определяя морских животных, пытаются имитировать их движения. А как человек может узнать о подводном мире? (Ответы детей). В мире существует очень интересная профессия - водолаз. Для того чтобы стать водолазом, что должен научиться делать человек? (Ответы детей). Давайте представим себя на минутку водолазами. (Проводятся игры "Ныряние в воду с бортика", "Достань со дна игрушку", "Перевоз груза от одного берега к другому").
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Аудиальный, кинестетический, визуальный каналы восприятия, воображение, образное мышление, долговременная память, познавательный интерес, связная речь, сообразительность, координация движений, выносливость, смелость, решительность, самостоятельность
Воспитатель: Что ж, ребята, сегодня мы с вами побывали в роли маленьких капелек, ручейка, водопада, и даже водолаза, узнали многое из жизни растений. А как вы думаете, человек может жить в воде? (Ответы детей)
Инструктор: Ребята, я думаю, что человек может жить в воде, если будут построены специальные дома, а иначе, человек не проживёт без воздуха. Наше занятие завершается, и я предлагаю вам попрощаться с гостеприимной водой нашего бассейна. (Дети выходят из воды)
Воспитатель: А я предлагаю всем нам представить, как может выглядеть подводный город. Когда мы вернёмся в группу, то можно будет его нарисовать.
В заключение занятия проводится рефлексия эмоционального состояния детей: дети выдирают понравившуюся цветную рыбку, украшают панно "Морское дно". Одновременно звучит релаксационная музыка.
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Визуальный, кинестетический каналы восприятия, воображение, эстетический вкус, положительные эмоции

Приложение 11
Проявления эффективного общения

I. Многогранный диалог, состоит из семи граней:
* информативной (наличие предмета речи)
* интерактивной (организационная сторона диалога)
* эмотивной (эмоционально-чувственный контакт субъектов)
* перцептивно-когнитивной (изучение и учет особенностей аудитории в процессе общения)
* креативной (творческий контакт: обогащение друг друга идеями)
* конативной (поддерживание обратной связи)
* биоэнергетической (энерго-информационный контакт, т.е. создание позитивной энергетики в пространстве общения, объединяющей всех участников).
II. Виды диалога:
* Человек - Человек (Говорящий - Слушающий; Слушающий - Говорящий)
* Человек - Информация. Этот вид диалога подразумевает правильное отношение человека к информации, с той целью, чтобы последняя не разрушала, а приносила пользу. Отсюда отношение должно быть: внимательным (уметь видеть смыслы), осознанным (уметь понимать смыслы), избирательным (уметь видеть главные смыслы, отбирать информацию, избавляться от "всеядности"), прагматичным (уметь применять информацию).
* Человек - Пространство. Этот вид диалога подразумевает получение максимального удовлетворение от общения, для чего важно испытывать чувство удовольствия, а для этого важно, чтобы пространство общения соответствовало таким признакам как энергетическая легкость, уют, эстетичность.
* Человек - Время. Этот вид диалога подразумевает умение быть современным, чувствовать время, понимать и принимать требования времени.
* Человек - Внутреннее "я" человека. Этот вид диалога подразумевает диалог со своей совестью, умение смотреть внутрь себя.
III. Диалог экзистенциальной направленности представляет собой взаимопроникновение субъектов, так называемое "событие бытия" (М.М.Бахтин). Отличительными признаками диалога данной направленности являются: открытость новому, необычному, непривычному, проявление эмпатии (поддержки, сочуствия, сопереживания, сорадования) относительно друг друга, толерантности к инакомыслию.
IY. Технология эффективного общения представляет собой.
1. Управление Говорящим собственным поведением:
* управление внутренним поведением (управление отрицательными эмоциями, настроением).
* управление внешним поведением
- управление невербальным поведением, что означает открытые жесты, доброжелательный взгляд, обаятельную живую мимику, искреннюю улыбку, уважительную позу, корректную дистанцию, эстетичный внешний вид;
- управление вербальным поведением, что означает, с одной стороны, знание и владение Говорящим основными коммуникативными качествами речи: правильностью, выразительностью, ясностью, краткостью, точностью, уместностью, логичностью, этикетностью. С другой стороны, это означает умение Говорящего комбинировать коммуникативные качества в зависимости от жанра речи.
2. Управление Говорящим поведением аудитории, что предполагает умение Говорящего считывать информацию, идущую от Аудитории через разного рода стимулы (выражение лица, мимику, жесты, позу, вопросы, реплики, суждения), а также своевременно и уместно реагировать на нее. Данное действие позволяет Говорящему поддерживать обратную связь, выражать своим вниманием уважение к Аудитории, отслеживать уровень понимания информации, предотвращать возможные конфликтные ситуации, возникающие из-за непонимания или недопонимания Слушателями Говорящего, избегать бесплодных споров, порой специально провоцируемых Аудиторией, выявлять и снимать негативные психологические состояния Слушателей (усталость, утомляемость). Итак, управление Говорящим поведением Аудитории является необходимым для того, чтобы направлять ее внимание, чувства, мысли на предмет речи, чтобы быть услышанным и понятым, чтобы процесс общения оказался в итоге результативным, плодотворным, успешным.
3. Управление Говорящим содержанием речи, что целиком и полностью зависит от Аудитории (ее состава, ситуативного поведения). Например, невозможно предвидеть весь спектр реакций аудитории на информацию, могут быть непредсказуемые явления. В результате чего от Говорящего требуется проявить гибкость мышления и поведения и изменить (откорректировать, дополнить, углубить) содержание информации. Итак, если Говорящий ориентируется на общение, а не на коммуникацию, более того, на эффективное общение, то психологически он всегда должен быть готов к изменению содержания, хотя, естественно, сделать это не просто, к тому же, если Говорящий тщательно подготовился к выступлению. Например, в школе это касается уроков проблемного типа, которые, с одной стороны, требуют от учителя скрупулезной подготовки, с другой, - предполагают совместное творчество учителя и ученика, т.е. на ход урока может активно влиять деятельность учащихся.
4. Управление Аудиторией собственным поведением, что означает умение Аудитории быть благодарным Слушателем. Не смотря на то, что 90% успеха в общении зависит от действий Говорящего, все же нельзя не согласиться с тем, что и действия Аудитории накладывают свой отпечаток на ход и результат общения. Здесь прежде всего речь идет о специальной культуре поведения, которая заключается в том, насколько Аудитория владеет тремя видами слушания. К первому виду слушания относится так называемый рефлексивный вид (активное слушание), который ориентирован на понимание смысла информации через вопросы на уточнение или понимание, реплики (уточняющие, акцентирующие, дополняющие смысл), перефраз (перевод информации на свой языковой код и высказывание переработанной информации вслух с той целью, чтобы проверить правильность понимания). Рефлексивное слушание предполагает ряд правил:
* выслушать собеседника до конца, дать Говорящему возможность завершить мысль и только тогда задать вопрос;
* соблюдать чувство меры в вопросах, поскольку общение - это не допрос;
* задавать корректные вопросы, помогающие разобраться в сущности информации, а не тенденциозные (вопросы с подковыркой, издевкой).
Ко второму виду слушания относится нерефлексивный вид, сущность которого заключается в понимании смысла информации при помощи невербальных средств и минимума вербальных. Данный вид слушания также опирается на ряд правил:
* следует помнить, что невербалика выдает обман и притворство, поэтому необходимо слушать всем телом, быть искренним в своих телодвижениях;
* следует помнить, что молчание - это не всегда внимательное слушание, оно может выражать и равнодушие.
Наконец, третий вид слушания - эмпатическое слушание, которое предполагает понимание смысла информации через ее переживание, а также понимание состояния Говорящего при помощи невербальных средств (глаза, мимика, жесты) и минимума вербальных либо фактом своего присутствия, порой внешне скрытого от Говорящего (например, исповедь). Данный вид слушания можно еще назвать сердечным, душевным ("душа с душою говорит"). Эмпатическое слушание, являясь деликатным, чутким, основывается на таких проявлениях как сорадование, сопереживание, сочуствие. Таким образом, эмпатическое слушание активизирует "правополушарные" процессы, делая понимание информации наиболее глубоким. Эмпатическое слушание является важным компонентом экзистенциального диалога.


??

??

??

??






1



<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign