LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

целом, проявление чувства удовлетворенности от выполняемой
деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Антипов, Б.Д. Па-
рыгин, П.А. Просецкий, В.А. Сластенин, Б.А. Сосновский, Т. Шибутани
и др.). Устойчивое положительное отношение к данному виду дея-
тельности и субъективное чувство удовлетворенности обусловливает
выработку субъектом адекватных объектам профессиональной среды
и своим индивидуальным особенностям способов деятельности.
Для социально-профессиональной адаптации молодых специа-
листов-педагогов особенно важным является начальный период их
самостоятельной деятельности в условиях стажерской практики.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
205
Педагогические проблемы, возникающие перед начинающим
учителем, ставят перед ним множество вопросов различной трудности
в связи с организацией полисубъектного взаимодействия с другими
участниками образовательного процесса (таковы, например,
проблемы прогнозирования и организации учебного взаимодействия
учащихся на уроке, ситуации индивидуального взаимодействия с
отстающими учениками и их родителями, проблемы творческого
общения с коллегами-учителями по вопросам обучения и воспитания
и т.д.). Социально-психологическая адаптация молодого специалиста
в профессионально-образовательном пространстве осуществляется
более эффективно при условии
а) соответствия профессионально-личностной направленно-
сти начинающего учителя объективно сложившейся структуре
полисубъектного взаимодействия в социально-образовательной
среде;
б) удовлетворенности молодых специалистов результатами
своей практической деятельности;
в) сформированности педагогических способностей к
проектированию и рефлексивному анализу ситуаций гуманистически-
ориентированного полисубъектного общения на проблемно-
диалоговом уровне.
Специальное исследование общего отношения стажеров к
педагогической профессии и удовлетворенности молодых специ-
алистов результатами своей практической деятельности в про-
цессе сравнительного анализа их самооценки и оценки более опыт-
ными учителями-наставниками показало, что начинающие учите-
ля проявляют высокий интерес и желание заниматься данной про-
фессией. Многие стажеры (75%) осуществляют творческий подход,
интересуются опытом учителей-новаторов, занимаются самообра-
зованием в сфере психолого-педагогических знаний, постоянно
совершенствуют общий уровень профессионально-педагогической
культуры в сфере обучения. Комментируя высокие оценки педагоги-
ческой деятельности молодых учителей, наставники отмечают
знания ими целей и задач обучения предмету, ведущих идей препо-
даваемой науки, основных форм и методов обучения. Более сдер-




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
206
жанным, по результатам опроса, является стремление стажеров найти
свой индивидуальный стиль в сфере внешкольного педагогического
взаимодействия, интерес к общению с учащимися после уроков, же-
лание установить контакт с "трудными" детьми и подростками. Наи-
менее выраженным в течение первого года самостоятельной дея-
тельности у стажеров является стремление к поиску научного обо-
снования и подтверждения практического опыта собственной
деятельности, обобщению результатов эмпирических наблюде-
ний, желание приобщиться к исследовательской работе по про-
блемам обучения и воспитания.
Важно заметить, что при общности выделенных тенденций
оценка успешности практической деятельности стажеров со сто-
роны учителей-наставников по всем параметрам превосходит
самооценку стажеров - см. таблицу 11. Так, в характеристике об-
щего отношения стажеров к педагогической деятельности статис-
тически достоверными являются различия между более высокой
оценкой и самооценкой положительного отношения начинающих
учителей к педагогической профессии (4,4 и 2,7 балла); их твор-
ческого подхода к самостоятельной деятельности (4,0 и 3,0 балла);
стремления к самообразованию в сфере психолого-педагогических
знаний (4,1 и 3,4 балла). По отношению к сфере педагогического
взаимодействия статистически достоверными являются различия
между оценкой и самооценкой успешности организации стажерами
учебной деятельности учащихся на уроке (4,3 и 3,1 балла), межлич-
ностного взаимодействия с "трудными" подростками (3,6 и 2,6 бал-
ла); информационно-познавательного взаимодействия с авторами
психолого-педагогических текстов (3,7 и 2,7 балла). По параметрам
профессионально-педагогической подготовленности молодых спе-
циалистов к гуманистически-ориентированному полисубъектному
взаимодействию статистически достоверными являются различия
между оценкой и самооценкой знаний стажерами учебного предме-
та и методики его обучения (4,2 и 3,0 балла), умения проектировать
и организовать беседу (консультацию) для родителей (4,5 и 2,7 бал-
ла).
Заниженная самооценка успешности практической деятельно-
сти стажеров согласуется с общим уровнем их удовлетворенности




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
207
Таблица 11
Характеристика профессионально-педагогической
подготовленности стажеров к педагогическому взаимодействию
в условиях самостоятельной деятельности
Оценки Самооценка
К рите рии оце нки наставников стажеров
П=20 П=55
1 . Зн а н и е п р е п о д а ва е м о г о учебного предмета и 4,2 3 ,0
м е т о д и к и е г о о б уче н и я
2 . Зн а н и е во зр а с т н ых и и н д и ви д уа л ь н ых 3,5 3 ,1
о с о б е н н о с т е й уча щи хс я
3 . Ум е н и е у с т а н о ви т ь к о н т а к т с уча щи м и с я 3,9 3 ,5
4 . Ум е н и е п р о е к т и р о ва т ь п р о ц е с с организации 4,3 4 ,6
уче б н о г о вза и м о д е й с т ви я уча щи хс я на уроке
5 . Ум е н и е о р г а н и зо ва т ь вн е к л а с с н о е 4,0 3 ,3
вза и м о д е й с т ви е у ча щи хс я
6 . Ум е н и е о р г а н и зо ва т ь с а м о с т о ят е л ь н ую 3,5 3 ,1
р а б о т у уча щи хс я н а ур о к е
7 . Ум е н и е о с уще с т вл ят ь д и ф ф еренцированный
и и н д и ви д уа л ь н ый п о д х о д в у че б н о-воспита- 3,7 3 ,1
те ль ном п роце с с е
8 . Ум е н и е о р г а н и зо ва т ь вза и м о д е й с т ви е с 4,1 3 ,5
р о д и т е л ям и у ча щи х с я
9 . Ум е н и е п р о е к т и р о ва ть и организовать бес еду, 4,5 2 ,7
к о н с ул ь т а ц и ю д л я р о д и т е л е й
1 0 . Ум е н и е р а зр е ши т ь к о н ф л иктную ситуацию на 3,5 3 ,2
ур о к е
1 1 . Ум е н и е и с п о л ь зо ва т ь п с и х о л о г и че с к и е 2,7 2 ,3
м е т о д и к и в уче б н о -во с п и тательном процес се
1 2 . Ум е н и е а н а л и зи р о ва т ь с к о л л е г а м и - 3,9 3 ,7
учи т е л ям и с о б с т ве н н ую д е ят е л ь н о с т ь
1 3 . Ум е н и е и с п о л ь зо ва т ь п с и х о л о г о -
п е д а г о г и че с к и е зн а н и я п о о т н о ше н и ю к 3,7 3 ,3
п р о ц е с с у п е д а г о г и че с к о г о вза и м о д е й с т вия
1 4 . Ум е н и е о р г а н и зо ва т ь вза и м о д е й с т ви е с 3,2 3 ,8
" т р уд н ым и " п о д р о с т к а м и
1 5 . Ум е н и е о с уще с т вл ят ь м ежпредметные с вязи с 3,9 4 ,0
к о л л е г а м и -у чи т е л ям и в п р о ц е с с е о б уче н и я
1 6 . Ум е н и е о с у ще с т вл ят ь и н ф о р м а ц и о н н о -
п о зн а ва т е л ь н о е вза и м о д е й с т ви е с авторами 4,0 3 ,7
с о ц и а л ь н о -п е д а г о г и че с к и х т е к с т о в
О б ща я о ц е н к а п о д г о т о вл е н н о с т и с т а же р о в 3,8 3 ,4
к п е д а г о г и че с к о м у вза и м о д е й с т ви ю

педагогической профессией в целом. Как показали результаты опроса,
56,4% стажеров не испытывают удовлетворения от собственной
педагогической деятельности. Чем вызваны затруднения социаль-
но-профессиональной адаптации начинающих учителей-стажеров к
педагогической деятельности? В процессе исследования было
выявлено три основных фактора, определяющих низкий уровень




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
208
удовлетворенности педагогической деятельностью в начальный
период.
Первый фактор (мотивационно-потребностный) отражает
несоответствие у значительной части стажеров (36,4%) первоначаль-
ных ожиданий по отношению к педагогической профессии и
непосредственных впечатлений от практической деятельности в
начальный период самостоятельной деятельности. Как показали
результаты опроса стажеров, главными мотивами выбора ими
педагогической профессии было осознание ее высокого гуманисти-
ческого смысла (89%): "Учитель помогает найти свой путь в жизни,
а главное - своими делами и своими словами преподает самую
трудную на свете науку - быть людьми ..."; стремление к проявлению
творческих способностей (85,6%): "Профессия учителя является
одной из самых творческих, позволяющих человеку проявить свою
индивидуальность, инициативу, изобретательности, находчивость и
т.д."; стремление к личностному росту (65,5%): "Подавляющее
большинство учителей - люди эрудированные, всесторонне развиты,
стремящиеся к знаниям в разных областях науки и культуры"; любовь
к детям (60%) : "Любовь к детям - причина того, что я стал учителем
... Нет для меня ничего роднее этих пытливых ребячьих лиц, этого
детского многоголосья ..."
Достаточно актуальными при выборе педагогической профессии
для стажеров были интерес к определенной области знаний (58,2%);
осознание школы как своего призвания, своего "второго дома"
(45,5%); мечта стать педагогом (41,8%); желание избрать профессию,
где "надо говорить перед слушателями, влиять на них, передавать
им свои знания" (36,4%).
В группу мотивов, имеющих значимость лишь для ограничений
группы стажеров, вошли стремление продолжить семейную профес-
сионально-педагогическую традицию (16,4%), чувство сострадания
к "трудным" детям с очень сложной судьбой (18,2%), положительный
опыт собственной педагогической деятельности в роли
пионервожатой, шефа младших школьников (12,7%). Реальная
действительность привела многих стажеров (20%) к разочарованию:
"Профессия учителя, оказывается, не такая уж легкая, как казалось




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
209
раньше. Это прежде всего тяжелый труд, повседневная работа над
собой, требующая много доброты и терпения ..."Проработав только
один год в школе, 18,2% стажеров принимают решение: "Педагоги-
ческая профессия не для меня ...", "... не смогу работать учителем!"
Второй фактор объединяет показатели, свидетельствующие
о низком уровне педагогических способностей начинающих
учителей к прогнозированию и ре флексивному анализу
субъектного поведения других участников образовательного
процесса. Это проявляется как в характере проектирования образо-
вательного процесса (см. диаграмму 8 и график 3), так и в опыте
рефлексивного анализа "трудных" педагогических ситуаций
межличностного взаимодействия. Как видно из диаграммы 7,
начинающего учителя отличает стремление к самостоятельной
творческой разработке конспектов уроков (54,3%), широкому
использованию предметных знаний в ситуациях внешкольного
общения с учащимися (77,2%). Для реализации этого стремления
необходим рефлексивный анализ практических действий молодого
учителя по отношению к действиям других участников образователь-
ного процесса, условий и причин возникновения проблемных
ситуаций, возможных вариантов и способов их разрешения. Такой
опыт, как показали результаты опроса, у начинающих учителей
отсутствует: 50,9% стажеров никогда не задумывались над вопросом
о том, какие именно ситуации педагогического общения являются
для них "трудными", не могут привести примеры таких ситуаций из
опыта собственной деятельности. Выделение проблем
осуществляется ими лишь в самой обобщенной форме, например:
"Отказ ученика отвечать на уроке", "Отсутствие дисциплины на
классном часе", "Родители "трудных" не ходят на собрания" и др.
При анализе "трудных" ситуаций стажеры используют в основном
стратегию констатации неадекватного субъектного поведения других
участников образовательного процесса, например: "Родители
"трудных" не ходят на собрания, потому что не желают
заниматься воспитанием своих детей"; в результате "учитель
вынужден вызывать родителей в школу через администрацию по
мету работы". Несформированность перцептивно-рефлексивных




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
210
Диаграмма 8
Сравнительный анализ позиции молодых учителей-стажеров
и опытных учителей в сфере практической деятельности
А. Отношение молодых специалистов - педагогов к
профессионально-педагогической деятельности в
мнениях учителей-наставников и самих стажеров




Условные обозначения:
1 - желание заниматься педагогической деятельностью; 2 - творческий подход к собствен-
ной деятельности; 3 - ориентации на поиск своего стиля педагогического взаимодействия;
4 - интерес к опыту других учителей; 5 - интерес к новым идеям в области обучения и
воспитания; 6 - интерес к научно-теоретическим проблемам по предмету; 7 - стремление
"скопить" дидактический материал по предмету; 8 - ориентация на исследовательскую
деятельность по проблемам обучения и воспитания; 9 - интерес к содержанию смежных
учебных дисциплин; 10 - интерес к организации внешкольного взаимодействия учащихся;
11 - стремление повысить общий уровень своей культуры; 12 - стремление к
самообразованию в сфере психолого-педагогических знаний; 13 - интерес к передовому
опыты других учителей; 14 - стремление к обсуждению интересных методических находок
с коллегами-учителями; 15 - общая оценка отношения молодых специалистов к
профессионально-педагогической деятельности.
Б. Оценка успешности полисубъектного взаимодействия молодых
специалистов-педагогов с другими участниками образовательно-
го процесса в мнениях учителей-на ставников и са мих
с т а ж е р о в




Условные обозначения:
1 - педагогические способности к объяснению учебного материала на уроке; 2 - орга-
низация учебного взаимодействия учащихся на уроке; 3 - организация внеурочного
взаимодействия учащихся по предмету; 4 - организация внеклассного взаимодействия
учащихся; 5 - проектирование процесса организации учебного взаимодействия уча-
щихся на уроке; 6 - организация межличностного взаимодействия с "трудными" учащи-
мися; 7 - взаимотворческое взаимодействие с коллегами-учителями по проблемам
обучения и воспитания; 8 - информационно-познавательное взаимодействие с авто-
рами образовательных текстов; 9 - общая оценка успешности полисубъектного взаи-
модействия молодых специалистов в социально-образовательной среде.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
211

График 3
Сравнительный анализ педагогических способностей к
прогнозированию процесса организации учебного взаи-
модействия учащихся на уроке у опытных учителей и
с т а ж е р о в



---- стажеры
учителя




Педагогические спосо бности про гно зировать:
1 - ведущие идеи, которые останутся в сознании учащихся в результате
изучения данного учебного предмета;
2 - жизненные ориентации учащихся, формирующиеся на основе ведущих
идей изучаемого предмета;
3 - необходимость межпредметных связей с определенными областями знаний
для более глубокого усвоения учащимися ведущих идей преподаваемого
предмета;
4 - практические умения и навыки, которые формируются у учащихся
средствами учебного предмета;
5 - перспективы использования учащимися практических учений и
навыков, сформированных средствами учебного предмета, в
самостоятельной жизни после окончания школы;
6 - необходимость межпредметных знаний с определенными учебными
дисциплинами для более прочного усвоения практических умений и
навыков, формирующихся средствами преподаваемого учебного предмета;
7 - практические умения и навыки учащихся, облегчающие усвоение новых
предметных умений и навыков;
8 - практические умения и навыки учащихся, затрудняющие усвоение
предметных умений и навыков;
9 - формирование творческой направленности личности учащихся
средствами учебного предмета.

способностей (умение обосновать перед другими эффективность
используемых приемов и методов, дать критический анализ и оценку
разным формам межличностного взаимодействия с учетом
возрастных и индивидуально-психологических особенностей его
участников, определить характер межпредметных связей учебного
материала с жизнедеятельностью учащихся в социуме и т.д),




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
212
отражающих исследовательский подход молодого учителя к
собственной деятельности, порождает мнение об отсутствии в его
практической деятельности интересных методических находок,
становится причиной трудностей в процессе межличностного взаи-
модействия. На это указывают 34,5% стажеров: они с трудом находят
контакты с учащимися (27,3%), испытывают трудности в регуляции
и формировании межличностных отношений в ученическом
коллективе (21,8%), не имеют навыков разработки и проведения бесед
для родителей (50,9%).
В отличие от стажеров, более опытные учителя ориентиро-
ваны на творческую переработку готовых методических разработок
уроков, представленных в книге для учителя и разнообразной
методической литературе, проявляют стремление к осмыслению
собственного опыта, выделению в нем новых методических идей. В
результате уровень развития их педагогических способностей к
прогнозированию процесса организации учебного взаимодействия
учащихся на уроке выше, чем у стажеров (различия статистически
достоверны) - см. график 3. Более опытные учителя, как показали
результаты исследования, являются также более компетентными в
ситуациях организации внеклассного взаимодействия учащихся
(t=6,06); отбора дидактического материала для урока (t = 6,436). Они
превосходят стажеров по уровню развития коммуникативных
способностей устанавливать межличностные контакты с учащимися
на уроке (t=6,404) и во внеурочное время (t=5,53), проектировать
педагогические ситуации межличностного взаимодействия с
родителями учащихся (t=4,286) и с коллегами-учителями по
проблемам обучения (t=7,576).
Третью группу факторов, обусловливающих низкий уровень
самооценки стажерами собственной деятельности, можно охаракте-
ризовать как неудовлетворенность многих молодых специалис-
тов (18,2%) психолого-педагогической подготовкой, полученной
в вузе. В комментариях своей довольно низкой самооценки многие
молодые специалисты (63,6%) отметили, что они не владеют
навыками исследовательской деятельности по проблемам обучения
и воспитания учащихся; имеют низкий уровень знаний по методике




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
213
обучения предмету (40%); 30,9% стажеров плохо ориентированы в
содержании смежных дисциплин; 18,2% стажеров не имеют навыков
самостоятельной работы над темой по самообразованию.
Оценивая свой уровень знаний по психолого-педагогическим
дисциплинам, многие стажеры (23,5%) считают, что теоретические
знания, полученные в вузе, не адаптированы по отношению к
практической деятельности учителя, а практические умения
синтезирования знаний из разных областей (психологии, педагогии,
методики обучения), необходимые для руководства к действию в
условиях конкретных ситуаций педагогического взаимодействия, у
них не сформированы.
Низкая самооценка своей профессионально-педагогической
подготовленности к практической деятельности является не только
показателем достаточно высокой требовательности стажеров к
качеству обучения по психолого-педагогическим дисциплинам в
вузе, но и, как можно полагать, следствием тех изменений профес-
сионально-личностной позиции, которые имеют место с началом
самостоятельной практической деятельности молодого учителя. В
решении возникающих проблем стажерам приходится ориентиро-
ваться не только на достижения психолого-педагогической науки, но
и на практический опыт их учителей-наставников (49,4%).
Посещения уроков более опытных учителей (63,9%), рефлексивный
анализ практических проблем обучения (57,8%), сопоставление
имеющегося опыта с социально-педагогическим (56,6%) - все это
побуждает молодых специалистов к творческому осмыслению

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign