LINEBURG


страница 1
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА




С.П. ИВАНОВА


УЧИТЕЛЬ ХХI ВЕКА:
НООПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ
К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования Министерства
образования Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений




Псков 2002




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
2
ББК 88.840
И 209

Печатается по решению кафедры психологии
и редакционно-издательского совета ПГПИ им. С.М. Кирова.


Рецензенты:
В.Л. Марищук, Заслуженный деятель науки РФ,
доктор психологических наук, профессор кафедры гуманитарных
дисциплин Санкт-Петербургского Военного института
физической культуры;
Г.С. Сухобская, доктор психологических наук,
профессор, заведующая лабораторией психологических проблем
Института образования взрослых РАО


Иванова С.П.

И 209 УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА: ноопсихологический подход к анализу
профессионально-личностной готовности к педагогической
деятельности. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002 г. - 228 с.

В учебном пособии раскрывается новый концептуальный подход,
отражающий современные условия развития социально-образовательной среды
и ее субъектов; дается психологическая характеристика личности учителя,
ориентированного на формирование у учащихся человекоцентрированной
жизненной позиции, социальных умений и навыков межличностного общения;
предлагаются методические рекомендации по формированию профессио-
нально-личностной готовности студентов-будущих учителей к организации
педагогической деятельности как процесса полисубьектного взаимодей-
ствия.
Может быть полезно всем читателям, имеющим отношение к процессу
социализации развивающейся личности в современном глобальном
сообществе.
И 209

© Псковский госуда рств енный
ISBN 5-87854-190-4
педагогический институт
им. С.М. Кирова
(ПГПИ им. С.М. Кирова), 2002
© С.П. Иванова, 2002




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
3




Содержание

Введение ............................................................................................ 7

Глава 1. ХХI век - эпоха гуманистически-ориентированного
полисубъектного взаимодействия человека
с окружающим миром

1.1. Ноопсихологический подход к процессу развития
личности в современном глобальном сообществе .................. 10
1.2. Психологическая сущность полисубъектного
взаимодействия в социуме ....................................................... 29
1.3. Гуманистически-ориентированный диалог как основная
форма сотрудничества равнозначимых и равноценных
субъектов ................................................................................... 38
1.4. Психологический механизм включения субъекта в
процесс гуманистически-ориентированного
межличностного взаимодействия ............................................. 47
1.5. Готовность личности к гуманистически-ориентированному
взаимодействию и взаимопониманию как условие
выживания в современном глобальном сообществе ............... 56

Краткое содержание главы ................................................... 60
Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях ........ 62
Темы для рефератов ............................................................ 63
Темы для самостоятельной исследовательской работы ........ 63
Дополнительная литература ............................................... 63




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
4
Глава 2. Педагогическая деятельность как социально и
исторически обусловленный процесс полисубъектного
взаимодействия в образовательной среде
2.1. Многообразие форм педагогического взаимодействия в
современной социально-образовательной среде ..................... 65
2.2. Профессионально-личностная позиция учителя как
субъекта гуманистически-ориентированной педагогической
деятельности .............................................................................. 76
2.3. Духовно-психологический потенциал личности учителя,
ориентированого на диалог с другими участниками
образовательного процесса ...................................................... 84
2.4. Педагогическое мышление учителя-гуманиста ....................... 95
2.5. Информационно-коммуникативное взаимодействие
учителя с авторами образовательных текстов как
условие его профессионально-личностной подготовки к
организации диалогового общения в процессе обучения ..... 103
Краткое содержание главы ........................................................... 112
Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях ................. 114
Темы для рефератов ................................................................................115
Темы для самостоятельной исследовательской работы ..................... 115
Дополнительная литература ................................................................116

Глава 3. Профессионально-личностная готовность
учителя к гуманистически-ориентированному
полисубъектному взаимодействию в
социально-образовательной среде
3.1. Понятие профессионально-личностной готовности
учителя к гуманистически-ориентированному
полисубъектному взаимодействию в
социально-образовательной среде ......................................... 119
3.2. Проявления гуманистической направленности личности
учителя в условиях практической педагогической
деятельности ......................................................................... 128




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
5
3.3. Коммуникативно-поведенческие установки учителя как
показатель профессионально-личностной готовности к
гуманистически-ориентированному полисубъектному
взаимодействию в социально-образовательной среде ........... 146
3.4. Проявления личностного профиля учителя в условиях
педагогического взаимодействия в процессе обучения ........ 159
3.5. Рефлексивно-перцептивные способности учителя к
проектированию ситуаций межличностного
взаимодействия, способствующих гуманизации
социально-образовательной среды ............................................. 167
3.6. Профессионально-личностная готовность учителя к
проблемно-диалоговому общению с авторами образовательных
текстов ...................................................................................... 184

Краткое содержание главы ........................................................ 198
Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях .......200
Темы для рефератов ...........................................................201
Темы для самостоятельной исследовательской работы .........201
Дополнительная литература .............................................. 201

Глава 4. Развитие профессионально-личностной
готовности студентов-будущих учителей к
гуманистически-ориентированной педагогической
деятельности в процессе психолого-педагогической
подготовки в вузе

4.1. Влияние успешности межличностного взаимодействия
начинающего учителя с другими участниками
образовательного процесса на его социально-
психологическую адаптацию к педагогической профессии ...... 204
4.2. Психологический анализ включенности студентов-
будущих учителей в процессе полисубъектного
образовательного взаимодействия в условиях
профессионально-педагогической подготовки в вузе ........... 214




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
6
4.3. Информационно-познавательный диалог
студентов-будущих учителей с авторами
образовательных текстов как показатель их
профессионального развития ................................................. 223
4.4. Кооперативно-структурированная деятельность
в работе студентов-будущих учителей с научными
психологическими текстами и ее развивающие эффекты ..... 230

Краткое содержание главы ....................................................... 246
Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях .......248
Темы для рефератов ...........................................................249
Темы для самостоятельной исследовательской работы .........250
Дополнительная литература ............................................. 250

Заключение ................................................................................... 253
Список литературы ..................................................................... 255
Приложения ..............................................................................277
Приложение 1 ....................................................................279
Приложение 2 ....................................................................283
Приложение 3 ....................................................................287
Приложение 4 ....................................................................290
Приложение 5 ....................................................................303
Приложение 6 ....................................................................314




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
7



Введение

Практическая реализация гуманитарных задач образования
осуществляется учителем, стимулирующим и направляющим процесс
социализации и одновременно персонализации развивающейся
личности путем трансляции и педагогической интерпретации молодому
поколению духовных и нравственных ценностей социума. Будучи
"продуктом" истории, молодое поколение рассматривается в
современной науке в качестве особой социально-демографической
группы, выполняющей в обществе глобальную по значению
общесоциальную функцию "субъекта-преемника" материальных и
духовных ценностей предшествующих этапов его развития. Молодые
люди выступают, с одной стороны, носителями всего нового (и соци-
ально-позитивного, и социально-негативного), а с другой стороны,
своего рода "цензором" совр ем енной действи тельнос ти и
социальной справедливости (С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский,
А.А. Козлов, Н.В. Ковалева, В.Т. Лисовский, Т.В. Пелевина и др.).
Развитие у современных юношей и девушек человекоцентрированной
жизненной позиции, социальных умений и навыков личностно-ори-
ентированного взаимодействия с окружающими в процессе их
обучения возможно при условии психологической готовности
самого учителя к гуманистически-направленному взаимодействию
с Другими (под словом "Другие" подразумеваются любые субъекты
"большого социума": общество, авторы образовательных текстов,
педагогический коллектив как социально-профессиональная
группа, участники образовательного процесса: учащиеся, учителя,
родители). Самотрансценденция, т.е. способность не только видеть
свой результат деятельности, но и понимать и учитывать его роль и
значение для других субъектов как важнейшее проявление личности
учителя, есть одновременно начало "прорастания" этого же свойства
у учащихся как граждан современного глобального сообщества.
Профессионально-педагогическая деятельность как процесс
гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
8
учителя с другими участниками социально-образовательного про-
цесса эффективна, если учитель становится полноправным
участником м ежсубъектных отношений в социокультурном
пространстве и реализует их в собственной деятельности. Эта
реализация успешна, если
- межсубъектные отношения в социокультурном пространстве
становятся предметом педагогической рефлексии учителя;
- внутришкольная среда осмысливается учителем в контексте
гуманистически-направленных социальных взаимоотношений,
осуществляющихся в современном социокультурном пространстве;
- у учителя сформирована профессионально-личностная
готовность к гуманизации внутришкольной образовательной среды,
способствующей развитию межличностной толерантности учащих-
ся, их стремления к сотрудничеству и взаимопониманию;
- предметом педагогической рефлексии учителя становится
анализ процесса развития потребностей и способностей учащихся к
гуманистически-направленному взаимодействию с окружающим
миром;
- педагогическая деятельность учителя психологически
осмысливается им по всем основным позициям как согласующаяся
и кооперирующаяся с деятельностью других субъектов образователь-
ного процесса (учащихся, коллег-учителей, родителей,
общественности и др.) на проблемно-диалоговом уровне.
Целью данного учебного пособия является психолого-
педагогический анализ профессионально-личностной готовности
современного учителя к реализации педагогической деятельности как
процесса гуманистически-ориентированного полисубъектного взаи-
модействия в социально-образовательной среде.
В содержании учебного пособия раскрыта гуманистическая
сущность полисубъектного взаимодействия личности в современ-
ном социокультурном пространстве и охарактеризованы психоло-
гические механизмы включения субъекта в этот процесс;
- представлена психологическая концепция педагогической
деятельности как процесса гуманистически-направленного диалога,
осуществляемого учителем с другими участниками педагогического




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
9
процесса, и показана его профессиональная роль в создании
внутришкольной образовательной среды, определяющей процесс
становления и развития личности учащегося как много-мерного
субъекта межличностных отношений в современном поликультурном
обществе;
- разработана модель профессионально-личностной
готовности учителя к осуществлению человекоцентрированного
диалога в различных функциональных ролях и определены факторы,
стимулирующие и блокирующие этот процесс;
- показан андрогогический потенциал кооперативно-структу-
рированного обучения студентов-будущих учителей для развития их
готовности к осуществлению гуманистически-направленного
полисубъектного взаимодействия в современной социально-
образовательной среде.
Ознакомление с учебным пособием поможет студентам-буду-
щим педагогам, а также практикующим учителям и работникам об-
разовательных учреждений по-новому взглянуть на социальную
сущность педагогической деятельности в современном социокуль-
турном пространстве, приобщиться к общечеловеческим приори-
тетам в воспитании и обучении подрастающего поколения.




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
10
Глава 1
ХХI век - эпоха гуманистически-ориентированного
полисубъектного взаимодействия человека
с окружающим миром



1.1. Ноопсихологический подход к процессу развития
личности в современном глобальном сообществе

Современную эпоху общественного развития называют эпохой
противоречий в жизни, сознании и мышлении людей, эпохой жестких
столкновений между моралью и искусством, наукой и философией,
разумом и рассудком, хаосом стихийных сил и упорядоченностью,
гармоничностью душевной жизни (В.С. Библер, Б.С. Гершунский,
Б.С. Ерастов, А.С. Кармин, В. Франкл и др.). Столкновение
человечества с проблемами, угрожающими самому его существова-
нию (угроза ядерной войны, социально-экономические кризисы,
экологические катастрофы, отчуждение человека от общества,
насилие и терроризм), побудило людей к осознанию того, что они
живут в едином взаимосвязанном мире и что сохранение этого мира
является наиболее важной задачей, которая когда-либо стояла перед
человечеством.
Осознание объективного единства существования человечества,
единства исторических судеб, единства мирохозяйственных связей
и взаимозависимости политических процессов, науки, техники,
культуры - это относительно новая ментальная парадигма, опреде-
ляющая современное миропонимание. Сущность ее составляет гло-
балистика - взгляд на мир как целостную взаимосвязанную систему
(Ю.В. Гладкий, А. Кинг, С.Б. Лавров, Б.Ф. Ломов, Д. Медоуза, Н.Н.
Моисеев, Р. Хитинс, Б. Шнайдер и др.). Особое значение в этой сис-
теме имеет человек, реализующий свой творческий потенциал во вза-
имодействии с природой, обществом, другими людьми. От того, как




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
11
складывается процесс взаимодействия субъекта с окружающей дей-
ствительностью, насколько отношение человека к внешней среде
(природной и социальной) регулируется пониманием его причаст-
ности к глобальным проблемам, осознанием своего места и роли в
системе "Человек -Мир", какими способами он реализует свою
субъектную сущность в исторически новом социокультурном кон-
тексте, зависят в конечном итоге мир и жизнь на планете.
Взаимодействие является одной из базисных философских
онтологических категорий, характеризующих феномен связи,
перехода, развития, воздействия разных субъектов друг на друга.
Взаимодействие - начальная, исходная, родовая категория.
"Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы
рассматриваем движущуюся материю, ... взаимодействие является
истиной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем
пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что
позади его нечего больше познавать" (Ф. Энгельс) (196, с.158). Любое
явление, субъект, состояние может быть понято (познано) только
в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимосвязано и
взаимообусловлено.
Подчеркивая специфику взаимодействия в органическом мире,
в мире живой материи, А.Н. Леонтьев писал: "Жизнь есть процесс

страница 1
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign