LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Учитель отвечает на вопросы учеников, если им было что то непонят
но в игре, интересуется, с кем дети играли, как долго, было ли интересно. А
кто думал, как составить свою игру? Составление своей игры очень инте
ресное занятие.

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
ЗАДАНИЕ 27. Здесь нужно заполнить таблицу ответов, то есть для каж
дого предмета описать его расположение на координатной плоскости с по
мощью двух цифр, одна из которых обозначает число клеток, которое надо
отступить вверх от начала координатной сетки (левого нижнего угла), а вто
рая – на сколько клеток надо отступить вправо. Цель задания: познако
мить детей с координатной сеткой, а также алгоритмом ее использования.
Учитель вызывает к доске ученика и просит выполнить задание по
строкам. Дойдя до строки 10 (“Перейди к строке 3”), ученик переходит к
строке 3 и садится на место. Далее дети выполняют задание самостоятель
но. Затем учитель вызывает к доске одного из учеников, справившихся с
заданием, и тот продолжает вслух выполнение алгоритма. Остальные уче
ники проверяют по тетради и, если надо, исправляют результат. Учитель,
задавая вопросы и давая наводящие подсказки, помогает ученикам клас
сифицировать предложенный алгоритм как цикл, найти место перехода,
обеспечивающего цикличность алгоритма и условие выхода из цикла.
Таблица ответов:




23
ЗАДАНИЕ 28.
Возможно, это задание самое интересное. Сейчас мы разберем, по
каким алгоритмам проходит одна из самых любимых телевизионных игр
“Поле чудес”. В процессе составления алгоритмов игры обратите внима
ние детей на то, что названия алгоритмов присутствуют в других алго
ритмах в виде отдельных команд. Например, “Отгадай букву”, “Проведи
игру и выбери финалиста”, “Проведи игру со зрителями” и др.
Давайте вспомним, из чего состоит игра ? В какой последовательно
сти она проходит ? Давайте разберем, из чего состоит “Подготовка к игре”.
Учитель добивается составления правильного алгоритма. Например, та
кого (возможны другие варианты):

“Подготовка к игре”
1. Выбрать по письмам участников игры.
2. Пригласить их на передачу.
3. Пригласить зрителей.
4. Подготовить призы.
5. Стоп.
Аналогично проводится разбор всех 7 алгоритмов. Это возможно, бе
зусловно, только в сильном классе. Если учитель считает, что для какого
то класса это задание слишком сложное, можно поиграть в “Поле чудес”
с детьми по 2 3 простым алгоритмам. Алгоритмы же должны получиться
примерно следующие:

“Проведи игру и выбери финалиста”
1. Пригласить участников, установить первый ход за ближайшим к
ведущему игроком.
2. Участник крутит барабан.
3. Если выпадает “банкрот”, то набранные ранее очки сгорают, пере
ход хода, перейти к строке 8.
4. Если выпадает сектор “0”, то переход хода и перейти к строке 8.
5. Если выпадает “+”, то участник открывает любую букву и переход к
строке 8.
6. Если выпадает сектор “Приз”, то участник либо отказывается от
приза и переходит к строке 8, либо торгуется с ведущим, берет деньги
или приз и выбывает из игры. Переход хода. Перейти к строке 8.
7. Участник отгадывает букву.
8. Пока не определится победитель, повторять строки со 2 по 7.
9. Стоп.

“Проведи игру со зрителями”
1. Объявить приз.
2. Описать задуманное слово.
3. До тех пор, пока кто то из зрителей не отгадает слово, повторять
строки с 4 по 5.
4. Выслушивать предлагаемые зрителями ответы.
5. Если зрители долго не могут найти ответ, открыть одну букву.
6. Наградить победителя.
7. Стоп.

“Проведи суперигру”
1. Определить приз в суперигре.
2. Описать задуманное слово.
24
3. Сказать победителю, сколько букв он может назвать.
4. Если среди названных букв есть правильно угаданные, открыть их.
5. Дать минуту на размышление.
6. Если победитель отгадал слово, то вручить приз, иначе отобрать призы.
7. Стоп.

“Отгадай букву”
1. Назвать букву.
2. Если буква не угадана, то перейти к строке 7.
(Или 2. Если буква угадана, то выполнить строки с 3 по 6.)
3. Добавить объявленное количество очков к уже набранным.
4. Если угаданная буква третья подряд, то выполнить строки с 5 по 6.
5. Выбрать одну из двух коробочек, предлагаемых ведущим.
6. Если в коробочке есть деньги, взять их.
7. Стоп.

“Торг с ведущим”
“Торг
1. Помощник выносит черный ящик с призом.
2. Ведущий называет цену.
3. Игрок выбирает деньги или приз.
4. До тех пор, пока ведущему не надоест, повторять строки со 2 по 3.
5. Если игрок в итоге выбрал деньги, он забирает деньги, иначе он
забирает приз.
6. Помощник уносит черный ящик.
7. Стоп.

Игра “Поле чудес”
1. Подготовка к игре.
2. Повторить 3 раза строки с 3 по 4.
3. Провести игру и выбрать финалиста.
4. Рекламная пауза.
5. Игра со зрителями.
6. Рекламная пауза.
7. Провести игру на выбор победителя.
8. Рекламная пауза.
9. Провести суперигру.
10. Вручить призы спонсоров.
11. Стоп.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Если какой то из 7 алгоритмов не успели составить на уроке, то зада
ние на каникулы – посмотреть еще раз “Поле чудес” и доделать ЗАДАНИЕ
28 до конца самостоятельно.




25
Часть 2. Объекты


ВВЕДЕНИЕ
Формальное описание предметов (объектов) в информационно логичес
ких моделях производится перечислением атрибутов предмета и действий,
выполняемых им или над ним. При этом в описании предмета могут быть
выделены его составные части, также описываемые через их атрибуты и
действия. Совокупность атрибутов и действий определяет класс (или тип),
к которому относится предмет и который является аналогом категории “по
нятие” (точнее, её абстракцией).
На уроках в предлагаемом методическом пособии дети учатся:
– описывать предметы перечислением их составных частей и действий,
выполняемых ими или над ними;
– находить общее в составе и действиях предметов и определять таким
способом общие названия;
зная общее название, находить и описывать особенное в предметах,
перечисляя, “что у него еще есть и что он еще умеет”.




СОСТАВ
Урок 1. СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ
ПРЕДМЕТОВ

ЦЕЛИ:
ЦЕЛИ:
1. Познакомить детей с понятием составных частей предметов
и выполняемых ими (или над ними действий).
2. Научить описывать предметы через их составные части и
действия.
3. Научить составлению загадок путем зашифровывания
составных частей предметов или их действий.

1. ВВЕДЕНИЕ
Учитель напоминает детям, что в 1 й четверти мы учились составлять
точный план действий для того, кто не знает, как заточить карадаш, собрать
урожай или вскипятить чайник. Но представьте себе, что человек или иноп
ланетянин, которому вы это все объяснили, никогда не видел чайника или
карандаша. Поэтому в этой четверти мы будем учиться понятно рассказы
вать о любых предметах.

2. СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ
СОСТАВ
Учитель называет предмет, а дети перечисляют, из чего он состоит и что
с ним можно делать:
1) карандаш (есть: оболочка, грифель; можно: рисовать, точить, ломать);
26
2) телефон (есть: диск, корпус, трубка; можно: звонить, набирать номер,
разговаривать);
3) велосипед (есть: колеса, руль, педали, седло; можно: рулить, ездить,
ремонтировать);
4) цветок (есть: листья, стебель, корень, лепестки, серединка;
можно: срывать, нюхать, сажать, поливать);
5) книга (есть: обложка, страница; можно: писать, читать, листать, от
крывать, закрывать).

ЗАДАНИЕ 1.
Требуется заполнить таблицу для 1 го предмета это чайник. Дети по
очереди называют составные части чайника, а учитель на доске заполняет
таблицу. Затем то же самое делается со второй частью таблицы. В резуль
тате на доске и в тетрадях детей может получиться следующая таблица:

ЧАЙНИК

СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ
(что у него есть) (что с ним можно делать)

носик наливать воду
ручка кипятить
крышка мыть
дно ставить на плиту


ЗАДАНИЕ 2.
Это задание аналогично заданию 1. Только дети делают этот номер сразу
в тетради без записей на доске. Учителю следует акцентировать внимание
детей на том, что в таблице должны оказаться слова, которые характерны
для школьника, а не просто для ребенка. В результате возможен следующий
вариант:

ШКОЛЬНИК

СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ
(что у него есть) (что с ним можно делать)

портфель
дневник ходит в школу
тетради учится
учебники получает оценки
пенал


ЗАДАНИЕ 3.
Ответ: “Красная шапочка”


ЗАДАНИЕ 4.
Чайнворд.
Перед решением этого номера надо объяснить детям правило заполне
ния чайнворда (последняя буква первого слова является первой буквой
второго слова, последняя буква второго слова – первой буквой третьего слова
и т.д.).
Ответ: 1. Аист. 2. Торт. 3. Тигр. 4. Река
При решении надо обратить внимание детей на то, что в заданиях 4 и 5

27
в качестве описания используется описание состава и действия предметов,
а подходящий отдельный предмет подбирается по числу и согласованию
букв.
Т.к. это первый чайнворд, поэтому его имеет смысл прорешать под ру
ководством учителя с записью на доске. Каждое слово сначала обсуждает
ся с классом, потом записывается учителем в клеточки чайнворда на доске,
а детьми в тетрадях.

ЗАДАНИЕ 5 (домашнее задание).
Дети должны придумать и записать свой чайнворд, желательно, чтобы
в качестве описания использовались состав и действия предметов. Но так
как это достаточно сложное задание, то можно ограничиться просто состав
лением чайнворда. Можно попросить детей составить свой чайнворд на
отдельных листочках с тем, чтобы собрать их на проверку и поставить оцен
ки. Но выше будут оцениваться те чайнворды, в которых используются со
став и действия.

ЗАДАНИЕ 6 (домашнее задание).
Аналогично заданиям 1 и 2, но названия существу дети должны приду
мать сами таким образом, чтобы оно отражало то, что у него есть (состав), и
то, что оно умеет делать (действия).

ЗАГАДКИ
3. ЗАГАДКИ

ЗАДАНИЕ 7.
Сегодня у нас новая интересная тема. Мы будем учиться придумывать
загадки. Для начала давайте попробуем отгадать некоторые из них:
Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и се
делки на носу? (Очки.)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает, и никуда я не пойду, поку
да он идет. (Дождь.)
Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок да ящик. (Проигрыватель.)
Черен, да не бык, шесть ног без копыт, летит воет, сядет землю роет.
(Жук.)
Ног нет, а движется; перья есть, а не летает; глаза есть, а не мигает. (Рыба.)
Стоит дерево, у дерева 12 веток, на каждой ветке по 4 прута, у прута по
шесть кистей, седьмая золотая. (Год, месяцы, недели, дни недели.)
А теперь мы будем учиться сами придумывать загадки. Внимание! Сле
дующая часть урока сложна своей непредсказуемостью. Детям предстоит
самим придумывать загадки. Основная сложность вызвана желанием дать
детям возможность раскрепостить свою фантазию и опасением, что если
они с чем то не справятся и попадут в тупик, то потеряют интерес. Поэтому
мы предлагаем придерживаться домашних заготовок, но, как только у уча
щихся появятся свои интересные предложения, их следует использовать.
Конечно, загадки могут получаться более или менее интересными в зави
симости от фантазии детей, поэтому лучше на обращение к классу с вопро
сом получить несколько ответов и, обсудив их с классом, выбрать наиболее
интересный. Схема составления загадок такова:
1) Выбираем, о чем будем загадывать загадку. Это слово заносится в вер
хнюю строку верхней таблицы (“Название”). Затем в ту же таблицу записы
ваются три составные части и три действия того, про что загадка. Напри
мер, загадываем слово “рыба”.
Пример состава: чешуя, плавники, глаза. Пример действий: молчит,
28
плавает, ныряет. Хорошо, если действия характерны именно для того, что
загадали.
2) Заполняем таблицу “Действия/Такие же действия”, в левый столбец
которой записываем три действия, которые делает или которые можно де
лать с загаданным словом. Для нашего примера это молчит, плавает, ны
ряет. В правую половину таблицы записываем то, что делает (или с чем де
лают) такие же действия.
Например: молчит камень, плавает корабль, ныряет водолаз. Полу
чаем загадку: Не камень а молчит, не корабль а плавает, не водолаз а
ныряет.
3) С таблицей “Составные части/ На что они похожи” работаем несколь
ко иначе. Сначала заполняем обе части таблицы. Например: чешуя коль
чуга, глаза фары, плавники крылья. Затем пытаемся придумать инте
ресную загадку, лучше попытаться сделать это в рифму: в кольчугу одета,
фары без света, крылья как примета, угадай, что это?
Конечно, рифму ищет весь класс, свой вариант учитель предлагает толь
ко после попыток детей, причем желательно подвести к этому незаметно.
Учитель может дома подготовить загадки на любые предметы. Но мы
предлагаем два готовых набора.
1. Загадки про жука. Состав: крылья, лапки, усы. Действия: летает, жуж
жит, ползает. Таблица действий: летает птица, жужжит оса, ползает
змея. Возможна загадка: Летает, как птица, жужжит, как оса, ползает, как
змея. Или другую: Летает а не птица, жужжит а не оса, ползает а не
змея.
Таблица составных частей: крылья лепестки, лапки палочки, усы
антенны.
Возможна загадка: На шести палочках стоит, лепестками машет, антен
ной грозно шевелит, что это кто скажет?
2. Загадки про компьютер. Состав: клавиатура, экран, изображение на
экране. Действия: играет с детьми, считает, картинки показывает. Таблица
действий: играет с детьми Дед Мороз, считает а не бухгалтер, картинки
показывает а не телевизор. Таблица составных частей: клавиатура пиа
нино, экран окно, изображение на экране кино. Возможная загадка: В
пианино окно, а в окне кино. В классе учащиеся должны придумать за
гадки для одного предмета заполнив таблицы № 8. Таблицы № 9 остаются
для домашнего задания. Рекомендации при составлении загадок.
1. Если названо и вписано действие или составная часть, для которых
не получается ничего придумать, лучше вернуться назад, вычеркнуть это
слово, вместо него записать другое и продолжить выполнение задания.
Вполне допустимо сказать: “Что то с этим словом у нас ничего не получает
ся, давайте попробуем другое”.
2. Самый лучший способ применения домашних заготовок это созда
ние впечатления их отсутствия. То есть учитель подводит учеников к заду
манным ранее словам в том случае, если детям не удается придумать ниче
го хорошего самим. Таким образом, мы сочетаем полную возможность про
явления детской фантазии и творческого процесса с гарантией получения
результата и логической завершенности урока.
3. Хороший способ подготовки домашнего варианта на будущее это
запись интересных вариантов, придуманных детьми на уроке или при вы
полнении домашнего задания.
4. Бывает так, что хорошее слово, обозначающее действие или состав
ную часть, придумывается в момент окончательной формулировки загад
ки. В этом случае лучше записать в таблицу это новое слово.
29
4. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Таблица про состав и действия нам еще во многом поможет, а сегодня
она помогла нам научиться придумывать загадки.
Домашнее задание. Задания №№ 5, 6, 9.



НАЗВАНИИ
Урок 2. ОБЩЕЕ В НАЗВАНИИ ПРЕДМЕТОВ.
ОБЩЕЕ В СОСТАВЕ И ДЕЙСТВИЯХ
СОСТАВЕ


ЦЕЛИ:
1. Познакомить учеников с понятием “общее название” и
“отдельный предмет”.
2. Научить объединять предметы в группы с одним общим
названием и для общего названия придумывать отдельные
предметы.
3. Научить находить для одного отдельного предмета разные
общие названия групп, в которые этот предмет мог бы входить.
4. Научить находить общее в составе и действиях предметов.

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 5.
Если дети делали чайнворды на отдельном листочке, то собрать их на
проверку.

ЗАДАНИЕ 6.
Проверяется устно. У детей в тетрадях может оказаться примерно сле
дующее:
Названия у всех, естественно, будут разными, возможны и смешные ва
рианты (но желательно, чтобы слово отражало то, что есть у существа и что
оно может делать), например, курострекозопотам или летающий хоботоку
ролап.




СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ

хобот
бегать
бивни
летать
крылья
ловить насекомых
хвост с когтем
трубить
куриные лапы

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign