LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 25
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





60%


50%


40%
Ряд1
%




30%


20%
Ряд2

10%


0%
низкий средний в ысокий
Уровень силы стремления




Диаграмма 13
Сравнительный анализ шкалы оценки боязни быть отвергнутыми
(ряд 1 - до обучающего эксперимента; ряд 2 - после)

80%
Процент учащихся от всей группы, в




70%

60%

Ряд1
50%
%




40%

30% Ряд2

20%

10%

0%
высокий средний низкий
Уровень боязни быть отвергнутым




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
244

Диаграмма14




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
245

Диаграмма 15




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
246


Краткое содержание главы

1. Основные трудности социально-психологической
адаптации выпускников педвуза к педагогическому взаимодей-
ствию с другими участниками образовательного процесса
связаны с тем, что в их профессионально-педагогической
подготовке по-прежнему сохраняется разрыв между теорией
и практикой гуманистически-ориентированного взаимодей-
ствия: начинающие учителя могут хорошо владеть специальным
предметом, который они преподают в школе, знать теорети-
ческие принципы психологии, педагогики, методики обучения,
но не умеют применить их в процессе полисубъектного взаимо-
действия в социально-образовательной среде.

2. Результаты исследования педагогической деятельности
стажеров-начинающих учителей и студентов-выпускников педвузов
согласуются с результатами исследования метасубъектной
профессионально-личностной позиции более опытных учителей.
Оказывается, еще в период обучения в вузе у них формируется
выраженная ориентация на освоение, в первую очередь той области
науки, которую им предстоит преподавать в школе, что
стимулирует интерес в большей степени к методике обучения,
отражающей способы передачи предметных знаний учащимся.

3. Несформированность исходных профессиональных установок
большей части студентов на творческий поиск в сфере психолого-
педагогических знаний, отсутствие практических умений и навыков
информационно-познавательного взаимодействия с авторами
научных психологических текстов становятся фактором,
обусловливающим коммуникативную пассивность молодого
специалиста в развитии гуманистических ориентаций
межличностного взаимодействия у подрастающего поколения.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
247


4. Гуманизация образования в современном обществе
делает особенно актуальной проблему специальной психолого-
педагогической подготовки студентов-будущих учителей к прак-
тической реализация принципа полисубъектного взаимодействия
в социально-образовательной среде. Выявленные в процессе
исследования факты творческого преобразования социально-пе-
дагогического опыта в практической деятельности студентов,
оценочно-рефлексивной позиции будущего учителя как важного
момента и свидетельства зрелости его интеллектуальной
д е я тельности, личностного характера информационно-
познавательного взаимодействия с авторами образовательных
текстов подводят к крайне важному вопросу о более интенсив-
ном использования в условиях учебно-профессиональной деятель-
ности будущего учителя в вузе.

5. Важным фактором, способствующим развитию про-
фессионально-личностной готовности студентов-будущих
учителей к гуманистически-ориентированному полисубъектно-
му взаимодействию в современном социокультурном и образо-
вательном пространстве, является включение их в активную
кооперативно-структурированную деятельность, связанную с
освоением научных психологических знаний по отношению к
решению конкретных педагогических проблем. Полисубъектное
взаимодействие с другими участниками образовательного про-
цесса (студентами-членами кооперативной группы, авторами
научных психологических текстов и др.) способствует развитию
у будущих учителей, во-первых, гуманистических ориентаций в
сфере педагогической деятельности; во-вторых, позитивных
коммуникативно-поведенческих установок по отношению к ее
субъектам; в-третьих, рефлексивно-перцептивных способностей
к проектированию ситуаций межличностного взаимодействия,
способствующих гуманизации современной социально-образо-
вательной среды.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
248



Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

Тем а 1. Социал ьно-проф е сс ионал ьная адапт ация
молодого специалиста-педагога к гуманистически-ориентиро-
ванной педагогической деятельности.
1. Понятие социально-психологической адаптации к професси-
ональной деятельности.
2. Педагогическое взаимодействие начинающего учителя-
стажера с другими субъектами образовательного процесса как фактор
его социально-профессиональной адаптации к практической
деятельности.
3. Включенность студентов-будущих учителей в процесс гума-
нистически-ориентированного педагогического взаимодействия в
условиях учебно-профессиональной деятельности в вузе.
4. Сравнительный анализ профессионально-личностной
позиции учителя в сфере полисубъектного взаимодействия с другими
участниками образовательного процесса на разных этапах
становления его профессиональной деятельности.

Тема 2. Проблема профе ссионально-педагогиче ской
подготовки студентов-будущих учителей к гуманистически-ори-
ентированному полисубъектному взаимодействию в социально-
образовательной среде.
1. Психологический анализ процесса информационно-комму-
никативного взаимодействия студентов педвуза с авторами образо-
вательных текстов.
2. Развитие у студентов-будущих учителей творческих
способностей к проблемно-диалоговому общений с авторами обра-
зовательных текстов в процессе проектирования проблемных
ситуаций педагогического взаимодействия разной функциональной
направленности.
3. Кооперативно-структурированная учебно-профессиональная
деятельность студентов как условие их профессионально-




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
249
личностного развития.
4. Ра в ива ющие эффе кты педа гог иче ской техн ологии
кооперативного учения студентов-будущих учителей по отношению
к учащимся общеобразовательной школы.

Те м а 3. Раз в итие п роф е с с и онал ьно-л ич нос тной
готовности студентов-будущих учителей к организации гумани-
стически-ориентированной педагогической деятельности
(практические занятия).
Занятие 1. Психодиагностика профессионально-личностной
позиции студентов-будущих учителей в сфере педагогической деятель-
ности и рефлексивный анализ ее результатов (см. Приложение 6).
Занятие 2. Психодиагностика коммуникативно-поведенческих
установок студентов-будущих учителей в сфере общения и
рефлексивный анализ ее результатов (289, 324).
Занятия 3-4. Психодиагностика способностей студентов-
будущих учителей к творческому прогнозированию и
проектированию проблемных ситуаций межличностного
взаимодействия в социально-образовательной среде и рефлексивный
анализ ее результатов.
Занятие 5. Психодиагностика способностей студентов к
информационно-коммуникативному взаимодействию с авторами
научных психологических текстов (129).
Занятия 6-7. Развитие социальных умений и навыков студентов-
будущих учителей в процессе кооперативно-структурированной
информационно-познавательной деятельности (130, Приложение 4).

Темы для рефератов

1. Мотивация учебно-профессиональной деятельности.
2. Учитель в современном информационно-образовательном
пространстве.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
250
3. Педагогическая технология кооперативного учения.

Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Психологические условия, способствующие гуманизации
социально-образовательной среды в процессе развития психо-
логической культуры студентов-будущих учителей.
2. Развитие потребности у студентов-будущих учителей
в педагогической рефлексии к самопроектированию поведения
в процессе кооперативно-структурированной учебной деятель-
ности в вузе.

Дополнительная литература:

1. Абдуллина О.Л. Личность студента в процессе
профессиональной подготовки//Высшее образование
в России. - 1993. - №3.
2. Антипов В.В. Психологические механизмы дезадаптации и
адаптации к меняющимся социальным условиям//Психология
человека в условиях социальной нестабильности/Под ред.
Б.А. Сосновского. - М., 1994.
3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания
будущего учителя. - М., 1989.
4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-педагогическое
обучение. - М., 1985.
5. Иванова С.П. Подготовка молодого специалиста-педагога к
чтению психологической литературы. Учебное пособие. -
Вологда, 1989.
6. Иванова С.П. Современное образование и психологическая
культура педагога. - Псков, 1999.
7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -
М., 1987.
8. Коллективная учебно-познавательная деятельность
школьников/Под ред. И.Б. Первина. - М., 1985.
9. Коростылева Л.А., Коржова Е.Ю., Королева Н.Н.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
251
Самореализационный потенциал педагога и развитие личности
учащегося. - СПб., 1996.
10. Криулина А.А. Профессиональная культура и система
психологической подготовки учителя: Микроэргономический
подход. - М., 1996.
11. Криулина А.А. Спасти образование. Как? (Размышления
психолога). - Курск, 2001.
12. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М., 1975.
13. Моделирование педагогических ситуаций/Под ред. Ю.Н.
Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1981.
14. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -
М., 1984.
15. Новое педагогическое мышление/Под ред. А.В. Петровского, -
М., 1989.
16. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-
психологический тренинг. - М.: МГУ, 1989.
17. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного
образования в эпоху социальных реформ. - СПб., 1997.
18. Психолого-педагогическая грамотность современного
учителя. - СПб., 1997.
19. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в
познавательной деятельности. - Л.: ЛГПИ, 1983.
20. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:
Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
22. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма образования
как основа формирования отечественной стратегии
профессиональной подготовки учителя//Национальные
ценности образования: история и современность. - М., 1996.
(с.229-235).
23. Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия
введения студентов в профессию педагога//Вопросы
психологии. - 1996 - №4 - (с.72-80).
24. Телегина Э.Д. Психологическая подготовка учащихся




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
252
в вузах как фактор социально-профессиональной
адаптации//Преподаватель. Вып. 1(3). - М, 1998.
25. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. -
М., 1995.
26. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студента. -
М., 1994.
27. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в
подготовке будущих учителей. - Киев, 1987.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
253


Заключение

В учебном пособии осуществлен социально-психологический
анализ профессионально-личностной готовности учителя к
организации гуманистически-ориентированной педагогической де-
ятельности в современной социально-культурной и образовательной
среде. Поскольку выживание мирового сообщества в пространстве
ноосферы возможно лишь при условии полисубъектного взаимодей-
ствия человека с окружающим миром, где каждая сторона рассмат-
ривается как равноценная, ориентированная на необходимость
считаться с другими его участниками, педагогическая деятельность
в современном обществе обретает качественно новый смысл. Для
осуществления совместного "жизнетворчества" в глобальных
масштабах, обеспечивающего одновременное развитие,
самосовершенствование и самореализацию всех его субъектов, у
подрастающего поколения важно сформировать способность к
трансценденции (т.е. выходу за пределы индивидуальной деятель-
ности) и самотрансцендентность, т.е. способность к полифункцио-
нальному общению на уровне "Я - Другие" (где под словом "Другие"
подразумеваются любые субъекты большого социума).
Успешность гуманистически-ориентированной педагогической
деятельности в рамках парадигмы глобального образования зависит
от психологической готовности самого учителя к полисубъектному
взаимодействию в социально-образовательной среде. Выступая
одновременно и активным участником жизни социума, осуществля-
ющим поиск ответов на вопросы, касающиеся его бытия как
личности, гражданина своей страны, глобального мирового
сообщества, и субъектом-профессионалом, учитель транслирует
социокультурный опыт подрастающему поколению, включаясь в
системно-интегрированный процесс общения с другими участниками
педагогической системы (учащимися, родителями, коллегами-
учителями, авторами образовательных текстов).




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
254
Выявленная в процессе эекспериментального исследования
огра ниченность профессиональной ка ртины м ира педа гога
субъектной позицией организатора учебной деятельности учащихся
на уроке (преобладающая ориентация учителя на содержание
интересующей его области предметных знаний, их узкоспециали-
зированных научных проблем, не имеющих прямого выхода на
решение широких глобальных проблем современности;
монологовая форма межличностного общения с другими
участниками образовательного процесса; осознание их субъектного
поведения главным образом на уровне рефлексивного анализа
внешних практических действий, часто не проявляющих глубинные
личностные мотивы поведения, и др.) свидетельствует о
не сформирова нности профессиональных возможностей
современного учителя как социального педагога, осуществляющего
взаимосвзь между развивающейся личностью и социумом.
Развитию психологической готовности учителя к гуманисти-
чески-ориентированному полисубъектному взаимодействию в со-
циально-образовательной среде способствует кооперативно-

<< Пред. стр.

страница 25
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign