LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

графически так, чтобы видна была проблема и способы ее анализа
автором.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
283


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Экспериментальное задание для изучения
профессионально-педагогического тезауруса научных
психологических терминов у учителя


Инструкция

Уважаемый коллега!
В практике педагогической деятельности Вы постоянно
используете некоторые термины, например, "учение", "коллектив",
"способности" и др. Применяя эти понятия, каждый учитель, ес-
тественно, вкладывает в них определенный смысл. От того, какой
именно признак выделяется в качестве наиболее существенного в
его определении, во многом зависит характер собственной деятель-
ности учителя, его отношение к разным аспектам знаний,
индивидуальный стиль общения с учащимися и т.д.
В связи с этим мы обращаемся к Вам с просьбой кратко изложить
смысл, который Вы вкладываете в некоторые понятия, известные Вам
не только по курсам теоретических знаний (психологии, педагогики,
частных методик), но и из повседневного педагогического общения.
Выполняя задание, Вы можете пользоваться дополнительной
литературой. Старайтесь отвечать своими словами, кратко, выделяя
самое, на Ваш взгляд, главное. Если Вы не понимаете смысл какого-
то термина, пожалуйста, напишите это. В конце "словаря" Вам
предлагается ответить на некоторые вопросы.
Мы надеемся, что проделанная работа будет взаимно полезной:
Вам - для переосмысления собственной деятельности, нам - для
составления общей характеристики молодого специалиста - педагога.

1. Прежде всего не могли бы Вы сказать, какие понятия психо-
логической науки являются, по Вашему мнению, особенно




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
284
значимыми для практической деятельности учителя?
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

2. Вам предлагается ряд терминов из психологии и педагогики:
внимательно прочитайте их и подчеркните двумя линиями те из них,
которые Вы часто используете; одной линией - те из них, которые
Вы редко используете в речевом общении. Понятия, которые Вы
вообще никогда не используете, просто зачеркните.

Авторитет, акселерация, активность личности, акцентуация
характера, аутогенная тренировка, аффект, бессознательное,
внимание, внушаемость, возраст, воля, воображение, воспитание,
воспитанность, восприятие, малая группа, действие, деятельность,
душа, забывание, з адатки, з апоминание, игра , индивид,
индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, инстинкт,
интеллект, интерес, интерференция навыков, интуиция, инфантилизм,
психологический климат в коллективе, коллективистское
самоопределение, коллектив, коммуникация, конфликт, кризисы
возрастные, лидер, личность, меланхолик, мировоззрение, мотив,
мышление, наблюдательность, навык, направленность личности,
настроение, обучаемость, обучение, одаренность, операция
(умственная), ощущение, память, переживание, подражание,
понимание, потребность, представление, проблемная ситуация,
проблемное обучение, дифференцированное обучение, профессио-
нальная ориентация, психодиагностика, рассеянность, референтная
группа, рефлексия, речь, рожь, самовнушение, самосознание,
самооценка, психологическая служба в школе, психологическая
совместимость, осознание, социализация, социометрия, способности,
страсть, стресс, талант, творчество, темперамент, тест, убеждение,
умение, ум, уровень притязаний, усвоение, установка, утомление,
учение, флегматик, фрустрация, характер, цель, ценностные
ориентации, чувства, чувствительность, эмпатия, эмоции.
3. А теперь мы просим Вас дать краткие определения некоторых
понятий. Что, по Вашему мнению, значат эти слова?




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
285

1. Взаимодействие ___________________________________
2. Восприятие_______________________________________
3. Группа __________________________________________
4. Деятельность_____________________________________
5. Личность ________________________________________
6. Коммуникативная компетентность_____________________
7. Конфликт ________________________________________
8. Общение ________________________________________
9. Обучение ________________________________________
10. Рефлексия ________________________________________
11. Самосознание _____________________________________
12. Способности ______________________________________
13. Субъект _________________________________________
14. Установка ________________________________________
15. Учение __________________________________________
16. Эмпатия _________________________________________

4. Обведите кружком номера тех понятий, которые вызвали у
Вас затруднения в их определении.

5. Чем Вы объясняете возникновение у Вас трудностей в
определении некоторых понятий?

А) Считаю, что не получил(а) достаточной теоретической
подготовки по психологии в институте.
Б) Имею определенную теоретическую подготовку в области
психологии, но не имею практических навыков использования пси-
хологических знаний по отношению к решению конкретных педаго-
гических задач.
В) Недостаточная подготовленность к самообразованию в сфере
психолого-педагогических знаний.
Г) Отсутствие специальной подготовки к самостоятельному
профессионально ориентированному чтению научной психолого-
педагогической литературы.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
286
6. Составляете ли Вы индивидуальную психологическую карту
(ИПК) на каждого учащегося?

- Не имею представления – 1
- Имею самое смутное представление – 2
- Знаю, что такие ИПК полезно составлять, но самому (ой) не
доводилось – 3
- Веду педагогический дневник, где помещаю общие сведения
о каждом учащемся вверенного мне классного коллектива – 4
- Ежегодно составляю психолого-педагогическую характерис-
тику личности учащегося – 5

Назовите, пожалуйста, какие разделы Вы выделяете в ИПК
(или психолого-педагогической характеристике) учащегося
__________________________________________________________

7. Выделите, пожалуйста, психологические основы формиро-
вания личности учащегося, на которые Вы ориентируетесь при
организации учебно-воспитательного процесса:

А)
Б)
В)




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
287



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Экспериментальное задание для студентов-будущих
учителей с целью выявления их способностей к
информационно-коммуникативному взаимодействию
с авторами образовательных текстов
на проблемно-диалоговой основе

Инструкция

Обра ща ем ся к Ва м , ува жа ем ый коллега , с просьбой
выполнить небольшое задание. Нас интересует Ваше мнение о
существующих формах и методах обучения устной речи учащихся:
что Вы считаете наиболее важным для развития полноценной,
естественной неподготовленной речи учащихся? Каковы, по
Вашему мнению, наиболее эффективные методы и формы работы
с учащимися, которые ее формируют? Какова роль учителя в
организации неподготовленной речи учащихся? Предлагаем Вам
одну из статей по этой проблеме, опубликованную в журнале
"Иностранные языки в школе". Прочтите, пожалуйста, статью
В.Л. Скалкина "Учебная беседа как средство развития неподго-
товленной речи" (ж. "Иностранные языки в школе", 1978, № 2,
С.47-58) и ответьте на некоторые вопросы после статьи.

1. Находите ли Вы данную статью методически ценной и
почему?
__________________________________________________________
2. В чем главная идея статьи? __________________________
___________________________________________________________
3. Подчеркните в тексте статьи основные тезисы, раскрываю-
щие главную идею, и пронумеруйте их по степени важности (1, 2,




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
288
3, …)
___________________________________________________________
4. Есть ли в статье, по Вашему мнению, педагогическая идея,
являющаяся общей не только для учителей иностранного языка, но
и для учителей других предметов? (Обведите кружком № ответа.)
Да – 1
Затрудняюсь ответить – 2
Нет – 3

5. Если бы вам надо было передать педагогический смысл статьи
для учителей других предметов, как бы Вы сформулировали его
своими словами? _____________________________________
_______________________________________________________
6. Можете ли Вы использовать материал статьи на уроке и в
какой форме? ___________________________________________
__________________________________________________________
7. На какие моменты Вы обратите внимание прежде всего,
используя эту статью? ____________________________________
__________________________________________________________
8. Что Вам особенно понравилось в данной статье (ответьте по

Затруд-
Скорее Скорее
Пожалуй, Пожалуй,
няюсь
да, нет,
да нет
чем нет ответить чем да
а) Актуальность для
школьной практики
б) Новые оригинальные
идеи, предложенные
автором
в) Методические
рекомендации
г) Хороший фактический
материал
д) Идеальный практический
опыт работы
е) Доступная форма
изложения
ж) Четкая логика статьи,
способы авторского
доказательства решения
проблемы




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
289
каждому пункту)?
9. Чего, по Вашему мнению, не хватает данной статье, чтобы
использовать ее в школьной практике? ______________________
__________________________________________________________
10. Какие, по Вашему мнению, аспекты желательно было бы
усилить в данной статье? __________________________________
___________________________________________________________
11. Что Вы можете сказать о языке данной статьи? __________
_________________________________________________________
12. Читаете ли Вы такого рода статьи по собственному выбору,
самостоятельно?
Постоянно – 5
Иногда – 4
Затрудняюсь ответить – 3
Очень редко – 2
Практически не читаю – 1

13. Выпишите, пожалуйста, 6-10 "ключевых слов" данной статьи
(т.е. слова, несущие основную смысловую нагрузку) _____
_______________________________________________________
___________________________________________________________

14. Отметьте, пожалуйста, в тексте статьи вертикальной чертой
сбоку наиболее важные, по Вашему мнению, "куски" текста, а
вертикальной волнистой чертой - те его части, которые излишне
усложняют чтение текста.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
290


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Экспериментальное задание студентам-будущим
учителям, направленное на выявление эффективности
кооперативно-структурированной деятельности в их
работе с научными психологическими текстами

А. Процедура эксперимента

1-й этап исследования.
Цель - выявление способностей студентов к самостоятель-
ному индивидуальному проектированию педагогиче ской
ситуации полисубъектного взаимодействия с другими
участниками социально-образовательного процесса

Инструкция

Уважаемый коллега!
Представьте себе ситуацию, что в школе, куда Вы придете
работать учителем после окончания вуза, состоится расширенное
заседание педагогического совета школы по проблеме воспитания
личности учащихся в современном обществе. Вас, как молодого
педагога, располагающего базой новейших сведений о достижениях
психолого-педагогической науки, попросили выступить и поделиться
своими взглядами. Разработайте план-конспект Вашего выступления,
используя в качестве ориентиров следующие пункты: 1) сформули-
руйте тему Вашего выступления; 2) определите его цель; 3) выделите
основные задачи; 4) укажите основные источники знаний, которые
Вы привлекли бы для подготовки выступления; 5) спроектируйте
план Вашего выступления; 6) установите связь обсуждаемой
проблемы с процессом обучения Вашему предмету; 7) установите




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
291
связь обсуждаемой проблемы с деятельностью других учителей-
предметников; 8) установите связь обсуждаемой проблемы с
особенностями семейного воспитания учащихся; 9) раскройте
понятие "воспитывающее обучение"; 10) укажите на иболее
эффективные, на Ваш взгляд, способы, приемы и методы воспиты-
вающего обучения на современном этапе; 11) спрогнозируйте
основные направления Вашего дальнейшего профессионально-
личностного роста как педагога-воспитателя.

2-й этап исследования.
Цель - изучение степени влияния информационно-
познавательного взаимодействия студентов с авторами научных
психологиче ских текстов на проце сс проектирования
педагогической ситуации полисубъектного взаимодействия с
другими участниками социально-образовательного процесса.

В экспериментальных целях студентам предлагались тексты из
учебного пособия С.П. Ивановой "Психология полисубъектного
взаимодействия в социально-педагогической среде" (Псков, 2000):
- текст № 1 знакомил будущих учителей с психологическими
теориями развития личности в процессе межличностного взаимодей-
ствия (с.15-33);
- текст № 2 раскрывал полисубъектный характер межличност-
ного взаимодействия в современном социокультурном пространстве
(с.33-41);
- текст № 3 обосновывал актуальность проблемы развития
личностной готовности молодого поколения к гуманистически-ори-
ентированному полисубъектному взаимодействию с окружающими
(с.54-66).
Тексты были распечатаны таким образом, чтобы студенты могли
ознакомиться с ними в индивидуальном порядке: каждый студент
знакомился с одним из трех текстов (тексты выдавались произвольно
экспериментатором). В процессе информационно-познавательного
взаимодействия с автором экспериментального текста студент должен
был,




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
292
во-первых, ответить на ряд вопросов, выявляющих уровень
его профессиональной подготовленности к информационно-позна-
вательному взаимодействию с авторами научных психологических
текстов: Является ли проблема, рассматриваемая автором, на Ваш
взгляд, актуальной? Какую литературу по данной проблеме Вы уже
читали? Какова, по Вашему мнению, роль школы (учителя) в решении
рассматриваемой автором проблемы? Каковы возможности
использования данного текста в педагогической деятельности
учителя?;
во-вторых, объединиться в микрогруппы по три человека с
другими студентами, работающими с этим же текстом (№ 1, № 2 или
№ 3). В условиях групповой работы студентам предлагалось вновь
оценить прочитанный текст, а также разработать творческое задание,
которое они выполняли ранее в индивидуальном порядке. Главной
целью групповой работы было осуществление выбора одного
варианта ответа по каждому параметру. Предполагалось, что под
влиянием процесса информационно-познавательного взаимодействия
с автором социально-педагогического текста в профессиональном
сознании студента-будущего учителя могли произойти изменения,
которые отразились на его подходе к прогнозированию
педагогической ситуации творческого взаимодействия по проблеме
воспитания. Кроме того, важно было выявить влияние групповой
оценки текста на процесс его восприятия.

3-й этап исследования.
Цель - изучение влияния кооперативно-структурированной
деятельности студентов на процесс проектирования педагогичес-
кой ситуации межличностного взаимодействия с другими
субъектами образовательного процесса по проблеме воспитания.
Сотрудничество студентов в кооперативной группе задавалось
структурированием их позитивной взаимозависимости,
индивидуальной и групповой ответственности, а также
необходимостью рефлексивного анализа вклада каждого студента
в выполнение общегруппового задания.



<< Пред. стр.

страница 29
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign