LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

спортивная
Коньки полозья скользить
обувь
Будильник часы звонок будить по утрам



В таблице заполнена только колонка “Название”, остальные колонки
заполняются построчно. Каждая строчка отдельный ученик, который дол
жен сказать примерно следующее:
“Водолаз это человек, у которого ещё есть скафандр, и он ещё может
плавать под водой “. Если некоторые дети не согласны с ним, пусть предла
гают свои варианты.



ЗАДАНИЕ 50.
Это задание аналогично заданию 4 в контрольной работе. Учитель чи
тает текст из сказки Андерсена “Огниво”:
“...Потом ты увидишь три двери; можешь их отворить. Войди в первую
комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нем собаку; глаза
у нее величиной с чайную чашку. Но ты не бойся! Посади ее на мой
передник, открой сундук и бери из него денег сколько угодно. В этом сунду
ке лежат только медяки; захочешь серебра ступай в другую комнату; там
сидит собака с глазами, как мельничные колеса; а если тебе захочется золо
та, достанешь и его сколько сможешь унести, стоит лишь пойти в третью
комнату. У собаки, которая там сидит на деревянном сундуке, глаза с круг
лую башню...”
После этого учитель предлагает детям выделить признаки, по которым
можно отличить собак, и заполнить таблицу.
В результате должно получиться следующее:




52
Отличительные
1 я собака 2 я собака 3 я собака
признаки
с
с чайную с Круглую
Размер глаз мельничные
чашку башню
колёса
какие монеты
медь серебро золото
лежат в сундуке
в какой комнате
в первой во второй в третьей
сидит


После выполнения заданий 45, 47, 48, 50 учителю следует раздать блан
ки с контрольными работами тем детям, которые не справились с конт
рольной работой. Остальные делают задание 49, после выполнения кото
рого начинают делать домашнее задание.


ЗАДАНИЕ 49.
Учитель дает время для самостоятельной работы. В это время учитель
может пройти по рядам и проверить домашнее задание к этому уроку
(№ 44). Наиболее удачные кроссворды следует непременно оценить и по воз
можности зачитать на уроке всему классу (после проверки № 44) , если ос
танется время, обращая внимание детей на правильность определения са
мих слов для кроссворда.
После этого вслух проверяется полученный результат в задании 49.
Должны получиться следующие слова:
1 инопланетянин
2 ранец
3 тигр
4 медуза
5 Незнайка
6 вата
7 кот
В черных клеточках по вертикали должно получиться слово ПРИЗНАК.

2.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание: №№ 46, 51. Если не успели, задание 49 доделать
дома.

Урок 8. ПОВТОРЕНИЕ

ЦЕЛИ:
1. Повторить пройденный материал.
2. Отработать и закрепить приобретенные навыки и умения.

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 46.
Аналогично заданию 45. Проверяется устно.
53
МУЖСКАЯ РУБАШКА
СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ
рукава носить
воротник стирать
пуговицы зашивать



ЗАДАНИЕ 51.
Вспомнить сказку и заполнить таблицу:

Отличительные
Степан Федор Иван
признаки
на
на боярский
Куда упала стрела купеческий в болото
двор
двор
боярская купеческая
Кто поднял стрелу лягушка
дочь дочь
Каким по счёту
первым вторым третьим
пускал стрелу




ПЛАНЕТА
2. НЕЗНАКОМАЯ ПЛАНЕТА

ЗАДАНИЕ 52.
Это задание комплексное. При его выполнении необходимо:
а) дать названия инопланетным растениям и животным, кроме тех,
которым названия уже даны (многоглазки и треугольноголовые);
б) провести их классификацию, т.е. дать общие названия этим обитате
лям, поделив их на группы, и внести все это в таблицу;
в) дать имена тем животным, под которыми стоит овальная рамочка.
Трудно давать рекомендации по подбору названий. Возможен такой ва
риант для каждого существа:
дети предлагают названия,
предложенные названия обсуждаются со всем классом и выбирается
одно,
выбранное название заносится в поле рядом с названным существом.
После того как названия уже придуманы, дети должны аргументиро
ванно разбить существа на однородные группы.
Вероятный результат разбиения: 4 группы по 3 названия (условно: цве
ты, деревья, птицы, животные). Названия, принадлежащие одной группе,
надо вписать в одну таблицу, оставив незаполненной верхнюю строчку. В
этой верхней строчке будет расположено общее название всех предметов
данной группы.
Строго говоря нет основания классифицировать некое инопланетное
существо (имея в виду его суть) как цветок или птицу, но в данном случае
для простоты можно их так назвать, тем более что художник изобразил мно
гие черты сходными с чертами земных цветов, птиц и т.д. Так что можно
вписывать в верхнюю строку слова: дерево, цветок, птица, животное, объяс
нив, почему мы их так называем (например: у этих существ, как у цветов,
есть стебель и лепестки).
54
После того как названия всем обитателям будут придуманы и разбиты
на группы, переходим к следующему этапу. Нужно дать имена существам,
носящим название “многоглазки” и “треугольноголовые”. Пусть дети само
стоятельно пофантазируют, имена должны быть вписаны в овальные ра
мочки рядом с каждым существом.
Но даже назвав эти существа птицами, деревьями и др., следует объяс
нить ученикам, что не всегда существо с другой планеты можно назвать
земным названием. Просто на этой планете нам так повезло, что существа
во многом напоминают земные. А на других планетах, например, могут быть
живые существа в виде клочков цветного тумана, или массивные существа,
парящие в воздухе и мгновенно перемещающиеся в нужное место, или мо
гут быть рои мелких насекомых, объединяющихся в крупных животных
(причем время от времени в разных).
Можно придумать много инопланетных существ, которым нет аналога
на Земле. И тогда надо придумать названия не только существам, но и об
щие названия группам, в которые они объединяются.
После этого заполняются таблицы для многоглазок и треугольноголо
вых. Вначале общие таблицы на состав и действия, а затем две таблицы с
отличительными признаками. В результате таблицы могут иметь следую
щий вид:

МНОГОГЛАЗКА
СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ
много глаз
4 лапы
нос



ТРЕУГОЛЬНОГОЛОВЫЕ
СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ
треугольная голова
ноги


Действия у каждого ребенка могут быть свои (на сколько у каждого хва
тит фантазии).
Естественно, что имена, которые придумывают дети, тоже будут раз
ными.
Отличительные
признаки
Количество глаз 5 6 7
Есть хвост нет есть есть
Цвет носа чёрный чёрный белый

Отличительные
признаки
Количество ног 4 3 2
Есть ли антенна нет есть есть
Есть реснички есть есть нет

55
Если задание на уроке сделать до конца не успели, то оно остается на
каникулы.

3. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В конце урока учитель может подвести итог. В этой четверти мы научи
лись разбирать предметы на составные части, давать общее название груп
пе предметов, подбирать отдельные предметы под общее название, выде
лять отличительные признаки.
В третьей четверти вас ждут встречи с не менее интересными задания
ми.
Поздравьте учеников с наступающим Новым Годом и выразите уверен
ность, что в дальнейшем они будут заниматься еще лучше.

Домашнее задание:
Предложите детям самим дома нарисовать на чистом листе свою не
знакомую планету со своими существами, дать им названия, составить их
классификацию (названия существ, объединенные в группы с общими на
званиями), заполнить на последней странице “бортовой журнал космонав
та исследователя”.




56
Часть 2. Объекты ................................... 26
ВВЕДЕНИЕ .................................................................... 26
СОСТАВ
УРОК 1. СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ
НАЗВАНИИ
УРОК 2. ОБЩЕЕ В НАЗВАНИИ ПРЕДМЕТОВ.
СОСТАВЕ
ОБЩЕЕ В СОСТАВЕ И ДЕЙСТВИЯХ ............................... 30
Урок 3. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ .............. 33
4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
УРОК 4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ........................ 39
Урок 5. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ
5.
РАБОТЕ ................................................ 44
РАБОТ
АБОТА
УРОК 6. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ................................... 48
7. РА РАБОТЫ
УРОК 7. РАЗБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ..................... 51
Урок 8. ПОВТОРЕНИЕ ............................. 53




57
58
Часть 3. Множество


ВВЕДЕНИЕ

Одним из перспективных направлений развития информатики явля
ются экспертные системы. Экспертные системы это компьютерные про
граммы, способные накапливать знания, которые содержатся в различных
источниках, и моделировать процесс экспертизы, т.е. решение специалис
тами той или иной области неформализуемых задач на основе своего про
фессионального опыта. С появлением экспертных систем искусственный
интеллект, одну из ветвей которого они составляют, перестал считаться
чисто теоретической научной дисциплиной и стал рассматриваться как
стратегически важное направление исследований.
Наиболее перспективными можно считать следующие направления:
1) объединение экспертных систем с традиционными пакетами про
грамм самого различного назначения: с базами данных, электронными таб
лицами, системами автоматизированного проектирования, обучающими
системами и др.;
2) создание экспертных систем реального времени для управления не
прерывными процессами;
3) построение распределенных экспертных систем, позволяющих при
влекать знания из различных предметных областей при решении ряда
сложных задач.
Таким образом, можно предполагать, что в информационном обществе
человек будет довольно часто использовать экспертные системы или выс
тупать в качестве разработчика.
При использовании экспертных систем существует проблема непони
мания их назначения и их идеализации, что выражается в попытке приме
нить экспертные системы для решения таких творческих задач, для кото
рых точно неизвестны механизмы получения решения. Экспертные систе
мы могут оказаться действительно полезными только в тех случаях, когда
хорошо известны способы поиска решения, т.е. когда эксперт может точно
описать логику решения задачи.
Для того чтобы избегать подобных недоразумений, чтобы точно пред
ставлять возможности такого мощного инструмента, как экспертные сис
темы, и использовать их максимально эффективно, следует включать в по
нятие “компьютерная грамотность” примерные представления о принци
пах работы экспертных систем, о возможных способах представления зна
ний,о логике вывода и принятия решений.
Учебный материал третьей четверти можно условно разделить на две
части:
а) темы, непосредственно связанные с логикой экспертных систем: ло
гические цепочки, правила вывода и др.;
б) начальные знания в областях математики, активно используемых в
информатике вообще, и в экспертных системах в частности: элементы тео
рии графов, теории множеств, математической логики.
Эти разделы ученики будут изучать в третьей четверти из года в год с
постепенным усложнением.

57
Урок 1. МНОЖЕСТВА. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
ГРА
МНОЖЕСТВ. ГРАФЫ

ЦЕЛИ:
1. Познакомить с понятиями “множество”, “элемент
множества”, “пересечение множеств”.
2. Дать начальное представление о графах.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: Нарисовать на доске
пирамиду для задания “Пирамида множеств”.


1. МНОЖЕСТВО. ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА

ИГРА “АУКЦИОН МНОЖЕСТВ”.
Учитель называет одним словом множество. Ученики по очереди назы
вают элементы множества. Например: птицы, геометрические фигуры, де
ревья, реки, цветы и т.д. Выигрывает тот, кто последним назвал элемент
заданного множества. Учитель руководит игрой, как аукционом: “Ворона
раз, ворона два, ворона три! ”Термины “множество”, “элемент множества”
употребляются, но не определяются. Учитель обращает внимание учени
ков на то, что количество элементов в разных множествах может сильно
различаться.
В конце игры учитель называет одно два множества, состоящих из един
ственного элемента (например: “материки на Южном полюсе Земли” или
“звезды, освещающие Землю”), и одно два пустых множества (например:
водоплавающие зайцы, травоядные хищники, птицы среди гостей Мухи
Цокотухи и т.п.).
Учитель обращает внимание учеников на существование пустых мно
жеств и множеств с единственным элементом.

ЗАДАНИЕ “ПИРАМИДА МНОЖЕСТВ”.
КЛЮЧ: Числа,
делящиеся на 0
1 Рога у носорога
2 Крылья у бабочки
Летние месяцы
3
Океаны
4
Будние дни недели
5
Материки
6
Богатыри в “Сказке о мёртвой царевне”
7
Цифры, большие 1
8
Учебные месяцы в году
9
Гласные буквы
10
Месяцы года
12

58
Сейчас мы с вами построим пирамиду множеств. На нижнем этаже
пирамиды будет жить самое “толстое” множество: в нем 12 элементов. На
верхнем этаже множество из одного элемента, а на чердаке пустое мно
жество. Я буду называть множество, а вы попытаетесь определить, на ка
ком этаже его место.
Учитель называет множества в следующем порядке:
месяцы года;
летние месяцы;
богатыри в сказке о мертвой царевне А.С. Пушкина;
гласные буквы в русском алфавите;
крылья у бабочки;
числа, которые делятся на ноль;
учебные месяцы в году;
рога у носорога;
будние дни недели;
цифры, большие 1;
океаны (Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский);
материки (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка,
Австралия, Антарктида).
Ученик, первым правильно назвавший количество элементов в множе
стве, вписывает его название на нужном “этаже” пирамиды. Второй этаж
пирамиды (множество из 11 элементов) останется незаполненным. Учи
тель предлагает детям придумать и вписать недостающее множество. Дети
могут предложить множество девочек в их классе (если их 11), этажи в доме
какого либо ученика из класса и т.п.

2. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
А как вы думаете, есть такие “хитрые и жадные” элементы, которые
умудряются жить сразу в двух или даже в трех множествах? В каких двух
множествах живет, например, Крокодил Гена? (В множестве животных и в
множестве героев мультфильмов.)

ЗАДАНИЕ 1.
КЛЮЧ: ЛЕТА
УМЕЮТ ЛЕТАТЬ
шмель
летучая мышь сорока пингвин
стрекоза ястреб страус
сокол

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign