LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

глобального образования рассматривает личность учащегося в
проце сс е изм е нений , обусловл енных вз а и м одей ствие м с
окружающим миром. Развитие качеств личности, приобретающих
всеобщую социальную значимость в этом контексте, требует
включения в содержание школьного образования в качестве
нормативных, базовых таких информационных блоков, которые
направлены на обозначение круга центральных проблем (жизнь и
смерть, добро и зло, истина и ложь, красота и гармония) и обращают
человека к смыслу бытия: содержание социогенетического развития
человечества и обеспечение возрастной меры формирования
целостного представления о мире и о себе как части этого мира;
формирование интегративного знания о человеке и освоение
приемов работы с собой как человеческой сущностью путем
накопления опыта са мопоз нания, сам осовершенствования,
самовоспитания; определение ориентиров и способов решения
жизненных задач, последовательно встающих перед взрослеющим
человеком на этапах социального развития; обеспечение оснований
для выбора в жизненных ситуациях в сторону добра и т.д.
(С.Г. Вершловский, Е.И. Казакова, И.А. Колесникова, Л.А. Регуш,
А.П. Тряпицына и др.).
"Гуманитарная парадигма образования", обозначившая эту
новую реальность, предполагает множественность впечатлений,




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
122
мнений, ценностей, смыслов, что оказывается реально возможным
только в условиях включенности образовательного процесса,
осуществляемого в школе, в современное социокультурное
пространство, позволяющее развивающейся личности реализовать
свой интеллектуальный и духовный потенциал в процессе
гуманистически-ориентированного взаимодействия в широкой соци-
ально-образовательной среде. Таким образом, процесс обучения в
современной школе выступает как трансценденция, т.е. выход
участников внутришкольной образовательной среды за пределы
уровня общения по схеме "Я - Ты", "Субъект - Субъект" на уровень
межличностного взаимодействия "Я - Другие", где под словом
"Другие" подразумеваются любые субъекты (индивидуальные,
групповые) большого социума, и самотрансцендентность, т.е.
способность к пониманию того, что они дают Другим.
Развитие у учащихся потребности в установлении гумани-
стических отношений с окружающим миром осуществляет учитель,
выступающий не просто как индивидуальный субъект профессио-
нально-педагогической деятельности, но как общественный
субъект - носитель исторически сложившейся культуры, осново-
полагающие ценности и нормы которой он транслирует (и
определенным образом интерпретирует) молодому поколению,
обеспечивая процесс его социализации и персонализации. Реа-
лизация учителем функции транслятора и интерпретатора соци-
ально-культурного опыта молодому поколению обусловливает
многоаспектный характер его связей с окружающим миром.
Полиориентированность образовательного взаимодействия находит
отражение не только в многообразии сфер межличностного
общения, но и в специфике продуктивного участия учителя в каждой
конкретной ситуации взаимодействия. Так, профессионально-
ориентированное общение, выводящее учителя на социальный
уровень взаимодействия с окружающей действительностью и
приобщающее его к миру социокультурных ценностей,
накопленных человеческим сообществом, имеет статусно-ролевой
характер (И.А. Алексашина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и
др.). Реализация роли социального педагога-воспитателя молодого




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
123
поколения в широком смысле этого слова осуществляется благодаря
непрерывному информационно-познавательному взаимодействию
учителя с окружающим миром посредством средств массовой ком-
муникации, образовательных текстов, помогающих ему выходить за
пределы собственной индивидуальной деятельности и адекватно
социализироваться в современном обществе (быть в курсе его
ценностей, норм, установок, образцов поведения); развивать общий
кругозор; повышать профессиональный уровень.
Приобщение учителя к социально-педагогической культуре
осуществляется не напрямую, а опосредованно, через круг общения
в профессионально-педагогической микросреде. Для учителя такой
малой группой является педагогический коллектив школы, в
котором он не только усваивает культурные ценности общества, но
и учится оценивать себя со стороны, осуществлять самоконтроль
(Н.П. Аникеева, И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский,
А.А. Реан, Р.Х. Шакуров, В.В. Шпалинский и др.). Групповая
идентичность, предполагающая определенную согласованность
действий членов педагогического коллектива школы на основе
обмена информацией и существования специальных средств
контроля над выполнением их функциональных обязанностей,
определяет нормативно-ценностный характер межличностного
общения учителя с коллегами-учителями.
Взаимодействуя одновременно с обществом и педагогическим
коллективом школы, учитель осуществляет индивидуальную
педагогиче скую деятельность, связанную с организацией
учебного сотрудничества учащихся на уроке и во внеурочное время,
что предполагает активное вовлечение других субъектов - родителей,
коллег-учителей, администрации школы, представителей социальных
структур. Каждый из вовлеченных в образовательный процесс
конкретных субъектов имеет свои, но согласованные с другими
цели. В процессе межличностного общения учителя с ними
осуществляется взаимный информационный обмен не только
знаниями, идеями, ценностями и идеалами, но и деятельностью,
опытом, способностями, умениями и навыками.
В современных исследованиях наиболее существенным
аспектом в деятельности учителя выделяется взаимодействие с




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
124
"образом Я", включающим представление о себе и самооценку,
програ м м ы с а м осовершенствова ния, привычные ре а кции
на проявле ния некотор ых свои х каче с тв, спо собн ости к
самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Внутриличнос-
тное взаимодействие учителя как субъекта профессионально-
педагогической деятельности с "образом Я" по своей сущности
является рефлексивным.
Таким образом, взаимодействуя одновременно с обществом,
педагогическим коллективом школы как социальной группой,
другими участниками образовательного процесса (учащимися,
родителями, социальными организациями и др.), собственным
образ ом "Я" учитель ока зыва ет ся включенным в процесс
полисубъектного взаимодействия, в котором он выступает для
себя и окружающих одновременно в разных психологических
ролях:
- социально-культурное "Я" презентирует учителю самого себя
как типичного представителя рода человеческого, как носителя и
продолжателя традиций, обеспечивающего преемственность
поколений;
- социальное "Я" отражает его отнесенность к профессио-
нально-педагогической группе;
- межличностное "Я" определяет, каким является учитель в
отношениях с другими участниками образовательного процесса;
- внутриличностные "Я" отражают уровень развития профес-
сионального самосознания учителя.
В зависимости от того, в какой субъектной позиции учитель
осознает себя в ситуациях межличностного взаимодействия с окру-
жающими, он прогнозирует процесс социализации молодого
поколения в условиях обучения.
В контексте данных рассуждений профе ссионально-
личностную готовность учителя к гуманистически-ориентиро-
ванному полисубъектному взаимодействию в современной соци-
ально-образовательной среде можно определить как установку
на прогнозирование поведения других субъектов образователь-
ного процесса в ситуациях общения, на взаимопонимание и




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
125
обмен личностными смыслами с другими людьми, на передачу
позитивной энергиии и оказание взаимного содействия, взаимной
поддержки и т.д. В качестве основных показателей, проявляющих
уровень сформированности такой готовности, выступают:
- общая гуманистическая направленность личности учителя в
сфере педагогической деятельности;
- коммуникативная компетентность учителя в сфере
межличностного взаимодействия с окружающими;
- педагогические способности учителя к проектировочно-
гностической и рефлексивно-перцептивной деятельности;
- ориентация учителя на способы общения с авторами
образовательных текстов (проблемно-методологический подход к
анализу текста, на диалоговые формы общения) - см. модель 5.
Гуманистическая направленность личности учителя (2а) - это
система ценностных ориентаций, определяющих его позицию в
профессионально-образовательной среде и проявляющихся в
особенностях осознания своей роли и назначения в педагогической
профессии, а также организации межличностного взаимодействия с
другими участниками образовательного процесса. Показателями
гуманистической направленности личности учителя в профессио-
нально-образовательной среде могут выступать: отношение учителя
к педагогической деятельности прежде всего как к человекоори-
ентированной деятельности во всех аспектах ее проявления,
отражающееся в направленности профессиональных ориентаций,
а также оценке ее успешности (2а.1); уровень осознания учителем
гуманистического смысла любых ситуаций межличностного
взаимодействия и способность к их педагогическому осмыслению
(2а.2); установки на понимание особенностей мировосприятия и
общения современной молодежи, отраженных в современной
молодежной субкультуре (2а.3).
Психологическая готовность учителя к полисубъектному
взаимодействию в социально-образовательной среде проявляется
также в особенностях его общей коммуникативной компетентно-
сти в сфере межличностного общения (2б). Показателями
гуманистически-ориентированной коммуникативно-личностной
готовности учителя к межличностному взаимодействию с другими




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
126

Модель 5
Профессионально-личностная готовность учителя
к гуманистически-ориентированному полисубъектному
взаимодействию с другими участниками социально -
образовательного процесса




субъектами образовательного процесса могут быть выделены:
коммуникативно-поведенческие установки по отношению к
окружающим (2б.1); профессионально-личностные свойства,




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
127
определяющие общий эмоциональный настрой межличностного
общения (2б.2); уровень удовлетворенности потребности учителя
в творческой деятельности как гуманистически направленной и
полисубъектной по своей сущности (2б.3); ориентация на развитие
индивидуального стиля педагогического взаимодействия в образо-
вательной среде, реализующего гуманистические принципы (2б.4).
Показателем педагогических способностей, влияющих на
психологическую готовность учителя к гуманистически-ориенти-
рованному полисубъектному взаимодействию в социально-
образовательной среде (2в), можно отнести характер реализации
учит елем пр оектировочно-гн остиче с ких и р е флекси вно-
перцептивных способностей (особенности проектирования
ситуаций образовательного взаимодействия: в какой степени
учитель оказывается способным выйти за пределы собственного
индивидуального опыта в субъектный опыт других участников
педагогической системы - учащихся, коллег-учителей, родителей,
авторов образовательных текстов). Это проявляется в постановке
целей образовательного взаимодействия с другими субъектами
педагогической системы, прогнозируемые учителем в ситуациях
проектирования (2в.1); в прогнозировании содержания и процесса
межличностного общения на проблемно-диалоговом уровне (2в.2);
в синтезировании индивидуального и социально-педагогического
опыта в процес се реше ния пробл ем педагогического
взаимодействия (2в.3); в особенностях рефлексивного анализа
педагогического взаимодействия участвующих в нем субъектов
(2в.4).
Информационно-познавательная готовность учителя к
полисубъектному гуманистически-ориентированному взаимодей-
ствию проявляется в способностях учителя вступать в профессио-
нально-ориентированный диалог с авторами образовательных текстов
(2г). Показ ателями творческих возможностей учителя как
потребителя и создателя нового и социально-значимого опыта
выступают профессиональные ориентации учителя на творческий
поиск в информационно-образовательном пространстве (2г.1);
способности учителя вступать в процесс информационно-




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
128
коммуникативного взаимодействия с авторами образовательных
текстов (2г.2); особенности ментального опыта учителя как субъекта,
оценивающего профессиональную значимость воспринимаемых
текстов (2г.3); педагогическая стратегия практического
использования текстов в образовательном процессе (2г.4).
В какой мере обозначенные выше признаки проявляются у
современного учителя в условиях его педагогической деятельности?

3.2. Проявления гуманистической направленности
личности учителя в условиях практической
педагогической деятельности

Психологическая готовность учителя к организации гуманис-
тически-ориентированной педагогической деятельности определя-
ется прежде всего особенностями его профессионально-личностной
направленности в современной социально-образовательной среде.
Показателем направленности личности учителя как субъекта деятель-
ности является профессиональная картина мира, фиксирующая его
ценностные ориентации, отражающие особенности осознания им
своей социальной роли и назначения в педагогической профессии,
а также определяющие его позицию по отношению к другим субъек-
там образовательного процесса (Е.Ю. Артемьева, И.Н. Балова,
Д.А. Леонтьев, В.Н. Михайловский, Ю.И. Светов) - см. модель 6.
Системообразующим компонентом в профессиональной
картине мира является смысл (объекта, явления, ситуации) как
"след" взаимодействия с объектом, явлением, ситуацией в виде
отношения к ним. "Смысл является тем звеном, которое способно
осуществлять связь между различными слоями профессиональной
картины мира, способствуя актуализации той или иной ее области"
(206, с.78). Смысловая иерархия личностных ориентаций учителя как
субъекта, действующего в пространстве гуманистически-ориентиро-
ванного межличностного взаимодействия и ориентированного на
развитие гуманистических идеалов молодежи, на все то, что
составляет, по выражению Л.С. Выготского, их "зону ближайшего
развития" (на их "завтрашний день"), строится с учетом проблем,




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
129
актуальных для современного общества. В какой мере учитель
осознает свою профессиональную роль в новом социуме, насколько
его жизненные ориентации согласуются с характером мировосприя-
тия молодого поколения, начинающего самостоятельную жизнь в нем,
как учитель реа лизует общечеловеческий смысл общения в
ситуациях полисубъектного взаимодействия с другими участниками
педагогического процесса - все эти вопросы требуют специального
изучения для определения его профессионально-личностной
готовности к организации гуманистически-ориентированной педа-
гогической деятельности.

3.2.1. Профессиональные ориентации учителя
в современной социально-образовательной среде

Для изучения степени согласованности педагогической
стратегии учителя с потребностями молодого поколения в
современной социально-образовательной среде был осуществлен
специальный опрос учителей и старшеклассников - выпускников
средних общеобразовательных школ, выявляющий их отношение к
некоторым актуальным проблемам современной действительности.
Ре зул ьт аты опр ос а уч ит е л е й пока з а ли , что отноше ние
большинства из них (98%) к социальным изменениям, имеющим
место в современном обществе, дифференцировано в зависимости
от того, какое влияние они оказывают на образовательный процесс.
Так, среди позитивных изменений в обществе учителя выделяют
экономиче ские преобраз ова ния, побуждающие к личной
инициативе и творчеству (76%); демократические преобразования
в сфере образ ова ния (72%) и в обще стве в целом (50%);
динамичность жизни (66%) и интенсификацию информационных
процессов в современном обществе (68%); формирование
глобального мирового сообщества (30%) и др. К негативным
явлениям современной российской действительности учителя
относят алкоголизацию населения (58%) и наркоманию (40%);
массовую безработицу (54%); ограниченность духовного общения
с окружающими (50%) и растущую преступность (34%); идеологию




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
130
Модель 6
Профессиональная направленность личности учителя в социально-
образовательной среде как показатель его психологической
готовности к организации гуманистически-ориентированной
педагогической деятельности




Ус л ов н ы е о бо з н ач е н и я :
1-общая профессионально-личностная направленность учителя
в образовательной среде;
2-направленность учителя на согласование своей профессиональной позиции
с особенностями мировосприятия современной молодежи;
3-общая направленность учителя в сфере полисубъектного взаимодействия
в образовательной среде;
4-направленность учителя на согласование образовательного взаимодействия
с потребностью в межличностном общении современной молодежи.
Практическая реализация профессионально-личностной
направленности учителя в разных функциональных ролях:
5-как педагога-посредника между развивающейся личностью и социумом;
6-как педагога-воспитателя;
7-как педагога-методиста;
8-как педагога-организатора учебной деятельности учащихся на уроке.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
131
рыночной экономики, основанную на конкуренции (30%) и утрату
нравственных идеалов современной молодежью (проституцию -
28%, раннюю сексуальную жизнь - 26%, рэкет - 14% и др.).
Некоторые учителя выделяют экологические проблемы (28%),
опасаются угрозы гражданской войны в российском обществе
(18%), а также угрозы жизни на Земле вследствие обострения
международных конфликтов (10%). В какой степени данные
ориентации учителя согласуются с направленностью мировоспри-
ятия учащихся?
Результаты сравнительного анализа личностно значимых для
учителя и учащихся социальных проблем представлены в диаг-
рамме № 1. Как видно из диаграммы, общие тенденции восприятия
современной социальной действительности у учителей и учащихся
совпадают. Так, в числе проблем, имеющих первостепенную
значимость, и учителя, и старшеклассники выделяют социально-
экономические проблемы, неуверенность в будущем, незащищен-
ность перед обществом. Различия в подходе к оценке социальных
проблем проявляется в том, что учителя главным образом
констатируют свое субъективное отношение к ним; учащиеся же
оценивают преобразования окружающей действительности с позиции
непосредственной вовлеченности и участия в них. Отсюда, во-первых,
более высокая личностная значимость для современных юношей и
девушек социально-психологических проблем (наркомании,
проституции, подростковой преступности; межличностных
отношений и взаимопонимания с окружающими; любви и дружбы;
общения со сверстниками; сексуальные проблемы и др.); во-вторых,
неоднозначная оценка учащимися социальных пороков (4,8%
юношей готовы последовать примеру друга-наркомана; 16,2% стар-
шеклассников относятся к проституции "как к любой другой работе";
некоторые учащиеся "не против заняться рэкетом"); в-третьих, страх
старшеклассников стать инвалидом, прикованным к кровати (40,5%);
быть изнасилованной (29,8%); заболеть СПИДом (19,1% девушек
и 37,8% юношей); сойти с ума (14,9% и 13,5% соответственно).
Как видим, восприятие и осознание социальных проблем в

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign