LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Рассмотрение исторического пути развития образования библиотекарей как специалистов по работе с детьми свидетельствует о том, что на первоначальном этапе - до ХVIII в. формировались представления о педагогике детского чтения, о сущности деятельности библиотекарей как руководителей детского чтения. Каждая эпоха предъявляла свои требования к содержанию чтения и методике работы с книгой среди подрастающих поколений. В связи с ростом изданий детской литературы, расширением круга чтения детей начали осуществляться педагогические подходы в организации детского чтения. В XVIII в. реализуется попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование юного поколения с помощью создаваемой литературы для детского чтения. Библиотеку стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения и как самостоятельное учреждение, предназначенное для распространения просвещения и организации чтения учащихся.
Роль библиотек в образовании, просвещении и культурной жизни страны значительно возросла в ХIХ в. Передовые общественные деятели рассматривали в этот период библиотеку как мощное средство распространения прогрессивных идей, отстаивали ее общедоступность. Российские специалисты определяли требования к личности библиотекаря, обосновали необходимость разграничения функций между сотрудниками библиотеки (В.Ф.Одоевский), особое внимание обращали на руководство чтением юношества (В.П.Сопиков). Получила признание библиотечная специальность, требующая общенаучной и специальной подготовки. Педагогическая система взглядов на профессиональную деятельность организаторов детского чтения представлена в трудах писателей, критиков, педагогов: В.Г.Белинского, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др.
Объективные предпосылки для становления библиотечного образования специалистов по работе с детьми создаются в начале ХХ века . Рост изданий книг для детей, периодики, появление первых детских библиотек, интенсивная деятельность энтузиастов-библиотекарей по организации чтения - все это способствовало подъему библиотечной работы с подрастающим поколением. Большое значение для профессионального становления библиотекарей имела разработка теоретических и практических проблем библиотечной работы с детьми ( Л.Б.Хавкина, В.А.Зеленко). На развитие теории и практики библиотечно-библиографического образования большое влияние оказали идеи Н.А.Рубакина. Возможные пути, методы, содержание профессиональной подготовки кадров библиотек обосновала Л.Б.Хавкина. По ее инициативе работали в Москве первые библиотечные курсы при Народном университете им. А.Л.Шанявского. У библиотекарей имелись большие возможности для пополнения своих профессиональных знаний путем самообразования.
Новый этап в развитии библиотечного образования наступил после Великой октябрьской социалистической революции. В этот период появились высшие учебные заведения, которые готовили кадры профессиональных библиотекарей. Большой и весомый вклад в становление высшего библиотечно-библиографического образования внесла Н.К.Крупская. В 20-е годы открываются институты внешкольного образования. Было положено начало дифференцированной подготовки кадров. Образование специалистов по библиотечной работе с детьми предполагало освоение широкого круга знаний: библиотечных, библиографических, книговедческих. В этот период разрабатываются научные основы специальных дисциплин, что оказало существенное влияние на содержание образования и методику их преподавания.
C созданием в 1934 г. Московского государственного библиотечного института расширились возможности для дифференцированной подготовки кадров. Была открыта специальность " Библиотековедение детских библиотек". В послевоенные годы организацией обучения студентов занимался факультет детских и школьных библиотек . На кафедрах большое внимание уделялось созданию учебных программ, учебников, проводилось их широкое обсуждение. Для каждого студента были обязательными дипломные работы.
Важным этапом совершенствования подготовки библиотечных специалистов по работе с детьми явились 60-80-е годы. В эти годы неоднократно перерабатывались учебные планы и программы. Создание квалификационных характеристик позволило внести изменения и дополнения в содержание образования, ввести новые учебные дисциплины. Сформировалось ядро специальных дисциплин, отвечающее требованиям подготовки специалистов по библиотечной работе с детьми. Обучение московских студентов осуществлялось по экспериментальному учебному плану.
В 60-80-е годы активно развивалась научно-исследовательская и научно-методическая работа на кафедрах детской литературы и библиотечной работы с детьми Московского и Санкт-Петербургского институтов культуры. Главные усилия ученых направлялись на выработку единой теоретической концепции подготовки кадров и ее реализации в учебно-воспитательном процессе. Исследования были направлены также на теоретическое обоснование и практическое осуществление системы дифференцированного руководства чтением детей. Изучались возможности активизации воспитания детей как читателей, осуществлялся поиск внутренних резервов интенсификации библиотечного обслуживания, тенденций сближения библиотек с другими учреждениями культуры, средствами массовой информации.
В рассматриваемый период методологической основой содержания образования и воспитания студентов были партийно-правительственные документы. Партийно-классовая заданность выражалась в нормативных требованиях, которым должны были отвечать учебные планы, программы, учебная литература. Негативные процессы в системе подготовки библиотечных кадров были следствием общих тенденций, характерных для вузовского образования.
В зарубежных странах образование библиотечных специалистов отличалось многовариантностью и находилось под влиянием многих факторов: социально-экономических условий, национальных особенностей, специфических черт систем образования, идеологических основ библиотечного дела, различных взглядов на специальность детского и школьного библиотекаря. С начала 60-х годов активизировались международные библиотечные связи. Совместное обсуждение важнейших проблем профессиональной подготовки детских и школьных библиотекарей, широкий обмен опытом - все это способствовало совершенствованию библиотечно-библиографического образования.
В начале 90-х годов произошли глубокие политические, экономические изменения в жизни нашего общества. В этих условиях кардинально преобразуется система образования, ее организация, правовой статус, экономические и социально-психологические отношения.
В связи с новыми приоритетами высшего образования на основе принципов его демократизации, гуманитаризации, гуманизации, фундаментализации, дифференциации происходит обновление подготовки высококвалифицированных кадров по библиотечной работе с детьми, которое направлено на усиление:
- его методологической составляющей - включение знаний об общенаучных методах познания;
- выделение инвариантной составляющей библиотечного образования, обеспечивающей системный подход в преподавании учебных дисциплин, четко выраженную практическую направленность;
- общекультурных, педагогических, психологических, литературоведческих, информационных компонентов образования;
- организации личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего и развивающего у студентов творческие способности, позволяющие интегрировать и применять на практике научные знания, полученные при изучении общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Перечисленные направления ориентируют на подготовку компетентных, творческих специалистов, способных на качественно новом уровне осуществлять многогранную работу в детских и школьных библиотеках. Готовность к этой работе включает формирование у студентов индивидуального стиля профессиональной деятельности, инновационного, творческого подхода к ней, развитую педагогическую рефлексию, осуществление авторских поисков и находок.
Информатизация общества, процессы демократизации, задачи в области обучения и воспитания подрастающего поколения являются стимулирующими факторами совершенствования содержания образования и методики учебного процесса. Важнейшая особенность образования заключается в том, чтобы выпускники отвечали современным требованиям, чтобы образование носило опережающий характер. В противном случае эти специалисты не будут подготовлены к решению актуальных задач библиотечно-педагогической и информационной деятельности. Важно, чтобы в вузе были представлены новые знания. Особое значение имеют знания в области компьютерных и информационных технологий. В связи с чем непременной составной частью содержания образования становятся : основы информационных технологий, теоретические и методические основы формирования информационной культуры, информационные ресурсы, организационная деятельность в условиях детских и школьных библиотек (медиацентров). Профессиональному становлению студентов в значительной мере способствует производственная практика в библиотеках, осуществляющих инновационные подходы в своей деятельности, использующие современные компьютерные и информационные технологии, а также стажировка студентов за рубежом.
Новый взгляд на образование библиотекаря-педагога заключается в системе формирования компетентного и мобильного специалиста, способного найти профессиональную, социальную и психологическую нишу в быстро изменяющихся общественных, информационных и технологических условиях. Большое значение для позитивных изменений в системе российского образования имеет развитие международного сотрудничества в области библиотечного дела и подготовки кадров, участие в деятельности ИФЛА, МОИДЛ, IBBY и других международных организаций.
В настоящее время образовался и нарастает большой резерв для подготовки кадров детских и школьных библиотек. Основная причина: все уменьшающийся выпуск в вузах культуры таких специалистов. Назрела необходимость восстановления в ряде университетов культуры отделений детских, школьных и юношеских библиотек и увеличение плана приема на эти отделения. Кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ выступила с инициативой разработки учебной специальности "Библиотечно-педагогическая деятельность" и самостоятельного учебного плана. Эта инициатива получает поддержку со стороны многих ученых МГУКИ, а также Санкт-Петербурга и Челябинска. Важным является обоснование и введение новых специализаций в соответствии с потребностями библиотек. Необходим переход на подготовку бакалавров и магистров, что будет способствовать интеграции российского библиотечно-библиографического образования в мировое образовательное пространство. В целях осуществления фундаментальных, поисковых, методических исследований на кафедре МГУКИ создана научная лаборатория профессионального образования специалистов по библиотечной работе с детьми и юношеством. Проблемой, требующей решения, является координация и взаимодействие исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей вузов культуры, занимающихся подготовкой библиотечных специалистов по работе с подрастающим поколением.





Л и т е р а т у р а

1. Абрамов К.И. Г.К.Дерман - первый директор МБИ (По неопубликованным документам) // Г.К.Дерман - первый директор Московского библиотечного института: [ Материалы научной конференции к 110-летию со дня рождения: статьи и воспоминания]. - М.: МГИК, 1994. - С. 17-29.
2. Абрамов К.И. Демократические преобразования библиотечного дела России в период февральской революции (февр.-окт.1917 г.) - М.: МГИК, 1993.- 42 с.
3. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: Учебно-метод. пособие для студ. , преп. библ. ф-тов вузов культуры и библиотекарей-практиков. - М.: "Изд-во Либерия", 2000.- 176 с.
4. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России. Часть 2: Учебно-метод.пособие для студ., преп. и библиотекарей-практиков.- М.: "Изд-во Либерея", 2001. - 160 с.
5. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР: Учебник.- М.:" Книга", 1980.- 352 с.
6. Абрамов К.И. и Васильченко В.Е. История библиотечного дела в СССР ( до 1917 г.): Учеб. для студ. библ. институтов. - М.:"Сов.Россия", 1959. - 200 с.
7. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы.- М.: Топикал, 1994. - 608 с.
8. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. - М.: ИВА, 1996.- 480 c.
9. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы:Учеб.пособие для вузов. - М.: Высш.шк., 1986.-128 c.
10. Актуальные проблемы культуры и пути совершенствования высшего библиотечного и культурно-просветительного образования: Межвуз. сб. науч. тр. - М.: МГИК, 1981.- 176 с.
11. Алтухова Г.А. Профессиональная этика библиотекаря. - М.: МГУК,1996.-90 c.
12. Антология педагогической мысли России ХУIII в. / Cост. И.А.Соловков.- М.: Педагогика, 1985.- 480 с.
13. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. / Сост. И.А.Соловков.- М.:Педагогика, 1987.- 543 с.
14. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец ХIХ - ХХ век: Уч. пособие. - М.: Изд.центр АЗ, 1998.- 360 c.
15. Артемова Т.Н. Иллюстрация в библиотечной работе с читателями младшего возраста: Лекция.- М.: МГИК, 1989.- 32 с.
16. Бабушкина А.П.История русской детской литературы. - М.: Госучпедиздат, 1948.- 480 c.
17. Бабченко И.В., Сляднева Н.А. Специфика региональной сети библиотечно-библиографических учреждений как фактор, определяющий стратегию подготовки кадров // Развитие библиотечного образования в России: Межвуз. сб. науч.тр. - М.:МГИК, 1994. - С.32-38.
18. Бакмейстер И.Г. Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санктпетербургской императорской Академии наук, изданной на французском языке Иоганном Бакмейстером, подбиблиотекарем Академии наук, а на российском языке переведенный Васильем Костыговым. - СПб., 1779. - 99 с.
19. Балика Д. Читатель и книга // Красный библиотекарь.- 1925.- № 10.- c. 106.
20. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: о читателе восьми - девяти лет.- М.: Книга, 1969.- 167 c.
21. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. - М.: Дет.лит., 1983. - 430 с.
22. Беловолова И.И. Развитие международного сотрудничества в области библиотечно-библиографического образования (на примере ИФЛА): Автореф. дисс.... канд.пед.наук. - М., 1989. - 16 с.
23. Белоколенко М.В. Использование наглядности в библиотечной работе с детьми ( зарубежный опыт): Лекция . - М.: МГУКИ, 1997. - 30 с.
24. Банк Б.В. Изучение читателей в России (ХIХ в.) - М.: Книга, 1969.- 262 c.
25. Берх В. Собрание писем императора Петра I к разным лицам с ответами на оные. Ч. 2. - СПб., 1828.- 173 с.
26. Беспалова Э.К. Формирование библиографической мысли в России ( до 60-х гг. 19 в.). - М., 1994. - 283 с.
27. Беспалова Э.К., Тимошина Т.Б., Шлыкова О.В. О трудностях на путях совершенствования высшего библиотечно-библиографического образования // Проблемы высшего библиотечно-библиографического образования: историография и современное состояние: Межвуз сб.науч.тр. - М.:МГИК, 1988. - С. 91-106.
28. Библиотеки и средства массовой информации в работе по воспитанию подростков и юношества: Сб.науч.тр. - Л.: ЛГИК, 1986.- 134 с.
29. Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра: Сб.науч.тр.- М.: МГУКИ, 1996. - 195 c.
30. Библиотерапия: задачи, подходы, методики: Сб. статей / Сост. О.Л.Кабачек.- М.:БМЦ, 2001. - 128 c.
31. Библиотечная работа с детьми: Сб. / Под ред. М.А.Смушковой и Н.А.Херсонской . - М.-Л., 1926. - 40 с.
32. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практ. пособие. - М.: Кн.палата, 1989. - 216 с.
33. Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: Тез. докл. Пятой межд. науч.конф. ( Москва, 25-26 апр. 2000 г.) .Ч.1. - М.:МГУКИ, 2000. - 252 с.
34. Библиотечное дело - 2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве: Тез.докл. Шестой межд. науч. конф. (Москва, 26-27 апреля 2001 г.). Ч.2. - М.: МГУКИ, 2001. - 430 с.
35. Библиотечное дело и демократия: Тез. докл. и сообщ. науч. конф.(Москва, 8-10 апр. 1997 г.). Ч. 1.- М.: МГУК, 1977.- 163 с.
36. Библиотечное дело и проблемы информатизации общества: Тез.докл.науч.конф. (Москва, 27-28 апр. 1999 г.). Ч.1. - М.: МГУК, 1999.- 202 с.
37. Библиотечное дело на пороге ХХI века: Тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф. (Москва, 15-16 апр. 1999 г.). Ч.1.- 177 с.
38. Болотов А.Т.Современник, или записки для потомства // Библиография. - 1886.- N 1. - С. 28.
39. Бутенко И.А. Читатель и чтение на исходе ХХ века: социологические аспекты. - М.: Наука, 1977. - 132 с.
40. Бутенко И.А. Юный читатель и библиотека: ( Чтение девочек и чтение мальчиков) // Книга. Исследования и материалы. - М.: Книга, 1999.- C. 53-64.
41. Ванеев А.Н. Взгляды на библиотечную профессию в конце ХУII-начале ХIХ века // Научные и технические библиотеки.- 1992.- N 5. - С. 17-25.
42. Ванеев А.Н. Вклад ученых института в разработку общетеоретических и методологических проблем библиотековедения // История и перспективы библиотечного образования. Сб.науч.тр. - Л.,1988. - С. 117-134.
43. Ванеев А.Н. Отраслевая и функциональная специализация в подготовке библиотечных кадров // Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР: вопросы содержания и организации.- М.: МГИК, 1984.- С. 57-64.
44. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России в ХI-ХУIII веках.- СПб, 1992.- 152 с.
45. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР ( 1917-1959 гг.): Учеб. пособие. - Л., 1976. - 152 c.
46. Васильченко В.Е. Очерк истории библиотечного дела в России. ХI-ХYIII века.- М.: Гос. изд-во культ.-просв.л-ры, 1948. - 157 с.
47. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. - М., 1916. - 591 с.
48. Владимир Иванович Терешин: Биобиблиографический указатель. - М.:МГУК, 1998. - 44 с.
49. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1986.- 474 c.
50. Вопросы воспитания юного читателя: Межвуз. сб. науч. тр. - М.: МГИК, 1982.- 128 с.
51. Вопросы совершенствования подготовки кадров для работы с юными читателями: Межвуз. сб. науч.тр. / МГИК, ГРЮБ РСФСР.- М., 1984.- 150 с.
52. Воспитание творческого читателя: ( Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе): Кн. для учителя. Под ред. С.В.Михалкова, Т.Д.Полозовой.- М.: Просвещение, 1981.- 240 c.
53. Вохрышева М.Г. Библиография в системе культуры. - Самара, 1993.- 124 с.
54. Всероссийское совещание библиотечных работников 23-29 марта 1948 года.- М.: Госкультпросветиздат, 1948. - 220 с.
55. Высшее заочное библиотечно-информационное образование в начале ХХI века: Тезисы докл. и сообщ. юбилейной науч.конф. ( Москва, 5 дек. 2000 г.). - М.: МГУКИ, 2000. - 160 с.
56. Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР и за рубежом: Библиографический указатель литературы на русском и других языках народов СССР за 1946-1988 гг. Ч.1. - М.: МГИК, 1989 - 159 с.
57. Ганзикова Г.С. Подготовка специалистов нового типа для детских и школьных библиотек в период информатизации общества // Детская библиотека: Проф. информ. журн. / Ассоц. дет.б-рей России. - Н.Новгород, 2000. - N 1925). - 79-81.
58. Гаранина О. Как и прежде в строю // Библиотекарь.- 1985.- N 6.- С. 15-16.
59. Г.К.Дерман - первый директор Московского библиотечного института. [Материалы научной конференции к 110-летию со дня рождения: статьи и воспоминания]. - М.: МГИК, 1994.- 151 с.
60. Герцен А.И. Былое и думы // Собр. соч. : В 30 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т.8.- 518 с.
61. Герцен А.И. Записки одного молодого человека // Собр.соч.: В 30 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т.1.- 279 с.
62. Герцен А.И. Речь на открытии публичной библиотеки в Вятке 6 декабря 1837 г. // Собр. соч.: В 30 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 1.- С. 366-368.
63. Головин В.В. Детская библиотека: осмысление феномена в контексте подготовки специалистов // Петербургская библиотечная школа.- 1998.- N 2.- С. 28-32.
64. Голубева Е.И. Пути развития детской библиотеки // Библиотековедение. - 1995. - N 3. - С. 10-15.
65. Горький М. О детской литературе: Статьи, высказывания, письма. - М.: "Дет.лит. ", 1968.- 432 c.
66. Григорьев Ю.В. Какими должны быть новые учебники по библиотечному делу //Красный библиотекарь. - 1931.- N 5/6. - С.61.
67. Григорьев Ю.В. Л.Б.Хавкина ( 1871-1949). - М.: Книга, 1973.- 126 с. (Деятели книги).
68. Григорьева Т.А. Беседа как метод изучения детского отношения к книге // Новые детские книги. Сб.5.- М., 1928.- 16 c.
69. Григорьева Т.А. Приемы наблюдения над детским чтением.- М.-Л.: Госиздат, 1926.- 16 с.
70. ХХI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека: Сб. тезис.докл. межд.науч.-практ. конф. ( М., 16-17 мая 2001 г.). - М.: МГУКИ, 2001.- 274 c.
71. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность.- М.: МГУКИ, 1999. - 45 с.
72. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: ( Монография). - М.: МГИК, 1993.- 249 c.
73. Дементьева Н.Ю. Библиотечное образование в Польше: история, современное состояние, тенденции развития: Автореф. дисс.... канд.пед.наук.- М., 1998.- 16 с.
74. Дети и подростки в мире книжной культуры: По итогам социол. исслед.: Сб. науч.тр./ РГБ; сост. А.И.Лебедева.- М., 1993. - 128 с.
75. Детская библиотека: материалы Немецкого библиотечного института N7 / Науч. ред. Е.М.Ястребова. - М.: Медиум, 1994.- 92 с.
76. Детская библиотека: Профессиональный и информационный журнал / Ассоциация детских библиотекарей России. - Н.Новгород,1999.-N 2(22.- 120 с.
77. Детская библиотека сегодня и завтра.- М.: РГДБ, 1993.- 69 с.
78. Детская библиотека: Традиции.Духовность. Возрождение: Сб.ст.- метод. рекомендаций ведущих специалистов дет. б-к Ленинградской обл.; Сост. Степанова Л.В. - СПб, 1993.- 102 с.
79. Детское чтение для сердца и разума.- М., 1785. Ч. 1. - С. 5-6.
80. Детское чтение: феномен и традиции в конце ХХ столетия. Материалы Международной конференции. Ч.1. - СПб, 1999.- 177 с.
81. Дифференцированное руководство чтением детей: Сб. науч. трудов / ЛГИК им. Н.К.Крупской. - Л., 1983. - 168 с.
82. Долженко О.В.Очерки по философии образования.- М.: Промо-Медиа, 1995.- 239 с.
83. Добрынина Н.Е. В мир книг до рождения: когда учить ребенка читать // Книжное обозрение.- 2000.- N 16. - с. 4.
84. Добрынина Н.Е. Кто он, трехлетний читатель // Библиотека. - 1995.- N 6. - С. 26-28.
85. Добрынина Н.Е. Первые шаги в мир книги //Библиотека. - 1993.-N 9. -С.27-29.
86. Добрынина Н.Е. По ступенькам культуры чтения// Библиотековедение.- 2000.- N 3. - С. 52-57.
87. Дуликов В.З., Иванова Г.А. Некоторые вопросы организации учебного процесса в институте культуры // Современные проблемы культурологического образования. Сб. ст. - М.: МГУК, 1993. - С. 12-20.
88. Дюкина И.К. Организация высшего библиотечного образования в ФРГ: современные проблемы // Библиотековедение и библиография за рубежом.- 1983. - Вып. 91.- С. 38-50.
89. Езова С.А. Библиотечное общение.- Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1990.- 60 c.
90. Езова С.А. О подготовке библиотекарей к общению с читателем // Библиотековедение. - 1993.- N 4. - С. 72-81.
91. Жизненные приоритеты и чтение юных россиян ( Идеи Н.А.Рубакина сегодня). Монографический сборник. - М.: РГЮБ, 1997. - 74 с.
92. Житомирова Н.Н., Воронец В.А., Серова Н.С. Руководство чтением детей в библиотеке: Уч-к для студ. биб.ф-тов ин-тов культуры.- М.: "Сов.Россия", 1964. - 263 c.
93. Зарубежная литература для детей и юношества: Учеб. для ин-тов культуры. В 2 ч. Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С.Чернявской.- М.: Просвещение, 1989.- 270 с.
94. Зарубежная детская литература: Учеб. пособие для библ. фак. ин-тов культуры. Под ред. И.С.Чернявской. - М.: Просвещение, 1974.- 478 c.
95. Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала ХХ века. 3-е изд. - М., 1955. - 663 с.
96. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие.- Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1997. - 480 с.
97. Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности: Монография.- М.: Книга, 1979.- 144 c.
98. Зубов Ю.С. Библиография искусств [ Учебник для библ. фак. ин-тов культуры]. - М.: Книга, 1973.- 303 c.
99. Иванова Г.А. Вклад ученых МГУКИ в разработку проблем педагогики детского чтения // Педагогика детского и юношеского чтения: история, современное состояние, перспективы: Сб. науч. тр. - М.:МГУКИ, 2001. - С. 6-24.
100. Иванова Г.А. Довузовская подготовка специалистов для работы с детьми и юношеством // Библиотековедение.- 1995.- N 3. - С. 76-81.
101. Иванова Г.А. Н.К.Крупская о руководстве чтением детей // Н.К.Крупская и совершенствование духовной культуры советского общества: Сб. науч. тр. - М.:МГИК, 1988. - С.37-44.
102. Иванова Г.А. Подготовка специалистов для детских и юношеских библиотек: опыт старейшей кафедры университета // Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет: Сб. статей.- М.: МГУКИ, 2000.- С.40-49.
103. Иванова Г.А. Профессиональная подготовка студентов специализации детских и юношеских библиотек ( опыт, тенденции развития ) // Юный читатель и библиотека. - М.: МГИК, 1991.-C. 30-42.
104. Иванова Г.А. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов по библиотечной работе с юными читателями // Вопросы совершенствования подготовки кадров для работы с юными читателями: Межвуз. сб. науч. тр.- М.: МГИК, 1984. - 31-39.
105. Иванова Г.А. Роль курса " Руководство чтением детей и юношества в библиотеке" в профессиональной подготовке студентов библиотечных факультетов // Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР: вопросы, содержание и организация.- М.: МГИК, 1984.- С. 102-113.
106. Иванова Г.А. Руководство чтением детей в библиотеке: Учеб. пособие. - М.: ВМК МК СССР, 1990.- 71 с.
107. Иванова Г.А. Сохраняя традиции // Библиотековедение.- 1995.- № 1.- С. 72-79.
108. Иванова Г.А. Ю.В. Григорьев - теоретик и практик библиотечного образования : 100 лет со дня рождения // Библиотековедение.-2000.- № 1.-С.84-88.
108. Иванова Г.А. , Кадынцева З.И. Работа библиотеки с родителями: Учеб. пособие.- М.: МГИК, 1989. - 69 с.
110. Иванова Г.А., Терешин В.И. Дифференциация высшего библиотечного образования по трем типам библиотек : [ Эксперимент в МГИК] // Научные и технические библиотеки СССР. - 1989.- № 1.- C. 28-32.
111. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом: Уч. пособие.- М.: МГУКИ, 1999. - 268 с.
112. Иммрот Б.Ф. Система образования библиотекарей для детских и юношеских библиотек // Библиотековедение и библиография за рубежом.- 1991. - № 129.- С.87-94.
113. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я.Ляудис. - М., 1994. - 203 с.
114. Иноземцев И.В. Библиография научно-познавательной литературы для детей: Уч. пособие. - М.: МГИК, 1969.- 99 с.
115. Иноземцев И.В., Медведева Н.Б. Актуальные вопросы профессиональной подготовки работников детских и школьных библиотек // Библиотековедение и библиография за рубежом. Сб. Вып. 31.- М.: Книга, 1969.- C. 33-41.
116. Информатизация детских библиотек России. Ч.2. / Сост. А.И.Михайлова.- М.: РГДБ, 2000.- 59 с.
117. История библиотечного дела в СССР: Документы и материалы, ноябрь 1920-1929. - М., 1979.- 261 с.
118. История книги: Учебник для вузов / Под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой.- М.: Изд-во МГУП " Мир книги", 1998. - 346 с.
119. История и перспективы библиотечного образования: Сб.науч.тр. / Науч.ред. Н.И.Сергеева. - Л.: ЛГИК, 1988. - 214 с.
120. Кабачек О.Л. Изучение профессионального сознания детских библиотекарей // Библиотековедение.- 1994.- № 2(6).- С. 73-86.
121. Кабачек О.Л. Исследование педагогических возможностей детского библиотекаря // Cов. библиотековедение.- 1990. - № 5.- С. 38-42.
122. Каган М.С. Гуманитарные науки и гуманитаризация образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. - СПб, 1994. - С. 28-30.
123. Кадры культуры и проблемы их подготовки: Материалы межвуз. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию МГИК / Науч.ред. Г.А.Иванова. - М.:МГИК,1990.- 204 с.
124. Каптерев А.И. Займет ли библиотекарь место на информационном рынке // Библиотековедение.- 1993.- № 7.- С. 66-71.
125. Каптерев А.И. Методологические и теоретические основания профессионализации библиотечных специалистов: Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1994. - 459 с.
126. Каптерев А.И. Модульный подход к формированию профессионально-квалификационной структуры библиотечных кадров // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб. науч. тр. - М.: МГИК, 1990. - С. 96-106.
127. Каптерев А.И. Некоторые проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры библиотечных кадров в США// Научные и технические библиотеки. - 1993.- № 6. - С. 45-50.
128. Каптерев А.И. Применение активных методов обучения как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов библиотечных факультетов к общению с юными читателями // Активные методы преподавания специальных дисциплин на библиотечных факультетах вузов культуры. - М.: МГИК, 1987. - С. 79-87.
129. Каптерев А.И. Профессиональная культура студента: от системы понятий к системе технологий // Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет: Сб. статей. - М.: МГУКИ, 2000.- С.94-103.
130. Каптерев А.И. Эстетическое воспитание юношества в библиотеке: ( Основные предпосылки, условия, перспективы): Дис.... канд.пед.наук / МГУК. - М., 1986. - 244 с.
131. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. - Н.Новгород, 1996.- 183 c.
132. Киселева Т.Г. Достойны нового столетия // Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет: Сб. ст. - М.: МГУКИ, 2000.- 3- 10.
133. Киселева Т.Г. , Стрельцов Ю.А., Cтрельцова Е.Ю. Культура и революция: историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий: Курс лекций для студентов гуманитарных вузов. - М.: МГУК, 1998. - 204 с.
134. Климов Е.А. Путь в профессию. - Л., 1976. - 190 с.
135. Клюев В.К. Совершенствование библиотековедческой подготовки студентов библиотечных факультетов вузов культуры в условиях развитого социализма (1959-1983 гг.): Дис.... канд.пед.наук / МГИК. - М., 1984. - 342 с.
136. Конституция Российской Федерации: Комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ.- М.: Юрайт, 1998. - 144 с.
137. Концепция библиотечного обслуживания детей в России: [ Рукопись. Проект].- М.: РГДБ, 2001. - 31 с.
138. Концепция развития Московского государственного университета культуры. - М.: МГУК, 1997. - 13 с.
139. Коршунов О.П. Библиографическое образование: to be or not to be ? // Мир библиографии. - 1998. - № 1. - С. 96-97.
140. Коршунов О.П. Библиография: теория, методология, методика. - М., 1986.-288 c.
141. Коршунов О.П. Библиографоведение:Общ.курс.-М.: Кн. палата,1990.-231 с.
142. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие.- М.: Академический Проект, 2000. - 240 с.
143. Краткий справочник школьного библиотекаря. - СПб .: Профессия, 2001. - 352 с.
144. Крейденко В.С. Библиотечные исследования: Науч. основы. - М.: Книга, 1983.- 142 с.
145. Кременцова Н.К. Поэзия в воспитании юного читателя: Уч.-метод. пособие.- М.: МГУК, 1995. - 78 с.
146. Крупская Н.К. Выступление на Всероссийском совещании работников детских библиотек // Н.К.Крупская. Пед.соч. в 6-ти т. Т.5.- М.: Педагогика, 1980. - C. 415-423.
147. Крупская Н.К. Итоги съезда по народному образованию // Н.К.Крупская. Пед. соч. в 6-ти т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1978. - С. 141-151.
148. Крупская Н.К. К вопросу о политике Министерства народного просвещения // Н.К.Крупская. Пед. соч. в 6-ти т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1978. - С. 126-133.
149. Крупская Н.К. Какая книжка нужна нашим детям // Н.К.Крупская. Пед. соч. в 6-ти т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1980. - С. 288-291.
150. Крупская Н.К. О библиотечном деле: Избранные работы. - М.: Книга, 1976. - 224 с.
151. Крупская Н.К. О детской библиотеке и детской книге // Н.К.Крупская. Пед.соч.в 6-ти т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1978. - С. 138-145.
152. Крупская Н.К. О преподавании литературы // Н.К.Крупская. Пед. соч.в 6-ти т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1980. - С. 153-158.
153. Кунце Х. О профессии библиотекаря // Кунце Х. Избранное. Пер. с нем. - М.: Книга, 1983. - С. 130-137.
154. Лебедева А.Э. Приобщение детей к чтению классики как международная социальная и педагогическая проблема: Автореф. дис.... канд.пед.наук / МГУКИ. - М., 1999. - 16 с.
155. Левидов А.М. Автор-образ-читатель.- Л.: ЛГУ, 1983. - 350 с.
156. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.: Лайда, 1994. - 180 с.
157. Левина Е.Р. Обзор публикаций по проблемам подготовки кадров для детских и юношеских библиотек // Проблемы высшего библиотечно-библиографического образования: историография и современное состояние: Межвуз. сб.науч.тр. - М.: МГИК, 1988.- С. 74-90.
158. Левина Е.Р. Психология восприятия художественной литературы: Уч.пособие.- М.: МГИК, 1989.- 55 c.
159. Левина Е.Р. Психология детского и юношеского чтения в профессиональной подготовке библиотекарей // Юный читатель и библиотека (Проблемы педагогики и психологии чтения): Сб. ст. - М.: МГИК, 1991.- С. 43-51.
160. Левина Е.Р. Роль курса " Психология детского и юношеского чтения" в профессиональной подготовке студентов // Кадры культуры и проблемы их подготовки. - М.: МГИК, 1990.- С. 124-126.
161. Левина Е.Р. Социализация личности старшего подростка в процессе руководства чтением публицистической литературы в условиях совместной деятельности библиотеки и школы: Автореф. дисс.... канд.пед.наук / МГИК. - М., 1979. - 16 с.
162. Левина Е.Р., Шеломенцева М.Б. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества: Учеб. пособие. - М.:МГИК, 1991. - 88 с.
163. Ленин В.И. Рецензия. Н.А.Рубакин. Среди книг, том II (изд-во "Наука". М., 1913) // Полн. собр. соч. Т. 25 . - С. 111-114.
164. Леонов В.П. Судьба библиотеки в России. Роман-исследование. - СПб, 2000 / Росс.АН. Б-ка Росс АН. - 416 с.
165. Летова Н.А., Позднякова Г.И.,Томашева Е.Н. Жизнь, ставшая легендой: Е.Н.Привалова (1891-1977) // Петербургская библиотечная школа.- 1998. - №2. - C. 41-52.
166. Мазурицкий А.М. Какие специалисты нужны библиотекам? // Мир библиографии. - 1998.- № 1.- С. 52-53.
167. Мазурицкий А.М. Очерки истории библиотечного дела периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг./ Науч.ред. В.А.Фокеев; Рос.гос. б-ка, МГУ культуры. - М., 1995. - 210 с.
168. Макаренко А.С. Лекции о воспитании // Сочинения в 7-ми т. Т. 4 - М.: Изд-во АПН, 1957. - 552 с.
169. Макаренко А.С. О детской литературе и детском чтении: Статьи, рецензии, письма. - М.: Детгиз, 1955. - 184 с.
170. Максина С.И. Детские библиотеки Москвы в период Великой Отечественной войны // Ученые записки . - М.: МГБИ, 1957.- С. 186-208.
171. Манифест школьных библиотек.- М.: " Рудомино", 2001. - 4 с.
172. Машкова М.В. История русской библиографии начала ХХ века ( до октября 1917 года). - М.: Книга, 1969.- 492 с.
173. Мелентьева Ю.П. Библиотека и социализация личности : Учеб. пособие / Моск. гос.ин-т культуры.- М., 1993.-71 c.
174. Мелентьева Ю.П.Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности. - М.: "Институт психологии РАН", 1999. - 160 с.
175. Мелентьева Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества: Дис.... д-ра пед.наук / МГУК.- М., 1994. - 462 с.
176. Мелентьева Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества. - М.: Изд-во АСОПа Р, 2001. - 75 с.
177. Мелентьева Ю.П. Старейшая кафедра университета. История кафедры библиотековедения ( к 70-летию МГУКИ). - М.: МГУКИ, 2000.- 80 с.
178. Меры по реализации " Программы реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ // Вестник образования. - 1994.- №12.- С.10-11.
179. Михалева Т.И. Литературное образование в профессиональной подготовке руководителей юношеского чтения // Вопросы совершенствования подготовки кадров для работы с юными читателями: Межвуз. сб. науч. тр. - М.: МГИК, 1984. - C. 48-58.
180. Михалева Т.И. Проблема нравственного становления личности в литературе 60-80-х годов: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995.- 99 c.
181. Михалева Т.И. Современная литература в подростковом чтении: Программа курса по выбору. - М.: МГУКИ, 2000.- 18 с.
182. Михалкина О.Б. Использование ЭВМ в целях повышения профессионального уровня библиотекарей-библиографов: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- М., 1986. - 16 с.
183. Михалков С.В. Школа классики: Книга для учителя [ Cост. Т.Д.Полозова].- М.: Олимп, 1998.- 464 с.
184. Михалков С.В. Воспитательная сила литературы: Книга для учителя [ Cост. Т.Д.Полозова]. - М.: Просвещение, 1983.- 304 с.
185. Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет: Сб.статей: М.: МГУКИ, 2000. - 214 с.
186. Набатникова Е.А. Современное состояние библиотечного образования за рубежом: Лекция для студентов библ. фак-тов по спецкурсу " Современные проблемы развития зарубежных библиотек". - М.: МГИК, 1989. - 40 с.
187. Немчина И.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов и выпускников вузов культуры к работе с читателями-детьми ( теория и практика): Автореф. дис.... канд. пед. наук / МГУКИ. - М., 1999. - 16 с.
188. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна: Изд.центр"Феникс", 1955.- 336 с.
189. О библиотечном деле: Федеральный закон // Библиотековедение. - 1995.- № 1.- C. 3-17.
190. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. - СПб, 1913.- 60 с.
191. Острогорский В.П. Детей воспитывает в чтении художник-человек и литератор// Пед. листок. - 1985. - № 1-3. - С. 16.
192. Острогорский В.П. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1985.- 352 с.
193. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. - М., 1907. - 120 c.
194. Пирусская Г.В. Опыт Института детского чтения по изучению читателя (1920-1930 гг.) // Труды Ленингр. ин-та культуры им. Н.К.Крупской. Т.19.- Л., 1968. - С. 275-286.
195. Перестройка учебно-воспитательного процесса в вузах культуры: опыт, проблемы, перспективы: Межвуз.сб.науч.тр.- М.: МГИК, 1988. - 150 с.
196. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - 367 с.
197. Позднякова Г.И. Актуальные вопросы педагогики и психологии детского чтения: Учеб. пособие для студентов библ.ф-тов. - Л., 1976.- 18 с.
198. Позднякова Г.И., Томашева Е.Н. Подготовка кадров для детских и юношеских библиотек // История и перспективы библиотечного образования: Сб.науч.тр. / ЛГИК им.Н.К.Крупской; К семидесятилетию ЛГИК.- Л., 1988. - С. 60-79.
199. Покровская А., Рубцова П. Практическое применение метода спроса // Красный библиотекарь. - 1926.- № 8.- С. 35-43.
200. Полозова Т.Д. Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся: Автореф. дис.... д-ра пед.наук.- М., 2000.- 82 с.
201. Полозова Т.Д. Единство мысли, чувства и действия.- М.: Знание, 1978. - 48 с.
202. Полозова Т.Д. Интеллигентность - профессиональная характеристика специалиста по библиотечной работе с юношеством // Юношеские библиотеки: Информ. вестник. Вып. 1(8). 1999. - С.33-38.
203. Полозова Т.Д.Открытие мира: Сов.лит. и пробл. формирования читателя-подростка.- М.: Просвещение, 1979. - 256 с.
204. Полозова Т.Д.Педагогика сотворчества // Библиотека. - 1999.- № 10.-С.15-19.
205. Полозова Т.Д. Теоретические и методические аспекты совершенствования подготовки кадров по руководству чтением детей, подростков и юношества // Состояние и пути совершенствования библиотечного образования: Сб.науч.тр.- М.: МГИК, 1984.- С. 111-115.
206. Полозова Т.Д., Михалева Т.И. О повышении качества подготовки кадров для работы с юными читателями // Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР: Вопросы содержания и организации. - М.: МГИК, 1984.- C.42-57.
207. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам:Кн.для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 256 с.
208. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Руководство чтением детей и юношества - педагогическое творчество // Читатель и библиотека. Педагогика и психология чтения: Сб.ст. по материалам межрегиональной науч. конф. - М.: МГУК, 1994.- C. 25-35.
209. Проблемы высшего библиотечно-библиографического образования: историография и современное состояние: межвуз. сб. науч. тр. / Мос. гос. ин-т культуры.- М.: МГИК, 1988. - 191 с.
210. Проблемы новаций в работе детских и юношеских библиотек России. - М.: РГДБ, 1998. - 50 с.
211. Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб. науч. тр./ Мос.гос. ин-т культуры. - М.: МГИК, 1990. - 157 с.
212. Программа творческого развития личности ребенка в библиотеке (Библиотечный день для младших школьников, 1 и 2-й годы занятий). - М.: РГДБ.- 116 c.
213. Пушкова С.Б. Библиотеки и библиотекари США в условиях интенсивной автоматизации // Библиотековедение и библиогр. за рубежом.- 1989. - Вып. 120. - С. 24-36.
214 . Пушкова С.В. Непрерывное образование библиотечных работников в США // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. - 1991. - Вып. 128. - С. 60-71.
215. Рабинович Л. Библиотечные кадры // Красный библиотекарь.- 1934.- № 12. - С. 19-24.
216. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений в 3-х т. Т.1.- М.- Л. : Акад. наук СССР, 1938. - 458 с.
217. Развитие библиотечного образования в России: Межвуз. сб.науч.тр. / Отв.ред. В.И.Терешин. - М.: МГИК, 1994. - 163 с.
218. Райкова Г.А. Библиотеки и образование в России. Взаимодействие детских и школьных библиотек: история, современность, исследования, опыт.- М.: РГДБ, 1998.- 48 с.
219. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. - 1992.- № 10.- C. 3-7.
220. Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования// Социально-философские проблемы образования.- М, 1992.-C.16-28.
221. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников.- М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
222. Рубакин А. Рубакин: ( Лоцман книжного моря).- М.: Мол.гвардия,1967.-204 с.
223. Рубакин Н.А. Как должно быть организовано внеклассное чтение учащихся // Русская школа. - 1909.- № 9. - С. 2-4.
224. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. - М.: " Сов. Россия", 1962.- 127 с.
225. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги.- М.: Книга, 1977. - 267 с.
226. Рубакин Н.А. Этюды по психологии чтения // Русская школа. - 1910. - № 11 - C .172- 175.
227. Рубцова П.А. Что читают дети - М.: " Посредник", 1928. - 74 с.
228. Руководства для публичных и детских библиотек, подготовленные Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений / МК РФ. - М., 1995. - 73 с.
229. Руководство по библиотечному обслуживанию детей / Пер. с англ. Ю.В.Просалковой. - М.: РГБ, 1994. - 36 с.
230. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: Учебник для студ. биб. ф-тов ин-тов культуры, ун-тов и пед. ин-тов/ Под ред. Т.Д.Полозовой. - М.: МГИК, 1992. - 232 c.
231. Руководство чтением детей и юношества: Программа курса для высш. уч.заведений культуры и искусств. Специальность 05.27.00.- "Библиотековедение и библиография" / Сост. Г.А.Иванова, Т.Д.Полозова. - М.: МГУКИ, 2001. - 46 с.
232. Руководящие материалы по библиотечному делу.: Справочник / Под ред. В.В.Серова. - М.: Книга, 1982. - 208 с.
233. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений/ Под ред. Т.Д.Полозовой. - М.: "Академия", 1997. - 512 с.
234. Русская школа. - 1913.- № 1. - С. 9-11.
235. Рыбина Е.Ф. Библиография литературы для детей и юношества: Учебник. - М.: МГУК, 1994.- 240 с.
236. Самохина Е.О. Коррекционно-воспитательная работа библиотекаря с читателями - младшими школьниками: Лекция. - М.: МГУКИ, 2000. - 37 с.
237. Самохина Е.О. Развитие литературно-творческих способностей читателя - младшего школьника: Уч. пособие. - М.: МГУКИ, 2001. - 96 с.
238. Самохина Е.О. Технологические основы формирования творческой личности младшего школьника - читателя библиотеки. Автореф. дис.... канд.пед. наук /МГУК.- М, 1997. - 16 с.
239. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: ( Теоретико-экспериментальное исследование). - М.: Педагогика, 1980. - 160 с.
240. Сеглин Е. Проблема кадров - центральная проблема // Красный библиотекарь.- 1934.- № 7.- C. 16-18.
241. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Изд. центр "Академия", 2000.- 240 с.
242. Сетин Ф.И. Возникновение русской детской литературы: Дис.... д-ра филолог. наук. - М., 1978. - 450 с.
243. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец Х - первая половина ХIХ в.: Учеб. для студентов ин-тов культуры, пед.ин-тов и ун-тов. - М.: Просвещение, 1990. - 303 с.
244. Симонов Б.А. Дифференцированный подход к профилированию отдельных ступеней непрерывного библиотечного образования: Дисc.... канд.пед. наук / МГУК. - М., 1994. - 146 с.
245. Скворцов В.В. Библиотековедение: сущность, методология, статус: Автореф.дисc.... д-ра пед.наук / МГУК. - М., 1977. - 39 с.
246. Словарь книжников и книжности Древней Руси: [ В 3 вып.] / АН СССР, Ин-т рус. лит. ( Пушкин. Дом); Отв. ред. Д.С.Лихачев. - Л.: Наука, 1987.
247. Советская детская литература: Учеб. пособие для библ. фак. ин-тов культуры и пед. вузов / Под ред. В.Д.Разовой. - М.: Просвещение, 1978. - 496 с.
248. Современные проблемы подготовки кадров в вузе культуры: Cб. материалов к обсуждению на научно-метод. конф. профессорско-преп. состава Моск. гос. ин-та культуры. - М.: МГИК, 1993.- 100 с.
249. Соков П.С. Н.К.Крупская и становление библиотечного образования в СССР: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 195 с.
250. Соколов А.В. О модели библиотечного образования на пороге ХХI века //Библиотекарь.- 1990.- № 5.- С.14-18.
251. Соколов А.В. Общественное значение, библиотека и читатель // Проблемы оценки библиотечной деятельности и совершенствование обслуживания читателей. - Л., 1985. - С. 27-40.
252. Соколов А.В., Афанасьева Л.Н. Сколько и каких библиотекарей нужно России // Научные и технические библиотеки СССР.- 1991.- № 11.- С.3-11.
253. Состояние и пути совершенствования библиотечного образования: Материалы конференции специалистов вузов культуры с участием представителей социалистических стран. - М.: МГИК, 1984. - 200 с.
254. Спирина Н.М. Речевая культура библиотечного специалиста: формирование и развитие в условиях вуза: Автореф. дисс.... канд. пед.наук / МГУК. - М., 1998. - 16 с.
255. Степанова Л.В. Детская библиотека: ценность в настоящем и философия будущего // Петербургская библиотечная школа. - 1998.- № 2.- С. 32-41.
256. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. - М.: Книга, 1981. - 255 с.
257. Столяров Ю.Н. Библиотековедение: Избранное. 1960-2000 годы. - М.: Пашков дом, 2001 . - 555 с.
258. Столяров Ю.Н. Первые древнерусские школьные библиотеки: к 900-летию со дня рождения Евфросинии Полоцкой (1102-1173) // Школьная библиотека.- 2001. № 8. - С. 3-5.
259. Столяров Ю.Н. Профессия - библиотекарь. Почему ее выбирают?// Научные и технические библиотеки СССР. - 1977. - № 1. - C. 13-27.
260. Столяров Ю.Н. Структурно-функциональный анализ библиотеки как системы - теоретико-методологическая основа повышения эффективности и качества библиотечного обслуживания: Дисс.... д-ра пед. наук (05.25.03). - М., 1982. - 442 л.
261. Столяров Ю.Н. Формировать новое профессиональное сознание ( К итогам Всесоюзной научной конференции) // Сов. библиотековедение.-1990.- №6.-C.3-11.
262. Столяров Ю.Н. Ю.В.Григорьев (1899-1973). - М.: " Кн. палата", 1989. - 224 с.
263. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 400 с.
264. Сукиасян Э.Р. Библиотечное образование в США // Библиотековедение и библиография за рубежом. - 1991. - № 128.- С.60-71.
265. Сукиасян Э.Р. Идеальная система и реальные возможности подготовки кадров// Библиотековедение. - 1995.- № 3. - С. 98-102.
266. Сукиасян Э.Р. Мы выбираем , нас выбирают: как принимают на работу в американских библиотеках // Библиотека.- 1993.- № 10. - С. 45-47.
267. Сукиасян Э.Р. Чисто американский подход // Библиотекарь.-1991-№7-C.47-51.
268. Суслова И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: Учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. - М.: Профиздат, 2000.- 144 с.
269. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Рад. школа, 1981. - 288 с.
270. Татур Ю. Диверсификация высшего образования в России. Начало пути // Alma mater (Вестник высшей школы ). - 1992.- № 4.- С. 36-39.
271. Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца ХIХ - начала ХХ веков. - М.: Интеллект, 1996. - 256 с.
272. Терешин В.И. Абитуриент и библиотечная профессия // Библиотеки СССР.- 1971.- Вып. 51. - С. 50-57.
273. Терешин В.И. Педагогические аспекты деятельности советских библиотек.- М.: МГИК, 1988. - 50 с.
274. Терешин В.И. Пути перестройки высшего библиотечно-библиографического образования в стране // Перестройка учебно-воспитательного процесса в вузе: опыт, проблемы, перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.80.- М.: МГИК, 1988. - С.60-74.
275. Терешин В.И. Современные проблемы развития педагогических функций библиотек // Развитие педагогических функций советских библиотек.- М.: МГИК, 1991.- С. 5-25.
276. Терешин В.И. Совершенствование высшего и среднего библиотечно-библиографического образования в России: Отчет о межвузовской научно-исследовательской работе ( 1986-1991 гг.) - М.: МГИК, 1992.- 34 c.
277. Терешин В.И. Специализация библиотечных кадров: достижения и проблемы // Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР: вопросы содержания и организации: Межвуз. сб. науч. тр. / МГИК. - М., 1984. -С. 28-40.
278. Творчество как основа деятельности детской библиотеки: Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции / Перм. обл.дет. б-ка им. Л.И.Кузьмина. - Пермь, 2001. - 176 с.
279. Титова Е.П. Модель специалиста как инструмент совершенствования высшего библиотечно-библиографического и информационного образования в условиях информатизации общества: Дисс.... канд.пед.наук / МГУК. - М., 1976.- 174 л.
280. Тихомирова И.И. Диалог личностей ...// Библиотека.-1998. - № 7.- С. 42-44.
281. Тихомирова И.И. Чтение детей - эмоциональный тренинг: Метод.пособие / НГОДБ. - Н.Новгород, 1998. - 57 с.
282. Тихомирова И.И. Читатель художественной литературы в детской библиотеке. Формирование интересов и вкусов: Лекция для студ. отделения дет.и юнош. б-к / ЛГИК им. Н.К.Крупской. - Л., 1986. - 38 с.
283. Тихомирова И.И. Психология детского чтения: Метод. разработка. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2001.- 20 с.
284. Тихомирова И.И. Школа развивающего чтения. - Н.Новгород, 1996.- 75 с.
285. Тихомирова И.И. Эстетическое воспитание школьников в библиотеке: Учеб. пособие / ЛГИК им. Н.К.Крупской. - Л., 1987. - 78 с.
286. Тодоров Л.В. Тайны пробуждающейся души ( Л.Н.Толстой о руководстве детским чтением и творчеством) // Л.Н.Толстой и современные проблемы культуры.- М., 1980. - С. 128-129.
287. Толстой Л.Н. Педагогические статьи.1860-1863 // Полн. собр. соч. в 30 т. Т.8. - М., Гослитиздат, 1936. - 664 c.
288. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1989.- 542 с.
289. Толстой Л.Н. О воспитании // Пед. соч. - М.: Госучпедиздат, 1953.-С.409-410.
290. Томашева Е.Н. Подростки и юношество в информационно-культурном пространстве // Петербургская библиотечная школа.- 1998.- № 2. - С.41-52.
291. Трубников С.А. Ключевая проблема // Библиотекарь. - 1983.- № 2. - С.34-36.
292. Труды II Всероссийского библиографического съезда. - М., 1929. - 160 с.
293. Труды первого всероссийского съезда по библиотечному делу, состоявшегося в С.-Петербурге с 1-го по 7-го июня 1911 г. В 2-х ч. - С.-Петербург, 1912.
294. Труды профессорско-преподавательского состава: Указатель 1930-1980 гг.Вып. 1. Кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством. - М.: МГИК, 1983. - 95 с.
295. Туюкина Г.П. В.А.Сухомлинский о руководстве детским и юношеским чтением: Лекция / МГИК. - М., 1983. - 38 с.
296. Туюкина Г.П. Работа детской библиотеки с читателями дошкольного возраста: Лекция / МГИК.- М., 1986. - 24 с.
297. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 5. Методические статьи и материалы к " Детскому миру". - М.-Л.: Изд-во АПН, 1949. - 591 с.
298. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 т. Т. - М.: Госучпедиздат, 1954. - 734 с.
299. Федеральный Закон " О библиотечном деле" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995.- № 1.- С.18-28.
300. Филиппов В.М. Россия - образование - ХХI век: взгляд в будущее // Университетская книга. - 1999.- № 12. - С.4-11.
301. Филолог-библиограф детской литературы: Учебно-метод. материалы. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2000.- 32 с.
302. Философия образования.- М.: Фонд " Новое тысячелетие", 1996. - 288 с.
303. Философско-психологические проблемы образования / Под ред. В.В.Давыдова.- М.: ИНТОР, 1994. - 127 с.
304. Фонотов Г.П. Выдающийся просветитель: Новое прочтение Н.А.Рубакина // Читающая Россия: мифы и реальность . - М.: Либерия, 1996.- С. 14-25.
305. Фонотов Г.П. Таков он, библиотекарь. - М.: Либерия, 1997.- 174 с.
306. Хавкина Л.Б. Первые курсы по библиотечному делу. - М., 1913. - 8 с.
307. Хавкина Л.Б. Руководство для небольших библиотек. - М., 1917. - 40 с.
308. Ханнесдоттир С.К. Школьные библиотекари: квалификационные требования к профессии // Школьные библиотеки. - М.: Рудомино, 1997.- С. 33-64.
309. Хрестоматия по древнерусской литературе ( 11 - 17 вв.) / Н.К.Гудзий. - М.: Учпедгиз, 1936. - 392 с.
310. Чачко А.С. Библиотекари как социально-профессиональная группа: науч.-аналит.обзор: [ В 2-х ч.] - Киев, 1988.
311. Чачко А.С. Библиотековедение в человеческом измерении. 1994-1999; Моногр./ Междунар. акад. информатьизации. - Киев, 2000. - 144 с.
312. Чачко А.С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации.- Киев: Наукова думка, 1986. - 192 с.
313. Черниченко В.И. Методика профессионально-педагогической подготовки детских библиотекарей в вузе культуры: Учеб.пособие. - М.: МГИК, 1993. - 164 с.
314. Черниченко В.И. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической подготовки специалистов в вузе культуры к библиотечной работе с подрастающим поколением: Дисс... . д-ра пед. наук / МГИК. - М., 1994. - 334 с.
315. Черниченко В.И., Христидис Т.В. Основы профессионально-педагогической деятельности библиотекаря: Материалы к курсу " Педагогика". - М.: МГУК, 1998.- 280 c.
316. Черняк А.Я. Подготовке библиотечно-библиографических кадров - научное обоснование // Научные и технические библиотеки СССР.- 1982. - № 8. - С. 3-14.
317. Черняк А.Я. Общенаучные дисциплины в системе высшего библиотечного образования // Cов. библиотековедение.- 1991.- № 1. - С. 30-35.
318. Читатель и библиотека. Педагогика и психология чтения: Сб.ст. по материалам межрегиональной науч. конференции / МГУК.- М., 1994. - 150 с.
319. Читающая Россия: мифы и реальность. - М.: Либерия, 1997.- 200 с.
320. Чтение детей и подростков: Библиографический указатель литературы на русском языке за 1994-2000 годы.- М.: РГДБ, 2000.- 73 с.
321. Чтение детей и подростков в конце ХХ века: По материалам региональных исследований: Сб.науч.тр.- М.: РГДБ, 1999.- 140 с.
322. Что мы читаем? Какие мы?: Cб. науч. тр. - СПб., 1993.- 183 c.
323. Что читать народу?: Критический указатель книг для народного и детского чтения / Сост.Х.Д.Алчевская, Е.Д.Гордеева, А.П.Грищенко и др. Т.2.- СПб, 1888.
324. Чудинова В.П. Современная профессиограмма специалиста детской библиотеки как основа совершенствования подготовки кадров по работе с детьми: Дисс.... канд. пед. наук / МГУК. - М., 1996. - 218 с.
325. Чудинова В. Чтение детей и средства массовой информации // Мир библиотек сегодня. - 1997. - Вып.2. - С. 52-58.
326. Чудинова В. Чтение детей России в 90-е годы: По материалам исследов. в регионах // Библиотековедение.- 2000. - № 1. - С. 75-81.
327. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики.- М.:"Логос", 1993. - 181 с.
328. Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции . - М.: МП "Оптимист", 1992. - 210 с.
329. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IХ-ХХ вв.): Учебно-справоч. пособие для б-к всех систем и ведомств. - М.: Либерия, 2001.- 80 с.
330. Швырев В.С. Знание как феномен культуры: актуальные проблемы философского осмысления // Инновационное обучение: стратегия и практика. - М., 1994. - С. 60-75.
331. Шелгунов Н.В. Избранные педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН СССР, 1954. - 276 с.
332. Шира Д.Х. Введение в библиотековедение: Основные элементы библиотечного обслуживания / Пер. с англ. - М.: Высшая школа, 1983. - 256 с.
333. Школьные библиотеки.- М.: Рудомино, 1997. - 64 с.
334. Шлыкова О.В. Интенсификация вузовской подготовки библиотекарей-библиографов: Современное состояние и перспективы: Дисс.... канд. пед.наук / МГУК. - М., 1990. - 190 л.
335. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч.1. Историческая хрестоматия / Cост. О.Е.Кошелева, А.В.Машкова. - М.: Изд-во Рос.Открытого ун-та, 1992. - 208 с.
336. Шрейдер Ю.А. Социогуманитарные проблемы биологического познания // Естественно-научное мышление и современность.- Киев, 1989. - С. 55-56.
337. Юношеская библиотека и ее читатель: Материалы междунар. конф. " Дети. Книга. Библиотека." ( Иваново, cент. 1996 г. ). - М.: РГЮБ, 1996.- 64 с.
338. Юный читатель 90-х : Коллективная монография.- Вып.1. - М.: РГЮБ, 1995.- 146 с.
339. Юный читатель и библиотека: ( Проблемы педагогики и психологии чтения ): Сб.науч.ст. - М., 1991. - 189 с.
340. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Метод. рек. для библиотекарей, учителей и администрации школ.- М.: БМУ, 2002. - 128 с.
341. Broderic D.M. On saying yess to youth // Illinois libr . - 1989. - Vol. 68, № 6. - P. 387-392.
342. Heller D. Help wanted: school media specialist // Illinois libr. - 1984. Vol. 66, № 2. - P. 94-96.
343. Long lsland University: Undergrate Bulletin (1990-1992). - N. V., 1990. - 233 p.
344. School of Information and Library Science // University of North Caroline at Chapel Hill. - Chfpel Hill, 1990. - 64 p.
345. School of Library and Information Scince: Annocements (1991/93) / The Catholic University of America. - 1993. - 102 p.
346. Toronto University: Annocements. - Toronto, 1990.- 60 p.
347. Van der Starre Jaan H. E. Short Report on Library and Information Science Education in the Netherlands and Belgium ( Flanders) // Libri. - 1990. - Vol. 40. - ho.2. - P. 158-164.



С О Д Е Р Ж А Н И Е
В В Е Д Е Н И Е 4
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ 13
1.1. Возникновение первоначальных представлений о педагогике детского чтения в Древней Руси 13
1.2. Развитие педагогики детского чтения ( ХVIII в.) 19
1.3. Становление библиотечной специальности (ХIХ в.) 28
1.3.1. Педагогические идеи в области детского чтения и их роль в развитии библиотечного образования 38
1.4. Формирования теоретических и методических основ профессиональной подготовки библиотечных специалистов (начало ХХ в.) 61
Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ (после 1917 г. до 1950 г.) 79
2.1. Образование библиотекарей по работе с детьми как специалистов педагогического профиля (1918 -1929 гг.) 79
2.2. Дифференцированный подход в подготовке детских и школьных библиотекарей (1929 - 1941 гг.) 89
2.3. Особенности подготовки библиотечных специалистов по работе с детьми в военные и послевоенные годы (1941-1950 гг.) 105
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ И ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ (1960-1980 гг.) 119
3.1. Углубление содержания образования 122
3.2. Научно-методическое обеспечение учебного процесса 133
3.3. Состояние подготовки специалистов по библиотечной работе с детьми за рубежом 150
ГЛАВА IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ( конец ХХ - начало ХХI в.) 162
4.1. Специалисты детских и школьных библиотек России: опыт деятельности и квалификационные требования 163
4.2. Библиотекари, работающие с детьми за рубежом: задачи деятельности и требования к квалификации 173
4.3. Проблемы специализаций и содержание образования 185
4.4. Гуманитаризация и профессионализация образования 197
4.5. Традиции и инновации в обучении студентов 205
4.6. Профессионально-педагогическая деятельность выпускников как показатель качества их подготовки в вузе 213
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 228

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign