LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

оказывают влияние не только друг на друга, но и на материальные
объекты. Отсюда совершенно очевидна важность "нравственной
чистоты" ноосферы, возрастание значения экологии ноосферы,
утверждение в ней нравственной меры, нравственного измерения,
самого старшего из всех измерений. Согласно второму философскому
принципу гармоничного взаимодействия системы "человек - мир" -
принципу "понятности мира", социальная зрелость субъекта
связана с его выходом за пределы своего "Я", с его преимуще-
ственной ориентацией на окружающих, на все то, что так или иначе
нельзя отождествлять с ним: " … чтобы мы могли понимать мир, в
нем должны выполняться предпосылки самого существования
человека, понимающего этот мир", т.е. научное высказывание
"предполагает некоторое исходное или первичное сращение человека
с миром; что мир сам содержит в себе предпосылки существования
такого существа, которое этот мир может познавать и иметь о нем
знание" (224, с.75).
Способность человека сознавать себя в актах мышления о
предметах (любых) вне себя, "держать" это сознание, организовать
себя в качестве "существующего существа", которое является
носителем каких-то утверждений о мире – это есть то, что в
философии называется трансцендентальным (или "общим")
сознанием (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Г.В. Гегель,
Р. Декарт, М. Мамардашвили, М. Шелер и др.). Развивая мысль о
сущности человека, М. Мамардашвили подчеркивает: " ... человека
можно определить в зависимости от его способности (я употреблю
философский термин) трансцендировать свое природное




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
22
эмпирическое состояние, выходить за него. И только с таким
человеком, который трансцендирует, и должен соотноситься мир
в его понимании" (224, с.142).
Феномен трансцендентальной субъектности имеет прямое
отношение к процессу социального взаимодействия человека с
окружающей средой. В психологической науке феномен самотранс-
ценденции связывается с проблемой самоактуализации личности и
психического здоровья и счастья личности (М. Маслоу, Ж.-П. Сартр,
В. Франкл, Э. Фромм). В. Франкл пишет: "... человек открыт миру.
Этим он отличается от животных, которые не открыты миру, а
привязаны к среде, специфической для каждого вида; человеческое
существование характеризуется преодолением границ среды обитания
вида Homo sapiens. Человек стремится и выходит за ее пределы, в
мир, и действительно достигает его – мир, наполненный другими
людьми и общением с ними, смыслами и их реализацией" (409, с.54).
И далее: "… принцип гомеостаза не может служить достаточным
основанием для объяснения человеческого поведения. В частности,
этот подход оказывается слеп к таким феноменам человека, как
творчество, устремленность к ценностям и смыслу" (там же, с.55).
По мнению Ф.В. Франкла, самоактуализация – это не конечное
предназначение человека. "Подобно счастью, самоактуализация
является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь
в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который
он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя" (409, с.59).
Это утверждение В. Франкла согласуется с точкой зрения
А. Маслоу, который относит трансценденцию к высшим, к самым
интегративным, холистическим уровням человеческого сознания,
поведения и отношений. Среди различных значений трансценденции
(трансценденция времени, пространства, трансценденция культуры,
трансценденция прошлого и др.) А. Маслоу выделяет в качестве
главнейших такие значения, как трансценденция "Я", Эго, эгоизм,
эгоцентризм и т.д.; транценденцию как принятие мира таким, как он
есть, как разрешение ему быть самим собой; "любовь-идентификация"
как форма трансценденции, предполагающая "расширение круга
идентифицируемых объектов, генерализация идентификации вплоть




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
23
до идентификации со всем человечеством; трансценденция
индивидуальных различий и др. (229).
У Э. Фромма идея "связанности с другими" (группой, родом,
нацией, народом, социальной системой) выделяется в качестве
главного условия нормального существования и психического
развития человека. Он отмечал: "Важная сторона дела состоит в том,
что человек не может жить без какого-либо сотрудничества с
другими ..."; "Эта связанность с другими не идентична физическому
контакту. Индивид может быть ... связан какими-то идеями,
моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами –
и это дает ему чувство общности и "принадлежности" ... Если он
не принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает
какого-то смысла и направленности, то он чувствует себя пылинкой,
ощущение собственной ничтожности его подавляет" (412).
Указанные переживания, по мнению Э. Фромма, стимулируют людей
к созданию определенных социальных организационных форм:
семья, родственные и дружеские связи, землячества и общества по
интересам, политические партии и движения, профессиональные,
корпоративные и религиозные объединения, группировки на
мистической основе – это лишь некоторые примеры способов
удовлетворения потребности человека в единении с другими. Из этих
рассуждений следует, что утверждение жизни, счастья и свободы
современного человека коренится в его отношениях с другими, в
его способности любить, причем любовь неделима между
объектами и собственным "Я".
В отечественной психологической науке феномен самотрансцен-
денции связывается с проблемой становления человека как личности
(Л.С. Выготский, А.А. Брудный, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский,
С.Л. Рубинштейн). "Человек познает ... самого себя лишь опосредо-
ванно, отраженно, через других ..." - писал С.Л. Рубинштейн (344,
с.245). Общение, совместная деятельность - ведущие факторы
развития. На это не раз указывал Л.С. Выготский, рассматривая
общение ребенка со взрослым в качестве одного из ведущих
механизмов онтогенетического развития. По мнению В.А. Петровс-
кого, отражение другого человека в процессе социальной коммуни-




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
24

кации есть в первую очередь понимание "личностного вклада" Другого
в содержание собственной личности как субъекта социального
взаимодействия. Это "переселение" Другого опознается сознанием
как особое переживание присутствия иного видения, иного понимания,
иного "Я". Эффект присутствия личности другого человека (как
правило, значимого Другого) в субъективном мире индивидуума
В.А. Петровский определил как феномен "отраженной субъектности".
Другой - это место в нас, поэтому, поступая от себя, мы поступаем
от лица тех многочисленных Других, которыми "заселен" наш
субъективный мир. А.А. Брудный считает, что другие люди
отражаются в сознании человека, оставаясь "субъективно реальными
даже в случае своего физического отсутствия ... Родные ... и близкие
люди, с которыми человека связывает общая судьба, прочно входят
в его внутренний мир" (63, с.123).
Выход за пределы своего "Я", принятие других объектов
окружающей среды (природной и социальной) как самого себя,
то есть как субъектов, наделенных фундаментальным свойством
активности, проявляющимся в стремлении к собственному
саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, ведет
к формированию качественно новой, метаиндивидной позиции
личнос ти - позиции "сообщающейс я множе ств енности"
(М. Мамардашвили). Необходимость формирования метаиндивид-
ной позиции диктуется объективной сложностью и многоликостью
жизни субъекта в современном мировом сообществе, требующем от
него способности к построению динамично изменяющегося его
образа с учетом всей мозаики составляющих жизненных явлений (к
ним могут быть отнесены, например, различные социальные
институты, социальные и национальные движения, различные
явления культуры, искусства, науки, религии) (Р. Абельсон, Т. Ньюком,
Ч. Осгуд, М. Розенберг, П. Танненбаум, Ф. Хайдер и др.). Повседнев-
ные встречи обыденного человека с чем-то новым, "странным и
незнакомым", неожиданным и противоречивым грозят разрушением
устоявшейся картины мира, связанного и непротиворечивого.
Потребность в сохранении этой устоявшейся картины мира приводит




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
25

индивида к необходимости получения социальной информации,
"приручающей" новые впечатления и тем самым снижающей риск
неожиданности (С. Московиси, Ж.-П. Кодол, Д. Жоделе и др.).
Согласно теории социальных представлений "странное и
незнакомое" становится со временем понятным и знакомым при
помощи социальных представлений. В данном контексте "соци-
альные представления" - сеть понятий, утверждений и объяснений,
рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной комму-
никации; они являются в современном обществе эквивалентными
тому, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и
как верования ("версии здравого смысла"). Складываясь из трех
компонентов - информации, поля представления и установки, - соци-
альные представления, как показывают исследования, выполняют три
основные функции в процессе взаимодействия человека с внешним
миром (18, 19, 20). Они являются инструментом познания социаль-
ного мира, способом опосредования поведения и средством адаптации
совершающихся событий к уже имеющимся, т.е. способствует
сохранению сложившейся картины мира. Информация проникает в
"щели" обыденного сознания через разные источники; поле
представления формируется непосредственно в группе - в ней
определяется общая смысловая рамка, в которую помещается новая
информация, а также диапазон возможных толкований того или иного
понятия; установка есть интериоризация того, что уже почерпнуто
и из полученной информации, и от "поля", созданного в группе, и из
собственного опыта. Поэтому позицию субъекта, воспринимающе-
го окружающий мир через призму других субъектов (прежде всего
тех групп, к которым он принадлежит), С. Московиси назвал позицией
"ученого-любителя", человека, пополняющего свой багаж знаний
самообразованием, беседами, личными наблюдениями и размышле-
ниями. Эта позиция является гарантией непрерывности социума,
сохранения культурных традиций человеческих сообществ.
Выход за пределы "Я" не ограничивается только лишь
процессом познания окружающего мира в результате усвоения
("присвоения", интериоризации) общественных форм сознания и тех




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
26
форм психической деятельности, которые кристаллизовались в про-
цессе исторического развития в продуктах человеческого труда,
человеческой культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Выход за
пределы "Я" включает в себя и характеристику человека как субъекта
деятельности, изменяющей не только человека, но и преобразующей
и активно реструктурирующей его многоуровневую жизненную
среду (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн). В современном интегриро-
ванном мировом сообществе реализация человеком своей активной
субъектной сущности, созидание нового индивидуально-обществен-
ного опыта, стимулирующего дальнейшее развитие научно-
технического прогресса, приобретает особую значимость (В.П. Зин-
ченко, Е.Б. Моргунов, А.И. Пригожин, В. Слободчиков). Для того
чтобы выжить в социальном и духовном отношении, человек должен
не только хорошо ориентироваться в имеющейся социальной
информации, но и активно действовать, вырабатывая новые идеи,
способы и формы деятельности, отвечающие исторически новым
условиям, не теряя при этом своей самобытности, нравственных
качеств, уважения к себе и другим людям. Созидание нового
предполагает экстериоризацию внутреннего потенциала лично-
сти в окружающем мире, опредмечивание его творческих
способностей в продуктах материальной и духовной культуры
(С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Этот процесс отражает одну из
важнейших духовных потребностей человека – потребность быть
личностью, т.е. своей деятельностью производить значимые
изменения в других людях, их предметной, интеллектуальной
и эмоциональной сферах. Речь идет об активном процессе
продолжения себя в другом не только в момент воздействия, но и за
пределами сиюминутного актуального взаимодействия.
Процесс продолжения субъекта в других индивидах, обеспече-
ние своей "идеальной" представленности за счет произведенных в
них "вкладов" нашел отражение в понятии персонификации. На
уровне индивида этот процесс отражается в развитии ряда
личностных эффектов: персонализация, осознания себя "автором
собственной биографии", "принятия персональной ответственности
за свое будущее"; индивидуализации, когда "партнером человека




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
27
становится (в пределе развития) все человечество, с которым
взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения,
опосредствованные системой общественных идеалов и ценностей";
универсализации или выхода "за пределы сколь угодно развитой
индивидуальности" и одновременно входа "в пространство
общечеловеческих, экзистенциональных ценностей, соучастников в
построении которых и собеседником в осмыслении которых
становится Богочеловечество" (408, с.48). Достижение человеком в
своем развитии этих ступеней становится условием его активного
долголетия - не только физического, но и социального, личностного.
Метаиндивидная позиция человека, созидающего в себе и в
других новые формы человеческой жизни и человеческих
отношений становится позицией "ученого-исследователя"- см.
модель 2.
Психологический анализ разных способов взаимодействия
людей в современном социокультурном пространстве
(доминирование, манипулирование, соперничество ("рефлексивная
игра"), партнерство (правовое общение) и др.) позволяет выявить две
тенденции, явно прослеживающиеся в них (П.М. Ершов, Е.Л. До-
ценко, В.Н. Куликов, Р. Фишер, У. Юри, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш,
Т.П. Юрченко). Первая характеризуется ориентацией на контроль
(стремление управлять ситуацией и поведением других, желание
доминировать во взаимодействии), основанной на вере в неравенство
(в ценности, в правах) людей, а также ощущении собственного
превосходства по отношению к другим в чем - либо. Эта тенденция
ведет к обесцениванию личности другого человека, формированию
отношения к нему как к орудию достижения своих целей (нужен -
привлечь; не нужен - отодвинуть; мешает - убрать, вплоть до
физического уничтожения). Процесс взаимодействия с окружающи-
ми в данном случае приобретает субъект-объектный характер.
Вторая тенденция характеризуется ориентацией субъектов на
необходимость считаться друг с другом и, следовательно, на
ограничение своей свободы и независимости. Процесс взаимодей-
ствия, в котором партнеры оказываются способными включаться
в разнообразные субъект-субъектные социальные связи,




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
28



Модель 2
Метаиндивидная позиция личности, формирующаяся в процессе
интериоризации - экстериоризации социально-общественного опыта
в условиях полисубъектного взаимодействия с окружающей средой




ЧЕ Н И Я :
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНА

А - интерсубъектная позиция: В - метасубъектная позиция:
1А - средовое "Я" 1В - по отношению к природной среде
2А - и сторическое "Я" 2В - по отношению к исторической эпохе
3А - социальное "Я" 3В - по отношению к социальной группе
4А - внутриличностное "Я" 4В - по отношению к самому себе




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
29
достигать принятия общего проекта взаимной деятельности
в результате согласования проектов деятельности друг друга
(консенсуса), приобретает полисубъектную выраженность. В
условиях современного глобального мирового сообщества, характе-
ризующегося процессом формирования международной рыночной
экономики, активным участием правительств ведущих держав в
европейских и международных организациях по правам человека,
образованию и культуре, субъект-объектное взаимодействие
препятствует выведению стран и народов из бывшей изоляции и
нездоровой конкуренции в интегрированное экономическое,
культурное и образовательное пространство. Для выживания в
космопланетарном пространстве человечеству нужны новые
поз итивные способы субъект-субъектного взаимодействия,
отвечающие идее его интеграции и единения в глобальных
масштабах.

1.2. Психологическая сущность полисубъектного
взаимодействия в социуме

В современной социальной психологии можно выделить
несколько теоретических направлений, изучающих особенности
поведения человека в социальной среде: теории межличностного вза-
имодействия (Г. Блумер, Г. Гарфинкель, Ч. Кули, Г. Мид, Д. Хоуманс
и др.); исследования социальной взаимозависимости в группах
(К. Коффка, К. Левин, М. Дойч, Д. Джонсон и др.); концепции
интеллектуального развития (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Cantor,
Kilstrom, Marcus, Fiske, Lazarus, Smith, Talor и др.); теории соци-
ального научения поведению (А. Бандура, Д. Келли, Д. Роттер,
Б.Ф. Скиннер и др.).
Важную информацию о психологии позитивного социального
взаимодействия несут прежде всего интеракционистские теории,
придающие большое значение интерпретации человеком мыслей
и чувств других людей. Так, основоположник этого направления
Ч.Х. Кули ведущую роль в процессе межличностного взаимодей-
ствия индивидов отводил формированию "зерка льного Я",




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
30
включающего три элемента: а) того, как, по нашему мнению, нас
воспринимают другие; б) того, как, по нашему мнению, они реагируют
на то, что видят; в) того, как мы отвечаем на воспринятую нами
реакцию других.
Идею Ч. Кули о "зеркальном Я", где личность понимается как
сумма психических реакций человека на мнения окружающих,
использовал Д.Г. Мид. Выявляя социальную природу человеческого
"Я", Г. Мид пришел к выводу о том, что в становлении "Я" решающую
роль играют ситуации взаимодействия, моделью которых является
игра, выступающая в двух формах: play и game. В игре человек
выбирает для себя так называемого "значимого Другого", на чье
восприятие себя он и ориентируется в дальнейшем. В процессе взаи-
модействия с этим значимым Другим у человека формируется и
представление о самом себе, о своем "Я -"I" и "me". "I" - это
импульсивная, творческая сторона "Я", непосредственный ответ на
требование ситуации; "me" - это рефлексия "Я", своего рода норма,
контролирующая деятельность "I" от имени социального взаимодей-
ствия. Рассматривая поступки человека как социальное поведение,
основанное на коммуникации, Г. Мид считал, что мы реагируем не
только на поступки других людей, но и на их намерения, отсюда два
типа действий: незначимый жест и значимый жест. Незначимый жест
представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. Более
важную роль играет значимый жест: - в этом случае люди не
автоматически реагируют на воздействия извне; значимое действие
связано с осмыслением и разгадыванием значения поступков и
намерений другого человека. Для этого необходимо "поставить себя
на место другого человека", или, говоря словами Г. Мида, "принять
роль другого". Такой процесс сложен, но он проявляется почти во
всех взаимодействиях субъекта с другими людьми.
Под влиянием Г. Мида сформировалось научное направление,
названное символиче ским интеракционизмом (Г. Блумер).
Сущностъ символического интеракционизма состоит в том, что
взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный
диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения
друг друга и реагируют на них. Г. Блумер рассуждает следующим




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
31
образом: "Взаимодействуя друг с другом, человеческие индивиды
вынуждены считаться с поступками или намерениями других людей
... Таким образом активность других оказывает позитивное
воздействие на наше собственное поведение; под влиянием поступков
других кто-то может отказаться от своего намерения или замысла,
пересмотреть его, отложить или ускорить его осуществление, а также
изменить первоначальные планы. Действия других определяют планы
людей - могут препятствовать или способствовать их реализации,
влиять на их изменение. Люди вынуждены как-то приспосабливать
свои поступки к действиям другого" (370, с.137-138). Интерпретация
стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием
стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем
значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать.
Поскольку мы усваиваем значения различных символов в процессе
социального взаимодействия, они для всех нас оказываются общими.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign