LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

15
+
+
+
+
+
+
+
16
*
*
*
*
*
*
*
17
+
+
+
+
+
+
+
18
+
+
+
+
+
+
+
19
+
+
+
+
+
+
+
20
+

+

Сумма
14
9
8
14
5
8
9


Приложение 7
Технология разработки концепции

Необходимо знать этапы создания концепции. Их три:
1. Наработка мыслительного содержания
Цель: создание первого представления о предмете деятельности.
Задача: накопление мыслей о предмете деятельности.
Как это делается?
Существует алгоритм (последовательность) деятельности:
A. Определить предмет деятельности.
B. Выразить свое видение предмета деятельности, свое мнение по поводу предмета деятельности.
Источники своего видения:
* Практический (собственный жизненный и профессиональный опыт); данный источник является самым слабым в переходное время;
* Теоретический (мыслительное моделирование);
* Интуитивный; самый сильный источник
Данный этап развивает самоуважение и самостоятельность мышления.
С. Рефлексия своего видения, умение увидеть достоинства и недостатки своего мнения.
Д. Освоение чужого опыта, которое становится осознанным, избирательным, полезным и результативным.
Е. Выработка позиции.
Характеристики позиции:
- объемность мыслительного содержания;
- терминологическая расплывчатость;
- понятийная аморфность;
- отсутствие системы в голове, суммарность информации.
Образ первого этапа создания концепции - рой мыслей в голове.
I этап создания концепции - внутренний процесс, мыслительная кухня, черновой этап. Следовательно, необходимо применить метод плановой ликвидации лишних мыслей.

II. Систематизация мыслительного содержания: образная и логическая
Цель: решение проблемы с избыточностью информации: выделение только необходимой и достаточной информации.
Образная систематизация
Цель: создание целостного представления о предмете деятельности Задача: представить предмет деятельности в виде образа
Правила создания образа:
- За создание образа отвечает правое полушарие мозга (при создании образа возникают трудности у людей с неразвитым правым полушарием)
- Правое полушарие первично, левое - вторично, усиливает и дополняет правое полушарие
- Образ целостен
Л.С. Выготский: "Образ - это самое емкое, яркое и глубокое выражение мыслительного содержания".
Артур Шопенгауэр: "Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин человеку не дано иных средств, кроме образов и сравнений".
С.Л. Франк: "Всякое отвлеченное знание, выраженное в понятиях и суждениях, опирается на созерцание образов бытия".
Критерии оценки качества образа:
a) Оригинальность идеи образа
б) Конкретность образа
в) Содержательность образа (каждая деталь должна быть наполнена смыслом)
г) Ценность образа (все детали должны быть связаны друг с другом)
д) Эстетичность образа
Условия для создания образа
1.Чистота помыслов создателя образа (чем чище мысли и эмоции, чем светлее и добрее человек, тем точнее образ будет отражать предмет деятельности)
2.Интерес к предмету деятельности (без личной заинтересованности в предмете деятельности образ не получится)
3.Волевые усилия (для создания образа нужны терпение, усилия по корректировке образа)
4.Вера в созданный образ (когда образ готов, то любые сомнения не дадут ему реализоваться)
Ценность образной систематизации:
* Образная систематизация - это эффективный способ осознания глубины и красоты жизнедеятельности;
* Образ - это эффективный способ постижения уникальности, изюминки того или иного вида деятельности

Логическая систематизация
Цель: выделение из множества смыслов наиболее существенных смыслов в понимании предмета деятельности
Задачи:
* .Перевести образ на язык пяти логических категорий: цель, принципы, средства, результат, условия для достижения цели
* Сформулировать логические категории в виде денотатного графа
* Определить смысловое значение всех логических категорий, входящих в денотатный граф (составить понятийный словарь - тезаурус)

Логические категории:

Логическая категория
Определение
Отвечает на
вопрос
Пример
1
Цель
Категория, определяющая назначение предмета деятельности (главные, существенные смыслы)
Зачем нужен данный предмет деятельности?
Зачем я живу? Зачем детям нужен мой предмет?
2
Принципы
Категория, определяющая основание любой деятельности
На каком основании строю свою деятельность? Чем руководствуюсь в достижении своей цели?
Личностно-деятельностный, научности, системности, креативности и т.д.
3
Средства
Категория, определяющая направления деятельности по достижению цели, конкретные процессы
Что необходимо сделать для достижения цели? Какие процессы нужно запустить для достижения цели?
Концептуальное осмысление; применение; мониторинг качества преподавания и т.п.
4
Результаты
Категория, определяющая итоговый, конечный продукт деятельности по достижению цели. При этом результат не может быть равен цели, и должен быть измерим
Что можно получить на выходе? Что можно получить в итоге работы?
Повышение мотивации к учебной деятельности; углубление уровня понимания; установление конструктивного отношения к предмету; иммунитет к насилию и т.д.
5
Ресурсы
Категория, обозначающая необходимые условия для достижения цели
Какие нужны условия для достижения цели?
Кадровые, информационные нормативно-правовые, финансовые, временные, материально-технические


О соотношении цели и средств
"К достижению соседство - видеть цель, а с нею средства".
"Для того, кто не знает в какую гавань он хочет приплыть любой ветер будет неблагоприятен".
О соотношении принципов и средств
Соотносятся как общее (принципы) и конкретное (средства).
Принципы реализуются через средства. Возможные схемы:
а) I II III принципы
| | |
1 2 3 средства

б) I II III принципы
| | | | |
1 2 3 4 5 средства

в) I II III принципы

1 средства

г) I II III принципы
| | |
1 2 3 средства


Представление логических категорий в форме денотатного графа

Структура денотатного графа:

Ключевое слово (предмет деятельности)


Направлено на (цель)


Формулирование цели


Опирается на (принципы)


1
2
3


Достигается через (средства)


1
2
3


Приводит к (результату)


1
2
3


Зависит от (ресурсов)


1
2
3






Правила построения денотатного графа
1. ДГ строится дедуктивным способом от общего понятия (ключевого слова) к конкретным понятиям (разложение ключевого слова на слова кирпичики).
2. В ДГ используются глаголы или глагольные формы для передачи динамики мысли, что отличает ДГ от других схем.
3. В ДГ используются глаголы с определенным значением:
- глагол, обозначающий цель - направлять;
- глагол, обозначающий принципы - опираться;
- глагол, обозначающий средства - достигаться;
- глагол, обозначающий ресурсы - зависеть;
- глагол, обозначающий результат - приводит к.
4. Слова-кирпичики должны формулироваться кратко, точно, ясно.
5. Оформление ДГ должно быть эстетичным, соразмерным (цветовая гамма, расположение частей, шрифт).
6. Применение индуктивного способа (от конкретного к общему) для проверки логических соответствий конкретных понятий общему.
7. ДГ должен представлять собой текст, с присущими ему характеристиками: связность, смысловая и формальная (спряжение и род), завершенность, целостность.
Например:

Изменение человека в переходное время


Направлено на (цель)


Развитие субъектного мировоззрения


Опирается на (принципы)


Личностно-деятельностный
Системности
Креативности
Историко-культурологический


Достигается через (средства)


Самопознание
Любовь к себе
Духовное миропонимание


Приводит к (результату)


Личности здоровой
Личности успешной
Личности счастливой


Зависит от (ресурсов)


Кадровых
Информационных
Временных

В чем ценность денотатного графа?
* Это наиболее эффективный способ донесения информации.
* Развивает языковое чутье и речь человека.
* Способствует осмыслению каждого понятия, входящего в денотатный граф, через составление понятийного словаря (тезауруса).

III. Диалектическое исследование мыслительного содержания
Цель: проведение экспертизы мыслительного продукта II этапа (денотатного графа); критическое осмысление того, что было создано на II этапе.
Задачи:
* Проанализировать все основные понятия, входящие в денотатный граф с точки зрения содержащихся в них плюсов и минусов;
* Сделать вывод по концепции.

1 ШАГ: анализ каждого кирпичика в денотатном графе.
а) Необходимо выявить положительный ряд (плюсы, содержащиеся в том или ином понятии), т.е. ответить на вопрос, чем ценен, значим, полезен то или иное понятие в денотатном графе?
б) Выявить отрицательный ряд или минусы в том или ином понятии (минусы - трудности, препятствия, ограничения в реализации концепции).
в) Найти решения отрицательного ряда, т.е. выходы из трудной ситуации, из каждой трудности надо найти не менее трех выходов. "Одно решение - это не решение. Два решения - это пол решения. Три решения - это уже решение" (Гегель).

Пример диалектического исследования
2
положительный ряд
1
понятие
3
отрицательный ряд
4
решение
1. Развитие жизненно важных личностных качеств
Проблемное обучение и воспитание
1. Сила привычки преподавать информационно-тематическим способом
Организация семинара по технологии проблемного обучения и воспитания
2. Технология повышает мотивацию к учебной деятельности

Познакомиться с опытом других в применении технологии проблемного обучения и воспитания
3. Здоровьесберегающая технология

Пробовать применять элементы технологии проблемного обучения и воспитания
4. Вырабатывает в человеке конструктивное отношение к проблемам

1. Уважение к самому себе
Любовь к себе
1. Отсутствие опыта
Получать знания через книги, лекции и т.д.
2. Уважение к другим

Разработать программу личной жизни
3. Светлый, чистый человек с положительной энергетикой

"Заразиться" опытом других людей
4. Здоровье

Увидеть в себе достоинства и закреплять их
5. Притяжение к себе подобных людей

Видеть свои недостатки и избавляться от них
6. Постоянное совершенствование, спасает от деградации


2 ШАГ: обобщение проведенного анализа (работа со 2, 3, 4 столбиками таблицы)
а) Выделить значимые, ценные проявления положительного ряда (не больше пяти).
б) Выделить значимые, ценные, сильные проявления отрицательного ряда (не больше пяти).
в) Подобрать к выделенным проявлениям решения (см. 4 столбик таблицы).
3 ШАГ: написание текста заключения концепции (например, для защиты на категорию).
Клише:
Разработанная концепция по "........." обладает, на наш взгляд, рядом сильных сторон: во-первых, данная концепция способствует развитию жизненно важных личностных качеств; во-вторых, данная концепция повышает мотивацию к учебной деятельности; .........

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign