LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

современном обществе трансформируется по отношению к




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
132
Диаграмма 1
Сравнительный анализ личностной значимости социальных проблем
для учителей и учащихся в современном обществе




Ус л ов н ы е о б о з н а ч е н и я :
1 - социально-экономические проблемы (массовая безработица, пробле-
ма трудоустройства, низкая заработная плата и др.);
2 - неуверенность в будущем;
3 - незащищенность перед обществом (проблема смысла жизни в современ-
ном обществе);
4 - социально-политические проблемы (доминирование идеологии рыноч-
ной экономики, угроза гражданской войны, преобладание материальных
ценностей над духовными и др.);
5 - экологические проблемы;
6 - социально-культурные проблемы (низкий статус образования, науки,
культуры);
7 - культурное развитие (проблема этики поведения в обществе, в школе);
8 - социально-психологические проблемы (наркомания, проституция,
рэкет, преступность и др.);
9 - проблема межличностных отношений и взаимопонимания с окружающими;
10 - проблемы дружбы и любви;
11 - проблемы общения со сверстниками-одноклассниками;
12 - проблема организации свободного времени;
13 - сексуальные проблемы.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
133
молодому поколению в проблему поиска смысла жизни и
жизненных пл анов, личностного и жизненного самооп-
ределения. Какую реальную помощь в подготовке современных
юношей и девушек к самостоятельной жизни оказывает образова-
тельный процесс?
Для выявления роли школьного образования и профессиональ-
ных функций педагога в социализации молодого поколения в со-
временном обществе учителям было предложено в процессе опроса
обозначить свои функции в социально-образовательно-педагогичес-
кой среде; указать степень личностной значимости различных
а спектов педа гогиче ской деятельности, дать сам ооц е нк у
способностей к их практической реализации. Результаты опроса
представленны в графике 1. Психологический анлиз полученных
данных свидетельствует о том, что большинство учителей осознают
педагогическую деятельность как полифункциональную по своему
общественному назначению. В современном обществе, как считают
учителя, педагог является одновременно и организатором учебной
деятельности учащихся на уроке; и воспитателем, развивающим
личность учащихся во внеурочное время; и методистом, вступающим
в творческое взаимодействие с коллегами-учителями по вопросам
обучения и воспитания; и социальным педагогом, пропагандирующим
психолого-педагогические знания во внешкольной образовательной
среде; и педагогом-исследователем, осуществляющим информаци-
онно-познавательное взаимодействие с авторами образовательных
текстов; и педагогом-интерпретатором социально-культурного
опыта молодому поколению.
Высоко оценивая личностную значимость для себя разных
профессионально-педагогических функций и реально претворяя
их в собственной деятельности, учителя вместе с тем дают
низкую самооценку своих педагогических способностей к их
практиче ской реализации. Наибольшие расхождения, как
видно из графика 1, имеют место в сферах межличностного
взаимодействия: с коллегами-учителями по проблемам обучения,
во в нешколь ной обр а з овател ьной ср еде (с родител ям и,
неформальными объединениями, социальными организациями);




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
134
в сфере информационно-познавательного взаимодействия с
авторами образовательных текстов, а также интерпретации социаль-
но-культурного опыта подрастающему поколению.



График 1
Сравнительный анализ осознания учителем своей
профессионально-педагогической роли в современном обществе
и педагогических способностей к ее практической реализации




Ус л о в н ы е о б о з н а ч е н и я :
1 - учитель-организатор учебной деятельности учащихся на уроке;
2 - учитель-методист, осуществляющий творческое взаимодействие с коллегами-
учителями по вопросам обучения;
3 - учитель-социальный педагог, пропагандирующий психолого-педагогические
знания в ближайшей (внешкольной) социально-образовательной среде;
4 - учитель-воспитатель, развивающий личность учащихся во внеурочное время;
5 - учитель-исследователь, осуществляющий информационно-познавательное
взаимодействие с авторами образовательных текстов;
6 - учитель-интерпретатор социокультурного опыта молодому поколению.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
---

135

Низкая самооценка педагогических способностей к практичес-
кой реализации социально-значимых профессиональных функций
обусловлена, по результатам опроса учителей, во-первых, их
неудовлетворенностью развивающими эффектами школьного
образования (особенно по параметрам развития у учащихся:
практических умений решения жизненно важных проблем,
социальных умений и навыков позитивного взаимодействия с окру-
жающими, культурологических представлений о современном
обществе и др), а во-вторых, низким статусом традиционного
школьного образования в современном обществе. Так, по мнению
многих учителей (26%) школьное образование существенно отстает
от быстро меняющейся социальной жизни и является, безусловно,
недостаточным для соответствующей подготовки учащихся к
самостоятельной жизни в обществе (28%).
Выявленная позиция современного учителя в социально-
педагогической среде согласуется с мнением старшеклассников,
оказавшихся еще более категоричными в своей оценке школьного
образования: 51% девушек и 40,5% юношей считают, что школа в
принципе не способна справиться с задачей подготовки молодежи к
самостоятельной жизни в обществе. Более либерально настроенные
учителя (40%) и учащиеся (51,2%) склонны признать, что "кое-что
из того, чему учат в современной школе, пригодится учащимся в
самостоятельной жизни". Полное удовлетворение уровнем
современного школьного образования выразили только 13,1%
опрашиваемых юношей и девушек. Многие старшеклассники
предпочитают обучение в лицее (27%), в спецшколе с углубленным
изучением отдельных предметов (57,4%) или на специальных курсах
профессиональной подготовки (21,3%). Количество выпускников,
отдающих предпочтение традиционной общеобразовательной школе,
в которой они учатся, невелико - 36,9% (это наиболее характерно для
юношей - 59,4%). Чем объясняется установленная в процессе
исследования общая неудовлетворенность учителей и учащихся
развивающими эффектами школьного образования?




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
136

3.2.2. Профессионально-личностная позиция учителя
в сфере межличностного взаимодействия
в социально-образовательной среде

Главная цель полисубъектного взаимодействия участников
образовательного процесса, организатором и координатором которого
выступает учитель, - выработка консенсуса относительно гуманис-
тически-ориентированной стратегии обучения и воспитания подра-
стающего поколения в обществе. Педагогическая стратегия
оказывается эффективной лишь в том случае, если профессиональ-
ные ориентации учителя согласуются с потребностью в общении у
учащихся, нацелены на развитие духовной общности с ними, оказание
реальной поддержки в решении жизненных вопросов. В какой мере
гуманистические ориентации учителя в сфере образовательного
взаимодействия согласуются с установками старшеклассников на
процесс межличностного общения?
Опрос старшеклассников показал, что по степени своей
духовной общности с окружающими на первое место они ставят
близость с родителями (92%), а также общение с друзьями или
любимым человеком (79% - девушки). Показательно, что межлично-
стные контакты с одноклассниками очень слабые как у девушек
(4%), так и у юношей (12%). Круг общения старшеклассников с
окружающими взрослыми, в том числе с учителями, также является
ограниченным: духовной общностью с ними связаны 5% (48% -
второй выбор) юношей и 20% (31% - второй выбор) девушек. Для
психологического анализа любопытен также тот факт, что девушки и
юноши активнее отмечают духовную общность с жителями планеты
Земля (18%), ощущение себя жителями Вселенной (16%), чем с
гражданами России (3%) и жителями города и района (0% - первый
выбор, 39% - второй выбор). Необходимую социально-психологичес-
кую поддержку в трудные минуты жизни юноши и девушки, по их
мнению, получают не только от родителей и друзей: "справляться с
жизнью" им помогают также хобби (музыка, спорт, техническое
творчество), домашние животные, природа, искусство и религия




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
137
(христианство); встречаются и единичные ответы типа: "водка",
"сигареты".
Контент-анализ содержания межличностного общения стар-
шеклассников со значимыми окружающими показал, что наиболее
популярными темами для обсуждения среди сверстников являются
музыка (53% - девушки и 32% - юноши), кинофильмы (49% и 32%),
секс (30% и 27%), безопасность жизнедеятельности (25% и 13%),
выбор профессии (23%). Круг межличностного взаимодействия с
друзьями расширяет тематику обсуждения до интимных проблем. Так
среди девушек обсуждаются вопросы половой жизни (55%), ранней
беременности (45%), средств и способов безопасного секса (40%).
Многие юноши (24%) также затрагивают эти вопросы в своем окру-
жении. С родителями старшеклассники обсуждают проблемы
образования (28% и 32%), выбора дальнейшего образовательного
учреждения (34% и 11%), профессионального самоопределения (51%
и 49%). Значительное место в содержании общения с родителями
отводится также здоровому и безопасному образу жизни (28% и 30%),
обсуждению информации, полученной из периодической печати и
художественной литературы (21% и 19%). Некоторые девушки
обсуждают с мамами проблемы проституции (23%), ранней
беременности (19%). Вместе с тем доверительные отношения с
взрослыми (родителями) складываются не у всех старшеклассни-
ков: только для 11% девушек и 5% юношей в семейном кругу нет
запретных тем. Еще более ограниченным является содержание
межличностного взаимодействия у современных старшеклассников
с учителями: как правило, это проблемы дальнейшего образования
(28% и 32%) и выбора профессии (17% и 22%).
Как видим, у современных девушек и юношей сложилась
определенная структура межличностного взаимодействия с окружаю-
щими, включающая в себя главным образом внешкольные дружеские
и приятельские группы, а также позитивно ориентированных по
отношению к молодежи взрослых (в основном это родители учащих-
ся). Данную структуру вряд ли можно считать оптимальной, так как
приверженность какой-либо одной неформальной группе сверстников
сопровождается сужением спектра пробуемых учащимися социальных




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
138
ролей, определенной стереотипизацией общественного поведения,
принятием однозначных групповых норм и ценностей. Кроме того,
эмоциональное "слияние" с группой мало способствует интеллекту-
альному и нравственному развитию взрослеющего человека: в ней
практически отсутствует связь общения с процессом обучения,
призванным играть ведущую роль в социализации молодого поколения,
с формированием социальных умений и навыков, необходимых для
созидательной общественно значимой деятельности; с развитием
рефлексивной позиции в системе деловых отношений. Межличностное
взаимодействие учащихся в ситуациях неформального общения
принимает скорее формы психологической защиты, нежели активного
освоения молодыми людьми социально-культурного опыта (о чем
свидетельствует неопределенность содержания общения со
сверстниками - "о жизни вообще", "о любви", "о знакомых" и т. д.,
показывающая самоустраненность от больших перемен, неуверенность
в своем будущем, надежду на случай и обстоятельства, которые
способны круто изменить жизнь к лучшему), отмечается явная
недостаточность межличностных контактов со взрослыми - учителями,
которые не совсем адекватно осознают сложившуюся структуру
межличностного общении учащихся.
Результаты опрос а учителей показали, что круг лиц,
представляемых ими в качестве референтной группы учащихся,
существенно отличается от реального состава, обозначенного
самими старшеклассниками. Так, признавая ведущую роль в про-
фессионально-личностном становлении учащихся их друзей и
родителей, учителя вместе с тем явно завышают роль сверстников-
одноклассников, учителей-предметников, классного руководителя,
недооценивая роль сверстников вне школы. Что касается самих учи-
телей, то по результатам опроса, имеющаяся духовная общность
учителя с учащимися и родителями на самом деле недостаточно
подкрепляется их реальной помощью и поддержкой.
Главным фактором, обусловливающим некоторую
обособленность участников образовательного процесса, является
недостаточно выраженная ориентированность учителя на
субъектную сущность партнера, неумение (или нежелание)




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
139
рассмотреть за внешними действиями внутренние мотивы и
потребности, определяющие направленность поведения. Это
подтверждают данные экспериментального исследования педагоги-
ческих способностей учителя к рефлексивному анализу субъектного
поведения (собственного и других участников образовательного
процесса - учащихся, родителей). Так, в условиях индивидуального
эксперимента учителям предлагалось выделить педагогические
проблемы, являющиеся наиболее важными для практической
деятельности учителя; вспомнить и изложить суть некоторых
"трудных ситуаций" из собственного опыта; осущ ествить
рефлексивный анализ субъектного поведения задействованных в них
участников.
Предполагалось, что самостоятельное выделение педагоги-
ческих проблем в условиях собственной деятельности, когда
последние не предлагаются извне, а формулируются и разреша-
ются самим учителем, наиболее отчетливо характеризует его
направленность в социально-образовательной среде.
В результате анализа ответов респондентов разных эксперимен-
тальных групп (студенты-выпускники педвуза, стажеры-начинающие
учителя и опытные учителя, имеющие стаж педагогической
деятельности не менее пяти лет) было выявлено, что у многих
учителей (13,8% студентов, 59,6% стажеров, 51,4% более опытных
учителей) потребность в рефлексивном анализе собственной
деятельности не сформирована: они, как правило, затрудняются в
выделении педагогических проблем или ссылаются на их отсутствие
в собственной деятельности.
Для тех учителей, кто принял условия экспериментального
задания, наибольшую значимость, по результатам опроса, имеют
проблемы, связанные с организацией учебного сотрудничества
учащихся на уроке - см. диаграмму 2. Менее отчетливо в
профессиональном сознании учителей всех экспериментальных групп
представлены другие аспекты межличностного взаимодействия:
методический - ориентирован на творческое общение учителя с
коллег а м и-учител ям и по проблем а м м етодики обуч ения;
воспитательный - направлен на социализацию личности учащихся в




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
140
условиях внеклассной деятельности; социально-педагогический-
предполагает установление контактов с родителями, общественными
организациями; исследовательский - выводит учителя в сферу ин-

Диаграмма 2
Осознание учителем педагогических проблем
в условиях практической деятельности




Ус л о в н ы е о б о з н а ч е н и я :
1 - взаимодействие семейного и школьного воспитания;
2 - нравственное воспитание учащихся;
3 - развитие у учащихся интереса к учебной деятельности, потребности
в знаниях;
4 - интенсикация процесса обучения на уроке;
5 - педагогическое общение в системе "учитель-ученик";
6 - трудовое обучение и профессиональная ориентация школьников;
7 - школьное самоуправление;
8 - психологические особенности развития личности на разных
возрастных этапах;
9 - проблема самовоспитания учащихся;
10 - эстетическое воспитание учащихся;
11 - индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся
в процессе обучения;
12 - индивидуальная работа с "трудными учащимися";
13 - организация свободного досуга учащихся;
14 - освоение передового опыта учителей;
15 - межличностные отношения учащихся в неформальных группах.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
141

формационно-познавательного взаимодействия с авторами
образовательных текстов, что свидетельствует о явно невысоком
понима нии учителем творче ского потенциала собственной
деятельности.
Конте нт-анал из "т рудных с итуаций", приведенных
учителями в качестве примера из собственного опыта, также показал,
что большая их часть (46,8%) относится к процессу организации
учебного взаимодействия учащихся на уроке; второе место занимают
"трудные ситуации" из сферы организации внеклассного общения с
учащимися (34,5%); на третьем месте - "трудные ситуации" из опыта
межличностного общения учителя с родителями (18,8%). В процессе
психологического анализа этих ситуаций было выявлено три вида
субъектной направленности учителя по отношению к практичес-
ким педагогическим проблемам и осознанию их личностной
значимости для участников образовательного процесса:
1) осознание педагогической проблемы в терминах инструмен-
тальных, практических действий безотносительно к тем субъектам,
кому они адресованы (например: "Как обучать интересно");
2) осознание общепедагогического смысла практической
проблемы также без ее субъектной направленности (например:
"Нравственное воспитание");
3) осознание социально-педагогического смысла практической
проблемы по отношению к учащимся как субъектам образовательно-
го процесса (например: "В современных условиях актуальна проблема
профессиональной ориентации учащихся, т.к. после окончания школы
многие учащиеся не могут поступить в вуз или трудоустроиться").
Математическая обработка результатов выявила статистичес-
кую достоверность различий в проявлении данных видов субъектной
направленности у учителей разных экспериментальных группах. Так,
для студентов более типично осознание общепедагогического
смысла практической проблемы без его субъектной направленности
(3,3 балла). При этом спектр социальных проблем, выступающих в
качестве предмета педагогического взаимодействия, достаточно
широкий. Как видно из диаграммы 2, будущие учителя наряду с




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
142

проблемами интенсификации урока, высоко оценивают значимость
социально-педагогического аспекта взаимодействия семьи и школы,
организации свободного досуга учащихся, их межличностного
общения в неформальных группах, обмена передовым опытом
учителей и др.

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign