LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

учеников, а отсев проходил по признакам (девочка – мальчик, блондин –
не блондин, с бантиком – без бантика). Если детям трудно, рекомендует
ся всем детям встать и садиться только тем, кого отсеяли. Постепенно
останется один человек. Играем 2 3 раза.

ЗАДАНИЕ 10.
Сначала надо дать время детям самостоятельно придумать три воп
роса, на которые можно ответить “да” или “нет”, и три вопроса, на кото
рые нельзя так ответить. А через некоторое время следует проверить за
дание вслух.
Примеры вопросов, на которые можно ответить “да” или “нет”:
1. Знайка сидит в машине?
2. Самоделкин держит кисточку?
3. Незнайка держит кисточку?
Примеры вопросов, на которые нельзя ответить “да” или “нет”:
1. Что в руках у Чипполино?
2. Где лежит молоток?
3. Откуда выглядывает Знайка?

ЗАДАНИЕ 11.
Каждое высказывание из задания обсуждается с классом (кто счи
тает, что истинно, кто считает, что ложно). Раскрасить можно дома.
Правильные высказывания:
Это представители животного мира.
Некоторые из них могут летать.
Если осталось время, вариант игры из урока: с помощью вопросов


9
на “да нет” дети отгадывают предмет, например, подарок для друга. Учи
тель загадывает нечто, что он собрался подарить другу на день рожде
ния.

4. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Итак, сегодня на уроке мы:
а) составляли и выполняли некоторые алгоритмы;
б) узнали, что есть вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”,
и вопросы, на которые нельзя так ответить;
в) узнали, что бывают истинные (правильные) высказывания и лож
ные (неправильные) высказывания.

Домашнее задание. ЗАДАНИЯ 10, 12.




Урок 4. ВЕТВЛЕНИЕ
ЦЕЛИ:
1.Закрепление понятия “алгоритм”.
2.Выполнение задания на высказывания.
3.Введение понятия “ветвление”.
4.Знакомство с отрицаниями высказываний.

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 12.
Правильный ответ – картинка справа вверху. Но стоит проверить под
робнее: сначала проверить, соответствуют ли высказывания первого
инопланетянина изображениям на картинках. Если соответствуют, то под
картинкой в первой левой клеточке ставится “+”, если не соответствуют,
то – “–”. Также проанализировать высказывания второго и третьего
инопланетянина. Как только под картинкой появляется хоть один “–”, она
больше не рассматривается. В результате под искомой картинкой будут
стоять три “+”.
Вспомнить вместе с детьми, что такое “алгоритм”, что такое “выска
зывание”, что такое “ложное высказывание” и “истинное высказывание”.
Проверить ЗАДАНИЕ 10.

2. ВЕТВЛЕНИЕ

ЗАДАНИЕ 13.
Это задание “Вскипяти чайник, но учти, что он может быть пустым
или полным”. Задание выполняется классом вместе с учителем. В итоге
в тетрадях у детей должно получиться следующее:


10
НАЧАЛО
v
ВОЗЬМИ
ЧАЙНИК
v
ОТКРОЙ
КРЫШКУ
v

НЕТ
ЕСТЬ
ВОДА НАЛЕЙ ВОДЫ

v
ДА
ЗАКРОЙ
КРЫШКУ
v
ВКЛЮЧИ
ПЛИТУ
v
ПОСТАВЬ НА
ПОСТАВЬ
ПЛИТУ
v
СТОП
ВЫКЛЮЧИ ПЛИТУ
v




ДОЖДИСЬ ПОКА ЗАКИПИТ

v
Следует обратить внимание детей на то, что условия в блок схеме обо
значаются ромбиком, внутри которого стоит вопрос, требующий ответ
“да” или “нет”. При этом из ромбика выходят две стрелочки: по одной мы
идем в случае ответа “да”, а по другой – в случае ответа “нет”.
После этого учитель рассказывает ученикам, что в жизни очень мно
гие действия делаются по условию. Приводит примеры (если идет дождь,
то взять зонтик; если машины слева нет, то переходи улицу и т.д.). Просит
детей привести примеры. Далее на уроке учитель акцентирует внимание
детей на проверке условий и выборе действий по результатам проверки.

ЗАДАНИЕ 14.
Задание выполняется вместе с учителем. Начинается выполнение за
дания с “алгоритма полета”. Учитель разбирает при помощи детей, какой
корабль куда полетит, проходя для каждого корабля весь алгоритм поле
та. Можно написать под каждым кораблем, куда он летит:
1 й – на базу,
2 й – в больницу, на базу,
3 й – в больницу, в ремонт, на базу,
4 й – в ремонт, на базу.
После этого рассматривается “алгоритм раскрашивания” для 1 го ко
рабля. Нужно проговорить вместе с детьми все переходы, чтобы было по
нятно, что 1 й корабль будет красным. Обязательно сказать о том, что
“алгоритм раскрашивания” надо проходить до конца (до команды “стоп”),
не останавливаясь, даже если корабль уже раскрашен одним цветом.
Затем дети самостоятельно раскрашивают корабли:
2 й – желтым,
3 й – сначала синим, потом желтым (получится зеленый),
4 й – сначала синим, потом красным (получится фиолетовый).
Учитель говорит, что место в алгоритме, где происходит выбор, назы
вается ветвлением. Объясняя слово “ветвление”, он напоминает детям,
как разветвляется дорога, как раздваивается веточка дерева и как пол
зущий жук выбирает, куда ползти дальше. Затем учитель предлагает де
11
тям самим попытаться сформулировать, что такое ветвление, и наводя
щими подсказками приводит их к определению:
ВЕТВЛЕНИЕ – ЭТО КОМАНДА АЛГОРИТМА, В КОТОРОЙ ДЕЛАЕТСЯ
ВЫБОР: ВЫПОЛНЯТЬ ИЛИ НЕ ВЫПОЛНЯТЬ КАКУЮ НИБУДЬ ГРУППУ
КОМАНД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЯ.

3. ОТРИЦАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ЗАДАНИЕ 15.

Высказывание Отрицание
Винтик и Шпунтик сделали автомобиль. Винтик и Шпунтик не сделали авто
мобиль
Все дети любят хорошие отметки. Не все дети любят хорошие отметки.
(Некоторые дети любят плохие от
метки.)
Иногда во время дождя бывает радуга. Во время дождя никогда не бывает
радуги.
Пончик и Сиропчик не любят сладкое.
Пончик и Сиропчик любят сладкое.
Не все дети дети любят мультики.
Все дети любят мультики.
Все птицы улетают зимой на юг.
Не все птицы улетают зимой на юг. (Неко
торые птицы не улетают зимой на юг.)

Учитель должен помочь детям образовать правильное отрицание выс
казывания. Для этого необходимо подчеркнуть, что отрицание высказы
вания – это полная противоположность высказывания (“совсем наобо
рот”). (Напоминаем Вам, что если А высказывание, то отрицание, обо
значаемое ^A – это высказывание, для которого справедливо: A & ^A = 0
и A | ^A = 1.) Для самоконтроля рекомендуется отрицание высказывания
начинать со слова “нет” (“иногда идет дождь – нет, дождь никогда не идет”).
Если дети не смогли сразу составить отрицание для какой то фразы,
то им нужно помочь и привести еще несколько примеров на высказыва
ния такого вида.
Например:
Учитель: “ Иногда бывают каникулы”.
Дети: “Иногда не бывает каникул”.
Учитель: “Но это же одно и то же иногда бывает, иногда не бывает.
Попробуйте сначала сказать “нет”.
Умный ученик: “Нет, никогда не бывает каникул”.
Учитель: “Приведите отрицания: кое где зимой жарко, некоторые
дети не любят читать, как то можно пройти в кино без билета”.
Дети: “Нигде зимой не жарко (везде зимой холодно), все дети любят
читать, никак нельзя пройти в кино без билета”.

4. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Итак, сегодня на уроке мы узнали:
а) что такое ветвление и как оно изображается в блок схемах;
б) что такое отрицание высказывания и как оно строится.
Домашнее задание. Придумать самостоятельно пять высказываний
с отрицаниями на листочках.
12
Урок 5. ЦИКЛЫ
5.
ЦЕЛИ:
1. Повторение темы “Высказывания”, построение отрицаний
высказываний.
2. Введение понятия “цикл” и работа с циклами.

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Вспомните вместе с детьми, что такое “алгоритм”, что такое “выска
зывание”, что такое “ложное высказывание” и “истинное высказывание”,
что такое “ветвление” и как оно изображается на блок схемах. Можно вы
борочно спросить нескольких учеников, какие они придумали дома выс
казывания и отрицания к ним.

2. ВЫСКАЗЫВАНИЕ И ОТРИЦАНИЕ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Учитель произносит высказывания, а ученики должны сформулиро
вать отрицания высказываний учителя (см.пункт 3 урока 4). Хорошо,
если в высказываниях встречаются слова:
а) всегда, везде, все, всякий;
б) никогда, нигде, никто, никакой;
в) иногда, кое где, кое кто, некоторый.
Обратите внимание детей, что в данном случае речи не идет о пра
вильности высказываний, нужно назвать высказывание (фразу), опро
вергающее высказывание (фразу) учителя вне зависимости правильно
это или нет. Например:
а) Карлсон – это худой человек (нет, Карлсон не худой человек);
б) все девочки любят играть в футбол (нет, не все девочки любят иг
рать в футбол, т.е. некоторые девочки не любят играть в футбол);
в) некоторые уроки проходят на улице (нет, никакие уроки не прохо
дят на улице);
г) все дети любят пирожные (нет, не все дети любят пирожные, т.е. не
которые дети не любят пирожные);
д) иногда кошки и собаки дружат (нет, никогда кошки и собаки не дружат);
е) некоторые мамы не любят подарки на 8 Марта (нет, все мамы лю
бят подарки на 8 Марта).

3. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ЦИКЛ”

ЗАДАНИЕ 16 .
Следует дать детям возможность самостоятельно рассмотреть кар
тинки. Учитель обсуждает с детьми, как они поняли, почему робот не вер
нулся с рыбалки. Здесь дети могут предложить самые разные условия
окончания рыбалки. Например, пока не наловишь 20 рыб, пока не зай
дет солнце, пока не придет время обеда, пока не поймаешь рыбу весом 5
13
кг, пока не придет Незнайка и т.д.
Следует подчеркнуть, что любое из условий подходит (если оно разум
но), но Незнайка должен был указать хотя бы одно. Вопросы классу:
Чем отличается этот алгоритм от предыдущих?
Что здесь необычного?
Нужно добиться ответа, что здесь присутствует повторение некоторых
действий. Учитель с помощью детей рисует на доске блок схему этого алго
ритма:

НАЧАЛО
НАЧАЛО


НАСАДИТЬ
НАСАДИТЬ
НАЖИВКУ

ЗАБРОСИТЬ
В ВОДУ


ЖДАТЬ, КОГДА
ЖДАТЬ, КОГДА
КЛЮНЕТ РЫБА


ПОЙМАТЬ
ПОЙМАТЬ
РЫБУ


ДА
СТОП
НЕТ

Учитель обращает внимание детей на то, что:
а) команда, изображенная стрелочкой вверх, создает замкнутую це
почку команд (от “насадить наживку” до команды в ромбе);
б) эта цепочка (набор, группа) команд могла бы исполняться беско
нечно (т.е. мы бы до конца урока крутились по этой цепочке), если бы не
команда в ромбе, которая прекращает выполнение этой цепочки команд,
как только условие, записанное в нем, начинает выполняться.
Такие команды, которые создают повторение действий, называются
циклом. Циклы очень часто встречаются в заданиях (когда что нибудь
надо выполнить несколько раз). Учитель, задавая наводящие вопросы,
просит детей дать точное определение цикла:
ЦИКЛ – ЭТО КОМАНДЫ АЛГОРИТМА, ОПИСЫВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ,
КОТОРЫЕ НАДО ПОВТОРИТЬ НЕСКОЛЬКО РАЗ.
Пунктиром изображена команда выхода из цикла, про которую за
был Незнайка.

ЗАДАНИЕ 17.
Алгоритм сбора пирамидки:
1. Возьми колесико с палочкой.
2. Выбери самое большое ненадетое колесико.
3. Надень его на палочку.
4. Повторить строки с 2 по 3, пока есть ненадетые колесики.
5. Надень верхушку.
6. Стоп.

14
Блок схема выглядит следующим образом:
НАЧАЛО
v
1
v
2
v
3
v
ЕСТЬ
да
НЕНАДЕТЫЕ
КОЛЕСИКИ?

v нет
5
v
СТОП

В оставшееся до конца урока время выполняется ЗАДАНИЕ 18: если
времени достаточно, то полностью, если нет, то проговорить и оставить
на дом. Учитель обсуждает с детьми алгоритм сбора грибов. Должен по
лучиться примерно следующий алгоритм:
1. Приди на полянку.
2. Найди гриб.
3. Если гриб съедобный, то сорви его.
4. Повторить строки со 2 по 3, пока на полянке есть грибы.
5. Стоп.

Затем учитель или один из учеников заполняет на доске блок схему,
обсуждая ее заполнение со всем классом. Должна появиться следующая
блок схема:
НАЧАЛО
v
приди на полянку
v
найди гриб
v
нет
съедобный?

v да
сорви
v
да
обошел все СТОП
нет
грибы?


Учитель просит назвать в алгоритме и показать на блок схеме цикл
(команды в строчках со 2 по 4).

4. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Итак, сегодня на уроке мы вспомнили, как построить отрицание для
какого нибудь высказывания, и узнали, что такое цикл и для чего он нужен.
Домашнее задание. ЗАДАНИЯ 19, 18 (доделать, если не успели на уро
ке).
15
Урок 6. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ
6.
РАБОТЕ
ЦЕЛИ:
1. Повторение и закрепление пройденного материала.
2. Подготовка к контрольной работе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: Подготовить на доске
блок схему к заданию 26.
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ 19.
К доске вызывается ученик, а учитель ходит по классу и просматрива
ет, как остальные ученики справились дома с домашней работой. Следует
добиться, чтобы на доске (после возможных исправлений) появился следу
ющий алгоритм:
Куда спрятались звери?
1. Найди очередного зверя
2. Раскрась его
3. Впиши его в таблицу
4. Повторить строки с 1 по 3, пока есть звери
5. Стоп
Попросите детей указать в алгоритме цикл. Вспомните вместе с деть
ми, что такое “алгоритм”, что такое “высказывание”, что такое “ложное
высказывание” и “истинное высказывание”, что такое “ветвление” и как оно
изображается на блок схемах, что такое цикл.
2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОЙ ТЕМЫ “ЦИКЛ”

ЗАДАНИЕ 20.
Необходимо сначала дать детям возможность поработать самостоятель
но, предварительно обратив внимание на то, что здесь два вложенных цик
ла (один в другом) (яблоки на яблоне и яблони в саду). Через некоторое вре
мя проверить на доске:
НАЧАЛО
v

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign