LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

эффективности различных методических приемов и способов
организации учебной деятельности учащихся (42,1%), стимулирует
их самостоятельный информационный поиск в научной психолого-
педагогической литературе (28,8%). Сформированность у
начинающего учителя практических умений информационно-
коммуникативного взаимодействия с коллегами, авторами
образовательных текстов, развитие способностей к творческому
синтезированию социально-педагогического и индивидуального
опыта в условиях собственной деятельности становится, таким
образом, необходимым условием его профессионально-личностного




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
214
роста.
Предпосылкой успешного протекания социально-профессио-
нальной адаптации молодых специалистов к практической
деятельности является психологическая включенность будущего
учителя в процесс профессиональной подготовки к гуманистически-
ориентированному полисубъектному взаимодействию в период
обучения в вузе. Особого внимания в связи с этим заслуживает вопрос
о профессионально-педагогической подготовке современных
студентов - будущих учителей.


4.2. Психологический анализ включенности
студентов-будущих учителей в процессе
полисубъектного образовательного взаимодействия
в условиях профессионально-педагогической
подготовки в вузе

В отличие от социально-психологиче ского меха низм а
адаптации, предполагающего определенную перестройку системы
поведения личности под влиянием требований, предъявляемых к ней
условиями среды, "включенность" отражает лишь психологичес-
кую готовность к тому, чтобы приступить к практическому
осуществлению тех намерений индивида, которые созрели в его
сознании в виде целей и мотивов, побуждающих к активному
действию. По своей природе психологическая включенность в ту или
иную деятельность является результатом взаимовлияния друг на друга
целого ряда факторов. Важнейшими из них являются мотивация
заинтересованности в будущей деятельности и в ее результатах, а
также эмоциональная составляющая, отражающая увлеченность
субъекта выполняемой деятельностью (Б.Д. Парыгин).
О степени психологической включенности студентов-будущих
учителей в процесс профессионально-педагогической подготовки к
гуманистически-ориентированному взаимодействию в период их
обучения в вузе свидетельствуют, во-первых, их профессиональные
ориентации в сфере образовательного взаимодействия; во-вторых,




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
215
уровень психологической идентификации с разными субъектами
педагогической деятельности в процессе проектирования ситуаций
межличностного общения разной функциональной направленности.
Сравнительный анализ профессионально-личностной направленно-
сти студентов и опытных учителей в сфере гуманистически-ориен-
тированного полисубъектного взаимодействия с другими
участниками образовательного процесса нашел отражение в
диаграммах 9 и 10. Факторный анализ результатов, представленных
в диаграммах 9 и 10, подтвердил как наличие общих тенденции,
характеризующих деятельность учителя и студента, так и различия
в их субъектной позиции как педагога-профессионала, в равной
степени ориентированных на педагогическое взаимодействие с
разными участниками образовательного процесса. Для учителя при
этом более значимой является сфера педагогического взаимодействия,
связанная с организацией учебного взаимодействия учащихся на
уроке (3-й фактор составляет 8,9% общей дисперсии), а для студента
- сфера педагогического взаимодействия по проблемам воспитания


Диаграмма 9
Сравнительная характеристика метасубъектной позиции
учителя и студента-выпускника педвуза в ситуациях
педагогического взаимодействия

А. Позиция учителя как организатора
учебного взаимодействия учащихся на уроке




Условные обозначения:
1-удовлетворенность профессией
учителя; 2-отсутствие трудностей в
организации учебного взаимодействия
учащихся на уроке; 3-установка на
развитие личности учащегося в
процессе обучения; 5-самооценка
своей подготовленности в области
учителя
преподаваемого предмета.
студенты




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
216
Б. Позиция учителя как методиста-"эксперта" по проблемам обучения
Условные обозначения:
учителя 1-установка на самостоятельную разработку
студенты уроков; 2-включенность в процессе творчес-
кой переработки готовых методических
разработок уроков; 3-осознание имеющихся в
собственном опыте методических находок; 4-
профессиональный статус среди коллег-
учителей; 5-Самооценка своей подготовленно-
сти в области методики обучения.



В. Позиция учителя как педагога-воспитателя

Условные обозначения:
1-предпочтение процесса воспитания
учителя
обучению; 2-отсутствие трудностей в
студенты
организации взаимодействия учащихся во
внеурочное время; 3-профессиональный
статус учителя как воспитателя, организатора
внеклассных мероприятий среди коллег-
учителей; 4-срмооценка своей подготовленно-
сти в сфере психолого-педагогических
знаний.




Г. Позиция учителя как посредника между развивающейся
личностью и социумом


Условные обозначения:
1-по психолого-педагогическим проблемам
развития личности; 2-по методике обучения,
высокая оценка значимости выступлений
учителя; 3-по психолого-педагогиче ским
проблемам; 4-по методике обучения.
учителя
студенты


личности учащихся (3-й фактор составляет 7,8% общей дисперсии).
Реализация такой полисубъектной профессиональной позиции
характеризуется использованием широкого круга знаний. Для
учителя-практика при этом наиболее значимым является




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
217
Диаграмма 10
Сравнительная характеристика
метасубъетной позиции учителя и студента-выпускника педвуза
в сфере информационно-познавательного взаимодействия




Услов ны е обозначе ни я :
1 - оценка учителем значимости обращения к разным аспектам
профессиональных знаний в процессе педагогической деятельности;
2 - психологические знания;
3 - педагогические знания;
4 - конкретные рекомендации к уроку;
5 - тематические рекомендации;
6 - обращение учителя к предметно-методическому журналу как
источнику профессионально-значимых знаний;
7 - углубления знаний в области теории предмета;
8 - ознокомления с новыми идеями в области методики обучения;
9 - поиска новых методических идей;
10 - ознакомления с опытом практической деятельности других учителей.
11 - получения практических рекомендаций;
12 - отбора дидактического (вспомагательного) материала.


ознакомление с теоретическими образовательными текстами,
синтезирующими разные аспекты знаний по отношению к практи-




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
218
ческой проблеме; у студентов на первом плане находится
потребность в ознакомлении с опытом практической деятельности
других учителей, в получении конкретных практических
рекомендаций для работы; поиск новых методических идей, способов
и приемов работы.
Качественный анализ структуры выделенных факторов показал,
что педагогическое общение у студентов и учителей имеет разную
форму проявления. Так, если у учителей более выраженным является
общение в ситуациях непосредственного практического межлично-
стного взаимодействия; то для студентов более значимой является
информационно-познавательное взаимодействие с авторами
образовательных текстов. Важно заметить, что разные виды обра-
зовательного взаимодействия осознаются студентом как
дальнейшее продвижение в области предмета. Деятельностный
план межличностного взаимодействия у студентов характеризуется
главным образом проектированием выступлений с докладами в
процессе учебно-научной деятельности (почти нет признаков,
характеризующих его реальную позицию в сфере практического меж-
личностного взаимодействия как педагога-организатора учебной
деятельности учащихся, воспитателя).
Выявленные особенности профессиональных ориентаций
студентов и более опытных учителей в сфере профессионально-пе-
дагогической деятельности практически не влияют на процесс
проектирования реальных ситуаций межличностного общения,
отражающий степень идентификация учителя с другими участниками
образовательного процесса, - см. диаграмму 11. Как видно из
диаграммы, студенты имеют достаточно высокий уровень развития
способностей к прогнозированию межличностно общения в
ситуациях разной направленности. Статистически достоверные
различия в способностях выпускников педвуза и более опытных
учителей-практиков к проектированию ситуаций образовательного
взаимодействия выявлены только по параметру использования со-
циально-педагогического опыта (3): уровень развития
практических способностей синтезирования индивидуального
опыта с достижениями в опыте других, а также в области




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
219

Диаграмма 11
Сравнительный анализ рефлексивно-перцептивных
способностей студентов-выпускников педвуза и учителей
к проектированию ситуации




У сл о в н ы е о б о з н а ч е н и я :
1 - про г но з иро в а ние ц е ли по лису б ъ е к т ив н о г о в з а имо д е йс т в и я ;
2 - про г но з иро в а ние п ро це сса ме ж лич но ст но г о о б щ е ни я на про б но -
д иалогов ом у ро вне;
3 - исп о ль з о в а н ие со ц иа л ь но -пе д а г о г ич е ск о г о о пы т а в пр о це ссе а н а лиз а
и р е ш е н и я п е д а г о г и ч е с к и х п р о б л е м;
4 - исп о ль з о в а н ие инд и в ид у а ль н о г о о п ы т а в про ц е ссе а на л иза и ре ш е ния
п е д а г о г и ч е с к и х п р о б л е м;
5 - п р о г н о з и р о в а н и е м е т о д и ч е с к и х п р и е мо в и с р е д с т в п о л и с у б ъ е к т и в н о г о
в з а и мо д е й с т в и я с д р у г и м и у ч а с т н и к а ми о б р а з о в а т е л ь н о г о п р о ц е с с а ;
6 - и с п о л ь з о в а н и е р а з н о о б р а з н о г о ф а к т и ч е с к о г о ма т е р и а л а в с и т у а ц и я х
п о л и с у б ъ е к т и в н о г о в з а и мо д е й с т в и я ;
7 - пси х о ло г о -пе д а г о г ич е с к о е о б о сн о в а н ие исп о ль з у е мы х в п ро це ссе
ме ж л и ч н о с т н о г о в з а и мо д е й с т в и я ме т о д и ч е с к и х п р и е мо в и с р е д с т в ;
8 - мн о г о о б р а з и е в а р и а н т о в п о л и с у б ъ е к т и в н о г о в з а и мо д е й с т в и я в
п р о ц е с с е р е ш е н и я п е д а г о г и ч е с к и х п р о б л е м.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
220

психолого-педагогической науки у более опытных учителей
выше, чем у выпускников педвуза.
Корреляционный анализ полученных результатов и последу-
ющее сопоставление корреляционных плеяд, характеризующих
метасубъектную позицию студентов (см. схему 2) и учителей (см.
схему 1 в гл.3.4), показал менее плотные связи и разобщенность
отдельных признаков у студентов по сравнению с учителями, что
свидетельствует о менее те сной внутренней связи между
различными аспектами полисубъектного взаимодействия на
уровне профессионального сознания выпускников педвуза.
Так, "прогнозирование цели учебного взаимодействия
учащихся на уроке" (признак № 1) у студентов оказалось не
связанным ни с какими другими признаками; таким же изолиро-
ванным оказался и признак № 7 - "психолого-педагогическое
обоснование используемых приемов и способов в творческой
разработке методического типа". У учителя все эти признаки
образуют плеяду с высокими коэффициентами корреляции между
признаками.
Анализ корреляционной матрицы показал также, что основным
призна ком , объединяющим ре флексивно-перцептивные
способности студентов к проектированию педагогических ситуаций
полисубъектного взаимодействия, является признак № 11 - "исполь-
зование дополнительных источников психолого-педагогических
знаний" (см. схему 2). Чем более интенсивным является процесс
использования будущим учителем разнообразных источников
психолого-педагогических знаний, тем более вариативным
становится рефлексивный анализ им проблем обучения в ситуациях
вз аимодействия с коллегами-учителями (№13); тем более
продуктивным является использование научных психологических
текстов в ситуациях взаимодействия с родительской и педагоги-
ческой общественностью (№10); тем более обоснованным является
применение различных м етодов и способов решения
воспитательных проблем (№12); тем более структурированной
становится логика организации учебного взаимодействия учащихся
на уроке (№2).




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
221

Схема 2
Особенности взаимосвязи разных аспектов педагогического
взаимодействия у студентов-выпускников педвуза




Условные обозначения:
1 - прогнозирование цели учебного взаимодействия на уроке;
2 - прогнозирование логики учебного взаимодействия на уроке;
3 - использование дополнительных источников знаний для разработки
ситуации учебного взаимодействия на уроке;
4 - прогнозирование учителем цели педагогического взаимодействия с
коллегами-учителями по проблемам обучения;
5 - использование учителем «основного» источника информации для
разработки методического сообщения;
6 - использование учителем «дополнительных» источников знаний для
разработки методического сообщения;
7 - обоснование учителем используемых приемов и способов в творческой
разработке методического типа;
8 - многоаспектность анализа учителем проблем обучения предмету с
коллегами -учителями;
9 - прогнозирование цели педагогического взаимодействия с коллеками-
учителями по проблеме воспитания;
10 - использование основного источника психолого-педагогических знаний в
разработке по проблеме воспитания;
11 - использование учителем дополнительных источников психолого-педагоги-
ческих знаний в разработке по проблеме воспитания;
12 - обоснование учителем используемых приемов и способов в творческой
разработке общепедагогического плана;
13 - многоаспектность анализа учителем проблем воспитания с коллегами-
учителями.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
222

Факторный анализ еще более оттенил общую метасубъектную
позицию студента в сфере профессионально-ориентированного вза-
имодействия с другими участниками образовательного процесса.
Здесь явно доминирует ориентация на информационно-
коммуникативное взаимодействие с авторами образовательных
текстов с целью осмысления теоретических основ изучаемого
предмета. Вместе с тем в нем начинает выявляться и социально-
педагогический план деятельности будущего учителя (прогнозиро-
вание целей педагогического взаимодействия на уровне общепеда-
гогической идеи с конкретизацией в методическом плане; психолого-
педагогическое обоснование используемых методических приемов),
хотя менее отчетливо, чем у учителей.
Результаты исследования показали также, что в ситуациях
проектирования полисубъектного взаимодействия в социально-
образовательной среде студенты в большей степени, чем стажеры
и более опытные учителя, ориентированы на информационно-
познавательное взаимодействие с авторами психолого-педаго-
гических текстов. В отличие от учителей, осуществляющих инфор-
мационно-познавательное взаимодействие с преобладающей
установкой на экстериоризацию собственного опыта по отношению
к решению педагогических проблем, у студентов ведущую роль в
проблемном диалоге с авторами образовательных текстов имеет
ориентация на интериоризацию опыта других.
Выявленная в условиях эксперимента значимость непосред-
ственных контактов студентов с авторами психолого-педагогических
текстов, отражающая степень их включенности в процесс педагоги-
ческого общения с другими участниками образовательного процесса,
обусловливает необходимость специального анализа информацион-
но-познавательной деятельности будущего учителя как средства
приобщения его к гуманистически-ориентированному полисубъект-
ному взаимодействию в социально-образовательной среде.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
223
4.3. Информационно-познавательный диалог
студентов-будущих учителей с авторами
образовательных текстов как показатель
их профессионального развития

В психолого-педагогических исследованиях информационно-
познавательная деятельность студента-будущего учителя рассматри-
вается в двух планах: во-первых, как вполне сложившаяся система
автодидактики, предполагающая интеграцию разрозненных
элементов самостоятельной познавательно-практической деятельно-
сти в едином комплексе познавательного труда, сознаваемого и
систематически выполняемого каждым студентом в различных
звеньях учебного процесса и внеаудиторной работы (М.В. Башкиров,
И.Л. Наумченко); во-вторых, как средство приобщения будущего
учителя к практической деятельности в школе (Ю.Н. Кулюткин,
В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Г.С. Сухобская, А.И.Щербаков и др.).
Следуя второму подходу, логично предполагать, что профессиональ-

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign