LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

182
среде:
- организационно-тематический подход, когда рефлексивно-
перцептивная деятельность учителя ориентирована главным образом
на содержание учебного предмета и решение частно-методических
задач, что стимулирует дидактически-направленное общение с
другими участниками образовательного процесса;
- методологически-исследовательский подход, осуществляе-
мый учителем в контексте понимания общественной значимости
процесса обучения подрастающего поколения в современном
обществе;
- гуманистически-ориентированный подход, когда, учитель
осмысливает собственную деятельность в контексте "Я - Другие" и
ориентирован на проблемно-диалоговое взаимодействие со всеми
субъектами образовательного процесса, заинтересованными в
успешной социализации развивающейся личности.
Подлинно гуманистической, отвечающей требованиям
современного глобального образования является профессионально-
личностная позиция учителя, ориентированного на стимуляцию
кооперативно-структурированной деятельности участников образо-
вательного процесса. По отношению к творчеству учителя,
действующего на гуманистических принципах, процесс проекти-
рования означает его психологическую подготовку к "встрече" с
проектами деятельности других участников образовательного
процесса, а следовательно, включает рефлексивный анализ
(диагностику) их социально-психологической готовности к
межличностному общению; проектирование позитивной взаимоза-
висимости; структурирование функционально - ролевого сотрудни-
чества в процессе решения познавательных задач и т.д. Реализация
намеченного проекта означает включение других субъектов обра-
зовательного процесса в совместную социально-образовательную
деятельность, основанную на социальных умениях и навыках
эмоционально-интеллектуальной поддержки, принятия на себя
индивидуально-групповой ответственности и т.д. Рефлексивный
анализ и оценка совместной социально-образовательной
деятельности предполагает организацию группового процесса,




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
183
позволяющего определить успешность деятельности учителя
посредством оценки успешности деятельности других. В результате
итоговая оценка педагогической деятельности - это не только
критический анализ достигнутых учащимися академических
результатов, но и основа для определения направлений дальнейшего
профессионального развития.
Таким образом, совокупность педагогических задач, связанных
с процессом гуманистически-ориентированного полисубъектного
взаимодействия в социально-образовательной среде, образует
иерархически организованную систему - см. таблицу 2. Основные
этапы решения включают проективные задачи, определяющие

Таблица 2
Процесс проектирования и решения педагогической задачи
учителем в контексте организации гуманистически-ориенти-
рованного полисубъектного взаимодействия




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
184

стратегию организации межличностного взаимодействия; организа-
ционно-управленческие задачи, связанные с включением субъектов в
процесс личностно-значимого взаимодействия; рефлексивно-
аналитические задачи, устанавливающие интеллектуально-
личностный эффект полисубъектного взаимодействия.
Все эти задачи, имеющие разный уровень обобщенности, отно-
сятся к некоторому надситуативному уровню - в том смысле, что
они решаются не в какой-то одной отдельно взятой ситуации, а на
протяжении всей профессионально-педагогической деятельности
учителя, не только требуя от него проявления большей самостоятель-
ности, находчивости и догадливости, но и диктуя необходимость
активного взаимодействия с широким кругом лиц, имеющих отно-
шение к социализации и персонализации развивающейся личности,
побуждая к методологическому осмыслению собственной деятель-
ности в контексте достижений современной психолого-педагогичес-
кой науки.

3. 6. Профессионально-личностная готовность учителя к
проблемно-диалоговому общению с авторами
образовательных текстов

Реализация учителем профессиональной роли педагога,
регулирующего процесс социализации развивающейся личности в
современном обществе возможна при условии непрерывной
информационной связи с окружающим миром, позволяющей
своевременно ориентироваться в социокультурной среде и повышать
свой профессиональный уровень. Учитель-профессионал испытывает
потребность в освоении социально-педагогического опыта как для
самостоятельного поиска способов решения проблемных ситуаций
организации учебно-воспитательного процесса, так и для осознания
достижений в практической деятельности своих коллег-учителей,
современной психолого-педагогической науки. Эффективность
самообразовательной деятельности учителя определяется рядом
факторов: его установкой на творческий информационный поиск в




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
185
социально-образовательной среде; способностью вступать в
профессионально-ориентированный диалог с авторами педагогичес-
ких текстов, умением осуществлять структурно-логический анализ
содержания текста; способностью педагогической интерпретации
информации по отношению к практическим ситуациям полисубъек-
тного взаимодействия в образовательной среде и др. - см. модель 9.

3.6.1. Профессиональные ориентации учителя в современном
информационно-образовательном пространвстве

Исследование профессиональных ориентаций учителя в
современном информационно-образовательном пространстве
показало, что в условиях практической деятельности учителя
независимо от стажа педагогического труда (опытные учителя,
начинающие учителя-стажеры, студенты педвуза-будущие учителя)
наиболее интенсивно используют периодическую печать, а также
методическую и научно-популярную литературу - см. диаграмму 7.
Менее выраженным в структуре профессионального
самообразования учителя, особенно молодых специалистов
(студентов, стажеров) является использование психолого-педагоги-
ческих текстов, а также философской литературы, ориентирующей
в сфере глобальных мировоззренческих проблем. Данные
предпочтения, по результатам исследования, обусловлены прежде
всего структурой познавательных запросов учителя по отношению к
образовательным текстам. Так, первое место в информационно-
познавательной деятельности учителя занимают желание получить
практические рекомендации по работе и интерес к опыту работы
других учителей. Достаточно выраженным является также
стремление ознакомиться с новыми идеями в области обучения и
воспитания учащихся, быть в курсе наиболее актуальных проблем
современной педагогической науки. В меньшей степени выражен
интерес учителя к научно-теоретическим проблемам преподаваемой
науки, методологии современной науки. Особенно слабо в
мотивационно-потребностной сфере учителя представлено желание
приобщиться к исследовательской педагогической деятельности с




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
186


Диаграмма 7
Позиция учителя
в информационно-образовательном пространстве




Ус л ов н ы е о боз н ач е н и я :

1 - методическая литература;
2 - периодическая печать,
3 - научно-популярная литература;
4 - научная литература по предмету;
5 - психолого-педагогическая литература;
6 - философская литература, ориентирующая в сфере
мировоззренческих проблем.




целью обобщения собственного опыта, стремления найти идеи,
подтверждающие данные собственных наблюдений, желания
написать собственные статьи.
Большую роль в определении предпочтений учителя в инфор-
мационно-образовательном пространстве играет также
функциональная направленность источников знаний, адресованных
учителю. В наибольшей степени информационным запросам учителя




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
187
как по содержанию профессиональных знаний, так и по возможностям
их практического использования отвечают предметно-методические
журналы. Результаты исследований функциональной направленнос-
ти содержания таких журналов и познавательных запросов учителей
по отношению к ним (С.П. Иванова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская
и др.) выявляют как общие тенденции, характеризующие соотношение
между разными аспектами знаний, представленными в журнале, и
запросами учителей, так и некоторую специфику. Так, более
выраженными в запросах учителей являются потребности в
проблемных теоретических статьях, обобщающих разные аспекты
профессиональных знаний (психологических, педагогических,
методических, предметных) по отношению к практической деятель-
ности, а также в методических рекомендациях по проблемам обучения
и конкретных разработках. В меньшей степени, по сравнению с
предложением, в структуре познавательных запросов учителей
выражена потребность в теоретических статьях информационного
характера, в описании опыта других учителей, дидактическом
материале.
Обнаруженное в экспериментальных исследованиях различие
в системе "спрос-предложение" свидетельствует о том, что исполь-
зование учителем социально-педагогического опыта, изложенного
авторами образовательных текстов, представляет собой не просто
его приложение к той или иной конкретной ситуации
профессионально-ориентированного общения. Будучи активным
участником и организатором образовательного взаимодействия,
учитель выступает как самостоятельный субъект, являющийся не
только потребителем социально-педагогического опыта, но и
непосредственным создателем, конструктором тех творческих
разработок, которые обращены к другим субъектам образователь-
ного процесса.
Важным фактором, обусловливающим практическое исполь-
зование текста в деятельности учителя в связи с этим становится
его способность вступать в информационно-познавательный
проблемный диалог с автором, выявляющий степень профессио-
нальной значимости и убедительности содержания текста для
учителя.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
188

3.6.2. Особенности информационно-познавательного
взаимодействия учителя с авторами научных
психологических текстов

Исследова ние психологической готовности учителя к
коммуникативно-информационному взаимодействию с авторами
образовательных текстов осуществлялось с помощью специального
экспериментального задания, включающего несколько блоков (см.
Приложение №1). Первый блок был ориентирован на выявление
общего отношения учителя к профессионально-ориентированному
чтению научных психологических текстов. Второй блок позволял
выявить способности учителя к структурно-логическому анализу
научного психологического текста в процессе его восприятия. Третий
блок выявлял оценку учителем психологических текстов по
параметрам их доступности и значимости для практического
использ ова ния. Четве ртый блок предпола га л выявление
способностей учителя к педагогической интерпретации научной
психологической информации и к ее использованию по отношению
к собственной деятельности.
В экспериментальных целях использовались тексты:
- текст № 1: Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы
психологии и проблема личности (315, с.28-34);
- текст №2: Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие
силы развития (315, с.166-171);
- текст №3: Матюшкин А.М. Теоретические вопросы
проблемного обучения (420, с.274-279).
Выбор данных текстов был обусловлен тем, что они знакомят
учителя с психологическими аспектами проблемы развития личности
на достаточно высоком уровне научного обобщения: текст № 1
освещает эту проблему с более общей методологической позиции; в
тексте № 2 выделен динамический ее аспект применительно к
конкретным возрастным этапам; текст № 3 раскрывает подход к
построению процесса обучения, способствующего реализации
творческих возможностей развивающейся личности.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
189
Исследование психологической готовности учителя к полисубъ-
ектному взаимодействию с авторами научных психологических
текстов на проблемно-диалоговом уровне предполагало прежде всего
выявление позиции учителя по отношению к проблемам,
анализируемым авторами экспериментальных текстов: понимания
учителем актуальности психологических проблем для школьной
практики; его информационной компетентности в данной области;
осознания роли школьного образования в решении обсуждаемых
авторами проблем; способности прогнозировать способы авторского
решения проблемы и т.п. Результаты опроса учителей по данному
блоку вопросов показали, что большая часть учителей понимает
актуальность психологических проблем, связанных с развитием
личности учащихся (79,2%); многие учителя (63,3%) имеют
определенный опыт чтения подобного рода литературы; большинство
учителей (80,3%) осознают роль школьного образования в решении
проблемы воспитания развивающейся личности. Вместе с тем только
некоторые учителя могут назвать конкретные источники знаний по
обсуждаемой проблеме, способны прогнозировать способы
авторского решения проблемы (33,7%), осознают возможности
практического использования психологических текстов (36,2%).
Позиция учителя по отношению к разным по функциональной на-
правленности психологическим текстам (общая, возрастная,
педагогическая психология) примерно одинакова - см. таблицу 3.
Педагогические способности прогнозировать содержание психоло-
гических текстов, а также возможности их использования в
профессиональной деятельности несколько выше в группе студентов-
выпускников педвуза - см. таблицу 4.
Результаты выполнения учителями практического задания,
направленного на выявление способностей к структурно-логическому
анализу содержания научных психологических текстов в процессе
их восприятия, показали, что многие учителя (63,3%) правильно
определяют функциональную направленность содержания
психологического текста, выделяют его главную идею. В меньшей
степени у учителей развиты способности к формулированию
психологической проблемы (47,8%), поставленной автором текста,




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
190

Таблица 3
Профессионально-личностная готовность учителя к
информационно-познавательному взаимодействию с
авторами научных психологических текстов разной
функциональной направленности (в %, п=406)




Таблица 4
П роф е с с ион ал ьно- л ич нос тная готов нос ть
учителей разных экспериментальных групп к
информационно-познавательному взаимодействию с
авторами научных психологических текстов




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
191
а также осуществлению его логико-структурного анализа, выделению
"ключевых слов" (26,6%), построению наглядно-образной структуры
текста (7,9%). Особенно низкими являются результаты выполнения
учителями данного практического задания по тексту №3 - см.
таблицу 5. Наиболее подготовленной к логико-содержательному
анализу психологического текста являются студенты-выпускники
педвуза - см. таблицу 6. Самые низкие показатели по логико-
структурному анализу содержания научных психологических текстов
- в группе начинающих учителей-стажеров.
Результаты оценки учителем научных психологических текстов
с точки зрения возможностей их использования в практической
деятельности показали, что не все учителя (40,2%) до прочтения
адекватно спрогнозировали их содержание и подтвердили свои
первоначальные запросы после ознакомления с ними. Высокую
оценку психологических текстов по параметрам интересного
содержания и значимости его для практической деятельности учителя
дали соответственно 51,8% и 68% учителей. Систематическое чтение
научной психологической литературы такого рода осуществляют
только 49% учителей. Психологические тексты оцениваются
многими учителями (50%) как "трудные" для чтения; индекс их
понимания у большей части учителей (56,1%) не превышает 50%..
Более доступным для восприятия и понимания учителя, по
результатам исследования, является текст № 2, хотя показатель его
объективной сложности так же высок, как и у двух других, - см.
таблицу 7. Наибольшие трудности в восприятии научных психоло-
гических текстов испытывают стажеры - см. таблицу 8.
Результаты анализа выполнения учителями практических
заданий, выявляющих творческие способности к педагогической ин-
терпретации научных психологических текстов по отношению к
практической деятельности показали, что большая часть учителей
(74,6%) осознают педагогическую идею психологического текста и
утверждают высокую значимость психологических знаний для
организации образовательного процесса (63%). Вместе с тем
сформулировать педагогическую идею своими словами могут лишь
некоторые учителя (31,5%). Большинство из них не видят реальных




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
192




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
193
возможностей практического использования психологических текстов
ни в процессе организации учебной деятельности учащихся на уроке
(54%), ни в ситуациях внеклассного межличностного общения (50,2%),
ни по отношению к полисубъектному взаимодействию с родителями
(43,1%). Особенно сложными для профессиональной интерпретаци
учителя оказался научный текст по педагогической психологии (текст
№ 3) - см. таблицу 9. Среди разных по опыту педагогической
деятельности экспериментальных групп самые низкие результаты в
группе учителей-стажеров - см. таблицу 10.
Таким образом, результаты проведенного исследования в целом
показывают, что у современного учителя сформировалась
потребность в профессионально-ориентированном общении с
авторами научных психологических текстов, а также сложился
определенный опыт информационно-коммуникативного взаимодей-
ствия с ними. Психологический анализ этого взаимодействия
позволил выявить ряд этапов, характеризующих его как полисубъ-
ектное по своей сущности:
1) формирование у учителя потребности в принятии некоторо-
го практического решения относительно своей собственной деятель-
ности или деятельности других участников образовательного про-
цесса;
2) становление у учителя своеобразной исследовательской
позиции по отношению к этому решению (выработка представления
о данном решении, определение личностного отношения к нему и
т.д.);
3) соотнесение учителем данного практического решения с
социально-педагогическим опытом в процессе проблемного диалога

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign