LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

социальный опыт, человек не просто познает окружающий мир и
адаптируется к нему. Социальные представления, функционирующие
на уровне природы, общ ества, группы, д е ятельнос ти,
индивидуального сознания личности способствуют формированию
у него собственной идентичности (личностной, групповой,
временной, средовой), а также активной интерсубъектной позиции
в этом мире (природном и социальном), позволяющей осуществлять
самореализацию творческих потенций человека. Реализация




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
61
субъектной сущности человека невозможна без экстериоризации
им собственного индивидуального опыта, ведущей к эффекту
персонификации личности как поэтапному достижению уровней
персонализации, индивидуализации и универсализации. Непрерывные
встречи с субъектной сущностью других людей, экстериоризирующих
свой творческий потенциал в условиях экономической и социально-
политической нестабильности, обусловливают необходимость
кооперации, в основе которой лежит понимание позитивной взаи-
мозависимости участвующих в ней субъектов; осознание ими
индивидуальной и социально-групповой ответственности,
поддерживающее взаимодействие, высокий уровень развития
социальных умений и навыков общения, а также рефлексивного
анализа собственного поведения в контексте социального поведения
других.
3. Позитивное взаимодействие реализуется в форме гуманис-
тически-ориентированного диалога, предполагающего не только
стремление участвующих в нем субъектов к сотрудничеству, но и
психологическую готовность к встрече и обмену внутренними
смыслами с другими людьми, т.е. открытость, позитивную
коммуникативную установку на встречу со смыслом Другого,
безоценочную в привычном смысле реакцию по отношению к
получаемой от собеседника информации, обмен смыслами с другими
субъектами благодаря принятию (допущению) множественности
других точек зрения.
4. Внутренним механизмом включения личности в полисубъек-
тный диалог является понимание другого человека, умение
"прочитать другого" путем постижения смысла проявлений его
жизни, "схватывания" и удержания в целостности разрозненных
проявлений жизни на основе их единого смысла, "оправдания" или
подведения под ценность переживаний другого субъекта на основе
"метафорического переноса" и синопсиса.
5. Важным условием адекватного понимания и взаимопонима-
ния субъектов в поликультурном пространстве межличностного
взаимодействия выступает единство социальных образцов
поведения. Для того чтобы включить внутренние механизмы




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
62
понимания в процесс регуляции гуманистически-
ориентированного взаимодействия, понимающий субъект
должен накопить соответствующий "жизненный опыт"
культурно-исторически обусловленных переживаний как на
моральном, связанном с развитием у субъекта жизненных
ориентаций (основанных на общечеловеческих ценностях,
признании самоценности другого человека), так и на собственно
психологическом уровне, проявляющ емся в мотивационном
(стремлении к сотрудничеству), когнитивном (готовности и
умении понять другого) и операциональном плане (установке на
диалог).


Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

Тема 1. Полисубъектное взаимодействие как основа развития
личности в современном глобальном сообществе
1. Ноопсихологическая характеристика современной эпохи
общественного развития.
2. Социа льно-психологиче ская сущность позитивного
полисубъектного взаимодействия.

Тема 2. Психологические условия включения личности в
процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного
взаимодействия.
1. Гуманистически-ориентированный диалог как основная форма
сотрудничества равнозначимых и равноценных субъектов.
2. Психологический механизм взаимопонимания, регулирующий
процесс гуманистически-ориентированного общения субъектов.
3. Проблема развития готовности личности к гуманистически-
ориентированному вза имодействию и взаимопоним анию в
современном социокультурном пространстве.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
63




Те м ы д л я р е ф е р а т о в

1. Ноопсихологический подход к процессу развития личности.
2. Психология взаимодействия личности в современном
социокультурном пространстве.
3. Диалог как форма взаимодействия в гуманистически-
ориентированной социокультурной среде.
4. Психологические условия понимания и взаимопонимания
субъектов в процессе общения.


Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Соотношение процессов социализации и персонализации как
основа развития способностей личности к гуманистически-
направленному взаимодействию в социально-культурной среде.
2. Психологический анализ этно- и кросскультурных факторов,
вл ия ющ их н а ра з в ит ие с по собн ос ти к м еж ли чн ос тн ом у
гуманистически-ориентированному взаимодействию.


До пол н ител ь н а я л и тер а тур а :

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира.
Пролегомены к психологической теории смысла. - Самара:
БАХРАХ-М, 2000.
3. Андреева Г.М. Психология социального поз нания. 2-е изд. -
М., 2000.
4. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт,
1991.
5. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
64
систем. Синергетика и теория социальной амоорганизации. -
СПб., 1999.
6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. -
М.: Наука, 1990.
7. Душков Б.А. Основы этнопсихологии и ноопсихосоциологии.
-
М., 2001.
8. Душков Б.А. Психология и социология микрокосмосов
(человек, группа, социум, человечество). - М., 2001.
9. Ерастов Б.С. Социальная культурология. Ч.1. - М., 1994.
10. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся.
Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994.
11. Иванова С.П. Психология полисубъектного взаимодействия
в социально-педагогической среде. - Псков: ПГПИ, 2000.
12. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его
безопасность. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
13. Мамардашвили М. Необходимость себя. - М.: Лабиринт, 1996.
14. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.:
Евразия, 1999.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
65
Глава 2
Педагогическая деятельность как социально и
исторически обусловленный процесс
полисубъектного взаимодействия в
образовательной среде


2.1. Многообразие форм педагогического взаимодействия
в современной социально-образовательной среде

Важным фактором, определяющим развитие современного
цивилизованного общества, является образование, фокусирующее
иерархию целей, задач, приоритетов обучения и воспитания
подрастающего поколения вокруг проблем и событий глобального
масштаба (И.Ю. Алексашина, А.Н. Джуринский, Ю.Н. Кулюткин,
И.А. Савицкий, Р. Хенви, Р. Штайнер и др.). Являясь по сути
управляемым извне самообразованием, т.е. построением образа
"Я" по образу культуры и ее воспроизводства, образование
рассматривается в современной психолого-педагогической науке
в нескольких взаимосвязанных планах: как образовательная
система, как образовательный процесс, как образовательная
деятельность, как индивидуальный или коллективный (сово-
купный) результат этого процесса и как образовательная среда
(Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, Е.И. Казакова, А.В. Петровский,
В.А. Ясвин и др.).
Как социокультурный феномен образование является открытой
и в определенной мере самоорганизующейся (синергетической)
системой, которая не только детерминирована внешними
обстоятельствами политического, социально-экономического и со-
циокультурного происхождения, но и сама детерминирует эти
обстоятельства. Эта система характеризуется целью, содержанием,
структурированными учебными программами и планами и
рассматривается в трех измерениях: социальный масштаб, ступень




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
66
образования, профиль образования. Системообразующей (или
смыслообразующей) составляющей образовательной системы
является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека
требует и ожидает общество на данном этапе его исторического
развития.
Образовательная система реализуется в образовательном
процессе обучения и воспитания развивающейся личности,
конкретнее - в учебно-воспитательном процессе. Для каждого уровня
и для каждого профиля образования существует своя специфическая
педагогическая система, регламентируемая нормативно-правовыми
и программными документами и характеризующаяся особенностями
целей, содержания, методов, средств и организационных форм
образовательной деятельности в единстве ее обучающих,
воспитательных и развивающих функций применительно к тому или
иному контингенту учащихся. Это придает образовательному
процессу не только сугубо педагогический, но и социально-
культурный смысл, подчеркивающий его первостепенное значение
для развития социума.
Предметом образовательного процесса является сохранение и
дальнейшее развитие общественного опыта (системы знаний,
способов деятельности, духовных и нравственных ценностей),
накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью в
условиях специально организованной образовательной деятельно-
сти, осуществляемой двумя встречно направленными целями:
организации освоения социокультурного опыта (педагогическая
деятельность) и его усвоения развивающейся личностью (учебная
деятельность). Поскольку педагогическая и учебная деятельность
выступают как две стороны единого образовательного процесса,
каждый педагог и ученик представляют собой общественный субъект
(педагогическое сообщество или ученичество) и являются вместе с
тем совокупным субъектом всего образовательного процесса,
"обреченного", как писал еще в конце ХIХ в. П.Ф. Каптерев, на
саморазвитие: "... образовательный процесс не есть лишь передача
чего-то от одного другому, он не есть только посредник между
поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
67
переливается от одного поколения к другому, неудобно ... Сущность
образовательного процесса с внутренней стороны заключается в
саморазвитии организма; передача важнейших культурных
приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только
внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его"
(148, с.368).
Предметом педагогической деятельности учителя является дея-
тельность учащихся, которую он призван организовать, направлять и
регулировать в соответствии с целями образовательного процесса как
будущих членов общества (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан,
Л.А. Регуш, Г.С. Сухобская, В.А. Якунин и др.). Для овладения до-
стижениями человеческой культуры каждое новое поколение
должно осуществить деятельность, аналогичную той, которая стоит
за этими достижениями (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Предпо-
лагается, что учащиеся по мере все более активного, глубокого и
всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспита-
ния и самовоспитания, развития и саморазвития превращаются
из достаточно пассивных объектов деятельности учителя в пол-
ноправных соучастников, субъектов педагогической взаимодея-
тельности, причем не только с педагогом, но и друг с другом.
Главной задачей учителя в связи с этим является создание условий
для организации такой деятельности учащихся, которая подготав-
ливала бы их к самостоятельной жизни в обществе. Эта сверхзада-
ча определяет содержание всех тех многообразных профессиональ-
ных функций, которые учитель призван осуществлять в обществе,
и ориентирует его на развивающий эффект по отношению к лично-
сти учащихся.
Важной особенностью совокупного субъекта образовательного
процесса является то, что его формирование происходит в
определенном социальном и пространственно-предметном окружении,
обозначаемом в педагогической психологии понятием "образователь-
ная среда" (В.В. Авдеев, Е.А. Климов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин
и др.). В широком смысле слова образовательная среда - макросреда,
которая теоретически может представлять всю Вселенную. Локальная
образовательная среда - это "функциональное и пространственное




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
68
объединение субъектов образования, между которыми
устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи"
(441, с.12). Она состоит из взаимопроникающих друг в друга
образовательных микросред. Так, практическая реализация
образовательных проектов локального уровня осуществляется
конкретными исполнителями - отдельными педагогами: ими
организуется образовательная микросреда данного классного
руководителя, образовательная среда кабинета физики, спортзала,
мастерской и т.д. В целом учителя данного учебного заведения
образуют педагогическую среду профессионального функционирова-
ния. Школьная образовательная среда и семейная образовательная
среда, взаимопроникая друг в друга, оказываются встроенными в
образовательную среду поселения, образовательная среда поселения
- в образовательную среду региона, региональная образовательная
среда - в федеральную образовательную среду, федеральная - в обще-
культурную образовательную среду человечества. Образовательная
среда любого уровня также встроена в соответствующую среду
обитания. Как видим, развитие совокупного субъекта
образовательного процесса осуществляется в системе социальных
отношений со многими другими субъектами. Репрезентируя
общественные ценности, совокупный субъект представлен в каждой
обра з овательной систем е (учреждении) а дминист ра цией,
преподавательским коллективом, ученическим сообществом,
родительской общественностью. Каждый из входящих в совокупный
субъект конкретных субъектов имеет свои цели, представленные в
форме определенных результатов, но с разграничением функций и
ролей, в силу чего образовательный процесс приобретает характер
психологически сложной полисубъектной деятельности.
Исходным системообразующим отношением, лежащим в ее
основе является взаимоде йствие "уч ител ь-уче ник". Оно
цементирует и объединяет все другие виды субъект-субъектного
взаимодействия поскольку именно в нем деятельность учителя,
связанная с трансляцией исторически культурных и общественно
значимых ценностей, "встречается" с определенным способом их
освоения учащимися (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.И. Слободчи-




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
69
ков, В.А. Сластенин и др.). Если способ освоения общественного
опыта учащихся совпадает с тем методом действия, который
предлагает учитель, то совокупная деятельность доставляет
удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается
расхождение, то нарушается сама общность предмета взаимодей-
ствия. Чтобы молодое поколение развивалось гармонично, векторы,
выражающие его естественное стремление ко все более глубокому
познанию и преобразованию мира (во всех его объективно-
субъектных характеристиках), а также его внутренние потребности
в развивающем общении (личностный "спрос" на образование)
должны находиться в возможно более полном соответствии с
искусственно созданной образовательной средой, а также с
человекосообразной технологией профессионально-педагогической
деятельности, приобщающей будущих граждан к общественным
ценностям и идеалам. Педагогически обоснованные способы
удовлетворения этих потребностей (образовательные "предложения",
учитывающие и активно формирующие данный "спрос") должны
совпадать по направлению, взаимно усиливая и подкрепляя друг
друга.
В психолого-педа гогической литературе, посвященной
историческому анализу процесса организации межличностного вза-
имодействия в системе "учитель-ученик" в зависимости от
мировидения и миропонимания внутри того или иного социокуль-
турного пространства, выделяют три педагогических цивилизации,
каждая из которых регулируется совокупностью определенных
общественных принципов, установок, правил и отражается в соот-
ветствующих моделях обучения (В.В. Зеньковский, И.А. Колесни-
кова, Г.Б. Корнетов, О.Е. Кошелева, О.Г. Прикот и др.) - см. модель 3.
Исторически первой явлется педагогическая культура, сформировав-
шаяся в контексте традиционного общества, характеризующегося
созерцательным отношением к действительности, пониманием
подчиненности человека неким высшим законам, стремлением как
можно более точно вписаться в ритм Вселенной, окружающей
природы. Данный исторический контекст определил и модель
педагогического взаимодействия, в которой отношения строятся на




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
70


Модель 3
Многообразие форм трансформации и интерпретации соци-
ально-культурного о пыта молодому по ко лению
в процессе педагогического взаимодействия




Условные обозначения:

СКО - социально-культурный опыт; ГЦ - гуманистические ценности;
ВСШ - внутришкольная образовательная среда; ГИ - гуманистические идеалы;
Т - трансценденция; ГО - гуманистические ориентации.
СТ - самотрансцендентность;




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
71
основе традиций (религиозных, семейных, национальных, клановых,
сословных и др.), ведущей из которых становится принадлежность к
ценностям данной общности. Описанную модель педагогического
взаимодействия определяют как традиционно-нормативную
(П.Ф. Каптерев, И.А. Колесникова, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, О.Г. При-
кот, С.Л. Франк).
В пространстве парадигмы традиции сформировалось также
религиозное и эзотерическое миропонимание окружающей действи-
тельности, которое нашло своеобразное отражение в организации
образовательного процесса и способах педагогического взаимодей-
ствия. Так, религиозная оценка человека как образа и чада Божия, как
соучастника и носителя божественного начала, сформированная в
трудах Н. Кузанского, Э. Роттердамского, Томаса Мора, породила в
христианской педагогике радость о Человеке и благословение
открывающегося в нем бытия. Отсюда гуманистическая Вера в

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign