LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

9. Трюизм (беседа с самим собою вслух, но так, чтобы слышали другие)
10. Покушение на личное место в пространстве (создание психологического и телесного дискомфорта)
11. Хитрый вопрос (способ задавания вопросов таким образом, чтобы на них нельзя было ответить "нет")
12. Отвлекающие вопросы (способ отвести внимание от себя)
13. Выбор без выбора (иллюзорный выбор)
14. Связка двух разных действий (скрытый шантаж).
Нежесткий способ - означает отсутствие принуждения в процессе воздействия, т.е. воздействие не на психику, а на мыслеречевую сферу человека с целью ее активизации.
Мыслеречевая деятельность - означает ведущую деятельность человека, главная функция которой - осознавание информации.
Активизация мыслеречевой деятельности - означает включение механизма осознавания информации, что приводит к осмыслению и пониманию информации. Активное состояние мыслеречевой деятельности защищает человека от любых манипуляций, например, от внушения и даже зомбирования.
Средства нежесткого способа воздействия - означают использование аргументации и педагогики сотрудничества.
Аргументация - означает первый этап активизации мыслеречевой деятельности, представляющий собой воздействие Говорящего на мыслеречевую деятельность Аудитории путем убеждения и переубеждения. Приемами убеждения и переубеждения являются аргументы.
Аргументы - означают доводы, доказывающие истинность чего-либо. К ним относятся три группы аргументов:
> доводы от личного опыта (ссылка на примеры из собственного опыта Говорящего)
> доводы от авторитета (ссылка на мнение уважаемой как Говорящим, так и Аудиторией личности)
> доводы от фактов (использование достоверной, объективной информации).
Педагогика сотрудничества - означает второй этап активизации мыслеречевой деятельности: побуждение Аудитории к действию на основе убеждения через преодоление ею определенных препятствий. Препятствия - это барьеры, мешающие Аудитории действовать согласно убеждению, например, применять знания, переходить от теории к практике. Выделим три основных препятствия:
> слабая личная заинтересованность Аудитории в информации;
> неглубокий уровень понимания информации;
> отсутствие коллективной мыслеречевой деятельности.
В связи с чем можно говорить и о трех этапах педагогики сотрудничества:
> вызвать интерес Аудитории к информации;
> побудить Аудиторию к размышлению над информацией;
> соорганизовать Аудиторию на обсуждение информации.
Вызвать интерес Аудитории к информации - означает создать атмосферу сильного эмоционального восприятия информации для того, чтобы привлечь, сконцентрировать, сосредоточить внимание Аудитории на информации и тем самым возбудить, поддержать, усилить и закрепить интерес при помощи психологических и логико-психологических приемов.
К психологическим приемам относятся:
1. Визуальные (использование динамической и статической наглядности, актуализация роли внешнего вида, обращение к живому примеру (образцу), оформление помещений с учетом психологии восприятия).
2. Аудиальные (актуализация роли голоса и музыки в процессе изложения информации).
3. Шоковая терапия (создание неожиданного эффекта).
4. Реклама (краткая, выразительная презентация информации).
5. Стимулирование (уместное использование комплиментов и материального вознаграждения).
К логико-психологическим приемам относятся:
1. Вербальные (использование афоризмов, стихов, цитат, крылатых выражений, анекдотов, притч).
Побудить Аудиторию к размышлению над информацией - означает создание интеллектуальной атмосферы, стимулирующей Аудиторию самостоятельно думать, рассуждать по поводу получаемой информации здесь и сейчас, выражать к ней свое отношение при помощи логических, логико-психологических, психологических приемов.
К логическим приемам относятся:
1. Способы мышления и изложения информации:
> Спиральный способ (многократное повторение одной и той же мысли, но каждый раз обогащаемой новым содержанием);
> Ступенчатый способ (движение мысли от общих положений к конкретным или наоборот);
> Контрастный способ (изложение информации путем сопоставления противоположных подходов, взглядов, позиций);
> Ассоциативный способ (изложение информации путем чередования логических положений с их образным осмыслением);
> Пунктирный способ (изложение информации путем разворачивания главной мысли на относительно независимые, равноправные части, и в итоге - сведение всех частей к одной главной мысли).
К Логико-психологическим приемам относятся:
1. Чучело оппонента (моделирование разных подходов, мнений о чем-либо, анализ их плюсов и минусов и высказывание на этом фоне своего мнения).
2. Вопросно-ответный ход рассуждения (активизация "рабочего" состояния Аудитории при помощи вопросов на понимание и уточнение).
3. Аналогия (использование сходства между объектами в некотором отношении).
К психологическим приемам относятся:
1. Психологическая пауза (специальное время для активизации самостоятельности мышления и размышления вслух).
2. Похвала в ситуации успеха (активизация размышления за счет внимания, откровенного одобрения, оказываемого Говорящим Аудитории).
Соорганизовать Аудиторию на обсуждение информации - означает создание атмосферы единения людей для совместного размышления по поводу получаемой информации при помощи психологических и логико-психологических приемов. Совместное размышление над информацией (сила коллективной мысли) способствует эффективному усвоению информации, глубине понимания информации, повышает мотивацию к учебно-познавательной деятельности, а также учит жить в коллективе, уважительно относиться друг к другу.
К психологическим приемам относятся:
1. Погружение в ситуацию (многочасовое совместное проживание в информационном пространстве).
2. Прием коллективных творческих дел (объединение на основе общих интересов).
К логико-психологическим приемам относятся:
1. Организационно-деятельностная игра (сплочение аудитории через интенсивную коллективную мыслительную деятельность).
2. Вербальные средства со значением объединения (использование словесных формул, способствующих единению, например, "мы с Вами", "у нас обязательно получится", "давайте вместе подумаем" и т.д.
Повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности - означает появление устойчивого интереса учащихся или воспитанников к урокам (занятиям).
Углубление уровня понимания учебного материала - означает уход от поверхностного понимания (механического запоминания) и выход на уровень осмысленного и осознанного понимания.
Создание здоровьесберегающей среды - означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей: создаются условия для самовыражения, устанавливается благоприятный психологический фон, учитываются особенности аудитории, используются приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, инициируются разнообразные виды деятельности.
Конструктивные межличностные отношения - означают установление доверительных, уважительных отношений между педагогом и детьми.
Эффективное усвоение информации - означает быстрое, полное, легкое (без помех) усвоение.
Усвоение информации - означает восприятие и переработку информации.
Формирование иммунитета к насилию - означает неприятие человеком любых проявлений насилия и, как следствие, развитие гуманистического мышления и гуманного поведения.
Кадровый ресурс - означает субъектное мировоззрение педагога
Информационные ресурс - означает специальные знания по философии, педагогике и психологии ненасилия.
Временной ресурс - означает специальное время для продумывания приемов ненасильственного воздействия.

2.5.Технология эффективной речевой деятельности

От того, что и как мы говорим, зависит не только наша собственная успешность и самочувствие, но и самочувствие и успешность других людей, а также успешность дела, которым мы занимаемся.
Л.Хей

Технология эффективной речевой деятельности

Направлена на <цель>
Обеспечение качества речи педагога и учащихся

Опирается на <принципы>
Научности
Экзистенциальности
Интеграциии
Практической направленности
Рефлексивности

Достигаются через
* Активизацию устной речевой деятельности учащихся, воспитанников
* Работу с разными видами текстов
* Разнообразие видов речевой деятельности педагога
* Мониторинг качества речи

Приводит к <результатам>
Осознанию ценности Слова
Потребности заботиться о качестве речи
Умению выражать мысли в действенной словесной форме

Зависит от < ресурсов >
Кадровых ресурсов

Информационных ресурсов

Рис. 7.
Тезаурус
Принцип научности - означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области исследования качества речи.
Принцип экзистенциальности - означает опору на эмоционально-чувственное восприятие слова.
Принцип интеграции - означает комплексный, многоплановый подход к обеспечению качества речи (синтез культурологии, риторики, философии, психологии, лингвистики).
Принцип практической направленности - означает актуализацию процесса говорения на уроках, занятиях разной предметной направленности, а также в других коммуникативных ситуациях.
Принцип рефлексивности - означает отслеживание качества как своей, так и чужой речи.
Активизация устной речевой деятельности детей - означает использование на разных уроках, занятиях многообразных форм процесса говорения: размышление в слух, полный устный ответ, аргументация точки зрения, выступление с докладом, вопросно-ответный ход рассуждения и т. д.
Работа с разными видами текстов - означает использование в процессе обучения (это касается уроков различной предметной направленности) текстов разных жанров и стилей, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и приучает осмысленно подходить к слову.
Разнообразие видов речевой деятельности педагога - означает расширение диапазона речевой деятельности педагога: ведение урока, участие в литературных, риторических гостиных, написание программ, статей, брошюр, выступление с докладами на конференциях, семинарах и т.д.
Мониторинг качества речи - означает оценивание качества речи с точки зрения соответствия речи определенным нормам при помощи Анкеты качества урока, занятия, а также при помощи специальной Анкеты (см. Приложение 3).
Осознание ценности слова - означает ответственное, уважительное, бережное отношение к Слову.
Потребность заботиться о качестве речи - означает стремление человека слушать и слышать себя со стороны и стремление к постоянному совершенствованию качества речи.
Умение выражать мысли в действенной словесной форме - означает умение говорить правильно, выразительно, ясно, точно, кратко, уместно, этикетно.
Кадровый ресурс - означает субъектное мировоззрение педагога: человек, который относится к себе как к субъекту, не может быть равнодушен к качеству своей речи.
Информационный ресурс - означает специальные знания о качестве речи.

2.6.Технология диалогового обучения и воспитания


Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему.

М.Бахтин


Технология диалогового обучения и воспитания

Направлена на <цель>
Обеспечение субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе

Опирается на <принципы>
Научности
Адресности
Экзистенциальности
Креативности

Достигаются через

Построение урока, занятия по правилам эффективного общения
Мониторинг качества урока, занятия

Приводит к <результатам>
* Повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности
* Углублению уровня понимания учебного материала
* Созданию здоровьесберегающей среды
* Развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения

Зависит от < ресурсов >
Кадровых ресурсов

Информационных ресурсов

Рис. 8.



Тезаурус

Принцип научности - означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области диалогового обучения и воспитания.
Принцип адресности - означает учет особенностей аудитории как при подготовке, так и в процессе проведения урока или занятия и своевременную корректировку организационного и содержательного плана урока, занятия.
Принцип креативности - означает творчество педагога при подготовке и проведении урока или занятия. Уроки на диалоговой основе представляют собой живое общение, к которому каждый раз нужно готовиться вновь (старые конспекты не срабатывают), а также быть готовым (оперативно, творчески реагировать) к разным неожиданностям, так как такого рода уроки и занятия приближены к естественным жизненным проявлениям, а жизнь бывает непредсказуемой.
Принцип экзистенциальности - означает подачу информации не только на логическом уровне ее восприятия, но и сквозь призму переживания участниками процесса данной информации, что достигается через использование личного опыта, как педагога, так и детей, включение эмоционально-чувственного восприятия информации, через образное представление информации. Это создает атмосферу сомыслия, сотворчества, столь необходимую для установления и сохранения субъект-субъектных отношений, а также способствует глубине понимания информации.
Эффективное общение - означает такое общение, которое реализуется через многогранный диалог, разнообразные виды диалога, диалог экзистенциальной направленности, а также имеет определенную технологию, результатом чего является взаимопонимание и взаимообогащение субъектов общения. Все проявления эффективного общения подробно представлены в Приложении 11.
Построение урока, занятия по правилам эффективного общения - означает использование педагогом разных граней диалога, разнообразных видов диалога, а также диалога экзистенциальной направленности.
Мониторинг качества урока, занятия - означает оценивание деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии технологии диалогового обучения и воспитания.
Повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности - означает появление устойчивого интереса учащихся или воспитанников к урокам (занятиям).
Углубление уровня понимания учебного материала - означает уход от поверхностного понимания (механического запоминания) и выход на уровень осмысленного и осознанного понимания.
Создание здоровьесберегающей среды - означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей: создаются условия для самовыражения, благоприятный психологический фон, учитываются особенности аудитории.
Развитие личностных качеств, необходимых для эффективного общения - означает раскрытие и совершенствование таких качеств учащихся, воспитанников как умение слушать и слышать, терпимость, вежливость, тактичность, искренность, толерантность.
Кадровый ресурс - означает субъектное мировоззрение педагога.
Информационный ресурс - означает специальные знания по психологии общения.





2.7. Технология рефлексивного обучения и воспитания

Рефлексия - самое эффективное средство развития сознания и осознанного отношения человека к себе, другим, событиям, жизненным ситуациям и к миру в целом.
К.Мамардашвили

Технология рефлексивного обучения и воспитания

Направлена на <цель>
Обеспечение осознанной направленности педагогического процесса

Опирается на <принципы>
Научности
Диалогичности
Экзистенциальности
Креативности

Достигаются через <средства>

Диалог педагога с внутренним "я" ученика, воспитанника
Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним "я"
Диалог педагога со своим внутренним "я"
Мониторинг качества урока, занятия

Приводит к <результатам>
Установлению обратной связи
Выявлению уровня понимания информации "здесь и сейчас"
Ценностному отношению к информации
Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности
Созданию Здоровьесберегающей среды

Зависит от < ресурсов >
Кадровых ресурсов
Информационных ресурсов
Временных ресурсов
Рис. 9.

Тезаурус

Рефлексия - означает диалог сознания, подсознания и тела. Рефлексия бывает двух видов: психологическая и интеллектуальная. Психологическая рефлексия выявляет состояния человека как положительные (здоровьесберегающие), так и отрицательные (здоровьеразрушающие). Интеллектуальная рефлексия выявляет отношение к информации, уровень понимания информации. Рефлексия проводится в три этапа: исследование ощущений, логический анализ результата, корректировка результата.
Принцип научности - означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области рефлексивного обучения и воспитания.
Принцип экзистенциальности - означает учет роли ощущений в процессе осознавания информации и анализ состояний, пережитых во время урока, занятий.
Принцип креативности - означает творчество педагога при подготовке и проведении рефлексии: в зависимости от аудитории разрабатываются разные виды рефлексий.
Принцип диалогичности - означает использование диалога как эффективного способа осуществления рефлексивной деятельности.
Диалог педагога с внутренним "я" ученика, воспитанника - означает специальную настройку детей на рефлексию, например, при помощи соответствующих вопросов: Как Вы себя чувствовали на уроке? Какие ощущения Вы испытывали в течение урока? Какую информацию Вы поняли, какую не совсем поняли, какую не поняли? Чем урок для Вас был полезен? Что интересного Вы узнали на уроке? Что касается занятий в ДОУ, то здесь обращение к внутреннему "я" ребенка осуществляется через рисунки, картинки, цвет. В старших группах можно использовать вопросы. При этом во время проведения рефлексии можно включить спокойную музыку, приглушить яркий свет, предложить занять удобную позу и закрыть глаза.
Диалог ученика, воспитанника со свои внутренним "я" - означает взгляд на себе и в себя при помощи вопросов: Какие ощущения вызвал у меня урок? Что я хотел от урока? Что делал на уроке? Что получил от урока? Что у меня лично получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Что я понял? Что не понял? Над чем нужно еще поработать? В чем мне нужна помощь? Какие открытия я для себя сегодня сделал? Чем для меня полезен был этот урок?
Диалог педагога со своим внутренним "я" - означает взгляд на себя и в себя при помощи вопросов: Какие ощущения вызвал у меня урок? Что я хотел от урока? Что делал? Что получил? Что получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Что необходимо сделать, чтобы это получилось? Этот диалог проводится после завершения урока, занятия, но сразу же по горячим следам.
Мониторинг качества урока, занятия - означает оценивание деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии технологии рефлексивного обучения и воспитания.
Установление обратной связи - означает умение педагога "держать руку на пульсе": умение своевременно считывать и реагировать на информацию, полученную в ходе рефлексии.
Выявление уровня понимания информации "здесь и сейчас" - означает оценивание детьми и педагогом учебных достижений на уроке или занятии и, как следствие, оказание скорой помощи тем, кто не понял информацию, а также использование разноуровневых домашних заданий.
Ценностное отношение к информации - означает осмысленный подход к учебе.
Создание здоровьесберегающей среды - означает своевременное выявление и устранение причин появления отрицательных состояний у детей и педагога.
Развитие личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности - означает раскрытие и совершенствование таких качеств как искренность, открытость, честность, воля, самокритичность, гибкость, конструктивность.
Информационный ресурс - означаетспециальные психоаналитические знания по теории и практике рефлексивной деятельности.
Кадровый ресурс - означает субъектное мировоззрение педагогов.
Временной ресурс - означает выделение специального времени на уроке или занятии для проведения полноценной рефлексии.




Приложения

Приложение 1
Анкета качества урока
Отметить кружком номера проявлений, которые имели место при проведении урока
_______________________ учителем ___________________________
(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)

1. Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
5. Устанавливает и использует связи с другими предметами.
6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
7. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
9. Дает разноуровневые домашние задания.
10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.
13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.
15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке использует технологии:
16. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
17. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
18. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
19. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
20. Коллективной мыслительной деятельности.
21. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Тезаурус к анкете
Представим наш комментарий к смысловому содержанию пунктов анкеты. Это сделано для того, чтобы пользователь анкеты не испытывал смысловых затруднений при экспертизе качества урока.
1. Речь идет о постановке целей урока для эксперта. Поставленные цели должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала до конца.
2. Уверенное владение учебным материалом можно определить как по вербальному, так и невербальному поведению учителя. Это означает, что даже не специалист в данной предметной области может определить, профессионально или непрофессионально учитель владеет учебным материалом. Эксперту необходимо обратить внимание, насколько свободно учитель пользуется понятийным аппаратом, насколько спокойно, без напряжения излагает учебный материал. Опытный, хорошо владеющий учебным материалом учитель в процессе урока почти не прибегает к использованию планов-конспектов. Жесты и мимика при этом нескованные. Демонстрирует уверенную интонацию. Излагает материал интересно, увлекательно. Не уходит от ответов на сложные вопросы, стимулирует задавание таких вопросов.
3. Авторы анкеты считают, что учителем должны реализовываться все 6 признаков качественной речи, указанных в этом пункте. Если хотя бы один признак западает, то этот пункт не должен быть отмечен как реализованный. Речь учителя не может оцениваться как "немного беременная". Она либо полностью отвечает требованиям качества, либо нет. Промежуточные варианты оценивания здесь не допустимы.
4. В дополнение к тексту этого пункта укажем типичные отрицательные реплики: "Быстрее", еще хуже "Быстрее, что вы копаетесь", "Поторапливайтесь, а то мало времени осталось", а также слова "перевертыши", где частица НЕ усиливает отрицательное значение слов: "Не бойтесь", "Не стесняйтесь". Эти и многие другие реплики только ухудшают восприятие учащимися учебного материала и способствуют их дискомфортному состоянию.
5. Этот пункт можно признать реализованным, если учитель апеллирует к пройденному материалу из других предметов "Помните на уроках ... вы разбирали ...", использует уместные примеры из разных предметов. Ставит комплексные проблемы, решение которых затрагивает другие предметы. Наивысшим уровнем межпредметных связей является интегрированный урок, в котором примерно в равной доле представлены материалы используемых предметов.
6. Среди непредметных сфер жизнедеятельности главное внимание обращается на социальный опыт (личный, семьи, других людей, стран, народов).
7. К раздаточным материалам можно отнести: карточки, учебные пособия, иллюстрации, таблицы, схемы, графики, атласы, карты и т.д.
8. Обычно этот пункт анкеты не вызывает недопонимания. Динамические материалы должны дополнять, обогащать содержание урока, а не использоваться для формального "зарабатывания" балла.
9. Возможны разные трактовки этого пункта. На наш взгляд, его следует понимать как отражение в домашних заданиях трех уровней образования: государственного стандарта (минимальный уровень), школьного и индивидуального компонента.
10. Как правило, педагоги могут стимулировать аргументацию ответов через вопросы и реплики: "Почему вы так думаете?", "Обоснуйте свой ответ". Если учащиеся используют факты из других областей знания, то это должно поощряться.
11. Сложность в понимании этого пункта возникают у тех учителей, которые придерживаются традиционной системы образования. Это связано с их отношением к ученикам как к объектам, которым "не должно сметь свое суждение иметь". Мы имеем в виду, что на уроке учитель создает такие условия, которые позволяют учащимся большую часть времени работать самим и быть активными. Под инициативой мы понимаем, например, добровольное высказывание учащимися своего мнения о чем-либо. Инициативу и самостоятельность учащихся учитель может поощрять репликами, оценками или отметками. В случаях, когда применяются коллективные формы деятельности, поощрениями отмечается группа.
12. Поощряя индивидуальные учебные достижения учащегося, учитель не сравнивает их с достижениями других. Поощрения могут реализовываться в случае ситуации успеха, в течение или в конце урока.
13. Развивая интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие учащихся, учитель реализует экзистенциальную направленность образования, т.е. наряду с левым полушарием мозга активизирует деятельность правого полушария. Данный пункт побуждает учителя обращать внимание не только на интеллектуальное, но и на душевно-духовное развитие учащихся. Это должно быть естественной составляющей обучения любому предмету и даже таким "недушевным" предметам, как математике или физкультуре.
14. Здесь важно подчеркнуть, что учителя обращают внимание на качество речи учащихся на всех предметах. Более того, учителю следует отмечать не только речь с ошибками, но и хорошие образцы речи.
15. Заканчивать урок вовремя - это не прихоть экспертов, а есть ничто иное, как соблюдение прав детей на отдых, на уважение и защита их от учебных перегрузок. Если учитель не уложился в отведенные рамки урока, то его проблемы не должны решаться за счет детей. Кроме того, после звонка большинство учащихся плохо воспринимает информацию учителя.
16. Индивидуализированное обучение как частный случай дифференцированного обучения предполагает индивидуальную работу с каждым учащимся. В условиях обычной школы (25 - 30 человек в классе) индивидуализированное обучение трудно осуществимо. В условиях малокомплектной школы или в особых случаях эта технология является приоритетной. Дифференцированное обучение предусматривает объединение детей по определенным признакам. Подобного рода объединение осуществляется педагогом не буквально (физически), а мысленно. Учитель дает учебную информацию и задания с учетом особенностей учащихся: их темперамента, психосоматического типа, каналов восприятия, уровня понимания, типа мышления, уровня развития и т.д., тем самым преодолевая обезличенный подход в обучении. Технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения помогают учащимся быть успешными в познавательной деятельности.
17. Особенность проблемных ситуаций и вопросов состоит в относительной трудности их разрешения. Если ответ на поставленный вопрос дается сразу, либо он дается в форме "да - нет", то это скорее всего не проблемное задание. Проблемный урок предполагает размышление и множественность вариантов решения проблемы и их анализ.
18. Диалоговое обучение - одно из наиболее трудных понятий современной парадигмы образования. Это связано с тем, что отечественная педагогика много десятилетий обходилась без уважительного отношения к собеседнику, не терпела инакомыслия, слышала только то, что хотела слышать, не поощряла искренность, открытость, свободу мысли и слова. Диалог пробуждает в людях естественные человеческие процессы: взаимоуважение, взаимопонимание, терпимость, право свободно, без оглядки, выражать свое мнение, конструктивное отношение к критике. Диалог - это публичное размышление вслух. Диалог - это яркая форма самореализации, самоутверждения, но без унижения других собеседников. В диалоге необходимо учитывать мнение других. Все это должно проявляться в отношениях между учениками и между учителем и учениками. Еще раз подчеркнем, что здесь диалог понимается не как разговор двоих, а как технология субъект-субъектных отношений. Простая работа в парах или фронтальный опрос никакого отношения к этой технологии не имеют. Диалог - это неформальная, живая обратная связь.
19. Рефлексивное обучение - это технология современного образования, которая пока еще трудно реализуется по причине незнания и отсутствия опыта. Рефлексивное обучение можно рассматривать как один из видов диалога - ученик и его внутреннее "я". Рефлексия происходит вслух, публично, хотя на первых порах можно использовать письменное выражение своих мыслей и чувств. Сложность реализации этого вида диалога обусловлена, прежде всего, психологическими причинами: страх быть осмеянным другими учащимися или учителем, страх наказания за искренность, недоверие к взрослым. Кроме того, учащиеся, как правило, не обучены навыкам оценки полезности своей деятельности, деятельности других учащихся, учителя на уроке. Они не привыкли задавать себе и отвечать на вопросы: "Что дала мне работа в микрогруппе?", или "Чем ценен для меня изученный материал?", или "Какие ощущения я испытывал в течение урока?", или "Ощущаю ли я состояние усталости, тревожности, беспокойства к концу урока, либо я испытываю эмоциональный подъем и чувство удовлетворения?".
20. Для организации коллективной мыслительной деятельности можно использовать разные методики. Лучше всего использовать организационно-деятельностный режим, который направлен на эффективное применение полученной информации и быстрее приводит к осознанному знанию.
21. Содержание этого пункта вообще-то отражено в других пунктах анкеты (4, 7, 8, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 20). Однако учителя могут использовать на уроке специальные здоровьесберегающие методики и приемы. Этот пункт анкеты предназначен именно для этих случаев.


Приложение 2
Анкета
качества занятий в ДОУ
Отметить номера тех проявлений, которые имели место при проведении занятия
_____________________ ________________________
вписать занятие, группу Ф.И.О. педагога

1. Информирует эксперта о целях развития личностных качеств учащихся на занятии (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного материала.
2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
4. Демонстрирует ненасильственные приёмы обучения (не проявляет неприятия, раздражения, гнева).
5. Устанавливает и использует связи с другими учебными предметами.
6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности окружающего мира (апеллируя к личному опыту ребенка).
7. Использует раздаточные, наглядные статические материалы.
8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, настольный театр, диапроектор и т.п.).
9. Поощряет инициативу и самостоятельность детей.
10. Поощряет индивидуальные достижения.
11. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
12. Обращает внимание на качество речи детей.
13. Участвует с детьми во всех видах деятельности в течение всего занятия.
14. Демонстрирует гибкость мышления и поведения (быстрая переключаемость педагога).
На занятиях использует технологии:
15. Игровой деятельности
16. Индивидуализированного воспитания и обучения (учитывает особенности каждого ребёнка).
17. Проблемного воспитания и обучения (проблемные вопросы и ситуации).
18. Диалогового воспитания и обучения.
19. Рефлексивного воспитания и обучения (учитывает эмоционально-психологическое состояние ребёнка и побуждает его к размышлению).
20. Исключающие утомляемость, перегрузки детей.

Тезаурус к анкете
Для того, чтобы педагоги-дошкольники не испытывали затруднений при работе с Анкетой, ниже предлагается комментарий смыслового содержания каждого пункта.
1. Эксперту предлагается план занятия, в котором должна быть прописана цель. Поставленная цель указывает на конкретные личностные качества, которые должны развиваться у детей на данном занятии. Цель должна быть наблюдаема на протяжении всего занятия.
2. Уверенное владение учебным материалом можно определить как по вербальному, так и невербальному поведению педагога. Так, к первому можно отнести правильную, чёткую, выразительную речь, уверенное, свободное общение с детьми. Ко второму - доброжелательный настрой, уместную мимику и жесты, свободу передвижения в пространстве. Как правило, уверенные в себе педагоги не пользуются на занятии конспектами, не сбиваются с мысли, не путаются в словах и действиях, чётко и правильно проговаривают предлагаемые задания, координируют деятельность детей. В их работе отсутствуют искусственные заминки, паузы. Материал излагается увлекательно и интересно.
3. Авторы анкеты считают, что педагог в своей деятельности должен проявить все составляющие качественной речи: правильность (владенние нормами литературного языка), ясность (умение говорить доступно, понятно), выразительность (умение говорить эмоционально и красиво), точность (умение использовать слова в строгом соответствии с их значением), краткость (умение говорить по существу, избегая многословия), уместность (умение говорить в соответствии с целью и ситуацией общения), логичность (умение выражать мысли системно, последовательно, говорить связно), этикетность. Особо следует обратить внимание на этикетность (вежливое речевое обращение к детям через "пожалуйста", "будьте добры"). При этом в речи педагога должны отсутствовать императивы типа: "встаньте", "сядьте", "читайте". Исключение составляет речь педагога физкультуры, но только в том случае, если словесные команды являются уместными. Если один из этих признаков отсутствует, этот пункт считается не выполненным. Речь педагога должна быть эталоном для подражания.
4. Педагог на занятии проявляет искреннюю заинтересованность в деятельности каждого ребёнка, подбадривает неуверенных, успокаивает подвижных; с любовью и заботой помогает выполнять трудные задания; не торопит, не "подгоняет" детей при выполнении ими заданий; конструктивно реагирует на возникшие проблемные и конфликтные ситуации в течение занятия; не выражает неудовольствия от каприз, непослушания отдельных детей; не применяет в речи, мимике, жестах осуждения, порицания, обидных насмешек. К этому следует добавить, что речь педагога должна быть спокойной, интонации доброжелательные, эмоции уравновешенные.
5. Этот пункт анкеты можно признать реализованным, если на занятии дети применяют знания, полученные на других занятиях. Наивысшим уровнем интеграции является занятие, где примерно в равной доле представлена информация из нескольких учебных материалов. "Всё в одном, и одно во всём" - вот главный принцип рассмотрения каждой изучаемой на занятии темы. Допустимым мы считаем и частичную межпредметную связь: математика + окружающий мир, музыка + рисование, физкультура + познавательное, грамота + информатика и т.п.
6. Слова взрослого ребёнок старается проверить на практике, поэтому любая предлагаемая информация должна опираться на предыдущий практический опыт ребёнка и подтверждаться новым. Личный опыт ребёнка отражает социальный контекст его жизни (семья, родственники, друзья, место жительства, языковая среда, культурные, национальные традиции и т.д.). Следует так же учитывать неодолимую потребность дошкольников фантазировать, что часто является компонентом их личного опыта.
7. На занятиях используются разнообразные виды раздаточного и наглядного материала. К ним относятся: игрушки, карточки, учебно-дидактические пособия, иллюстрации, индивидуальные предметы для выполнения изобразительной, музыкальной, театральной, спортивной, конструкторской, исследовательской, трудовой деятельности, схемы, карты, индивидуальные рабочие тетради и т.д.
8. На занятиях уместно (динамические дидактические материалы должны соответствовать содержанию занятия) используется магнитофон, проигрыватель, диапроектор, видеомагнитофон, а так же пальчиковый, настольный, теневой и кукольный театр.
9. На занятии педагог должен быть готов к тому, что дети могут предложить свой вариант ответа на поставленный проблемный вопрос, свой способ решения задачи, своё видение образа, собственное мнение на создавшуюся ситуацию. Пункт анкеты считается реализованным, если воспитатель спокойно и с уважением принимает все предложения детей, выражая конструктивное отношение (вербальное и невербальное) к активности ребёнка.
10. Значительно возрастает успешность и результативность занятия, если педагог находит "нужное" слово для оценки достижений ребёнка, замечает даже небольшие его продвижения в том или ином виде деятельности. Вовремя оказанная поддержка, высказанное поощрение или проявленный тактильный контакт поселяет в душе у детей уверенность, чувство успешности и психологической комфортности.
11. Педагог должен преподносить учебный материал таким образом, чтобы у детей возникла потребность самим присваивать его, а не механически усваивать. Это достигается через активизацию правополушарных процессов: интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие. Только благодаря этим процессам ребёнок способен переживать получаемую информацию, а следовательно, её понимать.
12. Этот пункт анкеты, как правило, вызывает вопросы и недоумение у педагогов, проводящих занятия не по речевому циклу. Давно известно, что речь ребёнка упражняется и развивается не только на специальных речевых и грамматических занятиях, но и на всех остальных. Следовательно, этот пункт должен работать на любом занятии.
13. Спецификой проведения занятий в детском саду является непосредственное участие педагога во всех видах деятельности детей на занятии.
14. Данный пункт, как правило, трудноосуществим педагогами, которые привыкли вести занятие строго по конспекту в форме монологового преподнесения информации. Для них важно изложить учебный материал в том виде, как он прописан в программе или методических рекомендациях, не обращая внимания на реакции детей. Пункт считается выполненным, когда педагог умеет быстро ориентироваться в ситуации, исходя из поведения детей, их реакций, и быстро принять оптимальное решение-выход без ущерба физического и психического состояния детей.
15. Этот пункт в основном не вызывает недопонимания у педагогов-дошкольников. Игровая деятельность является ведущей на протяжении всего дошкольного периода, вплоть до подготовительной к школе группы.
16. Индивидуализированное воспитание и обучение предполагает знание педагогом особенностей каждого ребёнка (возраст, состав семьи, пол, тип мышления, каналы восприятия, психосоматические типы, темпераменты, темп усвоения, интересы и т.д.), умение "считывать" его настроение и физическое состояние непосредственно на занятии. Это предполагает наличие у педагога программы как общего, так и индивидуального развития дошкольников.
17. Особенность проблемных ситуаций и вопросов состоит в относитеьной тудности их разрешения. Если ответ на поставленный вопрос даётся сразу, либо он даётся в форме "да-нет", то это не является проблемным заданием. Если вопрос или игровая ситуация вызывают у детей потребность размышлять, рассуждать, высказать различные варианты решений, то в этом случае мы имеем дело с занятием проблемной направленности.
18. Воспитание и обучение в атмосфере диалога подразумевает взаимодействие субъектов педагогического процесса на основе уважения, понимания, сочувствия, помощи. Диалог - это живая обратная связь. Существуют разные виды диалога, которые вполне можно использовать на любом занятии в детском саду: диалог педагога и ребёнка, ребёнка с ребёнком, диалог ребёнка с предметом своей деятельности (это предполагает полную увлечённость ребёнка выполняемым действием), диалог ребёнка с окружающим пространством. С точки зрения диалогового воспитания и обучения, необходимо предоставлять детям возможность свободно высказаться (даже если его ответ будет неверным), излагать своё видение ситуации. Помимо этого, важно учить детей слушать и слышать друг друга, терпимо относиться к мнению другого.
19. Рефлексивное воспитание и обучение - это технология современного образования, которая пока ещё трудно реализуется по причине незнания и отсутствия опыта у педагогов. Рефлексию можно рассматривать как специфический, довольно сложный вид диалога "Я - моё внутреннее Я - внешний мир". Рефлексия проводится для того, чтобы педагог мог получить информацию о психическом состоянии детей (степень усталости, утомляемости, тревожности или, наоборот, увлеченности, заинтересованности), их эмоционально-чувственном настрое (преобладание положительных или отрицательных эмоций). В условиях детского сада рефлексия может проводиться различными невербальными способами и приёмами, главное, чтобы эта деятельность осуществлялась естественно, ненавязчиво в конце или в течение всего занятия. Для рефлексии можно использовать разнообразные разноцветные фигурки, вырезанные из бумаги, фольги (или другого любого материала), схемы-карты, составные картинки, мозаику, и т.д. Рефлексировать можно и вербально, высказывая вслух свои впечатления, настроения, самочувствие. Дети-дошкольники, как правило, искренне и открыто выражают свои эмоции и мысли. Главная цель педагога состоит в умении считать состояние детей, учесть это при планировании следующего занятия и продумать индивидуальную работу с детьми, рефлексия которых выразила их дискомфортное внутреннее состояние.
20. Содержание этого пункта отражается и в других пунктах анкеты (3,4,5,6,7,8,11,14,15,17,18,19), однако педагоги могут использовать на занятии специальные здоровье сберегающие приёмы (например, физкультминутку, танец, пальчиковую гимнастику, частую смену видов деятельности, и т.п.).


Приложение 3
Анкета качества речи
Инструкция: отметить кружком номера тех пунктов анкеты, которые характерны для исследуемой речи.
Уникальность:
1. Не использует штампы, общие, избитые фразы.
2. В речи проявляет яркие, красивые индивидуальные особенности личности (образованность, воспитанность, духовность, мудрость, чувство юмора, достоинства пола и др.).
3. Уместно использует индивидуальные словоупотребления, придающие речи изящный шарм.
Осознанность:
4. Речь продумана, каждое слово наполнено смыслом (слова произносятся обдуманно).
5. Через речь не унижает, не оскорбляет, не навешивает ярлыков.
6. Речь убедительная (используются доводы от фактов, от авторитета, от личного опыта и не используются доводы от угрозы, от осуждения и от обещания).
7. Демонстрирует эрудицию, использует примеры из разных сфер знаний.
8. Речь точная (называет вещи своими именами).
9. Речь уместная (соответствует ситуации).
10. Речь краткая (говорит по существу, не говорит лишнего, говорит полезное и важное).
11. Речь способствует улучшению качества речи слушающих.
12. В речи не проявляет комплексы собственной неполноценности, уважает, любит себя.
Чистота:
13. Нет нарушений лексических речевых норм.
14. Нет нарушений норм в произношении.
15. Нет нарушений грамматических речевых норм.
16. Нет нарушений стилистических речевых норм.
17. Уместно употребляет нелитературные формы национального языка (жаргоны, просторечие, диалекты).
Диалогичность
18. Говорит приятное, использует похвалу, комплименты, речью создает ситуацию успеха.
19. Речь эмоциональная, но не раздражительная.
20. Речь ясная, понятная, доступная для аудитории.
21. Использует речевые средства, выражающие уважение к собеседнику (в манерах здороваться, обращаться, задавать вопросы, отвечать на вопросы).
22. Не употребляет такие слова как "должны", "заставить", "наказать", а также выражения в приказной форме (выйди, встань, принеси).
23. Своей речью способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует участие аудитории в разговоре.
Действенность
24. Нет расхождения вербальных и невербальных средств.
25. Речь внутренне согласована, логически не противоречива.
26. Поведение адекватно произносимому слову ("живет, как говорит").
Эстетичность
27. Обычно не употребляет деловую казенную лексику.
28. Использует образные средства, афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые слова.
29. Использует интонационно богатую речь.
30. Использует оптимальный темп, управляет громкостью голоса.
Воздейственность:
31. Не употребляет слова, приводящие впоследствии к физиологическим осложнениям или заболеваниям ("меня тошнит от этого", "видеть больно", "сплю как убитый", "душит обида", "не перевариваю его" и пр.).
32. Уместно употребляет слова с частицей "не".
Диагностичность:
33. Подбирает слова, в которых проявляется личностная культура: разумность, положительные эмоции, конструктивность поведения, благородство, коммуникабельность)

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign