LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 30
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
293
В экспериментальных целях студенты образовали новые
микрогруппы в составе трех человек так, чтобы в каждой группе были
студенты, знакомые с содержанием одного из трех предложенных
им текстов и имеющие на руках его наглядную структуру. Работа
студентов в кооперативной группе осуществлялась следующим
образом:
- во-первых, каждый студент в группе должен был ознакомить
двух других ее членов с содержанием прочитанного им текста и дать
его оценку, пользуясь наглядным изображением его структуры и
групповой оценкой, данной на 3-м этапе исследования. Другие
студенты должны были внимательно прослушать своего члена
группы, задать ему дополнительные вопросы по наглядной схеме с
тем, чтобы быть готовыми к индивидуальному контролю по данному
тексту. При работе студентов в группе обращалось внимание на
характер их общения ("лицом к лицу"), а также социальные умения
и навыки поддерживающего взаимодействия;
- во-вторых, на основе прослушанной из трех источников ин-
формации, а также имеющегося у каждого члена кооперативной
группы собственного индивидуального опыта разработки ситуаций
творческого взаимодействия студентам вновь предлагалось
выполнить экспериментальное задание (как и на этапах 1, 2, 3), но
уже кооперативной группой. Главной целью совместной работы было,
как и на этапе 3, осуществить выбор одного варианта решения по
каждому из вопросов, с которым бы согласились все члены группы.
Свое согласие студенты подкрепляли личной подписью под
совместно выполненным заданием;
- в-третьих, после выполнения задания каждая кооперативная
группа осуществляла презентацию своего выступления перед всей
студенческой аудиторией (для презентации группового проекта
экспериментатор произвольно мог выбрать любого члена группы, это
стимулировало индивидуальную и групповую ответственность
участников эксперимента);
- в-четвертых, каждый член кооперативной группы осуществ-
лял рефлексивный анализ собственной деятельности и других
участников кооперативной проблемно-познавательной деятельнос-




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
294
ти. В экспериментальных целях была разработана методика неза-
конченных предложений, предполагающая оценку студенческой дея-
тельности в следующих терминах: "Я оценил, когда ты ..."; "Мне
понравилось, что ты ...". Спонтанное окончание студентами данных
незаконченных предложений позволяло выявить не только ценность
совместной деятельности для студентов-будущих учителей, но и их
отношение к собственной деятельности и деятельности других
членов группы, а также эмоциональное состояние, переживаемое в
процессе совместной деятельности.

Б. Прогнозирование студентом-будущим учителем
педагогической ситуации творческого взаимодействия
на разных этапах самостоятельной деятельности (в %)

3 этап
1 этап 2 этап
Параметры анализа n = 58
n =47 n =62

1. Прогнозирование темы педагогического
взаимодействия:
- тема не сформулирована; 2,1 - -
- тема сформулирована в терминах
конкретных действий; 2,1 8,0 15,3
- тема сформулирована на
общепедагогическом уровне; 69,0 56,5 37,4
- тема сформулирована на
общепедагогическом уровне с
конкретизацией в методическом плане. 27,8 35,5 47,3
2. Прогнозирование цели педагогического
взаимодействия:
- цель не прогнозируется; 4,2 - -
- цель прогнозируется в терминах,
ориентированных на абстрактных
учащихся безотносительно к
участникам 42,8 58,4 6,8
педагогического совета;
- цель формулируется в терминах
привлечения внимания слушателей к 27,8 12,8 30,6




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
295

обсуждаемой проблеме;
- цель педагогического взаимодействия
формулируется в терминах раскрытия
актуальности рассматриваемой
проблемы по отношению к конкретной 25,2 28,8 62,6
аудитории слушателей.
3. Прогнозирование задач педагогического
взаимодействия: 8,4
- задачи не сформулированы; 31,5 - -
- задачи повторяют цель;
- задачи сформулированы в самой 43,3 14,4 22,1
общей форме;
- задачи сформулированы в 16,8 69,9 42,2
дифференцированной форме.
4. Прогнозирование источников знаний,
необходимых для реализации
прогнозируемого взаимодействия: 2,1 16,0 35,7
- источники не указаны;
- указаны аспекты знаний, необходимых 72,7 36,8 34,0
для реализации поставленных задач;
- указан один конкретный источник 16,8 12,8 5,1
знаний;
- указаны несколько конкретных 8,4 50,4 60,9
источников из разных областей знания.
5. Прогнозирование логического плана
педагогического взаимодействия: 10,5 3,2 -
- план отсутствует; 49,6 12,8 5,1
- план дан в общей схематической 31,5 24,0 67,7
форме;
- дан развернутый план взаимодействия;
- план взаимодействия предполагает 8,4 8,0 27,2
включение аудитории в обсуждение и
дискуссию по проблеме.
6. Осознание связей обсуждаемой проблемы
с деятельностью учителя-специалиста в 10,5 - -
данной области знаний:
- связь не осознается; 39,1 17,6 -




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
296
- связь осознается на уровне значимости
данной области знаний;
- связь осознается на уровне профессио
нальных ориентаций личности учителя на 25,2 20,8 23,8
просвещение учащихся в той или иной
области; 25,2 60 59,2
- связь осознается на уровне методики
обучения предмету;
- связь осознается на уровне проблемы - 16 17
анализа и обобщения индивидуального
педагогического опыта.
7. Осознание связей обсуждаемой пробле- 21 8,0 5,1
мы с деятельностью коллег-учителей:
- связь не осознается; 31,5 11,2 11,9
- связь осознается на уровне значимости
других областей знаний;
- связь осознается на уровне проблемы 10,5 57,6 18,7
просвещения коллег-учителей в той или
иной области;
- связь осознается на уровне значимости 37 32,0 47,3
личности учителя в формировании
личности учащихся;
- связь осознается на уровне проблемы - 6,4 17
анализа и обобщения индивидуального
педагогического опыта.
8.Осознание связей обсуждаемой пробле- 10,5 3,2 -
мы с деятельностью семьи:
- связь не осознается;
- связь осознается на уровне 70,6 79,2 28,9
необходимости
педагогической беседы с родителями
учащихся; 18,9 14,4 25,5
- связь осознается на уровне понимания
значимости личности родителей для
воспитания учащихся; - 3,2 45,6
- связь осознается на уровне проблемы




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
297
взаимодействия семьи и школы в
воспитании учащихся.
9. Осознание студентом-будущим
учителем воспитывающего эффекта
обучения: 25,2 3,2 -
- воспитывающий эффект обучения не
осознается;
- воспитывающий эффект обучения 16,8 17,6 -
осознается на уровне совместной
деятельности всех учителей;
- воспитывающий эффект рассматривается
как следствие единства процессов 21,0 20,8 25,5
обучения и воспитания в учебном
заведении;
- воспитывающий эффект рассматривается
как следствие личного воздействия 6,3 11,2 17,0
учителя на учащихся в качестве
образца
для подражания;
- воспитывающий эффект обучения 30,7 47,2 57,5
рассматривается на уровне развития
духовных и культурных ценностей у
уча-
щихся средствами учебного предмета.
10. Осознание учителем наиболее эф- 23,1 - -
фективных форм и способов воспитываю-
щего обучения: 23,1 36,8 11,9
- формы и способы воспитывающего
обучения не выделяются; 39,1 45,6 60,9
- приводятся разные приемы и формы
обучения и воспитания;
- выделяются различные формы
группового обучения учащихся;
- в качестве формы воспитывающего
обучения рассматривается 8,4 11,2 15,3




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
298
педагогическая деятельность
учителя,
ориентированная на оказание
поддержки и помощи в процессе
становления личности учащихся;
- в качестве наиболее эффективных
форм и способов воспитывающего
6,3 6,4 11,9
обучения выделяется исследователь-
ская деятельность учителя, ориенти-
рованная на психолого-педагогичес-
кое изучение личности учащихся и
совершенствование на этой основе
процесса обучения.
42,0 32 28,9
11. Прогнозирование
студентом-будущим учителем своего
дал ьнейш его профессион альн ого
роста как педагога-воспитателя:
30,7 24 10,2
- дальнейший профессионально-лич-
ностный рост не прогнозируется;
- профессионально-личностный рост
прогнозируется в терминах
накопления индивидуального опыта
14,7 60,8 11,9
практической деятельности;
- профессионально-личностный
рост прогнозируется в форме
педагогического самообразования
и обмена опытом с коллегами-учи-
телями;
12,6 4,8 49,0
- профессионально-личностный рост
прогнозируется как дальнейшее по
вышение своей исследовательской
квалификации (обучение в аспиран-
туре, рост по административной
линии).
- 47,2 17,0
12. Влияние социально-педагогического
текста, предложенного для самосто-
ятельного изучения на процесс прогно-
- 28,8 35,7
зирования педагогической ситуации




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
299
творческого взаимодействия:
- текст никакого влияния не
оказывает; - 24 47,3
- текст оказывает влияние на
прогнози-
рование плана педагогического
взаимодействия;
- текст оказывает влияние на
прогнози-
рование содержания педагогичес- - 47,2 17
кого взаимодействия.
13. Использование студентом-буду-
щим учителем предложенного для
самостоятельного ознакомления - 28,8 35,7
текста в процессе прогнозирования
педагогической ситуации творческого
взаимодействия:
- текст практически не используется;
- студент в основном опирается на - 24 47,3


собственный индивидуальный опыт,
текст используется в качестве ссыл-
ки, подкрепляющей его;
- студент органически синтезирует
социально-педагогический опыт,
содержащийся в тексте с индивиду-
альным опытом собственной
деятельности.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
300
В. Особенности оценки студентами социально-педагоги-
ческого текста в условиях индивидуального и группового
информационно-познавательного взаимодействия

индиви- групповая
дуальная
Параметры анализа оценка
оценка n = 51
n = 47

1. Оценка студентами актуальности
проблемы, рассматриваемой автором
текста:
- студент затрудняется дать ответ; - -
- студент отрицает актуальность проблемы,
рассматриваемой автором текста; - -
- студент признает актуальность
проблемы, рассматриваемой автором; 22 38
- студент обосновывает актуальность
рассматриваемой автором текста
проблемы. 25 13
2. Указание студентом прочитанных им
источников знаний по проблеме, рассмат-
риваемой автором:
- студент затрудняется дать ответ; 10,0 4,0
- студент ссылается на аспекты знаний
(психологических, педагогических,
социально-философских); 15,0 8,0
- студент называет фамилии,
исследовавших данную проблему; 8,0 16,0
- студент называет конкретные источники
знаний по рассматриваемой проблеме. 14,0 23,0
3. Осознание студентом роли школы и
учителя в решении рассматриваемой
автором текста проблемы:
- студент затрудняется дать ответ; 3,0 -
- студент рассматривает данную проблему
вне связи со школой и деятельностью
1,0 -
учителя;




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
301
- студенты обозначают "большую роль"
школы как социального института в
решении рассматриваемой проблемы; 22,0 41,0
- студент осознает значимость личности
учителя в решении социально-педагоги-
ческой проблемы; 21,0 10,0
- студент дифференцированно показывает
роль учителя и школы в решении
рассматриваемой автором проблемы. - -
4. Оценка студентом возможностей
использования социально-педагогического
текста в практической деятельности
учителя:
- студент затрудняется дать ответ; 7,0 -
- студент утверждает возможность
использования текста в практической
деятельности учителя; 4,0 2,0
- студент рассматривает возможность
использования текста на уровне
дополнительных знаний, обогащающих
личный опыт учителя; 24,0 24,0
- студент показывает сферы
педагогической деятельности, где можно
применить данный текст; 12,0 19,0
- студент осознает возможности
использования текста на уровне процес-
са развития личности учащегося в
совре- - 6,0
менном социокультурном пространстве.
5. Способности студента к наглядной
презент ации логической ст руктуры
содержания социально-педагогического
текста: 9,0 -
- студент затрудняется выполнить задание;
- студент разрабатывает план содержания 12,0 2,0
текста;
- студент рисует обобщенную схему 12,0 6,0
содержания текста;
- студент делает конкретизированную наг- 14,0 43,0




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
302
лядную презентацию содержания
текста.
6. Внесение студентом изменений в
собственную творческую разработку
ситуации педагогического взаимодей-
ствия по проблеме воспитания под воз-
действием содержания прочитанного

<< Пред. стр.

страница 30
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign