LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




30
ЗАДАНИЕ 9.
Учитель сам решает, в какой форме проверяется это задание. Можно
сделать это устно при участии всего класса, можно сделать письменную
проверку либо предложить детям поработать парами. Это зависит от конк
ретного класса. Обычно дети предлагают множество интересных загадок,
однако учителю надо помнить, что на это нельзя тратить более 10 минут.


ОТДЕЛЬНЫЕ НАЗВАНИЕМ
2. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ С ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ

ЗАДАНИЕ 10. Игра “НАЗОВИ НА БУКВУ”.
Перед началом игры нужно каждому ряду или каждому ученику приду
мать название незаполненных столбцов таблицы (при этом таблицу запол
няют, держа тетрадь так, чтобы это было удобно делать). В тех столбцах, где
первая клеточка сверху пустая, пишут придуманные названия, например:
игрушка, страна, имя девочки, имя мальчика и т.д. Затем учитель называ
ет букву, а ученики начинают придумывать отдельные предметы, которые
можно назвать словом из заголовка таблицы. Надо иметь в виду, что далеко
не на каждую букву можно сразу придумать нужные слова. Поэтому ниже
приводится пример заполнения таблицы. В классе заполняются 2–3 строчки.


Имя Имя
Буква Растение Зверь Птица Город
девочки мальчика
О осина олень орёл Одесса Оля Олег
С сирень собака сокол Смоленск Света Сергей
Л липа лев ласточка Липецк Лена Лёня
К клён кошка коршун Киев Катя Костя
А астра антилопа аист Астрахань Аня Алёша
В верба волк ворона Воронеж Вера Володя
М мак медведь малиновка Москва Маша Миша
Д дуб дельфин дрозд Донецк Даша Дима



ЗАДАНИЕ 11.
Учитель поясняет, что на рисунке изображена витрина магазина игру
шек. На каждой картинке ряд предметов заштрихован (на первой картинке
все предметы не заштрихованы). Нужно подобрать такое слово, чтобы им
можно было назвать незаштрихованные предметы на картинке.
Ответ: игрушки, звери, машины, посуда.
При разборе этого задания учитель говорит детям, что один и тот же
предмет может иметь разные общие названия в зависимости от группы
предметов, куда его поместили. В данном случае каждый предмет является
игрушкой, но при объединении его в группу с более однородными предме
тами он получает более конкретное общее название.

ЗАДАНИЕ 12.
Обсуждая варианты с классом, всем вместе заполнить пустые клетки.
Ответ: еда, осадки.
31
ЗАДАНИЕ 13.
Это задание обратно заданиям 11 и 12. Внизу под рисунком приведены
общие названия, после которых нужно написать названия отдельных пред
метов. Важно понять, что у отдельного предмета не единственное общее
название. Например, арбуз это и шар, и полосатый предмет. Начиная с
учителем и продолжая самостоятельно, дети записывают предметы на
строчки.
Должно получиться следующее:
ШАР арбуз, мяч, воздушный шарик.
ШАР:
ПОЛОСАТЫЙ ПРЕДМЕТ: арбуз, зебра, мяч, тельняшка.
ПОЛОСАТЫЙ ПРЕДМЕТ:
ИГРУШКА кубики, мяч, воздушный шарик, кукла.
ИГРУШКА:
После того как дети закончат работу, учитель просит перечислить пред
меты, которые попали на две строчки, т.е. имеют два общих названия. Это:
арбуз (“шар” и “полосатый предмет”) и воздушный шарик (“шар” и “игруш
ка”). Затем учитель просит назвать предмет, который находится сразу на
трех строчках, т.е. относится к трем общим названиям. Это мяч.

ЗАДАНИЕ 14.
Выполнение задания начинается с того, что учитель подробно разби
рает приведенные примеры для велосипеда и для Незнайки и просит детей
найти ошибку в предложенном варианте для Незнайки (это слово злодей) и
на место этого слова добавить свое (например, проказник).
Затем дети заполняют строчки для елки (что это и чем это может быть ).
Например: ель, растение, дерево, хвойное дерево. После чего разбирается и
записывается кто такой или кем может быть Винни Пух (медвежонок, ге
рой сказки, друг, любитель меда). Отгадать, что задумано, и нарисовать этот
предмет (самовар), а также придумать свой, нарисовать и описать его до
машнее задание.


СОСТАВЕ
3. ОБЩЕЕ В СОСТАВЕ И ДЕЙСТВИЯХ ПРЕДМЕТОВ

ЗАДАНИЕ 16.
Учитель перечисляет: попугай, страус, орел, пингвин – и просит впи
сать в верхнюю строку таблицы слово, которым можно назвать животных
на рисунке. Это птицы. Затем учитель обсуждает с детьми, что общего есть
у любой птицы, что она может делать. Результаты обсуждения заносятся в
таблицу, причем учитель делает записи на доске по ходу обсуждения.
Должно получиться примерно следующее:

ПТИЦА

СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ
(у любой есть) (любая умеет)

крылья
махать крыльями
перья
откладывать яйца
клюв
клевать
хвост



Наверное, может быть больше общих свойств и действий для птицы, но
нам достаточно записать некоторые из них. Обратите внимание, что дети в
первую очередь называют такие действия, как летать и петь. Но на самом
32
деле далеко не о любой птице мы можем это сказать. А в таблицу заносятся
только те действия, которые подходят для любой птицы.

ЗАДАНИЕ 17.
Это задание аналогично заданию 16, но только на доске уже можно не
писать, а просто обсуждая постепенно заполнять таблицу.
В результате может получиться следующее:


ОБУВЬ

СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ

носить
подошва мерить
верх чистить
стелька ремонтировать
покупать



ЗАДАНИЕ 18.
Задание аналогично №№ 16, 17, только нужно дать возможность детям
поработать самостоятельно с последующей проверкой. Вариант заполне
ния таблицы:

ЦВЕТОК

СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ

растёт
корень
цветёт
стебель
сорвать
листья
поливать
лепестки
нюхать




4. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сегодня мы научились подбирать по общему названию отдельные пред
меты и наоборот: для отдельного предмета общие названия.
Домашнее задание. № 10 (2 3 строчки), № 14 (доделать), №№ 15, 19, 20.




Урок 3. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
ЦЕЛИ:
1. Закрепить описание предметов перечислением их составных
частей и действий, которые они могут делать или с ними
можно делать.
2. Научить находить особенные черты предметов в группе с
одним общим названием.


33
3. Научить описывать предметы, определяя их общее название
и дополнительные особенные составные части и действия (с
помощью формулировок “еще есть ... и еще умеет ...”)

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 10.
Учитель, проходя по классу, смотрит, как дети выполнили этот номер.

ЗАДАНИЕ 14.
Проверяется устно. Сначала проверить, отгадали ли дети задуманный
предмет. Затем попросить нескольких учеников зачитать свои варианты.

ЗАДАНИЕ 15. Проверяется устно.
Ответ: 1. СТУК. 2. КОРА. 3. АИСТ. 4. ТРОС.

ЗАДАНИЕ 19.
Проверяется устно. Должно получиться примерно следующее:

ДЕРЕВО

СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ

корень растёт
ствол сажать
листья пилить
ветки распускаться


ЗАДАНИЕ 20.
Проверяется устно.
Звери средней полосы: олень, заяц, лиса.
Звери жарких стран: жираф, слон, обезьяна.
Звери жарких стран: белый медведь, морж.
Обратите внимание на то , что некоторые дети пишут оленя в клетку
“звери полярных широт”, принимая его за северного оленя. Это тоже пра
вильно.

2. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

ЗАДАНИЕ 21.
Мы уже знаем с вами, что такое общее название. Давайте теперь рас
смотрим общее название “здание”.
Что есть у всех зданий? Учитель выслушивает ответы детей и предлага
ет записать это в таблицу под словом СОСТАВ.
Что со всеми зданиями можно делать? В результате должна получить
ся, например, следующая таблица:




34
ЗДАНИЕ

СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ

строить
крыша
входить
стены
выходить
дверь
ремонтировать

Чтобы детям легче было думать, приведите им примеры: цирк это зда
ние, школа это здание, церковь это здание. А теперь давайте рассмотрим
рисунок. Какие здания вы видите на рисунке? (Школа, магазин, театр.) Да
вайте запишем эти три названия в таблицы.
Итак, все это здания. Но у каждого из них есть свои характерные только
для этого здания особенности. Например, что вы можете добавить к поня
тию “здание”, если мы с вами говорим о школе? Учитель выслушивает отве
ты детей и предлагает им записать некоторые из них в таблицу под рисун
ком школы под словами “еще есть” (новое в составе). А что можно делать в
школе? После обсуждения записать ответы детей под словами “еще может”
(новое в действиях).
Таблица может иметь примерно следующий вид:

ШКОЛА

Ещё есть Ещё может
(новое в составе) (новое в действиях)

классы
учиться
парты
учить
школьная доска
получать оценки
учительская

Но так как примеры детей могут быть иными, не следует навязывать
им свой вариант. Аналогично разбираются “магазин” и “театр”.


МАГАЗИН

Ещё есть Ещё может
(новое в составе) (новое в действиях)

прилавок покупать
касса продавать
товар платить




ТЕАТР

Ещё есть Ещё может
(новое в составе) (новое в действиях)

зрительный зал смотреть спектакль
сцена репетировать
гардероб хлопать в ладоши

35
Мы с вами объясняли слово магазин, зная, что такое здание. Точно так
же мы можем описать что такое продуктовый магазин или магазин “Одеж
да”, используя то, что мы уже знаем про магазин.
Итак, магазин это здание, в котором еще есть прилавок, касса, товар и
в нем можно продавать, покупать, оплачивать покупку. Но не все магазины
одинаковые. Какие магазины вы знаете?(универсам, хозяйственный, обув
ной, одежда, детский мир и т.д.).
А чем отличается магазин, где продают одежду, от продовольственного
магазина?
Что нового вы можете добавить к тому, что мы уже сказали о магазине,
если вы идете покупать костюм?
Что есть в этом магазине нового? (Примерочные кабины, зеркала, ве
шалки.)
Что еще вы делаете в этом магазине, кроме того, что покупаете оплачи
ваете свою покупку? (Примеряете одежду, смотрите в зеркало.)
А теперь давайте заполним таблицу для магазина “Одежда”.
В результате может получиться следующая таблица:

IAAACEI "IAA?AA"

Iiaia a ninoaaa Iiaia a aaenoaeyo

i?eia?i?iua eaaeiu ia?eou iaa?ao
ca?eaei niio?aouny a ca?eaei

Аналогично для продуктового магазина:

МАГАЗИН "ПРОДУКТЫ"

Новое в составе Новое в действиях

весы взвешивать
холодильник хранить продукты

ЗАДАНИЕ 23.
Номер аналогичен номеру 21. В основной таблице даны состав и дей
ствия. Дети должны догадаться и записать общее название ”пассажирс
кий транспорт”. После этого обсуждаются и заполняются таблицы для мет
ро, речного трамвая и самолета.
В 1 й таблице заполнена колонка “Новое в действиях”. Дети должны
догадаться, что это метро, и заполнить колонку “Новое в составе”.
Во 2 й таблице дано название “речной трамвай”. Требуется заполнить
колонки “Новое в составе” и “Новое в действиях”.
В 3 й таблице заполнена колонка “новое в составе”.
Дети записывают общее название “самолет” и заполняют до конца таб
лицу. В результате обсуждения и заполнения может получиться следующее:

ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ

возит людей
места для пассажиров
останавливается на остановках

36
МЕТРО

Новое в составе Новое в действиях

много вагонов
станции под землёй ездит под землёй
эскалатор опускать жетоны
турникет




РЕЧНОЙ ТРАМВАЙ

Новое в составе Новое в действиях

палуба
корма причаливает
якорь плывёт
трап




САМОЛЁТ

Новое в составе Новое с действиях

крылья летает
шасси приземляется
трап взлетает




ЗАДАНИЕ 24.
Учитель просит детей перечислить все, что есть у театра и что в нем
(с ним) можно делать. В ответе детей должно быть перечислено все, что вхо
дит в состав и действия не только театра, но и здания. Если дети забывают
назвать то, что относится к зданию, то учитель подводит их к правильному
ответу наводящими вопросами.
Затем учитель объясняет детям, что то же самое можно сказать и короче.
Вместо того, чтобы перечислять для театра в составных частях кры
ша, стены, дверь, а в действиях строить, входить, выходить, можно про
сто сказать, что театр это что?.. ЗДАНИЕ.
Итак, ТЕАТР – ЗДАНИЕ, у которого еще есть зрительный зал, сцена, гар
дероб и в котором можно смотреть спектакль, хлопать в ладоши, репетиро

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign