LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вать. Затем учитель просит проговорить детей все описанные ранее схемы
(в №№ 21, 23) в такой форме:

... ... , у которого еще есть ... и который еще может ... .

После этого переходят к выполнению задания 24 (обязательно под ру
ководством учителя).

37
У которого ещё Который ещё
Название Это .................
есть .............. может ...........
лассо и пасёт и охраняет
Ковбой человек
пистолет коров
труба, плавает и
Пароход транспорт
гребное колесо перевозит людей
Дятел птица крепкий клюв долбит дерево
Слон животное хобот носит брёвна

свисток и ловит
Милиционер человек
оружие преступника

ЗАДАНИЕ 25.
Аналогично заданию 24, только дети работают самостоятельно с пос
ледующей проверкой.

У которого ещё Который ещё
Название Это .................
есть .............. может ...........
продаёт
Продавец человек товар
различные вещи
Страус птица сильные ноги быстро бегает
Собака животное зубы и хвост охраняет жилище
Корова животное рога и вымя даёт молоко
разноцветные повторяет слова
Попугай птица
крылья за человеком

Обратите внимание, что вместо коровы может быть вписана, напри
мер, коза.

ЗАДАНИЕ 27. ИГРА “ ЕЩЁ ЕСТЬ, ЕЩЁ МОЖЕТ “.
Эта игра является продолжением темы, рассмотренной в заданиях 24,
25. В тетрадях у детей нарисованы 4 мешка. Каждый мешок соответствует
колонке таблицы из N№ 24, 25 ( 1 й мешок 1 я колонка, 2 й мешок 2 я
колонка и т.д.). В результате игры дети должны найти к каждому названию,
взятому из 1 го мешка, подходящие слова из 2 го, 3 го и 4 го мешка.
Порядок игры может быть следующим: по количеству мешков класс
разбивается на 4 группы по рядам (1 й ряд 1 й мешок, 2 й ряд 2 й мешок
и т.д.). Если в классе 3 ряда, то учитель выполняет роль 1 го ряда. Каждый
ребенок выбирает из того мешка, который достался его ряду, одно слово и
подчеркивает его не обсуждая это друг с другом.
Смысл игры сводится к следующему: учитель поднимает 4 человек ( по
одному из каждого ряда) и просит их зачитать свои выбранные слова. Ва
рианты, естественно, будут смешными и веселыми. После этого учитель
просит этих же детей выбрать правильный вариант для того же названия.
Например, вначале может получиться следующее: рыбак это мебель, у ко
торого есть горб и которая может сворачиваться клубком. Тогда правиль
ный вариант для этого же названия будет таким: рыбак это человек, у ко
торой есть удочка и который может ловить рыбу.
38
ВНИМАНИЕ! Дети, которые выбирают слова из первого мешка, долж
ВНИМАНИЕ!
ны внимательно слушать те названия, которые уже прозвучали. И если
их слово совпадает с теми, которые сказали, должны сразу отметить в
тетради другое название.

Игра проводится до тех пор, пока не будут названы все слова из перво
го мешка или за 2 минуты до конца урока.
Домашний № 26 аналогичен этой игре. Дети должны цветными каран
дашами ( раскрасить клеточки одинаковым цветом) показать правильный
вариант для каждого названия.

3. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
На этом уроке мы научились описывать одно название с помощью дру
гого, добавляя, что у него ещё есть и что оно ёще может делать.

Домашнее задание: №№ 22, № 26.



Урок 4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ

ЦЕЛИ:
1. Повторить темы предыдущих уроков.
2. Научить подбирать предметам подходящие имена.
3. Научить определять, чем разные предметы с общим
названием отличаются друг от друга.
4. Научить перечислять набор отличительных признаков для
общего названия.


1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 22.
Проверяется устно. Должно получиться примерно следующее:



МАШИНА

СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ

колёса
ездить
руль
ремонтировать
двигатель
водить
бензобак
заводить
фары




39
СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Новое в составе Новое с действиях

носилки
лекарства
перевозит больных
мигалка
возит врачей
сирена
красный крест



ПОЖАРНАЯ

Новое в составе Новое с действиях

лестница
шланг используется для тушения
вода пожара
сирена возит пожарных
мигалка



МИЛИЦИЯ

Новое в составе Новое с действиях

рация
возит милиционеров и
сирена
преступников
решётки


ЗАДАНИЕ 26.
Это задание проверяется устно. Дети поочередно зачитывают правиль
ные варианты.
Велосипед это транспорт, у которого еще есть педали и можно кру
тить педали.
Школьник это человек, у которого есть портфель и дневник, и он учит
ся в школе.
Пингвин это птица, у которой есть лапы ласты, и она может плавать и
нырять.
Самолет это транспорт, у которого есть крылья и шасси, и он взлетает,
летает и приземляется.
Жираф это животное, у которого есть длинная шея, и он может сры
вать листья с высоких веток.


2. ИМЕНА
2.1. Разминка

ИГРА “ЧТО НАЗВАНО”.
Правила игры таковы: учитель с небольшими паузами произносит от
дельные предметы, относящиеся к одному общему названию, до тех пор,
пока кто то из учащихся не назовет общее название.
40
Например, учитель говорит:
плотва, ... щука, ... окунь, ... карась, ... сом ... (речные рыбы);
Земля, ... Марс, ... Венера, ... Меркурий ... (планеты);
диван, ... чемодан, ... саквояж, ... картина, ... корзина, ... картонка и
маленькая собачонка (багаж).

ИГРА “ПРИВЕДИ ПРИМЕР”.
Это игра обратна предыдущей. Учитель называет общее название, а
дети называют отдельные предметы. Учитель вправе решить играть ли до
тех пор, пока не будет назван последний отдельный предмет( в этом случае
игра напоминает аукцион: “Плотва раз, плотва два, плотва три. Выиг
рал Сидоров!”), либо ввести ограничение по времени.
Например, учитель говорит:
река (Ока, Десна, Волга, Амазонка...);
порода собаки (фокстерьер, болонка, овчарка, бульдог, колли...);
корабль (яхта, ялик, крейсер, шлюпка, пароход...).

2.2. Придумывание подходящего имени и подбор имен к общим
названиям.
Учитель объясняет ученикам, что предметы имеют общие названия,
чтобы их объединять в группу, и имя, чтобы выделить именно этот пред
мет среди других. Древние люди придумывали имя для своей собаки, что
бы выделять ее из других собак, и для своей лошади, чтобы отличать ее от
других лошадей. Иногда древние люди давали имена и неживым предме
там, например, своему оружию, дому, солнцу. И до сих пор люди продолжа
ют давать новые имена как живым (дети, щенки, жеребята), так и неживым
предметам (новые корабли, города, открываемые звезды и земли), чтобы
отличать их от множества других.
Итак, мы не спутали кошку с тигром, хотя они имеют одно общее на
звание. Но по этому имени трудно найти, позвать кого нибудь. Если дома у
вас живет несколько кошек, то вы не будете звать их так: “Кошка! Кошка!”
вы, наверное, дадите кошкам имена.
Давайте узнаем, хорошо ли вы знаете, что такое имя.


ЗАДАНИЕ 28.
Нарисованы существа, которые уже имеют имя (Незнайка, Пончик,
Знайка), и те , которым требуется дать имя.
Ученики должны дать имена детям и собакам и записать их, прямоуголь
ники под рисунками (например: Вася, Петя, Маша и Жучка, Бобик, Полкан).
После этого учитель предлагает детям выбрать те имена, которые по
дойдут под общее название “коротышки”, и записать их на первую строч
ку. То же самое для общих названий “собаки” и “ученики”. В результате мо
жет получиться примерно следующее (в зависимости от того какие, имена
дадут дети):
Знайка, Незнайка, Пончик – коротышки.
Тяпа, Филя, Полкан – собаки.
Маша, Вася, Петя – ученики.

ЗАДАНИЕ 29.
Аналогично заданию 28, только дети, посмотрев на рисунок, должны
догадаться и написать еще 2 общих названия. Может получиться пример
но следующее (опять в зависимости от того, какие имена дадут дети):
41
Лев, Железный дровосек, Страшила друзья Элли.
Мурка, Пушок, Мурзик кошки.
“Ласточка”, “Стремительный”, “Москва” корабли.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
Мы уже познакомились с тем, что такое “общее название”. Давайте еще
раз вспомним. Рассмотрим общее название “цветок”.
Что есть у всех цветов? (Стебель, лепестки, листья, корень.) Что со все
ми цветами можно делать? (Сажать, срывать, дарить, нюхать.)
А теперь посмотрим, чем отличаются друг от друга разные цветы? Или
все цветы одинаковые? Дети называют, чем отличаются цветы: цветом, фор
мой лепестка, полевые они или садовые и т.д.
А чем могут отличаться друг от друга, например, две гвоздички? (Цве
том, размером, местом, где в этот момент находятся: клумба, грядка, ваза,
цветочный магазин).

ИГРА “ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?”
Проводится аналогично игре “Приведи пример” из урока. Можно даже
взять для игры те же самые общие названия. Но в новой игре надо приво
дить не примеры для общего названия, а отличительные признаки. Как и в
игре “Приведи пример”, действует принцип аукциона побеждает после
дний, давший правильный ответ (или учитель ограничивает игру по вре
мени).
Например, учитель говорит:
река (длина, ширина, глубина, скорость течения, какие рыбы во дят
ся, в какой стране протекает);
порода собаки (цвет, размер, размер хвоста, длина шерсти, стороже
вые качества, охотничьи качества);
корабль(размеры, число иллюминаторов, численность экипажа, на
значение (военный, торговый, пассажирский), наличие и число спасатель
ных шлюпок).

ИГРА “ЧТО НАЗВАНО”.
Только на этот раз учитель называет не предметы, а значение отличи
тельных признаков, а дети должны назвать собственно отличительный при
знак и общее название.
Например:
20 сантиметров (размер рыбы, длина цветка, расстояние от уха до уха,
глубина лужи и т.д.);
синий (цвет стен дома, цвет лепестка, цвет платья).

ЗАДАНИЕ 31.
На этом рисунке названия зверькам уже предложены. Надо только их
раздать. Предложите детям самим выбрать кто есть кто и раскрасить зверь
ков в соответствующие цвета в зависимости от внешних признаков.
Например название Брюндик очень подходит зверьку, у которого боль
Например:
шой животик.
После этого заполняется таблица “еще есть, еще может”. В результате
она может иметь (в зависимости от вариантов, предложенных детьми) сле
дующий вид:

42
У которого ещё Который ещё
Название Это .................
есть .............. может ...........
Брюндик зверёк большой живот много есть
Крюндик зверёк хвост крючком махать хвостом
Хрюндик зверёк хобот обливаться водой


ЗАДАНИЕ 32.
Посмотрите на рисунок. Нарисованы три брюндика. Давайте дадим
каждому свое имя, такое, чтобы по имени можно было догадаться, что это
брюндик (например, пусть они начинаются все на “Бр”). После этого дети
придумывают имена зверькам и записывают их в прямоугольники под каж
дым брюндиком. Затем придуманные имена записываются на строчку пе
ред общим названием брюндики.
Возможен следующий вариант: Бряка, Брюшечка, Бропотун брюндики.
После того как дети выполнили это задание, можно провести выбороч
ный опрос и всем вместе посмеяться над тем, какие получились забавные
имена.
Обратите внимание детей на то, как это удобно, когда в имени что то
сообщается о его владельце. Конечно, в жизни вряд ли так бывает, но если
надо будет придумывать свои имена, этим принципом удобно пользоваться.
Итак, каждый из вас назвал зверьков как хотел, но по выбору, сделан
ному нами, все они брюндики. Чем отличаются эти зверьки друг от друга?
(Числом полосок на кепочках и тем, что держат в руках.) После обсуждения
заполняется таблица. Но так как эта таблица для детей имеет новый вид, то
желательно первый раз разобрать ее на доске.
Таблица может иметь примерно следующий вид:

Отличительные
Бряка Брюшечка Бропотун
признаки
Число полосок на
одна две три
кепочках
Что держит в руках сачок удочка книга


ЗАДАНИЕ 33.
Вначале учитель обсуждает с детьми, что есть у любого поросенка, изоб
раженного на рисунке, и что может любой из этих поросят делать. После
этого заполняется таблица:

ПОРОСЁНОК
СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ
пятачок
строить дом
копыта
бегать
хвостик
петь песенку
голова
хрюкать
туловище
валяться в грязи
лапы

43
Затем дети выделяют, чем три поросенка отличаются друг от друга, пос
ле чего заполняется таблица отличительных признаков:

Отличительные
Ниф Ниф Нуф Нуф Наф Наф
признаки
Цвет шапочки жёлтый синий красный
Из чего дом? из соломы из веток из кирпича
Уцелел ли дом? нет нет да



4. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сегодня на уроке мы узнали, для чего нужны имена, научились давать
имена разным предметам и живым существам. Увидели, как это удобно, ког
да имя дается не наобум, а так, чтобы по именам можно было что то ска
зать о его владельце. Также сегодня мы познакомились с тем, чем отлича
ются друг от друга существа с одним общим названием, и научились нахо
дить эти отличительные признаки.
Домашнее задание: №№ 30, 34.



Урок 5. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ
5.
РАБОТЕ
ЦЕЛИ:
1. Повторить пройденный материал.
2. Отработать полученные навыки.
3. Установить степень готовности учащихся к контрольной
работе.

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 30.
Проверяется устно. Дети по очереди зачитывают свои варианты.
Пример ответа: Каа, Балу, Багира друзья Маугли; Марья Петровна, дядя
Вася, баба Оля соседи; Мурка, Зорька, Звездочка коровы.
ЗАДАНИЕ 34.
Задание аналогично заданию 33. Только в данном случае таблица име
ет вид частично заполненной, и дети должны заполнить ее до конца. В ито
ге может получиться следующее:
КОРОТЫШКИ
СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ
голова живут в Цветочном городе
руки работают
ноги дружат
туловище путешествуют

44
Отличи

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign